Православная книга - путь к единству народов июля 2014 В наше время обострилась проблема интеграции людей разных национальностей, разных культур в российское сообщество и предотвращения межнациональных конфликтов. Но для того, чтобы понимать и уважать другого, необходимо иметь представление о собственных ценностях и культурных традициях. И в этом лучший помощник - книга, особенно духовного содержания. Сегодня очень важно найти формы передачи вероучительных истин людям, часто очень далеким от христианства, пробудить в них интерес и стремление к их усвоению.  Общество памяти игумении Таисии (издательский совет Санкт-Петербургской епархии) уделяет особое внимание просветительской деятельности, выпускает широкий ассортимент книг. Среди них важное место занимают катихизисы, в которых систематически излагаются главные истины вероучения. Обществом памяти игумении Таисии изданы православные катихизисы святителя Филарета (Дроздова), протоиерея Николая (Вознесенского), а также  первый русский катихизис ( " Большой катихизис " ) протоиерея Лаврентия Зизания, заложившего традиции убедительного и доступного изложения вероучения, и " Православный катихизис " И. А. Глухова, по которому учились уже в наше время в Московской Духовной семинарии поколения священнослужителей. В катихизисе митрополита Филарета сочетаются глубина и строгость богословия с простотой и ясностью: не случайно до сих пор это общепринятая учебная книга. Он имеет традиционную вопросно-ответную форму, довольно сжатую, что позволяет читателю, в целом знакомому с истинами вероучения, систематизировать свои знания.  Однако когда эти знания утрачиваются, а мировоззрение становится неопределенным, что постепенно и произошло в XX веке, необходимы иные формы.  Более близкий к современности катихизис протоиерея Николая Вознесенского, впоследствии архиепископа Димитрия Хайларского, можно считать прекрасным руководством к познанию православного вероисповедания для тех, кто желает вступить на этот путь, равно как и для отклонившихся от него. В нем, при сохранении вопросно-ответной формы, - более свободное изложение вероучительных истин, с разнообразными примерами, что облегчает усвоение материала. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/pravoslavn...

Скворцов В. М. Отдел IX. Миссионерская литература I. Церковная народно-миссионерская библиотека из книг, необходимых для собеседований с раскольниками и для чтения народу а) Старопечатные книги Благовестное Евангелие, Толковый Апостол, Большой и Малый Катихизис, Кормчая книга, Книга о вере, Кириллова книга, Стоглав , Потребнир с Номоканоном , Сын Церковный , Маргарит , Златоуст , Просветитель Иосифа Вол., Летописи Барония (1 и 11 ч.), Соборник (большой), Соборник (малый), Книга Ефрема Сирина , Беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла, Пандекты с тактиконом Никона, игумена Черной горы. б) Пособия Деяния соборов 1666 и 1667 годов, ц. 1 р. Озерский А. Выписки из старописьменных и старопечатных книг 2 в. Ц. 1 р. 20 к. Пастырское воззвание епископов, собравшихся в г. Казани. Ц. 5 к. Увещание во утверждении истины. М. Платона. Ц. 40 к. Беседы к глаголемому старообрядцу. М. Филарета. Ц. 20 к. Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь . М. Григория, в 2 ч. Ц. 1 р. Субботин Н. Материалы для истории раскола. 8 т. Краткое руководство к собеседованию с мнимыми старообрядцами. Прот. Стеф. Кашменский. Ц. 15 к. Собрание сочинений архимандрита Павла в 3-х ч. Ц 2 р. 60 к. Смирнов. История русского раскола старообрядчества Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Н. Ивановск ого в 3-х ч. Ц. 2 р. 40 к. История и обличение раскола. К Плотникова в 2-х ч. Ц. 2 р. 20 к. Дополнительные уроки по Закону Божию для церковно-приходских школ о предметах, соприкосновенных учению глаголемых старообрядцев. Свящ. И. Легатова. Ц. 10 к. Примерное распределение апологетического материала в курсе Закона Божия для одноклассных ц.-приходских школ среди раскольнич. Населения. М. Чельцова . Ц. 7. К. «Миссионерское обозрение» и его издания. Цена 6 р. за год. «Миссионерский сборник». Ц. 2 р. за год. Александров Д. свящ. Поучения в ограждение чад православной Церкви от раскольнич. суемудрия. Ц. 60 к. Его же. О клятвах соборов 1656, 1666–1667 гг. и об единоверии. Ц. 1 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

1. Православный собеседник. 1855 год Оглавление статей, содержащихся в православном собеседнике за 1855 год. 1 . День святой жизни, или ответ на вопрос: как мне жить свято? (2,70,165 и 280.) 2 . Нечто о слове истинного в восьмом члене Символа Веры (43.) 3 . О книгах, на которых отступники от православной Церкви основывают свои неправильные мысли (47,105 и 238.) 4 . Современные наши грехи. Слово в день Тезоименитства Его Величества Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича, сказанное Синодальным членом Григорием, Архиепископом Казанским, Августа 30 дня 1855 года, в Казанском Богородском Соборе (154.) 5 . Новозаветный закон в сравнении с Ветхозаветным (187.) 6 . Слово на память иже во святых Отца нашего Митрофана, первого Епископа Воронежского (291.) 2. Православный собеседник. 1856 год Оглавление статей, содержащихся в православном собеседнике за 1856 год. 1 . День святой жизни, или ответ на вопрос: как мне жить свято? (окончание) (72 и 170). 2 . Новозаветный закон в сравнении с Ветхозаветным (окончание) (3 и 107). 3 . Как, по учению Иисуса Христа, должно творить милостыню, молиться и поститься (215). 4 . Не должно прилепляться к земным благам (357). 5 . О мнимо-духовном Христианстве в древние времена Церкви(27). 6 . О числе просфор на Проскомидии по древлеписьменным Соловецким служебникам(148). 7 . О книге: Большой Катихизис (окончание)(305 и 399). 8 . Слово на Новый год(88). 9 . Размышление о том, как, по примеру древних Христиан, следует проводить великий пост(93). 10 . Слово во святых и великий пяток(205). 11 . Выписка из записной книжки одного старого почтенного законо-учителя(349). 12 . О причинах разделения главных раскольнических сект (Поповщины и Безпоповщины) на многие мелкие толки(431). 3. Православный собеседник. 1857 год Книжка первая Оглавление статей, содержащихся в православном собеседнике за 1857 год. Предисловие. 1 . Глава первая 2 . Глава вторая 3 . Глава третья 4 . Глава четвертая 5 . Глава пятая 6 . Глава шестая 7 . Глава седьмая

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседа LV. О восьмом члене символа веры. О том, что благодать Св. Духа всех призывает ко спасению И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима глаголавшаго Пророки. В прошедшей беседе мы сказали с вами, братие, что божественная благодать необходима для нашего спасения и без нее никто не может ни обратиться к вере во Христа, ни пребывать в вере и благочестии. Эта благодать Божия простирается, братие, на всех людей и всех призывает ко спасению. По учению Слова Божия, Бог есть Отец всех людей ( Мф.6:9 ) и всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ). Господь наш Иисус Христос принес себя в жертву за грехи всего мира ( Ин.6:51 ; 1Тим.2:6 ), и, поэтому, несомненно, приобрел спасительную благодать для всех людей, а не для избранных. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние, – учил Сам Иисус Христос ( Мф.9:13 ). Долготерпит Господь на нас, учили и св. Апостолы, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут ( 2Пет.3:9 ). Да и здравый разум убеждает нас, братие, в том, что Правосудный Бог не может, без всякой причины, подавать благодать только избранным, и что бесконечная благость Божия, без всякой причины, не лишит никого благодати Божией и не осудит, таким образом, к вечной погибели Итак, благодать Божия всех призывает ко спасению. Казалось бы, люди с радостью должны последовать этому призванию, но на самом деле происходит не то. Как во времена Иисуса Христа, так и при Апостолах, так и ныне многие противятся учению Христову и отвергают благодать, призывающую их ко спасению. От чего же это происходит, братие? От нежелания самого человека: сам он не хочет повиноваться призванию благодати Божией. Вот как объяснил это Иисус Христос в своей притче о званных на вечерю. Один человек сделал большой ужин и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться, первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

прот. Иоанн Козлов Священство А. Священство установлено Богом 1) 1Кор.12:28 : «И овых убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей: потом ж силы, таже дарования изцелений, заступления, правления, роди языков». 2) Еф.4:11–13 : «И той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, Дóндеже достигнем вси в соединение веры и познание Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова». 3) Феодорит, ч. 7, стр. 436–437, на посл. Ефес.: «И той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова. Пастырями же и учителями называет апостол поставленных по городам и селам; почему и упомянул о них после благовестников, так как последние проповедывали, ходя с места на место. Дарования сии, говорит апостол, дал Господь в созидание и пользу верующих, потому что их нарек телом Христовым. Дондеже достигнем вси в соединение веры и познание Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Совершенства же достигнем в будущей жизни. Посему в настоящей жизни имеем нужду в помощи апостолов, пророков и учителей». 4) Его же, ч. 3, стр. 260, в толк. 109 псалма: «Христос не за иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание, когда прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, дади учеником Своим, глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов». 5) Катихизис большой, гл. 72, л. 359 и об.: «Сего ради Господь на тайней вечери апостолы своя священниками сотворил есть, и по воскресении своем повеле им вся языки крестити... Священничество же и божественную литургию, или божественное причащение сам Господь устави на тайней вечери».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Беседа XXIV. О первом члене символа веры. О безропотном перенесении скорбей Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Из слова Божия мы знаем, братие, что Господь промышляет о человеке, и притом более печется о праведниках, нежели о грешниках. Но мы знаем из истории, что многих благочестивых праведников постигали тяжкие бедствия. Посему многие недоумевают и спрашивают: почему праведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют и наслаждаются счастливою жизнью? Прежде чем ответить на этот вопрос, я обращу ваше внимание на жизнь одного праведника, которого постигли тяжкие бедствия. История этого праведника очень поучительна, – я разумею многострадального Иова. Вот жизнь его: Иов жил в земле Уц, в Аравии, задолго до Иисуса Христа. Он был человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удалялся от зла. Бог наградил его большим богатством и добрыми детьми. У него было семь сыновей и три дочери. Каждый день они собирались вместе и устраивали поочередно друг для друга пиршества. Всякий раз, как оканчивалась очередь пиров, Иов призывал детей и приносил жертву Богу из опасения, не согрешил ли кто из них. Так жил он покойно и счастливо, пользуясь от всех почетом и уважением. Но зависть дьявола подвергла его тяжкому испытанию. Дьявол клеветал на него пред Богом, говоря, что Иов за то чтит Бога, что получает милости от Него и ведет счастливую жизнь, и, если Он отнимет все, что у него есть, то Иов отречется от Бога. Это была клевета. Чтобы показать веру и терпение его, Бог позволил дьяволу лишить его имущества и детей. И вот наступили для Иова несчастные дни. Однажды дети его пировали в доме старшего брата. К Иову приходит вестник и говорит, что напали савеяне (арабское племя) и увели его волов и ослиц, а слуг убили. В это же время приходит другой и говорит, что молния попалила всех овец и пастухов его. За ним третий доносит, что напали халдеи и угнали верблюдов, а слуг убили. Не успел этот кончить, как пришел четвертый и сказал, что поднялся большой ветер, разрушил дом, в котором пировали дети его, и все они погибли. Иов был поражен этими несчастьями, но не произнес ропота на Бога. От печали разорвал он на себе одежду, остриг голову свою, пал на землю и сказал: «нагим я родился, нагим и умру; Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно». Но этим не кончились несчастья его. Дьявол продолжал клеветать Богу, говоря, что Иов отречется от Бога, если подвергнется болезни. Бог отдал ему во власть тело Иова, запретив касаться жизни его. Дьявол поразил его страшною болезнью – проказою: тело его подверглось тлению. Болезнь эта – заразительна, и потому прокаженные были удаляемы из города. Иов также, всеми покинутый, сидел на пепле за городом. Однажды к нему пришла жена его, плакала, роптала на него и на Бога. Иов на это говорил ей: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а зла не будем?» Так и в этом случае он не погрешил пред Богом, не произнес ни одного слова ропота на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Воспоминаемый мною о. Евгений Снесарев был первым из таковых усердных деятелей против раскола. Он не только споспешествовал мне неоднократно устроить беседу в своей Камышевской станице, но и убедил меня ехать на его лошадях в принадлежавший к его приходу хутор Лозной, отстоящий от станицы Камышевской верст на десять, чтобы и там устроить собеседование с старообрядцами. О. Евгений, познакомившись со мною, принялся за дело обращения старообрядцев всей душой. Он меня расспрашивал, как удобнее действовать на обращение старообрядцев, да и сам увидал из моих с ними собеседований, что всего сильнее можно действовать на них свидетельствами от старопечатных книг, которым они по преимуществу доверяют (я и с собой всегда возил старопечатные книги, и из них доказывал неправду раскола). О. Евгений постарался потом, чрез мое посредство, приобрести нужные для собеседований со старообрядцами старопечатные книги: два Потребника старопечатные разных выходов, для показания находящихся в самых старопечатных книгах различий в совершении таинств, Кормчую, Маргарит, Кириллову книгу, Книгу о вере, Большой и Малый Катихизисы. Он изучил внимательно и приемы, как вести собеседования с старообрядцами, особенно старался, чтобы беседовать с ними в духе кротости, избегать укорительных слов, не оскорблять их религиозные чувства и тем не отталкивать их от собеседования; этому помогала и естественная его кротость. Действительно, от кроткого собеседования с о. Евгением трудно было отказаться и уклончивому, нерасположенному к беседе старообрядцу. Когда на призыв о. Евгения побеседовать о вере старообрядец, уклоняясь, говорил ему: что нам с вами, отец, о вере беседовать! он отвечал, с любовью: «да о чем же нам о другом и беседовать, как не о том, как душу спасти? А ты знаешь, что без правой веры душу спасти невозможно». Если старообрядец опять уклонялся под разными предлогами, о. Евгений, убеждая его, говорил: «когда ты уверен в своей правоте и поэтому для себя не имеешь нужды со мною беседовать, то ты обязан для моей души со мною побеседовать, вразумить меня, в чем я недоумею». Старообрядец, разумеется, отвечал: где нам вас вразумить! Тогда о. Евгений говорил ему: «Ужели ты думаешь, что только в тебе душа, а у меня и души нет, и потому и заботиться о душе нечего? Нет, и я о своей душе забочусь, как спастись. Посему тебе и необходимо нужно разъяснить мне свои убеждения». Старообрядец замечал: вы, отец, не послушаете нас! – «Почему же не послушать, отвечал ему о. Евгений, если ты докажешь вполне вашу правоту?». И так каждого старообрядца вызывал он на беседу. А особенно тем располагал он старообрядцев охотно беседовать с ним, что был ко всем кроток, всем хотел добра: к нему каждый, и церковный и старообрядец , шел посоветоваться, в чем имел нужду, особенно о семейных своих обстоятельствах, и он каждому старался от души дать полезный совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Юго-западное влияние на московское просвещение К оглавлению Все названные южнорусские богословы и написанные ими книги свидетельствуют о тех больших усилиях, которые предпринимались в Киевской митрополии для защиты Православия от униатства. Но этим не ограничились плоды деятельности южнорусских богословов. В середине XVII в. западнорусские книжные труды начинают появляться в Московском государстве. В 1624 г. по просьбе Патриарха Филарета в Москву для участия в исправлении богослужебных книг был направлен ученый иеромонах Памва (Берында), автор «Лексикона» и многих других богословских сочинений. А в 1627 г. протоиерей Лаврентий Зизаний представил Патриарху Филарету свое сочинение «Большой катихизис». Этот труд был одобрен и напечатан в Москве. Славянской грамматике, составленной Мелетием Смотрицким (1618—1619), суждена была долгая жизнь в Московском государстве в духовных и светских школах и в послепетровское время, вплоть до середины XIX столетия. Мелетий Смотрицкий, сын острожского деятеля просвещения Герасима Данииловича Смотрицкого, учился в начале XVII в. в Бреславском, Лейпцигском, Нюрнбергском университетах. Около 1608 г. вступил в Виленское братство.М. В. Ломоносов называл «Грамматику» церковнославянского языка М. Смотрицкого «вратами учености». Ранее, в 1610 г., М. Смотрицкий напечатал в Вильно свою книгу «Фринос, или Плач Церкви Восточной». В ней он описал печальное положение Православной Церкви в Польше. В 1648 г. боярин Ф. М. Ртищев основал близ Москвы Преображенскую пустынь и пригласил в нее нескольких ученых иноков из киевских и других украинских монастырей для перевода с греческого на русский язык церковных книг. Во главе этого ученого общества (братства) стоял иеромонах Епифаний (Славинецкий), вызванный из Киевского монастыря и усердно трудившийся для Русской Церкви и для дела просвещения. Он перевел много книг с греческого языка на славянский, занимался исправлением славянского перевода Библии, составил греко-славянолатинский лексикон.

http://sedmitza.ru/lib/text/436381/

прот. Иоанн Козлов Двоеперстие а) Стоглав, гл. 31: «Правую бы руку сиречь десницу уставливали ко крестному воображению: большей палец да два нижнии перста во едино совокупив, а верхний перст с середним совокупив простер и мало нагнув... первое возлагати на чело таже на перси сиречь на сердце и потом на правое плечо таже на левое плечо… и двема персты крестное знамение на лице своем воображати и поклонятися... креститися и благословити два дольныя а третий верхний к дольнема перстома... тоже согбение персту толкует преклонь бо небеса и сниде нашего ради спасения, а два верхние сими же двема благословити в божество и в человечество... креститися подобает и благословити... персты три совокупити низу, а два верхнии купно... Сице благословити рукою и креститися... три персты равны имети вкупе по образу троическому. Бог Отец. Бог Сын. Бог св. Дух, не три бози, но един Бог в троицы, имены разделяется, а божество едино... Тако и тем трем перстом указ два перста имети наклонена, а не простерта, а тем указ тако, то образует две естестве божество и человечество. Бог по божеству, а человек по вочеловечению, а во обоем совершен. вышний перст образует божество, а нижний человечество. понеже сошед от вышних спасе нижняя. тоже сгбение персту толкует. преклонь бо небеса и сниде нашего ради спасения». б) Большой Катихизис л. 5 об. – 6: ..Три персты равно имети. великий со двема малыми вкупе слагаеми. сим образуем святую Троицу. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. не три Боги, но един Бог в Троице имены разделяется и лицы, а божество едино... А два перста имети наклонены, а не простерты. и тем указ сице. то образует две естестве Христове, божество и человечество»... в) Кириллова кн. л. 179 об.: .Три перста сложити в место, великий и малый, и третий что подле малаго, исповедается тайна божественных трех ипостасей, Отца и Сына и Св. Духа, единаго Бога в трех лицех. Два же перста вышний и средний великий вместо сложити и протянути, показуется тайна Самого Господа нашего Иисуса Христа, иже есть совершен Бог и совершен человек. Той же средний великий перст мало преклонити, исповедуется тайна иже есть Сын Божий преклонь небеса и сниде на землю, и бысть человек нашего ради спасения»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Участники IV Сретенских встреч православной молодежи обсудили вопросы подготовки нового катехизиса Москва, 11 февраля 2010 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Большой аудитории Политехнического музея 9 февраля 2010 года состоялись IV Сретенские встречи православной молодежи. Тема Сретенских встреч в этом году — «Новый катехизис глазами современной молодежи» — была предложена группой лидеров и активистов различных молодежных организаций, занимающихся миссионерской и катехизической деятельностью при приходах Москвы. Председатель Отдела катехизации и религиозного образования Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий направил приветствие организаторам и участникам Сретенских встреч, в котором выразил надежду, что «готовящийся катехизис будет отвечать нуждам молодого поколения и давать целостное и убедительное представление о вопросах христианской жизни, и при этом будет доступным пониманию каждого человека, желающего войти в жизнь Церкви или глубже понять истины православной веры». На встречу с молодыми активистами были приглашены наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов); руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, член комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия игумен Иоасаф (Полуянов) и настоятель подворья Данилова монастыря при храме иконы Божией Матери «Знамение» в с. Долматово Московской области игумен Петр (Мещеринов). Рабочую группу по подготовке нового катехизиса на встрече представлял секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий. Говоря о соотношении нового катехизиса и классического «Пространного христианского катихизиса Православной Кафолической Восточной Церкви», отец Владимир подчеркнул: «Катехизис святителя Филарета это уже святоотеческий текст, он всегда будет с нами, это наше достояние. Но сегодня этот катехизис уже не очень подходит как средство научения».

http://pravoslavie.ru/34024.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010