Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИС (Шипулин Владимир Павлович; 27.12.1874, г. Вельск Вологодской губ.- 23.02.1938, Узбекистан), архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский. В 1896 г. окончил Вологодскую ДС, в 1900 г.- МДА со степенью канд. богословия, в том же году пострижен в монашество с именем Б. и назначен помощником инспектора академии. 14 янв. 1901 г. рукоположен во иеродиакона, 31 марта - во иеромонаха. В 1902 г. назначен инспектором в Курскую ДС, в 1904 г.- ректором Псковской ДС с возведением в сан архимандрита. В 1905 г. переведен в Москву на должность синодального ризничего и настоятеля ц. в честь Двенадцати апостолов в Московском Кремле. С 1906 г. настоятель московского Новоспасского мон-ря. Благодаря усилиям Б. в мон-ре были отремонтированы Знаменский, Преображенский и Екатерининский храмы, Покровский собор, братский корпус, заново отделаны Сергиевская ц., колокольня и св. врата. Б. многое сделал для восстановления монастырской жизни, упорядочения богослужения, организовал беседы с прихожанами. 30 окт. того же года назначен благочинным ставропигиальных мон-рей. 3 марта 1909 г. в Новоспасском мон-ре под председательством Б. состоялось собрание настоятелей всех ставропигиальных мон-рей, на к-ром обсуждалось состояние монастырских школ для послушников. В соответствии с принятыми на собрании решениями мн. закрытые ранее школы были восстановлены, в тех, где проводились занятия, был наведен порядок. 16 сент. 1909 г. Б. назначили ректором Московской ДС. Еп. Борис (Шипулин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Еп. Борис (Шипулин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 24 июня 1912 г. свт. Владимир (Богоявленский) , митр. Московский, в сослужении 6 архиереев в храме Христа Спасителя совершил хиротонию Б. во епископа Винницкого, вик. Подольской епархии. 14 февр. 1914 г. Б. был переведен на Балтское вик-ство той же епархии, 12 февр. 1915 г. назначен епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии, настоятелем казанского Кизичского мон-ря . Участвовал в Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. в качестве зам. митр. Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого) .

http://pravenc.ru/text/153169.html

Летом 1919 г. в связи с угрозой наступления Красной Армии из Перми в Сибирь была эвакуирована значительная часть духовенства, а также временно управляющий Пермской епархией еп. Борис (Шипулин) . В кон. июня - нач. июля выехал с семьей в Омск и свящ. Л. Викторов. В сент. того же года он переехал в Томск, где оставил жену на попечение знакомых и поступил военным священником в армию адмирала А. В. Колчака. В янв.-февр. 1920 г. участвовал в т. н. Ледяном походе отряда ген. В. О. Каппеля на Иркутск и в Забайкалье. Получил в походе обморожение рук и ног. В 1921 г. прибыл во Владивосток, где узнал по сообщению из Томска о смерти жены от тифа. Перешел в подчинение Владивостокского еп. Михаила (Богданова) , был возведен в сан протоиерея. Летом 1922 г. стал главным военным священником сформированного в Приморье соединения белых войск («Земская Приамурская рать») под командованием ген. М. К. Дитерихса. В окт. того же года отступил с разгромленными белыми войсками и русскими беженцами на китайскую территорию. Самостоятельно, без благословения правящего архиерея («руководствовался иерейской совестью») организовал ок. 10 приходов в местах расселения русских беженцев в Китае и Корее. Служил в г. Хуньчунь (пров. Гирин, Китай). Весной 1923 г. переехал в Харбин, был принят в клир Харбинской епархии РПЦЗ. Стал проповедником в кафедральном Николаевском соборе Харбина. 24 сент. 1924 г. чрезвычайным Епархиальным собранием избран членом Епархиального совета, с окт. того же года занимал должность его секретаря. В 1925 г. перешел в клир Пекинской епархии РПЦЗ, был назначен и. о. настоятеля Александро-Невской ц. в г. Ханькоу (ныне в составе г. Ухань, пров. Хубэй). В 1927 г. вернулся в Харбин, служил в Алексеевской ц. на Зелёном базаре. В том же году переведен священником в кафедральный Николаевский собор. Согласно некоторым сведениям, в нач. 30-х гг. получал предложения от архиепископов Пекинского Симона (Виноградова) и Североамериканского Аполлинария (Кошевого) занять викарную кафедру в их епархиях, однако отказался, посчитав себя недостойным архиерейства. С 1927 г. читал лекции на богословско-пастырских курсах в Харбине. В 1934 г. стал преподавателем Свящ. истории ВЗ на богословском фак-те Харбинского ин-та св. Владимира. Также преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Харбина, в т. ч. в гимназии Христианского союза молодых людей. Участвовал в великопостных религиозно-нравственных чтениях при Благовещенской ц. Харбинского подворья Пекинской духовной миссии, был цензором церковных изданий. В 1937 г. назначен ключарем (и. о. настоятеля) кафедрального Николаевского собора. Избран членом Епархиального совета и членом Епархиальной комиссии законоучителей.

http://pravenc.ru/text/2565274.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ВРЕМЕННОЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ (ВВЦУ Сибири), было сформировано на сибир. Соборном Церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. Открытие первого в истории РПЦ провинциального Соборного совещания состоялось в томском кафедральном Троицком соборе, работа проходила в Покровском домовом храме (в актовом зале) нового Томского жен. епархиального уч-ща. На совещании присутствовали 39 делегатов, представлявших епархии Сибири, Урала и Поволжья, территории к-рых находились под властью правительства адмирала А. В. Колчака, провозглашенного Верховным Правителем России. Из архиереев в совещании участвовали: митр. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) , избранный почетным председателем совещания; архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) , Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) , Иркутский и Верхоленский Иоанн (Смирнов) , Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) , епископы Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) , Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) , Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский) , Енисейский и Красноярский Назарий (Андреев), Чебоксарский вик. Казанской и Свияжской епархии Борис (Шипулин) , Берёзовский вик. и управляющий Тобольской и Сибирской епархией Иринарх (Синеоков-Андреевский) , викарии Томской и Алтайской епархии Бийский Иннокентий (Соколов) и Барнаульский Гавриил (Воеводин) . Среди делегатов совещания были представители духовенства и мирян, участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в частности прот. Иаков Галахов , главноуправляющий правительства адмирала Колчака по делам вероисповеданий, проф. П. А. Прокошев, а также бывш. ректор Томского ун-та, министр народного просвещения Сибирского временного правительства В. В. Сапожников. Ввиду невозможности связаться с Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном делегатами совещания было принято решение об образовании ВВЦУ Сибири, полномочия к-рого признавались до восстановления прерванной гражданской войной связи с патриархом. В управление вошли архиеп. Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора Прокошев и Л. И. Писарев, главой управления был избран архиеп. Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский).

http://pravenc.ru/text/161101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЖЕГОРОДСКОЙ СЛОБОДЫ ГРАДА УФЫ ВИКАРИАТСТВО [Слободы Нижегородка града Уфы, сокращенное (неточное) название - Нижегородское вик-ство г. Уфы] (далее - Н. с. в.) Уфимской епархии, существовало с перерывами в 1923-1937 гг. Получило название по слободе на юж. окраине Уфы, где находилась деревянная 3-престольная Крестовоздвиженская ц. с кафедрой викариев. Архиереи титуловались епископами Нижегородской слободы града Уфы, слободы Нижегородка града Уфы, или (сокращенно) Нижегородскими епископами г. Уфы. С лета 1922 г. в Уфимской епархии при поддержке властей распространялось обновленчество . 19 окт. того же года был арестован Уфимский еп. Борис (Шипулин ; впосл. архиепископ). Вступивший во временное управление епархией Златоустовский викарий еп. Николай (Ипатов) уклонился в раскол. В нояб. экстренное собрание правосл. духовенства и мирян избрало временно управляющим Уфимской епархией приехавшего в Уфу по приглашению Союза приходов города еп. Андрея (Ухтомского) . В том же месяце для противостояния обновленчеству в соответствии с постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона , Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) от 20 нояб. 1920 г. и с посланием патриаршего заместителя Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. еп. Андрей провозгласил Уфимскую епархию временно автокефальной (так в документах того времени нередко именовалось самоуправление). Для сохранения правосл. иерархии и обеспечения канонической преемственности управления епархией еп. Андрей в соответствии с определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. «О викарных епископах» и с постановлением Синода и ВЦС от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов принял решение учредить ряд вик-ств. В нояб. 1922 г. еп. Андрей вместе с возвратившимся в Церковь из раскола еп. Николаем (Ипатовым) хиротонисал Трофима (Якобчука) во епископа Бирского и Марка (Боголюбова) - во епископа Стерлитамакского. После ареста 9 дек. 1922 г. еп. Андрея епископы Трофим и Марк совершили хиротонии Аввакума (Боровкова) во епископа Староуфимского (11 дек.) и Иоанна (Пояркова ; впосл. архиепископ) во епископа Давлекановского (12 дек.).

http://pravenc.ru/text/2565216.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоасаф (Удалов). Икона. Нач. XXI в. (Удалов Иван Иванович; 5.04.1886, Уфа - 2.12.1937, Казань), сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Чистопольский. Сын ремесленника-часовщика, ставшего впосл. купцом. Окончил в 1900 г. Уфимское ДУ, в 1906 г.- Уфимскую ДС. На первых курсах семинарии познакомился с Уфимским и Мензелинским еп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит). В 1906 г. поступил в КазДА. Окончил академию в 1910 г. кандидатом богословия за соч. «Этическая проблема в современном идеализме» (написано под рук. В. И. Несмелова ). В июле того же года Волынским и Житомирским архиеп. Антонием (Храповицким) пострижен в монашество с именем Иоасаф в Богоявленском мон-ре г. Житомира и рукоположен во иерея. С 1 сент. 1910 г. преподаватель Житомирского пастырского уч-ща. С 3 окт. 1911 г. помощник инспектора КазДА. В июле 1912 г. возведен в сан игумена, определен настоятелем казанского Спасо-Преображенского мон-ря. Строго следил за соблюдением устава и правил в духе древнего благочестия, начал возведение часовни над мощами Казанского митр. Ефрема . В это же время был назначен председателем Совета Казанских миссионерских курсов, находившихся в Спасо-Преображенском мон-ре. На курсах 2 года обучались слушатели с общим средним или педагогическим образованием, к-рые затем могли стать священниками. И. преподавал на курсах общую и рус. церковную историю. С 1915 г. заведующий Казанскими миссионерскими курсами, возведен в сан архимандрита; также был председателем курсовых Педагогического совета и Хозяйственного комитета. Возглавлял курсы до их закрытия в кон. 1917 г. В нач. сент. 1918 г. отказался покинуть Казань с отступавшими белыми частями. Поскольку Казанский и Свияжский митр. Иаков (Пятницкий) и викарный Чебоксарский еп. Борис (Шипулин) выехали из Казани, а викарный Чистопольский еп. сщмч. Анатолий (Грисюк ; впосл. митрополит) в это время пребывал в Москве на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , И. с 10 сент. фактически руководил епархией. 12 сент. провел чин отпевания убитых красными после взятия Казани преподобномучеников - иноков казанского Зилантова в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . 22 сент. кремль Казани был объявлен военным городком, после чего был закрыт казанский Спасо-Преображенский мон-рь. И. организовал вывоз из мон-ря и кафедрального Благовещенского собора святынь - мощей святителей Гурия и Варсонофия и др. С возвращением в Казань 26 сент. в качестве временно управляющего Казанской епархией еп. Анатолия И. стал его ближайшим помощником, вошел в состав епархиального совета. Пребывал в Иоанно-Предтеченском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/578054.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Иркутской епархии (см. Иркутская и Ангарская епархия ), названо по г. Киренск (ныне Иркутской обл.), существовало в 1883-1930 гг. 6 авг. 1883 г. в ответ на ходатайство Иркутского еп. Вениамина (Благонравова) имп. указом было определено: в целях улучшения деятельности духовной миссии среди бурят-буддистов назначить начальника Иркутской миссии архим. Макария (Дарского) 2-м викарием Иркутской епархии с титулом «епископ Киренский» и совершить его хиротонию в Иркутске (Иркутские ЕВ. 1883. 40. С. 211-213). Синод принял соответствующее решение 17 авг. 1883 г. 9 окт. в иркутском в честь Вознесения Господня (Иннокентиевском) муж. мон-ре была совершена хиротония архим. Макария во епископа Киренского, 2-го викария Иркутской епархии, с оставлением его в звании начальника Иркутской миссии. Викарные епископы являлись настоятелями иркутского Вознесенского муж. мон-ря, где и проживали. В 1908 г. Киренский еп. Иоанн (Смирнов) возглавил епархиальное братство во имя свт. Иннокентия, еп. Иркутского, занимавшееся просветительской и благотворительной деятельностью (в 1901-1907 во главе братства стоял прот. иркутского Богоявленского собора Ф. Ф. Верномудров). В 1909 г. еп. Иоанн посетил Пекинскую и Японскую духовные миссии и передал Японскому архиеп. св. Николаю (Касаткину) икону свт. Иннокентия Иркутского, денежные пожертвования и часть книг из б-ки иркутского Вознесенского муж. мон-ря. В 1918 г. братство во имя свт. Иннокентия упразднили, последним его руководителем был Киренский еп. Зосима (Сидоровский; с дек. 1918 епископ Иркутский). В нач. 1921 г. власти закрыли иркутский Вознесенский мон-рь, настоятелем к-рого являлся Киренский еп. Борис (Шипулин) ; в присутствии епископа были вскрыты мощи Иркутского еп. свт. Иннокентия (Кульчицкого) . Последним Киренским епископом стал Ираклий (Попов) , хиротонисанный 27 сент. 1925 г. в Москве и в окт. того же года назначенный временно управляющим Иркутской епархией (до 18 нояб. 1926). Живя в Иркутске, еп. Ираклий организовал помощь ссыльному духовенству, боролся с григорианским расколом . 12 апр. 1927 г. епископ был арестован, приговорен к 3 годам ссылки, после окончания которой, в сент. 1930 г., назначен епископом Камышинским, викарием Саратовской епархии (по др. сведениям, это назначение состоялось в 1928). Впосл. К. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/1840169.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской (1866-1922), Херсонской и Одесской (1957-1958) епархий. Б. в. Подольской и Брацлавской епархии, титулярное, учреждено 9 нояб. 1866 г., названо по уездному городу Подольской губ. Балта. Резиденция Балтского епископа находилась в каменец-подольском муж. мон-ре в честь Св. Троицы. 22 янв. 1867 г. во епископа Балтского был хиротонисан ректор Каменец-Подольской ДС архим. Феогност (Лебедев) , 27 июня 1870 г. переведенный на Астраханскую кафедру. 8 нояб. 1870 г.- 16 февр. 1879 г. еп. Балтским являлся Вениамин (Павлов) . Его преемником был еп. Ианнуарий (Попов), после смерти к-рого († 5 сент. 1883) происходила частая смена Балтских епископов: в 1884-1886 гг. Балтским викарием был Иосиф (Баженов) , в 1886-1887 гг.- Анатолий (Станкевич), в 1887-1890 гг.- Димитрий (Самбикин) , в апр.-сент. 1891 г.- Акакий (Заклинский), в 1891-1895 гг.- Николай (Адоратский) , в 1896-1897 гг.- Иоаким (Левицкий) , в 1897-1902 гг.- Менандр (Сазонтьев), в 1902-1903 гг.- Кирион (Садзаглишвили, впосл. Католикос-Патриарх всея Грузии Кирион III ), в 1903-1905 гг.- Тихон (Василевский) , в 1905-1906 гг.- Димитрий (Абашидзе, в схиме - Антоний ). 26 февр. 1906 г. во епископа Балтского был хиротонисан архим. Никон (Бессонов) , при к-ром в 1908 г. открылся балтский муж. мон-рь во имя прп. Феодосия Великого. 27 февр. 1909 г.-14 февр. 1914 г. Балтским епископом был еп. сщмч. Амвросий (Гудко) , в 1914-1915 гг.- Борис (Шипулин) , в 1915-1918 гг.- Пимен (Пегов ; впосл. обновленческий «митрополит»). В 1918 г. во епископа Балтского был хиротонисан Герасим (Сораганов, по др. сведениям, Строганов), к-рый в 1922 г. уклонился в обновленчество . В 1924-1927 гг. обновленческая Балтская кафедра не замещалась, в 1927-1930 гг. временно управляющий - Гавриил Рогут. В 1923-1930 гг. также существовала Балтская кафедра Украинской автокефальной православной церкви , к-рую занимал Антон Гриневич. Б. в. было восстановлено в нояб. 1957 г. в составе Херсонской и Одесской епархии (г. Балта стал районным центром Одесской обл.). 17 нояб. 1957 г. в Успенском кафедральном соборе Одессы во епископа Балтского был хиротонисан Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 26 дек. 1957 г. еп. Пимен был переведен на Дмитровское вик-ство Московской епархии, на его место назначили еп. Доната (Щёголева) . После перемещения еп. Доната на Новосибирскую кафедру 8 сент. 1958 г. Б. в. прекратило существование. Лит.: Наречение и хиротония еп. Пимена//ЖМП. 1957. 12. С. 6-8, 17-20; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965 [Passim]; Акты свт. Тихона. C. 913. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77446.html

[  назад  ] Уфимская епархия Уфимская митрополия Образована 27 декабря 2011 года в составе Уфимской, Нефтекамской и Салаватой епархий. Уфимская епархия У. и Мензелинские (1859-1928); У. и Давлекановская (1928-1944); У. и Башкирская (1944-1952); У. и Стерлитамакская (1952- 1. Порфирий (Соколовский) ( 21 марта 1859 - 13 сентября 1860 ) 2. Филарет (Малышевский) ( 13 сентября 1860 - 28 февраля 1869 ) 3. Петр (Екатериновский) (  4 апреля 1869 - 19 ноября 1876 ) 4. Никанор (Бровкович) ( 25 декабря 1876 - 12 декабря 1883 ) 5. Дионисий (Хитров) ( 12 декабря 1883 -  8 сентября 1896) 6. Иустин (Полянский) ( 14 октября 1896 -  14 июля 1900) 7. Антоний (Храповицкий) ( 4 июля 1900 - 27 апреля 1902 ) 8. Климент (Верниковский) (  26 мая 1902 - 26 ноября 1903 ) 9. Христофор (Смирнов) ( 26 ноября 1903 -  17 октября 1908) 10. Нафанаил (Троицкий) ( 31 октября 1908 - 17 апреля 1912 ) 11. Михей (Алексеев) ( 17 апреля 1912 -  22 декабря 1913) 12. Андрей (Ухтомский) ( 22 декабря 1913 - 1921 ) 13. Борис (Шипулин) (1921 - 5 сентября 1927) 14. Аристарх (Николаевский) (1927-1928) 15. Иоанн (Поярков) (1928 - 17 января 1933) 16. Софроний (Арефьев) (13 февраля 1933 - 3 марта 1934) 17. Дионисий (Прозоровский) (3 мая 1934 - январь 1936) 18. Григорий (Козлов) (1936- июнь 1937) 1937 - 1942 - не было 19. Алексий (Сергеев) (1942 - сентябрь 1942) 20. Стефан (Проценко) (1942 - 25 августа 1944) 21. Иоанн (Братолюбов) (14 февраля 1945 - 18 ноября 1948) 22. Нифонт (Сапожков) (18 ноября 1948 - 17 марта 1950) 23. Арсений (Крылов) (17 марта 1950 - 17 ноября 1953) 24. Иларион (Прохоров) (17 ноября 1953 - 9 декабря 1958) 25. Никон (Лысенко) (12 марта 1959 - 9 октября 1963) 26. Иларион (Прохоров) (9 октября 1963 - 7 октября 1967) (второй раз) 27. Михаил (Воскресенский) (7 - 23 октября 1967) 28. Иов (Кресович) (23 октября 1967 - 16 октября 1973) 29. Феодосий (Погорский) (16 октября 1973 - 3 мая 1975) 30. Ириней (Середний) (27 июля 1975 - 19 июля 1976) 31. Валентин (Мищук) (25 июля 1976 - 16 ноября 1979) 32. Анатолий (Кузнецов) (16 ноября 1979 - 20 июля 1990)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

Он утверждал, что «в настоящее время состав старшей братии ввереннаго мне монастыря таков, что он побуждает меня озаботиться воспитанием и приуготовлением новых членов для его пополнения. Силы многих из престарелых иеромонахов слабеют с каждым днем. … Пора подготовить новые свежие силы из молодых для подмоги и замены потрудившимся старцам». Архимандрит Борис (Шипулин)      По глубокому убеждению новоспасского настоятеля, для управленческих должностей нужно было растить новую смену. Причем, по мнению архимандрита, для замещения начальственных вакансий важно было взращивать и воспитывать своих насельников в стенах собственной обители, а не зазывать сюда монахов из других монастырей – пусть знающих и опытных, но сформировавшихся в других условиях. Вот как об этом говорил он сам: «Приглашать в старшую братию лиц со стороны, из других монастырей, при существовании своих – способных и преданных обители, возрастающих духовно на благо этой, принявшей под крыло свое обители, молодых братий, считаю неполезным для монастыря, в виду того, что эти личности приносят с собою, большею частию, и свои взгляды и манеры воспитания, не согласные с духом нашей обители». Действительно, для каждого монастыря важна преемственность традиций, сохранение своего духа, своего опыта. На этих основаниях архимандрит Борис вновь просил Синодальную контору разрешить постриг для послушников Ивасюка и Соснина, «как вполне достойных сего, так и в виду существующей нужды в сих будущих иноках для блага вверенной моему управлению обители» . Автограф архимандрита Бориса      Данные аргументы возымели действие и, после повторного рассмотрения дела о двух новоспасских послушниках на заседании Московской Синодальной конторы 3 мая 1908 года, долгожданное разрешение пострига наконец-то было получено. Решение оказалось таковым: «Выслушав изложенное и принимая во внимание изъясненныя архимандритом Борисом серьезныя нужды управляемой им обители, а также засвидетельствование им похвального поведения и подготовленности к монашеству указных послушников Новоспасского монастыря Павла Ивасюка и Димитрия Соснина, Св.

http://pravoslavie.ru/137349.html

Выступивший затем сотрудник ленинской библиотеки Георгиевский добавил, что объединение церкви произойдет именно под руководством Страгородского. По другому случаю аналогичное собрание состоялось 24 января 1937 года с участием митрополита Константина Дьякова, епископа Григория Козлова, митрополита Феофана Тулякова, архиепископа Мефодия из Пятигорска (по фамилии Абрамкин), епископов Сергия Воскресенского, Ивана Широкова, Алексея Сергеева, священников Хотовицкого, Колчицкого, Ягодина, Смирнова А. П., Левашова, Сахарова, церковника Аксенова, Георгиевского и др. На этом собрании Страгородский в ответ на речь Феофана Тулякова заявил, что его отношение к советской власти основано на маневрировании - с целью сохранить церковь в тяжелых для нее современных условиях " 9. Вероятно, определенные надежды на то, что решить вопрос о Патриаршестве удастся, внушало то обстоятельство, что в конце 1936 года власть разрешила повысить статус митрополита Сергия до уровня Патриаршего Местоблюстителя [в связи с ложным известием о кончине митрополита Петра (Полянского, † 1937)]. Через несколько месяцев, однако, против Церкви была поднята такая волна террора, что говорить о восстановлении Патриаршества стало просто немыслимо. Казалось, что Московская Патриархия вообще доживает последние дни. Господь, однако, судил иначе. Пророческими оказались слова Блаженнейшего Сергия о том, что Православная Русская Церковь не всегда будет находиться в таком плачевном положении. В 1943 году власть была вынуждена изменить свою церковную политику, и в Русской Церкви вновь появился Патриарх. ПРИМЕЧАНИЯ 1 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 187-188. Здесь и далее подчеркивания даны согласно протоколам допросов. Сохранено употребление строчных и заглавных букв. 2 Там же. Л. 27-28. 3 Там же. Л. 149-149 об. 4 Архиепископ Борис (Шипулин, † 1937). - Прим. ред. 5 Священномученик Александр Хотовицкий († 1937). - Прим. ред. 6 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 208-209. 7 Митрополит Сергий Воскресенский († 1944). - Прим. ред. 8 ЦА ФСБ РФ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010