Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать. Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества. Обновленчество – это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции – это противоположное движение: от расслабленности – к собранности, от потворства себе – к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов. Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение. У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения. Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан. А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества. Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу. Это и хорошо. Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия. Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли». Если же все «как мы привыкли», то это – всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину. Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное время миновало , а я не успел ни потрудиться, ни измениться. Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет. Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю.

http://pravoslavie.ru/46030.html

Во время пения сего отворяются царские двери, диакон кадит святую трапезу и жертвенник. Потом священник и диакон, стоя у престола, произносят трижды «Ныне силы небесныя», поклоняются трижды и отходят к жертвеннику. Священник кадит трижды, полагает на плечо диакона воздух, коим были покрыты Дары. Сам же берет правою рукою дискос и поставляет его на свою главу, а потир берет левою рукою и несет, держа при персях. Диакон предшествует с кадильницею. Идя же от жертвенника чрез северные двери в царские двери к престолу, они ничего не произносят, ибо все уже произносилось на той литургии, на которой освящались сии Святые Дары. Во время же перенесения божественных Таин все люди и певцы, павши ниц, поклонение творят Богоподобное Христу Богу, в тайнах сущему; понеже совершено преждеосвященны суть. По внесении Святых Даров в алтарь все встают, и певцы допевают песнь «Ныне силы небесныя», а именно поют: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». По поставлении Св. Даров на престол, священник снимает покровцы со Св. Даров, берет воздух с плеча диакона, надносит его на кадильницу и со благоуханием покрывает им Св. Дары. Так как на литургии Преждеосвященных Даров не бывает освящения Даров, то за великим входом по перенесении Св. Даров на престол следуют молитвословия к причащению верных. Диакон произносит ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви», в которой говорит: 40 предложенных и преждеосвященных честных Дарех Господу помолимся; яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам божественную благодать и дар Святаго Духа». Священник по окончании ектении возглашает: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе небеснаго Бога Отца и глаголати». Певцы поют «Отче наш». После возгласа священника и пения певцами «Аминь», священник говорит: «Мир всем». Затем совершаются молитвословия и священнодействия, подобные тем, которые бывают в этой части литургии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Поэтому и при смешении вина и воды в Чаше не произносится особая молитва на их соединение: «Мы не делаем и соединения (вина и воды),  — как это возможно, когда Хлеб, быв священнодействован, вознесен и соединен с Божественною Кровию, уже совершился?  — но в Священный Потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них Божественного Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину литургии, эти вещества в Потире своим причастием освятились (γιασθσι), и чтобы священник по чину литургии мог приобщиться и от Хлеба, и от Чаши, и преподать приобщение имеющим в нем нужду  — лицам священным в алтаре, по обычаю, а мирянам лжицею» . Важная деталь: свт. Симеон Солунский поясняет необходимость погружения Преждеосвященных Даров в растворенное вино в Чаше практическими соображениями  — удобством дальнейшего причащения священнослужителей («по чину литургии по обычаю») и мирян («лжицею»). И далее он поясняет эту же мысль другими словами: «Поэтому, и желая кого-нибудь приобщить Таин без литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай Хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак, находящееся на Преждеосвященной литургии в Потире освящается не призыванием и запечатлением Святаго Духа, но причастием и соединением с животворящим Хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровию» (здесь и далее выделения в цитатах сделаны мной – прот. Вадим Леонов) . Из его рассуждений видно, что в ЛПД сохранялась внешняя форма причащения, заимствованная из полной литургии, во-первых, ради аналогии, и во-вторых, ради удобства причащения. Однако совершаемое с Чашей трактуется принципиально иначе, нежели на полной литургии: свт. Симеон говорит именно об освящении (γιασθσι) вина в Чаше посредством Преждеосвященного Агнца, но не о преложении вина в Кровь Христову. Традиционные святоотеческие евхаристические термины, которые ясно указывают на Евхаристическое Чудо: «преложение» (μεταβολ), «претворение» (μεταποησιν), «превращение» (μεταστοιχεωσιν), «пресуществление» (μετουσωσις) свт. Симеон не использует ни разу, и содержимое Чаши никогда не именует Кровью Христовой.

http://bogoslov.ru/article/5752302

Первые христиане, следуя примеру Апостолов, полагали, что «Божественная вечеря» не соединяется с одним каким-нибудь днем в году, как еврейская Пасха. Для совершения ее, собирались каждый день, или очень часто. Причащались ежедневно, прежде, или после обеда. Частое причащение не унижало высокого достоинства этого таинства. Не как простой хлеб и вино, но с величайшим благоговением принимали они св. Дары. Когда стало обычаем собираться на вечери лишь по праздникам, то и тогда еще считали необходимым причащаться всем. Люди наиболее набожные и усердные брали с собой часть освященных Даров и каждый день причащались дома, пред обедом. (Святые Дары брали также с собой и отправлявшиеся в путешествие. В пост, кроме субботы и воскресенья, запрещено было совершать «Божественную вечерю», как вечерю радости; но, чтобы не лишить желающих святого Причащения, позволялось причащаться Дарами, ранее освященными. Отсюда – начало Литургии «преждеосвященных Даров». Что касается времени совершения «вечери», то из самого названия видно, что она происходила вечером. Начинаясь с вечера, она продолжалась нередко до полночи и даже до утра. Больным и тем, которые по какой-либо важной причине не могли участвовать в собрании, диаконы относили освященные Дары на дом. Малолетние, получившие крещение, также допускались до участия в Причащении. Из самого слова «вечеря» можно также видеть, что важнейшее христианское священнодействие соединялось с ужином. Подражая вечери Христовой, христиане приносили с собой в собрание обыкновенный, вскисший хлеб, вино, масло. Эти «приношения» (по-гречески – «просфора»), или пожертвования принимали диаконы; имена приносивших они вносили в особый список и с молитвой провозглашали их во время освящения Даров. Даже от имени умерших нередко делались приношения и имена их провозглашались также, как и имена живых. Часть хлеба и вина из таких добровольных приношений, обыкновенно, отделялась и освящалась в тело и Кровь Христову, а прочие дары, над которыми тоже произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. «Благодарение» и молитвы над Дарами считались существенной частью священнодействия. Отсюда и самое таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название: «евхаристия», т. е. «благодарение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Из освященных таким образом свв. Хлебов часть их, Хлебов совершенных, животворящих и полных божественными дарованиями, сохраняется, сколько бывает нужно и сколько требуют обстоятельства. К этим Хлебам, которые признаются и действительно суть самое животворящее Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа не приливается ни одной капли божественной Крови, и они так отлагаются без окропления св. Кровию. В каждый из постных дней, когда не совершается полной литургии, они переносятся из места предложения на св. трапезу в алтаре и над ними не произносится ни одной из таинственных и освятительных молитв, но иерей творит лишь единственную молитву с ходатайством о том, чтобы ему быть достойным причастником предлежащих святынь. Во время св. причащения, немного ранее его совершения, диаконы касаются стоящих (на престоле) свв. чаш и приглашают не как на полной литургии – «Исполни, владыко», но – «Благослови, владыко», и после того как священник ответит – «Благословен Бог наш всегда», влагается преждеосвященный и ранее совершенный св. Хлеб в таинственную чашу и содержащееся в последней вино прелагается во св. Кровь Господню и. признается прелагающимся». К XII-мy же веку можно отнести интересное мнение, приведенное в качестве схолии у К. Арменопула в «Сокращении божественных и священных правил» 11 и усвояемое автором некоему «блаженному Иоанну», едва ли не Китрскому (ум. в н. XIII в.) 12 , который пишет: «не напаять преждеосвященных Даров посредством лжицы Кровию Господней правильнее». Несомненно, такое мнение предполагает освящение чаши чрез вложение в нее частицы св. Тела. Отрицательное отношение неизвестного автора послания Павлу Каллипольскому к обычаю напаять преждеосвященные Хлебы св. Кровию, по-видимому, показывает, что такой обычай в XI в. едва ли был очень древним и, возможно, начал еще только распространяться в Константинопольском патриархате. Противоположный обычай хранения преждеосвященных Хлебов, которого держался и соборный Константинопольский храм, без соединения со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Литургия оглашенныхЕсли читается Апостол и Евангелие:Диакон: Вонмем.Иерей: Мир всем.Певцы: И духови твоему.Диакон: Премудрость.Чтец: Прокимен.Певцы: тот же прокимен.Диакон: Премудрость.Чтец: (такого-то) послания чтение.Диакон: Вонмем.Чтец читает Апостол.Иерей: Мир ти.Диакон: Премудрость.Певцы: Аллилуиа.Диакон: Благослови, владыко, благовестителя. Иерей: Бог молитвами.Диакон: Аминь.Иерей: Премудрость, прости, услышим.Мир всем.Певцы: И духов» твоему.Диакон: (такого-то) Евангелия чтение.Певцы: Слава Тебе, Господи.Иерей: Вонмем.Диакон читает Евангелие.Певцы: Слава Тебе, Господи.Диакон: ектения: Рцем вси.Иерей: Яко милостив.Диакон: ектения за упокой.Ектения об оглашенных.Иерей: Да и тип с нами славят.Литургия верныхДиакон: ектения: Елицы верные паки и паки миром Господу помолимся.Иерей: По дару Христа ТвоегоПевцы: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Перенесение Святых Даров с жертвенника на престол. Диакон: ектения: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.О принесенных и освященных Дарех Господу помолимся.Иерей: И сподоби нас, Владыко.Певцы: Отче наш .Иерей: Яко Твое есть Царство.Певцы: Аминь.Иерей: Мир всем.Певцы: И духови твоему.Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.Иерей: молитва тайно: Благодарим Тя, Царю; и возглас: Благодатию и щедротами.Певцы: Аминь.Диакон: Вонмем.Иерей: Святая Святым.Певцы: Един Свят, един Господь, Иисус Христос.Певцы: причастен (киноник). Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.О предложенных и преждеосвященных честных Дарех Господу помолимся.Иерей: И сподоби нас, Владыко.Певцы: Отче наш .Иерей: Яко Твое есть Царство.Певцы: Аминь.Иерей: Мир всем.Певцы: И духови твоему.Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.Иерей: молитва тайно: Боже единый благий; и возглас: Благодатию и щедротами.Певцы: Аминь.Диакон: Вонмем.Иерей: Преждеосвященная Святая Святым.Певцы: Един Свят, един Господь, Иисус Христос.Певцы: причастен: Вкусите и видите яко благ Господь. Диакон: Со страхом Божиим и верою приступите.Певцы: Благословен грядый во имя Господне.Певцы: Тело Христово приимите.Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя.Певцы: Видехом свет истинный.Иерей (тайно: Благословен Бог наш) возглашает: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков.Певцы: Аминь. Да исполнятся уста наша.Диакон: ектения: Прости, приимше божественных.Иерей: Яко Ты еси освещение наше.Певцы: Аминь.Иерей: С миром изыдем.Певцы: О имени Господни.Диакон: Господу помолимся.Певцы: Господи, помилуй.Иерей: Благословляли благословящия Тя (заамвонная молитва).Певцы: Аминь. Буди имя Господне благословенно.Чтец: Псалом 33: Благословлю Господа.Иерей: Благословение Господне на вас.Певцы: Аминь.Иерей: Слава Тебе, Христе Боже.Певцы: Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды. Благослови.Иерей: Христос, истинный Бог наш (отпуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Суд не делает человека преступником. Так же и Страшный суд: не он сделает нас грешниками, если мы будем осуждены, но лишь провозгласит нас теми, кем мы являемся. Мы сами, в течение жизни, делаем все то, чтобы быть оправданными либо осужденными на Страшном Божием суде. И ни для кого решение этого суда не будет сюрпризом, неожиданностью, потому что каждый из нас уже сейчас, по своему наличному состоянию знает, будет ли он осужден или оправдан. Если тяготеет над нами грех, если он нераскаян, если он будит нашу совесть, то это означает, что мы, будь в этот момент над нами конечный Божий суд, будем непременно осуждены. А когда приносим покаяние искренне и сердечно, когда облегчаем душу, когда с радостью причащаемся Святых Христовых Таин и в мире покидаем храм Божий или святую обитель, то знаем или чувствуем, что Господь простил нас, и в этот момент нет над нами опасности вечного осуждения. Вот почему в течение жизни, проходя через Божий суд, проходя через суд своей совести, мы никогда не должны откладывать в долгий ящик искреннее раскаяние и покаяние, но, прибегая к милости и любви Божественной, испрашивать у Господа прощения своих грехов. Если чувствуем, что этого недостаточно, — на самих себя возлагать епитимью. Совсем необязательно всякий раз спрашивать священника: что я должен сделать? Каждый сам может принять на себя епитимью — либо молитвенную, либо трудом, либо материальной жертвой. Когда суд осуждает преступника, тот несет наказание. Когда мы осуждаемся голосом своей совести, то есть Божиим судом, мы тоже должны нести наказание. Но ведь об этих наших грехах никто, кроме нас, не знает. Так мы сами должны научиться наказывать себя во исправление своей жизни. Вот тогда наши мысли и дела будут под контролем. Вот тогда мы много раз подумаем, нужно ли нам продолжать грешить и тем более совершать один и тот же грех — потому что, если сами себя будем строго судить, тогда милостивым будет над нами Божий суд. Святая Страстная седмица погружает нас в глубину Божественной мудрости. Питаясь этой мудростью, мы можем преобразовать свою жизнь по Божиему закону, дабы услышать те слова, которые сегодня слышали из Евангелия, услышать их в самый ответственный момент своей жизни — на Страшном суде Божием: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/1126666.ht...

Во время 1-го антифона священник берет Св. Евангелие и поставляет его на Горнем месте Престола. Затем открывает Антиминс и, сотворив поклон, с помощью копия и лжицы извлекает из Дарохранительницы Св. Агнец и полагает Его на Дискосе печатью вверх. Затем священник ставит Дискос на Антиминс, а диакон перед Св. Дарами поставляет горящий светильник. Священник, сотворив поклон, читает молитву 1-го антифона, а диакон исходит на амвон и произносит малую ектению. Паки и паки, миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Молитва перваго антифона Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу, и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо: настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго: зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи: силен в милости, и благ в крепости, во еже помогати и утешати, и спасати вся уповающия во имя святое Твое. Возглас: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь.   Во время 2-го антифона священник, обходя вокруг престола, в предшествии диакона со светильником, совершает троекратное каждение Святых Даров на Престоле. После каждения священник читает молитву 2-го антифона. Диакон исходит и произносит малую ектению. Паки и паки миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И в этой борьбе именно Тело и Кровь Христовы наша главная помощь, та «насущная пища», что поддерживает жизнь нашего духа и благодаря которой, несмотря на все искушения и опасности, мы следуем за Христом. Вот почему, причастившись, мы молимся: … даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякого сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение… … дай, чтобы эти (Святые Дары) были мне для исцеления души и тела, для отгнания всякого противника, для просвещения очей моего сердца; да будут они миром душевных моих сил, непостыдной верой, нелицемерной любовью, исполнением премудрости, соблюдением Твоих заповедей, прибавлением Божественной Твоей благодати для того, чтобы достичь Твоего Царствия… … да не опалиши мене, Содетелю мой: паче же пройти во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть… … не опали меня, Создатель мой, — но пройди в члены мои, во все составы, в утробу, в сердце… чтобы от входа Причастия в мое сердце, как в Твой дом, бежало от меня все дурное, все страсти, как от огня… Если Великий Пост и воздержание означают усиление этой борьбы, это потому, что — согласно с Евангелием — это время, когда мы лицом к лицу встречаемся со злом и всей его силой. И поэтому именно в это время нам нужна помощь и сила Божественного Огня; отсюда необходимость особого великопостного Причастия Преждеосвященными Дарами, т. е. Дарами, освященными в предшествующее воскресение и хранящимися на престоле в алтаре для причащения в среду и пятницу. Совершение Евхаристии — это одна беспрерывная, постоянная радость, поэтому ее не совершают в дни поста; и, однако, в Церкви всегда присутствует плод Евхаристии: Св. Дары. Подобно тому, как Христос «видимо» вознесся на небо, но в то же время «невидимо» присутствует в мире, так же как Пасха, которая празднуется раз в год, но в то же время лучами своими освещает всю жизнь Церкви; подобно, как Царство Божие должно еще наступить, но уже теперь — посреди нас; так же и Евхаристия.

http://pravmir.ru/article_437.html

После пения второго прокимна Триоди мы слышим дошедший до нас отголосок раннехристианской литургии тех времен, когда Великий пост был периодом подготовки к принятию Святого Крещения. Отверзаются царские врата и священник с зажженной свечой и кадилом в руках благословляет молящихся словами: «Свет Христов просвещает всех» . Молящиеся с чувством смирения и благоговения опускаются на колени, до земли преклоняя свои главы. Горящая свеча - символ Христа, Света мира. «Просвещение», то есть Святое Крещение, к которому готовятся оглашенные, просветит их разум и откроет его к пониманию Священного Писания. Ветхозаветные праотцы, чьи писания возглашают нам паремии, были просвещаемы тем же светом Христовым, которым ныне просвещаются люди Нового Завета. Этот фрагмент богослужения, кроме символического смысла, имеет и исторический: так как Преждеосвященная литургия совершалась вечером, то для освещения помещения в молитвенное собрание вносили зажженный светильник и поставляли его на солее. Далее следует чтение второй паремии из Книги Притчей Соломоновых, наставляющее верующих уразумевать, любить и искать Божественную премудрость. После второй паремии мы слышим респонсорное [ 2 ] пение стихов «Да исправится молитва моя...», которые по своей сути являются древним великим прокимном торжественных великопостных служб. Поэтому Устав предписывает канонарху не возглашать, а петь его стихи, стоя перед амвоном, а сам прокимен поет хор. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя» - взывает ко Господу певец, стоя в центре храма перед амвоном. Ему вторит хор, а певец продолжает: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе» . Вспоминается только что прочитанная паремия о первом грехопадении... Что же еще остается делать человеку, чтобы преклонить к себе милосердие Божие, как не возопить всею душею к Богу? «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» . Действительно: язык - небольшой член, но много делает... язык - оскверняет все тело... язык...- неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3, 5-6, 8-9). Очень уместное прошение для великопостной поры. «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» . Как часто мы, лукавя перед совестью, придумываем извинение своим грехам или перекладываем вину на ближнего!.. Во время этого песнопения молящиеся становятся на колени, с покаянием взывая ко Господу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010