Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 11.02.731), св. (пам. зап. 11 февр.), папа Римский (c 19 мая 715). Жизнеописание Г. в Liber Pontificalis в основном было составлено еще при его жизни и дополнено после смерти (LP. Vol. 1. P. 220-223). Оно было известно уже Павлу Диакону , к-рый использовал из него сведения о взаимоотношениях Г. и лангобардов. В X в. каноником Реймсской ц. Флодоардом Житие папы было переложено в стихи и включено им в поэму «О триумфах Христа в Италии». Детали нек-рых событий, лишь вскользь упомянутых в Liber Pontificalis, проясняются в посланиях Г. Сведения о просвещении германцев содержатся в 2 Житиях св. Бонифация (Виллибальда, сер. VIII в., и Отлоха Санкт-Эммерамского, нач. XI в., в к-рое включена переписка Бонифация с Г.), в Житии св. Корбиниана, а также в различных Житиях Виллибальда Айхштеттского. В Хронографии визант. историка IX в. прп. Феофана Исповедника образ Г. смешан с образом его преемника Григория III . В этом сочинении отразилась офиц. антипапская пропаганда К-польского двора, исходящая от императоров-иконоборцев Льва III Исавра и Константина V Копронима . За Феофаном следуют позднейшие визант. хронографы Георгий Кедрин и Иоанн Зонара , частично исправляя нек-рые неточности. Г. род. в состоятельной семье Марцелла (Маркелла) и Гонесты, возможно принадлежавшей к знатному рим. роду Савеллиев. С раннего возраста Г. воспитывался при папском дворце в Латеране. Папа Сергий I (687-701) рукоположил его во субдиакона и назначил сакелларием (казначеем), поручив также заботу о папской б-ке. В 710-711 гг. в сане диакона он сопровождал папу Константина I в поездке на Восток, ко двору визант. имп. Юстиниана II . Г. лично присутствовал на встрече папы с императором в Никомидии, где, согласно Liber Pontificalis, как человек образованный, он отвечал на нек-рые вопросы императора, вероятно касавшиеся постановлений Трулльского Собора (см.

http://pravenc.ru/text/166744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАЛИЙ († 423), антипапа (29 дек. 418 - апр. 419). Сведений о Е. до его избрания на Римский престол не сохранилось. События евлалианской схизмы в Римской Церкви подробно представлены в офиц. донесениях рим. префекта Квинта Аврелия Симмаха имп. Гонорию и комиту Констанцию, в ответных посланиях императора к Симмаху, а также в письмах Гонория к папе Бонифацию I , к проконсулу Африки Ларгу и в письмах Ларга к Карфагенскому еп. Аврелию, вошедших в сборник папской корреспонденции «Авелланово собрание» (Collectio Avellana, сер. VI в.). Сведения, изложенные в жизнеописании Бонифация I в составе Liber Pontificalis , имеют второстепенное значение в силу субъективности источника и ошибочной интерпретации нек-рых фактов (напр., при изложении событий понтификата Бонифация I приводятся факты из жизни Бонифация II , избрание к-рого также сопровождалось схизмой). Недостоверной является и краткая заметка об осуждении Е. Собором 52 епископов в Каталоге Феликса IV (III) (сер. VI в.). После кончины папы Зосима (26 дек. 418) в Риме начались беспорядки. В день погребения папы, 27 дек., часть рим. клириков собралась в базилике Спасителя в Латеране и избрала папой архидиак. Е., грека по происхождению. В воскресенье 29 дек. там же состоялось посвящение Е. в епископский сан, которое совершил субурбикарный епископ Остии. В Liber Pontificalis ошибочно сообщается, что в тот же день во епископа был рукоположен и Бонифаций I. Из донесения Симмаха Гонорию следует, что 29 дек. Бонифаций был только избран: узнав о поставлении Е., несогласное с его избранием большинство рим. пресвитеров собралось в базилике Феодоры (местонахождение неизвестно) и избрало епископом Бонифация, рукоположение которого в соответствии с каноническими нормами было отложено до следующего воскресного дня (Coll. Avel. N 14; Symmachus. Ep. X 71). Сведения из донесения Симмаха подтверждаются сообщением Liber Pontificalis о том, что после кончины папы Зосима кафедра оставалась вакантной 10 (или 11) дней, т. о., возведение в сан Бонифация могло состояться не ранее 5 янв. 419 г.

http://pravenc.ru/text/187150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУНО КВЕРФУРТСКИЙ [Бонифаций; лат. Bruno Querfordensis] (ок. 974, Кверфурт, Саксония - 9.03.1009), сщмч. (пам. зап. 15 окт., 19 июня), миссийный архиепископ, агиограф. Происходил из знатного восточносаксон. рода, учился в школе при магдебургском кафедральном соборе, с 995/97 г. состоял в придворной капелле имп. Оттона III , с к-рым был очень близок. Сопровождая императора, в 996/98 г. Б. К. попал в Рим, где под впечатлением мученической кончины пражского еп. сщмч. Адальберта († 997) поступил в греко-лат. мон-рь в честь святых Алексия и Бонифация (Вонифатия) на Авентине, в к-ром ранее пребывал и св. Адальберт. Возможно, именно здесь Б. К. принял (монашеское?) имя Бонифаций. В Италии он оказался под влиянием идеологов и практиков пустынножительства - св. Нила Нового, бывш. игумена греч. мон-ря в Россано, в 990-е гг. подвизавшегося в одном из дочерних обителей мон-ря Монте-Кассино , и блж. Ромуальда (буд. основателя конгрегации камальдулов ). Покинув Рим, видимо, после восстания там против Оттона III в февр. 1001 г., вместе с блж. Ромуальдом Б. К. принял участие в создании общины пустынножителей близ Равенны, где вместе с императором разрабатывал миссионерские планы с исходной базой в Польше. После внезапной кончины Оттона в 1002 г. Б. К. заручился поддержкой этих планов со стороны папы Сильвестра II , к-рый вручил Б. К. архиепископский паллий и просил нового герм. кор. Генриха II санкционировать рукоположение Б. К. в archiepiscopus gentium, т. е. миссийного архиепископа без определенного диоцеза. Рукоположение состоялось в 1004 г., однако вспыхнувшая польско-нем. война вынудила Б. К. изменить первоначальные намерения и посвятить себя миссионерским трудам в Венгрии, среди т. н. черных венгров (вероятно, трансильванских секеев) (1004-1007). Есть нек-рые основания полагать, что в 1005-1006 гг., в период краткого мира между Германией и Польшей, Б. К. из Венгрии совершил поездку в Польшу, где встречался с польск.

http://pravenc.ru/text/153497.html

VIII. Православный мир после IV Крестового похода. Никейская империя. Балканские Церкви Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Obolensky, The Byzantine Commonwealth; Obolensky, Byzantium and the Slavs; Papadakis; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Острогорски, Buзahmuja и словени; Runciman Steven. The Fall of Constantinople 1453. Cambridge, 1969; Runciman, The Great Church; Meyendorff, Ideological Crises in Byzantium; Previte-Orton; Vasiliev. 1. Итак, крестоносцы провозгласили себя хозяевами и властителями Византийской империи. Однако эта хвастливая заявка была весьма преждевременной: падение Константинополя не отдало всю страну в руки латинян. Имперские земли им предстояло еще завоевать. А это оказалось весьма трудным делом, ибо происшедшая катастрофа, как, впрочем, часто бывает во время бедствий, послужила, безусловно, для возрождения лучших черт греческого духа - мужества, выносливости и энергичности. Когда латиняне уже были в городе, император Алексий V Мурчуфл бежал, и в Св. Софии императором был провозглашен Феодор Ласкарис , зять бывшего императора Алексия III - первый за много лет достойный кандидат на императорский трон. Спасти город уже было невозможно, новый император удалился вместе с патриархом из Константинополя на азиатский берег, где и возглавил борьбу с оккупантами. Через два года после катастрофы падения Константинополя независимый греческий мир реорганизовался. На развалинах Империи возникли три греческих государства. Внуки Андроника Комнена с помощью своей тетки - великой грузинской царицы Тамары - основали на северном побережье Черного моря Трапезундскую империю . Благодаря торговле с черноморским регионом, а также серебряным рудникам на ее территории, Империя стала весьма состоятельным государством, известным всему тогдашнему миру из-за красоты своих принцесс. На Западе Балкан побочная ветвь династии Ангелов основала Эпирский деспотат . Его правители в конце концов уничтожат Фессалоникское королевство Бонифация Монферратского.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Дуранд. Гравюра. 1-я пол. XVII в. [лат. Durandus] Вильгельм, Старший (1230/31, Пюимисон, близ Безье, Лангедок - 1.11.1296, Рим), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда. Учился в Лионе, был регулярным каноником в Маглоне. В 1255 г. отправился для изучения права в Болонью, где, будучи учеником Бернарда Пармского († 1266), получил степень д-ра. Преподавал каноническое право в Модене. Папа Климент IV пожаловал ему титулярный каноникат в Бове и Шартре. В 1262 г. Д. стал папским капелланом и субдиаконом в Римской курии, затем занимал пост auditor generalis causarum palatii (одного из судей, к-рые рассматривали апелляции тех, кто обращались к Римскому престолу). Присутствовал на конклаве 1268 г. и был секретарем на II Лионском Соборе (см. ст. Лионские Соборы ) (1274), предположительно участвовал в выработке его постановлений. Папа Николай III отправил Д. в качестве легата в Болонью. В 1278 г. он был назначен ректором и генеральным капитаном (rector et capitaneus generalis) Патримония св. Петра в Тоскане, а в 1279 г. стал деканом в Шартре. В 1281 г., как генеральному викарию Романьи, а затем в 1283 г., как ректору и комиту (comes) Болоньи, Урбино и Анконской марки, Д. пришлось вмешаться в борьбу гвельфов и гибеллинов в Романье. Он успешно подавил восстание Ги де Монтефельтро, разрушил крепость-оплот мятежников Кастель-делле-Рипе и в 1284 г. основал на ее месте Кастельдуранте (совр. Урбания). В 1285 г. кафедральный капитул Манда избрал его епископом (кафедра пустовала с 1278). Рукоположен во епископа осенью 1286 г., но не занимал кафедру до 1291 г. (еп-ством управлял его племянник Вильгельм Дуранд Младший). В 1295 г. папа Римский Бонифаций VIII хотел сделать Д. архиепископом Равенны, но тот отказался и в сент. того же года был назначен ректором Романьи и Анконской марки, где вновь вспыхнуло восстание гибеллинов. Пробыл на посту недолго, скончался в нояб. 1296 г. Сведения о принадлежности Д. к доминиканцам или каноникам-августинцам не находят достаточного подтверждения.

http://pravenc.ru/text/180595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕГРАДАЦИЯ [лат. degradatio], в католич. Церкви каноническое наказание лишением сана, к-рое сопровождается потерей церковной должности, бенефиция, всех привилегий духовного сословия и переводом в мирское сословие. В отличие от правосл. Церкви (см. ст. Лишение сана ) в католич. в силу учения о неизгладимости священства лицо, подвергшееся Д., сакраментально продолжает сохранять свою принадлежность к клиру. Наказание исключением из духовного сословия восходит, вероятно, к наказанию в рим. армии: совершившие преступления солдаты изгонялись из армии. Наказание для духовных лиц в форме лишения должности и сана упоминается, в частности, в новеллах Юстиниана (Novell. Just. 83). Глагол degradare в значении понижения в статусе, низложения, отстранения от должности и исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или с саном, а также лишения сана, к-рый употреблялся в отношении как духовных лиц, так и мирян, встречается в сочинениях церковных авторов с IV в.: Оптата , еп. Милевского ( Optat. De schism. donat. VI 6), Амброзиастера ( Ambrosiaster. In epistolam beati Pauli ad Galatas. III 2-3//PL. 17. Col. 352C-353B), блж. Августина ( Aug. Enchirid. 21), папы Льва I Великого ( Leo Magn. Ep. 111. 2), Венанция Фортуната ( Venantius Fortunatus. Vita Radegundis reginae Francorum. 3//MGH. AA. T. 4. Pars 2. S. 364-377), в Уставе прп. Венедикта Нурсийского (Reg. Ben. 63. 4) и др. Производное от глагола существительное degradatio появляется у блж. Августина ( Aug. De fide et operibus. II 3//PL. 40. Col. 199), у Григория I Великого ( Greg. Magn. Reg. epist. I 32). До XII в. глагол degradare и существительное degradatio применительно к духовным лицам были синонимами deposimio, также обозначая низложение, отстранение от должности, лишение сана. Чтобы отличать Д. от низложения, ее иногда описывали как sollemnis depositio (букв.- торжественное низложение). В XII в. в ходе постепенной реформы церковного, в первую очередь папского, судопроизводства, начатой в рамках борьбы со злоупотреблениями духовенства, развивалась система церковных наказаний. Происходит разделение терминов deposimio (низложение с должности и отстранение от исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или саном) и degradatio (лишение сана, низложение, сопровождавшееся лишением привилегий духовного сословия), окончательно оформившееся в нач. XIII в. Новое значение термина «Д.» как самого тяжелого наказания для духовного лица, лишавшего сана и всех привилегий сословия, было закреплено в Декреталиях Григория IX (иначе «Liber Extra», 1234), вошедших затем в состав «Corpus iuris canonici» . Следующий крупный свод декретального права «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (1298) зафиксировал процедуру совершения Д.

http://pravenc.ru/text/171567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИН [Лат. Maximinus] (IV-V вв.), богослов-арианин, автор полемических сочинений на лат. языке. Биографические сведения о М. содержатся в его основном соч. «Рассуждения против Амвросия» (CPL, N 692) и в описании его диспута с блж. Августином , еп. Гиппонским (CPL, N 699), а также в перечне трудов блж. Августина, составленном Поссидием , еп. Каламским (CPL, N 359). М., младший современник блж. Августина, скорее всего род. в 60-х гг. IV в. в Иллирике. Среди его знакомых были арианские епископы Палладий из Ратиарии (близ совр. Видина, Болгария) и Секундиан из Сингидуна (ныне Белград, Сербия), осужденные на Аквилейском Соборе 381 г. по инициативе святых Амвросия , еп. Медиоланского, и Валериана , еп. Аквилейского. М. использовал подробные акты Аквилейского Собора, близкие к стенографической записи и отличающиеся от офиц. версии, которые он, по-видимому, получил от Палладия. В 427 г. М., уже будучи в сане епископа, находился в окружении комита Сигисвульфа, гота по происхождению, к-рый вместе с войском, состоявшим из варваров, был послан имп. Валентинианом III в Африку для подавления мятежа комита Бонифация. Вероятно, паства М. состояла из герм. воинов, находившихся на службе в Римской империи. В его соч. «Рассуждения против Амвросия» включено послание «О вере, жизни и кончине Ульфилы», написанное после 383 г. Авксентием Дуросторским. Возможно, М. познакомился с Авксентием в Медиолане (ныне Милан), где тот жил в 80-х гг. IV в. при дворе вдовствующей имп. Юстины. Нет оснований приписывать М. гот. происхождение, т. к. в диспуте с блж. Августином он презрительно отзывался о варварах. Под 440 г. в Хронике Идация упоминается некий Максимин, «предводитель ариан на Сицилии», но нет уверенности, что речь идет о М. ( Hydat. Chron. 120). Соч. «Рассуждения против Амвросия», написанное при жизни Амвросия Медиоланского, т. е. до 397 г., сохранилось в единственной рукописи (Paris. lat. 8907, 1-я пол. V в.). Трактат представляет собой компиляцию и распадается на неск. частей. В основу 1-й части положены акты Аквилейского Собора с критическими замечаниями М. в адрес правосл. участников Собора, прежде всего Амвросия (использованы труды отцов Церкви, в первую очередь Киприана Карфагенского). Во 2-й части помещены послание Авксентия Дуросторского и полемическая речь Палладия из Ратиарии против Амвросия и др. участников Аквилейского Собора. Заключительная часть - апелляция арианских епископов Палладия, Секундиана и Вульфилы имп. Феодосию I Великому на решения Собора. Полемический труд Палладия, составленный вскоре после Аквилейского Собора, имеет большое значение для изучения арианского богословия.

http://pravenc.ru/text/2561678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла APPROBATIO [лат.- признание, утверждение, согласие], понятие в католич. каноническом праве, подразумевающее одобрение определенных действий, как правило утверждение церковным вышестоящим лицом действий своего подчиненного. В ср. века термин «А.» соотносился с практикой обязательного утверждения папой Римским кандидатуры избранного курфюрстами нем. короля и императора (избранный нем. король получал сан императора при коронации папой). Иннокентий III в декреталии «Venerabilem» (1202), вошедшей в офиц. свод канонического права Liber Extra (1234; см. Декреталии Григория IX ), сформулировал понятие «А.» как право понтифика проверить, достоин ли избранный король или император быть облеченным столь высоким саном. Окончательно теория о необходимости папской А. оформилась при Бонифации VIII , во 2-й пол. XIII в., в условиях ослабления центральной власти в Германии. Согласно этой теории, не признанный папой нем. король именовался «rex Alemanniae» (король Алеманнии) или «in Romanorum regem electus» (избранный королем римлян), папская же А., имевшая обязательную юридическую силу, давала ему статус «Romanorum rex» (король римлян) со всей полнотой власти в империи (до имп. коронации мог употребляться только термин «regnum» - королевство, но не империя). Однако из-за политического ослабления папства в период «Авиньонского пленения пап» в XIV в. и оппозиции герм. императоров (особенно Людвига Баварского (1314-1347)) и нем. князей эта теория не нашла практического применения: в 1338 г. курфюрсты признали за избранным королем титул «rex Romanorum» и всю полноту королевской власти без к.-л. папской А.; эти положения были подтверждены в «Золотой булле» (1356) герм. имп. Карла IV, регламентировавшей выборы нем. короля. Как утверждение к.-л. действий или документов для придания им законной силы существует А.: а) статутов и постановлений. Решения кафедрального капитула утверждаются епископом (CIC can.

http://pravenc.ru/text/75778.html

На заседаниях A. publica, сформировавшейся к XII в. как один из отделов папской канцелярии, оглашались все исходившие из курии документы: папские постановления (constitutiones) различного характера, судебные решения и судебные вызовы A. sacri palatii и A. litterarum contradictarum, а также предварительные (до буллирования) варианты грамот (litterae), выдававшиеся курией по требованию заинтересованных лиц (в основном рескрипты, касающиеся делегирования судебных процессов, а также грамоты, подтверждающие обладание правами и привилегиями, бенефициями, имуществом или принятие под защиту понтифика крестоносцев и паломников, и т. д.). Когда у тех, кому предназначались эти грамоты, не было возражений, документы передавались в канцелярию для буллирования. Если же просителей не устраивало что-либо в содержании грамот (гл. обр. возражения выдвигались против личности делегированного судьи, места и условий проведения процесса, а также в случае нахождения просителя под отлучением или при сокрытии информации об одновременном слушании дела в др. суде и т. д.), они могли во время заседания A. publica заявить протест через своего представителя (прокуратора). Тогда грамота откладывалась и поступала на рассмотрение в A. litterarum contradictarum, к-рая возникла в ходе реформ папской канцелярии при Иннокентии III (1198-1216), выделившись из связанной с ней по роду деятельности A. publica. Спорный вопрос разбирался в присутствии прокураторов обеих сторон под председательством аудитора (auditor litterarum contradictarum). По итогам разбирательства протест мог быть отклонен как необоснованный или из-за недостаточных полномочий прокуратора, и тогда грамота в прежнем виде отдавалась на буллирование. Если же протест был принят, грамота объявлялась недействительной (кассировалась), составлялась другая с учетом требований сторон. Также, не уничтожая первоначальной грамоты, аудитор от своего имени мог выдать просителям особую грамоту (cautio или littera conventionalis), где содержались условия, выработанные на основе соглашения сторон, при выполнении к-рых первоначальная грамота вступала в силу. Подобные документы, выдававшиеся в массовом порядке и не требовавшие непосредственного участия папы (хотя могли быть и исключения), составлялись по специальным формулам. Сборники этих формул - формулярии (formularium litterarum contradictarum) приобрели законченный вид ок. 1301-1303 гг. при Бонифации VIII . Несмотря на кажущуюся узость круга рассматриваемых дел, A. litterarum contradictarum являлась одним из важных инструментов усиления папской власти в католич. Церкви.

http://pravenc.ru/text/76812.html

[Флавий Маркиан Август; лат. Flavius Marcianus Augustus; греч. Μαρκιανς] (392, Фракия - 27.01.457, К-поль), имп. Восточной Римской (Византийской) империи (с 24 авг. 450). М. был сыном военного; начал военную службу в гарнизоне Филиппополя во Фракии (ныне Пловдив, Болгария). Там же еще в молодости был ложно обвинен в убийстве, но его невиновность вскоре была доказана, и он был восстановлен в звании ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 1). Во время византийско-персидской войны 421 г. М. был еще стратиотом, рядовым солдатом. После войны, вернувшись в К-поль, М. поступил на службу в качестве доместика (командирский чин) в частную дружину Ардабурия, сына могущественного готского полководца Аспара. В 431 г. Аспар был отправлен в Карфагенскую Африку, чтобы оказать помощь магистру армии Зап. империи Бонифацию в войне с вандалами, осаждавшими г. Гиппон Регий. Вандалы сняли осаду, но им удалось разбить Аспара в сражении, и М. среди мн. воинов попал в плен. С пребыванием М. в плену визант. историки VI в. Прокопий Кесарийский и Евагрий Схоластик связывают историю о чудесном видении, предвещавшем М. имп. трон. Нек-рое время пленников содержали во дворе резиденции короля вандалов Гейзериха. Во время полуденного зноя, когда пленные дремали во дворе, Гейзерих из окна своей резиденции увидел, как над М. парит орел. Призвав его к себе и узнав, кто он такой, Гейзерих рассказал ему об увиденном и предположил, что М., возможно, предстоит стать императором. Гейзерих отпустил М., взяв с него обещание, что когда он станет императором, то не будет воевать с вандалами ( Procop. Bella. III 4; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 1; Theoph. Chron. P. 104; Zonara. Epit. hist. XIII 24). Второй вариант похожей истории о видении содержится в «Хронографии» Феофана Исповедника (нач. IX в.). Еще во время персид. войны 421 г. М. заболел и был оставлен на лечение в ликийском г. Сидиме. Здесь он сблизился с местными молодыми людьми - братьями Юлием и Тацианом. Однажды на охоте, когда все трое легли отдохнуть и задремали, Юлий, проснувшись прежде других, увидел чудесное явление: над М. парил орел, закрывая его крыльями от солнца. Братья сочли, что знамение предвещает М. стать императором, и рассказали ему об этом. На обратный путь в К-поль они дали ему 200 номисм и попросили отблагодарить их, когда он достигнет величия. Впосл. М. назначил Тациана префектом (эпархом) К-поля, а Юлия - правителем Ликии ( Theoph. Chron. P. 105). Вероятно, обе легенды возникли уже в период правления М., чтобы объяснить неожиданный карьерный взлет провинциалов Юлия и Тациана, а также тот факт, что М. действительно воздерживался от военных действий против вандалов. М. прослужил при Аспаре 15 лет и стал трибуном думестиков ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 2; Chron. Pasch. P. 590; Theoph. Chron. P. 104).

http://pravenc.ru/text/2562352.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010