Итак, в литургии преждеосвященных на великом входе с жертвенника переносимые на престол св. дары суть истинное тело и истинная кровь Христовы, потому они и почитаются Божескою честию, а не образно – народ повергается ниц на землю и так пребывает во вся время перенесения даров 107 . . Засим не достоит умолчать и о различии в самом перенесении св. даров на литургии Василий Великого или св. Златоуста и преждеосвященной. На литургии Василия Великого и св. Златоуста св. дары, как ещё только вместообразные и несоединённые, переносятся на великом входе тот и другой вид особно: диакон предшествует с дискосом, имущим на себе образный хлеб, а за ним последует священник с чашею, имущею образное вино. В литургии же преждеосвященных даров тело и кровь Христовы соединены, ибо святый агнец напоен Божественною кровию на литургии св. Василия Великого или св. Златоуста после освящения оного; в чашу же на литургии преждеосвященных вливается простое вино. Посему на литургии преждеосвященных сам иерей должен нести соединённые св. дары, тело и кровь Христовы, на главе держа правою рукою, святую же чашу с вином против себя держа левою рукою, а диакон предшествует ему с кадилом, кадя святые дары, и людие тогда поклоняются им. Теперь читатель и из простейших может понять, какое различие существует между дарами, переносимыми на великом входе в литургии Василия Великого и св. Златоуста и в литургии преждеосвященных. На литургии Василия Великого и св. Златоуста переносятся дары только предуготованные быть телом и кровию Христовою, вместообразные оных, а ещё не преложенные в тело и кровь Христову, которые, значит, по существу суть ещё хлеб и вино, а на литургии преждеосвященных переносится на великом входе истое тело Христово, напоенное истою кровию Христовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Действия диакона в этот момент, а также взаимное целование священников и диаконов при соборном служении, иденитичны 557 . 2. 2.А.а. [И отверзается завеса царских врат.]_ 3.Б.а. 3.Б.а. во 3.А.б. же же въ во 3.Б.б. 3.Б.б. же въ [ до же за ны:]_ 3.Б.в. 3.Б.в. же же за ны, на В этой части Божественной литургии существует древний возглас диакона: (2). В первые века христианства он был обращён к привратникам и призывал их следить, чтобы с этого момента в храм не входил никто из некрещённых 558 . Этот возглас даёт нам возможность рассмотреть одно различие между современным русским и современным греческим чином, которое заметно на протяжении большей части литургии. а) «Двери, двери...»: вопрос о вратах св. алтаря. Речь идёт о положении царских врат и завесы во время Божественной литургии. Согласно сегодняшней греческой приходской практике, врата св. алтаря и завеса открыты на всём протяжении литургии. Лишь на время причащения священнослужителей (от «Святая святым» до «Со страхом Божиим...») на некоторых приходах задёргивается завеса, а иногда закрываются и врата. При этом в греческой традиции святые врата низкие, чаще всего не выше одного метра в высоту. У нас же, как известно, и в монастырях, и на приходах врата св. алтаря на «обычной» неархиерейской литургии остаются по большей части закрытыми. Завеса же задёргивается в определённые моменты второй части литургии. На архиерейской же литургии врата и завеса закрываются только на время причащения священнослужителей. Таким образом, получается, что в отношении святых врат и завесы рядовая греческая литургия тождественна архиерейской. При архимандричьем священнослужении врата св. алтаря у нас остаются открытыми до поставления Честных Даров на престол по Великом входе. В Русской Церкви также и заслуженные протоиереи иногда удостаиваются права служить с открытыми царскими вратами до того же момента литургии. Некоторые архимандриты и протоиереи получают право служить Божественную литургию с открытыми царскими вратами до «Отче наш...». Смысл подобного благословения заключается в передаче этим священникам епископского полномочия служить литургию более торжественно 559 . А для рядовой неархиерейской Божественной литургии сложившийся в Русской Церкви порядок открытия и закрытия царских врат и завесы можно суммировать в следующей таблице:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евхологии «новой редакции» получили быстрое распространение, вытеснив рукописи южно-италийского типа. В этот период продолжается развитие в «переходных местах» литургии: число антифонов в начале службы увеличивается до трёх, великая ектения, которая до занимала место сегодняшних ектений и молитв верных перед Великим входом 36 , перемещается в место перед Трисвятой песнью, а затем, в XI веке, в начало литургии, предваряя антифоны 37 . К этому же веку относятся первые свидетельства о введении в состав литургии изобразительных псалмов (102-го и 145-го) и блаженн вместо антифонов 38 . Перед Великим входом появляется молитва священника «Никтоже достоин», а после диалог между священником и диаконом 39 . Однако наиболее заметным в этот период является стремительное развитие протесиса и его оформление в отдельный богослужебный чин. Чтобы не замедлять течение службы, в протесис начинает совершаться не в течение литургии верных, а во время пения антифонов 40 , а примерно веком до начала литургии 41 . Также с в монастырской среде наблюдается тенденция прибавлять к Божественной литургии различные дополнительные элементы, такие как стихи псалмов, тропари и диалоги между священником и диаконом 42 . Эти элементы являются в основном подготовительными для священнослужителей. В качестве примеров можно привести диалог перед началом литургии, начинающийся словами «Время сотворити Господеви», и тропарь 3-го часа («Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа...») перед освящением Св. Даров. Развившееся чинопоследование протесиса и только что упомянутые подготовительные элементы стали полноправной частью Божественной литургии благодаря новому виду богослужебных рукописей, появившемуся в Речь идёт о «диатаксисах» или «уставах» Божественной литургии. Древнейшие из сохранившихся Евхологиев, относящиеся к почти совсем не имеют уставных указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В совокупности этих двух уровней богослужебная структура Литургии представляет собой развернутую двухслойную композицию, включающую в себя: 1) последование священнодействия и молитвословия (на схеме – ряд А) 2) последование песнопений, перемежающихся с возгласами священнослужителей, чтением Священного писания молитв (на схеме – ряд Б). Архитектоника Литургии включает в себя три основные части: Проскомидию, Литургию оглашенных и Литургию верных. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре. Ее назначение – в приготовлении Святых Даров для предстоящего совершения Таинства. Так как она не сопровождается пением, и непосредственно не связана с общественным действом мы ее не рассматриваем. Различие двух остальных частей Литургии определяется прежде всего, наличием двух сакральных сфер, определяющих место каждой из этих частей в плане общего предназначения службы. Так Литургия оглашенных своим наименованием свидетельствует о том, что в ней имеют право принимать участие и люди некрещеные (то есть оглашенные). Поэтому смысловой характер текстов Литургии оглашенных можно определить как назидательно проповеднический. Сюда включены тексты псалмов 102, 145 (так называемых «изобразительных»), которые «представляют собой выходящие из глубины души < > восторженно радостное прославление и благодарение (так идущее к Евхаристии) Бога за его милосердие, сказывающееся особенно в отношении грехов и помощи несчастным» 14]. Сакральная сфера Литургии верных – иная по своему характеру. Все здесь сосредоточено на совершении Божественной Евхаристии и Причащения. Поэтому эту часть Литургии можно называть евхологической (молитвенно созерцательной). В каждой из двух частей Божественной Литургии выделяются особо значимые моменты совершения священнодействия, сопровождаемые пением или чтением. В Литургии оглашенных таковыми можно считать Малый Вход с Евангелием, который согласно распространенному толкованию, напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную Проповедь 20 . А также «Таинство слова» – чтение Священного писания (Апостол, Евангелие). На Литургии верных – это Великий Вход со Святыми Дарами, во время которого Дары переносятся с жертвенника на престол для дальнейшего совершения Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В раннехристианский период после данной ектении оглашенные действительно покидали храм, а следили за этим церковные служители. Собственно после возгласа об исходе оглашенных и заканчивается данная часть литургии. Далее наступает время литургии верных. Литургия верных Третьей и самой главной частью Божественной литургии является литургия верных, на которой должны присутствовать только верные чада Церкви, принявшие Таинство Крещения. Это связано с тем, что именно на литургии верных происходят самые главные события, связанные с Таинством Евхаристии. Венцом же литургии верных, как и всей Божественной литургии в целом, является причащение верующих Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Так как во время литургии верных совершение Таинства Евхаристии приготовляется постепенно, мы рассмотрим каждый момент подготовки отдельно. В начале литургии верных произносятся две краткие ектении, а затем поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе…» В данном песнопении верующим напоминается о том, что они должны отрешиться от житейских проблем и уподобиться Херувимам, которые постоянно прибывают с Богом. Таким же образом должны и верующие мысленно пребывать с Богом и воспеть Ему трисвятую песнь. Перед Херувимской песнью открываются царские врата, и совершается каждение. В этот момент священник произносит тайную молитву с просьбой к Богу очистить его от всякой скверны и дать ему возможность подготовиться к Таинству Евхаристии. Самым же главным событием данной части литургии верных является перенесение честных Даров с жертвенника на престол, где они и пребывают до совершения причащения. В начале данного действа происходит выход священника и диакона из алтаря северными вратами. Диакон несет дискос, а священник – Далее происходит моление о Патриархе, митрополитах, архиепископах и проч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Естественно, что по окончании всей Литургии читается благодарственная ектения о ибо предполагается по духу Литургии, что все оставшиеся на Литургии обязательно и возглас «с миром изыдем» и благословляющая (заамвонная) молитва епископа или иерея. Заамвонная молитва. Эта молитва занимает в ряду евхаристических молитв совсем особое место. Ее текст в настоящее время неизменен во все дни года и одинаков для обеих Византийских литургий: «Благословляяй благословящыя Тя (Быт. 773 ]), Господи, и освящаяй на Тя уповающыя, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое (Пс. 774 ]), исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего (Пс. 775 ]): Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас (Пс. 776 ]), уповающих на Тя (Пс. 777 ]). Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, благоверному Государю… и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца светов (Иак. 778 ]): и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Название ее «заамвонная» показывает, что она читается среди народа. В древности епископ возлагал во время чтения этой молитвы свои руки на молящихся, подобно тому, как в конце литургии оглашенных он возлагал благословляющие руки на оглашенных, одержимых, просвещаемых и кающихся. На Востоке она читается перед иконой Спасителя (иерусалимская практика) или же, как и у нас, за амвоном (венецианская редакция служебника). Патриарх Герман Царьградский приписывает этой молитве особое значение, называя ее «печатию всех прошений и уставным 779 ] Главные мысли ее встречаются уже в последней молитве литургии СА VIII. благословение народа, сохранение иереев непорочными в их служении, соблюдение царей в мире, дарование благорастворенных воздухов и плодов земли в изобилии и B истории Византийской литургии наблюдается интересная и исключительная подробность. Это единственная молитва в ряду всех евхаристических молитв, которая менялась в зависимости от дней года. Выше было сказано, что восточные литургии отличаются неизменным содержанием молитв в рамках одной и той же литургии, но что разнообразие литургических типов очень богато. На Западе обратная картина: унифицированный тип литургии с богатым разнообразием молитв в рамках этого единственного типа. Заамвонная молитва является исключением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

На этой литургии два входа: один – вход вечерни, другой – для перенесения даров на трапезу и для того, чтобы мы, увидев их и поклонившись им, освятились созерцанием и благодатию Христа, А что образуют эти входы, о том мы сказали в другом месте. Но мы не делаем и другого соединения, – как это возможно, когда хлеб, быв священнодействован, вознесен и соединен с божественною кровию, уже совершился? – но в священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них божественного хлеба и крови, которою он напоен уже по чину литургии, эти вещества в потире своим причастием освятились, и чтобы священник, по чину литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши, и преподать приобщение имеющим в нем нужду: – лицам священным в алтаре, по обычаю, а мирянам лжицею. Поэтому, и желая кого-нибудь приобщить Таин без литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим животворящим хлебом, как соединенным с кровию. Здесь же, на литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак находящееся на преждеосвященной литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святаго Духа, но причастием и соединением с животворящим хлебом, который, поистине, есть тело Христово в соединении с кровию. Вопрос . На Литургии Преждеосвященных Даров следует приносить часть ли божественного хлеба, или целый? Хлеб должен быть не частию, но полным хлебом, чтобы, после растворения по обычаю и преломления, мог быть преподан. Он остается от литургии совершенной и, когда нужно, вливается в чашу теплота, не для восполнения чего либо, – не для этого она вливается и на совершенной литургии, – но для того, чтобы мы, вкушая от страшной чаши, согретой, помышляли, что, по умерщвлении Христа, Его животворящее тело, как и божественная душа, были неотдельны и неразлучны с Божеством и исполнены действий Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Из вышесказанного следует, что Пс.33 в конце Божественной литургии является существенным и традиционным элементом её чина. Как в чине литургии, так и в её толкованиях он связан с раздаянием антидора. Эта связь особенно органична потому, что напоминает древнюю практику пения 33-го псалма в качестве причастна. Как замечает И.И. Дмитревский, в древности 33-й псалом пели во время св. причащения, а сейчас он читается во время раздаяния антидора 989 , который в буквальном переводе с греческого означает «вместо-дарие», то есть вместо Св. Даров 990 . Поэтому возвращение Пс.33 в греческий чин литургии было бы весьма желательным. Сейчас в греческой приходской практике раздаяние антидора сопровождается пением богородичнов, ирмосов праздничного канона и других подобных песнопений. Пение же 33-го псалма удерживало бы умы и сердца верующих на Боге, на Божественном промысле и заповедях лучше, нежели эти песнопения. Однако возвращение 33-го псалма на его традиционное место требует определённой перестройки последней части современного греческого чина литургии, то есть переноса отпуста (или, по крайней мере, заключительного «Молитвами святых отец наших...») на его прежнее место после раздаяния антидора 991 , где он стоит в русском формуляре Божественной литургии (см. XXXV .7. A , XXXVI .1. A (и XXXVI .5. A ). В русском же чине желательным было бы восстановление практики раздаяния антидора во время пения 33-го псалма 992 , но об этом речь ниже. Что касается различия в отпусте по современному русскому и современному греческому чину, оно тройственно: во-первых, по греческому чину отпуст упоминает намного больше категорий святых, чем по русскому чину. Во-вторых, как уже было замечено, современный греческий чин, в отличие от русского, не имеет специальных дневных отпустов Божественной литургии. В-третьих, между современным русским и современным греческим чином существуют различия в отпустах великих праздников. Отпуст принадлежит к изменяемым частям Божественной литургии, которые, как отмечалось во Введении, не составляют в нашей работе предмета исследования. Тем не менее различие между русским и греческим чином в отпустах литургии воскресных и седмичных дней столь явно, что мы решили рассмотреть его подробно. Однако мы оставим в стороне вопрос о различиях в праздничных отпустах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

18.30 – Прием для предстоятелей автокефальных Православных Церквей от имени мэра Ираклиона Василиса Лавриноса 19:00 – Славословие и вечерня Пятидесятницы. Будет доступна онлайн-трансляция. 19 июня, воскресенье Празднование Пятидесятницы 8.00 – Утреня Пятидесятницы. 9:00 – Божественная литургия. Будет доступна онлайн-трансляция. 11:30 – Вечерня Пятидесятницы. 14:00 – Официальный банкет от имени президента Греческой Республики Пропокописа Павлопулоса для предстоятелей автокефальных Православных Церквей 20 июня, понедельник Понедельник Святого Духа 7:30 – Божественная литургия 11:00-14:00 – Открытие Святого и Великого собора. Критская православная академия. Будет доступна онлайн-трансляция. 15:30 – Брифинг для прессы. Будет доступна онлайн-трансляция. 16:00-19:30 – II сессия Святого и Великого собора. Критская православная академия. 20:00 – Концерт, посвященный Микису Теодоракису. Будет доступна онлайн-трансляция. 21 июня, вторник 8:00 – Божественная литургия 9:30-13:30 – III и IV сессии Святого и Великого собора. 15:30 – Брифинг для прессы. Будет доступна онлайн-трансляция. 17:00-19:30 – V сессия Святого и Великого собора. 22 июня, среда 8:00 – Божественная литургия. 9:30-13:30 – VI и VII сессии Святого и Великого собора. 15:30 – Брифинг для прессы. Будет доступна онлайн-трансляция. 17:00-19:30 – VIII сессия Святого и Великого собора. 23 июня, четверг 8:00 – Божественная литургия 9:30-13:30 – IX и X сессии Святого и Великого собора. 15:30 – Брифинг для прессы. Будет доступна онлайн-трансляция. 17:00-19:30 – XI сессия Святого и Великого собора. 24 июня, пятница 8:00 – Божественная литургия 9:30-13:30 – XII и XIII сессии Святого и Великого собора. 15:30 – Брифинг для прессы. Будет доступна онлайн-трансляция. 17:00-19:30 – XIV сессия Святого и Великого собора. 25 июня, суббота 8:00 – Божественная литургия 9:30-13:30 – XV и XVI сессии Святого и Великого собора. 15:30 – Брифинг для прессы. Будет доступна онлайн-трансляция. 17:00-19:30 – Заключительная сессия Святого и Великого собора. Будет доступна онлайн-трансляция.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Падшая природа в ее психологическом содержании в основном и определяет не только внутреннюю жизнь, но и отношение к ближним, и даже к Церкви, и даже к Божественной литургии, что кажется странным, но только на первый взгляд. Каждый внимательный человек может заметить, что даже и во время литургии по его внутреннему пространству носятся помыслы в самых разнообразных направлениях и только порою удается встрепенуться и собраться на несколько мгновений, да и в эти мгновения все напряжение душевного и духовного внимания не сливается в проходящую точку Божественной литургии, и лишь на некоторое время удается воспрянуть, а потом снова оказаться влекомым движениями помыслов. Но дело даже не только в этом. Сердечное чувство православного человека всегда (хотя это никогда не формулируется) говорит: «Как хорошо быть на Божественной литургии, принимать в ней участие в любом качестве!» Но и в этом есть некоторая мнимость, потому что на деле во время литургии многие «плавают» по душевно-эстетическим, сентиментальным волнам, когда проходящее действие литургии оказывается лишь некоторым поводом для некоего приятного «настроения», иногда радостного, а иногда печального. Этому отчасти способствует чрезмерная порою эмоциональность священника, которая прорывается сквозь видимое бесстрастие, а еще более пение хора, в котором содержится соответствующее настроение, содействующее этому приятному душевному самоощущению. Люди, сознательно живущие в Церкви, знают (в основном знанием несколько отвлеченным), что во время литургии происходят некоторые чрезвычайные события и они — причастники этих событий, особенно когда они являются прямыми причастниками Тела и Крови Христовой, когда дерзновенно подходят к Святой Чаше. Но это не меняет сущности их душевного переживания во время литургии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010