Д. по показаниям обновленцев был причислен следствием к активной группе правосл. священнослужителей Ярославской епархии. 31 янв. 1930 г. арестован в 3-й раз, по делу архиеп. Варлаама (Ряшенцева) , приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок сначала на лесоповале в 100-200 км от Вятки, затем переведен в Каргополь. В 1934 г. освобожден без права проживания в больших городах. Поселился у сына на ст. Волга, затем в дер. Брагино под Ярославлем, потом в с. Богоявленские Острова (ныне Хопылёво) Рыбинского р-на Ярославской обл. 10 мая 1938 г. Д. арестован по обвинению в принадлежности к «тайной контрреволюционной организации», основными участниками к-рой были объявлены священнослужители Ярославского кафедрального собора, возглавляемые митр. Ярославским и Ростовским Павлом (Борисовским) . На допросах Д. настаивал на том, что не знает никакой антисоветской орг-ции, и отрицал предъявленное обвинение. Особым совещанием при НКВД от 26 сент. 1938 г. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. Отбывал срок в с. Шемонаиха Восточно-Казахстанской обл. 26 февр. 1940 г. арестован «за религиозную и монархическую агитацию». Заключен в усть-каменогорскую тюрьму, приговорен судом Восточно-Казахстанской обл. к 10 годам лишения свободы. Семье было сообщено, что он умер в тюрьме. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 17 июля 2001 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. 9031, 4947, 11707, 11366; Ф. 230. Оп. 2. Д. 5523; Архив семьи Смирновых. Лит.: Ярославский правосл. календарь. [Ярославль], 2006. С. 97-98. Архим. Вениамин (Лихоманов) Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ Андреевич Елховский (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 16 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Александрович Розов (1892-1938), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/178071.html

В 1920-е годы собор был передан советской властью представителям обновленческого движения и являлся кафедральным собором Ишимской обновленческой епархии. Но это не спасло его от закрытия 17 июля 1930 года. В соборе устроили зерносклад. С проржавевшей крышей и осыпавшейся штукатуркой он был передан руководством зерносклада в начале 1960-х годов организации «Горводоканал». С одной стороны, это сказалось положительно – в 1962 году здание основательно отремонтировали. С другой – отрицательно: на первом этаже устроили огромный железобетонный резервуар и смонтировали оборудование, которое вибрацией разрушало стены собора. В 1987 году инициативная группа преподавателей пединститута ставит вопрос о необходимости реставрации памятника архитектуры. В 1989 году этот вопрос решается положительно. Подготовлен проект реставрации, на купола возвращаются маковки с золочеными крестами. В апреле 1992 года собор передан верующим. Возглавил приход игумен Евтихий, к тому времени настоятель Екатерининского храма в селе Шаблыкино, с первых дней участвовавший в восстановлении собора. Община верующих, юридически относящаяся к приходам Русской Православной Церкви Заграницей, взяла на себя заботы по дальнейшему восстановлению храма. Вскоре начались службы в возрожденном Никольском приделе, а через несколько лет полностью отремонтирован первый этаж и освящен главный Богоявленский престол. 24 июля 1994 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Евтихия во епископа Ишимского и Сибирского, поэтому Богоявленский собор является также и кафедральным. В мае 2007 года, после подписания Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, Епископ Евтихий получил титул викарного епископа Домодедовского, а храм – статус ставропигиального. Тобольско-Тюменская епархия Богоявленский собор в Ишиме построен в 1784 г. на средства прихожан вместо деревянной церкви, разобранной в 1871 г. Зданием каменный, двухэтажный, с таковою же, в одной связи, колокольнею; обнесен оградою с железными решетками в каменных столбах, прочен и утварью достаточен. Престолов в нем три: первый – в честь Богоявления Господня в нижнем этаже, второй в приделе того же этажа с северной стороны – в честь св. и чудотворца Николая и третий, в верхнем этаже – в честь Успения Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13261

18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По завершении Божественной литургии духовенством была вынесена из храма чтимая икона преподобного Сергия Радонежского и установлена на монастырской площади у источника, где Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен при стечении тысяч людей. У Троицкого собора состоялась беседа Патриарха Кирилла с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи». С балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил многочисленных паломников, посетивших Троице-Сергиеву лавру в день памяти ее основателя. 20 июля, в день памяти преподобной Евфросинии Московской, в Архангельском соборе Московского Кремля архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию. По окончании богослужения в храм прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель в сопровождении духовенства прошел в придел мученика Уара, где почивают мощи святой преподобной княгини, перенесенные сюда 28 мая 2008 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II из Судной палаты, находящейся в подклети Архангельского собора Здесь Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен святой Евфросинии. 20 июля, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение всенощного бдения в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы. Во время пения полиелейных псалмов Святейший Патриарх вынес из алтаря на середину храма чтимый список Казанской иконы Божией Матери. По окончании всенощного бдения Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лазаря (Гуркина) во епископа Нарвского, викария Таллинской епархии. Во время чина наречения архимандрит Лазарь произнес речь, обращенную к Предстоятелю Церкви и сослужащим ему епископам. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

24 февраля, в канун праздника Иверской иконы Божией Матери и дня памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. По окончании богослужения Святейший Патриарх возглавил чин наречения архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского и Белебеевского, архимандрита Луки (Волчкова) во епископа Искитимского и Черепановского, архимандрита Филиппа (Новикова) во епископа Карасукского и Ордынского и архимандрита Феодосия (Чащина) во епископа Каинского и Барабинского. 25 февраля, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе  Москвы, за которой возглавил хиротонию архимандрита Иакова (Тисленко) во епископа Нарьян-Марского и Мезенского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил славление и поклонился мощам святителя Алексия, митрополита Московского, после чего обратился к верующим с первосвятительским словом о жизни и подвиге святителя Алексия. «Святитель, исполняя миссию Первосвятителя земли Русской, стремился вернуть и южную часть Святой Руси, посетить епархии, помолиться со своим епископатом и верующим народом. Но злая политическая воля врагов всякий раз препятствовала ему совершить это паломничество в близкую его сердцу южную часть Святой Руси. Сколько клеветы, грязной лжи, беззаконных слов обрушивалось на святителя только потому, что он, будучи верен своей присяге и осуществляя в жизни служение, заложенное в его титуле, нес подвиг крестный, желая восстановить единство Церкви Русской, сохранить единство Святой Руси!» — сказал, в частности, Святейший Патриарх. После богослужения Предстоятель Русской Церкви совершил литию у гробницы приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в Благовещенском приделе собора. 25 февраля на Красной площади в Москве Святейший Патриарх Кирилл вручил награды участникам турнира по хоккею с мячом на призы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Обратившись к собравшимся с кратким приветствием, Предстоятель Русской Церкви отметил роль спорта в формировании человеческой личности. В спорте очень важно формировать внутреннюю силу духа, — отметил Патриарх, — спортсмен побеждает не потому, что у него мышечная масса больше, чем у другого, и не потому, что он провел больше часов на тренировке, и не потому, что у него лучше спортивное оборудование и инвентарь. Очень часто, почти всегда спортсмен побеждает среди равных потому, что он оказывается сильнее духом, — как побеждали наши воины, как мы победили в Великую Отечественную войну, когда дух был первичен».

http://e-vestnik.ru/news/predstoyatel_sl...

В 1944 г. И. было поручено провести ревизию состояния церковных дел на освобожденной от немцев территории Кишинёвской и Молдавской епархии. 31 дек. 1944 г. в Богоявления соборе в Елохове он был хиротонисан во епископа Кишинёвского и Молдавского. Хиротонию возглавил Патриарший Местоблюститель Ленинградский и Новгородский митр. Алексий (Симанский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) в сослужении Крутицкого и Коломенского митр. Николая (Ярушевича) , Киевского и Галицкого митр. Иоанна (Соколова) , Ижевского и Удмуртского архиеп. Иоанна (Братолюбова) . В мае 1945 г. И. возглавил делегацию Московского Патриархата в Румынию. 13 янв. 1947 г. назначен епископом Рязанским и Касимовским. С нач. 1947 г. по просьбе И. ключарем Борисоглебского собора Рязани был игум. Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 17 окт. 1947 г. И. участвовал в перенесении мощей свт. Алексия Московского в Богоявленский собор в Елохове. 27 февр. 1948 г. назначен епископом Ижевским и Удмуртским. С 31 июля 1952 г. епископ Куйбышевский и Сызранский. Временно управлял Пензенской (1953-1954), Оренбургской (1953), Саратовской (1954-1955) епархиями. В мае 1954 г. был в составе делегации РПЦ в Эчмиадзине на погребении Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Геворга VI . 31 мая 1956 г. был назначен епископом Орловским и Брянским. Занимался восстановлением орловского кафедрального собора (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 49. Л. 27; скорее всего речь идет о Богоявленском соборе). К реставрационным работам И. привлек И. Э. Грабаря и художников из Москвы (Там же. Л. 28). В соборе были проведены работы по оборудованию центрального отопления, замене деревянных полов мраморными. Тогда же частично была выполнена роспись трапезной храма, а в 1957 г.- его основного объема с восстановлением старой живописи, позолоты иконостаса (позднее собор был закрыт; с 1963 в нем находился городской кукольный театр). 12 янв. 1962 г. И. по возведении в сан архиепископа возглавил Ростовскую и Новочеркасскую кафедру. Частый перевод И. из одной епархии в другую осуществлялся по предписанию Совета по делам РПЦ. И. обвинялся в нерегулярном посещении уполномоченного Совета и в недостаточном информировании о положении дел в епархии (Там же. Л. 25). 11 мая 1963 г. И. был награжден правом ношения креста на клобуке.

http://pravenc.ru/text/293700.html

1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеромонаха. 15 августа 1960 года назначается референтом Отдела внешних церковных сношений и переводится для обучения в Московскую Духовную Академию. Летом 1960 года участвует в качестве наблюдателя в составе делегации Русской Православной Церкви на Экуменической Ассамблее европейской молодежи в Лозанне и затем проходит курсы для студентов-богословов в Экуменическом институте в Боссе (Швейцария). В 1961 году в Патриаршем Богоявленском соборе на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I boзлoжuл на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник. Работая в Отделе внешних Церковных сношений, одновременно в 1961/62 учебном году преподает Священное Писание Нового Завета в Московской Духовной семинарии. С 1961 года по 1983 год – участник III, IV, V, u VI Ассамблей Всемирного совета Церквей. 7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I harpaдuл иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля – правом ношения палицы. 16 июля 1962 года – назначается настоятелем храма во имя святых Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором журнала Среднеевропейского экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия). 21 февраля 1963 года – назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и возведен в сан архимандрита в Ярославском Кафедральном соборе членом Священного Синода архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым). В 1964 году возглавил первую после революции 1917 года паломническую делегацию РПЦ, посетившую Святой град Иерусалим и Святую Гору Афон, Иорданию, Сирию, Ливан, Грецию и Израиль. 22 декабря 1964 года – освобожден от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений. 25 ноября 1965 года решением Святейшего Патриарха Алексия I u Cbящehhoro Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений.

http://bogoslov.ru/person/254779

          9 мая в Сквере Победы г. Первомайска прошли торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы. После праздничного шествия ветеранов, представителей общественных организаций, жителей и гостей города по центральной площади состоялся торжественный митинг у Вечного Огня. Со словами поздравлений и наставлений ко всем обратился епископ Вознесенский и Первомайский Алексий.           По благословению митрополита Волынского и Луцкого Нифонта панихиду у ме мориального комплекса «Вечная Слава» о упокоении душ погибших на фронтах воинов, которые отдали жизнь за Победу, и жертв войны возглавил викарий Волынской епархии епископ Камень-Каширский Нафанаил. С пением ирмосов Пасхального канона священнослужители, семинаристы и верующие прошли Крестным ходом и установили у главного обелиска над Вечным огнем Крест.           В День Победы в храмах Донбасса за Божественной литургией возносилась молитва по погибшим в Великой Отечественной войне и о мире на нашей земле. В Богоявленском кафедральном соборе Горловки Божественную литургию совершил митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства города. После литургии духовенство и горожане прошли крестным ходом до парка Славы. Здесь у часовни мученика Виктора митрополит Митрофан возглавил панихиду по всем погибшим в Великой Отечественной войне.           9 мая после окончания Божественной литургии архиепископ Лука, ветераны, священнослужители и миряне Запорожской епархии Украинской Православной Церкви возложили цветы на Аллее Славы.           9 мая архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф вместе со всем духовенством областного центра возложил цветы павшим героям у мемориального комплекса на Крепостных валах. После посещения мемориального комплекса архиепископ Иоасаф в кафедральном соборе Рождества Божией Матери отслужил заупокойную литию.      9 мая по благословению митрополита Винницкого и Барского Симеона духовенство города Винницы во главе с благочинным протоиереем Богданом Малиновским приняло участие в торжествах, посвященных Дню Победы над нацизмом. В частности, священники возложили цветы на мемориал погибшим воинам.

http://pravoslavie.ru/93284.html

11 июня 1959 г. хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Хиротонию в московском Преображенском храме на Преображенской пл. возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич) . Архиерейское служение Л. на Курской кафедре совпало со временем новых гонений на Церковь, развязанных по инициативе Н. С. Хрущёва . Значительно сократилось количество приходов, уменьшилась штатная численность священнослужителей. Однако в трудных условиях Л. удалось обеспечить нормальную епархиальную жизнь. Он служил в кафедральном соборе в воскресные и праздничные дни, присутствовал на всех церковных службах и в будни. 9 апр. 1962 г. Л. был назначен епископом Можайским, викарием Московской епархии и одновременно председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии, а также настоятелем патриаршего Богоявленского собора в Елохове. 29 апр. 1962 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. был награжден правом ношения креста на клобуке. Помимо архипастырского служения продолжал заниматься научной деятельностью. В 1963 г. избран почетным членом МДА. В 1964 г. ему была присуждена ученая степень доктора церковной истории за соч. «Афон в истории русского монашества. Духовно-нравственные связи XI-XVIII вв.». Занимая важную должность в Московской Патриархии, Л. оказывал сопротивление действиям гос. властей по разрушению Церкви. Как писал о том времени церковный деятель А. Э. Левитин-Краснов: «Единственным нежелательным для властей лицом в высшей иерархии в Москве оставался архиепископ Леонид Поляков, человек высокообразованный, безупречно порядочный и глубоко религиозный» ( Левитин-Краснов. 1980. С. 150). Принципиальный, инициативный и деятельный архиерей, известный благодаря своим ученым трудам и блестящим проповедям, активно привлекавший к Церкви молодежь, Л. вызывал беспокойство властей. Совет по делам РПЦ оказывал давление на Патриархию, требуя удаления Л. из Москвы. 4 авг. 1963 г. Л. был назначен архиепископом Ярославским и Ростовским с освобождением от должности председателя Хозяйственного управления и настоятеля Богоявленского собора. Управлял Ярославской кафедрой менее года, после чего под давлением Совета по делам РПЦ было принято решение о его переводе на более удаленную кафедру.

http://pravenc.ru/text/2463441.html

Священническое служение отца Иуды Нусиро начиналось в условиях нормализации отношений Православной Церкви в Стране восходящего солнца с Московским Патриархатом, даровавшим ей в 1970 году автономию. Седьмого мая 1999 года скончался Митрополит Феодосий (Нагасима; 1935–1999), занимавший с 1972 года пост Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви. В одном из интервью Митрополит Даниил рассказывал, что среди японцев мало желающих становиться монахами, поскольку не в японской традиции человеку быть одному. И в 1999 году не нашлось монашествующих кандидатов, из которых мог бы быть избран новый Митрополит Токийский и всей Японии. Кончина Предстоятеля застала его преемника овдовевшим протоиереем.   Протоиерей Иуда Нусиро оказался в числе трех священнослужителей, чьи кандидатуры были представлены Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви для изучения возможности посвящения во епископы. Двадцатого августа 1999 года в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры протоиерей Иуда Нусиро был пострижен в монашество с наречением имени Даниил — в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Шестого сентября 1999 года иеромонах Даниил (Нусиро) в Успенском соборе Московского Кремля был возведен Патриархом Алексием II в сан игумена, а месяц спустя, 6 октября того же года, Священный Синод Русской Православной Церкви определил ему быть епископом Киотским. Одиннадцатого ноября 1999 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря в Москве архиепископ Калужский и Боровский Климент возвел избранного епископа Даниила в сан архимандрита. Четырнадцатого ноября 1999 года в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей возглавил хиротонию архимандрита Даниила (Нусиро) во епископа Киотского и управляющего Западно-Японской епархией Японской Автономной Православной Церкви. Поместный Собор Японской Автономной Православной Церкви, проходивший 3–5 марта 2000 года, избрал на Митрополичий престол сопостриженника епископа Даниила епископа Иокогамского Петра (Арихару; † 2000), чье самочувствие стало быстро ухудшаться в связи с онкологическим заболеванием. В апреле того же года Митрополит Петр подал Патриарху Алексию II прошение об отставке.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

17 сентября 2023 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, Его Святейшество возглавил великое освящение новопостроенного Камчатского Морского собора в честь Архистратига Божия Михаила в Петропавловске-Камчатском и совершил в нем Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий; митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий; архиепископ Егорьевский Матфей; архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор; духовенство Петропавловской епархии. На богослужении присутствовали: губернатор Камчатского края В.В. Солодов; сенатор Российской Федерации Б.А. Невзоров; командующий подводными силами Тихоокеанского флота вице-адмирал В.А. Дмитриев; руководители силовых структур; офицерский состав Объединенного командования войск и сил на Северо-Востоке России; моряки Тихоокеанского флота. По окончании литургии в здании Петропавловского епархиального управления при Свято-Троицком кафедральном соборе г. Петропавловска-Камчатского состоялась встреча Святейшего Патриарха с губернатором Камчатского края В.В. Солодовым при участии архиепископа Петропавловского и Камчатского Феодора. В завершение Первосвятительского визита Святейший Владыка посетил Свято-Троицкий кафедральный собор и Музей Православия на Камчатке при соборе. 24 сентября 2023 года Предстоятель Русской Церкви посетил с однодневным визитом Костромскую митрополию, где возглавил великое освящение воссозданного Богоявленского собора Костромского кремля и совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Ярославский и Ростовский Вадим; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; митрополит Вологодский и Кирилловский Савва; митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома; епископ Галичский и Макарьевский Алексий; архимандрит Никандр (Пилишин), председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; духовенство Костромской митрополии. На богослужении присутствовали: губернатор Костромской области С.К. Ситников; заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Н.А. Журавлев; губернатор города Санкт-Петербурга А.Д. Беглов; губернатор Кировской области А.В. Соколов; сенатор Российской Федерации С.В. Калашник; депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.И. Лисицын и А.В. Ситников.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6066201...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010