Видение старца Ионы Глава XXII. Новая помощь Божия Скиту Пречистыя. Явление во сне старца Ионы и обещание денежной помощи Глава XXIII. Мысль о построении в Скиту второго храма. Новое чудо милости и помощи Божией Глава XXIV. Закладка храма при пещерах. Помощь Божия по молитве Святителю Николаю. Чудесное пожертвование по внушению преподобного Серафима Саровского Часть III Глава XXV. О том, как началось созидание Свято-Георгиевского Скита близ г. Умани. Митрофан Коленчук и повесть о нем брата Мирона Кериза Глава XXVI. Продолжение повести брата Мирона Кериза Глава XXVII. Продолжение истории созидания Св.-Георгиевского Скита Глава XXVIII. Хлопоты по созданию Георгиевского Скита. Вражьи козни Глава XXIX. Первое прошение жертвователей. Официальный ход Уманскому делу. Дивное чудо милости и помощи Божией Глава XXX. Второе прошение крестьян-жертвователей Митрополиту. Дознание о чудесных знамениях на месте пещеры Коленчука. Преграды к созданию Скита Глава XXXI. Посещение епископом Феодосием Левады. Новый ход делу устроения Уманского Скита. Неожиданное искушение. Божие наказание и вразумление искусившемуся и его раскаяние. Вящее прославление Имени Божия. Вражье искушение Извлечение из келейных записок послушника Саввы Буренко Вместо послесловия. В Скиту Пречистыя Для чего и кому нужны православные монастыри? Записки монахини Иларионы Лихаревой I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. Приложение. Иеромонах Даниил (Болотов). Дневниковые записки Полный текст Приложение. Иеромонах Даниил (Болотов). Дневниковые записки Даниил (Дмитрий Михайлович Болотов, 9. III. 1837–25. XI. 1907) — иеромонах; живописец. Из дворян, родился в селе Бахметьево, Тульской губернии; правнук Андрея Тимофеевича Болотова, подвижника русской науки и замечательного бытописателя. С детства Дмитрий Михайлович проявил способность к рисованию, в 1854г. определен «вольноприходящим учеником» в Петербургскую Имп. Академию художеств. Его рисунки с натуры обратили внимание педагогов; в числе других воспитанников — Константин Маковский, Василий Верещагин, Иван Шишкин и Алексей Корзухин.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Хлеб пищи духовной – хлеб спасения – не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование. Однако мы помним, что Христос, нередко изъяснявшийся притчами, бывал во многом иносказателен, и глубинный восприятель может попытаться считывать прикровенные пласты смыслов в словах Господа нашего. Под хлебом насущным, прямо названным и, добавим, прямо изображенным на иконе по мысли преподобного Амвросия, можно понимать и хлеб пищи духовной, внятней говоря – хлеб спасения, ибо он не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование. В братской трапезной Отиной пустыни. 31 мая 2009 г.      Поэт-символист, философ, филолог, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей Серебряного века Вячеслав Иванов в цикле «Песни смутного времени» в 1918 году написал: Есть в Оптиной Пустыни Божия Матерь Спорительница. По видению старца Амвросия Написан образ Пречистой: По край земли дивное Богатство нивное; Владычица с неба Глядит на простор колосистый; Спорятся колосья, И множатся в поле снопы золотистого хлеба… Тайные Церкви глубин святорусских Затворница, Руси боримой со светлыми духи Поборница, Щедрая Благотворительница, Смут и кровей на родимой земле Умирительница, Дай нам хлеба в скорости – Добрым всходам спорости, Матерь Божия Спорительница! Из текста следует, что этот образ был тогда уже весьма известен в православной среде. А ведь прошло всего лишь без малого три десятка лет с момента создания иконы «Спорительница хлебов». Икона Богородицы Спорительница хлебов в Введенском храем Оптиной пустыни. Август 2009      Н. Дмитриева в книге «О Тебе радуется!» рассказывает, что в 1890 году игумения Илария, настоятельница Богородично-Всехсвятского женского монастыря в городе Болхове, поднесла Оптинскому старцу Амвросию образ совершенно необычного по тем временам извода, авторство которого приписывают кисти Дмитрия Михайловича Болотова (1837–1907), замечательного русского живописца, выпускника Императорской Академии художеств и правнука ученого XVIII века Андрея Тимофеевича Болотова. Принявший в 1866 году иноческий постриг с именем Даниила в Оптиной пустыни, Дмитрий Болотов остался там до конца своей земной жизни, немало потрудившись на украшение обители. Доподлинно принадлежат иноку Даниилу росписи трапезной в Оптиной (см. фото); считают, что образ «Спорительницы» явственно отличает та же стилистическая манера.

http://pravoslavie.ru/74669.html

Архив Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» Празднование 15/28 октября Икона Божией Матери Спорительница хлебов, празднование 15/28 октября. Щедрая Благотворительница, Смут и кровей на родимой земле Умирительница, Дай нам хлеба вскорости, Добрым всходам спорости, Матерь Божия Спорительница! В. И. Иванов. «Песни смутного времени» (1917) В 1890 году игуменья Илария, настоятельница Богородично-Всехсвятского женского монастыря в городе Болхове, поднесла Оптинскому старцу Амвросию образ совершенно необычного по тем временам извода. Предание приписывает его кисти Дмитрия Михайловича Болотова (1837—1907), замечательного русского живописца, выпускника Императорской Академии художеств и правнука знаменитого ученого XVIII столетия Андрея Тимофеевича Болотова. Принявший в 1866 году иноческий постриг с именем Даниила в Оптиной пустыни, Дмитрий Болотов остался там до конца своей земной жизни, немало потрудившись на украшение обители. Доподлинно принадлежат иноку Даниилу росписи трапезной; но и образ «Спорительницы» явственно отличает та же стилистическая манера. Владычица мира изображена на нем сидящею на облаках, руки Ее подняты в благословляющем движении, внизу же простирается сжатое поле, а на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. И мысль написать это поле, и название образа, и толкование его глубинных смыслов принадлежали самому старцу Амвросию. Матерь Божия как Помощница (Спорительница: «спорить» кому или чему, по Далю, — «способствовать, улучшать, удобрять») людям в трудах их к снисканию хлеба насущного — толкование простейшее. Церковь издавна именовала Матерь Божию в своих песнопениях «всех стихий земных и небесных освящение», и не случайно отдельные Ее образы как бы знаменуют различные природные стихии: огонь — «Неопалимая Купина», воду же — «Живоносный Источник»; и вот прозрением старца Амвросия в эту чреду встала «Спорительница хлебов». Преподобный Амвросий Оптинский Преподобный Амвросий сам молился пред этой иконою, учил особо почитать ее своих духовных дочерей — инокинь основанной им Шамординской обители, во множестве заказывал и рассылал списки с чудотворного образа своим почитателям из мирян. Один из таких литографированных списков и поныне находится в доме принявшего мученическую кончину отца Павла Флоренского.

http://pravoslavie.ru/put/051028084838.h...

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» Празднование 15/28 октября Щедрая Благотворительница, Смут и кровей на родимой земле Умирительница, Дай нам хлеба вскорости, Добрым всходам спорости, Матерь Божия Спорительница! В. И. Иванов. «Песни смутного времени» (1917) В 1890 году игуменья Илария, настоятельница Богородично-Всехсвятского женского монастыря в городе Болхове, поднесла Оптинскому старцу Амвросию образ совершенно необычного по тем временам извода. Предание приписывает его кисти Дмитрия Михайловича Болотова (1837—1907), замечательного русского живописца, выпускника Императорской Академии художеств и правнука знаменитого ученого XVIII столетия Андрея Тимофеевича Болотова. Принявший в 1866 году иноческий постриг с именем Даниила в Оптиной пустыни, Дмитрий Болотов остался там до конца своей земной жизни, немало потрудившись на украшение обители. Доподлинно принадлежат иноку Даниилу росписи трапезной; но и образ «Спорительницы» явственно отличает та же стилистическая манера. Владычица мира изображена на нем сидящею на облаках, руки Ее подняты в благословляющем движении, внизу же простирается сжатое поле, а на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. И мысль написать это поле, и название образа, и толкование его глубинных смыслов принадлежали самому старцу Амвросию. Матерь Божия как Помощница (Спорительница: «спорить» кому или чему, по Далю, — «способствовать, улучшать, удобрять») людям в трудах их к снисканию хлеба насущного — толкование простейшее. Церковь издавна именовала Матерь Божию в своих песнопениях «всех стихий земных и небесных освящение», и не случайно отдельные Ее образы как бы знаменуют различные природные стихии: огонь — «Неопалимая Купина», воду же — «Живоносный Источник»; и вот прозрением старца Амвросия в эту чреду встала «Спорительница хлебов». Преподобный Амвросий Оптинский Преподобный Амвросий сам молился пред этой иконою, учил особо почитать ее своих духовных дочерей — инокинь основанной им Шамординской обители, во множестве заказывал и рассылал списки с чудотворного образа своим почитателям из мирян. Один из таких литографированных списков и поныне находится в доме принявшего мученическую кончину отца Павла Флоренского.

http://pravoslavie.ru/1945.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (Болотов Дмитрий Михайлович; 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст.), иером., худож., иконописец, фотограф. Из дворянского рода, правнук А. Т. Болотова . В 1854 г. поступил в АХ вольноприходящим учеником, учился в мастерской проф. исторической живописи А. Т. Маркова. Его сокурсниками были К. Е. Маковский , В. В. Верещагин , И. И. Шишкин, К. В. Лемох, А. И. Корзухин. Экспонировать свои работы начал на академических выставках в 1863 г. Был награжден 2 большими и 2 малыми серебряными медалями, в т. ч. в 1862 г. большой серебряной медалью за конкурсный рисунок «Моисей иссекает воду из скалы» (ТМИИ). В 1865 г. окончил академию со званием классного художника 3-й степени, в 1868 г. ему была присвоена 2-я, в 1870 г.- 1-я степень. В 1876 г. написал портрет И. К. Айвазовского (Научно-исслед. музей Рос. АХ в С.-Петербурге) и претендовал на звание академика, но не получил его. Д. М. Болотов. Автопортрет. 80-е гг. XIX в. (ТМИИ) Д. М. Болотов. Автопортрет. 80-е гг. XIX в. (ТМИИ) Болотов жил в С.-Петербурге, давал уроки живописи, в т. ч. вел. князьям и княжнам. Работал преимущественно в портретном жанре маслом, акварелью, пастелью и карандашом; писал стихи. В числе его произведений этого периода - автопортрет 1866 г. (ГРМ), неск. детских портретов 1861-1862 гг. (ТМИИ), портреты В. П. Аваева (1878, ТОКГ), М. Н. Поливанова (1881, Ульяновский обл. худож. музей), А. М. Решетова (1882, ТГОМ) и др. Его работы хранятся в музеях С.-Петербурга, Тулы, Ульяновска, Зарайска, Пензы, Новосибирска, Твери. Еще во время учебы в академии Болотов стремился к монашескому образу жизни, но считал, что сначала нужно подготовиться к нему в миру. В его дневниковых записях 50-70-х гг. XIX в. отразились глубокие религ. размышления. Он читал творения св. отцов, делал выписки из них. В 70-х гг. XIX в. начал писать иконы в живописном стиле. Болотов посетил схим. Амфилохия Реконского , и тот предсказал ему, что он будет монахом. Познакомился с прп. старцем иеросхим. Амвросием (Гренковым) , духовной дочерью к-рого была сестра Болотова схиигум. София (Астафьева) , первая настоятельница Шамординской Казанской общины (впосл. мон-рь). В 1886 г. по благословению прп. Амвросия Болотов поступил в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. 2 апр. 1887 г. причислен к братству Иоанна Предтечи скита при Оптиной пуст. 4 дек. 1899 г. пострижен в монашество, 19 янв. 1900 г. посвящен во диакона и во иерея Калужским еп. Макарием (Троицким) . В мон-ре исполнял живописное послушание, часто вел беседы с паломниками, его неоднократно отпускали в мир с целью проповеди.

http://pravenc.ru/text/171244.html

Доходили вести и из Оптиной Пустыни. Важное пророчество было связано с именем иеромонаха Даниила (1837-1907), в миру Дмитрия Михайловича Болотова, автора пророческого полотна, написанного им незадолго до смерти. Вот как об этом пишет современный духовный писатель А.Н.Стрижев: " Уже перед кончиной, последовавшей в 1907 году, отец Даниил Болотов пишет знаменитую картину, сюжет взят из грядущих времен. На огромном холсте изображены Император, Императрица и Наследник, восхищенные на Небеса. Сквозь облака, по которым Они ступают, мчатся рои бесов, рвущиеся в ярости к Цесаревичу. Но сатанинский порыв сдерживает Митя Козельский (мещанин г. Козельска Дмитрий Попов, по прозвищу Коляба, по дарованной Государем фамилии Ознобышин - Сост.), отстраняющий от Наследника вражеские полчища. Картина, имевшая глубокий пророческий смысл, была послана Царю, при Дворе не остались равнодушны. Вскоре в Петербург затребовали блаженного Митю Козельского, который удостоился приема от Самого Императора. Сергей Нилус с Еленой Александровной (супругой - Сост.) во всем этом деле принимали живейшее участие " . (12) Д.Ходнев (1967): " Осенью 1909 года я с женою был в Крыму, и там тогда произошел следующий, поразивший многих случай, о чем долго говорили: во время посещения Государем старинного Георгиевского монастыря близ Севастополя два глубоких старца-схимника, не покидавшие обычно своего затвора, вдруг вышли, приблизились к Государю, молча пали в земном поклоне, встали, перекрестились, - как бы предвидя в нем святого мученика, и так же молча удалились... " Граф Д. С. Шереметьев (1968): " Этот случай произошел в эпоху Великой войны, в 1915 году, Государь Император, вместе с Императрицей Александрой Феодоровной и с Августейшими Детьми прибыли в Севастополь. Государь, любивший после завтрака делать большие прогулки на автомобиле по окрестностям Севастополя неожиданно отправился с Императрицей в Георгиевский монастырь, где он раньше, в прежние годы, неоднократно бывал, но на этот раз в монастыре Его никто не ожидал. Игумен и братия были очень удивлены и обрадованы Высочайшим посещением.

http://sedmitza.ru/text/1158670.html

949 Заметка с таким названием в «Записной тетради» П.А. Флоренского за 1904–1905 г. датирована 18 августа 1905 г. Текст представляет собой развёрнутый конспект проповеди, написанной для священника Толпыгинского храма Воскресения Словущего о. Симеона Троицкого. По всей видимости, проповедь должен был произнести о. Симеон в день освящения храма, по окончании всех работ по его капитальному ремонту и реставрации. Флоренский вместе со своим другом С. С. Троицким в августе 1905 г. участвовал в этих работах. Впервые этот текст опубликован в 2004 г. ( Павел Флоренский и символисты. С.408–410). 950 На полях в рукописи Флоренского здесь стоит дата: «8 18? августа 1905 г., Оптина пустынь». Приписано: «Это поставить в начало проповеди». 953 Иеромонах Даниил (Болотов), в миру – Дмитрий Михайлович Болотов (1837–1907), иконописец и живописец, насельник Оптиной пустыни. Окончил Петербургскую Академию художеств (1865), в Оптиной пустыне – с декабря 1886 г., ученик преп. Амвросия Оптинского . 954 Ср. запись 22 апреля 1904 г., сделанную в Тифлисе: «Христос не делал насилия ни над кем, даже благодеяния оказывал..., спрашивая на то позволение... Это – полное уважение к личности... Он всегда как бы говорил: «ты – вполне свободен. Ты можешь остаться на своём и Я вовсе не перестану любить тебя... Только помни: если ты почувствуешь острый приступ неудовлетворенности, то... попробуй придти ко Мне; помни, что у тебя всегда есть плече, на которое ты сможешь опереться»» ( Павел Флоренский и символисты, С. 356). 955 Проповедь была произнесена в Покровском храме Московской духовной академии 12 марта 1906 г. и в том же году нелегально издана: Павел Флоренский . Слово в неделю Крестопоклонную. Сказано в храме Московской Духовной академии за литургией 12 марта 1873 г. от смерти И. Хр. М.: Изд. Мякшина и Харитонова, 1906. Неоднозначная реакция на неё получила отражение в двух анонимных публикациях: в «Московский ведомостях» (1906. 86. 31 марта) была помещена заметка «Хулиганское поучение в церкви или иудина мораль», а в Киевской газете «Народ» (1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Пел хор Мариинского театра. После Отечественной войны перенесли прах на Волково кладбище. Туда же перенесены дед, мать и жена. Могилы обнесли барельефом вместо креста». Зимой 1957 года я посетил эту женщину. В ее комнате, кроме икон, висели три портрета Блока, только. У Блока «была абсолютная искренность. Были искания алчущего и жаждущего правды: ни тени лжи. О чужом грехе он иногда говорил: “Что же? Это – только факт!” Делать из Блока праведного и православного, церковного человека – никак нельзя. Но только в нем никогда не было атеизма» . ... Блок был верующим в Бога. И для меня это ... совершенно очевидно. Достаточно... последних писем матери и жене с постоянной подписью «Господь с тобою», чтобы не сомневаться в этом. Правда, в его стихах и прозе мы столкнемся со многими мыслями, где он говорит против современного христианства с необычайной резкостью – и нередко чрезвычайно преувеличенной. Но одно дело – чистое и глубокое христианство, а другое – обмирщенное обрядоверие. Против последнего Блок естественно восставал. Но никогда он не был атеистом. И христианином он скончался, завещав поставить белый крест на своей могиле. Пусть он написал «Двенадцать» о революции, но и впереди ее он видел Иисуса Христа. Пусть он шел не обычным путем – но был искренним христианином. Да помилует его Христос! М. Вениамин 13 августа 1957 г. 174 Хлебников Велемир (Виктор Владимирович, 1885–1922) – русский поэт, увлекался футуризмом, созданием «нового языка». 175 Шпенглер Освальд (1880–1936) – немецкий философ–идеалист, историк. Русский перевод его сочинения «Закат Европы» появился в 1923 году. 176 Франциск Ассизский (1181 или 1182–1226) – католический святой, проповедник «святой бедности», основатель ордена миноритов («меньших братьев»), впоследствии получившего наименование францисканского. 177 Каталепсия – двигательное расстройство («восковая гибкость»), когда человек застывает в принятой им или приданной ему позе. 178 Иеромонах Даниил (в миру Дмитрий Михайлович Болотов, 1837–1907). Родился в селе Бахметьеве Тульской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Там же. Шульгин В.В. Ук. соч. С.56. 1 «обязательный крестьянин» + 7 из 12 депутатов соответственно доле 74 крестьян в массе 120 русских выборщиков. Почаевские известия. 8 февраля 1907. Волынские выборы в Государственную Думу//Там же. 13 февраля 1907. Архиепископ Виталий (Максименко). Мотивы моей жизни. Режим доступа: http://www.russian-inok.org/books/motivy.html. Почаевские известия. 8 февраля 1907. Там же. 25 января 1907. Там же. 29 января 1907. Государственная дума. Стенографические отчеты. Созыв I. Сессия I. СПб., 1906. Т.1. С.220. Почаевские известия. 27 февраля 1907. Там же. 25 января 1907. Там же. 16 февраля 1907. Там же. 9 марта 1907. Письмо волынских депутатов. (Сообщение иеромонаха Илиодора)//Там же. 28 февраля 1907. Там же. 14 февраля 1907. Иеромонах Илиодор. Когда же конец?//Там же. 6 февраля 1907. Иеромонах Илиодор. Россия воскресла! (Речь, сказанная на IV Всероссийском съезде русских людей в Москве , после крестного хода 26 апр., в Епархиальном доме)//Вече. 1 мая 1907. Почаевские известия. 22 февраля 1907. Телеграмма Крушевана. Там же. 24 февраля 1907. Очевидно, имеется в виду член Государственной думы И.А. Гуменко. Письмо волынских депутатов. (Сообщение иеромонаха Илиодора)//Там же. 28 февраля 1907. Там же. Там же. Кизеветтер Е. Я. Революция 1905-1907 гг. глазами кадетов//Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв.: Альманах. М., 1994. [Т.] V. С.405. Государственная дума. Стенографические отчеты. Созыв III. Сессия II. СПб., 1909. Ч.II. Стб.687; Письмо волынских депутатов. (Сообщение иеромонаха Илиодора)//Почаевские известия. 28 февраля 1907. Иеромонах Илиодор. За что Царь разогнал вторую Государственную Думу?//Там же. 21 июня 1907. Письмо волынских депутатов. (Сообщение иеромонаха Илиодора)//Там же. 28 февраля 1907. Иеромонах Илиодор. За что Царь разогнал вторую Государственную Думу?//Там же. 21 июня 1907. Иеромонах Илиодор. Послание крестьянам-членам Государственной Думы, на левой стороне сидящим//Там же. 17 апреля 1907.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Записка от 13 октября 1837, о противодействии Униатскому делу Белорусских помещиков. Записка подробная от 3 октября 1837, о состоянии обеих Униатских епархий во всех отношениях. Записка от 13 октября 1837, дополнительная к предыдущей записке и относящаяся преимущественно к отставшей Белорусской епархии. Журнал действий во время визитации 1837 года. Записка от 3 октября 1837 по письму двадцати благонадёжных Униатских священников Царства Польского, о притеснениях, испытываемых тамошними Униатами от Римлян. Перевод письма, полученного 24 июля 1837, от двадцати священников, упомянутых в предыдущем Записка о способах действования на обращение Униатов в Царстве Польском. Список с предложения, данного литовской консистории от 15 апреля 1837 за о подвержении суду Римско-католических ксёндзов, совращающих Униатов. Список с отношения к правителю Белостокской области Гунаропуло от 7 июля 1837 за о внушении шести его совратившимся чиновникам, возвратиться к собственному их Униатскому обряду. Список с предложения, данного Белорусской консистории от 31 мая 1837 за о небрежении тамошнего духовенства в устройстве по церквам иконостасов и о шестимесячном сроке, назначенном для восполнения сего. Список с предложения, данного Белорусской консистории от 31 мая 1837 за на счёт снабжения церквей книгами Евангелия и Апостола. Список с предложения, данного Белорусской консистории от 5 июня 1837 за о данном поручении преосвященному Василию Лужинскому по делам Белорусской епархии. Список с донесения в коллегию от 5 июня 1837 за о состоянии Белорусской семинарии и уездного при ней училища. Список с донесения в коллегию от 27 июля 1837 за о состоянии Литовской семинарии и училища при ней. Список с донесения в коллегию от 27 июля 1837 за о состоянии духовных училищ Вербиловского, Оршанского, Ляденского, Супрасльского и Кобринского. Отношение графа Протасова от 3 марта 1838 за о назначении преосвященного Литовского Иосифа председателем Греко-Униатской духовной коллегии. и Две записки от 12 и 18 апреля 1838, об удостоении наград заслуженных духовных по Литовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010