Современная православная икона прп. Брендана Мореплавателя Святой Брендан (Брандан, Брандон; Brendan, Brandan, Brandon), называемый «Мореплавателем», был одним из величайших подвижников за всю историю Ирландии. Его ранние жития не сохранились: до нас дошли латинские и ирландские рукописи конца XII века, анналы и генеалогии, традиции и легенды, связанные с ним. Он также упоминается в житиях некоторых других ирландских святых. На протяжении веков ирландцы любят и почитают прп. Брендана, как одного из величайших церковных деятелей и героев за свою историю. Ранние годы Святой родился в 484-м или 486-м году, а преставился, согласно разным версиям, в 575-м, 577-м или 583-м году, дожив почти до ста лет. Его родителей звали Финнлуг и Кара. По преданию, местом его рождения был островок Фенит (Fenit) к северо-западу от рыбацкой деревни с тем же названием, в 9 км от города Трали (Tralee) ирландского графства Керри – на юго-западной оконечности «Изумрудного острова». В 2000-е годы на близлежащем острове Грейт-Самфайр (название переводится «критмум» – морская съедобная водоросль) у входа в гавань воздвигнута массивная бронзовая статуя прп. Брендана. Он был крещен в младенчестве святым епископом Эрком Сланским (Erc of Slane). В ночь, когда Брендан родился, Эрк увидел неземной свет и сонм ангелов в сияющих одеждах, спускавшихся с небес к дому родителей святого. Святой источник «Tobar na Molt» близ города Трали, в котором свт. Эрк крестил прп. Брендана, сохранился и посещается паломниками, приезжающими за исцелением и духовным укреплением. Рядом с источником стоит часовня с маленьким престолом и фигурами святых Брендана, Эрка и Иты. Вероятно, позднее свт. Эрк рукоположил Брендана во пресвитера. Фенит - родина прп. Брендана Мореплавателя, с островом и гаванью, гр. Керри, Ирландия В ночь, когда Брендан родился, Эрк увидел неземной свет и сонм ангелов в сияющих одеждах, спускавшихся с небес к дому родителей святого По преданию, в двухлетнем возрасте свт. Эрк отдал маленького Брендана на попечение прославленной преподобной игуменье Ите из монастыря Киллиди в Лимерике (Ita of Killeedy; память: 15 января), прозванной «кормилицей ирландских святых».

http://pravoslavie.ru/139561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Брендан Клонфертский. Икона. ХХ в. [Брендан Мореплаватель; лат. Brendanus Clonfertensis; ирл. уменьшительное Brendán от Brénaind, Brénfind - седовласый, Braenfind - чистая капля; полное имя - Brendán moccu Alte] (484 или 486, графство Керри, юго-зап. Ирландия - 577 или 583), св. (пам. зап. 16 мая). Происходил из маленького племени алтрагье (Altraige, отсюда родовое имя мокку Алте), воспитывался и обучался в школе для мальчиков, к-рой руководила св. Ита († 570 или 577), затем у аббата св. Иарлата († 540). Приняв постриг и сан священника, Б. К. получил в управление аббатство Ардферт в родном графстве Керри. В 558 или 564 г. основал мон-рь Клонферт, а также ряд др. мон-рей на островах р. Шаннон и оз. Лох-Корриб. По сообщению Адамнана , Б. К. посетил св. Колумбу в мон-ре Иона , побывал в Стратклайде (Шотландия), Уэльсе и, возможно, в Бретани (Зап. Франция). В IX в. Б. К. стал героем «Navigatio sancti Brendani Abbatis» (Плавание св. Брендана аббата) - христ. легенды о путешествии по океану в поисках «Земли обетованной» (ирл. Tir Tairngiri). Плывя на запад в кожаной лодке с 17 спутниками, он достиг земли и через 7 лет вернулся. Согласно легенде, мореплаватели обнаружили чудесные плоды, насыщавшие их на много дней вперед, остров, где Иуда отдыхал от адских мук, и могли свободно объясняться с жителями стран, к-рые они посетили. На формирование ирл. образа «Земли обетованной» оказали влияние как ВЗ, так и представления о кельт. Элизиуме, расположенном где-то на западе, к-рого пытались достичь в маленьких лодочках святые отшельники в скитаниях Христа ради и герои саг, одна из к-рых («Плавание Майль-Дуйна») старше легенды о Б. К. Позднее эти острова отождествлялись с Канарскими, а в наст. время есть версия об открытии Б. К. Америки (Г. Эш) задолго до Лейва Счастливого (80-е гг. Х в.). Сохранилось более 100 списков «Плавания» в 6 редакциях (с X в. и на латыни), не включая переводов и адаптированных текстов. Существует 7 редакций Жития Б. К., но основные тексты сокращены или искажены под воздействием «Плаваний». Наиболее ранняя фиксация легенды о плавании содержится в Житии св. Мало (ркп. X в.), где Б. К. оказывается валлийцем, аббатом Лланкарвана, а Мало - его учеником. Существовала сатирическая версия, созданная в Англии в XI-XII вв., подвергавшая осмеянию и объявлявшая ересью легенду о плавании. Самому Б. К. приписывают значительную по объему литанию, в к-рой использованы сюжеты Свящ. Писания.

http://pravenc.ru/text/153413.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Брендан Клонфертский, Мореплаватель, прп. - житие Святой Брендан Клонфертский (484 - 577 или 583 по разным источникам), прозванный «Мореплавателем» или «Путешественником» — происходил из кельтского племени алтрагье. Родился в Трале на западном побережье Ирландии, до крещения звали его Киаррайгт Луахра. Пять лет был на воспитании у св. Иты, а затем он перешел на попечение епископа Эрка, который со временем рукоположил его во священника. Среди учителей Брендана называют и св. Ярлафа Туамского. Около 559 года Брендан стал монахом и основал монастырь в Клонферте. В то время у православных христиан Ирландии была интересная традиция. Было принято практиковать “имрам” (об этом термине было сказано выше) как своеобразную форму отшельничества. Ирландские монахи отправлялись в странствия во славу Бога, путешествовали проповедуя христианство. В отличие от паломничества, где главной целью является все же конечный пункт, здесь важно было само странствие. И не всегда это странствие было связано с миссионерскими целями. Если пустынники Востока с аскетической целью удалялись в пещеры - то их собратья в Ирландии с той же целью в одиночку плавали на лодках, практикуя “имрам”. Брендан, судя по всему, немало путешествовал: согласно ирландским источникам, он навещал св. Колумбу в его монастыре в Шотландии, основал монастырь в Уэльсе, посещал Бретань. Вероятно, репутация путешественника, и какие-то реальные истории случившиеся во Св.Бренданом послужила поводом к тому, что он стал главным героем сочинения «Плавание святого Брендана», написанного в VIII или IX веке. Это замечательное произведение рассказывает о плавании Брендана и 60-ти его спутников-монахов на запад, в поисках островов Блаженных. Неизвестный автор столь искусно соединил мотивы, заимствованные из христианских апокрифов и ирландского фольклора, в увлекательное повествование, что его творение пользовалось огромной популярностью на протяжении всего Средневековья. Сохранилось 116 латинских рукописей «Плавания», а также его переводы на среднеанглийский, старофранцузский, фламандский, итальянский, немецкий, исландский языки. Впрочем, «Плавание святого Брендана» продолжают переводить и читать до сих пор, в частности в России эту книгу недавно выпустило издательство “”Азбука-классика“.

http://pravicon.com/info-1880

Преподобный Фурсей Святой Фурсей (также Фурса, Фурси) родился около 567 года в Ирландии в благородной семье. Его отца звали Финтан, а мать носила имя Гелгес. Родители святого происходили из королевства Манстер (ныне одноименная провинция на юго-западе республики Ирландия). Младенца Фурсея крестил преподобный Брендан Мореплаватель, основатель великого монастыря Клонферт. Когда угодник подрос, он принял монашество и стал подвизаться в Клонфертской обители королевства Коннахт (ныне провинция на западе Ирландии) под духовным руководством учеников святого Брендана. Юный подвижник особенно любил изучать Священное Писание. После Клонферта будущий светильник Церкви продолжил монашескую жизнь и обучение на острове Инискуин (озеро Лох-Корриб в западной Ирландии) под руководством одного аскета. Позднее Фурсея рукоположили во пресвитера. Больше половины своей долгой жизни святой прожил в родной ему Ирландии , где основал знаменитый монастырь Ратмат, находившийся, возможно, на территории нынешнего графства Клэр и ставший прославленным центром ирландского монашества. Монастырь при святом Фурсее стал славиться аскетическими традициями. Управляя этой обителью, святой Фурсей собрал вокруг себя множество учеников; большую же часть времени угодник посвящал изучению слова Божия, молитве и богомыслию. Братия жили в скромных маленьких деревянных домиках-келлиях вокруг главной церкви, обрабатывали землю, держали скотину и имели множество других послушаний. Ангел дал святому наставление: в первую очередь всюду проповедовать покаяние Фурсей — великий подвижник, провидец и один из наиболее блестящих проповедников-ирландцев той эпохи, просветивший небольшую часть Британии и отдельные районы континентальной Европы. Святость Фурсея проявлялась еще с детства, и уже в юном возрасте он сотворил первые чудеса. С ранней молодости святой часто сподоблялся видений духовного мира, в том числе и загробной жизни. Нередко во время этих видений его душа покидала тело. Однажды ангелы подняли его в воздух, напевая небесные песни: «Святые будут восходить от силы в силу, явится Бог Богов в Сионе» и «Свят, свят, свят Бог, Господь сил!» Ангелы исцелили его от смертельной болезни. В другой раз ангел предсказал Фурсею его миссионерское будущее и дал ему наставления: в первую очередь всюду проповедовать покаяние, куда бы ему ни довелось поехать. В одном видении ангелы открыли Фурсею, что Ирландия будет на время сражена голодом и эпидемией чумы после его смерти. Это предсказание сбылось, поскольку через 14 лет после смерти преподобного на этом «изумрудном острове» вспыхнула бубонная чума.

http://pravoslavie.ru/97437.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Брендан, игумен Биррский († 562 или 573, память 29 ноября) Святой Брендан (Brendan of Birr) был из кельтов. Он родился в семье Фергюса Макроя (Fergus MacRoy) и был современником Брендана Мореплавателя (память 16 мая) и его духовным учеником через посредство св. Финиана, игумена Клонардского (память 12 декабря). Древний, но неполный манускрипт, гласит, что 12 апостолов Ирландии, бывших вместе в школе св. Финиана, видели чудесный цветок из Земли Обетованной. Поминаемый ныне св. Брендан был избран по жребию, чтобы отправиться на его поиск. Но он был слишком стар и дряхл, и вместо него на поиски отправился св. Брендан Клонфертский. Витраж, на котором изображён св. Брендан Биррский в храме св. Брендана, Бирр Его монастырь в Бирре располагался где-то неподалёку от Парсонстауна (Parsonstown), Оффали (Offaly). Говорят, что его руины находятся около площади Эммет, где располагается старый храм св. Брендана. Он был большим другом и советником святого Колумбы (память 9 июня). Он вмешался в работу синода в Мелтауне (Meltown), Мит (Meath) чтобы положить конец отстранению от причастия св. Колумбы. Позднее св. Колумбы видел душу св. Брендана, возносимую ангелами на небеса в день его кончины. Колумба тотчас произнёс специально памятное слово в монастыре Айона задолго до того, как получил подтверждение о кончине своего наставника. Согласно «Gospels of MacRegal» или «Mc Regol» (IX век), школа св. Брендана в Бирре сохранилась и впоследствии. Эта книга, находящаяся сейчас в Бодлианской библиотеке, Оксфорд, представляет собой прекрасный пример ирландской образованности. Тропарь св. Брендану Биррскому, глас 8 Most glorious ascetic and chief of Ireland’s Prophets, O Father Brendan, thou wast a bright beacon in the western isle guiding many to salvation./ At thy heavenly birthday the Angels rejoiced and miraculously announced their joy to our Father Columba./ The prayers of the righteous avail much for us sinners./ Wherefore O Saint, pray to God for us that He will find us a place in the Mansions of the Blest. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Там солнце никогда не заходило, было много гор, птицы пели неописуемо красиво, река протекала с востока на запад, а все растения были вечно цветущими. Барринд провел там год. Услышав его историю, Брендан выбрал 14 монахов из братии, вернулся в родной Керри, и они вместе отчалили на смастеренной своими руками лодке на деревянном каркасе, обтянутом воловьей шкурой. Такие лодки назывались «куррах». Запасов еды и питья хватило бы им на 40 дней, но монахам было суждено бороздить просторы Атлантического океана целых 7 лет! Во всех версиях «Плавания» Брендан с учениками долго искали «новую землю обетованную» («Райскую землю, обетованную святым», «остров блаженных»), нашли такой остров и провели на нем некоторое время, пережив немало интересных, захватывающих и опасных приключений. На протяжении странствования монахи придерживались ежедневного круга своих обязанностей, состоявшего из богослужений, молитв и труда. Задержавшись на «острове блаженных» на некоторое время, прп. Брендан якобы забрал с собой немного райских фруктов, драгоценных камней и поплыл обратно. Согласно современным исследователям, авторы саги находились под влиянием апокрифической христианской литературы, а также ирландской и скандинавской мифологии; но немалую роль сыграли исторические факты и фантазии самих авторов. Текст сохранился в ранних средневековых латинских рукописях, не считая версий на среднеанглийском, немецком, французском, фламандском, итальянском, норвежском и провансальском языках. Эта восхитительная и очаровательная сага, переведенная на многие современные языки и опубликованная в странах всего мира, несомненно, содержит назидательные элементы и сохраняет популярность по сей день. По мнению ряда историков, прп. Брендан и его ученики, действительно, могли совершить семилетнее плавание по Атлантике к западу от родных берегов, посещая одни и те же острова в дни Церковных праздников каждый год для служения литургии. Однако главной целью их странствий была непрестанная молитва Богу (как аскетическая практика; в таком случае океан служил им «пустыней»), строительство церквей и часовен, обращение в веру обитателей островов и, возможно, распространение ирландских манускриптов. Не исключено, что эти бесстрашные миссионеры за 1000 лет до Христофора Колумба и за несколько столетий до викингов достигли берегов Северной и Центральной Америки, Гренландии, Ньюфаундленда, или даже Южной Америки и Канарских островов!

http://pravoslavie.ru/139561.html

Усыновление на приходе давно уже перестало быть из ряда вон выходящим событием. «Бывает, что сын звонит мне и начинает разговор со слов: ”У нас радость”, — улыбается мама о. Сергия и координатор сестричества Людмила Ивановна Красникова. — Ну, я сразу спрашиваю: ”Усыновление или Катя беременная?”» Для старших детей в семье батюшки есть график общения с папой. Матушка Екатерина и так целый день с ними. А папа почти недоступен. Когда машина о. Сергия, до отказа наполненная детьми, едет по Ростову, гаишники их не штрафуют, а только интересуются, какой сегодня церковный праздник. «А мы им наш приходской журнал дарим, ”Источник”, и каждую остановку используем в миссионерских целях», — смеется о. Сергий.   Святой Брендан и молитва на озере А начинается миссия Церкви с детских качелей, каруселей и песочницы у стен храма. «Когда их только поставили, бабушки заворчали: вот, дескать, еще один развлекательный центр, — вспоминает о. Сергий. – «А вы хотите, чтобы дети сызмальства в подворотнях клей нюхали и пиво потягивали?» — спросил я их, и вопрос закрыли». Теперь вся малышня округи играет в церковной ограде. Самые любопытные даже в храм заходят. Некоторые остаются. А приход делает все, чтобы сделать жизнь юных прихожан насыщенной и интересной. Чего только стоит майский водный поход, посвященный памяти ирландского мореплавателя святого Брендана. Преподобный Брендан жил в VI веке в Ирландии и прославился тем, что в поисках острова Блаженных совершил вместе с друзьями-монахами семилетнее путешествие на кожаных челнах по Атлантическому океану. Их путь сопровождался многими приключениями. Например, Пасхальную литургию они отслужили на спине огромного кита, приняв его за остров. А когда тот не ко времени проявил беспокойство, святой Брендан усмирил его молитвой. Судя по жизнеописанию, изложенному в книге «Житие святого Брендана, Клонфертского аббата»( XIV век), монахи нашли то, что искали, но только это был не райский остров, а земной материк — Северная Америка, как считают некоторые ученые.

http://pravmir.ru/blagoslovennyj-ostrov-...

Брендана, которым пользовались монашествующие в VI веке! Сохранились также остатки крестов и другие реликвии рядом с развалинами трех «келлий-ульев» пустынников, одной из которых некогда пользовался прп. Брендан. Ни мыши, ни крысы не поселялись на острове, пока на нем совершалась монашеская молитва С этим местом связано немало легенд. Историк Геральд Камбрийский из Уэльса в XII веке рассказывал, что, пока на острове Иннишглора продолжалась монашеская жизнь, тела покойников не предавали земле, и они оставались абсолютно нетленными. Их оставляли на открытом месте, чтобы потомки видели совершенно нетронутые тела своих предков на протяжении поколений (традиция прекратилась, когда монахи ушли с острова). Тот же историк свидетельствовал, что ни мыши, ни крысы не поселялись на острове, пока на нем совершалась монашеская молитва. Хотя грызуны обитали на других ирландских островах тысячами, здесь не было замечено ни одного! Даже если кто-нибудь привозил с собой одну особь, она сразу умирала или убегала и прыгала в океан. Корабли, проплывавшие мимо Иннишглоры, всегда приспускали паруса, отдавая должное прп. Брендану, чья чудотворная деревянная статуя стояла в церкви Св. Брендана на острове (перед этой статуей молились о роженицах). На острове до сих пор растет чеснок, посаженный братией более 1000 лет назад. Великий мореплаватель Однако большая часть жизни прп. Брендана прошла в странствиях и плаваниях по морю (отличительная черта ирландских подвижников), за что его прозвали «Мореплавателем», или «Путешественником». В VIII и IX веках одним ирландским монахом была составлена сага под названием «Плавание святого Брендана» (Navigatio Sancti Brendani), а позднее другими авторами написаны более красочные версии. Хотя она пользовалась огромной популярностью в Средние века, сага превратила образ исторического Брендана – аскета, игумена и мореплавателя – в полумифического искателя приключений с экстраординарными способностями, совершавшего невероятные подвиги. Рассказ о «Плавании Брендана» сводится к тому, что, когда преподобный был игуменом Клонфертским, его навестил монах Барринд , поведавший, что ему удалось пройти через густой туман и достичь «Небесного Иерусалима», который был «сплошь из драгоценных камней».

http://pravoslavie.ru/139561.html

291 Святые отшельники играли исключительную роль в кельтском христианстве; как следует из приведенной истории, их слушались даже аббаты. Отметим, что в ранней английской церкви отшельничество также имело большее значение, чем в других странах Европы, в чем отразилось влияние кельтской традиции. 292 Мф. 11:29. 293 Неизвестно, в чем кельтский ритуал крещения противоречил общепринятому. В кельтской церкви сохранилось немало пережитков язычества, что сказалось и в принятой ирландскими монахами форме тонзуры (см. ниже). 294 Современный Честер; имя Каэрлегион принадлежало также нынешнему Карлиону. В этом городе, в римское время называемом Дева, находился лагерь (castrum) 20-го легиона. По данным «Англосаксонской хроники» битва у Честера произошла в 604 г.; после нее город оставался заброшенным до IX в. 295 В кельтских монастырских «семьях» могло насчитываться весьма большое число монахов. В Ирландии св. Комгалл Бангорский, св. Брендан Клонфертский и св. Финиан Клонардский имели каждый по три тысячи учеников, живших вместе с ними. Однако в менее населенном Уэльсе монастырь в Бангоре был самым крупным; он находился в Гвинедде (Северном Уэльсе) сравнительно недалеко от Честера. 296 Возможно, имеется в виду Брокмайл или Брохфаэл Исгитрог (Клыкастый), правитель валлийского королевства Поуис, однако, по данным источников, он не дожил до битвы при Честере. В «Англосаксонской хронике» этот персонаж ошибочно назван Скрокмайлом. 297 Хотя Беда дружелюбно относится к ирландцам и пиктам, он везде резко осуждает бриттов и их церковь-прежде всего за отказ крестить англосаксов. Возможно, в его отношении отразилась и давняя враждебность отношений между бриттами и завоевателями-англами. Отсюда и странное для святого злорадство по поводу убийства безоружных монахов королем-язычником. 298 Буквально emporium-kpynhый порт, обычно в устье реки. Лондон был таковым еще в римское время, хотя в V-VI вв. его роль уменьшилась из-за общего упадка торговли. С конца VI в. в Лондоне находилась столица королевства Эссекс, основанного Эсвином около 527 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/440649/

В самом завершении плавания преподобный с братией находят то, ради чего покинули дом. Текст «Путешествия», точнее, одна из его версий, приведённая Джесси Кросландом, указывает на то, что в какой-то момент поисков святой повернул на Восток и судно подошло к острову, окружённому стеной из кристалла. Если под «кристаллом» понимать не только очевидный религиозный символ, но считать, что речь вновь идёт о льдах айсберга, то само место расположения Острова Обетованного Святым окажется севернее варианта, указанного автором «Плавания». Предположим, что ирландские перегрины двигались в северо-восточном направлении. Перед ними оказалась Скандинавия, огибая которую они, при благоприятной погоде, могли дойти до Кольского полуострова, но далее пути нет. До конца IX века (время существенного потепления), согласно палеоклиматологическим наблюдениям, в Белое море этим маршрутом проникнуть было нельзя. Возможно, святой Брендан после посещения Шетландских островов отправился в Балтику и далее – до Приладожья. Он плыл к земле, о которой рассказывали предания античного мира, к земле гипербореев, острову Туле. Или его вдохновил рассказ о святом Андрее Первозванном, который, после проповеди в Киеве и на Севере Руси, путём «из варяг в греки» достиг Валаама. На парусе клонфертских путешественников вышит крест (по крайней мере, иконографическая традиция, от средних веков до наших дней, его туда помещает) – крест в сочетании с кругом, которому, со временем, предстояло стать одним из христианских символов Северо–Западной Руси. Появление кельтского креста связано со следующим преданием из Жития святого Патрика. Когда просветитель Ирландии вёл спор с друидами и узнал, что они поклоняются Солнцу, то приказал своим ученикам перечеркнуть круги, символизирующие светило, крестом, произнеся при этом: «Мы тоже верим в Солнце – Солнце Правды – Христа». Крест святого Патрика изображался на облачениях святых Ирландии и Британии, им украшали храмы, его возводили на надгробиях; высокие кресты VII-X веков изумляют изяществом работы, их можно обнаружить во многих уголках кельтских островов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010