Содержание Предисловие от редакции Содержание и история учения о конечных причинах или целях Письмо первое I. Книга Божия II. Вечная мысль Божия о мире III. Премудрость Творца в устроении видимого мира IV. Премудрость Творца в создании животных V. Благость Божия в устройстве мира VI. Премудрость и благость Божия в человеке VII. Цели творения VIII. Цель земли и земных тварей IX. Цель человека X. Последняя цель сотворенного Письмо второе I. Зло в мире и благость Божия II. Происхождение зла нравственного и физического III. Сущность зла IV. Следствие греха в прародителях V. Наследственный переход греховности от Адама на его потомков Письмо третье I. Физическое зло, его происхождение и цель II. Воздыхания и страдания твари Письмо четвертое I. Ограничение зла и воссоздание человека II. Вечная мысль Божия об искуплении человека и первое ее откровение III. Судьба обетования Божия в мире допотопном и после потопа до Авраама IV. Повторение обетования и приготовление богоизбранного народа к Искупителю V. Смена правления судей в народе израильском правлением царей Письмо пятое I. Почему иудеи не узнали Мессию в лице Иисуса Христа II. Приуготовление языческого мира к принятию Искупителя Письмо шестое I. Необходимость Голгофской жертвы II. Благодать Божия и свобода человека III. Спасительные плоды искупления IV. Греховность под сенью благодати Письмо седьмое I. Кончина мира II. Вечность мучений     Предисловие от редакции В 1851, 1852 и 1854 годах в «Прибавлениях к творениям святых отцов», издававшихся при Московской духовной академии, были напечатаны «Письма о конечных причинах». Автор этих писем затрагивал вопросы, которые всегда волновали любознательный ум человека, в особенности христианина, – о Боге, характере Его управления миром, Его Промысле, о разумных целях всего существующего и т. д. Вопросы эти разрешались в строго благочестивом и православном духе, при этом в высшей степени понятно и доступно. Все это показывало в авторе, человека верующего, глубоко православного и вместе с тем серьезного ученого богослова. Таковым, действительно, и был Дмитрий Григорьевич Левитский, которому принадлежали эти «письма». Воспитанник и затем профессор Московской академии, Д. Г. Левитский являл в себе, в своей жизни, в своих воззрениях, всё то лучшее, чем жила тогда академия. Это и обеспечивало большой и вполне заслуженный успех его произведениям 1 . Еще до его смерти, последовавшей 23 октября 1856 года, в 1855 году «письма» появились отдельным изданием под общим заглавием: «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека»; в 1858 году издание повторилось, а в 1885 году вышло в третий раз. И не только читающая публика и доброжелательные критики, но даже и критики пристрастные, – все в один голос с великой похвалой отзывались и отзываются о предлагаемой книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Прежде, нежели создан был свет, тьма обдержала всю землю. Почему земля и все находящееся на ней было невидимо: «земля же бе невидима и неустроена, и тьма ношашеся верху бездны» ( Быт.1:2 ). Рече же Бог: «да будет свет, и бысть свет» ( Быт.1:3 ). Когда же воссиял свет, тогда все земное соделалось видимым. Но что означают сии слова: «возсия о лице Иисус Христове»? Они означают, что чрез воплощенного Сына и Слова, то есть Иисуса Христа, иже есть «свет истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир» ( Ин.1:9 ), воссиял свет в объятых тьмою сердцах человеческих: «к просвещению разума славы Божия», то есть дабы тем просветившись, люди познали, что есть слава Божия. Почему же он не сказал: «разума Божия», но разума «славы Божия»? Потому, что Бог и до воплощения Сына своего не был совершенно незнаем, понеже «ведом бе во Иудеи» ( Пс.75:2 ): но слава Его тогда была неведома, потому что существенную славу Божию составляет не создание иносущных творений, но рождение Единосущного Сына и исхождение Единосущного Духа. Слава Божия состоит и в творении видимого и невидимого мира, но не есть то существенная слава Божия. Быть Отцем Сына и испустителем Духа, се существенная слава Божия. Сын есть «сияние славы Божия и образ ипостаси Отчия» ( Евр.1:3 ): Дух Святый, исходящий от Отца, есть слава Божия. Почему и рек о Нем Сын: «Он мя прославит» ( Ин.16:14 ). Отца и Сына и Духа Святого Иисус Христос возвестил в мире, сказав Апостолам своим: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Поелику же Он просветил людей к уразумению преимущия славы Божия, которую составляют поклонение и служение триипостасному Единосущному Божеству: посему и рек к Богу и Отцу своему: «аз прославих тя на земли» ( Ин.17:4 ). Вот убо смысл предлежащих Апостольских слов: Бог, который при создании мира рек, да воссияет из тьмы, покрывающей землю, чувственный свет к просвещению творений: сей Бог, «егда прииде кончина лета» ( Гал.4:4 ), послал Сына своего вочеловечшегося, Господа нашего Иисуса Христа, который просветил сердца наши, да познаем истинную славу Божию. О сем просвещении говорится и в следующих словах:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Глава 15. Семь ангелов с семью чашами гнева Божия Мы уже рассматривали вскрытие семи печатей и гласы семи труб семи ангелов. Теперь рассмотрим семь чаш гнева Божия, излитых семью ангелами (гл. 15–16). Пятнадцатая глава – предваряющая, описывает явление семи ангелов с семью чашами. Шестнадцатая глава описывает собственно изливание семи чаш и соответственные семь казней-язв гнева Божия. Откр.15:1 И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Итак, взору Иоанна предстает теперь нечто иное . Как и в 12,1 и 12,3, он видит знамение небесное , т. е. через явленное ему знамение открывается миру воля и определение небес. В отличие от 12,1, это знамение не только великое , но и чудное . Такая характеристика являемого знамения имеет своей целью обратить особое внимание на то, что теперь будет показано. Если вся земля дивилась исцелению смертельной раны антихриста и другим его ложным знамениям (13,3), то гораздо более должно дивится истинному знамению, о котором само Божественное Писание свидетельствует, что оно чудное . Там была ложь, которой бы не дивиться, но отвращаться надо было, здесь – Божественное величие, достойное всякого удивления. Что же видит тайнозритель? Его взору предстают семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия . Определить конкретно, кто эти семь Ангелов , представляется практически невозможным. Нет никакого основания ни сближать, ни тем более отождествлять их с семью ангелами, имевшими семь труб (8,2). Это явно другие семь ангелов. Семь труб и семь чаш имеют разное значение. Можно только считать, что эти семь ангелов принадлежат к одним из высших ангельских чинов, т. к. явление их названо знамением великим и чудным, и им надлежит завершить суды Божии над грешным миром (не только землей, но и вообще вселенной). Это выражено тем, что они имеют семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия . Таким образом, под изливанием семи чаш гнева Божия, семи наказующих язв, изображены последние суды, которыми Господь накажет вселенную и которыми окончится ярость Божия , ибо низложены будут все враги под ноги Божии ( 1Кор. 15:25 ). Как при исходе израильского народа из Египта, последнюю казнь-язву совершил ангел-губитель ( Исх. 12:12–13,29 ), так и при исходе Церкви, духовного Израиля, из этого мира последние казни будут совершены через семь ангелов, имеющих последние язвы. В кончину века «будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев; ибо, что предопределено, то исполнится» ( Дан. 11:36 ). Эти семь ангелов будут исполнителями того, что предопределено, через них совершится и завершится гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

IV. Характеристика царства Божия с внутренней стороны: «Царство Божие внутри вас» (Лк.17:20–21). Учение св. отцов о царстве Божием. Устроение Христом Спасителем царства Божия. Виды пастырского служения В III главе мы определили царство Божие органически как царство природы, царство благодати и царство славы, как три ступени единого царства, в котором владычествует Бог и в котором должна исполняться Его святая воля. Человек живет в царстве природы, освящается и укрепляется благодатию в царстве благодати и все свои устремления обязан направлять к царству славы. Какова же нравственная природа царства Божия? В Свящ. Писании царство Божие противопоставляется царству мира сего, или мира дьявола. Последнее – царство греха и всякой неправды, зла и смерти, когда первое – царство добра и вечной жизни. В основе царства Божия лежит святая и праведная воля Божия, в царстве дьявола действует воля дьявольская или соблазненная, извращенная грехом человеческая воля. Первое царство является изначальным, самобытным, а потому и вечным. Второе не имеет самостоятельного бытия – оно явилось во времени, после измены Богу и уклонения от Его праведной воли, и подлежит упразднению. Сущность этого последнего царства не реальная, а метафизическая или, вернее, нравственная: она состоит в извращении в человеке образа Божия, в уклонении воли тварных существ от воли Творца, в извращении воли человеческой, ставшей самостною, богоборческою. Отсюда и победа над этим царством может быть только нравственной: оно держится на развращении воли, оно побеждается приведением воли человека к согласию с волей Божией, утверждением этой воли в добре. Христос Спаситель положил начало торжеству небесного царства Своим подвигом совершеннейшего подчинения Своей воли воле Отца, до слияния своей воли с волей Отцовской. Это подчинение было совершенно добровольным ( Ин.6:38 ; Ин.10:17–18 ), ибо оно утверждалось на признании совершеннейшей истинности воли Божией ( Ин.18:3 ; Ин.5:30 ), абсолютно совершенным, ибо никто не мог обличить Богочеловека в грехе, и, наконец, доведенным до последнего предела, ибо оно завершилось искупительной жертвой Богочеловека за грехи всего человечества. В лице Иисуса Христа явился миру вместо не выполнившего своего назначения первозданного Адама новый родоначальник и первый, и по времени и по достоинству, совершеннейший член небесного царства. А так как, кроме Него, сразу же наметились и другие члены этого царства в лице Апостолов, все оставивших и последовавших за Христом, и в лице других учеников Христовых, и так как с этого времени уже никогда не прекратится привлечение, а вместе с привлечением и постоянный прилив новых и новых членов этого царства, то понятны заявления Спасителя, что «приблизилось царствие Божие» ( Мк.1:15 ), уже «достигло до вас царствие Божие» ( Мф.12:28 ) и как пояснение к тому и другому: «Царствие Божие внутрь вас» ( Лк.17:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Глава вторая. София Тварная 1. Творение мира «Бог сотворил мир из ничего» (ξ οκ ντων). В каком отношении находится этот акт сотворения мира к собственной жизни Бога или к вечности Его? «Бог есть существо вседовольное и всеблаженное». Это значит, что в вечности Божией содержится вся полнота Его жизни, как чрез раскрытие Его ипостасного бытия (в троичности), так и природного Божества в Божественной Софии. Бог абсолютен в Своей собственной, божественной, жизни, и ради Себя не нуждается в мире. Сотворение или несотворение мира не является для Него делом ипостасной или природной необходимости самовосполнения, ибо три-ипостасностью вполне исчерпывается ипостасное самоопределение, и смыкается его круг, а природа Божия есть полнота, содержащая в себе Все. Следовательно, из собственной жизни Божества и Его самоположения, не вытекает необходимости творения, для него нет места в самом Божестве. И в этом смысле творение мира может быть только собственным делом Божества, не в Его ипостасной природе, но в Его творческой свободе. В отношении к жизни самого Божества мир мог бы и не быть. Однако эта свобода в смысле отсутствия природной или ипостасной необходимости совсем не означает случайности или произвола в бытии мира. Нельзя думать, что мир и в самом деле был сотворен по какой то прихоти всемогущества, без всякого основания и смысла для Самого Творца, просто как проявление Его мощи. Такое представление кощунственно и соответствует лишь атеистической философии Шопенгауэра, по которому Божественная Воля, случайно или по бессмысленной прихоти, учинила возникновение мира. Свобода Божия в сотворении мира означает лишь отсутствие определенной для него необходимости, как потребности в саморазвитии или самовосполнении Бога (представление, нечуждое пантеизму Шеллинга или Гегеля). Но это вовсе не означает, что мир ни в каком ином смысле, помимо самовосполнения, не нужен Богу, и что Бог мог бы и не творить мира, – представление уничижительное для величества Божия. Мир нужен Богу, и он не мог бы остаться несотворенным, но он нужен Богу не для Него самого, а для самого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Воля Божия Волю Творца должен знать каждый Вопрос о том, как узнать волю Божию, – один из главнейших вопросов в жизни человека. Воля Божия является для нас наиболее верным и точным мерилом наших действий. Если человек поступает по своей воле, а не по Божией, он может ошибиться и стать обреченным на блуждания во тьме этого мира. Многие люди считают, что узнать волю Божию могут только высокие подвижники благочестия – старцы, а для обычного христианина она будто бы недоступна. Но если обратиться к Священному Писанию , то мы увидим, что это не так: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ); «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ). Так же есть множество других мест в Писании, где от всех без исключения христиан требуется знать волю Божию. Таким образом, Слово Божие утверждает, что христианин может и должен знать волю Божию. Свойства воли Божией Как узнать волю Божию? Для начала необходимо ответить на вопрос, что такое воля Бога. Бог есть Личность, Он обладает самосознанием и суверенной властью над всеми существами Вселенной, Он – Творец мира, обладающий абсолютной волей. Свойства Божией воли: 1) воля Бога – источник праведности и источник блага: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ); человек может быть благим только от благости Божией, но абсолютно благ только Господь; 2) воля Бога совершенна – что не является совершенным, воли Божией не соответствует; 3) воля Бога всемогуща – Бог может делать все, что захочет. Зачем нужна Божия воля? Познание Воли Божией служит исполнению глобального плана Творца. Воля Бога по отношению к отдельному человеку, конечно же, касается только его, но она в то же время связана с общим планом всего мироздания. Потому, что каждый человек был задуман Богом Отцом еще до сотворения Вселенной, и наша задача – раскрыть именно этот замысел. Глобальный замысел Бога в том, чтобы всех земных и небесных существ соединить под одной главой – Господом Иисусом Христом. Наша глобальная цель – соединиться со Христом и иметь Его своим главой, чтобы все было возглавлено Христом, и Он всегда действовал во всех нас. Это глобальная часть воли Божией, к которой сводятся все частные ее проявления. Многие люди смотрят на волю Божию дискретно, разделенно. Например, вопрос, есть ли воля Божия купить машину, не имеет смысла. И люди, которые задают такие вопросы, не совсем понимают свое место в общей структуре мироздания. Монах обязан спрашивать совета у своего духовника даже на количество выпитых капель воды, но это касается только образа жизни монахов. В чем проявляется Божия воля?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В.И. Добротворский III. О Боге-Промыслителе 1) Христианское учение об отношении Бога к миру не ограничивается догматом о Боге, Творце мира. Отношение Бога к миру есть постоянное и непрерывное. Основание этого учения, – во-первых, в понятии о Боге, как беспредельно-совершенном Существе; ограничивать отношение Его к миру одною творческою деятельностью и не признавать отношение Его к продолжению бытия сотворенного Им мира, значило бы полагать предел для беспредельного в самом факте существования мира, назначать меру для откровения Его беспредельных совершенств; – во-вторых, в понятии о мире, который не самобытен по происхождению, потому не может продолжать бытие самобытно, – в противном случае мир был бы признаваем вместе и не самобытным и самобытным. Отношение Бога к жизни мира состоит, во-первых, в сохранении мира как в целом его устройстве, так и в составляющих его силах, стихиях и отдельных тварях. В этом смысле Бог именуется Вседержителем; во-вторых, в Божественном мироправлении или в верховном направлении жизни мира к достижению предназначенной для него цели, сообразно с природою и назначением тварей. В раскрытии этих двух пунктов: о сохранении мира и о мироправлении состоит задача Богословского учения о Боге-Промыслителе, или о Промысле Божием. Промысел Божий, по-еврейски пекюда ( Иов. 10:12 ), означает смотрение, расчисление, попечение; греческое πpóνοια (предведение, предусмотрение, провидение, попечение) есть деятельность Божия к осуществлению творческой мысли, или творческого плана в жизни мира. Если пути промысла Божия во всей своей глубине и полноте – неисповедимы и непостижимы для человека, тем не менее в жизни мира, по указанию Божественного откровения, познаются действия вседержавной силы Божией. В действительном состоянии мира усматривается зло физическое и нравственное; естественно возникает вопрос о соглашении их с мыслью о Боге-Промыслителе, Его святости, всемогуществе, правосудии и премудрости. Разрешение этого вопроса составляет третий, собственно определяемый двумя предыдущими, пункт учения о промысле Божьем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Бог – Промыслитель мира Общий Промысл Божий о мире «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Иоан. 5:17 ). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится истина постоянного промышления Божия о мире. Хотя Бог «почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт. 2:2–3 ), однако не предоставил мир самому себе. Бог дает «всему жизнь и дыхание и все, – ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:25, 28 ). Сила Божия держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных. Постоянство так называемых «законов природы» есть действие живой воли Божией, сами по себе они были бы бессильны и бездейственны. Все объято в мире Промыслом Божиим. Бог промышляет не только о великом и громадном, но и о малом, и, по-видимому, ничтожном, не только о небе и земле, ангеле и человеке, но и о малейших созданиях, птицах, травах, цветах, деревьях. Все Священное Писание наполнено мыслями о неусыпной промыслительной деятельности Божией. Божиим изволением стоит все необъятное пространство мира. Бог небо и землю наполняет (Иерем. 23:24). «Скроешь лице Твое " - и все придет в смятение ( Пс. 103:29 ). Промыслом Божиим живет растительный мир. Бог «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку)» ( Пс. 146:8 ). Он не оставляет без Своей заботы полевых лилий, наделяя их и другие цветы изумляющей нас красотой ( Матф. 6:29 ). Промысл Божий распространяется на весь животный мир. «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» ( Пс. 144: 15–16 ). Не оставляет Бог без Своего попечения и маленькой птички: «ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного» ( Матф. 10:29 ). Человек наиболее составляет предмет Божия Отеческого промышления на земле. Бог знает помышления каждого ( Пс. 138:2 ), чувствования ( Пс. 7:10 ), и даже вздохи (пс. 77:11), подает потребное всем, прежде чем у Него попросить о том ( Матф.6:32 ), и приклоняет ухо Свое к молитве просящего ( Пс. 85:1 ), исполняя просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры ( Матф. 17:20 ) и если согласно с благом просящего, заключающемся в искании Царствия Божия ( Матф. 6:33 ). Он направляет шаги человека, не знающего своего пути ( Притч. 20:24 ), он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, причиняет раны и Сам обвязывает их, поражает и врачует ( Иов.5:18 ). Любя праведных, Он щадит и грешных, «не до конца гневается, и не вовек негодует» ( Пс.102:8–9 ), но долготерпит, чтобы посредством Своей Благости привести их к покаянию ( Рим. 2:4 ). – Эта всеобъемлющая непрестанная деятельность Божия в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

IV. Любовь Божественная спасающая или воссоздающая человечество Основания примышления Божия о мире, в особенности любовь Божия к существам живым и свободно-разумным. Бог – не виновник зла. Зло по своему существу и последствиям ограничивает проявления любви Божественной в мире. Бог воспользовался им, как средством для сильнейшего проявления своей благости и любви. Отношение любви Божией к злым духам – отрицательное. Отношение любви Божией к людям-грешникам, возможность спасения которых заключается, кроме них самих, только в любви Божией, но не в других свойствах Божиих. Величие спасающей любви Божией, проявляемое в отношении ее к правде божией, в препятствиях для ее дела, в побуждении к нему, в правах и средствах для него. Спасающая любовь Бога Отца. Любовь Сына Божия, проявившаяся в Его воплощении и жизнь как самоотверженная жертва, как послушание Богу, как источник благодеяний для людей. Особенное значение в деле спасения людей смерти И. Христа. Смерти И. Христа была послушанием Богу Отцу, жертвой, благом для людей. В крестной смерти и в плодах ее обнаружилась любовь Сына Божия и Бога Отца друг к другу и к людям. Я Бог, а не человек: подвиглось во Мне сердце Мое; воскипела жалость. Не дам действовать ярости гнева Моего. ( Ос. 11:8. 9 ). Любовь Божия, сотворивши мир, не оставила его без своего попечения и после сотворения. Любовь Божия по сотворении мира становится любовью промышляющей о мире. Промышление о мире есть в своем роде продолжающееся творение, и потому в промысле, как и в творении, главная действующая сила есть любовь. Промышление о мире отличается от творения его только тем, что при творении получило бытие и жизнь то, что прежде не существовало, а промышление относится к существующим уже бытию и жизни, поддерживает их и предохраняет от уничтожения, усовершает их и направляет к определенным им при творении целям. Опровергая деистов, отрицающих промысл на том основании, что мир, как хорошо устроенная машина, не нуждается в Божественном промысле, защитники промысла обыкновенно указывают на присутствие в мире существ свободно-разумных, которые могут злоупотреблять и, по свидетельству опыта, действительно злоупотребляют своей свободой и расстраивают механизм мировой жизни; так что становится необходимым вмешательство Божества в жизнь мира для исправления расстройства, необходим промысл Божий о мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Глава XXII Спаситель мира и история человеческого рода перед Богом. Спаситель мира и человек с Ним и в Нем перед Богом. Спаситель и Искупитель рода человеческого не мог быть иной, а только Богочеловеческой Личностью . Точнейшее разъяснение этой истины. Две природы в Личности Спасителя мира и единство Самого Лица Богочеловека; значение сего соединения естеств в Богочеловеке для человеческого естества вообще. Единая Личность Богочеловека в единстве Его сознания – Сына Божия. Точнейшее разъяснение сей истины. Богочеловеческая Личность Спасителя мира. Сын Божий в отношении к Богу Отцу. Соединение естеств и отношение естеств в Личности Богочеловека. Воля Божественная и воля человеческая в Личности Богочеловека. Точнейшее разъяснение отношения воли Божественной к воле человеческой в Личности Богочеловека. Нравственный образ Спасителя мира по Его человеческому естеству перед Абсолютной, в Себе Самой Причинной и Единосущей Волей Божества. Человеческая воля Спасителя мира пребыла адекватно равной идее и воле Божества о частной личной воле. Значение этой истины. Подлежала ли Личность Богочеловека искусительному воздействию злой воли во вселенной? На явлении Благословенного Потомка от Семени Жены утверждается вся история человеческого рода перед Богом: человек по своем падении потому и начал иметь свою историю, что вновь соединение его с Богом, в Лице Спасителя Мира, будет совершившимся историческим фактом. С другой стороны, Спаситель мира есть «Желаемый всеми народами» ( Аг.2:7 ) не абстрактно, как Учитель истины, но конкретно для всякой человеческой души, обращенной к Богу и жаждущей соединения с Ним и жизни в Нем, т.е. в Боге. А потому Спаситель мира должен был не показать только путь правый к Богу, не научить только людей истине, правде, закону и добру, но саму жизнь человека в Боге должен был сделать в Себе и через Себя собственностью человека, одним словом – вновь родить человека для жизни в Боге, так, чтобы жизнь в Божественных началах сделалась индивидуально непрестающим благодатным Откровением Божиим в людях. В таком именно содержании и жизненном определении мы и имеем как идею искупления и спасения рода человеческого через Лицо Спасителя мира по Св. Писанию Ветхого Завета, так и самое историческое событие совершившегося спасения людей в Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010