Введение В Церкви первого тысячелетия многие крупные кафедры обладали своим собственным чином Божественной литургии, который обычно носил имя того апостола или святого, кто считался основателем и самой кафедры, и ее литургической традиции 1 . В частности, в Константинопольской Церкви это была литургия святителя Василия Великого , в Иерусалимской – литургия апостола Иакова, брата Господня, а в Александрийской – литургия апостола и евангелиста Марка. Литургия апостола Марка занимает центральное место в группе литургий египетского типа, главным признаком которого является особая структура анафоры: после вступительного раздела следуют различные поминовения, затем – рассказ об ангельском богослужении с пением песни «Свят, свят, свят...» (Sanc­tus), первая эпиклеза, повествование о Тайной вечере и установлении Евхаристии (institutio), и наконец провозглашение совершаемой литургии как подлинного воспоминания Тайной вечери и вообще домостроительства Христова (anamnesis), вторая эпиклеза и заключительное славословие. 2 Такой порядок заметно отличается от структуры сирийско-малоазийских анафор, в числе которых – и константинопольские анафоры святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста , и иерусалимская анафора апостола Иакова, и другие. Помимо специфической структуры (а значит – внутренней логики) главной евхаристической молитвы, литургия апостола Марка обладает и иными своеобразными чертами, которые в совокупности образуют самостоятельное и весьма важное свидетельство как об особенностях богослужебной практики в христианском Египте, так и о богословии Евхаристии в одной из ключевых традиций древней Церкви. Указанными обстоятельствами, а также хорошей – по сравнению с другими чинами литургий – сохранностью в ранних, до VII века, источниках обусловлено постоянное внимание к анафоре апостола Марка со стороны исследователей истории христианского богослужения и академической науки как таковой. Дополнительный интерес к чину литургии апостола Марка вызывает тот факт, что она сохранялась в богослужебной практике греческого мира – вернее, некоторых его частей: в Египте, на Синае, на юге Италии – дольше других неконстантинопольских литургий: до XII века и даже позднее. 3 В ХХ веке в Православной Церкви интерес к литургии апостола Марка возник с новой силой: она неоднократно совершалась в Александрийской и Элладской Церквах, известны случаи ее совершения в РПЦЗ и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Достаточно часть людей считающих себя вошедшими в церковную ограду не всегда способна к пониманию нашего православного богослужения. Люди могут годами ежевоскресно посещать богослужения, при этом, абсолютно не зная и не понимая смысла совершаемых литургических молитв. От редакции: весной 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден документ «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», разработанный Миссионерским отделом Московского Патриархата. В преамбуле документа отмечается, что принятый сегодня документ основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917-1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996-2002 гг.Новая концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей. В 2008 году клирики Белгородской епархии представили основные положения миссионерской концепции во многих епархиях Русской Православной Церкви, о том, как проходила презентация концепции мы вскоре расскажем читателям. Опыт и положения концепции с большим интересом обсуждались в епархиях. В преддверии архиерейского собора Русской Православной Церкви развернулась дискуссия вокруг практики совершения миссионерской Божественной Литургии. Портал «Правмир» публиковал тексты комментариев к этим службам: Объяснение Божественной Литургии Объяснение Литургии Преждеосвященных Даров Мы попросили иерея Димитрия Карпенко, одного из авторов концепции и комментариев к миссионерской Литургии подробнее рассказать о практике служения такой Литургии. Необходимость возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви есть одна из первоочередных задач всегдашнего служения Церкви. Возрождение церковной жизни во всей своей полноте невозможно без активизации миссионерских усилий Церкви, которая в свою очередь невозможна без нашего обращения к преданию Церкви и ее святоотеческому наследию. Один из основных вопросов развития современной миссионерской деятельности связан с «передачей опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины». Таким образом, созидание евхаристических общин есть важнейшая цель наших миссионерских усилий. Каждый приход должен соделаться такой общиной братьев и сестер во Христе, которая осознает свою ответственность перед Богом, Церковью и людьми в необходимости всеобщего свидетельствования, всеобщей совместной молитвы и всеобщего совместного участия в таинствах Церкви. Все это невозможно без разрешения основополагаюшего вопроса – нашего отношения к Таинству таинству – Таинству святой Евхаристии.

http://pravmir.ru/vopros-o-missionerskom...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Божественная Литургия Издательство «Никея» публикует в интернете — для бесплатного распространения — книгу «Божественная Литургия» протоиерея Алексея Уминского в электронных форматах: epub, fb-2, mobi. О чем и для кого эта книга? Все ли происходящее на Литургии мы можем понять и пережить духовно? В этой книге известный священник, протоиерей Алексей Уминский рассказывает о смысле, значении Таинства Евхаристии и шаг за шагом разъясняет все действия, совершающиеся на службе Божественной Литургии.Литургия является основой и центром всего, что совершается в Церкви. Вся православная богослужебная традиция готовит лишь к одному – к Евхаристии. То же происходит и в личной духовной жизни – участие в Таинстве Тела и Крови Иисуса Христа и делает нас христианами. Весь Новый Завет заключается в Жертве любящего Бога, вочеловечившегося и пролившего на Кресте Свою Кровь ради спасения людей. Особенность книги Эта книга написана священником, проповедником, тележурналистом. Эта книга написана искренним и открытым человеком. Каждая его работа – размышление о сокровенном, в каждом его выступлении – честность, независимость и готовность услышать другого. Отзывы читателей «На мой взгляд, выдающаяся книга отца Алексея Уминского, простым и емким языком автор, шаг за шагом разъясняет значение и смысл Божественной Литургии Православной Церкви. Не формальный подход автора и личный, живой прожитый им опыт Литургии удерживает внимание читающего до последних страниц книги. Для человека желающего глубоко разобраться в Православной Литургии, стремящегося не бессмысленно носить имя христианина, вступающего в Церковь — рекомендуется. Из нескольких, имеющихся у меня подобных книг на эту тему, я, несомненно, отдам предпочтение книге отца Алексея»/ Стальнов А.В. . Купить книгу можно: в Москве и Санкт-Петербурге : http://www.nikeabooks.ru/sale/ по всей России : интернет-магазин «Символ»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

В день 18-й годовщины интронизации Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя Код плеера Livejournal Liveinternet 10 июня 2008 г. 15:37 В день 18-й годовщины интронизации Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили члены Священного Синода, правящие архиереи Русской, Белорусской и Украинской Православных Церквей, представители Поместных Православных Церквей при Патриаршем престоле, викарные архиереи Московской епархии . После богослужения с поздравительным словом к Предстоятелю Русской Церкви обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир : Поздравительный адрес от членов Священного Синода Русской Православной Церкви по случаю 18-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Алексия Его Святейшеству, Святейшему Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый наш Отец! Ныне, когда вся Полнота Русской Православной Церкви молитвенно отмечает 18-летие Вашего восшествия на престол Первосвятителей Московских и всея Руси, и мы имели духовную радость вместе с Вами совершить Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, позвольте мне от лица архипастырей, пастырей, монашествующих и всей Вашей многомиллионной паствы, в Отечестве нашем и за его пределами пребывающей, сердечно поздравить Вас, Ваше Святейшество, с этой знаменательной датой. Произошедшее в 1990 году событие положило начало новому периоду в церковной и общественной жизни нашей страны — после десятилетий безбожного пленения в России началось духовное возрождение. Господь, возводя Вас от силы в силу, изволением Духа Святого и избранием Поместного Собора возложил на Вас нелегкий крест Патриаршего служения. Сколько за минувшие годы довелось сделать и пережить Вам, Предстоятелю нашей Церкви, то в полной мере ведомо лишь Ему — Пастыреначальнику и Совершителю нашего спасение. Мы же, являясь Вашими современниками и сослужителями, с благодарностью Богу свидетельствуем: все в Вашей жизни подчинено двуединой цели — служению Богу и людям, стремлению живо откликнуться на вопросы современников, обращенные к Церкви, и дать на них исчерпывающие ответы, дабы познали они Того, Кто есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6). На Вас сбываются слова святого Апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).

http://patriarchia.ru/db/text/420854.htm...

Служение Святейшего Патриарха Кирилла в 2012 году 14 января 2013 г. 12:00 Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси публикует избранные фотографии служения Святейшего Патриарха Кирилла. В альбом вошли фотографии основных событий — богослужений, поездок, встреч Предстоятеля Русской Православной Церкви в просшедшем 2012 году. Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Рождественское интервью в Патриаршей резиденции Перед началом Рождественского богослужения в Храме Христа Спасителя Перед началом Рождественского богослужения в Храме Христа Спасителя Перед началом Рождественского богослужения в Храме Христа Спасителя Посещение Научно-практического центра медицинской помощи детям Департамента здравоохранения г.Москвы Освящение воды в Крещенский Сочельник в Храме Христа Спасителя Xll церемония вручения премий Международного фонда единства православных народов XX Международные Рождественские образовательные чтения Патриаршее служение в домовом храме МГУ в день памяти святой мученицы Татианы Дети, встречающие Святейшего Патриарха у храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках Дети встречающие Святейшего Патриарха у храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках Божественная литургия в Храме Христа Спасителя в годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла Божественная литургия в Храме Христа Спасителя в годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла Божественная литургия в Храме Христа Спасителя в годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Правительства Д.А. Медведевым Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом РФ В.В. Путиным Церемония вручения Макариевских премий за 2011 год Вручение Святейшим Патриархом Кириллом наград участникам мини-турнира по хоккею с мячом на Красной площади Чин великого освящения и Божественная литургия в храме вмч. Димитрия Солунского на Благуше Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя

http://patriarchia.ru/db/text/2708700.ht...

Отзыв архипастыря Книга «О Божественной литургии» схиигумена Саввы является очень нужным трудом, имеющим целью дать подробное и ясное объяснение Божественной литургии, ее священнодействий и их значение. Не все присутствующие за богослужением понимают смысл всех священнодействий, совершаемых во время литургии. Книга о. схиигумена Саввы «О Божественной литургии» дает на это подробное, хорошее, понятное и ясное объяснение. В ней изложены необходимые понятия о православном богослужении, которыми можно очень хорошо воспользоваться всякому православному христианину для осмысленного понимания православного богослужения. Православное богослужение для прочитавшего эту книгу станет более интересным, понятным, богатым и содержательным, что в свою очередь принесет ему большую духовную пользу от присутствия за этим богослужением (литургией). Всякому православному христианину необходимо знать свое богослужение и хорошо понимать его. В этом очень поможет ему книга схиигумена Саввы: «О Божественной литургии». В книге подробно объясняется все касающееся литургии: ее установление Господом нашим Иисусом Христом, какие имеются литургии, когда они совершаются, на какие части разделяется литургия, т.е. на проскомидия (как она совершается), на литургию оглашенных и на литургию верных. В ней осмысленно объясняются ектении и все последование литургии. К ней прилагается объяснение непонятных церковных слов. Все сделано для правильного и полного понимания Божественной литургии. Книга богата содержанием и интересна. В книге помещаются 9 молитв перед причащением. У кого их нет, их можно найти в этой книге и воспользоваться ими для приготовления себя к святому причастию. Книга дает некоторые сведения и об инославных литургиях (римско-католической и протестантской) и указывает на отличия их от православной литургии. Эта книга, несомненно, обогатит Вас и пополнит Ваши знания о Божественной литургии, основном и самом важном христианском Богослужении. Хорошо, наконец, написано и заключение книги, в котором автор говорит о великой пользе присутствия христианина за Божественной литургией, которое приносит ему великие духовные плоды: высокое религиозное настроение, бодрость в крепость, день проходит в радостном настроении, в семью приносится благословение Божие и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

II. Образ жизни Монашеский образ жизни, отмеченный уважением к молитвенному правилу. Регулярное участие в литургических богослужениях В то время, когда он еще только стал епископом Рашки и Призрена, а также в Белграде, Его Святейшество Павел все время, пока был и патриархом, вел совершенно монашеский образ жизни, лишь добавляя более высокие обязанности и ответственность к тем, которые имел, будучи простым монахом. Каждый день он вставал в четыре часа утра, исполнял монашеское правило, состоявшее из некоторого числа молитв и земных поклонов. В пять часов утра он шел на Божественную литургию. Вначале он совершал ее в патриархийной часовне святого Симеона Мироточивого, расположенной на третьем этаже. Но вскоре часовня уже не смогла вмещать в себя все большее и большее число верующих, которым патриарх дозволял свободно участвовать в этой ранней литургии. Он все чаще совершал ее в большом зале Патриархии, расположенном на первом этаже: не только потому, что здесь было больше места, но и потому, что лестницы были более удобными для людей престарелых и больных. Очень часто в этом зале собиралось до пятисот человек – именно столько он и мог вместить. Патриарх не имел ни профессионального хора, как это бывает в других православных странах, ни просто постоянного хора; прихожане по доброй воле собирались вместе, чтобы петь на литургии. Патриарх часто приходил с большим количеством записок, в которых были вписаны имена верующих – усопших, а также, больных или переживающих трудности, которые присутствовали сами или за которых их близкие просили патриарха (всегда доступного для подобных просьб) – помянуть их на проскомидии или во время самой литургии. Эти литургии совершались просто, без патриаршей или епископской пышности (например, патриарх сам надевал и снимал облачение, зачастую служил без диакона); были они необычайно продолжительными. В конце литургии патриарх произносил проповедь , которая была почти всегда толкованием на Евангелие или Апостольское Послание дня. Единственной целью проповедей было научение верных. При этом патриарх произносил проповеди просто, используя общедоступный лексикон 59 , коротко, сосредоточиваясь на одной теме, чтобы услышанное осталось в памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Богоматерь в Литургии и гимнографии Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 16 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 1 “Христианство с одним Христом, но без Богоматери — это есть в сущности какая-то другая религия, чем Православие”, — так расценивал отец Сергий Булгаков почитание Богородицы 2 . И действительно, православное богослужение — Божественная Литургия и суточные богослужения — немыслимо без вновь и вновь возносимой хвалы Богоматери. Даже в наиболее священном (если можно так выразиться) моменте Божественной Литургии, следующем непосредственно после преложения евхаристических даров через снисхождение Святого Духа, первой звучит хвала Богоматери. Священник молится о призывании Святого Духа в Литургии Иоанна Златоуста: “Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших праотцев изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии”. Затем всегда следует песнопение в честь Богородицы, притом в большинство дней церковного года — вероятно, самое красивое из этих песнопений: состоящая из двух частей Песнь Богородицы: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присно­блаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем . Помимо этого центрального места, Богоматерь упоминается в заключении каждой ектеньи: Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим . Еще обильнее похвалы Божией Матери в суточных богослужениях, которые немыслимы без постоянно повторяющегося упоминания Богородицы. И здесь, как и в Божественной Литургии, ектеньи заканчиваются упоминанием Богоматери, а богородичен всегда следует за постоянно повторяющимся прославлением Святой Троицы: Слава Отцу и ныне и присно . Посмотрим, что это означает для всенощного бдения в канун воскресенья и больших праздников: первый богородичен поется к стихирам на Господи воззвах , притом в особом месте, ибо здесь начинается вход вечерни как внешняя кульминация вечернего богослужения. Богородичен в стихирах на Господи воззвах часто настолько богат богословской и догматической мудростью, что его называют также догматиком. Стихиры на литии также содержат богородичен, как и стихиры на стиховне. Тропарь Богоматери ( Богородице Дево, радуйся ), о котором мы еще будем говорить, торжественно сопровождает конец воскресной вечерни в рамках всенощного бдения.

http://pravmir.ru/bogomater-v-liturgii-i...

В 1855–1857 гг. С.-Петербургская духовная академия издала в приложениях в Христианскому Чтению сборник под заглавием: «Писания св. отцев и учателей Церкви, относящияся к истолкованию православного богослужения», в трех томах. В сборнике этом, ныне составляющем, повидимому, уже библиографическую редкость, помещены в русском переводе: Книга о церковной иерархии Дионисия Ареопагита с примечаниями преп. Максима Исповедника и толкованиями Георгия Пахимера, Отрывок из слова св. Софрония Иерусалимского о божественном священнодействии, Тайноводство преп. Максима Исповедника . Последовательное изложение церковных служб и обрядов и таинственное умозрение о их значении, Германа Константинопольского ; затем во втором и третьем томах сборника помещены: все сочинения Симеона Солунского , Изъяснение церковного последования Марка Ефесского , Изъяснение божественной литургии Николая Кавасилы и Краткое изъяснение литургии Паисия Константинопольского. Хотя все сочинения, помещенныя в сборнике, за исключением Отрывка из слова св. Софрония, были известны в русской литературе и ранее, но главным образом только по неудобопонятным славяно-русским переводам, которые существовали притом только в рукописях и потому не только для большинства, но и для ученых, интересующихся церковною обрядностию, были весьма мало доступны. Мысль издать все эти сочинения, весьма важныя для понимания истинного духа и смысла православного богослужения, в одном сборнике и в удобопонятном русском переводе была мыслию, поистине весьма счастливою и плодотворною. К сожалению в Сборник этот вошло не все, что могло и что должно бы было войти в него из писаний отцев и учителей Церкви касательно толкования богослужения 1 . По всей вероятности это произошло не от того, что издатели не заботились о полноте, а от других причин, – главным образом от того, может быть, что у них не было под руками всего, относяшагося к содержанию изданного ими сборника: это было бы не удивительно и в наше время. Как бы то ни было, но некоторыя сочинения древних греческих писателей, весьма важныя для истолкования богослужения, доселе остаются русской публике неизвестными. К числу таких сочинений следует отнести, особенно и прежде всего, издаваемое нами ниже в русском переводе Толкование литургии Феодора епископа Андидского, писанное им по просьбе Василия, епископа Фитийского. Греческий текст этого толкования издан кардиналом Майем в Nova Bibliotheca Patrum (t. VI, p. 545) и затем перепечатан отсюда Минем в его Патрологии (t. 140. Ser. gr. p. 413). Из этой последней мы и взяли его для перевода. Толкование это есть одно из наиболее древних греческих сочинений этого рода, и весьма замечательно, как по назидательности своей, так и по своей особенной полноте и стройности. Оно, кроме того, весьма важно и в историческом отношении, так как заключает в себе многия указания весьма ценныя для истории литургии и ея толкования, и во всяком случае вполне заслуживает того, чтобы сделать его известным и доступным для русских читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Глава пятая. Из истории молитвы «Никтоже достоин» Исторически великий вход был связан с тремя компонентами, которые за длительное время своего существования подвергались модификации. Чтобы представить историю их возникновения и модификации, рассмотрим эти компоненты в том порядке, в каком они возникали. В 4-й главе был обстоятельно изложен самый ранний из компонентов – поцелуй мира, или целование святых. Здесь мы изложим историю молитвы «Никтоже достоин», которую священник тайно читает в то время, когда открываются Святые Врата, лик поет «Иже херувимы», а диакон совершает каждение алтаря, престола, иконостаса, иерея, ликов и молящихся. Эту молитву автор впервые встретил в очень раннем списке «Божественной литургии иже во святых отца нашего Григория», опубликованном в 1716 году аббатом Евсевием Ренодотом. Несколько слов об издателе этой литургии Евсевии Ренодоте. Евсевий Ренодот (t 1720) – автор двух томов Liturgiarum orientalium collectio (Parisiis, 1716). В первом томе он издал египетские литургии: Василия Великого , Григория Богослова , Кирилла Александрийского и апостола Марка. Во втором томе он приводит до 40 списков сирийских литургий и комментарии к ним. Заслуга Ренодота перед литургической наукой огромна. Он первым из ученых пришел к выводу о единстве литургии у всех христианских вероисповеданий (за исключением протестантов), выяснив, что в их основе лежит общее апостольское установление, несмотря на существование в разных Церквах различных форм, которые имеют отношение к апостольскому установлению, как частное к общему. Отсюда Ренодот пришел к необходимости классификации литургий, даже носящих имя одного и того же лица, например апостола и евангелиста Марка, на отдельные местные группы: александрийскую, сирийскую, коптскую. Этим Ренодот положил начало дальнейшей разработке истории литургии. Нам остается добавить, что большое количество изданных Ренодотом памятников он сам перевел с сирийского языка на латинский, сделав таким образом сирийские и коптские литургий доступнымидоя ученых, не владеющих данными языками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010