Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви Источник Содержание Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия Часть I. О богослужении в период времени пения Октоиха Отдел I. О богослужении недельных, или воскресных, дней Глава I. О богослужении воскресных дней, если не случится никакого праздника Глава 5. О богослужении воскресных дней, если случится богородичный двунадесятый праздник Глава 6. О богослужении воскресных, а равно седмичных и субботних дней, если случится господский двунадесятый праздник Главы 7 и 8. О богослужении воскресных дней, если случится одно предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, или же будет еще какое-нибудь торжество. Глава 9. О богослужении воскресных дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Отдел II. О богослужении седмичных дней периода времени пения Октоиха Глава 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знак Глава 12. О богослужении седмичных дней при святом, поемом на 6, именуемом шестеричным и отмеченном в Типиконе знаком черными чернилами Глава 13. О богослужении седмичных дней при святом, имеющем славословие и отмеченном в Типиконе знаком красными чернилами Главы 14 и 15. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имеющий полиелей и отмеченный в Типиконе знаком , один или с предпразднством либо попразднством господского или богородичного праздника Глава 16. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имущий бдение и отмеченный в Типиконе знаком Глава 17. О богослужении седмичных дней, если случится великий праздник святого, отмеченного в Типиконе знаком Глава 18. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится богородичный дванадесятый праздник Глава 19. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Глава 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Раздел 1.4. Самоуправляемые Церкви Самоуправляемые Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава XI. 1.4.1. Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) Об Украинской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 г.) 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Благословенная Грамота (Томос) Патриарха Алексия II (подписана 27 октября 1990 г.; оглашена 28 октября 1990 г. в киевском соборе Святой Софии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) Мы, смиренный Алексий Второй, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви – Московского Патриархата, собравшимися на Архиерейский Собор 25–27 октября 1990 года в Даниловом монастыре в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную любовь Христову и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Украинской Православной Церкви, во внимание к желанию и ходатайству ея Преосвященных архипастырей, собравшихся 9 июля сего 1990 года в Богоспасаемом граде Киеве для обсуждения и решения их церковной жизни на началах независимости и самостоятельности,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Раздел I.3. Автономные Церкви Автономные Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава X. I.3.1. Китайская Автономная Православная Церковь О предоставлении автономии Китайской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 23 ноября 1956 г.) Слушали: 2. Проект положения о Китайской Автономной Православной Церкви 1) За закрытием Восточно-Азиатского Экзархата, Московская Патриархия 23 предоставляет Китайской Православной Церкви автономию; 2) Московская Патриархия утверждает (при отсутствии канонических препятствий) главу Китайской Автономной Православной Церкви после избрания его этой Церковью; 3) Китайская Автономная Православная Церковь получает Св. Миро от Русской Православной Церкви, возносит имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при богослужении и принимает участие в ее Поместных Соборах через своих представителей; 4) Во внутренних церковных делах Китайская Автономная Православная Церковь имеет полную независимость. Постановили: Проект утвердить. О Китайской Автономной Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 февраля 1997 г.) Слушали: доклад председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о положении Православной Церкви в Китае. (...) Постановили: (...) 3. Констатировать, что, поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви Патриархом Московским и всея Руси. 4. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений. (...) О восстановлении попечения Матери-Церкви над Автономной Православной Церковью в Китае

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Богослужение и богословие В жизни Православной Церкви богослужение занимает столь важное место, что в представлении многих инославных христиан Православие ассоциируется прежде всего именно с богослужебным культом, пением и иконами: В наше время миллионы людей духовно питаются православным богослужением, – пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф . – Очень многие... на Западе... начинают понимать Православие именно через литургическую традицию не только христианского Востока, но и древнего христианского Запада. В православном богослужении они находят и связь с апостольской верой первых веков христианства, и опыт грядущего Царства Божия. Именно поэтому нам, православным, надо хранить богослужение не только как необходимую связь с прошлым, но и как живое свидетельство о вере. Это требует как хорошего знания его истории, так и богословского духовного опыта того, что составляет ядро именно церковной молитвы, в которой прошлое, настояшее и будущее объединяются в жизни Тела Христова. По своему составу, продолжительности и богословской насыщенности православное богослужение заметно отличается от богослужения в инославных христианских общинах, будь то протестантских или католических. Даже внешние различия бросаются в глаза. Современное протестантское богослужение, например, представляет собой, как правило, серию разрозненных, не связанных между собою молитвенных действий: сначала священнослужитель произносит слова благословения, далее все открывают книгу на определенной странице и исполняют то или иное песнопение, затем, после паузы, священник произносит проповедь , потом читается молитва, играет орган. Прихожане в основном сидят, лишь иногда встают, чтобы снова сесть. Богослужение может сопровождаться разъяснениями священнослужителя – в какой книге и на какой странице находится то или иное песнопение, следует ли его исполнять стоя или сидя. Все богослужение длится минут тридцать-сорок. В некоторых протестантских общинах за богослужением используется рок-музыка. После литургической реформы II Ватиканского Собора богослужение во многих католических храмах не слишком отличается от протестантского: то же отсутствие целостности, то же чередование отдельных, не связанных между собою молитв и песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Устав Украинской Православной Церкви Скачать epub pdf I. Общие положения 1 . Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве. 2 . Высшими органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви является Собор Украинской Православной Церкви, Собор епископов Украинской Православной Церкви и Священный Синод Украинской Православной Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины. 3 . Украинская Православная Церковь соединена с Поместными Православными Церквами через Русскую Православную Церковь . 4 . Украинская Православная Церковь осуществляет свою спасительную деятельность на основе Священного Писания и Священного Предания, неуклонно придерживается догматов православной веры и священных канонов и в своем управлении руководствуется постановлениями Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 25–27 октября 1990 года и настоящим Уставом при уважении к государственным законам и соблюдении их. 5 . Украинская Православная Церковь объединяет епархии, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества и миссии и является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви. 6 . Учреждения Украинской Православной Церкви: Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви, синодальные учреждения, управление епархий, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, миссии, братства и сестричества – обладают гражданской правоспособностью и являются юридическими лицами с момента регистрации их уставов в органах государственной власти. 7 . Деятельность Украинской Православной Церкви включает в себя: а) совершение богослужений, совершение таинств, обрядов, крестных ходов и церемоний; б) миссионерскую деятельность; в) подвижническую деятельность (монастыри, скиты и др.); г) распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации (газеты, журналы, религиозную литературу, теле- и радиопрограммы и другие формы распространения массовой информации, в том числе и собственные);

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

А. Понятие о богослужении вообще 1. Беседа, в которой изъясняется понятие о богослужении православной церкви вообще Теперь, братья-христиане, будем беседовать о богослужении православной церкви, и прежде всего побеседуем о богослужении вообще, безотносительно к частным службам. Что называется богослужением православной церкви? Богослужением православной церкви называется богопочтение или богоугождение, выражаемое нами по уставу православной церкви в молитвах, песнопениях, чтениях, в поучениях в слове Божием, обрядах и священнодействиях, соединенных между собою в известном порядке. Цель православного богослужения весьма высокая и разнообразная. Христианское общественное богослужение, как внешнее выражение христианских догматов, мыслей и расположений верующего ума и сердца, облегчает для нас посредством общих молитв и песнопений, священных действий и обрядов подвиг стремления нашего к Богу, делает нас способными к принятию благодати Святого Духа, преподает эту благодать, обращая ее во благо души нашей, теснейшим образом соединяет нас с Богом. Эти разнообразные цели православного христианского богослужения сосредоточиваются в одной главной – в спасении нашем через пострадавшего за нас Сына Божия. Общественное христианское богослужение весьма полезно. Действуя на чувства человеческие посредством символов или особых церковных обрядов, оно служит самым могущественным средством к теснейшему взаимному соединению членов единой церкви. Оно, собирая их в одно святилище Божие или храм, внушает им чувства взаимной братской любви и поддерживает между ними согласие и порядок. Во времена патриархальные богослужение скрепляло узы общества домашнего, а во времена Моисея, времена подзаконные соединяло целый народ в одно тело, в одну церковь . По намерению же Иисуса Христа, нашего Спасителя, через богослужение все племена земные должны быть слиты в одно царствие Божие 1 , или, что то же, из всех людей должно составиться одно таинственное тело, как сказал апостол: едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

II. Богослужение православной церкви § 6. Богослужение православной церкви Богослужение православной церкви бывает общественное и частное. Общественное Богослужение совершается в храме Божием в положенное по уставу время; частное – совершается в храме и вне храма, но время совершения его определяется нуждами и обстоятельствами жизни христиан, – от чего и называется требами. § 7. Составные части общественного Богослужения: Чтения из книг Священного Писания Общественное Богослужение состоит из чтений книг Священного Писания , из молитв и песнопений, содержащихся в Богослужебных книгах, и сопровождается особенными священнодействиями. Чтения из книг Священного Писания составляют одну из важнейших частей Богослужения православной церкви. Читаются книги ветхого и нового завета. а) Из ветхозаветных книг чаще всего читается псалтирь. Она состоит из 150 псалмов, разделенных на 20 кафизм 9 . Каждая кафизма разделяется на три славы, или части, которые чтец оканчивает: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу,... а лик поет: и ныне и присно... Аллилуия (3-жды) слава тебе Боже... Это наз. стихословием кафизмы. Чтение псалтири бывает рядовое, т.-е. в течение недели она вся прочитывается, начиная с 1-й кафизмы на вечерни в субботу, в том порядке, в каком кафизмы стоят одна после другой. Исключение из ряда чтений сделано в пятницу; так как следующая по ряду кафизмы – 16-я и 17-я, прославляющая блаженство праведных (Блажени непорочнии), отнесены к субботе на утрени, как более сообразный с субботнею службою, посвященною прославленно праведных, непорочных душ. После кафизм во псалтири помещаются: а) песни Свящ. Писания, которые читаются и поются с каноном на утрени (в Великий, напр., пост, б) избранные псалмы с величаниями в праздники Господни и нарочитых святых 10 . Из других ветхозаветных книг чтения предлагаются в так называемых паримиях, т.-е. в избранных чтениях преимущественно из книг ветхого завета применительно к событию праздника или ко времени поста и покаяния. (Паримии читаются обыкновенно на вечернях великих праздников; а в Великий пост на вечерни, часах и на литургии преждеосвященной, – также на царских часах и на литургии Василия Великого , когда она соединяется с вечернею. Паримии помещаются в минеях и триодях на ряду в тех службах, на которых назначено читать их. Если же случится местный праздники, и празднуемому святому наряду не положено паримией в минеи месячной, тогда они берутся из общей минеи по лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Пётр Заведеев Добавление 4 . Литургика Часть первая Понятие о науке и ее задаче. Литургика есть наука о Богослужении вообще, как деле общественном, церковном, и о его формах. Задача православной Литургики состоит в том, чтобы представить Богослужение Православной Церкви в том виде и смысле, как его совершает и понимает сама Церковь . Разделение науки на общую и частную. Богослужение может быть рассматриваемо с двух сторон: как учреждение церковное и как собственно деятельность церковная, соответственно этому и Литургика делится на две части, которые по содержанию своему называются общею и частною. Понятие о Богослужении православном и его цели вообще. Христианское Богослужение есть совокупность священных действий и обрядов, или вообще внешняя деятельность, в которой и чрез которую, для спасения человека, достигается и осуществляется со стороны Бога освящение человека и усвоение ему совершенного Спасителем дела искупления и его благодатных плодов. Установление христианского Богослужения Иисусом Христом и апостолами. Истинное назначение и отличительный характер Богослужения христианского указаны Самим И. Христом в Его учении и заповеди о поклонении Богу духом и истиною. Совместно с учением и заповедью об истинном поклонении Богу Иисус Христос установил и определил и самое Богослужение, как внешнюю деятельность, частью Своим примером, частью положительными постановлениями и заповедями. Для усвоения искупления Он установил таинства, – и между ними особенно заповедует совершать евхаристию, раскрывши Своим ученикам истинный смысл и отношение ее к Его искупительной смерти. Для продолжения дела – устройства Церкви на земле, Иисус Христос установил священство в лице апостолов и только ему вверил власть и право совершать Богослужение. Верные примеру и заповедям И. Христа, Апостолы свободно и правильно раскрыли в Богослужении веру нового христианского общества. С этой стороны апостольское Богослужение представляет особенную важность: оно есть непосредственное выражение христианской веры, – и последующее христианское Богослужение, имея в нем свое начало, есть только продолжение и развитие его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

О.Д. Лада Скачать epub pdf Песнопения православной Церкви Древность употребления священных песнопений Пение входило в состав богослужения Церкви Ветхозаветной. В Церкви христианской употребление пения освящено примером Иисуса Христа, Который после тайной вечери воспел со Своими учениками. Несомненно, пение входило в состав богослужения с апостольского времени. Ап. Павел предписывал ефесянам и колоссянам вразумлять друг друга псалмами, гимнами и песнями духовными, разумея при этом пение именно при общественном богослужении, а не частное. С особенною ясностью употребительность пения при богослужении апостольского времени открывается из Посланий ап. Павла к Коринфянам. Здесь апостол, указывая, каковы должны быть песнопения в богослужебных собраниях христиан, вместе с тем замечает: «Вся же благообразно и по чину да бывают» ( 1Кор. 14, 40 ), что дает право думать, что пение не только входило в состав богослужения, но и имело свой чин и совершалось по установленному апостолами порядку. С тех пор пение никогда не переставало быть одною из главных частей христианского богослужения. Различие христианских песнопений по их происхождению Уже в богослужении времени апостольского различаются песнопения трех родов: псалмы, гимны и песни духовные. Что касается псалмов Давида, то они имеют весьма обширное употребление в богослужении Православной Церкви. Второй ряд составляют гимны . Под этим именем разумеются, так называемые, гимны ветхозаветных отцов, именно: песнь Израиля, воспетая по переходе чрез Чермное море ( Исх.15: 1–19 ), обличительная песнь Моисея ( Втор.32:1–43 ), песнь Анны, матери Самуила ( 1Цар. 2:1–10 ), песни пророков: Исаии ( Ис.26: 9–17 ). Аввакума ( Авв. 3:1–12 ), Ионы ( Ион.2:3–10 ), песнь трех вавилонских отроков ( Дан. 3:24–90 ). Сюда же относятся: песнь Богородицы ( Лук.1:46–55 ), молитва Симеона Богоприимца ( Лук.2:29–32 ), молитва Захарии ( Лук.1:68–79 ). Употребление всех этих гимнов при христианском богослужении современно началу употребления псалмов. В IV и даже в III веках встречаются толкования на эти гимны у св. Ипполита, Дидима, Евсевия и Феодора Ираклийского. Песни ветхозаветных праведников особенно замечательны в том отношении, что они были приняты св. Иоанном Дамаскиным за основание составленных им канонов. Причиною этого было, без сомнения, давнее их употребление при богослужении, в силу чего некоторые отшельники и по составлении тропарей употребляли эти песни вместо тропарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава I. Грузинская Православная Церковь/ Содержание История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви: крещение грузин, заботы правителей Грузии об устройстве Церкви; вопрос об автокефалии; разорение Церкви магометанами и персами; заступники православного народа — духовенство и монашество; католическая пропаганда; учреждение Абхазского Католикосата; обращение за помощью к единоверной России 2. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви 3. Восстановление автокефалии 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии 5. Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святыни; монашество; подвижники, мученики 6. Современное положение Грузинской Православной Церкви: высшая церковная власть; приходское управление; обязанности священника; духовное просвещение и богослужение; пастырское служение среди заключенных; борьба за мир; экуменическая деятельность; Грузинская Православная Церковь и Всеправославные Совещания 7.Отношения между Грузинской и Русской Православными Церквами в прошлом и настоящем Монастыри Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Предстоятели Грузинской Православной Церкви Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» Юрисдикция Грузинской Православной Церкви распространяется на Грузию. Однако «в Грузинской Церкви принято считать, — свидетельствует митрополит Сухумо-Абхазский (ныне Католикос-Патриарх) Илия в своем ответе от 18 августа 1973 года на письмо-запрос автора данного труда, — что юрисдикция Грузинской Церкви распространяется не только на пределы Грузии, но на всех грузин, где бы они ни проживали. Указанием на это нужно считать присутствие в титуле Первосвятителя слова «Католикос». Грузия — государство, расположенное между Черным и Каспийским морями. С запада омывается водами Черного моря, имеет общие границы с Россией, Азербайджаном, Арменией и Турцией. Площадь — 69.700 кв.км. Население — 5.201.000 (на 1985 г.). Столица Грузии — Тбилиси (1.158.000 жителей на 1985 г.). История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви:

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010