Архимандрит Борис (Холчев) (1895–1971) От деда иконописца будущий старец архимандрит Борис унаследовал сильную волю, твердый характер и целомудрие. Уже в детские годы никто не видел его раздраженным, а только спокойным, серьезным, почти всегда с книгой, очень самостоятельным. Смеялся редко. Не только дети подчинялись ему, но к мнению его прислушивались и взрослые. Была в его словах, поведении и во всем облике особая убедительность, вызывающая доверие у людей. В 1-й Орловской гимназии, где Борис учился, он удивлял всех своими познаниями и способностями. Особый интерес он проявлял к религиозной философии, психологии, истории и вообще гуманитарным наукам. В эти годы он уже живет напряженной внутренней жизнью. Самоуглубленность, замечательные нравственные качества, стремление помогать людям были у Бориса не только врожденными, но во многом результатом сознательной работы над собой. Он трудился над переделыванием, совершенствованием самого себя в духе Евангельских заповедей. Много лет спустя он говорил: «Надо трудиться, чтобы привлечь к себе Благодать Божию, если не будет борьбы, труда, то и Благодати не к чему будет прикоснуться». Еще семнадцатилетним юношей он ничего не приписывал себе, понимая, что без помощи Божией он сам ничего доброго сделать не может. Впервые Борис поехал в Оптину пустынь в 1916 году. В то время там были два старца – преподобные Анатолий и Нектарий. Отец Борис рассказывал, что, побывав у обоих, сразу почувствовал, что его старец – отец Нектарий. В отличие от преподобного Анатолия, он принимал не всех и не сразу -а нужно было ждать – иногда по нескольку дней. Борис просидел три дня, наконец к нему подошел келейник преподобного Нектария, назвал его по имени, хотя Борис имени своего никому не говорил, и сказал, что батюшка зовет его. По словам отца Бориса, старец, преодолевших все трудности на пути к нему, утешал «великим духовным утешением». Последние годы отец Борис не раз говорил: «Все, что мне сказал отец Нектарий, уже исполнилось, осталось одно, после чего я скоро умру».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

игумен Амвросий (Диденко) Отче наш, иже еси на Небесех Пресвитер Тертуллиан Когда говорим: Отче наш – то и молимся Богу и вместе веру изъявляем, коей плодом есть такое наименование. Ибо написано: «Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его» ( Ин.1:12 ). Господь часто именовал Бога Отцем нашим и нам заповедал: «И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ). Таким образом, взывая так в молитве, мы исполняем заповедь. Блаженны те, которые познают в Боге Отца. – Имя Бога Отца не было никому возвещено прежде; и даже вопрошавший о нём Моисей услышал иное некое имя; нам же открыто оно в Сыне. Ибо Сын уже наводит на новое имя Богу – имя Отца. Но Он и прямо говорит: «Аз приидох во имя Отца» ( Ин.5:43 ), – и опять: «Отче, прослави имя Твое» ( Ин.12:28 ), – и яснее: «Явих имя Твое человеком» ( Ин.17:6 ). Ориген Стоило бы расследовать тщательнее, есть ли в Ветхом Завете где-либо молитва, в которой Бога кто-нибудь называл бы Отцом, потому что поныне, несмотря на все наши изыскания, такой молитвы там мы не нашли. Мы не утверждаем того, что Бог не называется в Ветхом Завете Отцом или что считавшиеся за верных не называются там чадами Божиими; мы утверждаем только то, что нигде в Ветхом Завете мы не встречаемся с тем праводушным дерзновением, провозглашенным нашим Спасителем, которое уполномочивает нас в молитве называть Бога Отцом. Что Бог называется в Ветхом Завете Отцом, а последователи Божественного Слова – сынами, это открывается из многих мест. Но, хотя Бог и называется в Ветхом Завете Отцом, а рождённые Богом через сообщение им слова веры – сынами Его, всё-таки древние не были проникнуты сознанием постоянного и неизменного своего сыновства Богу. По апостолу, наследник, доколе в детстве ничем не отличается от раба, хотя он и господин всего. Он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного ( Гал.4:1–2 ); с пришествием же Господа нашего Иисуса Христа открылась полнота времени ( Гал.4:4 ), в которое желающие получают усыновление. В Евангелии от Иоанна говорится: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Исповедникам веры посвящена открывшаяся в Санкт-Петербурге выставка " Civitatis Dei cives. Граждане Божьего Града " мая 2012 Представлены фотографии, документы, личные вещи исповедников веры из архива клирика Псковской епархии, протоиерея Павла Адельгейма, материалы о церковной жизни 1940–1960-х годов из коллекции Вадима Кустова. Исповедникам веры, чудом выжившим в годы репрессий, посвящена выставка " Civitatis Dei cives. Граждане Божьего Града " , которая открылась 22 мая в петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Она посвящена представителям подлинной " духовной аристократии " - епископам, священникам, мирянам, по разным причинам в годы советской власти оказавшимся в Средней Азии. Среди них были выходцы из Александро-Невского братства в Петрограде, последние духовные чада Оптинских старцев, члены московской " маросейской " общины отцов Алексия и Сергия Мечевых, вернувшиеся в Россию эмигранты " первой волны " , наследники традиции Киевских духовных школ и братств. Все они образовали своеобразную духовную семью. Главными лицами, о которых рассказывает выставка, стали преподобный Севастиан Карагандинский, митрополит Гурий (Егоров), архиепископ Ермоген (Голубев), архиепископ Гавриил (Огородников), архимандрит Борис (Холчев), инокиня Евгения (Миллер). Эти люди связывают нас с прежней Россией и ее Церковью. Представлены фотографии, документы, личные вещи исповедников веры из архива клирика Псковской епархии, протоиерея Павла Адельгейма, материалы, передающие атмосферу церковной жизни 1940-1960-х годов из коллекции Вадима Кустова.   Говоря о названии экспозиции, член Свято-Петровского братства Юлия Балакшина напомнила, что Град Божий - одно из древнейших имен Церкви. В стране, где люди кричали: " Слава партии! Слава Сталину! " и требовали казни " врагов народа " , новомученики и исповедники сохранили принципиально иное духовное пространство, само сокровище Церкви. Мы имеем право называть их именно гражданами Божьего Града -  теми, кто деятельно отвечал за Церковь в самые трудные годы ее существования.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=230...

«Весь – мир, весь – тишина, весь – свет» Памяти архимандрита Бориса (Холчева) Архимандрит Борис (Холчев) Когда архимандрит Борис (Холчев) проводил огласительные беседы в Ташкентском кафедральном соборе, послушать его приходили даже узбеки-мусульмане. Они называли его «большим русским муллой». Некоторые из них принимали Православие. Вопреки предсказанию старца Нектария Оптинского, отец Борис не стал епископом. Однако он стал незаменимым духовником для большого числа людей в то время, когда за любое исповедание православной веры грозил арест. Детство Борис Холчев родился 7 июня 1895 года в городе Орёл. Всего в семье Холчевых было пятеро детей (четверо сыновей и одна дочь), среди которых Борис был старшим. Ещё в детстве у мальчика проявились черты спокойного, негневливого и очень самостоятельного ребёнка, что вызывало к нему уважение не только у детей, но и у взрослых. Эти черты характера Борис, очевидно, унаследовал от своего деда, который, будучи сыном крепостного, писал иконы. Очень рано у Бориса стал развиваться интерес к познанию мира. Как только он научился читать, мальчик сразу же стал собирать собственную библиотеку, книгами из которой он с радостью делился со своими товарищами. Чтобы иметь возможность покупать книги, Борис стал давать уроки. Очень рано у Бориса стал развиваться интерес к познанию мира В 1905-м году Борис Холчев поступил в Первую орловскую гимназию. Учился он прилежно, за что постоянно освобождался от оплаты за обучение, а в пятом классе стал получать именную городскую стипендию. Однако в эти же гимназические годы Борис получил и страшное заболевание на всю жизнь – вследствие ревматизма у него развился порок сердца. Высшее образование Окончив гимназию с отличием, Борис Холчев в 1913-м году поступает в Московский Императорский университет на философское отделение, где его преподавателями становятся такие выдающиеся учёные, как профессора Л.М.Лопатин и Д.К.Ушаков. Однако особенное внимание одарённому студенту уделил известный философ и психолог профессор Г.И.Челпанов.

http://pravoslavie.ru/125432.html

архимандрит Борис (Холчев) (7.06.1895–10.10.1971) Беседы Воспоминания архимандрит Борис (Холчев) Пастырь, проповедник, богослов. Духовный сын и ближайший помощник о. Сергия Мечёва. До рукоположения одним из первых в стране занимался экспериментальной психологией. Биография В миру Борис Васильевич Холчев, родился 7 июня 1895 года в городе Орел, в благочестивой семье Василия Михайловича Холчева и его жены Марии Петровны, был старшим ребенком среди пятерых детей. Дом, в котором они жили, принадлежал еще их деду — сыну крепостного. Он был глубоко верующим человеком. В молодости обучался иконописи и впоследствии даже имел учеников. Одна из написанных им икон, икона Трех Святителей, до сих пор хранится у его потомков. Борис унаследовал от деда некоторые его черты — сильную волю, твердый характер и целомудрие, никогда не раздражался, был спокойным, серьезным, очень самостоятельным. Во всем его облике была особая убедительность, вызывающая доверие у людей. Учеба Научившись читать в раннем детстве, он почти сразу начал собирать библиотеку, выдавал братьям и товарищам книги, записывал в карточки. Читал Борис постоянно, особенно любил русскую поэзию, часто декламировал стихи своим близким, изучал труды по философии, естествознанию, выписывал научные журналы. Чтобы покупать книги, давал уроки. Впоследствии многие воспользовались книгами его библиотеки. В гимназические годы заболел ревматизмом и, как следствие, пороком сердца. В 1913 году юноша с золотой медалью окончил Первую орловскую гимназию ( " с отличными успехами в науках, в особенности же в русском языке и философии " ) и поступил в Московский Императорский университет на философское отделение историко-филологического факультета. Он занимался у таких крупных учёных как Лопатин, который читал историю новой философии, и знаменитый филолог Ушаков. Особенно Бориса Холчева выделял среди своих учеников профессор Георгий Иванович Челпанов, известный психолог, философ, основатель Московского научно-исследовательского института психологии при Университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Holchev/

Архимандрит Борис (Холчев): Весь, как солнца луч Он никогда не рубил с плеча: а, вот такой грех! Иногда говорил: «А, может быть, вот такое было?» Так деликатно всегда подходил. «Бывает, что вот это совершается. Но ничего – Господь же прощает». Так благородно, тактично подойдёт к человеку – человек тут всё, что есть, выложит. 29 ноября, 2009 Он никогда не рубил с плеча: а, вот такой грех! Иногда говорил: «А, может быть, вот такое было?» Так деликатно всегда подходил. «Бывает, что вот это совершается. Но ничего – Господь же прощает». Так благородно, тактично подойдёт к человеку – человек тут всё, что есть, выложит. Мы начинаем публикацию материалов, прошедших в эфире радиопрограммы «Благовещение» и посвященных выпускнику философского отделения историко-филологического факультета МГУ, учёному-психологу, архимандриту Борису (Холчеву, 20 июня 1895, Орёл — 11 ноября 1971, Ташкент).       О жизненном пути архимандрита Бориса (Холчева) рассказывает диакон Серафим Чураков, клирик храма свт. Николая в Кленниках на Маросейке:   — Архимандрит Борис, в миру Борис Васильевич Холчев, родился 7 июня 1895-го года в городе Орле, в благочестивой семье Василия Михайловича Холчева и его жены Марии Петровны. В семье было четверо сыновей, из которых Борис был старшим. Кроме четырёх сыновей, в семье росла дочь. Характер Бориса был миролюбивым, спокойным, твёрдым. Рано определились эти основные его черты. С юных лет удивлял он близких серьёзностью, самостоятельностью, немногословностью. Смеялся он редко, ни на кого не повышал голоса. Авторитет его в семье был непререкаем: авторитет как старшего брата для младших, авторитет среди сверстников. Всё его поведение, внешний облик располагали к нему людей и делали его слова значимыми и убедительными для других. В 1905-м году он поступил в Первую орловскую гимназию, которую окончил с золотой медалью. Здесь, в гимназии, определился круг его интересов. Круг чтения составляли русская поэзия, философия, творения святых отцов и научные журналы. После окончания гимназии он поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского императорского университета. И вот здесь, в университете, раскрылись его блестящие научные дарования. Он занимался у таких крупных учёных как Лопатин, который читал историю новой философии, и знаменитый филолог Ушаков. Особенно Бориса Холчева выделял среди своих учеников профессор Георгий Иванович Челпанов, известный психолог, философ, основатель Московского научно-исследовательского института психологии при Университете.

http://pravmir.ru/arximandrit-boris-xolc...

     29 сентября 2001 года состоялось перенесение мощей святого праведного Алексия Мечева в храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Об этом времени небывалого церковного возрождения, удивительных церковных событиях, о прославлении святого праведного Алексия Мечева на Архиерейском соборе 2000 года, о восстановлении самого храма и о настоятеле храма, отце Александре Куликове, редакция сайта попросила рассказать ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева. - Отец Владимир, настоятелем храма свт. Николая в Кленниках в 2001 году был протоиерей Александр Куликов. Мы знаем также, что отец Александр 20 лет служил в Николо-Кузнецком храме и был особенно близок протоиерею Всеволоду Шпиллеру. Не могли бы Вы рассказать о том, как он стал настоятелем храма свт. Николая в Кленниках и как он был связан с маросейской общиной? - Отец Александр Куликов родился в православной крестьянской семье и, когда служил в армии в Фергане, в дни увольнения ходил в храм. В это время там служил отец Борис (Холчев), который был духовным сыном отца Алексея Мечева, а после его кончины — отца Сергия Мечева. Будущий отец Александр стал духовным чадом отца Бориса. Отца Бориса Холчева вскоре перевели в Ташкент, а Александра Куликова перевели служить поблизости от Ташкента. Переодевшись в штатскую одежду, он приходил в храм (его уже знали и называли «Саша-солдатик») и там познакомился с замечательным святителем, Владыкой Гермогеном (Голубевым). В Ташкенте же он застал и будущего епископа Стефана (Никитина), который был прихожанином, а потом и старостой Маросейского храма. Когда Александр Куликов окончил службу и демобилизовался, отец Борис Холчев благословил его поступать в семинарию, сказав: «Вы – наша смена». Окончив семинарию, он был рукоположен в сан диакона в храм на Преображенской площади в Москве, а потом по просьбе протоиерея Всеволода Шпиллера – в сан священника к Николо-Кузнецкому храму, где он и прослужил 20 лет с перерывом на год. Тогда его перевели в Алтуфьево, но отец Всеволод с большим трудом выхлопотал его перевод обратно в Кузнецы. В Николо-Кузнецкий храм к нему стали приходить на исповедь по благословению архимандрита Бориса (Холчева) прихожане Николо-Кленнинского храма. В Москве были два храма, между которыми распределилась тогда маросейская община – это храм Илии Обыденного и храм Николы в Кузнецах.

http://pravoslavie.ru/134285.html

В Ташкентской епархии прошла конференция, посвященная памяти архимандрита Бориса (Холчева) 12 ноября 2018 г. 18:33 10 ноября 2018 года, в канун 47-й годовщины со дня кончины архимандрита Бориса (Холчева), в конференц-зале Свято-Троицкого Никольского женского монастыря города Ташкента состоялась конференция, посвященная жизненному пути приснопамятного священнослужителя, который с 1949 года служил в храмах Средней Азии.  В мероприятии приняли участие учащиеся и педагоги Ташкентской духовной семинарии, духовенство Ташкентской епархии . Конференцию открыл глава Среднеазиатского митрополичьего округа , ректор Ташкентской духовной семинарии митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий . Обращаясь к участникам, архиерей подчеркнул, что архимандрит Борис служил в очень непростое для христианства время. Образование отца Бориса также усугубляло его положение: будучи выдающимся ученым, перед защитой диссертации по наставлению духовного отца Нектария Оптинского Борис Васильевич Холчев оставил научную работу, отказался от защиты кандидатской работы и был рукоположен в диакона ко храму святителя Николая в Кленниках г. Москвы. Это вызвало пристальное внимание, а затем гонения со стороны властей. Владыка Викентий, в частности, сказал: «Преданность воле Божией, желание послужить Церкви, быть светильником Церкви в самое тяжелое время — очень важно для нас. Мы должны брать пример с таких столпов веры, Церкви Христовой... К сожалению, в наше время жизнь христианина подвержена многим испытаниям, соблазнам, которым мы поддаемся. Мы ходим в церковь и сознаем, что мы православные христиане, но если строго посмотрим на себя, то увидим, что мы не совсем по-христиански живем, действуем и поступаем. В ситуации, которая складывается с Украиной, с Константинополем, когда нарушаются канонические правила, на первый план выходят обман и лицемерие. В это время нам нужно мобилизовать свои силы и усугубить молитвы. Мы должны быть внимательны к себе, чтобы мы могли устоять перед соблазнами и распознать ухищрения дьявола, который пытается нас отвратить от Бога и Церкви. А Церковь есть тот корабль, который в бушующем море может спасти нас от соблазнов и искушений и привести нас в Царство Божие».

http://patriarchia.ru/db/text/5300476.ht...

Поехали, посмотрим на старца К хирургу мы же не бегаем просто так, из любопытства 20 октября, 2016 К хирургу мы же не бегаем просто так, из любопытства «Обращение к старцу — это как консультация серьезного специалиста-медика. К хирургу мы же не бегаем просто так, из любопытства: “Вот есть известный доктор, а давайте поедем на него посмотрим!” И врачу не говорим: “О, вы такой чудесный специалист, отрежьте нам чего-нибудь!”» — протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, продолжает разговор о современных старцах. Вне иерархии Протоиерей Кирилл Каледа Старчество — удивительное явление Церкви. Появилось оно еще в древние века в монастырях, когда духовно опытные и чаще всего преклонного возраста монахи окормляли новопоставленных иноков. Предполагалось, что эти новопоставленные, проходя начальный монашеский искус, будут отсекать свою волю, а старцы — их вести. На Руси тоже было старчество, потом, к сожалению, оно пришло в упадок. В том виде, в котором это явление в некоторой степени присутствует сегодня, его возродил в XVIII веке старец Паисий (Величковский). Затем была плеяда Оптинских старцев… В наше время мы тоже говорим о старчестве и называем старцами некоторых духовно опытных священников. Ответить на вопрос, кого можно считать старцем, непросто: старчество всегда находилось как бы вне иерархической структуры Церкви. Мы знаем о том, что старцами иногда становились и лица, не имеющие священного сана, ин огда даже не монашествующие — такие случаи тоже бывали. И известно, что даже иерархи приходили к этим старцам и кланялись им в ноги, признавая духовное величие. Но, тем не менее, вопрос, кого же считать старцем, всегда оставался. Приснопамятный отец Борис (Холчев) в 60-х годах прошлого века говорил, что старцев больше нет, их заменило Причастие. Он сам был учеником старца отца Алексия (Мечева) и старца Нектария Оптинского. Хотя близкие к нему люди говорили, что отец Борис ошибался, потому что сам он был настоящим старцем. Старцем был и иеромонах Павел (Троицкий). «Не шляться по монастырям»

http://pravmir.ru/poehali-posmotrim-na-s...

Отец Анатолий и по своему внешнему согбенному виду, и по своей манере выходить к народу в черной полумантии, и по своему стремительному радостно-любовному и смиренному обращению с людьми напоминал преподобного Серафима Саровского. В нем ясно чувствовались дух и сила первых великих Оптинских старцев . Протоиерей Сергий Четвериков Батюшка Анатолий был необыкновенно прост и благостен. Всякий подходящий к нему испытывал счастье попасть как бы под золотой благодатный дождь. Само приближение человека к этому старцу уже как бы давало ему чудесную возможность очищения и утешения. Архимандрит Борис (Холчев) 12 августа – день памяти преподобного Анатолия (Потапова), одного из последних Оптинских старцев . Житие старца, в отличие от жизнеописаний предыдущих Оптинских преподобных, после революции составлять было уже некому. Сохранились разрозненные воспоминания паломников, записи духовных чад, письма старца, в которых часто недостает биографических подробностей, но зато ярко и живо встает его образ. Почтим память старца и прикоснемся к этим воспоминаниям. Преподобный Анатолий, как и преподобный Сергий Радонежский, совершенно исполнил заповедь Божию о почитании родителей, откладывая свое желание поступить в монастырь до кончины матери. В Оптину Пустынь будущий старец, в миру Александр, поступил 15 февраля 1885 года, когда ему исполнилось 30 лет. Он был определен в скит келейником преподобного старца Амвросия одновременно с иноком Нектарием, тоже будущим старцем. Послушник Александр стал свидетелем духовных подвигов и старческого служения последних лет жизни великого старца Амвросия, когда к его хибарке в скиту притекала «вся Россия». Как свеча загорается от свечи, так и отец Анатолий принял от великого старца благодать старчества. Еще будучи его келейником, послушник проявлял благодатные дары прозорливости и любви. Протоиерей Сергий Четвериков, один из летописцев Оптиной, вспоминал: «Будучи еще в сане иеродиакона, в 1905 году, он уже привлекал к себе внимание и сердца богомольцев своим внимательным, любовным выслушиванием их печалей и жалоб».

http://pravoslavie.ru/63368.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010