Скачать epub pdf Литургия оглашенных – Алексей Сергеевич, когда и как возникло разделение Божественной литургии на две части – Литургию оглашенных и Литургию верных, на которой оглашенные – те, кто не принял еще крещение – присутствовать не должны? – Скорее всего, это разделение возникло, когда в ранней Церкви появился институт оглашенных, то есть когда людей стали не просто крестить, а постепенно готовить к Крещению. Произошло это, видимо, не ранее IV века, когда христианство вышло из катакомб, стало государственной религией, и появилось много желающих принять эту веру. Некрещеные, но объявившие уже о своем решении креститься не могли причащаться, но могли присутствовать на богослужении, пока на нем читали Священное Писание , пели, произносили проповеди. Так возникло и оформилось разделение Божественной литургии на две части. Но в IV веке Литургия оглашенных была очень короткой, всего лишь чтение Писания и поучение, а затем стали добавляться еще песнопения суточного круга, антифоны, тропари и кондаки, повествующие о событиях церковного календаря. Уже к VIII-IX векам чин Литургии оглашенных оформился. – В одном из прошлых номеров газеты мы с Вами достаточно подробно говорили о проскомидии. Что происходит невидимо для нас в алтаре храма по ее завершении и до возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа»? – Священник и диакон становятся перед престолом, совершают троекратное поклонение, читая молитву «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя», затем священник, воздев руки (это элемент ветхозаветного богослужения – молитва с воздетыми руками) читает «Царю Небесный» (молитва Святому Духу), «Слава в вышних Богу» (ангельское славословие) и «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою». И затем диакон с воздетым орарем произносит очень важные слова: «Время сотворити Господеви, владыко, благослови». Отныне уже не мы, не люди, но Сам Господь действует в храме. Священник благословляет диакона, и между ними происходит диалог: «Помолися обо мне, владыка святый» – «Да исправит Господь стопы твоя». Затем диакон выходит через северную дверь алтаря, и начинается Литургия оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Скачать epub pdf Глава 29. Воспитание верующих в духе благоговенного отношения к храмовому богослужению – задача пастыря После всего сказанного о духовно-эстетических требованиях, предъявляемых к православному храмовому богослужению, со всей очевидностью выявляется задача священника – воспитать в прихожанах сознательное отношение к Божественной службе и благоговейную дисциплину. Основным средством такого воспитания служат, конечно, проповеди, специально посвященные разъяснению основных моментов богослужения и правил поведения в храме. Не стесняясь повторений, пастырь должен регулярно произносить такие поучения из года в год, так как состав прихожан меняется и вновь пришедшие, как правило, совершенно не образованы в церковных и литургических вопросах. Кроме того, пастырская воспитательная работа должна быть в первую очередь обращена к «добродеющим во святем и всечестнем храме сем, труждающимся, поющим и предстоящим людям», то есть к церковным служащим, посвятившим себя поддержанию порядка и благолепия: женщинам, стоящим «при свечах», за «церковным ящиком», выпекающим просфоры («просвирням»). Все они должны быть, безусловно, церковно более подготовлены, чем рядовые прихожане, так как именно к ним чаще всего обращаются приходящие в храм с вопросами о порядке совершения богослужений, треб и о смысле того или иного момента литургии, Таинств, обрядов. Однако часто приходится с прискорбием слышать советы, исходящие от них, которые свидетельствуют о непонимании или извращенном толковании важнейших моментов богослужения, подчас соблазнительные, а то и неосознанно еретические. Кроме того, их неблагоговейное поведение во время богослужения буквально умерщвляет в людях молитву. О возжжении свечей Свет свечей, которые верующие ставят на подсвечниках перед иконами в храме, имеет свой особый смысл. Во-первых, это образ Небесного света, во-вторых – знак горения душ верующих христиан к Богу, знак их горячего стремления приобщиться в молитве и Таинствах к Божественному Свету Христову. (Подробно значение церковных свечей изложено в IV т. «Настольной книги священнослужителя») В этом смысле и понимает большинство верующих обычай возжигать свечи во время богослужения: народное выражение «поставить свечку» почти равнозначно выражению «пойти в храм помолиться». Поэт A. Н. Майков (1821–1897) прекрасно выразил чувства православного народа, связанные с огоньком церковной свечи:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Великая пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних. Великая Пятница – самый скорбный день в году.   Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение. «Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение». В Великую пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером — читаются Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых. Великая пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних. Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Палащаницы.

http://pravmir.ru/den-velikoj-pyatnicy-s...

Часть V. Таинство таинств Таинство таинств. Два замечания Несколько слушателей просили меня, и неоднократно, объяснить в этих беседах смысл Божественной литургии. Дело в том, что именно на литургию, на то самое богослужение, что с первых дней христианства составляло средоточие всей христианской жизни, всегда были направлены громы и молнии антирелигиозной пропаганды, насмешки и разоблачения так называемого научного атеизма. И это потому, что в убого-упрощенном мировоззрении, выдающем себя за последнее слово человеческой науки, нет и конечно не может быть места духовным реальностям, о которых свидетельствует и которые выражает собою христианское богослужение. В самом деле, так легко, казалось бы, высмеять странное действие, относительно которого вполне взрослые люди утверждают, будто хлеб и вино превращаются здесь в тело и кровь Человека, умершего почти две тысячи лет тому назад, и что главное назначение христианства в том, чтобы все люди в этом странном действии участвовали. Какая легкая мишень для антирелигиозной пропаганды! И вот она начинает на все лады «развенчивать» литургию: «пережиток древних кровавых жертвоприношений, когда приносившие жертву тут же и съедали ее», «варварский обычай, бессмысленный и дикий» и т.д., и т.д., и т.д. Бесчисленные брошюры, музейные экспозиции с текстами и диаграммами... Конечно, христианин, у которого есть личный и непосредственный опыт литургии, знает бессмысленность всей этой атаки, не имеющей никакого отношения к тому, что реально происходит в храме. Он знает всю духовную глубину и красоту этого ни с чем не сравнимого священнодействия. Но вокруг нас миллионы тех, кто этого непосредственного опыта и знания не имеет и с детских лет воспитан на плоской псевдонаучной пропаганде! И они продолжают думать, что в христианских храмах совершаются какие-то архаические обряды, во время которых люди в странной одежде произносят таинственные заклинания, убеждая всех веровать в некую «магию» с хлебом и вином. Вот почему о литургии нужно говорить, вот почему нужно объяснять ее пресловутому современному человеку, который, быть может, внезапно для себя увидит, что служба эта имеет самое прямое отношение к нему, к его жизни, к его столь далеким, казалось бы, от религии и богослужения интересам и чаяниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной "/> Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. ( Ин.8:12 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Святое Евангелие есть свет Христов, просвещающий каждого человека, стремящегося к духовному совершенствованию. Именно об этом мы с вами слышали в сегодняшнем чтении за Божественной литургией (см. Ин.8:12-20 ). Речь шла о днях праздника кущей, когда Господь наш Иисус Христос оставался в храме и продолжал проповедовать иудейскому народу. Спаситель знал, что среди Его слушателей очень много недоброжелателей, людей, враждебно настроенных против Него. Но как Истинный Бог Он не боялся их, потому что, при всем своем желании, книжники, фарисеи и прочие вожди иудейские ничего не могли сделать Сыну Божию, потому что еще не пришел час Его. Однако были в храме и те, для кого слова Господа явились настоящим откровением. Постепенно из зрителей и свидетелей необыкновенных чудес, совершаемых Иисусом Христом, они становились учениками и приверженцами Господа. Называя Себя светом миру, именно о таких людях Спаситель сказал: кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. И слова эти адресованы не только им, но и всем христианам, всем людям, исповедующим православную веру. Через время обращение Господа озаряет и наши души неизреченной радостью Богообщения и соучастия. О каком же свете говорит Господь наш Иисус Христос? Слово «свет», как термин, обозначающий духовное просвещение, встречается довольно часто у ветхозаветных пророков. Однако в устах Сына Божия это слово приобретает более глубокое звучание. Ведь Иисус Христос — Носитель Божественной Истины, не просто духовно озаряет сердца и души, питает лучшие чувства и преображает все человеческое существо, но также в силу Своего теснейшего единения с Отцом Небесным, Источником всякого света, Господь наш Иисус Христос по-особому просвещает весь мир. Сын Божий дал людям спасительное учение, открыл дорогу в Богопознании, ибо путь к Отцу Небесному невозможен без Его Сына. Потому что знание Бога Отца неотделимо от признания и понимания Бога Сына.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска 22 сентября, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. 22 сентября 2013 года, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка митрополит Ростислав! Ваше Превосходительство, уважаемый Сергей Анатольевич, губернатор Томской области, высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры! Я с радостью совершил сегодня в этом историческом храме города Томска Божественную литургию, окруженный всеми вами. Я сердцем чувствовал вашу молитву, чувствовал ваше душевное состояние, которое мне передавалось. Действительно, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы возносим молитвы к Богу, мы одновременно оказываем влияние друг на друга, потому что связь с Богом осуществляется только посредством огромного внутреннего напряжения. Известны случаи, когда в самых строгих монастырях, где было очень много тяжелой физической работы, послушники, которые освобождались от физической работы для того, чтобы они несли богослужебную череду, нередко просили игумена снова вернуть их на самое тяжелое физическое послушание, потому что ничто не берет столько сил, сколько молитва. Но эти силы никогда не уходят впустую. Эта энергия, которую развивает человек, прикасается к другим людям и устремляется к Богу, и от Бога возвращается к нам в виде Божественной благодати, которая укрепляет наши силы, дает нам разумение, укрепляет нашу волю, освежает наши чувства, помогает преодолевать трудности сей жизни.

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-09-22/...

Скачать epub pdf Проповедь, произнесенная в храме Святого апостола Андрея Первозванного Патисион перед духовными чадами 21 февраля 1975 года. Дорогие мои чада! Перед нами сегодняшнее Евангелие, которое мы много раз слышали. Но, быть может, не все задумывались о том, что это Евангелие человек переживает непрерывно, переживает истинно во время каждой Божественной литургии. В засушливой пустыне наших дней люди более всего жаждут Божественной литургии. Что такое Божественная литургия для нас и для всего народа Божия? Это непременное участие в ней. Божественная литургия есть не что иное, как трапеза под открытым небом, которую сегодня нам приготовил Господь. Что сказано в Евангелии? Были собраны люди. Зачем? Ибо им нечего есть ( Мк. 6, 36 ). О том, что им нечего есть, Христу сказали апостолы. Тысячи людей, пришедших ко Христу, оставались без еды. Тогда Он рассадил их на траве рядами, по сто и по пятидесяти ( Мк. 6, 40 ) для того, чтобы насытить их души. Их, изшедших, Он собрал. Непрерывно совершаемая Божественная литургия – это наш исход, мои дорогие, наше сидение на траве и вкушение пищи. Откуда мы исходим? Те люди, из Евангелия, покинули деревни и города, в которых жили. Наш же исход – от самих себя и с мест, где мы живем. Разве вы не чувствуете, как, переступая порог храма, попадаете в особое пространство? Здесь вы укрываетесь от мира. Если и приходит к вам какой-либо помысел, то он воспринимается как нечто чуждое, и хочется поскорее отогнать его в сторону. Даже будучи не в силах в ним справиться, мы ощущаем его как лазутчика, незаметно проскользнувшего в наши владения. Когда я говорю „мы уходим от самих себя”, я имею в виду, что мы удаляемся от всего, что находится вне храма. Мы уходим силой воли, существом, истиной от себя самих, то есть от греха, наклонностей, желаний. Все то, из чего реально состоит наша жизнь, мы оставляем. Единственное, что действительно существует, – это Бог . Наше же «я» слеплено из грехов, воли, желаний. Все доброе в нем – от Бога, его сотворившего Своими руками, вдохнувшего в него Свое первое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

В древнерусских рукописях чина епископской хиротонии XV века уже сохранился чин интронизации новорукоположенного епископа (см.: АИ. Т. 1. 375. С. 472-473). Как и в описываемой блж. Симеоном Солунским византийской практике того времени (см. 1-ю часть настоящей статьи), епископа интронизировали уже не в кафедральном храме его города, но в том храме, где совершалась хиротония. Как и византийском чине XV века, епископа усаживали не на его собственный, а на предстоятельский трон (в данном случае — митрополичий), который переносился со своего обычного места к дверям жертвенника; непосредственными совершителями обряда интронизации, имевшей место сразу по окончании Божественной литургии (и хиротонии), были протопоп и прочие священники; сразу после обряда пелись многолетия. Впрочем, было и некоторое отличие от описанной блж. Симеоном Солунским практики — на каждое из троекратных усаживаний пели не «Аксиос!», а «Ис полла эти, деспота»; кроме того, в чине присутствовало указание о снятии с новорукоположенного и настолованного архиерея литургических одежд и облачения его в «переманатку [параман] с источниками», «икону» (т. е. панагию) и мантию с источниками (см.: Никольский. 1885. С. 4; Неселовский. 1906. С. 281-285). Об объезде митрополичьего города верхом на коне, как в византийской традиции, древнерусские рукописи XV века не говорят, но в источниках XVI-XVII веков указано совершать после хиротонии аналогичный обряд шествия на осляти (или же объезда Москвы в карете). При этом до патриаршества Иоакима интронизация (настолование) новорукоположенных архиереев совершалась так же, как и в XV веке — изменения сводились к некоторым уточнениям: вместо двух старших священников, обряд интронизации было предписано совершать протопопу и протодиакону, а к перечню возлагаемых после интронизаций облачений добавилось указание о вручении новорукоположенному архиерейского жезла, что сопровождалось особой речью митрополита или Патриарха (см.: АИ. Т. 4. 1. С. 11-14. Никольский. 1885. С. 4-7, 29-32; Неселовский. 1906. С. 292-293).

http://bogoslov.ru/article/378672

Скачать epub pdf Пятая беседа о Божественной литургии В прошлый раз мы с вами рассмотрели диаконское прошение о святом храме и о тех, кто входит в него с верой, благоговением и страхом Божиим. А сегодня рассмотрим следующее прошение: «О архиепископе нашем (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся» 1 . Иными словами, «давайте обратимся ко Господу с мольбой о нашем архиепископе, о почтенных священниках, о диаконах нашей Церкви, обо всем клире и народе». Почему так важно, даже необходимо и обязательно, молиться о епископе за каждой литургией? Прежде всего, это важно по священно-каноническим причинам. Ведь как раз возношение имени правящего архиерея свидетельствует о том, что в этом храме совершаются истинные таинства. Мы знаем, что первым совершителем Божественной Евхаристии был Господь наш Иисус Христос . В горнице во время Тайной Вечери Он совершил первую Евхаристию и дал нам заповедь: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ), совершайте это для того, чтобы помнить обо Мне. С того времени для Церкви главнейшим воспоминанием о Христе стала Божественная Евхаристия, причастники которой приобщаются таинству спасения, жизни вечной. Преемниками Христа стали святые апостолы. Вначале именно они были совершителями Евхаристии, о чем мы читаем в Деяниях (ср. Деян. 2:42 ). Апостолы собирали верующих, наставляли их в вере, молились и совершали таинство Евхаристии, после чего все причащались Тела и Крови Господней. Число христиан неуклонно росло, апостолы физически не могли быть повсюду, поэтому для совершения Евхаристии они рукоположили епископов и пресвитеров. В первые годы Церкви Христовой Евхаристию совершали одни епископы, пресвитеры были их помощниками. Со временем епископы дали благословение совершать это таинство и пресвитерам. До сих пор никакой иерей не имеет права совершать Евхаристию или любое другое священнодействие без благословения правящего архиерея. Как видите, прямое апостольское преемство православных епископов составляет одну из существенных сторон истинной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Сортировать по Исключить новости Публикуем обзор некоторых миссионерских и катехизаторских инициатив, действующих в Красноярской епархии Публикуем обзор некоторых миссионерских и катехизаторских инициатив, действующих в Красноярской епархии Богослужения с разъяснением В катехизаторском храме Красноярска начали совершаться «службы с разъяснением» 8 июня 2010 г http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1861/view Не воцерковившиеся еще красноярцы обрели возможность непосредственно за богослужением понимать смысл и строй совершаемого священнодействия. В красноярском Михаило-Архангельском храме, по благословению Правящего Архиерея обретшем статус катехизаторского, будут практиковаться специальные «богослужения с разъяснением». За Божественной литургией в воскресенье и за Всенощным бдением накануне священник, не нарушая хода службы, обращается с амвона к молящимся, объясняя смысл священнодействий и молитв. Духовенство храма надеется, что «службы с разъяснением» окажут помощь и тем из воцерковленных прихожан, кто не имеет возможности самостоятельно или специально изучать основы литургики или церковнославянского языка. Богослужения с сурдопереводом совершаются в нескольких храмах епархии В Свято-Троицком соборе проводят богослужения с сурдопереводом 6 марта 2007 г. http://www.kerpc.ru/news/by_nid/435/view Как сообщает пресс-служба Канского благочиния, 19/04 марта 2007 года в Свято-Троицком соборе города Канска находилась телевизионная съемочная группа 1 канала (Москва). Прошли съемки сюжета о сурдопереводе богослужений для глухонемых. Остальные прихожане вели себя смиренно по отношению к активной жестикуляции переводчика, не высказывая недовольства тем, что, может быть, она мешает им сосредоточиться на молитве. Напротив, горожане пропускали вперед людей с физическими недостатками, чтобы они смогли следить за руками переводчика, стоящего у клироса. Первая служба с сурдопереводом в Свято-Троицком соборе была совершена на Рождество Христово в 2006 г. по благословлению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. Переводил богослужения 20-летний студент Томской духовной семинарии, бывший учащийся воскресной школы при Свято-Троицком соборе Евгений Морозов. Он переводил все песнопения, слова священника, успевая попутно разъяснить прихожанам на языке жестов, что в данный момент совершает диакон, что сейчас будет совершать священник. В настоящее время богослужения переводит на языке сурдоперевода Высочина Ида Рудольфовна.

http://pravmir.ru/missionerskaya-i-katex...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010