Судя по сохранившимся остаткам фундамента, базилика имела около 100 м в длину и 20 м в ширину, и, следовательно, являлась самым большим христианским храмом в Европе того времени. 27 января. ПРАВМИР. В Болгарии планируют восстановить Большую базилику в Плиске, которая считается первым христианским храмом, возведенным после крещения болгар. Восстановление Большой базилики в Плиске планируется начать в этом году. Болгарский Совет министров намерен выделить миллион левов (полмиллиона евро) государственной субсидии на реставрацию этого археологического объекта, -сообщает Седмица.Ru со ссылкой на болгарское издание «Новини». Большая базилика в Плиске — кафедральный собор первой болгарской столицы — была построена в IX в. святым равноапостольным князем Борисом I. Она располагалась вне стен Плиски, на месте предполагаемого места захоронения неизвестного святого мученика, и была частью комплекса, в который также входили здания архиепископского дворца и монастыря. Относительно внешнего облика храма точных сведений не сохранилось. Судя по сохранившимся остаткам фундамента, базилика имела около 100 м в длину и 20 м в ширину, и, следовательно, являлась самым большим христианским храмом в Европе того времени. Более двух столетий она была кафедральным храмом, но из-за переноса болгарской столицы в Великий Преслав постепенно пришла в запустение и была разрушена, вероятно, в период османского завоевания Болгарии (XIV в.). В конце XIX в. во время археологических раскопок были обнаружены фундаменты базилики и других зданий комплекса. В ХХ в. были восстановлены некоторые стены базилики.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 30 августа, 2021 2 августа, 2021 24 июня, 2021 30 апреля, 2021 24 апреля, 2021

http://pravmir.ru/v-bolgarii-vosstanovya...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пророк Наум, обличитель Ниневии 3 мин., 15.11.2012 Имя еще одного пророка, Наума, означает «утешение», и жил он явно в VII веке до н. э., когда самой могущественной державой на Ближнем Востоке была Ассирия. Но и она была не вечна — именно об этом и говорит пророчество Наума. Он тоже возвещает бедствие и разорение, но не своим соотечественникам, а жестоким захватчикам ассирийцам. Наверное, так в начале сороковых годов прошлого века проклинали гитлеровский рейх и желали ему скорейшей гибели. Но как же можно было такое ожидать, если Ассирия, обладала величайшей военной мощью и долгое время не знала поражений – совсем как рейх? «Велико терпение Господа, огромна сила, виновного не оставит Он без наказания: в буре и вихре идет, облака попирает, как пыль!... Кто устоит пред Его негодованием? Кто выдержит Его пылающий гнев? Ярость Его разливается, как огонь, и скалы разрушаются пред Ним. Благ Господь! Он — убежище в скорбный день, знает Он прибегающих к Нему. Но Ниневию сметет потопом навсегда». Ниневия — последняя из нескольких столиц этого государства, она была расположена на севере нынешнего Ирака. Она пала в 612 г. до н. э. под ударами своих бывших подданных, прежде всего вавилонян, которым было суждено создать следующую великую империю на древнем Ближнем Востоке. «Поднимается разоритель на Ниневию… Красны щиты воинов его, одеты в пурпур его богатыри, сверкает металл его колесниц в день, когда выступает он, древками копий потрясая. По улицам проносятся колесницы, мелькают на площадях, подобно факелам и молниям блестящим! Вызывает царь знать свою, но спотыкаются они по пути, к стене спешат оборону готовить. Тут открываются речные врата — и сметен дворец!» Эта картина вполне обычна и для других пророчеств о других странах и городах: вражеская армия врывается в город, всё круша на своем пути… Но что это за «речные врата» и причем они здесь? Ниневия была огромным и хорошо укрепленным городом с большим гарнизоном и обильными запасами. Когда к стенам города подошли войска разных племен во главе с вавилонянами, им предстояла, казалось бы, долгая и изнурительная осада с неясной перспективой. Но всё вышло совсем иначе. Ниневия стояла на берегу реки Тигр, и осаждавшее войско прорыло канал, чтобы подвести речную воду прямо под стены города. А затем хлынул небывалый ливень, русло переполнилось, и большой участок городской стены — прямо возле царского дворца! — был подмыт бурным потоком и рухнул. Следом за водой в город через эти «речные ворота» устремилось и осаждавшее его войско. Город пал в одночасье.

http://foma.ru/naum-oblichitel-ninevii.h...

Фото: stock.adobe.com Ватикан, 20 января. В конце общей аудиенции в библиотеке Апостольского дворца Ватикана Папа Франциск напомнил, что 22 января вступает в силу Договор о запрещении ядерного оружия, ратифицированный 50 государствами. Об этом сообщает Русская служба Радио Ватикана . Папа отметил, что речь идет о первом международном документе, обладающем обязательной юридической силой, который прямо запрещает это оружие неизбирательного действия: «За короткое время оно поражает большое количество людей и наносит долгосрочный ущерб окружающей среде».  «Я настоятельно призываю все государства и всех людей решительно работать над созданием условий, необходимых для мира без ядерного оружия, способствуя продвижению мира и многостороннего сотрудничества, в котором крайне нуждается сегодняшнее человечество», – сказал Папа Франциск. Напомним, что в первой статье Договора, принятого в 2017 году, указывается: «Каждое государство-участник обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не испытывать, не производить, не изготавливать, не приобретать иным образом, не иметь во владении и не накапливать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства». Далее понтифик сердечно приветствовал верующих, принимавших духовное участие в общей аудиенции, и попросил их «всегда со смирением и послушанием следовать за Христом, становясь свидетелями истины и милосердия». Папа заверил в своей молитвенной памяти стариков, молодежь, больных и молодоженов, а также напомнил, что на этой неделе Церковь возносит молитвы о единстве христиан: «Призываю вас взять на себя ответственность за эту проблему, молясь, чтобы все христиане приняли Господне приглашение к единству веры в единой Церкви, которую Он основал». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Российская императорская корона Лоттхен вроде бы не светила: наследником Александра считался Константин. Но Шарлотта и не расстраивалась по этому поводу: своего жениха она сразу предупредила, что ей нравятся лишь " маленькие, милые, уютные и удобные вещицы " . Ни один из этих эпитетов к российской императорской короне, конечно, не подходил. Николай называл свою невесту " моя птичка " , его первым чувством была не страсть, не жажда обладания ее красотой, а желание защитить ее, согреть, уберечь от треволнений мира. Венчание состоялось 1 (13) июля 1817 года в церкви Зимнего дворца. Замужество предполагало переход невесты в православное исповедание и наречение нового имени, имеющегося в православных святцах. Так принцесса Шарлотта Прусская стала именоваться великой княгиней Александрой Федоровной. Брак преследовал в первую очередь политические цели: укрепление политического союза России и Пруссии, - однако оказался счастливым и многодетным. От этого брака родилось семь детей, в том числе их первенец - будущий император Александр II (1818-1881). Материнство захватило ее полностью и сделало счастливой. В отличие от супруги царя Александра I Шарлотта сразу пришлась русскому Двору " ко двору " . Свекровь полюбила ее все с той же немецкой сентиментальностью, - Лоттхен отвечала ей тем же. Не слишком образованная, любезная, очень " понятная " и " своя " , веселая, красивая, умопомрачительно грациозная, Александра Федоровна стала украшением русского Двора. Царь Александр любил именно с ней открывать балы. Юный Пушкин пленился ею и оставался шутливым почитателем " А.Ф. " всю жизнь. В дневниках поэта (1834) приведен разговор Пушкина с Александрой Федоровной и его признание: " я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 лет, или даже 36 " . И она тоже платила ему большой симпатией. При Дворе молодую царицу за красоту и изящество прозвали Лалла-Рук в честь героини романтической поэмы Т.Мура. Такой и запечатлел ее Пушкин в первоначальной редакции восьмой песни " Евгения Онегина " (строфа 16): И в зале яркой и богатой, Когда в умолкший тесный круг, Подобно лилии крылатой, Колеблясь, входит Лалла-Рук, И над поникшею толпою Сияет царственной главою И тихо вьется и скользит Звезда - харита средь харит.

http://lib.cerkov.ru/authors/601

В 63 г. до Р. Х. Гней Помпей захватил Верхний город и Храмовую гору, вошел в Святая Святых, уничтожил стены И. и заставил Хасмонеев подчиниться власти Рима. И. стал столицей Иудеи, части рим. пров. Сирия. Наследовавший Хасмонеям вассал Рима царь Ирод Великий был сторонником эллинизации И., его правление (37-4 гг. до Р. Х.) - период экономического процветания города, сопровождавшегося социальным расслоением. Царь Ирод перестроил в И. храм (см. Храм Иерусалимский ) и возвел гигантский дворец; во дворе цитадели и в Армянском саду, у юго-зап. угла совр. городской стены, и на горе Сион, за стеной Старого города, открыты части его вытянутой с севера на юг платформы высотой 4-5 м и площадью более 4 га (300-350×60-130 м) ( Bahat, Broshi. 1975). Севернее дворца воздвигли 3 новые башни - Фасаэля, Мариамны и Гиппика; связанные с городской стеной, они защищали как дворец Ирода, так и город. Основание одной из них (Фасаэля или Гиппика) известно как башня Давида у совр. Яффских ворот (см.: Johns. 1950; Amiran, Eitan. 1970). Ирод перестроил также башню Барис в сев.-зап. углу Храмовой ограды (37-35 гг. до Р. Х.), расширив ее до размеров большой крепости, и назвал Антонией в честь имп. Марка Антония (снесена имп. Титом). Она защищала Храмовую гору, служила казармой и дворцом. Возможно, здесь был преторий римлян (офиц. резиденция рим. прокуратора), куда на суд Пилата привели Иисуса Христа (Ин 18. 28 - 19. 16); однако идентификация вымостки в мон-ре жен. конгрегации Богоматери Сиона как упомянутого евангелистом Иоанном (Ин 19. 13) «лифостротона» (см. Гаввафа ) стратиграфически недоказуема ( Benoit. 1952). Как и арка «Се человек», она не связана с крепостью Антония и со временем Иисуса Христа, но относится к маленькому форуму эпохи имп. Адриана. По версии, предложенной Гибсоном, с преторием во дворце Ирода следует идентифицировать руины мощных построек в зап. части города, в районе башни Давида ( Gibson. 2009). По всему И. Ирод построил не менее 6 резервуаров, проведя к ним воду по акведуку длиной 24 км: 2 - в районе храма (Овчая купель, или Вифезда, и т. н. Израиль - оба к северу от храма), 1 - в Антониевой крепости (Струтион), 3 - в районе Яффских ворот (Мамилла; Иезекииля и Офеон к юго-западу от города).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Звук приближающихся шагов показался Джиневре райским блаженством, а несколько следующих часов ещё больше убедили её в том, что самая бедная хижина, в которой царит любовь, прекраснее и благочестивее самого удивительного и роскошного дворца, если в нём правят лишь закон и порядок. «Жаль, ах, как жаль, что мне не хватило веры подождать!» — входя, посетовала про себя Джанет — и до самой смерти горевала о том, что слишком поспешно покинула «свой маленький домишко на большой скале». Что касается неизвестной женщины и её знакомства с Гибби, Джанет могла только ждать, что из этого выйдет, и ждала, скорее, со страхом, нежели с надеждой. Но и время, и случай были для неё лишь слугами Всевышнего, и потому она могла ждать спокойно и терпеливо. Кроме того, вряд ли можно было надеяться на то, что незнакомка снова появится в даурской долине. Никто не верил, что она и впрямь могла далеко уплыть; наверняка, бушующая вода бесследно поглотила её. Глава 37 Мистер Склейтер Вы, наверное, помните, что после исчезновения Гибби о его судьбе заговорил весь город, и среди жителей начались такие толки и пересуды, что преподобный Клемент Склейтер решил собрать о мальчике и его семье все сведения, какие только можно было найти. Когда все нужные бумаги оказались у него в руках, он попытался заинтересовать судьбой мальчика его родственников со стороны матери, о существовании и месте проживания которых он узнал во время своих поисков. Однако здесь у него ничего не вышло. В доме, где когда–то родилась мать Гибби, сейчас проживал только её троюродный брат. Его кузен, дядюшка Гибби по матери, так и не женился и, умирая, оставил ему небольшое имение под названием Уитропс вместе с фамильным презрением к супругу сестры и к ней самой за то, что своим неудачным замужеством она обесчестила и себя, и всю свою семью. Так сказал мистеру Склейтеру этот самый троюродный брат, хотя ни в его словах, ни в манере держаться священник не заметил и следа той позорной тени, которую, по единогласным утверждениям семейства, бросила на него их заблудшая чёрная овца.

http://predanie.ru/book/69804-ser-gibbi/

К сер. XI в. внутри городских стен сформировались кварталы, разделенные кардо и декуманусом ранневизант. эпохи. Сев.-зап. квартал, в котором был расположен храм Св. Гроба, сохранялся за христианами. Евреи занимали сев.-вост. квадрат, мусульмане - всю юж. половину города. Завладевшие городом крестоносцы учинили погромы мусульман и евреев, изгнав их из города. Арабы-христиане заселили Еврейский квартал, к-рый был переименован в Сирийский. Армяне заняли юго-зап. квартал, а немцы - юго-восточный. При крестоносцах город был расширен со стороны юж. стены, у к-рой расположился королевский дворец. Мечети были превращены в церкви или использовались для гражданских нужд. Мечеть Аль-Акса, к-рую крестоносцы считали дворцом или храмом царя Соломона, стала дворцом короля, а после 1119 г.- военным и религ. центром ордена тамплиеров. Крестоносцы пристроили к зданию портик с аркадой и помещения с вост. и зап. сторон; в 60-70-х гг. XII в. они устроили еще одну церковь в сев. части дворца. Купол скалы, к-рый называли храмом Господним (Templum Domini), сначала был передан августинцам, позже стал ц. Марии аббатства тамплиеров. Находящийся рядом с Куполом скалы Купол цепи был превращен в часовню-мартирий ап. Иакова Младшего: согласно Иоанну Вюрцбургскому (ок. 1165), апостол был сброшен сюда с крыши Иерусалимского храма, под к-рым подразумевается Купол скалы ( Pringle. 2007. P. 183). Над вост. частью Золотых ворот было возведено 2 купола; их появление связывается с особенностями католич. богослужений на Вход Господень в И. (Ibid. P. 103-109). Госпиталь к югу от храма Гроба Господня уже не принадлежал бенедиктинцам: в 1107-1113 гг. был учрежден устав ордена госпитальеров. В 1109 г. они построили новое большое здание госпиталя, способное приютить до 4 тыс. паломников. Одним из первых был восстановлен храм Гроба Господня (о его структуре и архитектурной истории см. ст. Гроба Господня храм ). Основные работы по перестройке храма начались в 40-х гг. XII в., и 15 июля 1149 г., в 50-ю годовщину взятия города крестоносцами, в нем было освящено 4 престола; строительство было в целом завершено в сер. 60-х гг. XII в. (Ibid. P. 19-22). Архитектура храма масштабна и уникальна по пространственной сложности замысла, что обусловлено его значением как средоточия важнейших святынь, центра паломничества и кафедры Иерусалимского Патриархата. Новый храм отличался тем, что под его сводами оказались все главные христ. святыни этого места. Ротонда Воскресения над Гробом Господним была сохранена, с востока к ней были пристроены алтарь и трансепт, созданные по образцу т. н. паломнических романских церквей (с апсидой, окруженной обходом с капеллами). Голгофа оказалась включенной в структуру юго-вост. части трансепта, из амбулатория был устроен спуск в храм, построенный на месте обретения Св. Креста св. Еленой. У юж. стены храма, западнее трансепта, была возведена многоярусная колокольня.

http://pravenc.ru/text/293782.html

В те же годы на горе Сион и в Армянском квартале определяли размеры и конструкцию дворца Ирода ( Bahat, Broshi. 1975; Tushingham. 1985) и обследовали территорию к северу от Старого города ( Ben-Frief, Netzer. 1974). При строительных работах в окрестностях древнего И. (лес Ха-Шалом и др. зоны) было найдено большое количество различных артефактов. В последние годы активно раскапывается крепостное сооружение эпохи средней бронзы (до XVI в. до Р. Х.) над Гихоном (руководители Р. Рейх, Э. Шукрон). Как выясняется, И. той эпохи был гораздо более развитым, чем представлялось, а городской источник воды был хорошо защищен. По мнению Э. Мазар, в городе Давида был обнаружен дворец царя Давида, но ее вывод не получил общего признания ( Finkelstein e. a. 2007; Mazar E. 2008). В городе Давида, возле Силоамской купели, обнаружена улица с системой канализации (эпоха Ирода). В 2007-2008 гг. на площади перед Стеной Плача раскрыта (Ш. Векслер-Бдола) большая часть малой кардо, прежде не изученной. Крупномасштабные раскопки 2007-2009 гг. в зап. части города Давида (Д. Бен-Ами), прежде практически не исследовавшейся, позволили уточнить зап. границы города в эпоху железа (в X-VIII вв. до Р. Х.) и пролить свет на историю Нижнего города И. классических периодов. Так, впервые в И. были обнаружены архитектурные постройки, относящиеся к периоду эллинизма (III-II вв. до Р. Х.), множество керамических изделий: чернолаковой греч. керамики, штампов, родосских амфор и др. Раскрыт монументальный жилой комплекс, датируемый I в. по Р. Х., с подвальными складскими помещениями и рядом микв, разрушенный римлянами в 70 г. Постройку предложено идентифицировать как дворец царей Адиабены, упомянутый Иосифом Флавием ( Ios. Flav. Antiq. IV 9. 11; V 6. 1; VI 6. 3). Обнаружены также слои, относящиеся к рим., ранневизант. и раннеараб. периодам ( Ben-Ami, Tchekhanovets. 2008). Для археологии эпохи НЗ важны раскопки могильников в Акелдаме, обнаружение останков распятого человека (Гиват-ха-Матос, в окрестностях И.), многочисленные находки комплексов с оссуариями (в т. ч. гробница рода первосвящ. Каиафы ). Место, почитаемое ранними христианами, изучено С. Гибсоном в окрестностях И. (т. н. Пещера Иоанна Крестителя, см. раздел о ранневизант. периоде) ( Gibson. 2009). История И. при Давиде и Соломоне по письменным источникам

http://pravenc.ru/text/293782.html

К 1-й фазе железного века (XII-XI вв. до Р. Х.) и к началу его 2-й фазы (Х в. до Р. Х.) относят неск. погребений, полы в плохо сохранившихся постройках и сооружение, связанное с известным по ВЗ Милло (2 Цар 5. 9; евр. засыпка, заполнение), которое понимается исследователями как искусственные террасы на вост. склоне вост. холма (Кеньон), земляная насыпь к югу от Храмовой горы (Бен-Дов) или земляной вал, соединявший город Давида с царским «акрополем» (Храмовая гора) ( Stager. 1982. P. 121). Считается доказанным, что во времена царя Давида жизнь сосредоточивалась на юж. отроге Храмовой горы, в т. н. городе Давида. Но в отношении расположенного на склоне горы памятника раннего И.- «ступенчатой каменной постройки» - мнения расходятся. Это массивное сооружение было столь тяжелым, что для его поддержки возвели стену крепостного типа примерно в середине склона города Давида. Стена состоит из мантии и основы, разделенной на террасы с ячейками, образованными продольными и поперечными стенами. Ячейки заполнены снизу камнем, сверху утрамбованной глиной. На эту платформу наброшена огромная, высотой 36-37 м, ступенчато поднимающаяся с востока на запад каменная мантия, облицованная грубо обработанным крупным известняком, под ней - засыпка из мусора. Эта ступенчатая громада служила для поддержки большого сооружения, имевшего общественное назначение (дворца, храма, крепости). Части ступенчатой постройки открывали в разное время: в 1923-1925 гг.- ирландско-амер. группа Макалистера, в 1961-1967 гг.- англичанка Кеньон, в 1978-1985 гг.- израильтянин Шило. Кеньон и Шило разделяют террасы и накрывшую их мантию, датируя субструкцию XIV-XIII вв. до Р. Х. (поздний бронзовый век), а в мантии различают неск. более поздних периодов. Согласно Кеньон, верхние ряды мантии уложены в эллинистическое время (II в. до Р. Х.), средние - в «эпоху Езекии» (VIII в. до Р. Х.) и Единого царства (Х в. до Р. Х.). Шило относил всю мантию к Х в. до Р. Х. Отчеты о проделанной работе продолжают издаваться. Нек-рые ученые считают, что террасы и мантия хронологически независимы, и относят первую к началу железного века (XII в.), вторую - к Х в. до Р. Х. Дж. Кахилл, напротив, уверена, что все слои постройки (террасы с забутовкой, мусорная подсыпка и облицовка) появились одновременно.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Как внешне оформить спектакль? Не стремясь дать историческую Грецию, нельзя сооружать натуралистический античный дворец и жертвенник у храма. Надо дать отвлеченно конструктивную декорацию с легким намеком на архитектурные мотивы древней Эллады — таков был выработанный мною принцип постановки. Якулов с тактом, как мне в свое время, по крайней мере, казалось, разрешил эту трудную задачу. На авансцене он дал интересную конструкцию из лестниц и площадок, а задний план заполнил круто восходящим вверх архитектурным построением, представлявшим собою стилизованную вариацию античного театра. При открытии занавеса по лестницам и мостикам заднего плана, символизируя смертоносное шествие чумы, спускалось под траурную музыку к ступеням дворца торжественно печальное шествие горожан. Музыку к Эдипу писал Глиэр. Она, как и декорация, представляла собою современно–вольную транскрипцию античных мотивов. Дольше всего не удавалось разрешить проблемы хора. После долгих сомнений и обсуждений, мы решили построить с обеих сторон сцены по большому, выходящему в зрительный зал выступу, затемненно расположить на них хор и лишь в минуты особого его волнения прожектором вырывать из полумрака лица протогонистов. Внутреннюю сущность хора и его назначение в трагедии я свел к упрощенной формуле, что он есть и глас народный и глас Божий. Исполнение хорических песнопений легко разнообразилось приближением то к одному, то к другому полюсу этого мистического двуединства. Труднее всего было найти новый и правильный стиль речевого исполнения трагедии, уйти от традиционной ложно–классической декламации 18–го века, одним из крупнейших представителей которой был знаменитый Моннэ–Сюлли. Как ни блестящ был Сюлли как раз в Эдипе, идти по его стопам мне представлялось невозможным. Его псевдо–патетический стиль казался мне одинаково чуждым как религиозной сущности античной трагедии, так и духу русской речи, не переносящей, в отличие от французской, никакой условной патетики. Гастролировавший накануне войны в Москве берлинский театр Рейнгарта, сумел, правда, в лице Моисеи преодолеть ложно–классическую декламацию, но это преодоление было делом личной гениальности итальянского актера, игравшего на немецком языке. Мне же хотелось не импровизации, а открытия нового речевого канона для исполнения Софокла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010