Борисово. Церковь Воскресения Словущего. Церковь Обновления Храма Воскресения, Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты В десяти верстах от Можайска на дороге в Верею и Боровск, на высоком берегу реки Протвы в 1600 г. в присутствии Бориса Годунова был основан Царь-Борисов городок, построена каменная крепость с четырьмя башнями, выкопаны пруд и рвы. В 1618 г. крепость выдержала два приступа войск польского королевича Владислава. Село Борисово было вотчиной Бориса Годунова еще до его воцарения, здесь в 1585-1586 гг. им была воздвигнута каменная шатровая церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба высотой 74 метра. В 1603 г. царь Борис Феодорович с царицею и детьми ходил на богомолье в Пафнутьев-Боровский монастырь, оттуда приехал в Царь-Борисов городок и присутствовал при освящении церкви. После Смутного времени вся Можайская земля лежала в запустении. Писцовая книга уезда за 1629 г. сообщает: “Село Борисово на реке Протве, что было село государево дворцовое, а в нем храм каменный вверх (то есть шатровый) во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, да в селе Борисове место церковное, что был храм во имя Иоанна Предтечи, а в нем образы и книги и все церковное строение было мирское, храм сожгли литовские люди. Да в селе Борисове место монастырское, что был монастырь Рождества Божией Матери, а в церкви образы и книги и все церковное строение было прежних государей жалованье, да в том же монастыре было 15 келий”. Церковь Бориса и Глеба и остатки каменной крепости были разобраны в начале XIX в. Впервые в документах деревянная церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова в Борисове упоминается в 1653 г., “у той церкви два двора поповых, в приходе 131 двор”. В 1738 г. при церкви служили два священника – Гаврила Иванов и Иван Иванов. В 1811 г. построена ныне существующая каменная церковь с престолами в честь Обновления храма Воскресения Христова, Собора Божией Матери, святых страстотерпцев Бориса и Глеба. К ней была приписана деревянная церковь Святителя Николая в селе Старом.

http://sobory.ru/article/?object=02399

Можайский округ Материал из Азбука паломники Александро-Невский храм (Холм) [ править править код ] Александро-Невский храм построен в 1895 году попечением можайского купца С. И. Гудкова по проекту А.Е. Эверта в духе допетровской архитектуры в псевдорусском стиле - деревянный, одноглавый, однопрестольный. Выстояв в эпоху сталинских репрессий и пережив Великую Отечественную Войну, храм был закрыт лишь в 1960 году. Колокольню снесли, здание преобразовали в сельский клуб. В 2007 году храм вернули верующим, началось восстановление. Рядом с храмом находится старое сельское кладбище, на котором похоронен один из последних настоятелей - протоиерей Алексий Смирнов. Адрес: Московская область, Можайский район, деревня Холм. Подробнее... Богородицерождественский храм (Поречье) [ править править код ] Богородицерождественский храм построен в 1804 году в стиле классицизма на средства Л.К. Разумовского, вместо деревянных церквей сменявших одна другую по ветхости и разорению. О самой древней из них упомянуто в писцовых книгах за 1596 год - в старинной вотчине Михаила Ивановича Протопопова находилась деревянная двухэтажная церковь с четырьмя престолами. В Смутное время село и церковь были разорены и сожжены польско-литовскими интервентами. Каменное здание храма также подвергалось разорениям - в 1812 году французами, в 1930-х годах советской властью. В 1995 году храм возвращен верующим, восстановлен и действует. Адрес: Московская область, Можайский район, с. Поречье, ул. Советская. Подробнее... Воскресенский храм (Борисово) [ править править код ] Воскресенский храм построен в 1811 году стараниями прихожан, вместо ветхой деревянной церкви XVII века, расположенной в вотчине Бориса Годунова. В 1585 году им был основа Царь-Борисов городок - построена каменная крепость с четырьмя башнями, выкопаны пруд и рвы. В 1618 г. крепость выдержала два приступа войск польского королевича Владислава. Строения со временем разрушались, остатки каменной крепости были разобраны в начале XIX века. Ныне существующий каменный храм выполнен в архитектурном стиле классицизма. В советское время был закрыт и разорен - лишился ротонды и колокольни, использовался не по назначению.

http://azbyka.ru/palomnik/Можайский_окру...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИСОВ ГОРОДОК (Царёв-Борисов) , вотчина Бориса Годунова на берегу р. Протвы с дворцовым комплексом, окруженным крепостными стенами, и стоящей вне укреплений ц. во имя святых Бориса и Глеба (не сохр.), архитектура к-рой подводит итог развитию шатрового зодчества во 2-й пол. XVI в.; ныне с. Борисово в 11 км от Можайска Московской обл. Строительство храма и крепости, очевидно, происходило одновременно, хотя точные даты закладки сооружений неизвестны. Попытки датировать ансамбль 1585-1586 гг. (В. В. Косточкин) основаны на неверном прочтении известий Пискарёвского летописца: «Да в Верейском уезде в селе Борисове на Городище по челобитью же боярина Бориса Федоровича Годунова зделан храм камен» (ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 200), из сведений к-рого можно лишь предполагать, что храм начали строить до воцарения Годунова, т. е. до 1598 г. Датировка строительства и освящения церкви 1603 г. основана на сведениях вятского «Временника» XVII в.: «В лето 7111 (1603) ...ходил царь Борис Федорович с царицею и с чады, молитися в Боровеск, к Пафнотию чюдотворцу, и отнесе ему раку сребряну. Оттуду иде на Борисов, и ту церковь каменну созда и освяти» (Времянник, еже нарицается летописец Российских князей//Тр. Вятской губ. ученой арх. комис. Вятка, 1905. Вып. 2. С. 47). П. А. Раппопорт связал это известие с освящением храма. Поскольку, по его мнению, сооружение подобного здания обычно занимало 4-5 лет, закладка церкви должна была состояться в 90-х гг. XVI в. Однако в статье Временника нарушена последовательность событий. Согласно Новому летописцу, поездка царской семьи в Боровск состоялась в авг. 1601 г.: «Сам пойде молитися в Можаеск и Боровеск и был в своем селе Борисове на Вяземе и туто пировал многие дни» (ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 14. С. 55), из чего можно заключить, что храм был освящен в 1601 г. Борисоглебская церковь Борисоглебская церковь Во 2-й пол. XVIII в. разрушающаяся крепость и ц. Бориса и Глеба были зафиксированы на чертежах архит. Г. Харькова (планы и фасады крепости и церкви) и плане И. Лёвшина (ГНИМА). К нач. XIX в. постройки Б. г. пришли в запустение, их стали постепенно разбирать. Археологические исследования фундаментных рвов церкви проводились Раппопортом в 40-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/153177.html

Зеркало Февральской революции Беседа с митрополитом Псковским Тихоном о духовных и политических причинах революции, а также о её уроках Источник: Пресс-служба Псковской епархии 23 февраля 1917 года по старому стилю в столице Российской империи Петрограде начались волнения рабочих. Так началась Февральская революция, положившая конец монархии и приведшая страну к хаосу. О духовных и политических причинах революции, а также о ее уроках – с митрополитом Псковским и Порховским Тихоном (Шевкуновым) на телеканале «Спас» .      Рейтинг: 9.6 Голосов: 209 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр 27 апреля 2021, 15:02 После Вашего сюжета, уважаемый Владыка Тихон, вспомнил экскурсионную поездку (в 1980-х гг.) в Музей стекла в городе Гусь-Хрустальный (Владимирская обл.). Будучи там, был весьма удивлён, увидев целый городок из небольших одноэтажных домов для рабочих местных дореволюционных стекольных и текстильных мануфактур. Из Википедии вычитал, что в то время там трудилось около 1000 рабочих. Думается, что эти архитектурно красивые и качественные т.н. «мальцовские домики», построенные в 19-20 вв., с прекрасной кирпичной кладкой используются по назначению и сегодня. Вот такая «одноэтажная Россия» для наших рабочих была здесь задолго до появления «Одноэтажной Америки» среднего класса р.Б. Алексей 8 марта 2021, 12:13 С нетерпением ждем фильм! Анна 8 марта 2021, 00:47 Вадим Борисов 7 марта 2021, 15:17 " Как важно бороться с либерализмом " . Похоже что надежд на либерализм враги России уже не питают, не пошёл он в массы. Сейчас запускается новый антирусский проект, нео-коммунистический. Теперь с этой стороны идут атаки на Церковь и на государство. Алексей 7 марта 2021, 22:59 Владыко, как всегда очень верно, метко и по существу. Спасибо! Алексей 7 марта 2021, 20:36 Слава тебе, Господи Вадим Борисов 7 марта 2021, 15:17 Как же так вышло, что наш Св. Синод ополчился на Царя, да и на своих немногих архиереев - монархистов? Какие царили настроения, почему все бредили свободой? Как важно бороться с либерализмом, особенно церковным сегодня. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/137835.html

А к боярам [было] писано о том же. Прослышав про то, воевода в Борисове Константин Ивашкин, покинув город Борисов, пошел со всеми людьми в полки к боярину князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Князь Дмитрий же, услышав, что Борисов городок воевода покинул, послал голову Богдана Лупандина с астраханскими стрельцами. Богдан же едва захватил Борисов от литовских людей. Бояре же и воеводы сослались с боярином князем Дмитрием Михайловичем Пожарским да с окольничим князем Григорием Константиновичем Волконским о том, чтоб осаду укрепили в Можайске, и они бы шли к Можайску. И боярин князь Дмитрий Михайлович и окольничий князь Григорий Константинович пошли к Можайску. Сотни же послали под Можайск, а сами встали в Борисове. Бояре же и воеводы со всеми ратными людьми пошли из Можайска. Боярин же князь Дмитрий Михайлович Пожарский пропустил бояр и всех ратных людей можайских сидельцев и сам пошел за ними же; и по милости Божией [вышли] из Можайска все благополучно. Воевода же в Можайске остался Федор Васильевич Волынский, и станы пожгли все. И бояре пришли в Пафнутьев монастырь, а князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского вывезли из Можайска перед этим. Боярам же князю Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому и князю Борису Михайловичу Лыкову со всеми ратными людьми повелел государь идти к Москве. 384. О взятии Ливен и Ельца и о послах московских и крымских. Пришел же из-за порогов гетман Саадашной в украинные города с запорожскими казаками, и пришел к городу Ливнам, и город Ливны взял приступом. Воеводу князя Никиту Черкасского взял в плен, а товарища его Петра Данилова убил, и многих людей перебил, и город выжег. И, взяв Ливны, пошел к Ельцу. И пришел под Елец, и под Ельцом стоял немалое время, и Елец взял обманом: спереди поманили немногие люди. Воевода же в ту пору был Андрей Полев, и осадное сидение было для него непривычно. И вышел со всеми людьми из города на них. Саадашной же со всеми людьми пришел сзади, и город взял. В то же время были посланы послы в Крым: Степан Хрущев, да подьячий Семейка Бредихин, да тут же были крымские люди пятьдесят человек, да с ними же было послано мягкой казны [мехов] на десять тысяч [рублей].

http://sedmitza.ru/lib/text/439360/

гласит: «На оной горе, где оныя пещеры состоят, видно ныне, что, конечно, на оной состоял монастир или городок в древния времена, потому что и ныне видно ж как кирпичи, так и каменного несколко фундамента»; в нач. XIX в. «найдены в земле остатки церковного каменного здания: окрестные жители называют это место церковищем и говорят, по преданию, что здесь когда-то был монастырь». В 1819 г. Киевское губернское правление намеревалось «пещеру… оказавшуюся пустою и весьма удобною к укрытию бродяг, и даже самих разбойников, уничтожить», но Духовный Собор Лавры, отвечая на запрос о юридической принадлежности урочища (не входит ли оно в состав лаврских угодий), рекомендовал: «К ней особливое должно бы иметь уважение… ибо в оной имел пребывание… отец наш Феодосий Печерский». В 1826 и 1831 гг. о пещере и Гнилецком монастыре упомянул в своем «Описании» Лавры митрополит Евгений (Болховитинов). Весной 1832 г. пещеры обнаружил (во время прогулки) не знавший о них ранее архимандрит Киево-Братского монастыря и ректор КДА свт. Иннокентий (Борисов), впоследствии архиеп. Херсонский (†1857) . Оценка, данная им Гнилецким пещерам, стала «крылатой»: «Лаврские пещеры много изменены чрез расширение и повышение, конечно, ради богомольцев; а вот эти – настоящие, подлинные, как были ископаны святыми отшельниками». В то время урочище назвалось «Гадючий лог». В 1833-1836 гг. свт. Иннокентий исходатайствовал присоединение урочища к угодьям монастыря в Киево-Братской «Пироговской даче», в 1835 г. благоустроил вход в пещеры и показал их Михаилу Максимовичу, поставил часовню над одним из ключей, обследовал «церковище» и поделился с Максимовичем своей догадкой о связи этого места с Гнилецким монастырем, которую гость подтвердил в 1840 г. находкой известий об урочище в архиве Выдубицкого монастыря. К 1836 г. свт. Иннокентий устроил в урочище искусственный пруд и поставил избу для лесников. Ок. 1834 г. иеромонах Киево-Братского монастыря прп.Феофил Киевский выразил желание уединиться в Гнилецких пещерах, но его ходатайство было отклонено.С 1880-х гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Рожд...

Ист.: Сказание игум. Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображения и прп. Геннадия// Ключевский. Древнерусские жития. С. 463-464; Житие прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1873. 23. С. 183-190; 24. С. 191-196; К житию прп. Геннадия, костромского и любимоградского чудотворца//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1873. 25. С. 202-203; Служба и акафист прп. отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1898; Житие прп. Геннадия Костромского//Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 18-42; Описание о российских святых. С. 196-197; Отчет VIII (ликвидац.) отдела НКЮ//РиЦ. 1920. 9/12. С. 81 [дата вскрытия и крат. описание мощей Г. 28 сент. 1920]; Житие и акафист св. прп. Геннадию, Костромскому и Любимоградскому Чудотворцу: (Сост. на основе жития, написанного учеником прп. игум. Алексием, и др. архивных док-тов о Спасо-Преображенском Геннадиевом мон-ре)/Спасо-Преображенский Геннадиев мон-рь. Б. м., 2004; Житие Корнилия Комельского//Городок на Моск. дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 180-184, 188-189. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Январь. С. 103-109; СИСПРЦ. С. 62, 63; Любимский Спасо-Геннадиев муж. мон-рь//Ярославские ЕВ. 1866. 10-11. Ч. неофиц.; Ключевский. Древнерусские жития. С. 303, 336; Св. угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 7-19; Барсуков. Источники агиографии. С. 114-115; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 188-189; Голубинский. Канонизация святых. С. 128-129; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 291-295; Буланина Т. В. Алексей (XVI в.)//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 34-35 [Библиогр.]; она же. Геннадий (в миру Григорий) (ум. 23.I.1565 г.)//Там же. С. 146-148 [Библиогр.]; Борисов Н. С.От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 96-106; Добровольский Г. Ф. Спасо-Геннадиев муж. мон-рь и прп. Геннадий Костромской и Любимоградский чудотворец. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/162062.html

Шатровая церковь святых Бориса и Глеба стояла на высоком подклете и была окружена с 3 сторон 2-ярусной папертью. Переход от четверика к восьмерику был оформлен в виде горки кокошников, нижний ряд к-рых расположен выше тромпов. Судя по чертежу Харькова, на полице восьмерика были поставлены глухие барабаны дополнительных главок, по 2 на осевых гранях аттика, наподобие декоративных глав на центральном и зап. шатровых столпах Покровского собора на Рву, и церкви в с. Остров времени Иоанна IV. В декорации использованы итальянизирующие мотивы, распространенные в архитектуре годуновской эпохи: поверхности апсид, стен и лопаток четверика, граней восьмерика и аттика над ним были украшены декоративными нишами в профилированных рамках, возможно, что между кокошниками были поставлены фиалы (Раппопорт). Судя по сохранившимся описаниям, можно полагать, что подклет был белокаменным, стены церкви - кирпичными с деталями из белого камня. Церковь достигала в высоту 74 м и была самым грандиозным из шатровых храмов в истории средневек. рус. архитектуры. Предание уравнивало ее по высоте с храмом-колокольней Ивана Великого в Московском Кремле. Считали, что она была возведена мастером, условно названным «зодчим Бориса Годунова» (Раппопорт), к созданиям к-рого относят также церкви в Вязёмах, Хорошёве, собор Пафнутиева боровского мон-ря. Крепость Б. г. имела в плане полукруг, 4 башни, 2 ворот. Строительство Б. г. выявило стремление Годунова превзойти масштабы царских резиденций: крепость, окруженная рвом, указывает на подражание Александровой слободе, а шатровая церковь - загородным ансамблям сел Коломенского и Остров, храмы к-рых она превосходила по высоте. Исследователи допускали, что крепость мог выстроить зодчий кон. XVI в. Федор Конь. Сохранившиеся чертежи стен и башен крепости указывают на сходство с укреплениями Смоленска, возведенными им в 1595-1602 гг. Строительство крепости Б. г. Косточкин рассматривал в ряду др. мероприятий, направленных на укрепление зап. границы страны. Назначение форпоста Б. г. оправдал в 1618 г., когда его безуспешно штурмовал королевич Владислав: «...литовские ж люди многижды к нему приходяху и не можаху ничево ему зделати, что тот городок крепок добре» (Новый летописец. Там же. С. 143).

http://pravenc.ru/text/153177.html

Дурные предсказанья князя насчет того, что красные вскоре их " повеселят " , сбылись гораздо быстрее, чем сам он предполагал. На следующий же день городок был неожиданно атакован подтянувшимися отрядами Красной армии. Бились долго и яростно, но пришлось отступить при многочисленных потерях. Сережа в бою забывал обо всем, кроме боя, впитав в себя золотое правило: в сражении - не думать. Он не терпел крови и, действительно, боялся боли, но при этом был одним из лучших бойцов отряда. В глазах товарищей это искупало и чрезмерную, как они считали, его набожность, и " идеализм " . На войне и не могло быть по-другому. В этом сраженье он впервые был ранен. Сразу потеряв сознание, очнулся только через несколько часов. И первое, что увидел, - изможденное лицо красного комиссара, которого вчера на его глазах уделывали Борисов и Кривоносов. С трудом Сергей понял, что красные комиссара отбили. Значит, городок взят! Он было вскочил. И тут же с громким стоном повалился вновь, - раненое плечо словно проткнули раскаленным шомполом. Сережа, закрыв глаза, стиснув белые губы, прислушивался к ощущениям, к боли, которой он до этого так боялся и которую так не любил причинять другим. И понял вдруг, что он-то как раз, может быть, и выдержит… - Ну, вот и встретились, поручик! - сказал, усмехаясь, комиссар. Сергей с трудом разомкнул веки. Усатое, бледное лицо расплывалось перед ним, криво улыбаясь. Левая рука комиссара покоилась на перевязи, а губы нервно подрагивали. Сережей овладел безотчетный ужас... - Это кто? - в полузабытьи услышал он еще чей-то голос. - Да это… - комиссар коротко поведал, при каких обстоятельствах познакомился с " его благородием " . В ответ - мат… Похлеще, чем у Борисова. - Да мы его, паскуду… - Незачем, - бросил комиссар. - Мальчишка. Пристрелить - и все, пока сам не окочурился. Да я и пристрелю. - Твоя воля! Твои вражины персональные… Ишь, как они тебя. - Ничего, тот сучий сын, что меня пытал, давно пополам рассеченный валяется, а я вот жив! Вставай, ваше благородие, на прогулку пора.

http://zavet.ru/krohi/lit/001/006.htm

XII. В Коломенской епархии: Коломна Кашира Серпухов Алексин Зарайск Крапивна Епифань Дядилов Богородицк Всего: XIII. В Вятской епархии: Хлынов (Вятка) Уфа с уездом Слободской Котельник Кай городок Шестаков Кунгур Соль-Камская Чердынь Вотчины гг. Строгановых Нет сведений Сарапулъ Кукарск с заказом Яранск Заводы, лежащие в Вятской епархии Нет сведений Всего: XIV. В Воронежской епархии: Воронеж Бахмут Ефремов Лебедянь Сокольск Чернавск Романов в степи Павловск Острожек Коротояки Землянски Костеиск Белокольск (Белоколодск?) Демшинск Бобровск Черкасской Ольшанск Нет сведений Новохоперская крепость Крепость св. Анны Лавровская крепость Телецкий острожек Острожек Урыв Донского Присутствия в казачьих городках Всего: XV. В Переславской епархии: Переслав-Залесский Дмитров Волоколамск Борисов Нет сведений Александрова слобода Гжатская десятина Всего: XVI. В Костромской епархии: Кострома Чухлома Парфеньев Кологрив Соль Галицкая Судиславль Да в Судиславском и Буйском уездах Пригород Нерехта Пригород Плес Ветлужский заказ Всего: XVII. Во Владимирской епархии: Владимир Арзамас Темников Гороховец Яропольчи Вязниковская слобода Починки Всего: XVIII. В Тамбовской епархии: Тамбов Козлов Борисоглебск Добринск Керенск Нижний Ломов Верхний Ломов Инзара Мокшанск Красная слобода Всего: XIX. В Олонецкой епархии (викариатство): Олонецк Каргополь Устюжна Железнопольская Есенецкий заказ Кресновский заказ Всего: XX. В Севской епархии (викариатство): Брянск Карачев Рыльск Путивль Трубчевск Белополье Всего: XXI. В Астраханской епархии: Астрахань Красный Яр Кизлярская крепость Черный Яр Царицын Город Дубовка Дмитровск Саратов Петровск Всего: XXII. В Тобольской епархии: Тобольск Тюмень Верхотурье Екатеринбург Енисейск Красноярск Кузнецк Туруханск Сургут Березов Челяба Всего: 478(?) XXIII. В Ростовской епархии: Ростов Ярославль Романов Пошехонский уезд Всего: XXIV. В Вологодской епархии: Вологда Белозеро Чаронда Всего: XXV. В Архангелогородской епархии: Архангельск Холмогоры Мецкая крепость Кеврольский уезд

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010