Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава X. Монашество и церковная письменность XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 1. Апологетически-полемические сочинения. Игумен Иосиф Волоцкий Деятельность представителей монашества в области церковно-политической публицистики была чрезвычайно важна для церковной и политической жизни Руси 1-й половины XVI в., хотя монашество подвизалось не только на этом поприще. Несмотря на процесс обмирщения, из среды иночества все еще выходило много замечательных деятелей, которые либо активно участвовали в церковной жизни страны, либо считали своим долгом выразить отношение к тем или иным явлениям церковной жизни на бумаге. Это чувство религиозной ответственности особенно проявилось у тех иноков, которым пришлось писать апологетические сочинения, когда в последней четверти XV и в 1-й половине XVI в. в разных слоях верующих обнаружилось опасное религиозное брожение. С одной стороны, это брожение возникло не без иностранных влияний, а с другой стороны, оно все-таки объясняется чисто русскими условиями церковной жизни. Поскольку в появившихся тогда новых течениях обнаружилось явное отклонение от учения православной Церкви, представители церковной иерархии и монашества немедленно приступили к энергичной борьбе с еретическими шатаниями. В результате появились апологетические и полемические сочинения, которые свидетельствуют о богословском образовании их составителей и вместе с тем отражают характерные черты религиозности церковных кругов. Еретическое движение жидовствующих, уже упомянутое раньше (глава IV, 3), таило в себе опасность широкого распространения и вынудило Церковь на решительную борьбу с ним, тем более что к ереси причастны были некоторые представители новгородского духовенства, и даже митрополит Зосима (1490–1494) обнаружил определенную склонность к воззрениям жидовствующих .

http://sedmitza.ru/lib/text/436600/

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Никита Стифат Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Никита Стифат, или Никита Пекторат (XI в.) [греч] – монах Студийского монастыря, последователь и жизнеописатель Симеона Нового Богослова. Автор аскетических и полемических (против латинян) сочинений.  Библиография работ о персоне: Аверинцев С.С. Никита Стифат//Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973. Бармин А.В. Греко–латинская полемика XI – XII вв.: (Опыт сравнительного рассмотрения и классификации)//Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. – М.: Индрик, 1996. Бармин А.В. Греко–латинская полемика XI–XII веков в контексте  культурного отчуждения между Западом и Востоком христианской экумены: Автореф. дис.. канд. ист. наук/РАН Ин–т всеобщ, истории. – М., 1995.  Бармин А.В. Столкновение 1053 – 1054 гг.//Византия между Востоком и Западом: Опыт исторической характеристики. – СПб.: Алетейя, 1999. – С. 157 – 158. Дионисий (Шлёнов), иеромонах. Тайна рая: отрывки о рае из богословских сочинений преподобного Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника с богословско–экзегетическим комментарием// Богословский вестник. – Сергиев Посад,  – 2003. – 3. (Новая серия). Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5.

http://bogoslov.ru/person/2993501

V. Пропаганда противоцерковных идей и учений. Происхождение ереси стригольников Византийские церковные партии в XIV b. – Характеристика паламитов в полемических сочинениях той эпохи. – Отождествление паламитов с богомилами. – Пропаганда антицерковных учений в Македонии и Болгарии. – Житие Феодосия Терновского. – Палама и царь сербов Стефан Душан. – Пропаганда антицерковных учений в России. – Значение термина «стригольник». – Взгляды на происхождение ереси стригольников. – Обличения ереси. – Догматические, метафизические и обрядовые черты в учении стригольников объясняются из системы вероучения богомилов. Отринутые Церковью учения представляют собой благодарный материал для проверки и обоснования весьма важной в культурно-историческом отношении проблемы о степени и области влияния Византии на южных и северо-восточных славян. В общем, конечно, никто не будет отрицать этих влияний в сфере богословско-церковной и литературной, но, в частности, по отношению к отдельным учениям и идеям остается много неясного и гадательного в рассуждении способов и путей передачи плодов византийской духовной производительности. В особенности это имеет значение относительно тех учений и идей, которые для своего распространения по отдаленным окраинам нуждались в посредничестве, то есть разносились не самими греками, а непосредственными учениками их из южных славян. Весьма вероятно, что при посредстве этих последних византийские идеи доходили и до России. Мы предполагаем здесь проследить пропаганду византийских антицерковных движений XIV b. и наметить следы их на севере России в ереси стригольников. Начиная с конца тридцатых годов XIV столетия в Византийской империи происходило весьма живое философское и богословское движение, взволновавшее все классы общества и породившее раскол в Церкви. Мало-помалу образовались три партии, которые оспаривали одна у другой главенство в Церкви; попеременное господство и падение этих партий необходимо сопровождалось смутой и потрясениями, следствия которых давали себя знать до самого конца XIV b. Чтобы не повторять здесь подробностей, изложенных в предыдущей главе, ограничимся самым существенным. Возгоревшийся между Варлаамом и Григорием Паламою спор о существе Божием и об энергиях разделил Церковь на два лагеря: варлаамитов и паламитов. Прежде чем партии варлаамитов и паламитов окончательно организовались и сформулировали свои церковно-богословские воззрения, выделилась средняя умеренная партия, которая, с одной стороны, не одобряла увлечений Паламы, с другой же, хотя и отвергала принципы Варлаама, не считала возможным войти в соглашение с одним из представителей партии варлаамитов, Акиндином. Эта средняя умеренная партия господствовала с 1340 по 1347 г. и группировалась около патриарха Иоанна Калеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРИЙСКИЙ СОБОР (10 февр.- 8 авг. 754), церковный Собор, утвердивший иконоборческое учение. Осужден как еретический VII Вселенским Собором и К-польским Собором 843 г. Источники сообщающие об И. С., весьма скудны: его деяния не сохранились, а вероучительное определение (орос) дошло лишь фрагментарно в составе Деяний VII Вселенского Собора. Оно было включено в зачитывавшийся на 6-м заседании VII Вселенского Собора 6 окт. 787 г. документ «Опровержение коварно составленного толпою христианообвинителей и лжеименного определения» ( Mansi. T. 13. P. 205-364; ДВС. Т. 4. С. 512-584), автором которого предположительно был К-польский патриарх Тарасий ( Alexander. 1958. P. 13, 21. N 1; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 489). Фрагменты иконоборческого определения зачитывались Григорием, еп. Неокесарийским, опровержения - сначала диак. Великой ц. Иоанном, затем диак. и кувуклисием Епифанием. Большинство исследователей признают цитировавшиеся фрагменты подлинными и не подвергавшимися редактуре иконопочитателей. Текст ороса И. С. доступен либо в издании Дж. Манси, либо в отдельных совр. изданиях (напр.: Die ikonoklastische Synode. 2002). Др. источники менее достоверны. По большей части они относятся к 787-815 гг. («Житие Стефана Нового» (см. ст. Стефан Новый ), исторические сочинения прп. Феофана Исповедника и патриарха К-польского Никифора I и др.) или ко 2-му периоду иконоборчества (богословско-полемические трактаты патриарха Никифора, Scriptor incertus de Leone Armenio и др.) и составлены с позиций иконопочитателей. Тем не менее эти тексты дают представление о рецепции И. С. в кон. VIII - 1-й пол. IX в. Историческая ситуация Большинство источников приписывают инициативу созыва И. С. имп. Константину V ( Theoph. Chron. P. 427-428). Это подтверждается и текстом ороса ( Mansi. T. 13. P. 209, 225, 229). Будучи воспитанным в иконоборческом духе и проявляя живой интерес к богословским вопросам, имп. Константин в первые годы правления в основном занимался внешнеполитическими делами и только через 10 лет после воцарения принял решение о созыве Собора. При этом созыву И. С. предшествовали как сознательные меры, ослаблявшие авторитет и политическое влияние Патриархата ( Афиногенов. 1997), так и упомянутые в «Хронографии» Феофана под 752/3 г. народные собрания (т. н. силенции - Theoph. Chron. P. 427). Но с формальной т. зр. имп. Константин предпочел намеренно отстраниться и лично присутствовал только на последнем заседании И. С. (Die Patriarchen der ikonoklastischen Zeit. 1999. S. 82. Anm. 102).

http://pravenc.ru/text/293668.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Тертуллиан , Квинт Септимий Флоренс (ок. 160––после 270) [лат] – апологет. Родился в Латинской Африке, в Карфагене, в семье римского центуриона. Получил юридическое образование, знал греческий язык и был знаком с философией и литературой. Занимался юриспруденцией. В " Дигестах " императора Юстиниана, наряду  с другими учеными юристами, неоднократно цитируется Тертуллиан. Многие ученые считают, что этот римский юрист и христианский богослов – одно лицо. Т. обратился в христианство в зрелом возрасте и вскоре стал пресвитером в Карфагене. Он стал выдающимся защитником и догматистом христианства, сформулировал " богословские формулы " , которые западная церковь сохранила навсегда. Но патрологи отмечают также некоторую узость и непримиримость, демонстрируемые Т. в его нравственно–аскетических сочинениях. По характеру Т. был человек склонный к ригоризму и к крайним суровым оценкам, что привело его к  интеллектуальной упрощенности, к характерному для него противопоставлению Афин и Иерусалима не только с предпочтением второго, но и с безусловным отрицанием первого. Такие настроения не могли не сказаться на духовной эволюции Т. Он стал склоняться к монтанизму, с его суровой дисциплиной. По словам блаж. Иеронима, поводом для этого стали сложные отношения Т. с римским клиром. Далее Т. уже полностью порывает с Церковью и становится открытым последователем Монтана. Но и монтанизм не удовлетворил Т., и под конец собственной жизни он основал  собственную общину. Его последователи существовали еще в пятом веке под именем тертуллианистов. По спискам древних авторов, известно 39 произведений, созданных Т., из них сохранилось 32. Это апологетические, догматико–полемические (против еретиков) и нравоучительные сочинения.

http://bogoslov.ru/person/3101693

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Фотий, Патриарх Константинопольский Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Фотий, Патриарх Константинопольский   (ок. 820 – ок. 897) [греч] – святой, память 6 февраля. Богослов, проповедник, ученый и политик, константинопольский патриарх с 857 по 867 и с 878 по 886 гг. Блестяще образованный, глубоко постигший как богословскую, так и классическую литературу, Ф. был учителем многих своих младших современников, в частности, у него обучались наукам наследник престола Михаил,  известный богослов и писатель Арефа Кесарийский и будущий просветитель славян Константин–Кирилл. Одновременно Ф. занимал важные светские должности при императорском дворе, участвовал в посольстве к арабскому халифу. В 858 году фактический правитель государства кесарь Варда отстранил патриарха Игнатия, обвинив его в государственной измене, а на патриарший престол из мирян пригласил Ф.  Это привело к длительной борьбе  с Фотием сторонников Игнатия, которые получили поддержку папы Николая I. Последовали взаимные осуждения и отлучения  патриарха и папы на соответствующих соборах в Риме и в Константинополе. После гибели кесаря Варды воцарился новый император Василий I, возвративший Игнатия на патриарший престол. Однако через некоторое время Ф. вновь стал патриархом, уже после смерти Игнатия. Умер Фотий в ссылке, вынужденный отречься от престола после смерти Василия I. В истории Православной церкви Ф. почитается как защитник Православного Востока от папских притязаний, как замечательный богослов, оставившей многочисленные и разнообразные труды догматического и экзегетического характера. Ф. писал также полемические сочинения, посвященные раскрытию латинских заблуждений, опровержению различных ересей, в том числе манихейской. Ф. был очень начитан в классической эллинской литературе, о чем свидетельствует составленная им так называемая  " Библиотека " (“Мириобиблион " ), в которую вошли конспекты 280 произведений античных авторов.

http://bogoslov.ru/person/3177038

Православные школы К оглавлению Во второй половине XVI в. в пределах Киевской митрополии наряду с римо-католиками активный прозелитизм стали проводить и протестанты различных направлений. Поэтому перед наиболее дальновидными церковными деятелями остро встал вопрос о сохранении чистоты православного вероучения не только путем создания братств, но и собственно средствами духовного просвещения — организацией школ, типографий и развитием православной богословской мысли (126). Главными центрами православного образования стали учрежденные в конце XVI в. школы Острожская, Львовская и Виленская, а впоследствии и ряд других. Плодом их деятельности явилось множество книг, изданных ими с целью защиты Православия. Кроме того, они воспитали и подготовили выдающихся деятелей для борьбы с унией. До середины XVI в. западнорусская богословская мысль сохраняла традиции древних русских училищ и не успела еще подвергнуться польскому и западноевропейскому влиянию. Множество посещавших юго-западную Россию выходцев из Греции, иноков из монастырей Святой Горы Афон, нередко живших здесь долгое время, поддерживали стремление местных православных христиан к просвещению; они же нередко становились и первыми учителями в открывавшихся школах. Таким образом, уже с самого начала западнорусские православные школы придерживались традиций византийского богословия. Но постепенно существование рядом с высокоразвитыми в научном плане римско-католическими и протестантскими коллегиями и гимназиями, а также отдаленность Греции привели к заимствованиям православными богословами ряда особенностей инославных школ. Это объяснялось также и тем, что многие западнорусские богословы получали образование в римско-католических и протестантских учебных заведениях Польши и других стран Европы. В силу необходимости опровергать доводы инославных богословов их методами в западнорусской Церкви деятели просвещения достигли весьма значительного уровня; но как во внешней форме богословских полемических сочинений, так до некоторой степени и в самом направлении они невольно подчинились латино-польскому влиянию. Это влияние проявилось также и в усвоении некоторых латинских церковных обрядов и обычаев, а также некоторых воззрений, не принятых в Православной Церкви, хотя эти разности никогда не нарушали единства Православной Восточной Церкви. Острожская школа

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

Настоящее издание содержит сочинения православных богословов, полемизировавших с монофизитами в разные периоды истории и при разных обстоятельствах. Леонтий Иерусалимский (VIVII вв.), представлен двумя текстами: один написан в жанре догматических апорий, а другой является комментированным флорилегием, сопровождаемым апологией Халкидонского Собора и халкидонитов. Другой автор — сирийско — арабский «мелькитский» богослов Феодор Абу — Курра (VIIIIX вв.) — представлен полемическим трактатом философско — догматического характера, отстаивающим православную христологию. При всем различии исторических ситуаций, в которых были написаны эти сочинения, авторы публикуемых текстов, помимо того, что они оба — православные халкидониты, полемизирующие, в данном случае, с монофизитами, имеют и еще нечто общее между собой. Богословское образование Феодора Абу — Курры, согласно целому ряду источников, проходило в Палестине, возможно, в монастыре св. Саввы (здесь в VIII в. подвизался и куда более известный русскому читателю прп. Иоанн Дамаскин), а Леонтий Иерусалимский, как видно из его имени и из многих свидетельств в его сочинениях, жил и творил в Палестине. Было бы опрометчиво говорить о принадлежности обоих богословов одной «Палестинской школе» православного богословия, так как существование подобной «школы» (в отличие от Александрийской и Антиохийской) не является общепризнанным фактом (да она и не была как таковая институализирована), тем не менее, можно, наверно, говорить об определенной духовной и философско — богословской традиции, которой принадлежали оба богослова. Таким образом, русский читатель сможет познакомиться с сочинениями еще двух представителей этой традиции, отстоящих друг от друга по времени на несколько веков, но объединенных одной верой и наличием предельно артикулированного, в том числе и с помощью философского языка и логики, «догматического сознания», которое выковывалось в непосредственной полемике с пользующимися также философской и логической аргументацией представителями других христианских исповеданий в пограничной для Ромейской империи Палестине, или, как в случае жившего в халифате Абу — Курры, даже за ее границами.

http://pravbiblioteka.ru/book/polemiches...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Максим Исповедник, прп. Профессиональные интересы: Патрология, Богословие Конфессии: Христианство, Православие " Амбигвы " Максима Исповедника по своей значимости в истории мировой мысли стоят в одном ряду с " Эннеадами " Плотина и " Суммой теологии " Фомы Аквинского. Это важнейшая вершина византийской богословско-философской традиции. Сочинение великого богослова, философа и христианского исповедника VII в. представляет собой выдающийся памятник христианской философской мысли эпохи поздней античности. Настоящее издание является переводом этого сочинения с наиболее подробными на сегодня в мировой науке предисловием и комментариями. Он осуществлен Д. А. Черноглазовым и А. М. Шуфриным, на счету которых перевод " Богословско-полемических сочинений " и " Вопросов и недоумений " прп. Максима. Максим Исповедник - великий богослов, изменивший пути церковной и гражданской истории. Новое раскрытие смысла божественной любви и истолкование мистики как руководства к практической церковной жизни определили значимость любого духовного чтения для практической жизни Церкви и общества. Неутомимый полемист, государственный деятель, Максим Исповедник сделал проповедь милосердия содержанием богословия. Хотя его труды требуют внимательного изучения, польза выводов из них видна уже с первых страниц. Книга представляет собой аннотированное издание переводов " Писем " великого православного богослова, философа и подвижника VII в. преподобного Максима Исповедника. В настоящий том включены письма, собранные Ф.Комбефисом и входящие в греческую патрологию Миня, а также ряд других важных писем преподобного Максима. Перевод предваряет вступительная статья известного патролога Ж.-К.Ларше.

http://bogoslov.ru/person/51825

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ [греч. Ιερθεος], иером. из К-поля (2-я пол. XIII в.). О происхождении И. нет сведений; вероятно, он принял монашество в обители на Латрской горе в М. Азии и учился у Никифора Влеммида . До 1275 г. жил в одном из мон-рей недалеко от Эфеса. После низложения в 1265 г. К-польского патриарха Арсения Авториана , когда группа его сторонников объявила о разрыве отношений с К-польской Патриархией и визант. имп. Михаилом VIII Палеологом, И., хотя и остался в общении с офиц. Церковью, симпатизировал арсенитам. В период с 1263 по 1275 г. в К-поле между И. и папским легатом, епископом Кротонским Николаем, греком, перешедшим в католичество, состоялся 1-й диспут об исхождении Св. Духа. После заключения Лионской унии (1274) И. написал ряд полемических произведений с критикой учения о Filioque (Marc. gr. 83. Fol. 211-212; Vat. Barber. gr. 291. Fol. 118-121). Для доказательства исхождения Св. Духа только от Отца И. помимо цитат из Свящ. Писания и Отцов Церкви использовал и собственные умозаключения, представляя отношения между Лицами Св. Троицы в виде различных геометрических построений (ιϒραμμα Ιεροθου). Резкие и неоднозначные формулировки и методы богословских доказательств И. вызвали споры как среди латинян и сторонников унии, так и среди православных. В 1277-1278 гг. И. был брошен в тюрьму, где в оправдание своих взглядов написал неск. сочинений (Marc. gr. 153. Fol. 203-215). После освобождения (нач. 80-х гг. XIII в.) И. составил речь к имп. Михаилу VIII Палеологу (Marc. gr. 153. Fol. 215-230), а затем «Увещевание против латинян» 2 сторонникам унии - Луке Карнацу, ученику Николая Кротонского, и некоему мон. Нифонту (Laurent. Plut. VII 19. Fol. 55-68), в к-рых назвал латинян еретиками, а сторонников унии - раскольниками, критикуя не только Filioque, но и католич. дисциплинарную практику. Дальнейшая судьба И. неизвестна. В Ватиканской б-ке сохранилось неск. приписываемых И. литургических произведений (стихиры и канон) и 2 исповедания веры (Vat.

http://pravenc.ru/text/293756.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010