Беседа XXIV. О первом члене символа веры. О безропотном перенесении скорбей Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Из слова Божия мы знаем, братие, что Господь промышляет о человеке, и притом более печется о праведниках, нежели о грешниках. Но мы знаем из истории, что многих благочестивых праведников постигали тяжкие бедствия. Посему многие недоумевают и спрашивают: почему праведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют и наслаждаются счастливою жизнью? Прежде чем ответить на этот вопрос, я обращу ваше внимание на жизнь одного праведника, которого постигли тяжкие бедствия. История этого праведника очень поучительна, – я разумею многострадального Иова. Вот жизнь его: Иов жил в земле Уц, в Аравии, задолго до Иисуса Христа. Он был человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удалялся от зла. Бог наградил его большим богатством и добрыми детьми. У него было семь сыновей и три дочери. Каждый день они собирались вместе и устраивали поочередно друг для друга пиршества. Всякий раз, как оканчивалась очередь пиров, Иов призывал детей и приносил жертву Богу из опасения, не согрешил ли кто из них. Так жил он покойно и счастливо, пользуясь от всех почетом и уважением. Но зависть дьявола подвергла его тяжкому испытанию. Дьявол клеветал на него пред Богом, говоря, что Иов за то чтит Бога, что получает милости от Него и ведет счастливую жизнь, и, если Он отнимет все, что у него есть, то Иов отречется от Бога. Это была клевета. Чтобы показать веру и терпение его, Бог позволил дьяволу лишить его имущества и детей. И вот наступили для Иова несчастные дни. Однажды дети его пировали в доме старшего брата. К Иову приходит вестник и говорит, что напали савеяне (арабское племя) и увели его волов и ослиц, а слуг убили. В это же время приходит другой и говорит, что молния попалила всех овец и пастухов его. За ним третий доносит, что напали халдеи и угнали верблюдов, а слуг убили. Не успел этот кончить, как пришел четвертый и сказал, что поднялся большой ветер, разрушил дом, в котором пировали дети его, и все они погибли. Иов был поражен этими несчастьями, но не произнес ропота на Бога. От печали разорвал он на себе одежду, остриг голову свою, пал на землю и сказал: «нагим я родился, нагим и умру; Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно». Но этим не кончились несчастья его. Дьявол продолжал клеветать Богу, говоря, что Иов отречется от Бога, если подвергнется болезни. Бог отдал ему во власть тело Иова, запретив касаться жизни его. Дьявол поразил его страшною болезнью – проказою: тело его подверглось тлению. Болезнь эта – заразительна, и потому прокаженные были удаляемы из города. Иов также, всеми покинутый, сидел на пепле за городом. Однажды к нему пришла жена его, плакала, роптала на него и на Бога. Иов на это говорил ей: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а зла не будем?» Так и в этом случае он не погрешил пред Богом, не произнес ни одного слова ропота на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Воспоминаемый мною о. Евгений Снесарев был первым из таковых усердных деятелей против раскола. Он не только споспешествовал мне неоднократно устроить беседу в своей Камышевской станице, но и убедил меня ехать на его лошадях в принадлежавший к его приходу хутор Лозной, отстоящий от станицы Камышевской верст на десять, чтобы и там устроить собеседование с старообрядцами. О. Евгений, познакомившись со мною, принялся за дело обращения старообрядцев всей душой. Он меня расспрашивал, как удобнее действовать на обращение старообрядцев, да и сам увидал из моих с ними собеседований, что всего сильнее можно действовать на них свидетельствами от старопечатных книг, которым они по преимуществу доверяют (я и с собой всегда возил старопечатные книги, и из них доказывал неправду раскола). О. Евгений постарался потом, чрез мое посредство, приобрести нужные для собеседований со старообрядцами старопечатные книги: два Потребника старопечатные разных выходов, для показания находящихся в самых старопечатных книгах различий в совершении таинств, Кормчую, Маргарит, Кириллову книгу, Книгу о вере, Большой и Малый Катихизисы. Он изучил внимательно и приемы, как вести собеседования с старообрядцами, особенно старался, чтобы беседовать с ними в духе кротости, избегать укорительных слов, не оскорблять их религиозные чувства и тем не отталкивать их от собеседования; этому помогала и естественная его кротость. Действительно, от кроткого собеседования с о. Евгением трудно было отказаться и уклончивому, нерасположенному к беседе старообрядцу. Когда на призыв о. Евгения побеседовать о вере старообрядец, уклоняясь, говорил ему: что нам с вами, отец, о вере беседовать! он отвечал, с любовью: «да о чем же нам о другом и беседовать, как не о том, как душу спасти? А ты знаешь, что без правой веры душу спасти невозможно». Если старообрядец опять уклонялся под разными предлогами, о. Евгений, убеждая его, говорил: «когда ты уверен в своей правоте и поэтому для себя не имеешь нужды со мною беседовать, то ты обязан для моей души со мною побеседовать, вразумить меня, в чем я недоумею». Старообрядец, разумеется, отвечал: где нам вас вразумить! Тогда о. Евгений говорил ему: «Ужели ты думаешь, что только в тебе душа, а у меня и души нет, и потому и заботиться о душе нечего? Нет, и я о своей душе забочусь, как спастись. Посему тебе и необходимо нужно разъяснить мне свои убеждения». Старообрядец замечал: вы, отец, не послушаете нас! – «Почему же не послушать, отвечал ему о. Евгений, если ты докажешь вполне вашу правоту?». И так каждого старообрядца вызывал он на беседу. А особенно тем располагал он старообрядцев охотно беседовать с ним, что был ко всем кроток, всем хотел добра: к нему каждый, и церковный и старообрядец , шел посоветоваться, в чем имел нужду, особенно о семейных своих обстоятельствах, и он каждому старался от души дать полезный совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Из слова Божия мы знаем с вами, братие, что Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Но припомним, братие, и то, что мы сказали в начале наших бесед о Боге, именно: Бог непостижим; Он бесконечно выше нас и нашего понимания. Мы рассуждали с вами напр. о благости Божии, всеведении и проч., но вполне постичь этого не можем. Одно только должно сказать о свойствах Божиих, – это то, что Бог беспределен, всесовершен. Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка в каком то ни было отношении, но обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени, или без всякой степени и меры. Св. Писание называет Его великим и великим бесконечно: велий Господь и хвален зело и величию Его нестъ конца ( Пс.144:3 ). И всесовершенство Божие относится ко всем Его свойствам: всесовершен Бог и в знании, и в силе, и в благости и пр. Это величие Божие побуждаете нас, братие, любить, благодарить и прославлять Его. Мы должны любить Бога, ибо кого же и любить нам, как не всесовершенного. Любовь к Богу составляет основание всех наших обязанностей к Нему. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и большая заповедъ, – говорил Спаситель ( Мф.22:37–38 ). Душа наша должна стремиться к Богу и в Нем Одном искать успокоение. Вместе с царем Давидом должны мы говорить Богу: «кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Томится по Тебе плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего и часть моя на веки» ( Пс.72:25–26 ). Мы должны непрестанно благодарить Бога; ибо как не благодарить Его, когда Он, по слову св. апостола Павла, дает всему жизнь и дыхание и все, и мы Им живем, и движимся, и существуем ( Деян.17:25–28 ). Наконец, мы должны прославлять всесовершенного Бога. И если Серафимы, окружающие на небеси престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф ( Ис.6:2–3 ), то с каким же благоговейным страхом и трепетом должны служить Ему мы. Прославлять Бога мы должны в сердце, в мыслях своих. Принесите Господеви славу и честь, говорит Давид, принесите Господеви славу имени Его: яко велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца ( Пс.95:7–8 ; Пс.144:3 ). Прославлять его мы должны не душею только, но и телом, сохраняя его в чистоте и трудясь им во славу Божию. Прославите (убо) Бога, говорит апостол, в телесах ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ). Вообще мы должны прославлять Бога всею своею жизнию, жить так хорошо, чтобы другие, смотря на нашу жизнь, прославляли Его. Тако да просветится свет ваш пред человеки, говорил Иисус Христос, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ) Итак, братие, будем любить единого истинного Бога, будем стремиться душею к Нему, будем благодарить за Его благодеяния и прославлять Его, как всесовершенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Книга шестая 1. План, по которому далее имеет быть излагаем материал сих «Записок» В шестой и седьмой книгах сих в духе истинной философии гностических «Записок» (Стромат) наших, после возможно полного излияния проповедуемой нами морали и по изображении жизни мудреца (гностика) совершенного, мы продолжим доказывание мудрецам светским того положения, что принимающий наши учения вовсе не богоотступником становится, как это они утверждают, а человеком благочестивым и единственно-истинным почитателем Бога. При сем вкратце мы коснемся учений, какие он принимает и наблюдаемых им обычаев. Само собою понятно, что все это мы вверим письмени в той мере, в какой дозволяется это важностью сих тайн 749 . Такова наша задача. Ибо Господь заповедал нам заботиться о пище пребывающей в жизнь вечную ( Ин. 6:27 ). И пророк говорит: Блажен тот, кто сеет на землю, орошаемую водой, где пасутся вол и осел ( Ис. 32:20 ). Что это значит? А то, что общей верой из евреев и язычников образуется один народ. Но немощной, по суждению Апостола, питается овощами ( Рим. 14:2 ). Уже тремя книгами нашего «Педагога» христианин с колыбели принимается на воспитание и под руководство. Они наставляют его и утверждают в этом образе жизни, к которому располагает его чрез пробуждение веры катихизация, собою подготовляющая в душе новообращенного, уже расположенного к добродетели, почву для принятия на нее впоследствии времени сокровищ знания. Повторим еще раз: чрез ознакомление язычников с подробностями наших учений мы дадим им возможность познать, что, преследуя истинных почитателей Бога, они совершают дело нечестивое. Верные названию и свойству сих наших «Стромат», в которых мы излагаем свои разъяснения, мы разрешим потом некоторые возражения, возбужденные сколько Эллинами столько же и варварами (иудеями) по поводу пришествия во плоти нашего Господа. Итак, луга сего нашего творения испещрены разнообразными цветами; это как бы сад, который украшают разные породы больших деревьев; но они растут здесь не по родам и видам сгруппированные.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Книги Нового Завета §43. «Когда данный евреям закон соделался повсюду известен, распространяясь, как некое благовоние, между всеми народами, когда из него и многие другие народы, чрез своих законодателей и философов, научились более кроткому образу мыслей, тогда не только иудеям, но и прочим людям и всем народам, живущим во вселенной, как бы уже приготовленным к принятию познания об Отце, явился Учитель добродетелей, Исполнитель благой воли Отца во всем., Божественное и небесное Слово Бога…, явился в то самое время, когда исполнилось о Нем пророчество Моисея и, с воцарением иноплеменника Ирода, оскудел князь от Иуды» (Евсевий. Церк. истор. Кн.1. Гл.2 и Гл.6). «Ты спросишь о причине, почему Спаситель человеческого рода явился так нескоро? Человеческая природа имеет свои возрасты: сначала младенчество, потом мужество и старость. С Иудеями, в начале, нужно было поступать как с детьми. Давать евангельские заповеди раньше, чем они были даны, значило бы бесплодно расточать уроки любомудрия пред неразумными детьми. Давать евангельские заповеди раньше, чем они были даны, значило бы бесплодно расточать уроки любомудрия пред неразумными детьми… Да и не нам знать время, а Тому, Кто сотворил время и веки» (И.Златоуст. На Посл. к Кол. Бес.4, §3,4). «Соответственно мужескому возрасту человеческого рода Новый Завет , имея одно общее основание с Ветхим, отличается высшей степенью ведения и деятельности, представляя исполнение ветхозаветных пророчеств, явление прообразований, искупление человека уже совершившееся». «Независтно и щедро Новый Завет дарует людям чрез усыновление знать Бога Отца и любит Его всем сердцем, воздерживаясь не только от худых дел, но и от пожеланий к ним». «Но сим страх Божий в человеке не только не отменен, но и умножен, ибо сыну надлежит больше бояться отца, чем рабу господина. Христианин должен иметь свободу не для прикрытия зла ( 1Пет.2:16 ), но как засвидетельствование веры» (Ириней. Против ересей. Кн.4. Гл.17, §5). Учение Нового Завета, подобно учению Ветхого Завета, для непрерывного и единообразного сохранения заключено в священные книги числом 27, написанные разными лицами, но в своей совокупности образующие одно целое. Новозаветные священные книги, как и книги Ветхого Завета, разделяются на 1) исторические, к которым принадлежат четыре Евангелия и книга Деяний апостольских, 2) учительные, к которым принадлежат все послания апостолов и 3) пророческую книгу, каковая в Новом Завете есть Апокалипсис (Простр. Катихизис). §44.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Скачать epub pdf Второй отдел. Исторические книги Следующие за Пятикнижием Священные ветхозаветные книги, помещаемые в греко-славянской Библии непосредственно за Пятикнижием и соединенно между собой, называются в православном катихизисе и русской богословской литературе, историческими, потому что они излагают преимущественно историю ветхозаветной церкви Божией и народа Божия. Обнимаемый каноническими историческими книгами период времени начинается с эпохи Иисуса Навина и оканчивается эпохою Ездры, Неемии и Есфири. К историческим каноническим книгам относятся книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3 и 4 Царств 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. В еврейском каноне эти книги помещаются в иной группировке: И. Навина, Судей и Царств помещаются непосредственно за Пятикнижием, как «старшие пророки», а остальные книги помещаются после наших учительных книг в третьем отделе – «писаниях», причем Руфь и Есфирь, по синагогальному употреблению, еще в особом отделе иногда помещаются, в «пяти свитках». В христианских западных переводах размещение Священных книг сходно с нашим. При исагогическом обозрении исторических Священных книг остановимся на тех же вопросах, как и при обозрении Пятикнижия, только с большей краткостью. Критические возражения относительно их направляются преимущественно на достоверность их, а для унижения последней на вопрос о единстве и систематичности их, времени происхождения и писателях их. Посему и апологетам доводится останавливаться на этих же вопросах и давать ответы на возражения и излагать положительные доказательства исторического авторитета сих книг. И мы отведем значительное место положительным признакам их историчности. В этих положительных признаках, ясных в каждой из сих книг, рассеиваются сами собою все критические гипотезы о священной ветхозаветной истории и ее эволюционных «перестройках». Ясною, как Божий день, окажется вся тенденциозность и бездоказательность подобных перестроек и незыблемость православно-христианского непоколебимого авторитета исторических писаний. Подробно излагать историю критического отношения к сим книгам, а равно и разные «возражения», как в большинстве повторения аналогичных вопросов о Пятикнижии, не будем. Остановимся лишь на положительно-апологетическом решении исагогических вопросов, так как оно, думаем, больше имеет значения для православного богословия, чем знакомство с часто изменяющимися и явно тенденциозными критическими возражениями, спор с коими может быть бесконечен. В сравнении с этим «спором» положительные доказательства идейности, систематичности и историчности, думаем, имеют более устойчивый и ценный характер и достоинство. Книга Иисуса Навина

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Скачать epub pdf (Ответ Н.Ф. Каптерева профессору Н.И. Субботину ) Содержание а) Так называемое Феодоритово Слово б) Свидетельство из сборника митрополита Даниила в) Свидетельство Максима Грека г) Свидетельство Стоглавого собора д) Свидетельство патриарха Иова е) Свидетельство Большого Катихизиса ж) Свидетельство времени патриарха Иоасафа I     В 1887 году мы начали печатать в «Православном обозрении» свое исследование под заглавием « Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники» 1 . Но еще прежде чем мы окончили печатание статей, касающихся времени патриарха Иосифа, против нас выступил профессор Субботин в своем журнале «Братское слово» (Летопись происходящих в расколе событий//Братское слово. М., 1887, т. 1). Доказательств против нас в этих первых возражениях г. Субботина мы не нашли, если не считать доказательством то обвинение, что мы употребили о Никоне выражение «реформатор» и, следовательно, внесли его «в число таких же деятелей, что и Лютер». Несправедливость этого обвинения, думаем, ясна без разъяснений 2 . О возражениях подобного рода мы, конечно, вовсе бы и не упомянули здесь, если бы г. Субботин не сделал во второй статейке попытки указать, как он выражается, два-три ученых наших промаха. Какого рода эти указания наших ученых промахов со стороны знатока раскола – г. Субботина, хорошо видно, например, из следующего факта. Об известном поборнике никоновских церковных исправлений, рязанском архиепископе Иларионе, мы сказали в своей статье, что Иларион сначала был белым священником в селе Лыскове. Г. Субботин, как специалист по истории раскола, авторитетно замечает на это, что Иларион был не мирским священником, а иеромонахом, и игуменом, о чем упоминает Аввакум в своем Житии (Материалы по истории раскола за первое время его существования. М., 1879, т. 5). В указанном месте Жития Аввакума мы читаем: «ездил к другу своему Илариону игумену: он просвиру вынял за брата. Тогда добро жил, что ныне архиепископ резанской, мучитель стал христианской». Приведенное место, очевидно, показывает только, что в то время, о котором рассказывает Аввакум, Илларион уже был игуменом, но это, конечно, нисколько не мешало ему ранее быть белым священником. А чтобы уверить нашего специалиста в том, что Иларион рязанский ранее своего игуменства действительно был белым священником в селе Лыскове, мы советуем ему заглянуть в следующий шестой том «Материалов по истории раскола» Н.Субботина , где на 195 – 196 страницах он может прочесть следующее свидетельство об Иларионе дьякона Федора: «Ларион поп бысть на Лыскове селе под Нижным, и овдове, и пострижеся, и бысть игуменом у Макарья на Желтых песках».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Часть IV. О грехе, добродетели, милостыне и обете 1. О грехе 748. Что такое грех? Грех есть сознательное и добровольное нарушение заповедей Божиих. 749. Как и чем грешат? Грешат: 1. словом, делом, помышлением, желаниями; 2. забвением добрых дел. 750. Как разделяются грехи по их тяжести? Грехи делятся на легкие и тяжкие или смертельные. 751. Кто совершает тяжкие грехи? Тяжкие грехи совершает тот, кто в важных делах сознательно и добровольно нарушает заповеди Божии. 752. Почему называются тяжкие грехи смертельными? Тяжкие грехи потому называются смертельными, что через них мы лишаемся благодати Божией и становимся достойными вечной смерти, вечных мук. 753. Как мы различаем грехи, как их делим? Мы различаем следующие грехи: 1. грехи главные, 2. грехи против Святого Духа, 3. грехи вопиющие к небу, 4. чужие грехи. 754. Какие грехи главные? Грехи главные: 1. гордость, 2. любостяжание, 3. блуд (распутство), 4. зависть, 5. невоздержание, 6. гнев, 7. леность и отчаяние. 755. Почему именно эти грехи называются главными? Эти грехи потому и называются главными, что каждый из них является как бы источником, побудительной причиной для других новых грехов. 756. Кто считается гордым? Гордый тот, кто себя считает лучшим, чем он в действительности есть, и требует, чтобы другие его почитали больше, чем он заслуживает. 757. Кто любостяжатель? Любостяжатель тот, кто слишком любит свое имущество и оставляет втуне дела милосердия. 758. Кто считается распутным? Распутный тот, кто предается бесстыдным мыслям и желаниям и кто говорит и поступает бесстыдно. 759. Кто завистлив? Завистив тот, кто злится, когда другому что-либо хорошо удается, и кто желает своему ближнему, чтобы ему всегда было плохо. 760. Кто невоздержан? Невоздержан тот, кто слишком много ест или пьет. 761. Кто предается гневу? Предается гневу тот, кто злится, когда ему что-либо не нравится. 762. Кто считается ленивым? Ленивый тот, кто уклоняется от работы и предпочитает ничего не делать. Пояснения: I. От гордости происходят: осуждение, насмешка, хвастовство, непослушание, честолюбие, раздоры, свары. Гордость самый опасный грех; от него произошло все зло на свете, как это явствует из греха первых людей. Бог гордым противится, и совершенно правильно говорят, что гордость предшествует падению. Кто гордится своею красотою или знаниями, того называют тщеславным.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Бийск. Домовая церковь Иоанна Богослова при православной гимназии. Домовая церковь бывшего Миссионерского Катехизаторского училища Карта и ближайшие объекты Алтайское миссионерское Катихизаторское училище – центр по подготовке кадров, необходимых Алтайской духовной миссии (учителей и переводчиков, священников, дьяконов и псаломщиков) было открыто в 1883 г. Училище помещалось в собственном кирпичном здании. При нём имелась однопрестольная домовая церковь. По ходатайству покровителей Алтайской миссии, Всемилостивейшим повелением Государя Императора от 27 марта 1890 г. «учащим и учащимся Алтайского миссионерского Катихизаторского училища дарованы права, присвоенные учащим и учащимся духовных училищ». 21 августа 1890 г. для непосредственного заведывания учебной, воспитательной и экономической частями Катихизаторского училища, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Семипалатинским, учреждён Совет училища в составе: заведующего училищем, его помощника и учителя наук. Ведению Совета передано дело наблюдения за всеми школами Алтайской миссии. 7 февраля 1891 г. совету Катихизаторского училища дано «высшею духовною властию право производить испытания на звание учителя церковно-приходской школы, а местною епархиальною властию учреждена при училище испытательная комиссия для ищущих должности псаломщика, а также диаконского и священнического сана». 17 марта 1893 г. воспитанникам-инородцам Катихизаторского училища даровано право поступать для продолжения образования в духовную семинарию. 14 сентября 1895 г. состоялось торжественное освящение нового кирпичного учебного корпуса Катихизаторского училища. Богослужение возглавил Преосвященнейший Мефодий (Герасимов), епископ Бийский, начальник Алтайской духовной миссии. После водосвятного молебна и окропления всех помещений в большом училищном зале общим хором учащихся из 300 человек была пропета молитва «Царю Небесный». Произносились торжественные речи, исполнялись духовные песнопения. Здание было построено на средства бийских купцов – Алексея Фёдоровича Морозова, Алексея Викуловича Соколова и Василия Николаевича Осипова.

http://sobory.ru/article/?object=35931

Православная книга - путь к единству народов июля 2014 В наше время обострилась проблема интеграции людей разных национальностей, разных культур в российское сообщество и предотвращения межнациональных конфликтов. Но для того, чтобы понимать и уважать другого, необходимо иметь представление о собственных ценностях и культурных традициях. И в этом лучший помощник - книга, особенно духовного содержания. Сегодня очень важно найти формы передачи вероучительных истин людям, часто очень далеким от христианства, пробудить в них интерес и стремление к их усвоению.  Общество памяти игумении Таисии (издательский совет Санкт-Петербургской епархии) уделяет особое внимание просветительской деятельности, выпускает широкий ассортимент книг. Среди них важное место занимают катихизисы, в которых систематически излагаются главные истины вероучения. Обществом памяти игумении Таисии изданы православные катихизисы святителя Филарета (Дроздова), протоиерея Николая (Вознесенского), а также  первый русский катихизис ( " Большой катихизис " ) протоиерея Лаврентия Зизания, заложившего традиции убедительного и доступного изложения вероучения, и " Православный катихизис " И. А. Глухова, по которому учились уже в наше время в Московской Духовной семинарии поколения священнослужителей. В катихизисе митрополита Филарета сочетаются глубина и строгость богословия с простотой и ясностью: не случайно до сих пор это общепринятая учебная книга. Он имеет традиционную вопросно-ответную форму, довольно сжатую, что позволяет читателю, в целом знакомому с истинами вероучения, систематизировать свои знания.  Однако когда эти знания утрачиваются, а мировоззрение становится неопределенным, что постепенно и произошло в XX веке, необходимы иные формы.  Более близкий к современности катихизис протоиерея Николая Вознесенского, впоследствии архиепископа Димитрия Хайларского, можно считать прекрасным руководством к познанию православного вероисповедания для тех, кто желает вступить на этот путь, равно как и для отклонившихся от него. В нем, при сохранении вопросно-ответной формы, - более свободное изложение вероучительных истин, с разнообразными примерами, что облегчает усвоение материала. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/pravoslavn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010