VI. Пасхальные и рождественские общие поздравления иеросхимонаха Амвросия Но старческое служение о. Амвросия не ограничивалось только тем, что он постоянно принимал всех, приходивших к нему, исповедовал, разрешал, наставлял. Одни требовали продолжительного духовного врачевания и, расставшись с батюшкой, писали ему о том, что стало с ними после, и просили наставлений; другие, не имея почему-либо возможности сами повидать его, начинали с ним сношения заочно, письменно; он отвечал им. Так возник у о. Амвросия, по примеру прежних старцев, о. Льва и о. Макария, особый способ пастырского воздействия – письмами. И о. Амвросию писали тысячи писем, и он отвечал на них тысячами. Этот материал особенно дорог для характеристики личности о. Амвросия. Он – верен и истинен; он – серьёзен и глубок. Из тысячи этих писем особенно выделяются те, которые о. Амвросий писал в виде окружных посланий ко всем своим духовным детям к двум великим праздникам – Рождеству и Пасхе. Письма к частным лицам главное значение имеют для этих лиц. Не то эти послания: они важны для всех, ибо для всех и писаны. Они писались старцем из года в год, к каждой Пасхе и Рождеству. Обыкновенно он или сам писал или диктовал первый экземпляр послания. Затем с него снималось тут же несколько копий, которые рассылались к ближайшие женские монастыри, где монахини-почитательницы старца наперерыв спешили изготовить как можно более копий. Участвовать в этом добром деле считалось сёстрами за счастье. Особенно много таких копий писалось в Белёвском (Тульской губ.) женском монастыре. Затем, когда достаточно копий было изготовлено, они присылались к старцу, он их подписывал своим именем – и рассылал тысячами. Получавшие же их также старались распространить между своими близкими, как лучшие праздничные подарки. Старец смотрел на это дело серьёзно и потому обычно писал эти послания с большим усердием. Они – необыкновенно назидательны; в них глубокая аскетическая мудрость. Все они проникнуты горячей любовью старца к своим духовным детям: это пишет именно отец своим нежно любимым детям. Сии послания – самый драгоценнейший для будущего памятник пастырской деятельности почившего. Поэтому мы и считаем долгом напечатать их все сполна 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

В книге моей – Разрядные дьяки XVI века, обрисовывая силу и значение приказных дьяков, я указал между прочим на то, что иногда знатнейшие фамилии вступали с семьями дьяков в родственные связи. Так из Шереметевых – Иван Петрович был женат на дочери дьяка Елизара Вылузгина, Василий Борисович на дочери дьяка Ивана Афанасьевича Гавренева 1 , который был уже в «ближнем свойстве» с князьями Волконскими. В 1643 году князь Иван Семенович Прозоровский женился на дочери печатника и думного дьяка Федора Лихачева 2 . Вопрос о родственных связях княжеских и вообще родословных фамилий с дьяками имеет значительный интерес; тщательное исследование его помогло бы и в решении более общего вопроса относительно того, как относилась Московская Русь к так называемым неравным бракам. Рядом с несомненной охраной породной чести мы подмечаем в Московском государстве и высокую оценку людей ума и знаний. Достаточно проследить биографию Висковатого, Щелкаловых, Грамотина, чтобы увидать, как быстро возвышались эти талантливые люди невысокого происхождения. Знакомясь с разными памятниками их времени, мы поражаемся поведением этих дельцов, их самоуверенностью, убеждением в своем значении, в своей необходимости. Такое самомнение едва ли может быть объясняемо исключительно возможностью при тогдашнем строе, злоупотреблении и насильстве для людей, стоявших у власти. Чувствуется, что приказные воротилы находили поддержку в самом общественном мнении, уважавшем их таланты. Случаи брачных связей в княжеских родах с дьяческими фамилиями далеко не особенно редки. Их предстоит только еще выяснить и подметить путем тщательных генеалогических исследований. Укажем несколько примеров: 1) Князья Пронские. Во вкладной книге Ростовского Борисоглебского монастыря записано 3 : «дал Иван Елизарович Циплетев по дщери по своей по княже Васильеве Даниловича Проньского княгине Анне 100 рублев да 34 рубли на кормы и за ту дачю на её преставление месяца Марта в 12 день понахида пети и обедня служити собором и братию кормити, корм меншей» (стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Глава V 609 . Религиозно-нравственное состояние общества. § 29. Религиозно-нравственное состояние общества В религиозно – нравственном развитии русское общество не подвинулось вперед. Это обусловливалось недостатком духовного просвещения и пастырского учительства в связи с привычкой к старым формам жизни. Таким образом над Русью по прежнему висел мрак полуязыческих представлений и суеве.рий. Народ еще верил в леших, домовых, русалок, кикимор и т. п.; сходясь на семейных празднествах или общественных играх, он еще призывал Рожаниц, Купалу и Ярилу, «кликал каляду, авсень и плуг» 610 , – скорее впрочем по привычке, чем сознательно. В явлениях природы он искал действия таинственных сил; поэтому волновался и пугался при появлении комет, падающих звезд, солнечного затмения и т. п. 611 Чем малоизвестнее была какая – нибудь страна, тем богаче таинственными силами казалась она для народной фантазии; таким образом ходили рассказы о змее – аспиде, живущем на дальнем севере, о шестиглавом драконе, обитавшем в змиевой горе (выше Саратова) и обращенном в камень 612 . Иногда народ даже чтил те предметы, которые казались ему таинственными; например в начале XVII в. ежегодно в Петров день большая толпа сходилась около переяславского Борисоглебского монастыря и «творила почесть камню», в который, по замечанию летописца, «вселился бес, творя мечты» 613 . Подобным образом народ и в христианских святынях иногда видел как бы фетиши, где обитает высшая сила. Например, в смутное время, когда жители окрестностей Смоленска, укрывавшиеся в лесах, были отыскиваемы и разграбляемы поляками, они вешали свои иконы в обратном положении и укоряли их за несчастие, приговаривая: «мы вам молимся, а вы нас от Литвы не обороните»; бывали случаи, что русский в досаде бросал икону в огонь или в навоз, если она не защитила его от пожара или не охранила от воров 614 . Вместе со всем этим была сильна вера в возможность различными средствами устранять действие таинственных сил или пользоваться ими. Для этой цели служили словесные и письменные заклинания, нашептыванья, камешки, травы, кости, даже ладан, просфора, богоявленская вода и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

священник Алексий Федотов Скачать epub pdf V ГЛАВА.ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В 1943–2000 ГГ. § 1. Православные духовные школы до революции 1917 года и в СССР до 1988 года. Под «духовным» образованием современная официальная терминология Русской Православной Церкви понимает преимущественно то, что закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года называет «учреждениями профессионального религиозного образования». По своей организационно-правовой форме они являются религиозными организациями; сюда относятся Духовные академии, семинарии, училища, пастырские курсы. (духовные школы). Также, как отметил на Рождественских чтениях 2003 года ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Владимир Воробьев «такую форму… могут иметь приходские воскресные школы, катехизаторские курсы, приходские факультативы». 484 В то же время, например, в справочном пособии по государственной регистрации религиозных организаций Русской Православной Церкви, выпущенном Воронежской и Борисоглебской епархией в 2004 году, говорится, что «воскресные школы для детей и взрослых, создаваемые при приходах, подворьях, монастырях, духовных учебных заведениях не являются религиозными организациями, не относятся к числу духовных учебных заведений и не подлежат государственной регистрации». 485 Здесь необходимо отметить, что сегодня в Русской Православной Церкви существуют две структуры, отвечающие за организацию религиозного образования. Это Учебный Комитет и Отдел религиозного образования и катехизации. При этом Учебный Комитет отвечает за подготовку собственно внутрицерковных кадров, а Отдел религиозного образования и катехизации – за организацию религиозного просвещения широких народных масс. Приходские воскресные школы, факультативы, катехизаторские курсы, таким образом, относятся к ведению этого отдела. В данной же главе будут рассматриваться учебные заведения, ответственные за подготовку внутрицерковных кадров, то есть подведомственные Учебному Комитету, независимо от их организационно-правовой формы. 486

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Сортировка: Снимок сделан С.М.Прокудиным-Горским. Восстановлен Павлом Вейником из Белорусского Государственного университета с помощью разработанной им программы «Алгоритм совмещения цветовых компонент фотографических изображений» Подробнее на сайте www.veinik.by Владимир Уханов ?? Карта и ближайшие объекты В 18 км от Ростова находится посёлок Борисоглебский. Главной достопримечательностью его является монастырь, основанный в честь первых русских святых князей Бориса и Глеба. Сам Сергий Радонежский благословил в 1363 году на создание монастыря новгородских монахов Фёдора и Павла. Историческое предание сообщает о том, что Сергий Радонежский выбрал место для строительства нового общежитийного монастыря, предсказав его дальнейшее процветание: " Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы Бориса и Глебе в помощь да будут, в предыдущие времена превознося монастырь под великими лаврами " . Все строения в монастыре были деревянными. Таковым он просуществовал 159 лет. Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим " домашним " . Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря первого русского царя Ивана III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал " домашний " монастырь деньгами и вотчинами. При сыне Ивана III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер " каменный здатель " Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иван IV Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=00223

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба. Собор. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1522 и 1524. Архитектор:Г. Борисов Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, пгт. Борисоглебский, Советская пл., д. 10 Координаты: 57.258965, 39.152848 Проезд:поездом или двумя электричками с Ярославского вокзала г. Москвы до Ростова Великого. От вокзала ходят автобусы до поселка Борисоглебский, автостанция которого располагается рядом с монастырем. Еще можно доехать на автобусе из Углича Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Собор Бориса и Глеба был воздвигнут Григорием Борисовым в 1522-1524 годах на месте деревянного, где были захоронены основатели монастыря Фёдор и Павел. Серьёзные нарушения облика собора относятся к концу 18 и 19 веку. Чтобы усилить роль главного храма в монастыре, барабан главы был надложен, а сама она получила вместо шлемовидной форму приземистой луковицы с перехватом. К западной стене собора пристроили обширный придел Илии и паперть с тяжёлым классическим портиком. Внутри придел был расписан на тему земной жизни Иринарха-затворника. Росписи выполнил художник Сапожников. Впервые собор был расписан в конце 17 века. В 1956 году архитектором Борисом Алексеевичем Огневым (1907-1959) была вскрыта поздняя кирпичная закладка аркасолей северной и восточной стен. Было обнаружено изображение всех канонизированных к 17 веку ростовских князей. Патриаршее место в алтаре расписано орнаментами из стилизованных трав тёмно-красного и тёмно-синего цвета. В 1911 году стены собора расписал художник Егоров. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987   К концу XV - началу XVI века деревянные церкви Борисоглебского монастыря обветшали, и по велению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной " малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба " был заложен первый каменный храм, который через два года был закончен и освящен 22 сентября 1524 года. Считается, что его строителем был талантливый ростовский " церковный каменный здатель " Григорий Борисов.

http://sobory.ru/article/?object=05673

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с сев.-вост. Фотография. 2003 г. Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с сев.-вост. Фотография. 2003 г. (Ярославской и Ростовской епархии), в пос. Борисоглебском Борисоглебского р-на Ярославской обл., на берегу р. Устье. Согласно составленной в Б. м. в сер. XVI в. «Повести о Борисоглебском монастыре от колкых лет и како бысть начало», обитель была основана пришедшим ок. 1360 г. из новгородских земель в ростовские леса прп. Феодором Ростовским и вскоре поселившимся вместе с ним прп. Павлом Ростовским . В 1363 г. прп. Сергий Радонежский избрал и благословил место буд. обители, ростовский кн. Константин Васильевич и Ростовский еп. Игнатий дозволили преподобным Феодору и Павлу построить кельи и ц. во имя св. князей Бориса и Глеба, к-рые явились подвижникам и обещали покровительствовать мон-рю. Когда собралась братия, на вклады ростовской знати построили Борисоглебский храм, кельи, срубили деревянную крепость, защищавшую сев.-вост. путь к Москве. Первый игумен прп. Феодор вскоре назначил своим преемником прп. Павла, а сам, желая уединения, ушел на Белое оз., где в устье р. Ковжи основал Никольский мон-рь. Спустя неск. лет, предвидя кончину, прп. Феодор вернулся в Б. м., где преставился 22 окт. 1410 г. (?). После его кончины в продолжение мн. лет игум. Павел управлял обоими мон-рями. Преподобные Феодор и Павел погребены в сев. части Борисоглебского собора, мощи находятся под спудом. После кончины игум. Павла настоятелями Б. м. последовательно были игумены Савелий, Михаил, Иона, Питирим. При игум. Питириме обитель пользовалась особым покровительством вел. кн. Василия II Васильевича , к-рый дал Б. м. первый земельный вклад - «село Шульце с деревнями по своих родителех и прародителех в наследие вечных благ». В 1433-1434 гг. Василий II, изгнанный с великокняжеского стола звенигородским кн. Юрием Димитриевичем , укрывался в Б.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Загадки истории почитания Ефрема Новоторжского О жизни преподобного Ефрема Новоторжского, основателя Борисоглебского монастыря в городе Торжке Тверской области, известно мало. То же можно сказать и ранней  истории Новоторжского Борисоглебского монастыря, который называют «одним из древних, а может быть, и самым древним», не находя при этом никаких письменных источников о нем вплоть до XVI века. Опираясь на историю текста Жития Ефрема Новоторжского, младший научный сотрудник Отдела Древнерусской литературы Института русской литературы РАН Татьяна Николаевна Галашева разбирается, как могла выстраиваться история прославления и почитания святого в Русской Православной Церкви. Статья По преданию, отразившемуся в Житии , основатель Борисоглебского монастыря в Торжке был непосредственно связан с памятью святых князей Бориса и Глеба. Ефрем Новоторжский был не просто их современником – он служил конюшим при княжеском дворе: «еще б в мире преже убиения святых страстотерпец Бориса и Глба. Жилище его б в дому их». В Житии рассказывается также о двух братьях Ефрема – Георгии Угрине и Моисее Угрине, – возникает образ трех братьев-угринов, служивших русским князьям. О братьях преподобного Ефрема есть сведения в древних источниках: об отроке Георгии Угрине сообщают памятники борисоглебского цикла; Моисею Угрину посвящено слово Киево-Печерского патерика. О самом Ефреме Новоторжском сведений в ранних источниках не обнаружено. Сюжеты о трех братьях и о принесенной в Торжок Ефремом отрубленной главе Георгия Угрина имеют, судя по всему, устную природу и находят параллели в фольклоре и литературе (например, в новеллах «Декамерона») . Вероятно, эти предания служат для объяснения названия монастыря и заменяют собой полное отсутствие письменных сведений о древнем подвижнике.

http://bogoslov.ru/article/6192625

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. Сортировка: Карта и ближайшие объекты " ...Звонница Борисоглебского монастыря, дошедшая до нас почти в первозданном виде, стоит на месте ранее существовавшей деревянной церкви Иоанна Предтечи, о чем упоминают монастырские вкладные книги. Судя по композиционным приемам, звонницу строила ростовская артель, которая возвела приблизительно в этот же период подобные звонницы Успенского собора в Ростове и Воскресенского в Угличском монастыре. Строительство Борисоглебской звонницы закончилось после 1680 года, освящена она была 25 октября 1682 года. Трехъярусное прямоугольное в плане здание, несмотря на свою монументальность и мощь, не кажется тяжелым и приземистым. Мастерство древнерусских зодчих сделало звонницу легкой, изящной, устремленной вверх. Это впечатление усиливается тремя маленькими главками на удлиненных барабанах. Наряден немногочисленный декор стен с поясками из городков и усложненными завершениями килевидных наличников окон. Аркатурные пояски украшают и тонкие барабаны глав. В монастырской описи 70-х годов XVIII столетия отмечено, что главы звонницы " обиты белым листовым железом, кресты железные, крыта она тесом " . К восточной стене сооружения примыкает высокая прямоугольная апсида, хотя во второй половине XVII века подобная форма алтарных выступов была запрещена. Здание колокольни имело многоцелевое назначение. В нижнем этаже, в " подцерковье " , размещалась ризница, над которой располагалась небольшая бесстолпная церковь Иоанна Предтечи. В верхнем, третьем ярусе в арочных пролетах собственно звонницы находились колокола. Железные балки, на которых они висели, были сделаны из кованого полосового железа с клеймами шведских фирм XVII века. Звонница имела десять больших колоколов, немногим уступая по мощи колокольне Ростовского кремля. Согласно монастырским записям, в Борисоглебской обители к XVIII веку на колокольне находилось " десять колоколов, из коих в первом весу двести шестьдесят один пуд, во втором по подпису весу сто тридцать восемь пуд, в третьем весу пятьдесят пуд, в четвертом десять пуд двадцать три фунта, в пятом колоколе тридцать пуд, в шестом - десять пуд двадцать три фунта, в восьмом четыре пуда десять фунтов, в девятом - четыре пуда, в десятом - один пуд двадцать фунтов. Наиболее тяжелый колокол " вылит в 1758 году на сумму монастырскую " . До этого самым большим был, видимо, колокол в в сто тридцать восемь пудов, подаренный монастырю Иваном Грозным.

http://sobory.ru/article/?object=05676

Сортировать по Исключить новости «Откуда в маленьком городе такие большие храмы?» Торжок православный Архитектурные шедевры и атмосфера патриархальной России 17 марта, 2019 Архитектурные шедевры и атмосфера патриархальной России Торжок – город небольшой. По размеру сопоставим с некоторыми округами Москвы. Тем интереснее побывать в нем, побродить по его улочкам, полюбоваться на сохранившиеся архитектурные шедевры. Гости Торжка часто задают один и тот же вопрос: «Откуда в маленьком городе такие большие храмы?» И в самом деле, Спасо-Преображенский собор, Борисоглебский монастырь, Благовещенский храм украсили бы собой Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города России. Местные краеведы считают, что причиной тому – соперничество купцов. Каждый купец, достигший высокого положения, хотел прославить свою фамилию и старался дать денег больше, чем сосед. Недостатка в средствах не было, поэтому храмы строили с размахом. Торжок – город купеческий, до революции более 70% населения составляли купцы. Но и духовенство играло заметную роль. Были даже династии священников – Богоявленские, Модестовы, Ильинские. Дети священников в основном поступали в духовные училища, потом уезжали в Тверскую духовную семинарию, а оттуда, женившись, разъезжались по приходам. Всего в Торжке, по разным оценкам, до революции 1917 года было от 29 до 40 церквей, если считать еще и домовые церкви. Сейчас действуют 10 церквей и 1 монастырь, а еще 15 церквей в разной степени заброшенности. Борисоглебский мужской монастырь Борисоглебский монастырь – один из самых древнейших в России. Его основал преподобный Ефрем Новоторжский в 1038 году. Из «Жития преподобного Ефрема» мы знаем, что на новоторжских землях он оказался после трагической гибели князей Бориса и Глеба. « Оставив свой боярский сан и дом, он прибыл в город Торжок и, нашедши одно весьма красивое место близ города, на берегу реки Тверцы, построил там храм во имя государей своих, великих князей, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и, собрав много иноков, устроил обитель, а сам стал архимандритом», – написано в «Житии Ефрема Новоторжского».

http://pravmir.ru/otkuda-v-malenkom-goro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010