Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Николай Колчицкий. Фотография. 50-е гг. XX в. Николай Федорович (17.04.1890, с. Лоска Кролевецкого у. Черниговской губ.- 11.01. 1961, Москва), протопр., управляющий делами Московской Патриархии. Из семьи сельского священника. В 1911 г., по окончании Черниговской ДС, поступил в МДА. 14 сент. 1914 г., на последнем курсе обучения в академии, был рукоположен во диакона, а 25 окт.- во иерея. Окончил академию в 1915 г. со степенью кандидата богословия. Направлен на преподавательскую работу в Харьков, был законоучителем в жен. гимназии. В 1918 г. избран на штатную должность священника в харьковском Благовещенском соборе. В 1919 г. выехал с отступавшими белыми войсками в Ессентуки, где среди его духовных чад был Н. М. Зёрнов , впосл. религ. деятель рус. зарубежья. Как вспоминал Зёрнов, в то время К. «весь горел верой, жар обжигал тех, кто приближался к нему». В 1920 г. вернулся в Харьков, продолжил служить в Благовещенском соборе. В 1922 г. возведен в сан протоиерея. В 1923 г. был арестован в Харькове, 2 месяца содержался в тюрьме. Освобожден без предъявления обвинения, после чего уехал в Москву (видимо арест был связан с борьбой клира харьковского Благовещенского храма против обновленчества , поддерживаемого властями). В Москве К. был зачислен в штат храма Богоявления в Елохове (см. Богоявления собор в Елохове ). 27 дек. 1924 г. патриарх свт. Тихон (Беллавин) назначил К. настоятелем храма. 14 апр. 1931 г. К. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму по обвинению в «систематической антисоветской агитации», однако уже 25 апр. решением особого совещания при Коллегии ОГПУ освобожден, поскольку «в процессе следствия предъявленное обвинение не подтвердилось». Продолжил службу в Богоявленском храме в Елохове, одном из немногих, избежавших закрытия в 30-х гг. В это время Елоховская ц. имела особое значение в церковной жизни, вблизи нее стали располагаться учреждения Московской Патриархии (Бауманский пер., 6). К. стал одним из наиболее деятельных сотрудников патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . В 1938 г., после закрытия кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в Богоявленский храм в Елохове фактически была перенесена кафедра Московских Первосвятителей. В том же году К. было присвоено звание кафедрального протоиерея.

http://pravenc.ru/text/1841816.html

Взыскуя града Ровно 60 лет назад, 7 сентября 1947 года Москва праздновала свой 800-летний юбилей. Это было второе торжество в честь русской столицы за всю ее многовековую историю. Конечно, сталинская эпоха наложила на празднование свой отпечаток. Церковь тоже почтила московскую 800-летнюю годовщину, правда церковное празднование московского юбилея состоялось несколько позже. «Главное – сейчас!» Богоявленский собор в Елохове Идея празднования исторического юбилея Москвы родилась на победной волне, когда чествовали столицу, одолевшую фашизм. Эта светлая нота задала тон всему празднеству, хотя эпоха и наложила на него свой отпечаток. В то же время юбилей был своеобразным плацдармом празднования 30-летия Октябрьской революции. Долго не могли решить вопрос о дате торжества. Первоначально предполагалось провести его в январе, как и предшествовавшее празднование 700-летия Москвы. Потом торжество перенесли на апрель, ибо именно к апрелю 1147 года относится первое упоминание о Москве в летописи. В конце концов остановились на сентябре – времени после уборки урожая, когда можно уже и позволить себе отдохнуть. В этом торжестве официально принимала участие Православная Церковь, для которой подготовка к юбилею началась с отвоевывания «пядей». Еще 7 марта 1947 года патриарх Алексий (Симанский) направил в Совет по делам Русской Православной Церкви секретное прошение о передаче Церкви святых мощей благоверного князя Даниила, как основателя Москвы, и святителя митрополита Алексия, как «особо чтимого в православной России». В письме упоминалось, что мощи святого князя Даниила покоились в одном из кремлевских соборов (вероятно, в Архангельском), а мощи святителя Алексия – в Успенском соборе, куда их перенесли из разрушенного Чудова кремлевского монастыря. К тому времени Кремль был еще закрыт для свободного доступа, и в любом случае верующие не смогли бы достойно поклониться святым мощам в музее. Патриарх просил передать их в кафедральный Богоявленский собор в Елохове , указывая, что для Церкви было бы отрадно, чтобы «знаменательный и редкий юбилей» столицы был ознаменован «каким-либо священным событием», и заверяя, что Церковь не будет стоять в стороне от празднования этого юбилея.

http://pravoslavie.ru/879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) (празд. 11 янв.), чудотворный образ, сведения о котором запутанны и противоречивы. Согласно преданию, перед нашествием в 1395 г. Темир-Аксака (Тамерлана) Е. и. была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впосл. известного как Талицкий острог (построен в 1636; ныне с. Талица Елецкого р-на Липецкой обл.). «Икона эта весьма древняя, к сожалению, нет никаких источников для указания, откуда и задолго ли до 1395 года доставлен был этот образ в село Талец» ( Стахович М. А. Елецкий уезд в ист., этногр. и стат. отношениях//Вестн. РГО. 1859. Ч. 25. Кн. 1. Отд. 2. С. 27-58). Нет достоверных сведений и об иконографии. На период составления основных сборников, содержащих информацию о Богородичных иконах ( Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое. Львов, 1665; Рукописный сб. «Солнце Пресветлое», составленный Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. 10536-22-71, 1715-1716 гг.)), сведения о Е. и., очевидно, отсутствовали. О соименной Е. и. Елецкой Черниговской иконе Божией Матери известно из кн. архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676), впосл. рассказ о ней вошел в «Солнце Пресветлое». Архиеп. Сергий (Спасский) в списке икон «святых славянских, грузинских, и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» приводит память «Елецкия иконы Божией Матери» с 2 датами празднования: 5 февр. и 11 янв. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659). В кон. XIX в. появились раздельные публикации о Е.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Москва. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове. Богоявленский Елоховский собор Карта и ближайшие объекты Во второй половине 15 в. Елохово было пригородным подмосковным селением с церковью Владимирской Богоматери, в приходе которой в 1468 г. родился знаменитый юродивый Василий Блаженный. В 1717 г. на месте деревянного храма был построен каменный с приделом Благовещения. В этом храме в 1799 г. был крещен А.С. Пушкин. Старый храм простоял до 1837 г., когда по проекту Е.Тюрина стал строиться ныне существующий. Освящение было 18 октября 1853 г. Купол и аттик над трапезной были сделаны в 1889 г. архитектором П.П. Зыковым. Главный престол освящен в честь Богоявления, южный придел - Благовещения Пресвятой Богородицы, северный - святителя Николая. Святыня - Чудотворная Казанская икона Божией Матери. В 1925 г. в Сретенье в храме служил литургию Патриах Тихон. Храм в годы советской власти не закрывался. После закрытия Богоявленского храма в Дорогомилове, бывшим патриаршим собором, в Елоховский храм была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя. Церковь в селе Елох была построена в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы Петра I. В 1799 г. в этом храме был крещен А.С. Пушкин, о чем свидетельствует обнаруженная во второй половине XIX в. запись в метрической книге. Современное церковное здание на месте более древнего храма возвели в 1835–1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Внутренняя отделка продолжалась еще в течение нескольких лет, и полное освящение храма состоялось в 1853 г. Купол и аттик над трапезной соорудили в 1889 г. (архитектор П.П. Зыков). Огромный классицистический храм, вмещающий несколько тысяч молящихся, имеет кубическую форму и увенчан пятью главами. Колокольня первой половины XIX в. имеет четыре яруса. Главный престол храма – во имя Богоявления Господня; приделы – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (южный) и во имя святителя Николая Чудотворца (северный; создан в 1912 г., стены расписаны известным иконописцем В.П. Гурьяновым). В соборе находится пятиярусный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01857

Закрыть itemscope itemtype="" > «С теми, кто есть, сделай, что можешь!» 16.02.2011 410 Время на чтение 31 минут Поздравляя читателей с прошедшими праздниками Рождества Христова и Богоявления, хотелось бы отметить основные особенности церковного пения в главных церквях нашего города в эти праздничные дни: это Богоявленский собор в Елохове и, конечно, Храм Христа Спасителя. В этих храмах я сравнивал самое главное, что ценно именно для меня, это хоровое богослужебное пение, которое там сейчас присутствует. Я посетил в эти дни и храм Всех Скорбящих Радость (правильнее сказать, Преображен-скую церковь с чтимой иконой Всех Скорбящих Радость), там теперь кафедра Председа-теля Отдела внешних церковных связей. И на клиросе там сейчас большой творческий коллектив - больше даже, чем в Храме Христа Спасителя (кстати говоря, вроде бы и со-держится он намного лучше). Что же можно отметить? Пение в этом храме намного, я бы сказал, качественнее, чем пе-ние в Храме Христа Спасителя! Почему? Видимо, потому, опять же, что на клиросе боль-ше народу, что лучше это пение благодарится, ну, и, кроме того, конечно, потому, что Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) является музыкально образованным человеком. Мы все знаем, что его произведения исполняются в Большом зале консерватории с хором, оркестром и солистами, и подается все это всегда профессиональном плане. Но, несмотря на все это, очень скудно представляется самое главное. Что же для меня яв-ляется главным? Конечно, репертуар. Самое лучшее исполнение, на мой взгляд, конечно, на Ордынке, в Преображенском храме. Самый лучший подбор произведений - в Елохове, в Богоявленском соборе, потому что там строго держатся старых репертуарных правил, что очень важно. И, конечно, самое слабое впечатление у меня лично сложилось от пения в Храме Христа Спасителя. Не по-тому, что я там когда-то был первым регентом и организатором Патриаршего хора, не по-тому, что я кого-то ревную к своему прежнему месту, нет! Регент И. Толкачев делает, на мой взгляд, то, что он способен делать с тем составом певцов, которым он располагает. «С теми, кто есть, сделай, что можешь!» - выразил бы я такими словами общий наш, так ска-зать, регентский закон. Так вот, с теми, кто у него есть, он и делает то, что может... Но тут еще важно отметить, что у него нет ни московского навыка репертуара, ни его правильно-го понимания в толковании фразы, ни «накатанности» тех произведений, которые должны быть исполняемы за богослужением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Собор Христа Спасителя. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Соборный храм Берлюковской пустыни во имя Христа Спасителя был сооружен в 1842 году специально для чудотворной иконы " Лобзание Христа Иудою " при настоятеле Венедикте. Освящение собора состоялось в 1848 году. В 1860-1865 гг. был выполнен штукатурный декор фасадов. Храм выстроен в стиле позднего классицизма с более поздними деталями псевдорусского стиля. Кирпичное оштукатуренное здание покоится на белокаменном подклете. Кубический его объем не имеет апсидных выступов и тем самым ориентирован на все четыре части света; со стороны каждой к нему примыкают плоские притворы. Притворы по фасадам декорированы пилястрами и фронтоном, на котором когда-то было живописное изображение. В стенные проемы между плоскими пилястрами по всему периметру храма располагаются окна в два света: первый составляют окна с полукруглым завершением и килевидными тягами, над ними - второй свет - круглые окна. Венчается храм мощным пятиглавием. Высота основного центрального барабана с полусферическим куполом равна высоте четверика, что несколько утяжеляет храм. Над центральным куполом - еще один световой барабан, на котором уже установлена главка с крестом. Остальные четыре главы имеют основания в виде восьмериков, поставленных в два яруса. Некогда здание было выкрашено в голубой цвет, хорошо сочетавшийся с белыми деталями. Теперь оно имеет желтый колер стен. Несмотря на то, что храм долгое время стоит без ремонта (облупилась штукатурка, подтекают своды), он и сегодня впечатляет своими грандиозностью и величием. Основой для его построения послужил один из проектов, поданный на конкурс Исакиевского собора, проводившийся в России в середине прошлого века. Архитектурный облик Спасского собора многим напомнит другой, более известный храм - Богоявленский собор в Елохове, в Москве . Оба храма были построены в одно время. Храм Христа Спасителя всегда был летним собором обители. Его интерьеры были расписаны, до сих пор там сохранились фрагменты клеевой живописи: между окнами ротонды изображены фигуры апостолов, в парусах - евангелисты. Живопись исполнена в академической манере, как это и было принято в церковном искусстве 2-ой половины XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=13934

Патриарх Сергий и Высоко-Петровский монастырь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 29 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 К 55-летию со дня преставления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского; 1 Мне не пришлось лично общаться с владыкой Сергием. Все, чем я могу поделиться, — это воспоминания прихожанки Богоявленского собора, где он служил сначала в качестве Местоблюстителя, а потом и Святейшего Патриарха. До войны мы не ходили в Елоховский собор 2 , а вот в войну вдруг потянуло. Владыки Сергия тогда не было в Москве, в начале войны он надолго уехал. В Елохове служили различные архиереи, был страшный холод, храм был неубран, мы переживали бомбежки. Бывало, стоишь в соборе — бомба рвется почти над головой. Вскоре после возвращения владыки Сергия в Москву состоялся Собор, на котором он был избран Патриархом 3 . Что я могу сказать о его служении как прихожанка? Оно оставляло впечатление большой церковности, большого углубления в службу и простоты. Если позднее служение Святейшего Патриарха Алексия I создавало ощущение необыкновенной высоты, какой-то особой звучности, тонкости, то тут преобладало чувство благости, душевности, непосредственности, главное — церковности и собранности. Патриарх Сергий служил без лишней аффектации, всегда с большим количеством сослужащих, так что его служба производила впечатление большого семейного очага, от которого исходят теплота и вера. “Дедушка Сергий”… Он казался таким стареньким, хотя был не таким старым, как казался, но он был такой грустный, ветхий и такой добродушный, что все его звали дедушка . В нем была отеческая, всеобъемлющая любовь. Она проявлялась и в его служении, в котором, мне кажется, было большое добродушие, и в отношении к сослужащим, к диаконам. Никогда не было заметно, чтобы он был строг к ним, хотя я специально и не вникала, как он относился к окружающим. Мне кажется, он не любил долгие монастырские службы, к которым мы привыкли в Петровском. Служили обычно: кафизмы не читались, стихиры сокращались. Хотя это можно объяснить и тем, что это были еще военные годы… Но был замечательный хор. Им руководил знаменитый регент Комаров, по специальности врач, гомеопат, который ощутил в себе это призвание — руководить хором. До войны он пел на Рогожской, а во время войны перешел в собор и застал немного “дедушку”. Расцвет же его деятельности пришелся на время Патриарха Алексия. Сначала они пели внизу и только потом перешли на хоры. Хор этот пел как никогда. Это была русская душа, которая пела. Это были необыкновенные песнопения, проникнутые особенной теплотой. Таких певцов и такого регента на моей памяти больше не было в Богоявленском.

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-i-vyis...

Скачать epub pdf Мне не пришлось лично общаться с владыкой Сергием. Все, чем я могу поделиться, – это воспоминания прихожанки Богоявленского собора, где он служил сначала в качестве Местоблюстителя, а потом и Святейшего Патриарха. До войны мы не ходили в Елоховский собор 1 , а вот в войну вдруг потянуло. Владыки Сергия тогда не было в Москве, в начале войны он надолго уехал. В Елохове служили различные архиереи, был страшный холод, храм был неубран, мы переживали бомбежки. Бывало, стоишь в соборе – бомба рвется почти над головой. Вскоре после возвращения владыки Сергия в Москву состоялся Собор, на котором он был избран Патриархом 2 . Что я могу сказать о его служении как прихожанка? Оно оставляло впечатление большой церковности, большого углубления в службу и простоты. Если позднее служение Святейшего Патриарха Алексия I создавало ощущение необыкновенной высоты, какой-то особой звучности, тонкости, то тут преобладало чувство благости, душевности, непосредственности, главное – церковности и собранности. Патриарх Сергий служил без лишней аффектации, всегда с большим количеством сослужащих, так что его служба производила впечатление большого семейного очага, от которого исходят теплота и вера. Дедушка Сергий... Он казался таким стареньким, хотя был не таким старым, как казался, но он был такой грустный, ветхий и такой добродушный, что все его звали дедушка. В нем была отеческая, всеобъемлющая любовь. Она проявлялась и в его служении, в котором, мне кажется, было большое добродушие, и в отношении к сослужащим, к диаконам. Никогда не было заметно, чтобы он был строг к ним, хотя я специально и не вникала, как он относился к окружающим. Мне кажется, он не любил долгие монастырские службы, к которым мы привыкли в Петровском. Служили обычно: кафизмы не читались, стихиры сокращались. Хотя это можно объяснить и тем, что это были еще военные годы... Но был замечательный хор. Им руководил знаменитый регент Комаров, по специальности врач, гомеопат, который ощутил в себе это призвание – руководить хором. До войны он пел на Рогожской, а во время войны перешел в собор и застал немного дедушку. Расцвет же его деятельности пришелся на время Патриарха Алексия. Сначала они пели внизу и только потом перешли на хоры. Хор этот пел как никогда. Это была русская душа, которая пела. Это были необыкновенные песнопения, проникнутые особенной теплотой. Таких певцов и такого регента на моей памяти больше не было в Богоявленском.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Закрыть itemscope itemtype="" > Оболганный Первоиерарх Диакон Владимир Василик о подвиге Патриарха Сергия 04.09.2010 2768 Время на чтение 4 минуты «Святейший Патриарх Сергий - до сих пор знамя пререкаемое, в особенности для зарубежной части Русской Православной Церкви. Многие упрекают его в небытной ереси сергианства, которая якобы состоит в его чрезмерной уступчивости и угождении властям. Но если внимательно посмотреть на то, что делал Святейший Патриарх Сергий, то он делал ровно то же, что делали константинопольские Патриархи по отношению к турецким султанам и русские митрополиты по отношению к татарским ханам, а именно: внешняя лояльность при неприятии идеологических взглядов и чужой веры. Собственно говоря, в его знаменитой декларации 1927 года нет ничего противного догматам Православной веры и церковному учению о взаимоотношении Церкви и государства. Да, в свое время она вызвала возражения, выразившиеся в послании соловецкого епископата (1927), предпринятого по инициативе Илариона, епископа Верейского. Ее авторы справедливо упирали на тяжелое положение Русской Православной Церкви под советской властью. При этом отметим, что авторы и подписанты этого послания не отошли от молитвенного общения с местоблюстителем Сергием. Считая его позицию чрезмерно уступчивой, они, все-таки, сохраняли с ним молитвенное и каноническое единение», - заявил в интервью " Русской народной линии " доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик , рассуждая о значении исторической встречи митрополита Сергия с И.В.Сталиным и избрания митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Как известно, 4 сентября 1943 года, вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), митрополит Сергий (Страгородский) был принят председателем СНК СССР И.В.Сталиным. На встрече присутствовали также Вячеслав Молотов и полковник ГБ Георгий Карпов, будущий председатель Совета по делам Русской Православной Церкви. Митрополиты, по приглашению Сталина, изложили свои пожелания, в числе которых было проведение собора и избрание Патриарха. Сталин заверил, что правительство СССР окажет всяческое содействие. 8 сентября 1943 года в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Собор епископов, который избрал Патриархом Московским и всея Руси Блаженнейшего митрополита Сергия. Собор проходил в бывшей резиденции германского посла, в особняке по адресу: Чистый переулок, дом 5, который был предоставлен в распоряжение Патриархии. 12 сентября 1943 года состоялась интронизация новоизбранного Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/04/obo...

М.И. Вострышев Вечный покой 25 марта/7 апреля, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, в день начала нашего спасения, когда архангел Гавриил благовестил благодать Божию людям, Святейший патриарх Московский и всея России Тихон прослушал всю праздничную службу, прочитанную ему келейником, посетовал навестившим его духовным детям о своем недомогании из – за вырванного накануне зуба, что не позволило ему совершить праздничное богослужение в Богоявленской церкви в Елохове, и согласился для улучшения самочувствия на укол морфия. К вечеру Святейший стал сильно волноваться, глядя на свои ногти – они почернели, вздохнул: «Скоро наступит ночь, темная и длинная». Все спрашивал, который час. Последний раз спросил в 23 часа 45 минут. Рядом с ним был образ Божией Матери, принесенный из расположенного поблизости Зачатьевского монастыря, – Пресвятая Богородица как бы звала его и благословляла его последние минуты. Ночь наступила. Длинная и темная для всей Русской Церкви. Весть о смерти патриарха тотчас разнеслась по первопрестольному городу. Телефон в больнице Бакуниных не умолкал. Еще ночью прибыли милиция, газетные репортеры, множество мирян и духовных лиц. Предлагали перенести тело Святейшего в ближайшую церковь , а с рассветом торжественно перевезти в Донской монастырь. Прибывшие раньше всех чекисты запретили «самоволие» и заявили, что это их дело – переправить покойного. В пять часов утра, когда Москва еще спала, после отирания тела елеем, карета «скорой помощи» тихо и незаметно доставила почившего патриарха, обернутого в бархатную мантию, в большой собор Донского монастыря. Сорок мерных ударов колокола оповестили москвичей о всенародном горе. Весть, которой боялись все семь с половиной лет после восстановления патриаршества, разлетелась по утреннему городу. В знак траура на зданиях некоторых иностранных миссий были приспущены флаги. Верующие останавливали друг друга на улице, скорбели, что не уберегли своего святителя, сетовали: ему еще жить и жить, всего шестьдесят годков минуло, делились последними новостями и слухами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010