Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Возвышенное и земное: дебаты о языке богослужения в Русской Православной Церкви Широко обсуждаемый в лоне Русской Православной Церкви вопрос о переводе богослужения на русский язык поднимается в истории христианства не впервые. С целью поспособствовать поиску решения упомянутого вопроса, Анна Гопенко анализирует опыт Римско-Католической, Немецкой Евангелической и Американской Православной Церквей, которые также столкнулись в свое время с проблемой языковой реформы богослужения. Статья Введение За последние десятилетия, перевод священных текстов в европейской традиции привлекал внимание многих исследователей . Большинство публикаций на эту тему исходит от богословов и библеистов, которые занимаются проблемами, связанными с уже имеющимися или потенциальными переводами. Главный объект их исследований – Писания . В свою очередь, литургический переводедва ли был затронут в научных кругах. В частности, в области теории перевода ему были посвящены лишь несколько случайных анализов . Взгляд же восточной Церкви на перевод богослужения был совершенно игнорирован на Западе . Однако специфика данного вида перевода очевидна: в отличие от других видов перевода (литературный, юридический, технический и др.), главная проблема литургического перевода более радикальна: переводить ли вообще тексты богослужения . В религиозном сознании православного человека центральное место занимает не Писание, но Божественная Литургия . Она является центром православного богослужения и поэтому представляет собой объект горячих дискуссий о ее переводе на современный язык. По этой причине она заслуживает анализа в рамках перевода священных текстов. Литургия находится в наименее гибкой зоне христианской доктрины. Она переводится в последнюю очередь и наиболее консервативным образом. Другой существенный элемент – это особенность самого богослужения: в отличие от других типов письменного или устного текста, содержание богослужения может восприниматься как относящееся к тайне, что сводит на нет необходимость быть полностью понятым и подавляет желание его изменять.

http://bogoslov.ru/article/2643758

Раздел 1.4. Самоуправляемые Церкви Самоуправляемые Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава XI. 1.4.1. Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) Об Украинской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 г.) 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Благословенная Грамота (Томос) Патриарха Алексия II (подписана 27 октября 1990 г.; оглашена 28 октября 1990 г. в киевском соборе Святой Софии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) Мы, смиренный Алексий Второй, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви – Московского Патриархата, собравшимися на Архиерейский Собор 25–27 октября 1990 года в Даниловом монастыре в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную любовь Христову и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Украинской Православной Церкви, во внимание к желанию и ходатайству ея Преосвященных архипастырей, собравшихся 9 июля сего 1990 года в Богоспасаемом граде Киеве для обсуждения и решения их церковной жизни на началах независимости и самостоятельности,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Раздел I.3. Автономные Церкви Автономные Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава X. I.3.1. Китайская Автономная Православная Церковь О предоставлении автономии Китайской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 23 ноября 1956 г.) Слушали: 2. Проект положения о Китайской Автономной Православной Церкви 1) За закрытием Восточно-Азиатского Экзархата, Московская Патриархия 23 предоставляет Китайской Православной Церкви автономию; 2) Московская Патриархия утверждает (при отсутствии канонических препятствий) главу Китайской Автономной Православной Церкви после избрания его этой Церковью; 3) Китайская Автономная Православная Церковь получает Св. Миро от Русской Православной Церкви, возносит имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при богослужении и принимает участие в ее Поместных Соборах через своих представителей; 4) Во внутренних церковных делах Китайская Автономная Православная Церковь имеет полную независимость. Постановили: Проект утвердить. О Китайской Автономной Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 февраля 1997 г.) Слушали: доклад председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о положении Православной Церкви в Китае. (...) Постановили: (...) 3. Констатировать, что, поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви Патриархом Московским и всея Руси. 4. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений. (...) О восстановлении попечения Матери-Церкви над Автономной Православной Церковью в Китае

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Катехизация и богослужение Какое вклад вносит православное богослужение в процесс катехизации? Какие меры будут способствовать более успешной миссии Церкви? Проректор по учебной части Ташкентской Духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии протоиерей Сергий Стаценко предлагает возможные альтернативы существующим практикам, направленные на повышение общей духовной грамотности как невоцерковленных людей, так и постоянных прихожан. Статья Несмотря на неразвитость катехизаторского служения в Русской Православной Церкви, в ее жизни присутствует «воцерковляющий фактор», который в настоящее время является одним из главных источников наполнения храмов людьми, – православное богослужение. « Есть еще одно измерение, которое придает евангельскому благовестию литургия... Это распространение православной веры благодаря литургии, посредством литургии и с тем, чтобы литургия служилась впоследствии по всему миру. Или, другими словами, в литургии содержится мотивация миссии, метод миссии и ее цель» . Роль богослужения в жизни Церкви не ограничивается только узким, внешне-миссионерским значением. Если рассматривать миссию как движение к порогу храма, то богослужение, с которым человек сталкивается уже за храмовым порогом, имеет непосредственно катехизаторское значение, поскольку православное богослужение отличается высокой степенью учительности и духовной мотивации к жизни во Христе: « ...Проверенной веками формой(катехизации – прот С.Ст.) была катехизация через богослужение. Она давала прекрасную систему богословских знаний систему не схоластически-отвлеченную, не зазубренную, не вымученную бездумным повторением, а органично пронизывающую весь жизненный уклад человека. В центре богослужения находится Евхаристия – основа всякого подлинного духовного развития личности. Вокруг нее, вокруг Живого Христа, концентрируются душеполезные знания и христианский опыт» .

http://bogoslov.ru/article/3377738

Пётр Заведеев Добавление 4 . Литургика Часть первая Понятие о науке и ее задаче. Литургика есть наука о Богослужении вообще, как деле общественном, церковном, и о его формах. Задача православной Литургики состоит в том, чтобы представить Богослужение Православной Церкви в том виде и смысле, как его совершает и понимает сама Церковь . Разделение науки на общую и частную. Богослужение может быть рассматриваемо с двух сторон: как учреждение церковное и как собственно деятельность церковная, соответственно этому и Литургика делится на две части, которые по содержанию своему называются общею и частною. Понятие о Богослужении православном и его цели вообще. Христианское Богослужение есть совокупность священных действий и обрядов, или вообще внешняя деятельность, в которой и чрез которую, для спасения человека, достигается и осуществляется со стороны Бога освящение человека и усвоение ему совершенного Спасителем дела искупления и его благодатных плодов. Установление христианского Богослужения Иисусом Христом и апостолами. Истинное назначение и отличительный характер Богослужения христианского указаны Самим И. Христом в Его учении и заповеди о поклонении Богу духом и истиною. Совместно с учением и заповедью об истинном поклонении Богу Иисус Христос установил и определил и самое Богослужение, как внешнюю деятельность, частью Своим примером, частью положительными постановлениями и заповедями. Для усвоения искупления Он установил таинства, – и между ними особенно заповедует совершать евхаристию, раскрывши Своим ученикам истинный смысл и отношение ее к Его искупительной смерти. Для продолжения дела – устройства Церкви на земле, Иисус Христос установил священство в лице апостолов и только ему вверил власть и право совершать Богослужение. Верные примеру и заповедям И. Христа, Апостолы свободно и правильно раскрыли в Богослужении веру нового христианского общества. С этой стороны апостольское Богослужение представляет особенную важность: оно есть непосредственное выражение христианской веры, – и последующее христианское Богослужение, имея в нем свое начало, есть только продолжение и развитие его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

А. Понятие о богослужении вообще 1. Беседа, в которой изъясняется понятие о богослужении православной церкви вообще Теперь, братья-христиане, будем беседовать о богослужении православной церкви, и прежде всего побеседуем о богослужении вообще, безотносительно к частным службам. Что называется богослужением православной церкви? Богослужением православной церкви называется богопочтение или богоугождение, выражаемое нами по уставу православной церкви в молитвах, песнопениях, чтениях, в поучениях в слове Божием, обрядах и священнодействиях, соединенных между собою в известном порядке. Цель православного богослужения весьма высокая и разнообразная. Христианское общественное богослужение, как внешнее выражение христианских догматов, мыслей и расположений верующего ума и сердца, облегчает для нас посредством общих молитв и песнопений, священных действий и обрядов подвиг стремления нашего к Богу, делает нас способными к принятию благодати Святого Духа, преподает эту благодать, обращая ее во благо души нашей, теснейшим образом соединяет нас с Богом. Эти разнообразные цели православного христианского богослужения сосредоточиваются в одной главной – в спасении нашем через пострадавшего за нас Сына Божия. Общественное христианское богослужение весьма полезно. Действуя на чувства человеческие посредством символов или особых церковных обрядов, оно служит самым могущественным средством к теснейшему взаимному соединению членов единой церкви. Оно, собирая их в одно святилище Божие или храм, внушает им чувства взаимной братской любви и поддерживает между ними согласие и порядок. Во времена патриархальные богослужение скрепляло узы общества домашнего, а во времена Моисея, времена подзаконные соединяло целый народ в одно тело, в одну церковь . По намерению же Иисуса Христа, нашего Спасителя, через богослужение все племена земные должны быть слиты в одно царствие Божие 1 , или, что то же, из всех людей должно составиться одно таинственное тело, как сказал апостол: едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Устав Украинской Православной Церкви Скачать epub pdf I. Общие положения 1 . Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве. 2 . Высшими органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви является Собор Украинской Православной Церкви, Собор епископов Украинской Православной Церкви и Священный Синод Украинской Православной Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины. 3 . Украинская Православная Церковь соединена с Поместными Православными Церквами через Русскую Православную Церковь . 4 . Украинская Православная Церковь осуществляет свою спасительную деятельность на основе Священного Писания и Священного Предания, неуклонно придерживается догматов православной веры и священных канонов и в своем управлении руководствуется постановлениями Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 25–27 октября 1990 года и настоящим Уставом при уважении к государственным законам и соблюдении их. 5 . Украинская Православная Церковь объединяет епархии, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества и миссии и является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви. 6 . Учреждения Украинской Православной Церкви: Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви, синодальные учреждения, управление епархий, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, миссии, братства и сестричества – обладают гражданской правоспособностью и являются юридическими лицами с момента регистрации их уставов в органах государственной власти. 7 . Деятельность Украинской Православной Церкви включает в себя: а) совершение богослужений, совершение таинств, обрядов, крестных ходов и церемоний; б) миссионерскую деятельность; в) подвижническую деятельность (монастыри, скиты и др.); г) распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации (газеты, журналы, религиозную литературу, теле- и радиопрограммы и другие формы распространения массовой информации, в том числе и собственные);

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

Предварительные понятия § 1. Понятие о Богослужении . Богослужение православной Церкви составляют все те молитвословия и священнодействия, которыми православные христиане выражают Богу свои чувства веры, надежды и любви, и посредством которых они входят с Ним в таинственное общение и получают от Него благодатные силы для святой жизни. Богослужение бывает или частное, когда совершается одним или несколькими лицами частным образом, или общественное, когда совершается от лица всей Церкви поставленными на то лицами. Богослужение общественное состоит из церковных служб постоянных, совершающихся для всех христиан в определенные времена, каковы: литургия, вечерня, утреня и т. д., и повременных, совершающихся по требованию и нуждам отдельных членов Церкви и называющихся требами, каковы: чин погребения, водоосвящения и т.п. § 2. Происхождение Богослужения . Человек начал служить Богу с тех пор, как узнал о Нем. Узнал же он о Боге тогда, когда Бог явился ему в раю и дал заповеди о невкушении от древа познания добра, о соблюдении покоя в седьмой день, и благословил брачный союз его с Евой. Богослужение первых людей в раю состояло не в какихлибо определенных церковных службах, как ныне, но в свободном излиянии благоговейных чувств своих перед Богом. Впрочем, божественная заповедь о седьмом дне и о воздержании с запрещенного древа положила начало уже и определенным богослужебным установлениям. К ним по падении человека присоединилось еще новое учреждение – жертвоприношения. Они совершались при всех торжественных случаях, когда приходилось благодарить Бога за полученные от Него благодеяния, или просить Его о помощи, или умилостивлять за содеянные грехи. Соединение молитв с жертвоприношениями внушало людям, что Бог может принимать их молитвы только ради той жертвы, которую впоследствии принесет обетованное Семя жены. Во времена патриархальные, от Адама до Моисея, когда Церковь Божия состояла в одном или нескольких семействах, Богослужение совершалось от лица этих семейств главами их, патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. При Моисее же, когда потомки Израиля образовали народ, Богослужение стало совершатся от лица всего народа и тогда для совершения его были установлены и определенное место, и время, и священные лица, и самые формы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Глава I. Грузинская Православная Церковь/ Содержание История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви: крещение грузин, заботы правителей Грузии об устройстве Церкви; вопрос об автокефалии; разорение Церкви магометанами и персами; заступники православного народа — духовенство и монашество; католическая пропаганда; учреждение Абхазского Католикосата; обращение за помощью к единоверной России 2. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви 3. Восстановление автокефалии 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии 5. Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святыни; монашество; подвижники, мученики 6. Современное положение Грузинской Православной Церкви: высшая церковная власть; приходское управление; обязанности священника; духовное просвещение и богослужение; пастырское служение среди заключенных; борьба за мир; экуменическая деятельность; Грузинская Православная Церковь и Всеправославные Совещания 7.Отношения между Грузинской и Русской Православными Церквами в прошлом и настоящем Монастыри Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Предстоятели Грузинской Православной Церкви Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» Юрисдикция Грузинской Православной Церкви распространяется на Грузию. Однако «в Грузинской Церкви принято считать, — свидетельствует митрополит Сухумо-Абхазский (ныне Католикос-Патриарх) Илия в своем ответе от 18 августа 1973 года на письмо-запрос автора данного труда, — что юрисдикция Грузинской Церкви распространяется не только на пределы Грузии, но на всех грузин, где бы они ни проживали. Указанием на это нужно считать присутствие в титуле Первосвятителя слова «Католикос». Грузия — государство, расположенное между Черным и Каспийским морями. С запада омывается водами Черного моря, имеет общие границы с Россией, Азербайджаном, Арменией и Турцией. Площадь — 69.700 кв.км. Население — 5.201.000 (на 1985 г.). Столица Грузии — Тбилиси (1.158.000 жителей на 1985 г.). История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви:

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Статьи Собрание статей отца Александра Шмемана — великого православного богослова и пастыря XX века. Статьи, довольно грубо, можно разбить на три темы: литургическое богословие, Церковь, современное положение Православия. В данное собрание вошли следующие статьи отца Александра Шмемана: Пост и Литургия Авторитет и свобода в Церкви Богослужение в секулярный век Исповедь и причастие Богословие и богослужение По поводу богословия соборов Богослужение и таинства Догматический союз Задача православного богословия сегодня Знаменательная буря Литургическая реформа: Дебаты Литургия и эсхатология Мир в свете православной мысли и опыта Миссия Православия Можно ли верить, будучи цивилизованным? О христианской любви Обновление Освящение жизни Основополагающий вопрос О чуде Православное богослужение Православный мир: прошлое и настоящее Рождественское богослужение Православной Церкви Русское богословие 1920–1972 Светлая печаль Свобода в Церкви Святая святым Символ веры Символы и символизм византийской литургии Таинство и символ Таинство любви Церковь после апостолов Школа русского богословия Дети и Церковь Статьи Пост и Литургия Заметки по литургическому богословию Перевод Наталии Безбородовой Оригинал на сайте Schmemann.org Литургические правила Православной Церкви предписывают совершать Божественную Литургию после Вечерни в определенные дни поста. А именно: в четверг и субботу Страстной Седмицы Великого Поста, вечером накануне Рождества, Богоявления и праздника Благовещения. Как и Литургия Преждеосвященных Даров, она всегда служится после Вечерни. Как мы помним. Типикон предписывает определять время для совершения Вечерни, ориентируясь на заход солнца, но не в определенные часы дня. Всем уже давно известно, что это правило сегодня стало мертвой буквой, и исполняется лишь формально, таким образом, что не Литургия переносится на вечер, а наоборот, Вечерня совершается утром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010