Бориса, Глеба



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

В чем смысл страстотерпчества / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии: – Страстотерпчество, насколько мы знаем, – по преимуществу русский вид святости. Потому что исторический путь России – это путь непрестанных страданий. А в страданиях можно вести себя по-разному: вот как на Голгофе один разбойник роптал на судьбу и дерзко требовал у Христа спасти его от мучений, а другой признал себя достойным таких скорбей и смиренно молился Спасителю – он то и был принят в Рай. Так безропотное принятие смерти с исповеданием Христа возводит душу туда, где Сам Господь Иисус Христос. Страстотерпцами называют тех праведных христиан, которые понесли тяжелые страдания и приняли смерть от убийц. От них не требовали отречения от Христа, причиной убийства являлось не исповедание веры, а какая-то их особая роль в общественной жизни. Зачастую они были жертвами политических убийств. Так, в частности, пострадали святые Андрей Боголюбский, Михаил Тверской, Димитрий Угличский. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа Добродетель, конечно, не в том, чтобы быть невинно убитым, а в том, чтобы встретить смерть от рук злобных людей без ... далее ...
Сказание и страдание и похвала мученикам святым ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире, сыне Святославовом, внуке Игоревом, просветившем святым крещением всю землю Русскую. О прочих его добродетелях в другом месте поведаем, ныне же не время. О том же, что начали, будем рассказывать по порядку. Владимир имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные. Старший сын — Вышеслав, после него — Изяслав, третий — Святополк, который и замыслил это злое убийство. Мать его гречанка, прежде была монахиней. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка. Владимир же, в то время еще язычник, убив Ярополка, овладел его беременной женою. Вот она-то и родила этого окаянного Святополка, сына двух отцов-братьев. Поэтому и не любил его Владимир, ибо не от него был он. А от Рогнеды Владимир имел четырех сыновей: Изяслава, и Мстислава, и Ярослава, и Всеволода. От другой жены были Святослав и Мстислав, а от жены-болгарки — Борис и Глеб. И посадил их всех Владимир по разным землям на княжение, о чем в другом месте скажем, здесь же расскажем про тех, о ком сия повесть. Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в ... далее ...
Борис и ГлебИскать в Источникеpravmir.ru
... благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Память совершается 6 августа. …Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории. Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси. Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом – навсегда раб. Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб – сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни. Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре ( Лука, 16: 19-31 ) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит ( Еккл. 5: 14 ) , богатство с собой в ... далее ...
БОРИС И ГЛЕБ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... о Борисе и Глебе, а также о становлении их почитания помимо летописей (Повести временных лет, Новгородской первой летописи младшего извода) сохранились в посвященных святым ранних житийных произведениях — анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба» (нач. : «Род правых благословиться, рече пророк») (далее СС) , в тесно связанном с ним «Сказании чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида» (нач. : «Не възможеть человек глаголати и не насытиться око зьрети») (далее СЧ) и в «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба», принадлежащем перу агиографа в. Во-вторых, несмотря на то что в науке не раз высказывалось мнение о зависимости летописной повести о событиях 1015–1019 гг. от значительно более пространного СС (митр. Макарий) Булгаков (, Е. Голубинский, Н. Ильин, О. Кралик, А. Поппе) , более обоснованным выглядит обратный тезис — что СС явилось расширенной житийной переработкой летописного рассказа (А. И. Соболевский, А. Шахматов, Н. И. Серебрянский, С. А. Бугославский, Л. Мюллер и др.) . В летописи, в частности, более исправно переданы заимствования из славянского перевода греческой хроники СЧ в рукописях (в т. ... далее ...
Церковь Бориса и Глеба у Арбатских воротИскать в Источникеtemples.ru
... ул. Воздвиженка, 15 Современный адрес Москва, Арбатская пл., [проезжая часть на сев. -зап. от д. 14] Краткое описание Первый каменный храм выстроен в 1527. Новая церковь с приделами Казанской Божией Матери и Воскресения Словущего освящена в 1768. После пожара 1812, пощадившего храм, к нему были приписаны разоренные окрестные церкви. Некоторые из них вскоре разобраны, а материал употреблен на строительство приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины. Церковь являлась одним из лучших образцов барокко в Москве, однако снесена в 1930 под предлогом реконструкции площади. Вблизи места церкви поставлен небольшой памятный знак. Всего текстов: 1 Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 206-207 Церковь свв. Бориса и Глеба у Арбатских ворот Арбатских ворот пл., проезд к западу от кинотеатра " Художественный " ( Арбатские вор., 14 ) " Впервые упоминается в 1483 г. Каменная с 1527 г. " [2]. " Первоначально построена в 1527 г. повелением вел. кн. Василия Ивановича, но древняя церковь была сломана и выстроена вновь в 1763-1767 гг. гр. А. П. Бестужевым-Рюминым в стиле, характерном для елизаветинской эпохи " [3]. " Храм выстроен в ... далее ...
Торжок|Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и ...Искать в Источникеsobory.ru
... 9 октября 2007 К середине XVIII в. древняя Борисоглебская церковь сильно обветшала и по решению Священного Синода в 1784 г. была разобрана. Императрица Екатерина II выдала разрешение и выделила деньги на постройку нового храма. 9 июня 1785 года во время высочайшего проезда императрицы из Москвы в Санкт-Петербург через Торжок она заложила первые кирпичи в его основание. Для этого специально были изготовлены медные посеребренные молоточек и лопатка, которые потом хранились в соборе как реликвия. Собор строился в течение 11 лет. Руководил строительством новоторжский архитектор Франц Иванович Буци. 11 июня 1796 г. собор был торжественно освящен. Автором проекта нового Борисоглебского собора был уроженец Новоторжского уезда Н. А. Львов. Борисоглебский собор – один из лучших образцов строгого классицизма, где Львов предстает перед нами как последователь Андреа Палладио, итальянского архитектора XVI в. Проектируя Борисоглебский собор, Львов разработал тип церковного здания, который стал господствующим на следующем этапе развития классицизма. Применив в соборе схему крестово-купольного храма, Львов при этом смог добиться почти идеальной внешней кубовидности, создав композицию с ... далее ...
Рязань|Собор Бориса и ГлебаИскать в Источникеsobory.ru
... (0) Статью добавил (а) : Иванов Дмитрий, 23 ноября 2010 Историческая справка: Соборная деревянная церковь существовала на этом месте уже с 1152 года. Со времени святителя Василия, епископа Рязанского (с 1288 по 1522 г.) эта церковь служила кафедрой рязанских епископов. Вновь упоминается этот храм в 1568 году. Ныне существующий храм был построен на средства архиерейской казны в 1686-1687 годах рядом с развалинами старого зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым. До 1917 года в храме было три придела: правый во имя Корсунской и Боголюбской икон Божией Матери с 1799 года, левый – святителя Василия Рязанского и великомученика Иоанна Нового с 1840 года. Над входом в церковь располагался придел во имя праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы с 1870 года. До 1917 года в храме хранились древние чтимые иконы: резной образ Спасителя, список 1611 года Феодотьевской иконы Божией Матери, образ князей страстотерпцев Бориса и Глеба, Корсунская икона Богоматери. С 1924 года здание церкви использовалось властями под зернохранилище. Закрыт в 1935 году. Вновь открыт собор был в 1946 году и больше не закрывался. С 1946 по 2002 год собор имел статус кафедрального. ... далее ...
Святые князья Борис и Глеб: житие, икона, ...Искать в Источникеpravmir.ru
... благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015) . Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. ... далее ...
Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... дореволюционный исследователь древнерусских княжеских житий Н. Серебрянский, находясь под впечатлением фундаментального исследования А. А. Шахматова " Разыскания о древнейших русских летописных сводах " ( СПб., 1908 ) и спустя семь лет после его выхода, писал: " Мне лично кажется, что в настоящее время легче будет найти новые рукописные материалы о старинных житиях Б[ориса] и Г[леба], чем дать другую постановку вопроса о первоначальной литературной истории житий по сравнению с предложенною Шахматовым. [1] Под житиями Бориса и Глеба подразумевались " Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба " (" Чтение о Борисе и Глебе ") , написанное монахом Киевского Печерского монастыря Нестором и " Съказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба " (" Сказание о Борисе и Глебе ") , автор которого неизвестен. Как же академик А. А. Шахматов выстроил " литературную историю житий " , которая так пленила Н. Серебрянского? Вначале, по его мнению, было написано неизвестным автором сказание о Борисе и Глебе, которое вошло в " Древнейший летописный свод " , составленный во второй четверти XI в. в Киеве. Им воспользовался Нестор при работе между 1081 и ... далее ...
Старица|Собор Бориса и ГлебаИскать в Источникеsobory.ru
... (1) Статью добавил (а) : Олег Гусаров, 25 мая 2005 Первый каменный собор, нареченный именами Бориса и Глеба покровителей русского воинства, был построен в Старицком кремле, на месте более древней деревянной церкви в ознаменовании первых побед московского воинства в Казани, Астрахани и Ливонской войне. На сооружение храма ушло всего три года ( 1558-1561 ) . В «Истории русского искусства» (И. Грабарь 1911 г.) говорится, «…оригинальный, из ряда вон выдающийся по своей конструкции пятишатровый храм … современник храма Василия Блаженного, Старицкий собор, богато украшенный белокаменной резью и цветными изразцами с крупным декоративным панно «Распятие», с изразчатой лепниной под карнизом храма, - несомненно был великолепен и величественен». В таком виде, познавший разные беды храм просуществовал 100 лет. Во время вражеских осад в подвалах храма хранились «ядра и зелье». В начале 17 века собор был разорен и разграблен иноземными захватчиками, а затем опустошен сильным пожаром. Окончательный приговор знаменитому собору был вынесен в 1658 году патриархом Никоном. Собор был обезглавлен, и простояв в таком обезображенном виде еще полтора столетия, был окончательно ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Бориса, Глеба
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"