П.В. Безобразов Графу А. П. Толстому от 27 мая 1859 г. 224 Путешествие мое в Фессалии продолжалось 56 дней (с 31 марта по 26 мая). Оно было благополучно. Тамошние архиереи, ларисский, гардикийский, триккский и стагонский, настоятели Метеорских и Олимпийских монастырей и христиане в городах и селениях принимали меня искренно, почтительно и доверчиво. Все они любят Север и оттуда ожидают избавления от вялого владычества турок, решаясь к прежним жертвам своим присовокупить новые, лишь бы соединиться с расцветающими свободно эллинами. Это ожидание их усилено было знаменательным пребыванием в Афинах нашего маленького моряка с Августейшими родителями его. На метеорских столпах, в Темпейской долине, в лесистых ущелиях Олимпа, на цветущих равнинах Фессалии, всем отрадно было видеть в этом отроке будущее политическое спасение свое. Общая расположенность к нему пособляла мне достигать целей путешествия моего в этой малоизведанной стране. Мне открыты были ризницы, библиотеки и те тайники, в которых хранятся царские и патриаршие грамоты и разные деловые записи. Тут я почерпнул верные сведения о прошедшем и настоящем состоянии митрополии, епископий, монастырей и училищ в Фессалийской области. Кроме сего приобретены мною одиннадцать древних рукописей на пергамине. Самые драгоценные из них суть: 1) Минеи в двух огромных фолиантах с нотами и чтениями из Ветхого и Нового Завета, XII–XIII века, и 2) такие же чтения во весь круглый год в особой книге того же века. В библиотеке главного Метеорского монастыря я нашел неизданное творение царя Льва Мудрого σκητικ ψυχν ποτπωσις, о совершенстве (врачевании) душ, и рукописную Библию на греческом языке, содержащую исторические книги и пророчества, кроме Даниила. Текст ее переписан был в XIV или XV веке с древнего ученого издания Библии. На полях его указаны разные чтения Акилы, Симмаха и других толковников; а после каждого пророчества написано краткое житие составившего оное пророка. За эту рукопись я давал в монастырь большой вклад деньгами, но игумен не уступил ее мне и даже не решился выдать под расписку нашего консульского агента в Лариссе сроком на один год.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мегала Метеора Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мегала Метеора — самый большой и древний православный монастырь среди метеорских, основанный в начале XIV века монахом Афанасием на одной из скал Фессалии недалеко от городка Кастраки в номе Трикала, Греция. В 1988 году Преображенский монастырь в числе других метеорских монастырей был включён в список объектов всемирного наследия. Греческое название — Μεγλο Μετωρο. Другие известные названия — Великий Метеор, Преображенский монастырь. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан святым Афанасием Метеорским (1302—1383). Афанасий Метеорский был человеком чрезвычайно образованным — свое образование он получил в Салониках и Константинополе — виднейших центрах Византийской империи. В молодом возрасте преподобный Афанасий пришёл на Афон и поселился в ските монастыря Ивирон , но частые нападения разбойников заставили его покинуть монастырь с духовным отцом, старцем Григорием. Оба монаха послушали совет сербского епископа Иакова и скрылись на Метеоре около 1340 года. Сначала они поселились в жилищах метеорских отшельников, которые до сих пор находятся перед входом в монастырь (слева от ступенек). Слухи о монахе Афанасии быстро распространились — за первые 10 лет многие из молодых людей поднялось на скалу, стремясь к уединению. Тогда братья решили вместе основать первое метеорское братство — киновию — по образцу монашества на Святом Афоне . Ученик и преемник Афанасия, святой Иоасаф, считается вторым основателем монастыря. Иоанн (так его звали в миру) был сыном правителя Эпира и Фессалии Симеона Синиша Палеолога, позднее архиепископа Фессалии, потомка сербской династии Неманичей. Иоанн стал преемником отца в 1370 году. Однако к тому времени он уже был учеником Афанасия Метеорского, а через год оставил престол и в 1373 году поселился в монастыре «Большой Метеор», где принял постриг с именем Иоасаф. Будучи вторым основателем монастыря, он сделал большой вклад в создание его архитектурного комплекса. Также он собрал много даров, среди которых и дары сестры Иоасафа (жены епископа Эпира). Образ Марии Палеолог воплощен в иконе Богоматери, которая и сейчас хранится в музее монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Мегала_Метеора

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Прп. Иоасаф Метеорский. Роспись кафоликона мон-ря Преображения Господня (Великие Метеоры). 1552 г. Прп. Иоасаф Метеорский. Роспись кафоликона мон-ря Преображения Господня (Великие Метеоры). 1552 г. [в миру Иоанн Урош; греч. Ιωσαφ; серб. Joacaф] (ок. 1349/50-1422/23 или 24.02.1423), прп. (пам. греч., серб. 20 апр.), 2-й ктитор Большого Метеорского монастыря . Последний представитель династии Неманичей , потомок визант. императоров и эпирских деспотов, от которых унаследовал родовое имя Палеологов и Дук-Ангелов-Комнинов. Сын правителя Эпира и Фессалии Симеона Уроша (младшего сына серб. кор. Стефана Уроша III Дечанского от брака с Марией Палеологиной) и Фомаиды Орсини (дочери эпирского деспота Иоанна II Орсини и Анны Палеологины). Деспот Симеон Урош покровительствовал Метеорским мон-рям . В 1359/60 г. Иоанн Урош был провозглашен соправителем отца, а после его смерти ок. 1370 г. стал правителем Фессалии. В кон. 1372 или в 1-й пол. 1373 г. он принял постриг в Большом Метеорском мон-ре, передав власть кесарю Алексею Ангелу Филантропину. Это событие датируется исходя из содержания документов: в 2 простагмах (нояб. 1372) своему духовному отцу, проту Стагийского скита Нилу, И. еще фигурирует как светский правитель, а из вкладной грамоты мон. Феодулы Котеанидзены в Большой Метеорский монастырь следует, что в июне 1373 г. у власти уже находился Алексей Ангел Филантропин. Согласно Житию прп. Афанасия Метеорского, этот святой незадолго до смерти пожелал передать управление основанным им мон-рем И. Однако по неизвестной причине И. отправился в Фессалонику и на Св. Гору (1379/80). Вскоре после смерти прп. Афанасия Метеорского И. вернулся в Большой Метеорский мон-рь и принял на себя управление монашеской общиной. В дек. 1384 - янв. 1385 г. И. совершил путешествие в Янину в связи с убийством мужа его сестры Марии, янинского деспота Фомы Прелюбовича, и со вступлением во 2-й брак Марии с флорентийцем Эсавом Буондельмонте. Сохранилось письмо Марии к И. (1386) относительно драгоценностей, переданных ей Большому Метеорскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/578046.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ НОВЫЙ Прмч. Николай Новый. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя мч. Николая Нового в Вунене, Греция) Прмч. Николай Новый. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя мч. Николая Нового в Вунене, Греция) [Греч. Νικλαος Νος] († нач. X в.), прмч. Вуненийский (Вуненский) (пам. греч. 9 мая). Основные сведения о святом содержатся в Мученичестве (BHG, N 2308), к-рое было обнаружено Д. Софианосом в рукописи из Большого Метеорского монастыря (Meteor. Metamorph. 81. Fol. 139v - 146v; ркп. составная, листы, содержащие текст, датируются XV в.). Более поздняя версия Мученичества Н. Н. (BHG, N 2309), написанная в форме энкомия пресв. Ахаиком, неизвестным по др. источникам, представлена в рукописи XII в. из мон-ря Агиас на о-ве Андрос (Andros. Agias. 94. Fol. 53-59v). Оба текста были впервые опубликованы Софианосом в 1972 г. Согласно первоначальному Мученичеству, Н. Н. род. на Востоке. Благодаря добродетельной жизни он стал известен правившему тогда имп. Льву, брату Александра (вероятно, визант. имп. Лев VI Мудрый (886-912)). Император, обратив внимание на хорошие внешние данные Н. Н. и такие его качества, как смелость, живость ума и твердость характера, назначил его командиром легиона и передал ему под охрану г. Лариссу (ныне Лариса) в Фессалии, где Н. Н. не только обучал солдат военному искусству, но и воспитывал в христ. вере. В то время авары начали совершать набеги на империю, разорять земли, брать в плен мужчин, женщин, стариков и детей. Лев и его брат находились в вост. областях и пытались противостоять захватчикам, поэтому противники стали атаковать и грабить на западе. Н. Н. решил вместе с войском покинуть Лариссу, чтобы отвести от города аваров и тем самым избавить его от разграбления. Воины пришли на лесистую гору Тернавон (ныне гора Мелуна, у подножия к-рой расположен г. Тирнавос), где жили монахи-аскеты. Когда Ангел Господень объявил Н. Н. и его спутникам о предстоящем мученичестве, святой призвал воинов выйти навстречу противнику и сразиться с ним, смело исповедуя Истинного Бога, чтобы тем самым явить победу над общим врагом рода человеческого. Вначале Н. Н. и его воины одержали верх над варварами и многих убили, но затем авары окружили войско, схватили солдат и подвергли их мучениям, чтобы заставить отречься от Христа. Видя непоколебимость веры воинов-христиан, варвары предали их жестокой смерти.

http://pravenc.ru/text/2566128.html

Слухи о монахе Афанасии быстро распространились - за первые 10 лет многие молодых людей поднялось на скалу, стремясь к уединению. Тогда братья решили вместе основать первое метеорское братство - киновию - по образцу монашества на Святом Афоне. Ученик и преемник Афанасия святой Иоасаф считается вторым основателем монастыря. Иоанн (так его звали в миру) был сыном правителя Эпира и Фессалии Симеона Синиша Палеолога, позднее архиепископа Фессалии, потомка сербской династии Неманичей. Иоанн стал преемником отца в 1370 году. Однако к тому времени он уже был учеником Афанасия Метеорского, а через год оставил престол и в 1373 году поселился в монастыре «Большой Метеор» где принял постриг с именем Иоасаф. Будучи вторым основателем монастыря, он сделал большой вклад в создание архитектурной программы. Также он собрал много даров, среди которых и дары сестры Иоасафа (жены епископа Эпира). Образ Марии Палеолог воплощен в иконе Богоматери, которая и сейчас хранится в музее монастыря. В середине XVI века монастырь стал независимым благодаря интересу, который проявил патриарх Еремий I. С этого времени начинается новый выдающийся период, который связывают с монахом Симеоном, расширившим Собор монастыря, алтарь и построивший ряд малых зданий монастыря. Мегало Метеора - результат последовательной работы трех значительных фигур: святого Афанасия, Иоасафа и игумена Симеона. Большой Метеор на протяжении 600 лет своей истории подвергался многочисленным нападениям и грабежам, а в 1633 году пожар почти полностью уничтожил обитель. Мужской монастырь Преображения Господня, известный также как Великий Метеор расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года. Главный собор монастыря (кафоликон) - Преображенский собор - построен в 1388 году по подобию Афонских храмов, крестообразный в плане c с апсидами по бокам и двенадцатигранным куполом, высотой 24 метра и длиной 32 м. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения святых.

http://sobory.ru/article/?object=10176

Ряд материалов нового тома посвящен важнейшим персонажам ветхозаветной истории. В частности, 25-й том «Православной энциклопедии» знакомит своих читателей с Ионафаном, сыном первого царя Израильского Саула, Иоасом, 9-м царем Иудейским (835-796 г. до Р.Х.), Иоафамом, 11-м царем Иудейским (ок. 740-731 г. до Р.Х.), а также двумя правителями по имени Иохаз — 11-м Израильским царем (814-800 г. до Р.Х.) и 17-м царем Иудейским (ок. 609-608 г. до Р.Х.). Ветхозаветную тематику продолжают крупные публикации, рассказывающие о святом праотце Иове и библейской Книге Иова, а также статьи о святых пророках Иоиле и Ионе. 25-й том «Православной энциклопедии» представляет масштабный комплекс статей, посвященных православным святым, иерархам, церковным деятелям, которые носили имя Иоасаф. В этом ряду особое внимание обращают на себя материалы о свт. Иоасафе (Скрипицыне, 1555 г.), митрополите Московском и всея Руси, который возглавлял Русскую Церковь в период малолетства великого князя Иоанна IV — будущего царя Иоанна Грозного, и свт. Иоасафе (Горленко, 1705-1754 гг.), епископе Белгородском и Обоянском. Также необходимо отметить статьи, посвященные преподобным Иоасафу Нижегородскому (ок. 1567 г.), Иоасафу Каменскому (кон. XV в.) и преподобномученику Иоасафу Сентогорскому, Псковскому (1299 г.), убитому во время нападения на Псков рыцарей Тевтонского ордена. Многочисленны в новом томе статьи, в которых речь идет о новомучениках ХХ столетия: священномученике Иоасафе (князе Жевахове, 1874-1937 гг.), епископе Могилевском; священномученике Иоасафе (Стефановиче, 1859-1918 гг.); священномученике Иоасафе (Удалове), епископе Чистопольском (1886-1937 гг.) и расстрелянных на полигоне Бутово в 1937 г. преподобномучениках Иоасафе (Боеве), Иоасафе (Крымзине) и Иоасафе (Шахове). Вызывает интерес публикация, в которой речь идет о прп. Иоасафе (Иоанне Уроше, 1422/23), последнем представителе Сербской династии Неманичей, ктиторе Большого Метеорского монастыря в Греции. Среди крупных церковных деятелей, которым в 25-м томе отведены большие статьи, заслуживают особого упоминания два Предстоятеля Русской Православной Церкви XVII века — Патриархи Московские и всея Руси Иоасаф I (1640 г.) и Иоасаф II (1672 г.).

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

Среди выступавших на митинге был архимандрит Афанасий (Анастасиу), бывший настоятель Большого Метеорского монастыря, который призвал и дальше противодействовать (на тот момент) законопроекту, ссылаясь на Божественный закон и защиту православной веры, семьи и греческого общества. «Мы сталкиваемся с яростной попыткой религиозного и национального обезличивания. Политическая система и антихристианский истеблишмент, который управляет нами, пытается нагло и бесстыдно вырвать с корнем нашу историю, православную веру и эллинско-православную традицию. Эта система пытается запятнать любую красоту, храбрость и доблесть, существующие на нашей благословенной земле; очернить то, что продолжает излучать свет; убить то, что продолжает оживлять и воскрешать духовно - то, что может действительно предложить поддержку, надежду и прогресс. Мы сталкиваемся с бурей атеизма, богоборчества, обожествления человека, обожествления науки, ксеномании (чрезмерной любви ко всему иностранному), необузданного гедонизма, роскоши, всех видов поклонения плоти и, главным образом, - противоестественного, отвратительного греха гомосексуальности. Цель, конечно, очевидна и предопределена: полное подчинение нашей родины и нашего народа замыслам глобалистов, строителей Нового мирового порядка», - заявил архимандрит Афанасий. «У нас есть Святая Православная Церковь - ковчег нашего спасения, наша добрая, мудрая и любящая Мать, которая возрождает нас Святым Духом через Крещение и Миропомазание и присоединяет нас к Своему Небесному Телу, питает, воспитывает, умиротворяет, утешает, освящает, ведет нас в Рай и дарует нам участие в нетварной любви нашего Триединого Бога в Его прославленном, вечном Царстве! Наша родина благословенна, и ей предназначено Богом быть солью земли!» - добавил он. Также была зачитана речь митрополита Гуменисского Димитрия (Бекяриса). “От всей души хвалю вас за вашу бдительность и рвение ради сохранения нашей национальной идентичности, культуры и славной истории”, - сказал иерарх участникам митинга.

http://pravoslavie.ru/158751.html

Энкомий, написанный пресв. Ахаиком, практически не содержит к.-л. дополнительных сведений о Н. Н.; единственная цель этого сочинения - «облагородить низкий язык» текста первоначального Мученичества и более логично описать события. В предисловии говорится, что эпитет «Новый» был дан святому, чтобы отличать его от свт. Николая , архиеп. Мирликийского. Пытаясь объяснить поражение греков от варваров на западе империи, автор подчеркнул, что в то время основные войска во главе с имп. Львом находились в вост. области. Из 12 воинов, покинувших Лариссу вместе с Н. Н., по имени названы только Михаил и Пантолеон. Чтобы оправдать Н. Н., к-рый не принял мученическую кончину на горе Тернавон, пресв. Ахаик написал, что он спасся, не поддавшись общей панике. Об Ирине и о Пелагии, пострадавших на горе Тернавон, сказано, что они укрывались там от вражеских племен. Узнав об убийстве воинов, женщины пришли оплакать их, но были схвачены и после исповедания веры усечены мечом. Еп. Филипп нашел мощи Тернавонских мучеников, после того как они явились ему во сне; когда епископ с клиром поднялись на гору, над останками святых засияли 12 огненных столпов. Дукс Фессалоники обрел мощи Н. Н. и исцелился от проказы также благодаря сновидениям: в 1-й раз пред ним предстал вмч. Димитрий и направил в Фессалию, во 2-й - сам святой. Софианос издал краткое синаксарное сказание о Н. Н., содержащееся в рукописи 81 из Большого Метеорского монастыря ( Σοφιανς. 1972. Σ. 178-179). В сказании говорится, что святой пострадал от еретиков, место и время мученической кончины не обозначены; 12 соратников Н. Н. и дукс Фессалоники в тексте не упоминаются - вместо него святым был исцелен некий варвар с востока. Прмч. Николай Новый. Роспись ц. Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря, Македония. 1606/07 г. Прмч. Николай Новый. Роспись ц. Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря, Македония. 1606/07 г. Прп. Никодим Святогорец поместил в составленный им «Синаксарист» сказание о Н. Н., несколько изменив первоначальное Мученичество: визант.

http://pravenc.ru/text/2566128.html

Я встал до солнышка, разбуженный билом, приглашавшим небольшое братство на утреннюю молитву. Меня влекло за уставные пределы ее в чистое поле. Пусть не дивится читатель, слушая такую речь. Есть оно это поле и на Метеорском камне. Можно заключить из сего, какой величины этот громадный камень. Вдыхая росистый воздух, и, так сказать, охватываясь местностью со всем ее непосредственным интересом действительности и проходящей перед глазами жизни, я старался оторвать от себя заманчивые, но тусклые и немые образы давно минувшего. Надобно было насматриваться на Метеоры, от которых сегодня же мы будем далеко-далеко. Когда солнце облило своими лучами всю окрестность и разостлало по ней пестрый шахмат светотеней в самой причудливой игре красок, можно было залюбоваться открывшейся картиной. Пришла в голову искусительная мысль срисовать редкостную панораму на память себе. Работа не для руки самоучки, и выполнение должно выйти самое лубочное, но сказано: искушение! Если привычка есть „вторая натура,” то охота есть третья натура – ничего с ней не поделаешь. Время шло, и соседнее пение смолкало, а, наконец, и совсем перестало. Столпники, отправив (по уставу: о Субботе) в приделе Предтечи поминовение по усопшим, выходили поглазеть на мое упражнение, и объясняли мне, как какой выдающийся пункт зовется. Все три пересмотренные нами вчера обители внутренние: Троицы, Русани и Варлаама были перед глазами, а монастырь св. Стефана надобно было отыскивать. Кончив работу, я сделал визит о. Игумену, обошел еще раз церковь и трапезу. В первой с большим против прежнего вниманием остановился на большой, древней иконе Богоматери, поставленной у правого столба и украшенной ризой сребропозлащенной старого чекана. Мне сказали, что она взята из одного женского монастыря, устроенного сестрою ктитора Иоасафа, монахинею, Мариею 291 . Никакой подписи на ней я не отыскал. Это было последнее мое бесплодное изыскание в обители. Как и следовало ожидать, я прощался с нею, не весело настроенный. Обветшалость и запущенность печатлелись в ней на всем, от стен зданий до одежд братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Вызывает интерес публикация, в которой речь идет о преп. Иоасафе (Иоанне Уроше, 1422/23), последнем представителе Сербской династии Неманичей, ктиторе Большого Метеорского монастыря в Греции. Среди крупных церковных деятелей, которым в 25-м томе отведены большие статьи, заслуживают особого упоминания два Предстоятеля Русской Православной Церкви XVII века — Патриархи Московские и всея Руси Иоасаф I ( 1640) и Иоасаф II ( 1672). С ними соседствуют материалы о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоасаф (князь Оболенский), бывший архиепископ Ростовский и Ярославский (1513 г.), крупный древнерусский книжник и меценат; Иоасаф (Кроковский), митрополит Киевский Галицкий и всея Малыя России (ок. 1648 -1718 гг.); Иоасаф, епископ Кодьякский (1761-1799 гг.), видный миссионер и просветитель Северной Америки, утонувший в при крушении судна в Охотском море). Обширен комплекс материалов о святых, иерархах, церковных деятелях по имени Иов. Среди них центральное место занимают весьма значительные по объему публикации о св. Иове, первом Патриархе Московском и всея Руси (1607), преподобных Иове, игумене Почаевском (1551-1651), Иове (в схиме – Иисусе) Анзерском, основателе Голгофо-Распятского скита на о. Анзер (Соловецкий архипелаг). Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Далее 25-й том представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, Митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной. В 25-м томе содержится комплекс статей, посвященных святым и церковным деятелям по имени Иосиф. Этот ряд открывает знаменитый библейский персонаж — св. Иосиф Прекрасный, ветхозаветный патриарх. Среди святых Русской Церкви, носивших это имя, наибольшую известность получили: преп. Иосиф (Санин), игумен Волоцкий (1439-1515 гг.), выдающийся подвижник монашеской жизни, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://pravenc.ru/shop/657836/

  001     002    003    004    005