Образ пожертвован обители в 1994 г. С этого времени зафиксировано обновление иконы. К сер. лета 2000 г. очистились лики Спасителя и Богоматери, стала видна корона на голове Царицы Небесной, правая рука Младенца и Его ножки, опирающиеся на правую руку Богородицы, выявились цвета одежд. Летом 2001 г. стало возможно идентифицировать иконографию образа. Сестрами обители составлен акафист этой иконе на основе акафиста Божией Матери Избавительнице. Другие иконы «И. от б. с.» Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». Нач. XIX в. (собор Богоявления мон-ря во имя свт. Николая, Арзамас) Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». Нач. XIX в. (собор Богоявления мон-ря во имя свт. Николая, Арзамас) Поясной образ Богоматери в короне, в распахнутом мафории, с Младенцем на левой руке, с подписью: «От бед страждущих» приведен в кн.: Изображения Богоматери/Изд.: С. Т. Большаков; ред.: А. И. Успенский. М., 1992. С. 8. На нем Богоматерь представлена с поднесенной к груди правой рукой, Богомладенец касается правой ручкой не шеи Матери, но чуть ниже, Его головка обращена в сторону предстоящих. По прориси известен иконный образ «Обет страждущих» из собрания Г. Д. Филимонова (в нач. XX в. хранился в ОЛДП: Кондаков. 1999р. С. 78. Рис. 67): Младенец, сидящий на правой руке Богоматери, приник к Ее плечу, касаясь челом щеки; Его левая рука поднесена к вороту платья Матери, правая сжимает свиток (тип «Умиление»), что сближает этот образ с изводом «Богоматерь Почаевская». Н. П. Кондаков соотносил подобный вариант изображений Богоматери и Младенца с произведениям итал. мастеров XIV в. (умбрийской и сиенской школы) и иконами итало-критской школы XIV-XV вв., к-рые в XV в. стали известны на Руси и послужили основой для возникновения изводов мн. чудотворных икон Богоматери, в т. ч. «И. от б. с.» и Почаевской иконы Божией Матери. (Там же. С. 75-79, 201-202). Икона «И. от б. с.». иногда встречается с изображениями святых на полях, являясь, вероятно, личным моленным образом (икона невьянской школы, XIX в., Областной краеведческий музей, Екатеринбург).

http://pravenc.ru/text/293830.html

До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа. В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году. 10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование. Современное состояние [ править править код ] Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона (небесного покровителя настоятеля архимандрита Иерона (Васильева)) и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888—1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии. Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Симон Зилот, Кананит, апостол — 23 мая, 13 июля (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов) Пантелеимон, целитель, великомученик - 9 августа Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи Андрей Первозванный, апостол - 13 декабря Преподобные отцы, во Святой Горе Афонской просиявшие - переходящая дата

http://azbyka.ru/palomnik/Ново-Афонский_...

  Он построен в так называемом ново-византийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова.   Пантелеймоновский собор является крупнейшим собором Абхазии.             Всего в обители Новый Афон шесть храмов: надвратный храм — Вознесения Господня, храм св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Новый Афон был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера апостола Симона Кананита, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен. До революции 1917 года Новоафонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа. Сегодня Новый Афон - обитель Сухумо-Абхазской Епархии.           Храм Симона Канонита         Новоафонский монастырь находится недалеко от храма Симона Канонита. Там же, неподалеку расположена пещера, в которой апостол Симон Канонит проводил время в философских размышлениях и молился.           В конце XIX века пещера была освящена и в ней были установлены иконы Андрея и Симона – святых апостолов.           Закрыли обитель в 1924 году за «контрреволюционную агитацию». В дальнейшем монастырь использовался под склады, туристическую база, краеведческий музей, госпиталь… Вновь монастырь открыла свои ворота лишь в 1994 г. В настоящее время пройтись по территории монастыря и посетить храмы может любой желающий.           Успенский скит   Еще дальше к северу на морском побережье находился принадлежащий Новому Афону Пицундский Успенский скит (на месте античного Питиунта). Главная его достопримечательность – византийский крестово-купольный Софийский храм 10 в. с мозаиками 16 в.

http://isihazm.ru/1/?id=608

Церковь во имя ап. Симона Кананита. IX–X вв. (?), восстановлен в нач. 80-х гг. XIX в. Фотография. 2011 г. Церковь во имя ап. Симона Кананита. IX–X вв. (?), восстановлен в нач. 80-х гг. XIX в. Фотография. 2011 г. Монастырский ансамбль в XIX - нач. XX в. представлял собой архитектурно-ландшафтный комплекс, к-рый занимал большую территорию и состоял из частей нижней (приморской) и верхней (на склоне горы, именуемой Афонской). Обе части связаны «Царской аллеей» и дорогами, пешеходной и экипажной. В архитектурном облике обители и во внутреннем убранстве ее храмов просматриваются афонские традиции. За мон-рем и его окрестностями закрепилось название «Новый Афон». Комплекс т. н. нижнего монастыря в основном сложился в 80-х гг. XIX в. Восстановлен храм ап. Симона Кананита (освящен 10 мая 1882 г. архиеп. Иоанникием (Рудневым), экзархом Грузии); сооружены колокольня Покровского храма, к которому пристроена галерея (1882), придел во имя арх. Михаила (освящен 6 июня 1883 г. еп. Имеретинским свт. Гавриилом (Кикодзе)); келейный корпус, трапезная, гостиницы для привилегированных паломников и странноприимная, 2 больницы, часовня при монастырских вратах. В сер. 80-х гг. XIX в. устроены набережная и морская пристань, близ последней воздвигнута часовня во имя блгв. кн. Александра Невского (1890-1891, проект при участии архит. Н. И. Тарасова). По проекту и под наблюдением игум. Иерона была возведена бетонная плотина со шлюзами и водопадом на р. Псыртсха (1882), благоустроен берег близ ее устья, прежде заболоченный; устроены водяная мельница с водокачкой, пресноводные пруды с проточной водой. Разнообразные хозяйственные службы, склады, кирпичный завод, каменоломню и др. постройки связывала конно-железная дорога; для подвоза лесоматериалов использовалась паровая тяга. В 1882 г. построено здание школы. В 1884-1911 гг. создан «величественный и грандиозный» ансамбль т. н. верхнего мон-ря. Он сооружался в соответствии с замыслами и планами иеросхим. Иеронима по проекту игум. Иерона и архит. Н. Н. Никонова . Согласно афонской традиции, 2-3-этажные братские корпуса образуют замкнутый четырехугольник, внутри к-рого находится собор во имя вмч. Пантелеимона с приделами: свт. Николая Чудотворца, блгв. кн. Александра Невского, вмч. Георгия Победоносца, равноап. Марии Магдалины. Собор заложен имп. Александром III Александровичем в 1888 г., главный престол освящен в сент. 1900 г. епископом Сухумским Арсением (Изотовым; † 1909). В братских корпусах были устроены и освящены храмы: Вознесения Господня (1894), ап. Андрея Первозванного (1895), Всех Афонских святых (1896), мч. Иерона (1906), в честь иконы Божией Матери «Избавительница» (1909). В зап. части комплекса т. н. верхнего мон-ря сооружена трапезная с колокольней над ней.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Главной святыней общины являлась икона Божией Матери «Избавительница» (кон. XIX в.), к к-рой верующие из окрестных сел ежегодно совершали крестные ходы. По преданию, икона была написана для с. Сорвижское Котельнического у. Вятской губ. в Греции или в Иерусалиме. Икону 3 года несли из Палестины, путь проходил через Ст. Мары. После остановки здесь на отдых несшие образ не смогли продолжить шествие, т. к. икона стала неподъемной. Тогда святыню с трудом перенесли в Троицкую ц. общины. К др. местночтимому образу - иконе Божией Матери «Троеручица» - любил приезжать еп. Лысковский, викарий Нижегородской епархии, сщмч. Александр (Щукин) . В нач. 20-х гг. XX в. сестры зарегистрировали сельскохозяйственную коммуну, к-рая в 1927 г. была закрыта, в церкви устроен клуб. Впосл. недостроенный собор был взорван, Свято-Троицкая ц. разобрана. Жители с. Вазьянка (ныне Спасского р-на) сберегли местночтимую икону Божией Матери «Избавительница». Сохранился синодик пустыни (БАН. 16.13.32). В 1997 г. на месте алтаря Свято-Троицкой ц. был поставлен деревянный крест. С того же года совершались крестные ходы с иконой «Избавительница» от храма ап. Иоанна Богослова с. Вазьянка до разрушенного мон-ря. В 2008 г. архиеп. Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) благословил строительство нового мон-ря на месте прежней обители. Возведен и 14 авг. 2011 г. архиеп. Георгием освящен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца. С 2015 г. по решению епархиального совета Лысковской епархии Нижегородской митрополии строящаяся обитель имеет статус епархиального подворья. Ист.: Повесть о создании Крестомаровской общежит. пуст./Авт. предисл.: инок Макарий (Вороновых). М., 1889, 1896. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 816; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей в Нижегородской губ. СПб., 1857; Гавриил, иером. Описание Оранского Богородицкаго мон-ря. Н. Новг., 1871. С. 38-42; Демидов Н. А. Ист. очерк Василь-Сурского у. Нижегородской губ. Н. Новг., 1884. С. 25-27; Можаровский А. Приход с. Тубанаевки Васильского у.

http://pravenc.ru/text/2562378.html

Духовная жизнь на Марах начала восстанавливаться трудами некоего «чувашенина» Ивана Петровича, соорудившего в середине 1870-х г.г. деревянную часовню и две кельи, затем Николая Демидова, в 1885 г. выделившего средства на строительство каменной часовни, и, наконец, Василия Москвина из Вятской губернии - основателя и попечителя Крестовоздвиженской женской общины. Вновь выстроенная на рубеже XIX-XX в.в. деревянная Троицкая церковь была освящена в 1901 году. Ее главной святыней стала икона Божией Матери «Избавительница», написанная в Иерусалиме в конце XIX века. Оказавшись на Марах, она, по преданию, вдруг стала неподъемной и осталась тут навсегда. Перед революцией 1917 года в общине велось строительство нового каменного собора. Однако в 1927 г. община была закрыта, а недостроенный собор взорван большевиками. Троицкую церковь разобрали. «Избавительница» же, казалось, навсегда канула в Лету… Последние годы существования Маровской женской общины были связаны с именем епископа Александра (Щукина). В августе 1923 года он стал епископом Лысковским и викарием Нижегородской епархии. А в 1937-м - расстрелян «за шпионаж и контрреволюционную агитацию»: во время церковных служб на Марах и в Макарьевском монастыре произносил яркие проповеди, обличая безбожие новой власти. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Преосвященный Александр (Щукин) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских. В послереволюционном угаре на Марах была создана сельскохозяйственная коммуна, потом открыта одна из первых школ колхозной молодежи. В 1974-м уже в качестве средней она была переведена в близлежащую Вазьянку. Поселок же Красные Мары в конце XX в. обезлюдел. От построек женской общины, как когда-то и от общежительной пустыни, не осталось и следа. Но чудесным образом была обретена икона «Избавительница». В 1997 году из Вазьянки с нею впервые прошел крестный ход к прежнему месту пребыванию образа. А еще десятилетие спустя старая маровская сосна и живительный источник Булач стали немыми свидетелями того, как святая православная обитель на Марах начала возрождаться в третий раз. И дай Бог - навсегда!

http://sobory.ru/article/?object=15725

В ущелье р. Псыртсха в 1884 г. была открыта для посещения паломников пещера, в к-рой, по преданию, уединялся для молитвы ап. Симон Кананит. В нач. 80-х гг. XIX в. на вершине горы, именуемой Анакопийская (др. название Иверская), где сохранились развалины храма визант. эпохи и Анакопийской крепости, устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери; туда проложена дорога. В 10-х гг. XX в. начались работы по сооружению на вершине горы храма в честь Иверской иконы Божией Матери, но они не были завершены. Проект восстановления из развалин раннесредневек. храма с последующим его освящением в честь Преображения Господня так и не был осуществлен. В Н. м. почитались чудотворные иконы: Божией Матери «Избавительница» (собор вмч. Пантелеимона; празднование ей в мон-ре установлено 17 окт., а также 4 сент. в память ее принесения с Афона), «Скоропослушница» (храм ап. Андрея Первозванного). Почитаемые Иверская и Казанская иконы Божией Матери были переданы старцем-духовником иеросхим. Иеронимом в качестве благословения братии Н. м. Среди святынь известны также: образ Спасителя из кабинетных икон имп. Александра II, иконы вмч. Пантелеимона (в Андреевском храме и Пантелеимоновском соборе, последняя привезена с Афона к освящению собора). Н. м. содержался на средства Пантелеимонова мон-ря, пожертвования российских благотворителей, а также за счет обработки принадлежавшей ему земли (по документам, поземельный надел обители вместе с лесными участками в кон. 90-х гг. XIX в. составлял 3899 дес.), рыбной ловли на арендовавшихся промыслах в Ленкорани и др. хозяйственной деятельности. Имелись плантации маслин, виноградники, сады фруктовых, цитрусовых и др. субтропических растений, пасеки; хутор в местности Анухва с братским корпусом и ц. св. Иоанна Предтечи (освящена в 1908 еп. Сухумским Димитрием (Сперовским)). С нач. XX в. обитель (кроме храмов) освещалась электричеством от собственной ГЭС. Кроме содержания школы и учебно-воспитательной деятельности Н. м. осуществлял др. виды социально значимого служения: безвозмездную раздачу правосл. лит-ры, в т. ч. собственного издания; разнообразную помощь паломникам, местному населению, правосл. приходам; способствовал распространению в крае ценных видов растений, культуры земледелия и хозяйствования, оздоровлению местности. Мон-рь называли «культурным оазисом, из которого свет христианства разливается в Абхазии», «духовным центром края», «особым чудным уголком в земном мире».

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Согласно афонской общежительной традиции, Н. м. возглавлялся игуменом, к-рого избирали из числа братии Пантелеимонова мон-ря или Н. м. и к-рый затем управлял обителью пожизненно. Монашеская жизнь основывалась на послушании и старческом духовном руководстве. Все необходимое иноки получали от обители, и им запрещалось иметь что-либо из личной собственности. Мн. насельники Н. м. известны благочестием и монашескими подвигами, в т. ч. духовно-просветительными и лит. трудами, среди них схиархим. Иерон, архим. Иларион, иеросхим. Митрофан (Гвоздев (по нек-рым док-там, Яковлев); в мантии Мелетий), иеросхим. Пантелеимон (Котельников), схимонахи Иннокентий (Чернояров), Иларий (Кожевников) и др. Скит и подворья В марте 1885 г. мон-рю был передан древний храм Успения Пресв. Богородицы в Пицунде (реставрировался в 60-х гг. XIX в.) «с принадлежащими ему постройками и наделами»; учрежден как Пицундский скит. Храм отремонтирован новоафонской братией, снабжен церковной утварью и 3 сент. 1885 г. торжественно освящен архиепископом Карталинским и Кахетинским Павлом (Лебедевым), экзархом Грузии, в присутствии главноначальствующего на Кавказе. В 1896 г. в Пицундском скиту находилось 65 чел. братии; в 10-х гг. XX в. в нем имелись большой келейный корпус, трапезная и необходимые службы. Пицундский скит закрыт после 1917 г. Успенский собор сохранился; в 1975 г. он был переоборудован в концертный зал. Церковь Успения Пресв. Богородицы в Пицунде. X в. (?). Фотография. 2011 г. Церковь Успения Пресв. Богородицы в Пицунде. X в. (?). Фотография. 2011 г. Мон-рь имел подворье в С.-Петербурге (архит. Никонов). Главный престол его храма, в честь Иверской иконы Божией Матери, освящен в 1888 г. митрополитом Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским) и епископом Ладожским Митрофаном (Невским) в сослужении игум. Иерона и духовенства. В 1912 г. на подворье проживали до 50 иноков из братии Пантелеимонова мон-ря и Н. м. Среди святынь особенно почитались чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и «Избавительница». В 1919 г. храм подворья стал приходским, остававшиеся там монахи в 1923 г. выселены из келий, нек-рые подверглись репрессиям. Храм закрыт в 1930 г.; впосл. архитектурный комплекс подворья был значительно перестроен, часть его снесена.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Маровский Крестовоздвиженский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Маровский женский монастырь основан в первой половине XVII века. Принадлежит Лысковской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви. Не следует путать Маровский Крестовоздвиженский женский монастырь с Крестовоздвиженским женским монастырем в Нижнем Новгороде . Престольный праздник — 27 сентября (Воздвижение Животворящего Креста Господня). Содержание История [ править править код ] Согласно «Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни» в 1632 году в селе Прудищи Нижегородского уезда появился киевский монах Матфей и, выкопав в горе рядом с приходской церковью Иоанна Предтечи пещеру, стал в ней жить, зарабатывая себе на еду «делом токарства». Вскоре Матфей и крестьянин из Прудищ Илларион в лесу в трех верстах от села у источника Булач соорудили себе шалаш из луба. Там к ним присоединились монах Макарьевского монастыря Маркел и пустынножитель из заволжских лесов Макарий, который стал учителем и наставником по молитве. Владелец Прудищ воевода Иван Леонтьев пожертвовал участок земли, а Патриарх Иосиф благословил создание монастыря. В монастыре были построены Михайло-Архангельская церковь, каменный Крестовоздвиженский собор и Троицкая церковь. Возможно, что возводившие их зодчие позднее трудились и над созданием ансамбля Макарьевского Желтоводского монастыря в 40 километрах от Маров. В царствование Петра I монастырское хозяйство пришло в упадок. В 1721 году обитель была приписана к Оранской Богородицкой пустыни. В период властвования Екатерины Великой Маровская пустынь была вовсе упразднена. В 1870-х заботясь о возрождении обители чуваш Иван Петрович построил деревянную часовню и келью. После его смерти на средства попечителя женской общины Николая Демидова в 1885 году рядом с деревянной была выстроена каменная часовня. 6 июля 1887 года епископ Балахнинский Димитрий (Самбикин) посетил развалины монастыря и призвал Божие благословение на начавшееся возрождение этой обители. В 1901 году была освящена деревянная Троицкая церковь. Её главной святыней стала икона Божией Матери «Избавительница», написанная в Иерусалиме в конце XIX века.

http://azbyka.ru/palomnik/Маровский_Крес...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) (празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в. Первый известный держатель иконы иером. Константий (Феодул), подвизавшийся в сел. Вастуни (Пелопоннес), в 1822 г. передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником мон-ря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий (с 1831 схим. Мартиниан; † 1884). Мон. Макарий постоянно носил образ на шее в жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. Так, в 1841 г. по молитве перед образом жители сел. Мавровуни (совр. ном Лакония, Греция), рядом с к-рым схим. Мартиниан пребывал ок. 2 лет, избавились от саранчи ( Поселянин. С. 668-672). Приходившие к иконе страждущие прославляли не только икону, но и старца, тогда он нашел уединение в расселине прибрежной отвесной скалы. В ночи ему был явлен простиравшийся от земли до неба световой столп, и глас Богородицы повелел еще послужить ближним. Утром следующего дня жители узнали от бесноватой Елены, где скрывался старец, и пришли к нему с мольбами о помощи. После неск. поклонов старца перед иконой исцелились Елена и др. страдавшие беснованием, в т. ч. Мария из сел. Скифьяника и Григорий из сел. Скутари. 20 июля 1889 г. по завещанию архим. Макария, настоятеля Пантелеимонова мон-ря, образ был передан в благословение Новоафонскому во имя ап. Симона Кананита муж. монастырю; 4 сент. настоятель этого мон-ря архим. Иерон вместе с иером. Иларионом передал образ еп. Сухумскому Александру, к-рый отслужил перед возложенной на аналой иконой молебен. После 1-го совершенного в обители празднества в честь иконы, установленного в память спасения имп. Александра III с семейством при крушении поезда близ ст. Борки (17 окт. 1888), штормовой волной на берег у монастыря вынесло много рыбы. Чудесные исцеления от иконы были засвидетельствованы в офиц. акте, подписанном представителями церковной власти и гос. чиновниками (19 мая 1891 был исцелен крестьянин Тульской губ. М. И. Медынцев, богомолец из Екатеринославской губ. мещанин К. Я. Соколовский, 20 мая - казак Калитвенской станицы С. В. Калинин); по молитвам перед иконой архим. Иерона обитель была спасена от пожара.

http://pravenc.ru/text/293828.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010