Борис (Плотников Владимир Владимирович), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии Сын столоначальника Красноярского Духовного Правления. Родился в 1855 году. По окончании образования в Красноярском Духовном училище и в Томской Духовной Семинарии Преосвященный Борис в 1876 году прибыл на казенный счет в Казань для поступления в Казанскую Духовную Академию. Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром легких) Владимир Владимирович блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни Плотников держал себя в стороне, редко принимал участие в интимных товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, т.к. на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что Плотников обладал выдающимися умственными дарованиями, весьма основательной научной подготовкой и неутомимой жаждой знаний. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьезно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста И.Бодуэн-Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. С течением времени открылось, что языкознание не составляло специальной задачи ученых занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований. Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, еще на первом курсе он написал «Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера”, который был им напечатан в «Филологических записках» (1879 г., bыn.II и IV); на втором курсе им было написано «Палеографико – глоттологическое исследование средне-болгарского Служебника 1532 года», напечатанное потом в тех же «Филологических записках». На третьем курсе темой для кандидатского сочинения Плотников избрал: «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения». Это сочинение не только доставило автору степень кандидата богословия, но и обратило на него внимание профессуры как на весьма талантливого юношу. Ему было предложено серьезно заняться словесностью и литературой и на четвертом курсе он избрал их своей специальностью вместе с Основным богословием. По окончании курса он представил в качестве ученой работы сочинение на тему: «Основные принципы научной истории литературы».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И.И.Меняйлов Епископ Борис (Плотников) и его богословско-историческое наследие Скачать epub pdf В 2011 году исполняется 110 лет со дня кончины преосвященного Бориса епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Епископ Борис является учёным-монахом в области богословия, церковной истории, языкознания и метафизики XIX века. Вся его непродолжительная жизнь была служением. И это было служение не только верного и ревностного пастыря Церкви Христовой, но и ученого-монаха. За сравнительно короткий период епископ Борис написал большое количество значимых трудов, как по лингвистике, так и в области богословия и церковной истории, которые актуальны и в наше время. Его статьи публиковались в разных духовных и светских журналах и периодических изданиях, таких как «Томские Епархиальные Ведомости», «Филологические записки», «Руководство для сельских пастырей», «Вера и Разум», «Прибавление к творениям св. отцов», «Православное Обозрение», «Чтение Общества Любителей Духовного Просвещения», «Православный собеседник», «Труды Киевской Духовной Академии» и др. Сегодня наследие этого выдающегося ученого не выходит за рамки научной среды, поэтому перед данной статьей стоит цель познакомить современного читателя с личностью и трудами этого «забытого» светоча науки. Епископ Борис, в миру Владимир Владимирович Плотников, сын столоначальника Красноярского духовного правления, родился 16 июля 1855 года в г. Красноярске. Довольно рано лишившись отца, он был обречён пережить такие трудности, которые могли обусловить его жизни совсем иное русло, нежели судьба ученого-монаха. Но, к счастью, его взял на воспитание и материальное обеспечение родственник, золотопромышленник П.М. Преин. У последнего была богатая домашняя библиотека, в которой молодой Плотников и проводил все свое свободное время. Благодаря этому ещё до студенческой скамьи будущий ученый хорошо изучил древние и новые языки 1 . Первоначальное образование Владимир получил в Красноярском детском приюте и в Красноярском духовном училище. В 1876 году Плотников окончил Томскую духовную семинарию, после чего его, как первого студента, направили в Казанскую Духовную Академию на казенный счет 2 . Инспектор Академии прот. Н. Виноградов так вспоминает прибывшего для поступления юношу: «Высокий, худой, с продолговатым бледным лицом и впалою грудью, но выразительно-умными глазами, новичок-томич производил на окружающих приятное впечатление, только, казалось, не обладал крепким здоровьем» 3 . Действительно, у Владимира было слабое здоровье. Когда он проходил медицинский осмотр перед вступительными экзаменами, у него обнаружили катаром легких. Узнав о неутешительном диагнозе, будущий пастырь желает покончить с дальнейшим духовным образованием и намеревается поступить в университет. Но склонность к богословскому образованию и отсутствие средств на обучение заставили его отказаться от этой мысли, и он поступает в академию на церковно-практическое отделение.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Борис (Плотников) Борис (Плотников) епископ, председатель Училищного совета при Св. Синоде, магистр богословия сын столоначальника Красноярского духовного правления, в мире Владимир Владимирович, преосв. Борис родился в 1855 г. в г. Красноярске; по окончании курса в Томской духовной семинарии, на казенный счет был послан в Казанскую духовную академию, где окончил курс в 1880 г. со степенью кандидата богословия. Еще на студенческой скамье В. В. Плотников выделялся своими знаниями и солидной научной подготовкой, так что церковно-практическое отделение наметило его в качестве преемника покойному профессору И. Я. Порфирьеву , выслуживавшему тогда последнее пятилетие в академии. Сам проф. Порфирьев в заявлении, поданном в совет академии от имени своего отделения, перечисляя студенческие работы В. В. Плотникова (из которых большая часть была напечатана в «Филологических Записках»), находил молодого кандидата вполне подготовленным для занятия кафедры в академии, и совет, соглашаясь с Порфирьевым, предложил назначить Плотникова приват-доцентом по кафедре словесности и истории литературы. Но тут случилось одно важное обстоятельство, заставившее Плотникова отказаться от академической службы и предпочесть ей миссионерское дело в далекой Японии. Однако и это предположение не осуществилось, и молодому ученому ничего не оставалось делать, как принять назначение на должность преподавателя в Томской духовной семинарии по кафедре словесности с историей русской литературы и логики. Там он пробыл 4 года до августа 1884 г., испытывая глубокую тоску в разлуке с книжными сокровищами, которыми богаты библиотеки только высших духовно-учебных заведений. В 1884 г. Плотников избран был советом Казанской духовной академии на вакантную кафедру метафизики, которую и занял по прочтении двух пробных лекций («Учение о бытии» и «Учение о пространстве»); в 1885 г. представил в совет академии на соискание степени магистра богословия сочинение под заглавием «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

I. Преосвященный епископ Борис как ученый 1 Личность каждого человека, относительно внешнего наблюдения, представляет собою как бы многогранник, с большим или меньшим количеством углов. Смотря по тому, с какой стороны и под каким углом зрения совершается наблюдение данной личности, смотря по этому, высказывается о ней то или иное суждение. Соответственно этому, и о личности преосвященного Бориса могут высказываться разные суждения, смотря по тому, с какой стороны больше наблюдали и больше знают его личность. Мне, как сотруднику «Церковного Вестника», ведшему в нем в 1884–1888 гг. отдел обозрения журналов, а потом, с 1894 г. по сие время, состоящему помощником редактора, пришлось наблюдать личность называвшегося в мире Владимира Плотникова, а потом архимандрита и епископа Бориса, со стороны его ученой и литературной деятельности. А потому я и осмеливаюсь сказать несколько слов о его личности с этой именно точки зрения. В истории русской церкви, в ряду русских иерархов, имя преосвященного Бориса сохранится для памяти потомства, как имя «ученого иерарха». Несмотря на сравнительно непродолжительный период деятельности и, несмотря на то, что чисто ученая деятельность его соединялась с деятельностию общественной и служебной, он оставил после себя длинный ряд более или менее ценных и обстоятельных исследований по очень многим и разнообразным вопросам 2 . В своих ученых трудах преосвященный Борис является то ученым филологом, то церковным историком, то метафизиком, то апологетом, то экзегетом, то пасторалистом, то моралистом. Его статьи по разным отраслям науки можно встретить и в «Филологических Записках», и в «Томских Епархиальных Ведомостях», и в «Руководстве для сельских пастырей», и в «Чтениях в обществе любителей духовного просвещения», и в «Православном Обозрении», и в «Вере и Разуме» и наконец, в академических органах всех четырех академий, с которыми преосвященный Борис имел то или иное соприкосновение. Из отдельных исследований преосвященному Борису принадлежат: «О сравнительной мифологии Макса Мюллера» (изложение и критика новейшей лингвистической теории мифов); «Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравнительного языкознания»; «Об изучении истории просвещения вообще и истории литературы в особенности»; «История христианского просвещения в его отношении к древней греко-римской образованности», в трех выпусках (1885 г., 1890 и 1892 г.); «Космология или метафизическое учение о мире», в двух выпусках (1888 и 1889 гг.); «Задачи метафизики»; «Вопрос о начале мира» (апологетическое исследование); «О невозможности чисто физиологического изъяснения душевной жизни»; «Опыт объяснения XLIX гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Всё человеческое знание развивается из особого рода отношения субъекта к объекту. Субъект, т. е. человеческий дух, известным образом воспринимает и отражает в себе действительность. Но познавая внешний мир, человек относится и к самому себе, как к объекту познания. Первое отношение дает начало наукам о природе, второе – наукам о человеке. Первые называют обыкновенно науками естественными , а вторые – гуманными или гуманитарными 1 . Гуманные науки рассматривают человека в совокупности его физической и психической природы. Одни из наук о человеке имеют предметом его настоящее состояние (этнография, политическая география, статистика, политическая экономия и др.); другие же рассматривают его прошедшую жизнь (исторические науки). Но в основе тех и других лежит наука, изучающая самую природу человека, как разумного существа (психология). Психология имеет такое же значение в области гуманных наук, какое принадлежит физике и химии в области наук о природе. Как без знания физики и химии нельзя понимать биологических явлений, так без знания психологии нельзя понимать разумной жизни человека. Исторические науки, по разным проявлениям человеческой природы, которые они рассматривают, разделяются на несколько отраслей, каковы: история социально-политической жизни, история просвещения (или умственного развития), история искусства, история религиозных проявлений и пр. История просвещения, в свою очередь, распадается на историю философии, науки, литературы, общественного образования и проч. История литературы, таким образом, входит, как часть, в историю просвещения, или умственного развития вообще. Впрочем, история литературы имеет тесную связь с историею искусства, морали, религии и социальной жизни. Поэтому, литература отчасти выходит из области истории чисто умственного развития. Но так как интеллектуальный элемент есть господствующий как в ней, так и в других проявлениях разумной жизни человека, то историю литературы можно относить, в качестве составной части, к истории умственного развития человечества или к истории просвещения вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Издревле на Белом море жили потомки новгородцев, характер и уклад которых ковались борьбой за жизнь – помогали утверждать русское имя на суровых берегах моря Мёрзлого, учили мужеству, запасали опыт. Обильна Двинская страна! Богата рыбой и зверем, и скотом, и лесом умножена. А того паче – именитыми корабельными капитанами, лоцманами, плотниками, зверобоями-промышленниками – людьми характера крепкого. Жил среди них писатель, который старательно реставрировал полувыцветшие страницы из большой историко-культурной летописи России. Талант драгоценный, многогранный – и мастерство его было особенным. Всю свою прозу и поэзию знал он наизусть. Мог и петь произведения, и рассказывать, как бы листая невиданную книгу, слово в слово вторя печатному. А если и возникали «разночтения» с текстами, это не память ошибалась, а хотелось подшлифовать старое, поправить отпечатанное. И когда приходилось сплавлять изустную молву и письменный слог, слово живое, устное главенствовало над книжностью, сохраняя отблески разговорной речи. Он отдал этому целую жизнь. Имя его – Борис Викторович Шергин… Он с детства присматривался к обычаям, к разговорам прислушивался. Отец всю навигацию в море ходил. Радовались, когда дома бывал. Возьмёт тогда сына на руку, сестру – на другую, ходит по крохотной горнице с деревянными парусниками на полках да птицами счастья под потолком, ходит и напевает про море: Корабли у нас будут сосновы, Нашосточки, лавочки еловы, Весёлышки яровые, Гребцы – молодцы удалые. Многому отец его выучил: читать и писать, время по компасу и солнцу узнавать, о птицах, о зверях рассказывал, как их добывают, как язык животных понимать… Только пустых разговоров не терпел: – Праздное слово сказать – что без ума камнем бросить. Бойся-перебойся пустого времени – это живая смерть… Слыхал ли, поют: Лёжа добра не добыть, горя не избыть, чести и любви не нажить, красной одежды не носить. И ещё скажу – никогда не печалься. Беда не в том, что в печаль упадёшь, а горе – упавши, не встать. Отцу обязан был он всем «поморским» строем своей души. Шергин напишет о нём («Поклон сына отцу»), напишет без жалостливого сиротского вздоха, и это молчаливое благородство истинной сыновней любви, только оно может быть залогом будущей доброчестной жизни сына…

http://pravoslavie.ru/95723.html

Предисловие О причинах религиозного неверия. Роковая проблема современной мысли. Необходимость исследований о происхождении и истинном значении религии вообще и христианства в особенности. Преобладание апологетического интереса в современном богословии. Трудность задачи современного апологета. Основные религиозные идеи. Метод философского исследования о них. Критика некоторых философских предрассудков касательно исследования трансцендентных вопросов. Постановка вопроса о начала мира. Связь этого вопроса с вопросом об идеи Абсолютного. Неубедительность для неверующих так называемых доказательств бытия Божия. Религиозное движение XVI века дало сильный толчок к развитию антицерковных направлений в области богословия. Одной из главных основ реформации было, как известно, отрицание важности священного Предания, как другого источника христианской религии, необходимого при св. Писании. Это отрицание внесло большой произвол в решение богословских вопросов в протестантских обществах. Последствия такого произвола не замедлили обнаружиться в возникновении разного рода сект, которые выделились из этих обществ. Уже в XVI веке социниане, выходя из основных принципов реформами, отвергли церковный догмат о Св. Троице, как противный будто бы разуму, равно как и некоторые другие догматы . Свободные мыслители XVII века отвергли, кроме того, еще церковное учение о промысле, о необходимости сверхъестественного откровения и прочее. Таковы английские деисты, признававшие бытие личного Бога, но отвергавшие учение о промышлении Его о мире и смотревшие на христианскую религию, как на продукт естественного развитая человечества. Чрез сочинения деистов подобные идеи стали распространяться в Германии и во Франции. В последней еще с XVII века возникло сенсуалистическое и материалистическое направление философы, главным образом под влиянием возрождения идей древней греческой философы. Когда деистическое учение проникло во Францию, многие представители французской интеллигенции, усвоив себе это учение, в популярной форме распространили его по всей образованной Европе, чему способствовало то обстоятельство, что французский язык был в то время общим языком образованных людей. Другие же, познакомившись с этим учением, сделали дальнейший шаг в том же направлении мысли, т.е. устранили из своего миросозерцания идею о личном Боге и бессмертии души. 1 Антицерковные и антирелигиозные идеи в XVIII веке пропагандировали в особенности так называемые энциклопедисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; она даже упреждает желающих познать ее. С раннего утра ищущий ее не утомится; ибо найдет ее сидящей у дверей своих. Помышлять о ней есть уже совершенство разума и бодрствующий ради ее скоро освободится от забот: ибо она сама обходит и ищет достойных ее, и благосклонно является им на путях, при всякой мысли встречается с ними. Начало ее есть искреннейшее желание учения, а забота об учении, – любовь, любовь же, – хранение законов ее, а наблюдение законов, – залог бессмертия, а бессмертие приближает к Богу: поэтому желание премудрости возводит к царству ( Прем.6:12–20 ). Так говорит премудрый Соломон, о котором сказано в Писании, что «дал Бог ему мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломонова выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян. Он был мудрее всех людей» ( 3Цар.4:29–31 ). Из приведенных слов Соломона ясно, что первый шаг на пути к обретению знания и мудрости состоит в искреннейшем желании учения, в сильнейшем стремлении к знанию, в усердном искании мудрости. Побуждения к такому стремлению и исканию, указываемые в Священном Писании , сколько велики и важны, столько же многочисленны и разнообразны. Знание, мудрость уже сами по себе, помимо их практического значения для жизни человеческой, в высшей степени достойны того, чтобы мы любили их и стремились к ним всеми силами своей души. Тот же ветхозаветный мудрец в следующих чертах изображает величие мудрости и знания. «Я молился и дарован мне разум, я взывал и сошел на меня дух премудрости. Я предпочел ее скипетрам и престолам, и богатство почитал за ничто в сравнении с ней; драгоценного камня я не сравнил с ней, потому что пред ней все золото, – ничтожный песок, а серебро, – грязь в сравнении с ней. Я полюбил ее более здоровья и красоты, и избрал ее предпочтительно пред светом, ибо свет ее не угасим. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба. Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу. Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни, то, что богаче премудрости, которая все делает? Если же благоразумие делает многое, то какой художник лучше ее? Если кто любит праведность, – плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни. Если кто желает большой опытности, мудрость знает давно прошедшее и угадывает будущее; знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса, и последствия лет и времен» ( Прем.7:7–10 ; Прем.7:29–30 ; Прем.8:5–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Христианство явилось вдали от центров греко-римской образованности; но уже при первых его проповедниках евангельское учение стало проникать в среду образованного языческого общества. С этих пор и до настоящего времени христианство постоянно стояло в более или менее близких отношениях к духовной культуре античного мира. Отношения эти в разное время имели неодинаковый характер, в зависимости от которого и христианское просвещение в различные периоды своей истории принимало различный характер и направление. В настоящее время отношения христианства к древней греко-римской образованности сводятся главным образом к тому, что памятники последней представляют собою одно из важных средств образования у христианских народов, занимая видное место между предметами школьного преподавания. Таким образом, вопрос о значении для христианства древней греко-римской образованности представляет двоякий интерес: исторический – научный, и современный – практический. Не говоря уже о древнем периоде в истории христианского просвещения, когда оно стояло в наиболее близких отношениях к античной образованности, можно указать на целые эпохи нового времени, характер которых почти всецело определяется этими отношениями; таковы, например, эпоха возрождения и эпоха псевдоклассицизма. Каждый, получивший какое-нибудь образование, знает, что большая часть терминов, или технических выражений, употребляемых в науке и литературе, имеет греческую или латинскую этимологию; это может указывать на то, что в европейской науке и литературе вообще есть элементы, унаследованные, от античного мира, что, действительно, и подтверждается вполне при ближайшем исследовании. Теперь каждому образованному человеку известно, что христианские народы, водворившиеся на территории греко-римской империи, усвоили себе начала образованности, выработанные древними греками и римлянами, и что эти начала, вместе с христианской религией, легли в основу всего умственного прогресса нового, христианского, человечества. В общественном воспитании новоевропейских народов изучение классических языков и литератур, как в прежнее, так и в настоящее время имело и имеет очень важное значение. Все это приводит к заключению, что для надлежащего понимания новоевропейской образованности, как в ее настоящем состоянии, так и особенно в ее историческом развитии, необходимо отчетливое знание ее исторических отношений к античной интеллектуальной культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Христос Христос – собственно значит «помазанник» (от греч.) и представляет собой греческий перевод еврейского maschiach в греческой транскрипции. В Ветхом Завете это обозначение (в полной форме maschiach Jehowa=«помазанник Иеговы») многократно прилагается к царям израильским, как поставленным Иеговой и получившим от Него силы на прохождение своего служения; Исайя (гл. 45, 1) применяет его к Киру. Но уже в Ветхом Завете оно применяется также и к будущему, Богом обетованному Мессии (например, Пс.2:2 ), и в еврейской литературе позднейшего времени (приблизительно с III в. до Р. Х.) оно преимущественно стало обозначать обетованного Мессию, Царя и Избавителя. Не вдаваясь в разбор вопроса, какого Мессию предвозвещали пророки в Ветхом Завете, можно констатировать, что в эпоху около Р. X. евреи ожидали видеть в Мессии национального вождя, избавителя от власти римлян, праведного, непобедимого и вечного царя из дома и града Давидова 3 (см. «Христианство», § 1). Первым, сколько мы знаем, лицом, прямо возвестившим о Себе как об обетованном Мессии-Христе, был Божественный Основатель величайшей по своей нравственной высоте и своему историческому значению религии христианской Иисус Христос из Назарета Галилейского. Что Он и был истинный Мессия, признано всем христианским миром, а также в известном смысле и магометанами 4 . Иисус Христос должен быть признан, независимо от того, как судить о метафизической стороне Его Личности, величайшим из всех исторических деятелей уже по одним результатам этой деятельности – как Основатель христианской религии и церкви, как Починальник важнейшего исторического переворота, какой только видел мир. Как личность, как мыслитель и нравственный характер Он тоже есть явление беспримерное, единственное, истинное чудо истории. Евангелия, из которых одних мы знакомимся с Христом, доселе остаются неисчерпаемым источником вдохновения для мыслителей, философов, художников, поэтов; доселе из числа мыслителей самых разнообразных оттенков одни дорожат малейшей возможностью подкрепить свои учения ссылками на Евангелия, возможностью, так сказать, заслониться именем Христа, выступить как истолкователи, возобновители, применители Его учения к новым вопросам; другие не знают своим идеям сильнейшего противника, чем этот галилейский плотник, распятый за мнимый мятеж почти 2000 лет тому назад, и все силы ума и таланта тратят на попытки разрушить обаяние, окружающее Его и Его учение теперь все в той же мере, как и в те времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010