§ 1. Проф. В.В. Болотов и значение его труда «К вопросу о Филиокве» (СПб., 1914) Выдающийся церковный историк и богослов, профессор С.-Петербургской Духовной Академии, член-корреспондент императорской Академии наук Василий Васильевич Болотов (1854–1900) был одним из тех представителей русской богословской науки, которых с полным правом можно охарактеризовать как ярких выразителей Православия и в то же время основоположников «православного экуменизма» в XIX веке (см. статью «Конфессионализм и экуменизм. Отношение Православия к инославию» в «Журнале Московской Патриархии», 1968, 8, с. 67–69). В.В. Болотов был не только эмпириком, посвящавшим свой блистательный талант глубокому объективному изучению церковноисторических вопросов, имеющих то или иное практическое отношение к проблеме христианского единства. Он был также и теоретиком, разрабатывавшим основные принципиальные положения, на основе которых могут и должны вестись экуменические исследования и строго научные экуменические дискуссии. В 1954 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения В.В. Болотова , профессор Ленинградской Духовной Академии А.И. Макаровский писал: «Как велик был авторитет Василия Васильевича в области догматического богословия, показывает его выступление с тезисами о Филиокве, напечатанными в 1898 году в старокатолическом журнале «Международное богословское обозрение». Формально эти тезисы были составлены Василием Васильевичем, как членом Комиссии для выяснения условий воссоединения старокатоликов с Русской Церковью , но по существу Василий Васильевич выступал со своими тезисами как восточноправославный богослов и от лица Русской Церкви. Статья приковала к себе внимание и исключительной эрудицией, и смело высказанной общей точкой зрения на Филиокве, и необыкновенной ясностью изложения одного из труднейших богословских вопросов» (1). В своем «Обращении к участникам заседания Смешанной Англикано-Православной комиссии» 1 (Москва, 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен говорил: «Задача диалога одинаково ответственна для обеих сторон. Нам, православным, по моему разумению, ...еще в своей среде, для самих себя нужно уяснить и согласовать... что на протяжении веков было постоянным продолжением апостольского Предания, а что принадлежит исторически условной и изменяющейся стороне Церкви в определенном и обусловленном культурно-историческом контексте». Сказав далее, что и «наши англиканские братья стоят перед не менее трудной и сложной задачей», и, перечисляя те пункты, по которым им следует принять единодушное решение, Святейший Патриарх Пимен назвал и «готовность считать Филиокве не догматом, а теологуменом» (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Скачать epub pdf Библиография Принятые в Библиографии сокращения БВ – Богословский вестник БВс – Братский вестник БТ – Богословские труды ВДИ – Вестник древней истории ВР – Вера и разум ВЧ – Воскресное чтение ДЧ – Душеполезное чтение ЖМП – Журнал Московской патриархии И. Флавий, Арх. – Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях НЭС – Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона ПБЭ – Православная богословская энциклопедия ПМ – Православная мысль ПО – Православное обозрение ПС – Православный собеседник ПТО – Прибавление к творениям св. Отцев ТБ – Толковая Библия Ст – Странник ТКДА – Труды Киевской духовной академии ХЧ – Христианское чтение ЧОЛДП – Чтения в Обществе любителей духовного просвещения 1. Жизнь Иисуса Христа 1. Общие труды, источники 1 . Библия с приложениями. – М.: Московская Патриархия, 1968:1988. 2 . Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М.: Московская Патриархия, 1976. 3 . То же с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1967; 2-е фототип. изд., 1970. 4 . То же – Рим, 1944 и 1946. 5 . То же. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. – Лондон, 1970. 6 . Гладков Б. И. Евангельская история. – СПб., 1913. 7 . Слово Жизни вечной. Евангельское повествование (составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1959. 8 . Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. – М., 1918. 9 . Бобровский А. Из эпохи зарождения христианства: 1. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе. – Париж, 1929. 10 . Вега (В. В. Гейман). Апокрифические сказания о Христе: Книга Никодима. – СПб., 1912. 11 . То же: Книга Девы Марии. – СПб., 1912. 12 . Тоже: Книга Иосифа Плотника. – СПб., 1914. 13 . Лопухин А. П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. – СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Скончался кардинал Роберто Туччи Роберто Туччи был генеральным директором Радио Ватикана с 1973 по 1985 года. РИМ. 14 апреля вечером в Риме скончался кардинал Роберто Туччи, которому в ближайшее воскресенье исполнилось бы 94 года, сообщает Радио Ватикана. Кардинал Туччи родился в Неаполе 19 апреля 1921 года; его мать исповедовала англиканство. В возрасте 15 лет он вступил в Общество Иисусово и успешно прошел все этапы, подготавливающие к рукоположению и вечным обетам, получив академические степени по философии, богословию и юриспруденции. В 1950 году он был рукоположен во священники, а затем преподавал в Неаполе на богословском факультете, где вместе с коллегами основал журнал «Религиозный дайджест», переименованный затем в «Богословское обозрение». В 1956 году Роберто Туччи вступил в Коллегию писателей иезуитского журнала «La Civilta’ Cattolica» («Католическая культура»). Три года спустя он возглавил это издание, придав ему новый импульс и международный масштаб. В этот период отец Роберто Туччи сотрудничал также в различных ведомствах Римской Курии. Кард. Туччи внёс значительный вклад в работы Второго Ватиканского собора. В период подготовки Собора он был членом Подготовительной комиссии по вопросу апостольства мирян, а затем в качестве эксперта участвовал в разработке Декрета об апостольстве мирян и Пастырской конституции о Церкви в современном мире. На протяжении второй, третьей и четвертой сессий Собора он ежедневно проводил пресс-конференцию для журналистов, аккредитованных в Зале Печати Святейшего Престола. После закрытия Собора он был членом Комиссии по апостольству мирян, вплоть до создания Совета мирян. Кардинал Туччи был также консультантом в Папском совете по социальным коммуникациям в период с 1965 по 1989 год и членом Комитета по разработке Пастырской инструкции в области социальных коммуникаций «Communio et progressio» на ее окончательной стадии (1970-1971 гг.). Кард. Туччи работал в пресс-центре ассамблей Синода Епископов в 1969 и 1971 годах. С 1961 по 1982 год кардинал Роберто Туччи был вице-президентом Католического союза итальянской печати, а с 1973 по 1989 год – консультантом в Секретариате по христианскому единству. В июле 1968 года он выступал н с докладом на IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Уппсале, Швеция. В течение многих лет он был одним из редакторов международного богословского журнала “Concilium”. В 1969 году стал лауреатом журналистской премии Католической ассоциации печати США за статью, внесшую особый вклад в дело экуменизма.

http://sedmitza.ru/text/5530137.html

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 01.03.2017 Путь поста В журнале «Православное книжное обозрение» опубликована рецензия на книгу «Беседы на Великий пост». Об авторе книги ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ГЕРОНИМУС (28 сентября 1945 — 21 июля 2007) — российский священник и православный богослов. Окончил механико-математический факультет МГУ (1968). Кандидат физико-математических наук (1971), специалист в области алгебраической геометрии и теории представлений. В 1979 году рукоположен в иереи архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом. В 1983 году окончил Московскую семинарию. Кандидат богословия. Служил в городе Старый Оскол, затем был назначен настоятелем храма в селе Малакеево Вейделевского района Белгородской области. После того, как в 1989 году деревянная церковь сгорела, организовал возведение нового храма во имя святителя Митрофания Воронежского. После завершения строительства в 1994 году переведен в село Дуброво Наро-Фоминского района Московской области, где восстановил полуразрушенный храм во имя Димитрия Солунского. Награжден многими церковными наградами и отличиями, в том числе медалью преподобного Сергия I степени (2004). Богословские интересы протоиерея Александра Геронимуса были сосредоточены, главным образом, в области христианской антропологии. Неоднократно выступал с докладами на внутрицерковных и научных конференциях. Работы отца Александра Геронимуса посвящены проблеме исихазма, богословским взглядам преподобного Максима Исповедника, взаимоотношениям Православия и науки. Рецензия Когда человек оказывается в незнакомом городе, ему нужен тот, кто проведет его до нужного адреса или покажет достопримечательности. То же имеет место и в любой незнакомой обстановке — человеку нужен проводник. Пост для многих людей — как раз такая незнакомая территория, и проводниками в данном случае могут служить книги. Но бывает еще более интересная ситуация. Пост, к которому христианин уже привык, может вдруг оказаться для него незнакомым. Потому что пост, как и человек, меняется. В начале своей духовной жизни человек поститься одним образом — как правило, строго, по Типикону. Потом эта строгость часто ослабевает (хотя может быть по-разному), и приходит время для серьезных раздумий над сущностью поста и духовной жизни вообще. Человек начинает искать какого-то нового осмысления поста и в конечном итоге — самого себя. И тут ему, возможно, более, чем когда-либо, нужен хороший проводник. Книга протоиерея Александра Геронимуса о Великом посте, недавно переизданная Сретенским монастырем (первое издание 2011 г.), — как раз для таких людей.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Сербии вышел первый в 2013 г. номер журнала «Богословское обозрение» Журнал основан в 1968 г. на Богословском факультете Сербской Патриархии и возобновлен в 2008 г. БЕЛГРАД. В Сербии вышел первый в 2013 г. номер журнала «Богословское обозрение» («Теолошки погледи»), в котором опубликованы статьи сербских исследователей, переводы святоотеческих текстов, рецензии на новые издания, сообщает официальный сайт Сербской Патриархии. Номер стал 11-м в новой серии журнала, который был основан в 1968 г. на Богословском факультете Сербской Патриархии и возобновлен в 2008 г. В него вошли следующие материалы: — Квинт Септимий Флоренс Тертулиан «Против Праксея» (главы 6–7) (перевод с латинского Р. Пилиповича); — св. Климент Александрийский «Строматы» (1.1.1.1–1.1.18.4) (перевод с древнегреческого В. Машича); — Денда С. «Личность – основание обожения человека по учению Софрония (Сахарова)»; — Джурич Ж. «Икона и современные видео-медии»; — Миялкович Н. «Богословие таинства священства в Римско-католической Церкви»; — Благоевич Й. «Священство левитов согласно книгам «Исход», «Иисус Навин» - порядок и служба»; — Файфрич Б. «Возникновение Септуагинты»; — Попович Н.«О проблеме противопосталения Пасх в Евангелиях»; — Стефанович Саяц М.«Свет и святость ореола: Возникновение и развитие в рамках христианской иконографии»; — Чаирович И. «Служба викарного епископа в VIII в. в Западной Европе»; — Миличевич В. «Переговоры о созыве вселенского собора 1367 г.»; — Пилипович Р. «О сербском перебежчике из Боснии 1873 г. (Необычный канонический прием 140 лет назад)»; — Вил де А. «Спасение как преображение: Литургическая сотириология св. Максима Исповедника»; — Хоман М. «Производство пива добавлением хлеба в воду: Новое объяснение Книги Екклезиаста 11, 1–2»; — Кареира Э. «Антропический принцип»; — Живкович И.«Православное понимание папского примата (Защита док. дис. иерея Бобана Димитриевича)»; — Ахлгрен Я. «Иконописец в пути: Иконы Миялка Джунисиевича (По поводу открытия выставки икон М. Джунисиевича «Свет от святости» в Валево в апреле 2013 г.)».     Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/3790633.html

Безразличие к миссионерству – отречение от Православия 1. Безразличие к миссионерству – отречение от Православия (1968) 2. Дрожь на Преждеосвященной (о молитве за оглашаемых) (1962) 3. Православная миссия и Божественная Евхаристия(1964) 4. Разница во взглядах Биографические данные автора     Перед читателем – сборник исследований архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия (Яннулатоса) разных лет (1961–1971), посвященных истории христианской миссии от IV в. до 1960-х гг. и затрагивающих историю византийской и русской православных миссий. Сборник продолжает первую книгу автора «Миссия. По следам Христа», в которой разработаны богословские основания миссии. Архиепископ Анастасий много лет подвизался в африканской миссии, а в настоящее время возглавляет Албанскую Православную Церковь , возрожденную практически «с нуля» после эпохи тотального атеизма в Албании. «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ) Посвящается тем, кто потрудился, трудится и будет трудиться в деле «свидетельства о Иисусе Христе» на новых рубежах, «до края земли» – края во всех смыслах: географическом, культурном и социальном. Предисловие к русскому изданию митрополита Волоколамского Илариона «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» ( Ин.15:16 ). Эти слова Спасителя вспоминаются при мысленном обозрении жизненного пути автора настоящей книги – Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия. Известный всему современному христианскому миру выдающийся иерарх, богослов и миссионер вступил на поприще проповеди Евангелия Христова в далеком 1954 году, будучи молодым выпускником Богословского факультета Афинского университета. Движимый интересом к делу христианской миссии и просвещения, он принимал самое активное участие во множестве различных межхристианских и межправославных форумов. Основной площадкой межправославных молодёжных контактов в то время являлось Всемирное братство православной молодёжи «Синдесмос», и многие получившие впоследствии широкую известность богословы и иерархи начинали свою международную деятельность как члены этой организации. На ассамблее «Синдесмоса» в 1961 году по инициативе диакона Анастасия Яннулатоса был основан первый межправославный миссионерский центр «Πоρενθντε» [ " Итак, идите» ( Мф.28:19 )]. Вскоре будущий Предстоятель Албанской Церкви был избран вице-президентом «Синдесмоса», и в период нахождения его на этой должности (1964–1977 гг.) по инициативе приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима членами организации стали Московская и Ленинградская духовные академии. В те же годы произошло знакомство автора книги с будущим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Патриарший двор в Белграде Но в Церкви земной все временно… Своих верных служителей призывает и Церковь Небесная. 22 ноября 2005 г., на следующий день после празднования своей славы, после тяжелой болезни, на 59-м году жизни скончался выдающийся современный деятель сербской церковной науки и культуры, директор Музея Сербской Православной Церкви, профессор, доктор Слободан Милеуснич. Всю свою жизнь он посвятил служению и изучению истории Сербской Церкви. Г. Пакрац, церковь Пресвятой Богородицы на " Гавринице " , 1994 г. Слободан Гойко Милеуснич родился 9 апреля 1947 г. в Западной Славонии (Хорватия), в с. Говедже Поле близ Пакраца. Начальное образование получил в школах в родном селе и в г. Троеглава. В 1968 г. окончил Богословскую семинарию святителя Саввы в Белграде, в 1973 г. — Богословский факультет Белградского университета, в 1977 г. — там же Философский факультет по отделению истории искусства. Стажировался в Германии. В 1984 г. на Философском факультете защитил магистерскую диссертацию по теме «Сербская живопись XVII и XVIII вв. в Славонии». В 2004 г. там же защитил докторскую диссертацию по теме «Пожешская митрополия». В 1975 г. Слободан Милеуснич пришел на работу на свечной завод при Сербской Патриархии, потом некоторое время управлял патриаршеской типографией. С 1985 по 1989 г. Милеуснич — главный редактор журнала-обозрения «Сербская Православная Церковь — Её прошлое и настоящее», с 1989 по 1992 г. — газеты «Православие». Слободан Милеуснич долгое время исполнял должность директора Музея Сербской Православной Церкви в Белграде, был секретарем Святого Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви, координатором Совета по обновлению храмов и сохранению сербского культурного наследия, членом многих комиссий и обществ, например Главного комитета научного общества Матица Сербская в Нови Саде, Республиканского комитета по обновлению афонского монастыря Хиландар, Административного комитета Белградского народного комитета, Культурно-просветительского общества Сербии. Принимал участие в работе многочисленных научных конференций в Югославии и других странах.

http://sedmitza.ru/text/403935.html

С декабря 2004 года до дня смерти — настоятель Никольского храма в селе Николаевка Партизанского района Приморского края. Занимался строительством храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Новицкое Партизанского района. В 2013-2019 гг. нес послушание руководителя отдела Находкинской епархии по взаимодействию с казачеством, духовно окормляя казаков Уссурийского казачьего войска. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Скончался митрополит Сливенский Иоанникий (Неделчев), иерарх Болгарской Православной Церкви 09.01.2024 В возрасте 84 лет после продолжительной болезни скончался иерарх Болгарской Православной Церкви митрополит Сливенский Иоанникий (Неделчев) , сообщает «Православная жизнь» со ссылкой на сайт Болгарского Патриархата. «С глубоким прискорбием Священный Синод Болгарской Православной Церкви сообщает, что сегодня, 9 января 2024 года, после продолжительной болезни скончался митрополит Сливенский Иоанникий», − говорится в сообщении. В ближайшие дни Синод соберется на внеочередное заседание, определит день и время отпевания и погребения новопреставленного иерарха, а также назначит нового наместника епархиальной кафедры. Митрополит Сливенский Иоанникий, в миру Иван Георгиев Неделчев, родился 2 марта 1939 года в селе Пет Могили Сливенского округа. Окончил Духовную семинарию в городе Черепиш в 1958 году. После прохождения воинской службы поступил в 1960 году в Софийскую духовную академию. 1 апреля 1961 года принял монашеский постриг и 28 августа того же года − сан иеродиакона. 17 марта 1963 года рукоположен в иеромонаха. После окончания с отличием Софийской академии направлен на специализацию в Московскую духовную академию, где учился в аспирантуре по практическому богословию. По возвращении в Болгарию 1 августа 1966 года назначен протосингелом Сливенской митрополии. 24 ноября 1968 года возведен в достоинство архимандрита. С 1970 года проходил специализацию на Старокатолическом богословском факультете в Берне. С декабря 1971 года по 1975-й − вновь протосингел Сливенской митрополии.

http://drevo-info.ru/list/1127.html

Кирилл (Наумов) , архим. Пастырское богословие. Б. м., 1855. Кирпянский П. Учение о пастырстве в письменности мужей апостольских. Загорск, 1956. Машинопись. Климов A., свящ. Жертвенность пастырского служения. Загорск, 1980. Машинопись. Ключарёв, протоиер. Слово о духе и значении аскетизма, или христианского подвижничества. – Странник, 1869, сент. Книга о должностях пресвитеров приходских, от Слова Божия, Соборных правил и учителей церковных сочиненная. СПб., 1771. Ковалев М. Учение о пастырстве по богослужебным книгам Русской Православной Церкви. Загорск, 1960. Константин, архим. Пастырское богословие. Нью-Йорк, 1960–1961, ч. 1–2. Константин (Ефремцов), иерод. Божественная литургия в жизни православного иерея. Загорск, 1974. Машинопись. Корякин В., диакон. Основы православного пастырства (вера, любовь и церковность). Загорск, 1973. Машинопись. Круглов A. В. На службе миру – на службе Богу. – Душеполезное чтение, 1902, окт. Левитский С. Д. Идея монашества и Валаамская монастырская община. – Православное обозрение, 1883, февр., март. Левицкий Г. Отчет о занятиях в 1889–1890 академическом году в качестве профессорского стипендиата при кафедре Нравственного богословия. – Журнал Совета Петербургской Духовной Академии. 1889/90 уч. год. СПб., 1894. Лесик A., протоиер. Сущность пастырского служения и его значение для Церкви. Загорск, 1979. Машинопись. Лихачев Д. C., Панченко A. M., Понырко H. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. Лосский В. Н. Догматическое богословие.Богословские труды. M., 1972, сб. 8. Он же. Мистическое богословие. – Там же. Лукьянов В., свящ. Значение личной жизни пастыря в его служении. Загорск, 1968. Машинопись. Макарий (Булгаков) , митр. Введение в Православное богословие. СПб., 1913. Малевинский A., свящ. Инструкция благочинному приходских церквей... 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1899. Медведев Н. Д. Антропологический этюд. – Богословские труды. M., 1976, сб. 16. Иоанн Мейендорф . Введение в святоотеческое богословие. Б. м., б. г. Мельников A. С. Пастырское душепопечение по святому Иоанну Златоусту . Загорск, 1950, вып. 2. Машинопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Сербская Церковь имеет Православный Богословский факультет в Белграде (открыт в 1920 году, до 1946 года входил в состав Белградского университета; учатся в нем свыше 100 студентов) и 4 Духовные Семинарии: во имя святителя Саввы в Белграде (120 учащихся), имени святителя Арсения (Сремца) в Сремских Карловцах (100 учащихся), имени святых Кирилла и Мефодия в Призрене (80 учащихся) и в монастыре Крки (90 учащихся). Последние две Семинарии начали функционировать с 1964 года. В монастырях по нужде иноков и инокинь могут открываться для их насельников специальные монашеские школы. В настоящее время такая школа действует в Острожском монастыре (Черногорско-Приморская епархия). Как руководитель школы, так и ее наставники — иноки в священном сане. Всего учащихся в ней около 20 человек #78#. В мае 1977 года Святой Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение открыть в ближайшее время Духовную Академию в городе Сараеве. В настоящее время идет подготовка к открытию Семинарии в Америке — для сербских приходов.    Регулярно издаются журналы: «Гласник» (с 1919 г.) — официальный орган Сербской Православной Церкви; «Православии мисионар» (с 1958 г.) — дополнение к «Гласнику»; «Теолошки погледи» («Богословское обозрение» — с 1968 г.). С 1967 года Сербская Патриархия выпускает двухнедельную газету (шесть листов) «Православлье», в которой сообщаются новости церковной жизни.    Православный Богословский факультет в Белграде издает журнал «Богословлье» (с 1957 г.). Главный союз православных священников СРЮ издает журнал «Православна мисао» («Православная мысль» — с 1958 г.) и газету «Весник» («Вестник»).    С января 1969 года ежемесячно выходит иллюстрированный журнал «Светосавско звонце» («Святосаввский колокольчик»). Журнал предназначается в качестве вспомогательного материала, главным образом приходским священникам, занимающимся в послеслужебное время преподаванием в храмах Закона Божия детям.    Издаются также особые журналы в Жичской и Нишской епархиях.    Ежегодно выпускается церковный календарь, в котором, помимо месяцеслова, помещаются статьи, разные сообщения, объявления, отражающие текущую жизнь Святосаввской Православной Церкви. Кроме того, печатается немало книг духовного содержания: догматического, церковно-исторического, литургического, катехизического; печатаются и богослужебные книги, а также и учебники для Духовных школ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010