От составителя Служба «Всем святым, в земле Российской просиявшим» – не только жемчужина отечественной гимнографии, венчающая цикл праздников Цветной Триоди. Это еще и свидетельство благодати новомученичества в России, которой сподобился великий гимнограф 20-го столетия, священноисповедник Афанасий (Сахаров) . Не загружая предисловия, отсылаем читателя к замечательной книге, выпущенной Свято-Тихоновским Богословским институтом 1 , которая посвящена исследованию и изложению этой службы. В настоящем издании мы преследовали следующие цели: До сих пор все издания службы «Всем святым, в земле Российской просиявшим» излагали ее в том виде, в котором ее оставил священноисповедник Афанасий. Текст службы подразумевает служение ее во всей полноте, как если бы она служилась самостоятельно, не соЕдиняясь ни с каким другим праздником. Мы же, руководствуясь решением Поместного Собора 1918 г., в первую очередь излагаем ее в соединении с воскресной службой 1-го гласа. Это значительно облегчит многим регентам проведение службы русским святым в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Текст основного раздела нашей публикации изложен по Октоиху (воскресная служба 1-го гласа) и Минее. 2 В приложение вошли остальные гимны этой службы с изложением устава для совершения ее «во ин день». Текст приложения основан на упомянутой выше публикации ПСТБИ, который в некоторых эпизодах отличается от текста Минеи. Поименный список русских святых, возглашаемый на литии, вынесен в отдельное (2-е) приложение. Он дополнен именами новомучеников и исповедников Российских, в лике которых прославлен и еп. Афанасий. Нотный раздел включает в себя и обиходные напевы подобнов, и наиболее яркие произведения современных композиторов. Е. Кустовский Служба всем святым, в земле Российской просиявшим совершаемая в Неделю 2-ю по Пятидесятнице На малой вечерни На Господи, воззвах: стихиры воскресны на 4, глас 1: Вечерния наша молитвы: Обыдите, людие: Приидите, людие: (зри на велицей вечерни) Слава, святых, глас 4: Божественнии отцы,/бысте цвети духовнии Русския земли,/похвала наша и утверждение/и всем благоутишное пристанище:/о вас бо земля наша хвалится,/стяжавши вас, яко неистощимое сокровище,/и ныне, аще телесне язык ваш умолче,/но чудеса свидетельствуют прославльшаго вас Господа./Емуже молитеся//даровати душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

сост. Е. Кустовский От составителя В прошлом и позапрошлом веках неоднократно возникала идея адаптировать богослужебные книги для удобного пользования ими на клиросе. Некоторые публикации впрямую были задуманы как книги для совместного использования их в богослужении целым хором или ансамблем певчих. Это вполне понятная задача – если на службе поет группа певчих, то они должны достаточно удобно считывать с книги нужные молитвословия, не спотыкаясь в прочтении слов из-за мелкого шрифта или неудобного расположения текста в книге. Данная публикация задумана как очередная реализация этой идеи. Здесь собраны воедино все воскресные службы богослужебной книги Октоих. В современной приходской практике такие службы поются как правило наибольшим количеством певчих храмового клироса, как службы торжественные, праздничные. Само собой, спеть воскресную службу хором в 10–12 человек по оригинальному Октоиху довольно затруднительно, поэтому приходские хоры пользуются либо самодельно-рукописными «погласниками», либо наиболее удобными современными публикациями различных издательств 1 . В настоящей публикации мы постарались учесть и опыт предыдущих публикаций в этом жанре, и пожелания регентов и певчих различных храмов. Вот какие принципы были положены в основу этой работы: 1 . В нашем издании по принципиальным соображениям остутствует нотный раздел, очень характерный для подобного рода публикаций. На наш взгляд, гласовые напевы в России настолько различны, что публиковать какую-либо отдельную гласовую традицию означало бы существенно увеличить объем издания, но при этом сузить круг пользователей этой книгой. К тому же в наше время выпущено достаточно нот гласового обихода в том виде, как поют его в различных регионах России. 2 . В книгу вошли только те разделы воскресных служб, для которых требуется клиросный хор – чины Всенощного бдения (Великой вечерни и утрени) и Божественной Литургии . За пределами издания остались такие чины, как малая вечерня, полунощница и повечерие. Суть в том, что эти чины, содержащиеся в богослужебном Октоихе, исчезли из практики большинства приходских храмов, а также многих монастырей. Даже там, где их служат, достаточно одного псаломщика, который вполне способен провести повечерие или полунощницу по богослужебному Октоиху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из академической жизни [Тридцатилетие службы профессоров: П.И. Горского-Платонова и Е.Е. Голубинского и пр.] Источник Жизнь и смерть, радость и горе так близко и часто соприкасаются на нашей грешной земле, что их непрерывная смена составляет для нас неизбежное и совершенно обычное явление. Оглядываясь теперь назад на истекшее полугодие академической жизни и оставляя в стороне её обыденные мелкие события, я нахожу возможным остановить, прежде всего, внимание читателя на двух, более или менее выдающихся явлениях, которые и составляют собою обычную противоположность жизни и смерти, радости и горя. Весело было в академии 2-го октября и «многая лета» гремело, а ноября 20-го в ней слезы лились и раздавались печальные звуки «вечная память». To торжествовала она плоды своих забот и радовалась на воспитанных ею добрых деятелей, то хоронила свои не сбывшиеся надежды. Минувшей осенью исполнилось тридцатипятилетие учебной службы профессоров: П. И. Горского-Платонова и Е. Е. Голубинского и академическая корпорация в семейном товарищеском кружке поспешила выразить им свои добрые чувства и пожелания. Скромное домашнее торжество поставлено было рядом с годичным академическим праздником, являясь как бы его продолжением; и не имея ничего общего с искусственно создаваемыми гремучими юбилейными торжествами, этот интимный праздник академии тем более доставил всем искренней радости, что он обнаружил пред сознанием своих участников, какое доброе и прочное начало взаимного уважения и дружбы их соединяет. После Божественной литургии, ежедневно совершаемой теперь в академической церкви, в юбилейный день в присутствии профессоров и студентов о. ректор академии совершил соборно благодарственное молебствие, по окончании которого, благословляя юбиляров, вручил им по просфоре. Затем вся академическая корпорация собралась в ректорской квартире, где к ней присоединились ректор и преподаватели Вифанской духовной семинарии, в которой один из юбиляров получил свое первоначальное воспитание, а другой состоял несколько лет на преподавательской службе. Собрание открыто было о. ректором академии, который в речи своей живыми и меткими чертами охарактеризовал многоплодную ученую и профессорскую деятельность обоих виновников торжества и сердечно приветствовал их от лица всей академии. При конце речи о. ректора старейший из присутствовавших профессоров, Д. Ф. Голубинский поднес юбилярам те небольшие подарки, которыми их сослуживцы и почитатели желали сохранить навсегда память о тех чувствах, какие они питали и питают к его виновникам. Проф. Е. Е. Голубинскому поднесен был золотой докторский знак, на обратной стороне которого синей эмалью сделана следующая надпись: « Евгению Евсигнеевичу Голубинскому от сослуживцев и учеников. 1858–1893», а проф. П. И. Горскому-Платонову еврейская библия в изящном шагреновом переплете. На задней стороне книги укреплена металлическая пластинка с надписью: « Павлу Ивановичу Горскому-Платонову от сослуживцев и учеников. 1858 –1893».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Обозрение службы в предпразднство и попразднство Малая вечерня Стихиры на Господи воззвах, глас 1, подобен: Небесных чинов Крест возносится и прогоняются демоны, разбойник же открывает врата Эдема; смерть умерщвляется и теперь явилась ничтожной. Поэтому веселитесь, все люди, – проклятие разрушено. Приидите, все боголюбивые, видя возносимым Крест драгоценный, (все) вместе прославим и воздадим славу единому Избавителю и Богу, взывая: Распятый на крестном древе, не презри нас молящихся. Моисей в древности усладил горечь (вод) через прообраз креста. А мы, таинственно изображая этот (крест) в наших сердцах всегда, спасаемся силой его. Слава и ныне, глас 6 Сегодня вырастает из недостижимых недр земли насаждение; (оно) подтверждает воскресение пригвожденного на нем Христа и, воздвигаемое руками священников, возвещает вознесение Его на небеса, через которое наша бренность 801 переселяется 802 от падения на землю в небеса. Поэтому с благодарностью воскликнем: Господи, вознесшийся на нем и им вознесший нас с собою, удостой (нас), как Человеколюбец, Твоей небесной радости. Из службы 16 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Сегодня световидно, как солнце, воссиял Честной Крест Твой, Христе, водружаемый на преславном Лобном месте и возвышаемый на пресвятой горе Твоей, Спаситель, весьма явственно показывая, что Ты, Всесильный, возвысил, как Человеколюбец, наше естество на небеса. Ныне небеса возвестили людям славу Твою, Непостижимый, ибо образ Креста, светло заблистав неприступным светом, обличил неистовый и жестокий нрав богоубийц. Поэтому прославляем человеколюбивое промышление Твое, Иисусе Всесильный, Спаситель душ наших. На стиховне утрени, гл. 6 Будем таинственными песнями согласно воспевать Крест Господень, на котором распялся Спаситель, всех воскресение. Приидите, множество монашествующих, в собрании божественно воспоем живоносное древо, на котором простерся Христос. Из службы 18 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Когда вознесся Ты, Владыка, на крест, то совознес падшую 872 Адамову природу; поэтому, вознося Твой пречистый Крест, Человеколюбец, просим у вышней Твоей силы, взывая: спаси, Вышний, как Бог милостивый, почитающих святое и светоносное божественное вознесение Креста Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

При рассматривании книг, относящихся к общественному Богослужению, прежде всего внимание останавливается на том, что во многих богослужебных книгах содержатся одни и те же службы. Например, последование утрени, последование вечерни видим и в Служебнике, и в Часослове, и в Октоихе, и в Минее, и в других книгах. И между тем ни в одной из этих книг не находим полной утрени, полной вечерни; ни одна из этих книг не заключает всех молитвословий для означенных служб. Молитвословия для них непременно следует искать в нескольких книгах 3 . От чего же происходить, что молитвы для одной службы общественного Богослужения находятся в разных богослужебных книгах? Причиной этого то, что в составе божественных служб иное поется или читается постоянно, неизменно почти в каждый день, в какой бы день ни совершалась известная служба, и иное изменяется в разные дни седмицы и года 4 . Изложить то и другое – неизменяемое и изменяемое 5 , нераздельно в одной книге так, чтобы в ней на каждый день вся церковная служба содержалась в полном составе от начала до конца, неудобно, так как для изложения всех служб и одного года, в полном их составе, потребовались бы сотни томов, потому что много перемен в Богослужении. Перемены бывают в продолжении седмицы 7 раз, сообразно разным священным воспоминаниям, соединяющимся с днями седмицы, а в году перемены бывают 365 раз, сообразно воспоминаниям в дни года. Затем перемены бывают и в разные года от того, что в Богослужении молитвословия дней седмицы понедельника, вторника и т. д. соединяются с молитвословиями дней (чисел) года. В продолжение семи лет, сряду, числа месяца приходятся на разные семь дней седмицы. Отсюда и соединение служб седмичных и годовых в продолжение семи лет бывает разное, и число разностей составляется значительное (365х7=2555). К этому должно присоединить, что для многих годов потребовались бы особые тома и потому, что с неподвижными днями года совпадают разные подвижные годовые 6 праздники и дни Богослужения, и поэтому также о многих числах года нельзя сказать, что в них в следующем году будут те же праздники, которые были и в нынешнем году и будут петы те же самые изменяемые молитвы, которые были в Богослужении в нынешнем году. И, следовательно, невозможно написать полные службы так, чтобы они заключались в одной книге и относились к каждому году. Поэтому в одних книгах, относящихся к общественному Богослужению, изложены такие молитвословия, которые постоянно или чаще других читаются на известной Божественной службе. В других же книгах заключены молитвословия, изменяемые при Богослужении, и притом молитвословия, как для подвижных, так и неподвижных дней, в особых книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При рассматривании книг, относящихся к общественному богослужению, прежде всего внимание останавливается на том, что во многих богослужебных книгах содержатся одни и те же службы. Например, последование утрени, последование вечерни видим и в Служебнике, и в Часослове, и в Октоихе, и в Минее, и других книгах. И между тем ни в одной из этих книг не находим полной утрени, полной вечерни; ни одна из этих книг не заключает всех молитвословий для означенных служб. Молитвословия для них непременно следует искать в нескольких книгах. От чего же происходит, что молитвы для одной службы находятся в разных богослужебных книгах? Причиной этого то, что в составе божественных служб иное бывает постоянно, неизменно, в какой бы день ни совершалась известная служба, и иное изменяется в разные дни седмицы и года. Изложить то и другое – неизменяемое и изменяемое 225 нераздельно в одной книге так, чтобы в ней каждая церковная служба содержалась в полном составе от начала до конца – неудобно, потому что богослужение ежедневно изменяется в некоторых частях, сообразно священным воспоминаниям, которые соединяются с днями седмицы, с числами года и подвижными праздниками. Следовательно, для изложения всех служб одного года, в полном их составе, потребовались бы сотни томов и с чрезвычайным множеством повторений одного и того же. Тем более, что для многих годов потребовались бы особые тома, потому что с неподвижными днями года совпадают разные подвижные 226 праздники и дни богослужения, и о многих числах года нельзя сказать. что в них в следующем году будут петы те же самые изменяемые молитвы, которые были в богослужении в нынешнем году. И, следовательно, невозможно написать полные службы так, чтобы они заключались в одной книге и относились к каждому году. Поэтому в одних книгах, относящихся к общественному богослужению, изложены такие молитвословия, которые постоянно или чаще других читаются на известной божественной службе. В других же книгах заключены молитвословия, изменяемые при богослужении, и притом молитвословия, как для подвижных, так и неподвижных дней, в особых книгах. Служебник и Часослов

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сортировать по Исключить новости Наставления блаженного старца Евсевия Янакакиса Церковные службы есть духовные инструменты. 28 августа, 2014 Церковные службы есть духовные инструменты. силой на земном шаре является благодать Божия. Похвальна ненасытность к Божественной благодати. Пусть она переполняет сердца наши. Когда к нам нисходит Божественная благодать, должно нам сосредоточиться, обрести самоконтроль, пребывать в молитве. С непрестанным усилием, с волей безгреховной и по милости Божией каждая душа совершенствуется в добродетели и святости. борется с грехом, пишет в книге Бога самые красивые страницы. Потому как всё и вся записывается в эту книгу. Кто покинул сей мир с добродетелью, тому уготован великий прием на Небесах. Принцип гарантированной пожизненной занятости госслужащего! Что это может значить перед вечностью? А обеспечили ли мы себе такой принцип там, на Небесах? По кирпичику должно нам возводить мост святости, который приведет нас в Рай. шепчет нам греховные помыслы. Все, сказанное Господом, свершится. Рай и ад существуют! И, конечно, нас, верующих, будут судить гораздо строже. Церковные службы есть духовные инструменты. Иисусова должна твориться в любое время. И неважно, сильная она или слабая. Находясь за рулем автомобиля, на дороге, везде. Разум, уста, сердце – цикл сердечной молитвы. Здесь помыслы исчезают. Обособляются, теряются. должна совершаться в любом случае. Пусть формальная, даже тогда, когда сам лукавый шепчет тебе о том, что она бесстрастная и формальная”. же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 6). Здесь имеется в виду не просто закрыть дверь своей комнаты, когда мы хотим помолиться, а закрыть и свои уши, и умы, и все свои чувства. Забыть всё, время для нас должно остановиться, мы должны говорить только с Бесконечным, с Единым, с Многомилостивым, с Всесострадательным Богом. В тот момент мы должны пребывать только в Боге. Выйти за пределы телесного. Именно этого желает Он, когда говорит “затворив дверь твою”, подразумевая здесь дверь наших чувств.

http://pravmir.ru/nastavleniya-blazhenno...

Сортировать по Исключить новости Публикуем обзор некоторых миссионерских и катехизаторских инициатив, действующих в Красноярской епархии Публикуем обзор некоторых миссионерских и катехизаторских инициатив, действующих в Красноярской епархии Богослужения с разъяснением В катехизаторском храме Красноярска начали совершаться «службы с разъяснением» 8 июня 2010 г http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1861/view Не воцерковившиеся еще красноярцы обрели возможность непосредственно за богослужением понимать смысл и строй совершаемого священнодействия. В красноярском Михаило-Архангельском храме, по благословению Правящего Архиерея обретшем статус катехизаторского, будут практиковаться специальные «богослужения с разъяснением». За Божественной литургией в воскресенье и за Всенощным бдением накануне священник, не нарушая хода службы, обращается с амвона к молящимся, объясняя смысл священнодействий и молитв. Духовенство храма надеется, что «службы с разъяснением» окажут помощь и тем из воцерковленных прихожан, кто не имеет возможности самостоятельно или специально изучать основы литургики или церковнославянского языка. Богослужения с сурдопереводом совершаются в нескольких храмах епархии В Свято-Троицком соборе проводят богослужения с сурдопереводом 6 марта 2007 г. http://www.kerpc.ru/news/by_nid/435/view Как сообщает пресс-служба Канского благочиния, 19/04 марта 2007 года в Свято-Троицком соборе города Канска находилась телевизионная съемочная группа 1 канала (Москва). Прошли съемки сюжета о сурдопереводе богослужений для глухонемых. Остальные прихожане вели себя смиренно по отношению к активной жестикуляции переводчика, не высказывая недовольства тем, что, может быть, она мешает им сосредоточиться на молитве. Напротив, горожане пропускали вперед людей с физическими недостатками, чтобы они смогли следить за руками переводчика, стоящего у клироса. Первая служба с сурдопереводом в Свято-Троицком соборе была совершена на Рождество Христово в 2006 г. по благословлению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. Переводил богослужения 20-летний студент Томской духовной семинарии, бывший учащийся воскресной школы при Свято-Троицком соборе Евгений Морозов. Он переводил все песнопения, слова священника, успевая попутно разъяснить прихожанам на языке жестов, что в данный момент совершает диакон, что сейчас будет совершать священник. В настоящее время богослужения переводит на языке сурдоперевода Высочина Ида Рудольфовна.

http://pravmir.ru/missionerskaya-i-katex...

Сортировать по Исключить новости Божественная литургия — самое важное богослужение Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 4 декабря, 2005 Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так они следуют примеру святых апостолов и Самого Господа, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Спасителя, пили из Чаши и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: “Сие есть Тело Мое…” и “Сие есть кровь Моя…”. Божественная литургия Христос заповедал Своим апостолам совершать это Таинство, а апостолы научили этому своих преемников — епископов и пресвитеров, священников. Первоначальное название этого Таинства Благодарение — Евхаристия (греч.). Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело). Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

http://pravmir.ru/bozhestvennaya-liturgi...

VII. Из чина заупокойной службы (в мясопустную субботу), панихиды и погребения умерших Стихиры на Господи воззвах, гл.8: 1. Вспоминая всех умерших, от начала мира благочестиво живших, будем, верующие, воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судии всех живущих на земле, и с радостью удостоились стать по правую сторону Его, на стороне угодивших Ему, получив участие со святыми в светлом и вечноблаженном Его Небесном Царстве. 2. Спаситель, Ты, искупивший людей Своею кровию, Своею смертью избавивший нас от горькой смерти и Своим воскресением дающий нам вечную жизнь, упокой, Господи, всех умерших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на земле, всех правителей, священников, архиереев, монахов и мирских всякого возраста, и удостой их небесного Твоего царства. 3. Христе, чрез Твое воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой Твоих рабов (или раба Твоего) в Твоем блаженном жилище, там, где пребывает Авраам, всех, которые от Адама и до настоящего дня послужили Тебе верно, отцов и братьев наших, друзей и родных вместе, и переселились к Тебе многоразличными образами. Боже, удостой их всех небесного Твоего Царства. Слава и ныне: Плачу и рыдаю, вспоминая вечный огонь, тьму кромешную, ад, лютого червя, а также и постоянный скрежет зубов, и страдания, ожидающие без меры грешивших и Тебя, Премилосердного, прогневавших злою жизнью, из которых первый и единственный грешник – я, окаянный. Но, Судия, как Всещедрый, спаси меня по Твоей милости. На стиховне, гл.6: Началом существа моего было Твое творческое повеление, ибо, восхотев составить меня живым из невидимого начала и видимой природы, Ты создал мое тело из земли, а душу дал мне, вдохнув ее Твоим Божественным и дающим жизнь дуновением. Поэтому, Христе, упокой раба Твоего в стране живых, в жилище праведников. Стихиры на хвалитех, гл.8: 1. Братья, приидите прежде, чем наступил конец, рассмотрим всю немощность нашей природы, все ничтожество наших телесных органов. Что все это? Прах, тление, пища червей. Всмотримся в могильные трупы: где силы? где красота лица? где говоривший умные речи язык? где блеск и яркость глаз? – все истлело! О, Спаситель, пощади всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010