Митрополит Иларион (Алфеев): «Евангелие для нас утратило свою свежесть» О том, зачем читать новый катехизис, рассказывает его автор 4 сентября, 2017 О том, зачем читать новый катехизис, рассказывает его автор «Главная сложность в том, что люди думают, будто знают все о Христе» В XVIII веке святитель Филарет Московский написал катехизис – изложение основ православной веры в вопросах и ответах. Прошло 200 лет. Вопрос «Можно ли драться на дуэлях?» уже не слишком актуален. А вот вопросы о женском священстве или о позволительности повторного церковного брака – встают все острее. В 2017 году увидел свет авторский катехизис митрополита Илариона (Алфеева): архиерей излагает христианское учение простым языком, учитывая современные реалии. Два современных катехизиса: зачем? — Возникает путаница с современным катехизисом: есть тот, который 22-го июля выставили для общецерковного обсуждения. А есть ваш, авторский. Давайте их сразу разграничим. Они – для одной цели, но для разной аудитории? — Тот катехизис, который сейчас опубликован и на который мы сейчас собираем отзывы, является коллективным трудом. Он готовился в течение многих лет по поручению Архиерейского собора. Это пространный катехизис, он большой по объему. В качестве 4, 5 и 6-й глав в него включены уже опубликованные и утвержденные высшей церковной властью документы. А в качестве 1, 2 и 3-й глав — те тексты, которые мы писали заново. Они прошли очень большой процесс редактирования, мы учли все отзывы, пришедшие от архиереев, от духовных академий, от ведущих специалистов в разных областях. Ну а теперь мы еще раз вступили в стадию публичного обсуждения этого текста, уже выложив его в интернет — для того, чтобы всякий желающий мог отреагировать на этот текст. Если говорить о моем авторском катехизисе, то поводом к его написанию послужило письмо одного из архиереев. Это был отзыв на общецерковный катехизис, где среди многих похвальных слов в адрес этого катехизиса прозвучало пожелание: катехизис слишком большой, его трудно будет давать людям, которые готовятся к крещению; важно создать краткий катехизис — такой, который можно дать людям перед крещением.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

Церковь и общество 4.1. Совещание-семинар руководителей епархиальных Отделов религиозного образования и катехизации Председатель: архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, ректор РПИ св. ап. Иоанна Богослова. Куратор: протоиерей Александр Кузин, руководитель сектора по связям с епархиями Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, г. Москва Время проведения: 1 февраля, 10.00. Место проведения: храм Боголюбской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря, ул. Петровка, 28/2 Проезд: м. «Чеховская», «Пушкинская». Координация работы епархиальных отделов религиозного образования и катехизации; Выработка общей стратегии в области религиозного образования на основе материалов Архиерейского Собора 2004 г. Наверх 4.2. Конференция: «Религиозный фактор в современном обществе: опыт России и Европы» Председатель : епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Сопредседатели : протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП, Васильева Ольга Юрьевна, заведующая кафедрой религиоведения РАГС, д. ист. н. Время проведения : 1 февраля, 10.00. Место проведения : большой конференц-зал Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, 4-й этаж, Проезд : м. «Тульская», ул.Даниловский вал, 22, Свято-Данилов монастырь Участники: 1. Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. 2. Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП. 3. Васильева Ольга Юрьевна, заведующая кафедрой религиоведения РАГС, д. ист. н. 4. Журавский Александр Владимирович, заместитель директора Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ, к. ист. н. 5. Зубов Андрей Борисович, профессор кафедры философии МГИМО (У), директор Центра «Церковь и международные отношения» МГИМО, д. ист. н. 6. Кырлежев Александр Иванович, ст. преподаватель кафедры религиоведения РАГС, обозреватель информационного портала «Религия и СМИ». 7. Митрофанова Анастасия Владимировна, ст. н. с. Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, д. полит. н.

http://pravoslavie.ru/426.html

ЧАСТЬ 1 ПРОГРАММА ВОСЬМЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ Сопредседатели: протоиерей Димитрий Смирнов, иерей Игорь Киреев Время работы: 26 января, среда с 10.00 до 18.00, перерыв с 13.30 до 15.00 Место проведения: Большой зал заседаний Даниловского гостиничного комплекса Проезд: м.Тульская КОНФЕРЕНЦИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИХОДОВ, БЛАГОЧИНИЙ, ЕПАРХИЙ 1.    Протоиерей Борис Пивоваров, настоятель храма Всех Святых в земле Российской просиявших Академгородка г.Новосибирска, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Новосибирской епархии Образовательная деятельность на епархиальном уровне 2.    Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Свято-Данилова ставропигиального монастыря, Москва Образовательная деятельность монастыря 3.    Иерей Игорь Киреев, руководитель сектора церковноприходского образования Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Повышение квалификации и аттестация законоучителей в Московской епархии 4.    Протоиерей Геннадий Нефедов, благочинный Богоявленского округа, Москва Образовательная деятельность на уровне городского благочиния 5.    Протоиерей Димитрий Смирнов, духовник православной гимназии «Свет», настоятель храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы,  Москва Образовательная деятельность на уровне городского прихода 6.    Иерей Анатолий Гармаев, директор епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики прп. Сергия Радонежского, Волгоград Внутренние причины двух различных направлений устроения учебного дела 7.    Протоиерей Георгий Гончаров, председатель епархиальной комиссии по церковному просвещению и Воскресным школам Московской епархии, Москва О целях и задачах работы Епархиальной комиссии по церковному просвещению и Воскресной школе в Московской епархии 8.    Диакон Михаил Потокин, директор Православного Центра «Живоносный источник», Москва Комплексная реализация православно-христианского общественного служения на приходе 9.    Протоиерей Константин Островский, директор детской церковно-музыкальной школы, настоятель храма Успения Божией Матери  Красногорска, благочинный Красногорского округа Московской епархии

http://pravoslavie.ru/archiv/1.htm

Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского, о том, чтобы не терять надежды на Божию милость из-за своих грехов Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Р. Руди Переводное «Поучение святаго отца Феодора, игумена Студийскаго, еже не отчаятися своими грхи Божия милости», включенное митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи под 11 сентября, представляет собой незначительно переработанный и несколько сокращенный текст одного из так называемых «Поучений огласительных» Феодора Студита – поучения 93-го Малого Катехизиса. Имя Феодора Студита (759–826) – знаменитого византийского церковного деятеля, защитника иконопочитания, игумена Студийского монастыря в Константинополе, автора многочисленных поучений, бесед и посланий – было хорошо известно в Древней Руси. Монастырский устав Феодора Студита уже в 60-х гг. XI в. был введен Феодосием Печерским в Киево-Печерском монастыре, а затем распространился и в другие русские монастыри. Студийский устав предписывал еженедельное чтение по средам, пятницам и воскресеньям оглашений (или огласительных поучений) Феодора Студита , которые составляют Большой и Малый Катехизисы – основные произведения студийского игумена. Это обстоятельство, по мнению исследователей, дает право «предположить, что одновременно с введением Студийского устава или вскоре после этого на Руси появились и огласительные поучения Феодора Студита (как в южнославянском, так, возможно, и в древнерусском переводе)» (Ищенко Д. С. Поучения огласительные Феодора Студита //Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 224). Греческий текст Малого Катехизиса Феодора Студита включает 134 поучения, Большой Катехизис состоит из 3 книг, содержащих соответственно 87, 124 и 60 поучений. На Руси же, по-видимому, были переведены и бытовали в списках Малый Катехизис неполного состава (63 поучения из 134) и 2-я книга Большого Катехизиса, которая впоследствии целиком была включена митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи под 11 ноября, в день памяти Феодора Студита . Древнейшие списки русских переводов «Поучений огласительных» Феодора Студита не сохранились, самые ранние из известных сборников датируются рубежом XIV–XV в. Отдельные поучения из Малого Катехизиса читаются в различных типах сборников: Торжественниках, Соборниках, Златоустах, Прологах и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» священник Владимир Хулап " decoding="" title="" Добрый день, дорогие отцы, братья и сестры! История катехизации представляет очень большой материал, который актуален и интересен не только тем, кто занимается историей Церкви или ее богослужения. Она дает нам огромное количество интересных мыслей, подходов, форм, которые могут быть реализованы и в настоящее время. Поэтому я хотел бы указать в церковной истории несколько моментов, которые лично мне кажутся интересными и важными с точки зрения перспективы ее реализации в нашем сегодняшнем опыте Церкви. Итак, катехизация, то есть подготовка взрослых к сознательному принятию таинства Крещения, в Древней Церкви всегда рассматривалась, по крайней мере, как одна из самых важных и актуальных пастырских задач. Если мы взглянем на церковную проповедь, то увидим, что, наряду с благовести- ем, Церковь создает и развивает вторую форму наставления в вере. Она создает специальный институт – институт оглашаемых, институт катехизируемых, институт катехумената, в рамках которого человек должен был перед принятием Крещения научиться основам христианской веры не только интеллектуально, не только рационально, но и научиться жить по Евангелию, научиться реализовывать Евангельские идеалы, которые заповедал нам Христос Спаситель. В истории христианской катехизации условно можно выделить несколько периодов. Я бы выделил три: период апостольский – I век, период со II по начало IV века и далее период IV – V bekob. В текстах Нового Завета мы не находим упоминания о ка- техуменате как особом церковном институте, имеющем определенную продолжительность, четкие формы и содержание. Поэтому именно на Новый Завет, на книгу апостольских Деяний очень часто ложно ссылаются те, кто говорит, что катехизация перед крещением не нужна. При этом указывают и на крещение в день Пятидесятницы, и на крещение евнуха, и на крещение Савла, и на крещение Корнилия сотника. Очень часто я слышал от современных пастырей такие слова, что «мы тоже никого ни к чему не готовим, как в I веке. Пришел человек, мы взяли и сразу его покрестили». Но наши сегодняшние пастырские реалии и реалии I века имеют намного больше различий, чем сходства.

http://azbyka.ru/katehizacija/katekhizat...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Принятие закона в таком виде может нанести большой вред» По словам протоиерея Сергия Рыбакова, в законопроекте об образовании не прописаны российские приоритеты, зато чувствуется прозападная ориентация 16.08.2011 1130 На сайте Министерства образования и науки России недавно был опубликован очередной текст проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». На «Русской народной линии» было также опубликовано обращение к Президенту России Д.А. Медведеву двух известных правоведов, докторов юридических наук И.В.Понкина и М.Н.Кузнецова . Мы попросили прокомментировать законопроект председателя отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерея Сергия Рыбакова . Напомним, что ранее своим мнением о данном законопроекте с РНЛ поделились настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии иерей Сергий Карамышев и член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, известный священник и педагог, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз . Этот законопроект недостаточно проработан. Непонятно пока даже то, кто может стать учредителем образовательных учреждений. Некоторые образовательные учреждения, например, кадетские училища, просто выпали из законопроекта, на что указывают Понкин с Кузнецовым. В проекте закона не хватает положений о духовно-нравственном, историческом образовании. Если убрать из закона упоминание Российской Федерации, то он вполне может быть использован для Бельгии или Франции, для любой страны. Собственно российская специфика в нём никак не отражена. В законопроекте не прописаны российские приоритеты в образовании, зато чувствуется его прозападная ориентация. В нем также не прописан порядок обсуждения новых образовательных стандартов, которые, конечно же, должны широко обсуждаться. В законопроекте уделено заметное внимание общественности, но в целом явно видна ориентация на коммерческие структуры. Образование приравнено к структурам по оказанию услуг. Для нас это неприемлемо, потому образование - это основа государства и только в какой-то малой части оно может рассматриваться как сфера оказания услуг. Образование должно быть законодательно признано гораздо большим, чем оказание услуг. В целом идеология проекта закона смущает, как и его общий настрой на коммерческую направленность.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/16/pr...

222. Дерзость растет! Вожди имебожников не успокаиваются. Не успеваешь разобрать одно их мудрование, как они подают другое, третье и т. д. С. Синод только что сдал в Московскую синодальную контору прошение А. Булатовича, на 27 страницах, как тот же Булатович подал, уже за подписью еще трех монахов, новое “Исповедание веры в Бога и во имя Божие». Еще члены Святейшего Синода не прочитали этого “исповедания», как он подает уже дерзкое заявление, что если С. Синод не откажется от своего, по его мнению, ложного учения об именах Божиих, то он, Булатович, и все его единомышленники отказываются от всякого общения с С. Синодом и его, С. Синода, единомышленниками. Гордыня еретичествующего вождя растет уже не по дням, а по часам! Они уже воображают себя выше патриархов, выше Синода, считают себя судиями их и готовы отлучить сих представителей Церкви от общения с собою. Какое безумие! Какая дерзость! Первый пункт их “Исповедания» гласит: “Верую во единого Бога так, как учит веровать Церковь в Символе веры , и от себя ничего не прибавляю и не убавляю», но с следующего же, второго пункта “Исповедание» начинает именно “прибавлять от себя» новое учение, исповедуемое имебожниками о вере “в имя Божие» как в Бога. Это лжеучение изложено в виде отрывков из писаний отцов и из Священного Писания, со всеми натяжками, перетолкованиями, словом – все дальнейшее изложение этой веры в имя Божие не представляет ничего нового против того, что уже имебожниками не раз излагалось в их многочисленных писаниях, а главным образом, в писаниях самого Булатовича, который, несомненно, сочинял и этот новый документ. Что такое “имя Божие» по их пониманию, – так и остается неясным, двойственным, даже тройственным, с массою выписок, ссылок, иногда непонятных: например, на какой-то “святой катехизис», вероятно, на старопечатный Большой, в свое время еще патриархом Филаретом изъятый из употребления. Нового в этом “Исповедании» разве только все более и более возрастающая дерзость еретичествующего автора: он без стеснения клевещет на Святейший Синод, например, будто в его послании сказано, что имя Божие не божественно, почему автор и заявляет: “не только не могу подписаться, что сердцем приемлю и лобызаю сие учение, патриархов Иоакима и Германа и С. Синода, но страшусь всякого соприкосновения с ним и чужда себя творю от оного». Совсем как отрекающийся, даже славянским языком, только уже не от ереси, а от учения, изложенного Церковною властью, от учения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

— Абитуриенты преимущественно из центральной России или география более широка? — К нам приезжают учиться из всех регионов России и из-за рубежа — стран СНГ и Балтии. У нас обучаются также представители Поместных Церквей, по договоренности между их Предстоятелями и нашим священноначалием. Есть студенты из Болгарии, Сербии, Польши, Китая... — Китайцы уже постигают технику православной иконописи? — Это албазинцы — потомки русских казаков, некогда уведенных в плен китайцами из приграничного острога. Конечно, внешне нам они кажутся китайцами, хотя русские корни, пусть и очень древние, прослеживаются. Но, разумеется, эти ребята выросли уже в китайской культурной среде и для приобщения к русской православной культуре им нужен еще период «акклиматизации», вхождения в жизнь Русской Церкви, а это не всегда легко и просто получается. У нас также обучается один учащийся из Германии. Он — из русских немцев, в детстве с родителями уехал из нашей страны. Учился в Джорданвилле в семинарии Русской Православной Зарубежной Церкви, а затем был отправлен на учебу к нам. Сейчас заканчивает второй курс. Контингент учащихся, как видите, очень разный. И предпочтения в иконописных стилях у учащихся тоже разные. Если для русского из центральной части России близка икона традицонная русская, мягкая, лиричная, то для людей, приехавших с юга России, например, с Кавказа, из Грузии, Абхазии или Осетии, ближе икона грузинская и греческая. — Какие предметы изучают будущие иконописцы? — У нас обучаются не только иконописи, но и фресковой живописи и реставрации икон. Иконописец должен обладать хотя бы минимальными навыками в этих областях. Некоторые из наших выпускников впоследствии выбирают в большей степени занятия именно реставрацией, другие больше работают над созданием фресок. Наряду с иконописным в школе существует небольшое отделение лицевого шитья. Срок обучения у нас три года на первой ступени и два года для остающихся на вторую ступень. На младших курсах учащиеся осваивают большой объем теоретических знаний, необходимых для последующей работы. Изучают литургику, катехизис, историю Церкви и церковного искусства, церковно-славянский язык, иконоведение, иконографию, нравственное и основное богословие... Старшие курсы, в основном, занимаются практической работой в мастерских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211154...

Бийск. Церковь Димитрия Ростовского при архиерейском доме. Дмитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь находилась в здании бывшего Дома архиерея, который входит в состав бывшего Архиерейского подворья. Комплекс Архиерейского подворья состоял из: дома архиерея, миссионерского училища, Казанской гимназии, различных хозяйственных построек, Казанского архиерейского собора, который в 1991 году был переосвящен в честь святого Димитрия Ростовского. Все эти постройки окружал большой парк с фонтанами, каналами и прудами. Подворье было ликвидировано в 1924 году. В зданиях подворья разместился Бийский военный гарнизон. Парк был вырублен, пруды осушены, каналы засыпаны и на их месте были построены типовые панельные многоэтажки. Однако основные постройки сохранились. В 1991 году был возвращен Церкви бывший Казанский собор. В 2003 году возвращен Архиерейский дом. С этого времени ведется его восстановление. В будущем в нем разместится православная детская гимназия. В 2009 году было возвращено здание миссионерского училища. А на площади перед миссионерским училищем установлен памятник святителю Макарию. Главным строением архиерейского подворья вот уже более века является Бийский Архиерейский дом. Именно отсюда с 1883 по 1919 гг. задавался по сути тон духовной жизни огромного региона от северо-восточного Казахстана до Хакассии, включая всю современную Республику Алтай и отчасти Алтайский край, который духовно и культурно окормлялся Алтайской духовной миссией и подвижниками-миссионерами. А это сотни храмов, приходских училищ, миссионерских и церковно-приходских школ, монастыри, приюты и богадельни. Первый двухэтажный с мезонином полукаменный архиерейский дом был построен в период с 1880 по 1882 гг. на средства бийских первой гильдии купцов - городского головы Якова Алексеевича Сахарова и Алексея Федоровича Морозова, других благотворителей и освящен первым Бийским епископом, Преосвященнейшим Владимиром (Петровым). 22 мая 1886 г. в 2 часа ночи сгорел архиерейский дом. Епископ Макарий спасает от огня в домовом Казанском храме напрестольный крест, Антиминс и Евангелие. Пожар уничтожил здание, все имущество, библиотеку, архивы миссии и катехизаторского училища.

http://sobory.ru/article/?object=19881

В 2014 году отмечается 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (1314–1392) и более скромный праздник, 200-летие пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. Это большой юбилей, к которому уже не первый год ведётся фундаментальная подготовка совместными усилиями Церкви и государства. В лавре и академии не прекращаются реставрационные работы, готовятся книги, альбомы, духовно-просветительские проекты. Конференции и мероприятия, посвященные наследию прп. Сергия Радонежского планируются как в России, так и за рубежом. Здесь на примере отдельных фактов и литературных текстов мы проследим одну из самых тонких и малозаметных траекторий – отношение к преподобному Сергию за пределами отечества. Прп. Сергий Радонежский – святой покровитель Руси, игумен Земли Русской, был предстателем за Россию в самые суровые годы. Хотя сам он ничего не писал, кроме краткого предсмертного завещания, его житие стало открытой книгой, глубоким введением в искусство подвижничества, древнерусским «катехизисом» – не менее значимое для Руси, чем «Житие прп. Антония», написанное св. Афанасием Александрийским в IV веке, остающееся основополагающей книгой для христианской аскетической традиции. Самое древнее, классическое житие прп. Сергия было написано прп. Епифанием Мудрым, который имел всего лишь год непосредственного ученичества у аввы. Следующее по значимости – сокращённая редакция учёного монаха Пахомия Серба или Логофета, который работал над ней во время своего пребывания в Лавре с 1440/1443 по 1459 годы. Его труды приходятся на время официальной канонизации прп. Сергия в 1448/1449 годах при митрополите Ионе. Впоследствии создавались и другие версии жития – в основном на основании этих двух классических текстов. И тот и другой автор побывали в духовных центрах христианского Востока. Так, сравнивая себя с прп. Сергием, прп. Епифаний, искусный в плетении словес, писал о том, что в отличие от своего учителя, который всё время пребывал в пустыне, он изъездил весь мир, а именно: посетил Иерусалим, Константинополь и Афонскую гору, но при этом не достиг его святости. Пахомий в 1438 году прибыл в Россию с Афонской горы. Это имеет немалое значение – жизнь великого аввы описали те, кто имел возможность сравнить лавру с Афоном и тем самым заметить в жизни прп. Сергия те черты, которые могли ускользнуть от взгляда менее просвещённых его современников. Паломничество, посещение святых мест, взгляд на Россию со стороны – самый верный способ понять духовный смысл тех событий, которые происходили и происходят в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010