Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска 22 сентября, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. 22 сентября 2013 года, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка митрополит Ростислав! Ваше Превосходительство, уважаемый Сергей Анатольевич, губернатор Томской области, высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры! Я с радостью совершил сегодня в этом историческом храме города Томска Божественную литургию, окруженный всеми вами. Я сердцем чувствовал вашу молитву, чувствовал ваше душевное состояние, которое мне передавалось. Действительно, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы возносим молитвы к Богу, мы одновременно оказываем влияние друг на друга, потому что связь с Богом осуществляется только посредством огромного внутреннего напряжения. Известны случаи, когда в самых строгих монастырях, где было очень много тяжелой физической работы, послушники, которые освобождались от физической работы для того, чтобы они несли богослужебную череду, нередко просили игумена снова вернуть их на самое тяжелое физическое послушание, потому что ничто не берет столько сил, сколько молитва. Но эти силы никогда не уходят впустую. Эта энергия, которую развивает человек, прикасается к другим людям и устремляется к Богу, и от Бога возвращается к нам в виде Божественной благодати, которая укрепляет наши силы, дает нам разумение, укрепляет нашу волю, освежает наши чувства, помогает преодолевать трудности сей жизни.

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-09-22/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БЕНЕМАНСКИЙ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 23 февраля Чрезвычайная комиссия собрала новое заседание и постановила: " В изменение постановления священника Бенеманского подвергнуть аресту в административном порядке сроком на один месяц, считая срок со дня ареста " . Через месяц священник был освобожден из Тверского концентрационного лагеря. Арест по делу об изъятии церковных ценностей В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году о. Илья был арестован ГПУ вместе с духовенством сразу после богослужения в Ниловой пустыни и заключен на полторы недели в тюрьму. Арест по делу о бунте против обновленцев 4 апреля (?) 1923 года был арестован по делу о беспорядках в кафедральном соборе, вызванных попыткой обновленцев захватить власть в епархии. Спрошенный о своем участии в беспорядках и бунте в соборе, о. Илья отвечал: " В момент происходившего бунта в соборе, 28 марта, я был повесткой вызван в ГПУ; здесь я пробыл до десяти часов вечера, и в соборе я не был. В инициативной группе я себя считать состоявшим не могу... В среду, 28 марта, днем ко мне пришел какой-то мужчина, откуда – не знаю, принес протокол инициативной группы. В числе инициативной группы в протоколе была указана моя фамилия, и мне предлагалось подписать протокол. Протокол я не подписал " . 4 апреля 1923 года начальник секретного отделения Тверского отдела ГПУ Юсов написал обвинительное заключение по " делу " священников, в котором просил ГПУ приговорить обвиняемых к заключение в лагерь на три года. Находившийся в это время в Москве архиепископ Тверской Серафим (Александров) начал со своей стороны хлопотать об освобождении священников, и 10 апреля начальник 6-го отделения секретного отдела ГПУ Тучков потребовал, чтобы обвиняемые были переведены в Москву . Так священники оказались в Бутырской тюрьме . 21 апреля 1923 г. было вынесено постановление о прекращении дела, поскольку " материалов, компрометирующих их как контрреволюционеров, в деле не имеется " . Однако припиской начальника отдела ГПУ Самсонова обвиняемые освобождались под подписку о невыезде, а дело предписано " следствием продолжать в Твери с тем, чтобы о результатах было сообщено в СО ГПУ " . В мае священники были освобождены и уехали в Тверь .

http://drevo-info.ru/articles/13671466.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПИМЕН (ИЗВЕКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пимен (Извеков), патриарх Московский и всея Руси После пострига он продолжал управлять хором Пименовского храма. Затем был регентом в Богоявленском кафедральном соборе в Дорогомилове . 16 июля 1930 года рукоположен во иеродиакона в Дорогомиловском Богоявленском соборе архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) , а 25 января 1931 года тем же преосвященным - во иеромонаха . В течение нескольких лет служил в городе Москве . В апреле 1932 года был арестован в первый раз, в ходе массовых арестов священнослужителей, проводившихся с целью ликвидации нелегальных монашеских общин. Из показаний на допросе 20 апреля 1932 года: " Я человек глубоко верующий, с самых малых лет я воспитывался в духовном духе. Имею письменную связь с сосланным, с Варнавой иеромонахом, которому иногда помогаю материально. Антисоветской агитацией я никогда не занимался и не занимаюсь. Ни в какой а/с группировке не состою, никогда не распространял провокационных слухов, что в СССР идет гонение на религию и духовенство. Воспитанием молодежи в антисоветском духе я не занимался. Состоя регентом при церковном хоре, после окончания богослужений и до ко мне приходили на квартиру певчие хора, но а/с разговоров я с ними не вел " . По делу " церковно-монархической организации " проходил 71 человек, которым были предъявлены стандартные обвинения. Так, иеромонах Пимен обвинялся в " разговорах о восстановлении монархии " , ведении совместно с диаконом Сергием Туриковым " антисоветской агитации " , совершении треб на дому . 4 мая 1932 года решением коллегии ОГПУ был освобожден в числе девятнадцати человек, проходивших по делу. Арестованные в этот период священнослужители в основном находились в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) , поэтому возможно, решение об освобождении иеромонаха Пимена было принято, когда следователи поняли, что он не принадлежит к непоминающим . Сыграла свою роль и молодость о. Пимена. Как вспоминала арестованная в этот же период молодая прихожанка Валентина Яснопольская, следователь говорил ей, что к молодежи в ОГПУ " чуткое отношение " , к ее представителям относились не так жестко, как к старшему поколению .

http://drevo-info.ru/articles/2352.html

ЖМП 9 сентябрь 2020 /  15 декабря 2020 г. 12:47 Протоиерей Владимир АКИНШИН: «Главная проблема молодых священников – семейные неурядицы» Д уховник Оренбургской епархии протоиерей Владимир Акиншин, который в этом октябре отметил свое 70-летие, исполняет послушание епархиального духовника уже 30 лет. В интервью «Журналу Московской Патриархии» он объясняет, почему молодые священники приходят на исповедь чаще пожилых, вспоминает об одной из последних наложенных им епитимий и советует, как можно предотвратить конфликты между супругами.  PDF-bepcuя. — Ваше Высокопреподобие, послушание епархиального духовника вы несете довольно давно. Можно ли сравнить его по важности и трудности с другими послушаниями, которые вам довелось исполнять?  — Действительно, важных и непростых послушаний у меня было несколько. Среди прочих можно вспомнить и руководство епархиальным Отделом по взаимодействию с силовыми структурами, и членство в Общественном совете МВД по городу Оренбургу. Довелось и преподавать в Оренбургской духовной семинарии . Но, без сомнения, служение в качестве епархиального духовника в этом ряду — самое сложное, ведь фактически я несу ответственность за нравственный облик наших пастырей. На это послушание меня благословил митрополит Валентин (Мищук), управлявший нашей епархией с 1999 по 2015 год и ныне пребывающий на покое. Ежегодно Великим постом все духовенство здесь, в Никольском кафедральном соборе, проходит исповедь. Поэтому великопостный период лично для меня — самый напряженный: богослужения в соборе сочетаются с совершением таинства Исповеди и обстоятельными беседами с собратьями-священниками. Затем я докладываю об этом митрополиту Оренбургскому и Саракташскому Вениамину  специальным рапортом. Кстати, наш правящий архиерей всегда тщательно изучает его и непременно интересуется, наложил ли я епитимью на священника в тех случаях, когда это действительно необходимо. — Можете вспомнить последнюю наложенную вами епитимью?  — Конечно. Одного священнослужителя благословил ежедневно в течение полугода читать покаянный канон. Это было необходимо для его вразумления, чтобы помочь ему стать поистине пастырем добрым.

http://e-vestnik.ru/church/duhovnik_oren...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 При участии Синодального отдела по благотворительности в Златоусте прошла конференция по социальному служению 14.03.2018 10 марта 2018 года в городе Златоуст Челябинской области состоялась конференция «Социальное служение Златоустовской епархии : перспективы развития». В форуме приняли участие настоятели приходов, сотрудники и руководители отделов епархиального управления, руководители социальных и медицинских учреждений, сестры милосердия, волонтеры, представители молодежных организаций, а также Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению . В этот же день состоялась встреча участников конференции с главой Златоустовского городского округа, на которой обсуждались вопросы взаимодействия при оказании помощи малообеспеченным людям. Конференция открылась Божественной литургией в Серафимовском кафедральном соборе Златоуста, которую возглавил епископ Златоустовский и Саткинский Викентий. По окончании богослужения был совершен чин посвящения в сестры милосердия 17 волонтеров, уже несколько лет помогающих одиноким, больным и немощным прихожанам, несущих послушания в роддомах и больницах. Приветственное видеообращение участникам форума и православным добровольцам Златоуста направил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. «Вторая заповедь о любви к ближнему подобна первой — о любви к Богу, — сказал владыка Пантелеимон. — Если мы видим нуждающихся и им не помогаем, как мы можем говорить о любви к Богу, Которого мы не видим? Поэтому свидетельством нашей веры является наша забота о ближних, помощь тем, кто без этой помощи часто даже не может жить». С приветственным словом к участникам форума обратились заместитель главы Златоустовского городского округа по социальным вопросам Ольга Иванова и руководитель окружного Управления социальной защиты населения округа Ирина Брейкина.

http://drevo-info.ru/news/23402.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Губернатор-фронтовик Огарёв Или история, о которой предпочли забыть 24.11.2021 959 Время на чтение 4 минуты Фото: Википедия — Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва , спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Эти бессмертные строки из произведения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова «Бородино» знает, пожалуй, каждый образованный и уважающий себя гражданин России. Много лет в России относились с уважением к героям Отечественной войны 1812 года. Все памятные даты, связанные со значимыми битвами помнили, их отмечали, посещали храмы, чтобы поставить свечу за здравие и «долгие лета» живых участников тех битв, и за упокой души погибших на поле брани. Сошлёмся на труд В.С.Верхоланцева «Летопись г. Перми с 1890 по 1912 год». «В Перми после торжественного богослужения в Кафедральном соборе на площади происходил парад войск. После парада народу раздавались брошюры об Отечественной войне 1812 года. Днем происходили чтения в средних и низших учебных заведениях города, посвященные 1812 году, и раздавались всем учащимся брошюры об Отечественной войне. Город был украшен флагами, а вечером великолепно иллюминирован». В еще совсем недавно «революционной» Мотовилихе прошёл крестный ход, на котором присутствовали рабочие вместе с семьями. Но после 1917 года появились уже совсем другие праздники и памятные даты… Память о героических предках передавалась из поколения в поколение. Вот как отмечали наши предки пермяки прежних поколений одну из самых значимых дат в истории Отечества, к сожалению, уже давно забытую. Так почему бы не возродить традицию посещения святынь, связанных с Отечественной войной? Почему бы, наконец, не поставить монумент к 300-летию города в честь наших пермских героев – участников Бородинской битвы и Заграничного похода русской армии? Появление такого монумента могло бы внести значительный вклад в военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. И уже не на словах (как зачастую у нас бывает), а на деле.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/24/gu...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Оторвавшись душой от отечества земного, не и Отечества Небесного Проповедь по завершении Божественной литургии в воскресенье, 5 сентября, в Вознесенском Кафедральном соборе Алма-Аты 17.09.2004 382 Время на чтение 5 минут Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем. Прежде, чем мы с вами порассуждаем на тему прочитанного за богослужением Евангельского повествования, я хотел бы напомнить о том, что сегодня за Литургией мы молились об упокоении невинно убиенных отец, братий, сестер и чад, погибших в той необъяснимой и жуткой трагедии, которая совершилась на прошедшей неделе в Осетии, и развитие которой все мы с вами наблюдали по средствам массовой информации. Эти ужасные события, развернувшиеся в небольшой Северо-Кавказской республике, являются бесчеловечным актом, потрясшим не только Россию, но и весь мир своей жестокостью и цинизмом. В истории нашей страны есть немало трагических страниц, нами пережито не одно тяжелое испытание. Вспомним, к примеру, потрясения и жертвы, понесенные нашей Родиной в годы Великой Отечественной войны, когда многие положили жизнь свою на поле брани. Но тогда в этой жертвенности был свой смысл, который состоял в защите своей Отчизны и своего народа. А ныне, в мирное время совершается такое варварское и кровавое преступление, которому трудно дать какое-либо объяснение, найти обоснование, это трудно осмыслить. И здесь мы прежде всего должны вознести свою молитву к Богу о всех тех, кто был убиен в эти трагические дни. А в основном жертвами этой трагедии стали дети, которые ни словом, ни делом не причастны к греховным деяниям века сего. И наша с вами обязанность помолиться Господу об их упокоении, чтобы Сам Он, Милосердный Спаситель, единый в полноте ведающий что совершилось, Отечески определил их загробную участь. И пусть в этой великой скорби Он подаст утешение родственникам и родителям тех, кто не вышел из стен захваченной школы. Ибо только Он может утешить сердце человека Своим Божественным утешением и влить в подавленную горем душу тепло Своей любви.

http://ruskline.ru/analitika/2004/09/17/...

Йоун Арасон, еп. Хоуларский. Памятник в мон-ре Мункатверау, Исландия. 1959 г. Скульптор Гудмундур Эйнарссон После кончины еп. Годскалька управление диоцезом было поручено Й. А. и пресв. Пьетюру Паульссону, который вскоре отказался от этой обязанности. Тем не менее избранный на Скаульхольтскую кафедру пресв. Эгмюндюр (Эгмунд) Паульссон (1521-1541), отправляясь для рукоположения в Нидарос (ныне Тронхейм, Норвегия), назначил Пьетюра временно управляющим епископством Хоулар. По возвращении в Исландию еп. Эгмюндюр, к-рому было поручено окормление паствы в еп-стве Хоулар, попытался отстранить Й. А. от управления диоцезом (по нек-рым сведениям, еп. Эгмюндюр стремился возвести на Хоуларскую кафедру своего ставленника, пресв. Йоуна Эйнарссона - Biskupa Sögur. T. 2. P. 327). Однако этому воспротивилось духовенство, представители к-рого собрались в Хоуларе и утвердили Й. А. в качестве администратора еп-ства (май 1522 - Diplomatarium Islandicum. T. 8. N 75). 18 авг. 1522 г. собранием 62 клириков Й. А. был избран на епископскую кафедру. Сообщая об этом в письме кафедральному капитулу в Нидаросе, хоуларское духовенство выдвинуло также обвинения против еп. Эгмюндюра (Ibid. N 92, 99). В результате конфликт обострился, Скаульхольтский епископ попытался схватить Й. А., но тому удалось укрыться на нем. торговом судне и отплыть с купцами в Норвегию, чтобы подать жалобу на эти действия. Еп. Эгмюндюр установил контроль над еп-ством Хоулар, отлучил Й. А. от Церкви и приказал задержать его, а также оповестил об этом светские и церковные власти Дании и Норвегии (Ibid. T. 9. N 134-137). Тем не менее в авг. 1523 г. кор. Фредерик I (1523-1533) одобрил кандидатуру Й. А. и предложил кафедральному капитулу в Нидаросе утвердить избрание (с XIII в. право утверждения исл. епископов принадлежало нидаросскому капитулу). Король также отправил письмо Нидаросскому архиеп. Олаву Энгельбректссону (1523-1537) c просьбой совершить рукоположение. Король советовал архиепископу не обращать внимания на обвинения, выдвинутые еп. Эгмюндюром, и снять отлучение с Й. А. (Ibid. N 139-140, 179). Созванный архиепископом церковный суд рассмотрел дело Й. А. и полностью оправдал его (Ibid. N 202). Епископское рукоположение состоялось 7 сент. 1524 г. в кафедральном соборе Нидароса. В нек-рых источниках сообщается, что по окончании богослужения с головы епископа упала митра, это было воспринято присутствовавшими как недоброе предзнаменование (Annálar 1400-1800. Reykjavík, 1922-1927. T. 1. P. 87).

http://pravenc.ru/text/1238033.html

Лекарство от склероза За богослужением в Николо Богоявленском кафедральном соборе в дни блокады Службу ведет митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) За последние годы мы успели отвыкнуть от советской пропаганды и даже почти забыли, что это такое. К счастью, от склероза нас спасает западная печать, которая время от времени выдает продукты, сделанные в полном соответствии с советским ГОСТом. В этих публикациях брэнд «классового врага» используется по многократно обкатанной схеме. Характерно, что исполнителями часто становятся наши бывшие соотечественники, хорошо запомнившие уроки обществоведения в стране побеждающего коммунизма. Одним из таких прилежных учеников стал некий священник Сергей Окунев, опубликовавший свою статью , посвященную блокадному Ленинграду, в « Западно-Европейском вестнике » и целом ряде интернет-сайтов. Редакция упомянутого издания даже совершенно серьезно настаивает, что актуальность этой статьи не простая, а прямо-таки «вечная». Смысл данного опуса заключается в следующем: пока народ в блокадном Ленинграде голодал и умирал, попы и архиереи пировали и бесились с жиру. «Неплохо живя в блокадном Ленинграде, ни один священник не пожелал разделить участь своих прихожан», – утверждает автор. «Ни один из них не умер с голоду», – переживает  отец Окунев. Почти с эпическим размахом он живописует «сказочные богатства» духовенства, будто бы виденные им самим: «На стенах висели дорогие картины, шкафы ломились от дорогой посуды, с потолка спускались тяжелые хрустальные люстры дворцового происхождения, а в углу висели старинные иконы в дорогих окладах». Или еще: «Они жили в роскошных, охраняемых дачах и особняках, кормились и одевались в особых закрытых магазинах и столовых, отдыхали в закрытых курортах и пансионатах, ездили на казенных автомобилях». Статья явно не рассчитана хоть на какую-то достоверность – это просто нагромождение фантазий и видений, призванное загипнотизировать читателя. Разве будешь убеждать автора в том, что митрополит Алексий (Симанский), будущий патриарх, падал в голодные обмороки, но не покидал Ленинграда, хотя у него была такая возможность, а его келейник инок Евлогий и вовсе скончался от голода? Что из 55 ленинградских священнослужителей от голода умер каждый третий – 18, кроме того, погибли сотни церковнослужителей, певчих и членов приходских советов? Что всю страшную блокадную зиму 1941/42 г. храмы помогали нуждающимся деньгами, сохранившимися с довоенных времен дровами, маслом для освещения, выделяли фанеру, чтобы заменить ею выбитые взрывной волной стекла, доски для сколачивания гробов умершим родственникам, делали из железных листов печи для обогрева квартир? Что репрессии духовенства продолжались и в период блокады – во второй половине 1941 и в 1942 г. – были арестованы как минимум пять священнослужителей?

http://pravoslavie.ru/506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ дьяки и подьяки - профессиональные певцы в Др. Руси, из к-рых состояли хоры при архиерейских домах и кафедральных соборах. Наиболее подробные сведения об А. п. сохранились от XVI-XVII вв. Хоры А. п. были устроены по образцу хора митрополита (Патриарха) всея Руси и делились на станицы . Численность станиц определялась положением епархии и возглавлявшего ее архиерея в церковной иерархии. Обычно хор А. п. состоял из 5-6 станиц, в 90-х гг. XVII в.- до 9. Как правило, станица состояла из 5 чел. В сер. XVI в. в хоре архиепископа Новгородского, занимавшего среди епархиальных иерархов 1-е место после митрополита Московского, в каждой станице было по 6-7 певцов. Певцы, входившие в 1-ю и 2-ю большие станицы, относились к высшей категории мастеров и назывались певчими дьяками, рядовые А. п. именовались подьяками. Отбирались А. п. из одаренных в муз. отношении местных жителей, гл. обр. из городского населения: посадских людей, ремесленников, детей духовенства. Новый певчий зачислялся в подьяки, проходил обучение и по мере совершенствования мастерства продвигался по служебной лестнице до получения звания дьяка. Иногда в А. п. попадали отставные или провинившиеся государевы и Патриаршие певчие. Главной обязанностью А. п. было пение во время архиерейского богослужения в кафедральном соборе. Здесь 1-я станица дьяков располагалась на правом клиросе, 2-я - на левом. Подьяки в зависимости от части службы и исполнявшегося песнопения могли петь на клиросе, в алтаре, на амвоне и т. д. Участвовали певцы и в различных действах литургических (пещном, хождении на осляти, летопровожении и др.), в поставлениях архиереев, их выходах, шествиях, поездках по епархии и в столицу, а также в погребениях высокопоставленных особ. Мастерство А. п. позволяло им петь вместе с государевым и Патриаршим хорами, а при необходимости пополнять их. Репертуар А. п. определялся прежде всего церковным уставом.

http://pravenc.ru/text/76494.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010