Отдел I. Источники церковного права Нужно различать источники материальные, т.е. причины производящие право, или законообразовательные силы и органы, его определяющие (основания права),- и формальные источники, т.е. те памятники законодательства, из которых мы получаем знание о праве. Источниками церковного права, понимаемыми в первом смысле, признаются: а) божественная воля Основателя и Главы Церкви, выраженная Им Самим непосредственно, или через Его ближайших учеников; б) воля Церкви, выражающаяся или посредством установленных в ней органов власти, или в церковной жизни и практике; в) верховная государственная власть (относительно внешнего положения Церкви в государстве). Источниками второго рода, т.е. выражающими в себе законодательную волю, служат: а) священное Писание и священное Предание; б) памятники церковного законодательства и церковный обычай; в) государственные законы, относящиеся к Церкви. Общие источники Нужно различать источники материальные, т.е. причины производящие право, или законообразовательные силы и органы, его определяющие (основания права),- и формальные источники, т.е. те памятники законодательства, из которых мы получаем знание о праве. Источниками церковного права, понимаемыми в первом смысле, признаются: а) божественная воля Основателя и Главы Церкви, выраженная Им Самим непосредственно, или через Его ближайших учеников; б) воля Церкви, выражающаяся или посредством установленных в ней органов власти, или в церковной жизни и практике; в) верховная государственная власть (относительно внешнего положения Церкви в государстве). Источниками второго рода, т.е. выражающими в себе законодательную волю, служат: а) священное Писание и священное Предание; б) памятники церковного законодательства и церковный обычай; в) государственные законы, относящиеся к Церкви. Священное Писание Главным и основным источником для определения основных начал церковного устройства и управления должно служить св. Писание нового завета. В св. Писании главным образом содержатся истины веры (догматы) и нравственности. Сами по себе они не составляют церковного права или юридических постановлений; но они служат основанием церковного законодательства, облекаются через него в юридическую форму, и в этом смысле относятся к источникам церковного права.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2219...

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава первая О происхождении власти п. 1. Божественное установление царской власти Слово Божие возвещает христианам, а в лице их и всем народам, всему человечеству: «несть власть, аще не от Бога; сущая же власти от Бога учинены суть» (Рим., 13, 1). Благоговейному и беспристрастному изыскателю нетрудно дознать и уразуметь, каким образом власть, по учению слова Божия, происходит от Бога. Откуда это множество людей, соединенных религиею, законом, языком, обычаями, которое называют «народом»? Очевидно, что множество это «народилось» от некоего меньшего племени, а племя произошло от «семейства». Итак, «в семействе», собственно так называемом, лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют «государством». Следственно, в семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большом семействе – государстве. Именно: отец, который по естественному дару Божию имеет власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни своей сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно подвластный. Но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следственно, и всякой последующей между человеками власти, есть в Боге – Творце человека. " Из Него, – во-первых, по слову Божию, – всяко отечество на небесех и на земли именуется» ( Еф. 3, 15 ); потом, когда сыны сынов разродились в народ и в народы и из семейства возросло государство, необъятное для естественной власти отца, – Бог дал этой власти новый, искусственный образ и новое имя в лице царя, и таким образом – Его премудростию «царие царствуют» ( Притч. 8, 15 ) и далее, сколько бы ни продолжались и размножались народы, как бы ни изменялись государства, всегда, посредством вседействующего Промысла, «владеет Вышний царством человеческим» ( Дан. 4, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

3 сентября в России вспоминают жертв терактов Эта дата установлена после трагических событий в североосетинском Беслане МОСКВА. Жертв террористических актов вспоминают в России 3 сентября, в День солидарности в борьбе с терроризмом, сообщает ТАСС. В регионах страны проходят памятные акции, митинги, выставки и тематические уроки в школах. День солидарности в борьбе с терроризмом отмечается в России 3 сентября начиная с 2005 года. Эта дата установлена после трагических событий в североосетинском Беслане, где 14 лет назад заложниками террористов в одной из школ оказались более 1,2 тыс. человек, 334 из которых, включая 186 детей, погибли. Траурные мероприятия в самом Беслане традиционно начинаются с Божественной литургии в спортзале школы где 14 лет назад террористы захватили заложников. После двух ударов колокола в 13:05 мск - время начала штурма захваченной террористами школы - учащиеся бесланских школ выпустят в небо 334 белых воздушных шара, по числу жертв трагедии. После этого состоится крестный ход от школы до мемориального кладбища " Город ангелов " , который возглавит архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима. В 14:30 мск на кладбище под звуки метронома зачитают стихотворения " Имена " и в алфавитном порядке перечислят имена погибших. После этого в небо школьники снова выпустят белые шары. В Карачаево-Черкесии митинг пройдет в селе имени Коста Хетагурова, возле мемориала жертвам теракта в Беслане, который был открыт в 2011 году. " Сколько бы лет ни прошло с того трагического сентября, мы должны помнить о тех, чьи жизни оборвались по вине террористов, сопереживать всем людям, чьи родные когда-либо становились жертвами террористических актов. Ни один погибший в теракте человек не должен быть забыт во имя мира на Земле, чтобы подобные трагедии не повторялись " , - сказали ТАСС в администрации села. В 13:00 мск на площади перед Государственным концертным залом в Нальчике соберутся представители общественности и власти, студенты и школьники со всей Кабардино-Балкарии, жителям которой пришлось самим столкнуться с террористическими атаками. В октябре 2005 года было совершено нападение на столицу республики город Нальчик, террористы пытались занять здания правоохранительных структур, их жертвами стали десятки людей, в том числе мирные граждане.

http://sedmitza.ru/text/8343224.html

V. Естественные основания для пастырского служения и его всеобщность в человеческом роде; его божественное установление. Христианское пастырство; избрание, посвящение, преемственность. Необходимость пастырского института, доказываемая учением о церкви как о теле. Наименования пастырского служения и пастырей в Св. Писании. Общий взгляд отцов церкви на пастырское служение Всякое общество, преследующее определенные цели, выделяет из своей среды особых деятелей в качестве руководителей, возглавителей. Это наблюдается даже в мире животных. В человеческом же роде это общий закон, вытекающий из существа самой природы человека, из свойства его духа. И с тех пор как существует род человеческий, – с тех пор ведется такой порядок, что семьей, родом, обществом, государством руководят, направляют их жизнь старшие, начальники, правители. Когда на земле было всего два человека, жена – Ева – была «помощницей» ( Быт.2:18 ), а муж – Адам – главою ее, как это потом стало законом для всех семей ( Еф.6:23 ). Религиозные общества, стремящиеся к осуществлению религиозно-нравственных целей, не могут составлять в этом отношении исключения, тем более что их жизнь преимущественно является жизнью духа. И мы видим, что как только возникает религиозное общество, появляется и облеченный особыми религиозными и нравственными правами в отношении остальных членов руководитель, возглавитель. Когда пределы религиозного общества совпадали с пределами первобытной семьи, затем рода, таким возглавителем был отец семейства, глава рода. С размножением человеческого рода и с образованием более сложных общественных единиц стали образовываться и более сложные религиозные общества, складывающиеся уже не только на основе единства семьи или рода, но и на единстве целей, воззрений, верований, убеждений. Тогда появились жрецы, прорицатели, поэты, философы. Деятельность их была различна, но сущность их деятельности была одна – религиозно-нравственное руководительство народа. А так как появление руководителей религиозных обществ вызывалось законом человеческого духа, закон же этот от Творца, то мы должны сделать заключение, что даже и в язычестве, хоть и косвенно, иерархический институт существовал на основе божественного установления.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Глава 26. О власти Духа § 1 Если попытаться дать сосредоточенную и кратчайшую характеристику подлинной религиозности, то следовало бы сказать: это есть одержимость, вызванная очевидностью, – но, конечно, – духовная одержимость, вызванная к жизни духовной очевидностью. В этих словах и понятиях, в этом описании – заключается все существенное и необходимое, что вскрыто и установлено нами во всех предшествующих главах. Если человеческий дух не воспринимает и не видит божественного Предмета, т.е. не имеет очевидности, то он не приобщается Его свету, не приемлет Его благодати, не вступает с Ним в живое и живоносное единение. Но мало видеть и воспринимать божественный Предмет: надо принять Его последней глубиной сердца, вовлечь в это приятие силу сознания, воли и разума и придать этом> опыту судьбоносную силу и значение в личной жизни. Это мы и выражаем в словах: духовная очевидность вызывает в личной душе духовную одержимость. Не странно ли говорить об «одержимости» после того, как установлено все великое значение смирения и трезвения в строительстве религиозного опыта? Казалось бы, что пребывающий в трезвении не может и не должен ни при каких условиях впадать в «одержимость», а «одержимый» человек есть именно такой, который лишен религиозного трезвения, а потому утрачивает и смирение и впадает в неистовство и буйство... Однако в нашем словоупотреблении нет противоречий; и только при совлечении и опошлении идеи «одержимости», при толковании ее в смысле «недуховного неистовства» или «противодуховного буйства», могут, конечно, возникнуть опасности и соблазны. Русское, исконно-старинное слово «одержать» выражает проявление силы, власти и победного успеха, и притом отнюдь не в смысле «развязания», «разнуздания», неистовства или буйства, а наоборот – в смысле властного удержа, укрощенпя и дисциплины (см. у Даля – Толковый словарь живого великорусского языка. 1905. Т.2, с.1671–1672 – «удерживать, придерживать, останавливать, не давать ходу, бегу, воли, простору, владеть, занимать, захватывать, брать, держать во власти своей». – И.И.). Поэтому сказать «одержание» – значит указать сразу на две силы: властно подчиняющую и творчески подчиненную. Сказать же «духовная одержимость» – значит указать на духовно владеемую силу личной страсти. Это-то мы и имеем в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/aksi...

Исповедание грехов перед духовником и перед старцем – одинаковое по имени – не одно и то же по своему свойству и силе. Исповедь перед первым носит, так сказать, юридический характер, т. е. имеет основание в узаконивании, установлении духовничества или Таинства Покаяния Самим Господом нашим Иисусом Христом, Который, как известно, Своим апостолам, в лице их и всем правильно посвященным пастырям, дал власть вязать и разрешать души людей. («Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех». Мф. 18:18 ). А исповедь, откровение грехов пред старцем, – каковым может быть и лицо не имеющее сана священного, – есть установление только нравственного свойства, без права вязать и решить. В этом, вообще, и состоит коренное различие между откровением помыслов старцу и исповедью перед духовником. Между прочим, откровение помыслов старцу, как и вообще старчество, хотя есть установление человеческое, но не без воли Божией. Ибо Бог через Божественное Писание и через Отцов указал нам путь спасения, сказав: «вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе». ( Втор. 32:7 ); и еще: «им же несть управления, падают, якоже листвие; спасение же есть во мнозе совете“ ( Притч. 11:14 ); еще: «с советом вся твори» ( Сир. 32:21 ). Отсюда явствует, что вопрошание старца, или, вернее, откровение помыслов старцу установлено «человеками» на основании как сего Божественного указания, так и в силу самой нравственной пользы сего делания для хотящих непреткновенно шествовать по пути спасения. Чтобы подробнее уяснить различие откровения помыслов старцу от исповеди перед духовником, является необходимость коснуться различия вообще между старцем и духовником в отношении их деятельности. 1 Старец в деле своего руководства, или «окормления» непременно должен иметь особый дар «рассуждения духовного». Он преимущественно сим даром должен обладать; a без этого дара он уже и не старец; тогда как в деле духовничества могут исполнять свои обязанности и лица не вполне обладающие «старческим» рассуждением. В этом и заключается первое различие между откровением помыслов старцу и исповедью пред духовником. Духовник по преимуществу есть совершитель таинства; а старец – опытный советник и наставник текущего по пути спасения. Вот отчего часто и бывает в монастырях, что духовником имеют одного человека, a старцем другого.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Книга I. О ложной религии 1 . 1. Во все времена великие и выдающиеся умом мужи, отличающиеся усердием и всецело предающие себя познанию, отстраняя от себя всякую частную и общественную деятельность, обращались к обнаружению истины, полагая, что лучше исследовать славные человеческие и божественные деяния, нежели заниматься накоплением богатств или приумножением славы. 2. От занятий этих, поскольку они тленные и земные и служат только попечению о теле, никто не может стать ни лучше, ни справедливее. 3. Были же те мужи достойны познания истины, которую настолько стремились открыть, что отдавали этому предпочтение среди всех прочих занятий. 4. И ведь известно, что некоторые из них оставляли свои семейные дела и отрекались от всех удовольствий, чтобы открыто и свободно следовать одной лишь чистой истине, и настолько среди них почитались славное имя и авторитет добродетели, что в ней видели они высшую из величайших наград. 5. Но не достигли они того, чего желали, и старание и усердие их были тщетны, поскольку истину, то есть тайну Всевышнего Бога, сотворившего все, они не могли открыть проницательностью и собственным умом. К тому же между Богом и человеком не виделось бы никакой разницы, когда бы замыслы и установления Его незыблемой святости постигались человеческим разумением. 6. Поскольку не могло случиться так, чтобы божественный порядок был открыт человеку через размышление его о самом себе, Бог не допустил, чтобы человек, нуждающийся в свете божественной премудрости, постоянно скитался и безрезультатно блуждал среди непроглядного мрака. Открыл, наконец, Он глаза его, и оказал милость Свою, представив истину, показав, что знание человеческое ничтожно, и открыв блуждающим и скитающимся путь к обретению бессмертия. 7. Однако немногие воспользовались этой милостью и [этим] даром небес, и оттого истина, сокрытая во мраке, оставалась неизвестной; она либо небрежно передавалась, оттого что была лишена верных ревнителей, либо не воспринималась [людьми] изза присущей ей строгости, каковую природа человеческая, склонная к пороку, не в состоянии переносить.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

О монашестве Разговор между православными христианами, мирянином и монахом Мирянин. Отец мой! признаю себя счастливым, что, при знакомстве моем с вами, я нашел в вас лицо, пред которым могу открывать мое сердце, и от которого слышу искреннее слово. Желаю, желаю от души и вполне, принадлежать Православной Церкви, последовать ее догматическому и нравственному преданию. С этою целью стараюсь о всех предметах предания иметь определенное понятие. Неправильные понятия ведут к неправильным действиям; неправильное действие – источник вреда частного и общественного. В настоящей беседе не откажитесь объяснить мне значение «монашества» в Церкви Христовой. Монах . Бог да благословит желание ваше. Из точных и правильных понятий рождается все доброе; из превратных и ложных рождаются все бедствия. Это мнение принадлежит Евангелию. Оно предлагает нам Истину в начальную причину спасения, а на ложь указывает как на начальную причину погибели ( Ин.8:32, 44 ). Почему вы хотите, чтоб сегодня предметом разговора нашего было именно «монашество»? Мирянин. В обществе, которое я посещаю, часто возбуждается речь о монашестве, высказываются различные современные мнения о нем. Знакомые мои почти всегда обращаются ко мне, как к находящемуся в сношении со многими духовными лицами, выражая желание, чтоб и я высказал мое мнение. Хочу доставлять ближним сведения точные, а потому и прошу вас сообщить мне их. Монах . Не знаю, в какой степени я способен удовлетворить вас: но желаю быть и искренним пред вами, и изложить то, что привелось узнать из чтения Священного Писания и святых Отцов, из бесед с достойными уважения и доверия по жизни иноками, наконец из собственных наблюдений и опытов. В основание беседы нашей, как бы полагая краеугольный камень в основание здания, скажу, что монашество есть установление Божие, отнюдь не человеческое. Мирянин. Представьте себе! мысли, что монашество есть Божественное установление, я и не слыхал в обществе. Монах . Это я знаю. Потому-то, когда зачнется в светском обществе разговор о монашестве, один говорит: «мне кажется так!» – другой: «а мне кажется вот так!» – иной: «а я сделал бы то!» другой: «а я сделал бы это!» Слышится тысяча противоречащих мнений и предположений, произносимых людьми, не имеющими никакого понятия о монашестве, но готовыми сделаться писателями правил для монашества и распоряжаться монашеством по своему премудрому усмотрению, без всяких справок. Некоторые повторяют даже хулы, произнесенные на монашество протестантами и безбожниками. Чувством грусти и страха объемлется сердце от таких возгласов и суждений, в которых неведение попирает своими копытами драгоценнейшие перлы Божественного предания и установления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Отдел I. Источники церковного права. Нужно различать источники материальные, т.е. причины производящие право, или законообразовательные силы и органы, его определяющие (основания права), и формальные источники, т.е. те памятники законодательства, из которых мы получаем знание о праве. Источниками церковного права, понимаемыми в первом смысле, признаются: а) божественная воля Основателя и Главы Церкви, выраженная Им Самим непосредственно, или через Его ближайших учеников; б) воля Церкви, выражающаяся или посредством установленных в ней органов власти, или в церковной жизни и практике; в) верховная государственная власть (относительно внешнего положения Церкви в государстве). Источниками второго рода, т.е. выражающими в себе законодательную волю, служат: а) священное Писание и священное Предание; б) памятники церковного законодательства и церковный обычай; в) государственные законы, относящиеся к Церкви. Общие источники. Священное Писание. Главным и основным источником для определения основных начал церковного устройства и управления должно служить св. Писание нового завета. В св. Писании главным образом содержатся истины веры (догматы) и нравственности. Сами по себе они не составляют церковного права или юридических постановлений; но они служат основанием церковного законодательства, облекаются через него в юридическую форму, и в этом смысле относятся к источникам церковного права. Но, кроме истин веры и нравственности, в новозаветном св. Писании мы находим еще постановления И. Христа, касающиеся Церкви, как внешнего общества. Так, напр., в нем указаны Спасителем: учреждение апостольского служения и полномочия, данные ему ( Матф. 28:19–20; 18:18 ; Иоан. 20:23 ); установление свящ. иерархии ( Ефес. 4:11–12 ); правила об отношениях Апостолов между собой ( Марк. 9:35 ); установление таинств крещения и причащения ( Марк. 16:16 ; Лук. 22:19; 1 Коринф. 11:23–25); учение о разводе ( Матф. 5:32; 19:3–10 ); наставления касающиеся обращения с согрешившим братом и о церковном суде над ним ( Матф. 18:15–17 ), об отношении к верховной власти ( Матф. 22:21 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) БРАК ВЗ Оба повествования о сотворении мира заканчиваются эпизодом, обосновывающим установление брака. В ягвистском повествовании ( Быт 2 ) Божиему намерению дается следующее выражение: «Не хорошо быть ч-ку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (2, 18). Будучи выше всех животных (2, 19 сл.), ч-к может найти такую помощницу только в той, к-рая «кость от костей его и плоть от плоти его» (2, 21 слл). Бог создал ее для него; вот почему оставит ч-к отца и мать своих и прилепится к ней любовью, и будут «одна плоть» (2, 24). Т. обр. начало находит смысл, выражая единение в плоти двух существ, к-рых Бог призывает помогать друг другу во взаимной любви. При первобытной целостности это начало свободно от всякого ощущения стыда (2, 25), но вследствии греха оно дает повод к смущению (3, 7) и отныне жизнь ч-ской четы будет подвержена страданию, а также искушениям похоти и стремления к господству (3, 16). Однако, для «матери живущих» (3, 20) чадородие будет постоянным благодеянием Божиим (4, 1, 25 сл.). В священнич. повествовании (1) драматических элементов не так много. Ч-к, сотворенный по образу Божию, чтобы господствовать над землей и населять ее, представляет собою в действительности чету (1, 26 сл.). Чадородие здесь является самой целью полового начала, к-рое «весьма хорошо», как и все творение (1, 31). Так утверждается божественный идеал Б. до того, как род ч-ский развратился грехом. Когда Бог приступает к воспитанию Своего народа, даруя ему брак уже перестал быть на уровне этого первоначального идеала. Оттого бывает, что в жизненной практике Закон частично приспособляет свои требования в ч-скому жестокосердию ( Мф 19, 8 ). Чадородие рассматривается как основная ценность, к-рой подчинено все остальное. Но обеспечивающее его брачное установление содержит также следы древних обычаев, весьма далеких от того, что указано как прототип Б. в Быт. 1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010