Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Никита Стифат Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Никита Стифат, или Никита Пекторат (XI в.) [греч] – монах Студийского монастыря, последователь и жизнеописатель Симеона Нового Богослова. Автор аскетических и полемических (против латинян) сочинений.  Библиография работ о персоне: Аверинцев С.С. Никита Стифат//Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973. Бармин А.В. Греко–латинская полемика XI – XII вв.: (Опыт сравнительного рассмотрения и классификации)//Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. – М.: Индрик, 1996. Бармин А.В. Греко–латинская полемика XI–XII веков в контексте  культурного отчуждения между Западом и Востоком христианской экумены: Автореф. дис.. канд. ист. наук/РАН Ин–т всеобщ, истории. – М., 1995.  Бармин А.В. Столкновение 1053 – 1054 гг.//Византия между Востоком и Западом: Опыт исторической характеристики. – СПб.: Алетейя, 1999. – С. 157 – 158. Дионисий (Шлёнов), иеромонах. Тайна рая: отрывки о рае из богословских сочинений преподобного Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника с богословско–экзегетическим комментарием// Богословский вестник. – Сергиев Посад,  – 2003. – 3. (Новая серия). Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5.

http://bogoslov.ru/person/2993501

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О концепциях языка в истории философско-лингвистической мысли В данной статье автор обращается к двум концепциям языка, предпосылки возникновения которых берут начало в эпоху Нового времени. С точки зрения «абстрактного объективизма» язык – это абстрактная система вербальных знаков, необходимая лишь для коммуникации. Противники этого взгляда выступают за более широкое значение языка, включающее, например, с точки зрения В. фон Гумбольдта, понятия деятельности и процесса. В рамках данного направления создавали свои произведения и о. Павел Флоренский, А. Ф. Лосев, о. Сергий Булгаков. Они оказали влияние на формирование в отечественной гуманитарной науке самобытной и оригинальной философско-лингвистической доктрины, истоки которой восходят к святоотеческой традиции. Статья Опыт философского построения лингвистических концепций восходит к античной культуре. Учение о Логосе Гераклита Эфесского, трактаты Платона, труды Аристотеля, лингвистические идеи стоиков, риторические школы – это наследие античности на многие века вперед определяет характер теоретических дискуссий вокруг феномена языка. Средневековый спор об универсалиях и их языковом статусе привнес концептуализацию в античную проблематику и поставил вопрос об онтологической природе языка, который получил выражение в теориях номинализма и реализма, в богословских спорах о нетварных и тварных энергиях Божьего Имени.

http://bogoslov.ru/article/5075407

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, и восстановление Патриаршества Доклад преподавателя Московской духовной академии и семинарии, сделанный на конференции «К 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Церкви» (Москва, 11 октября 2007 года). В центре внимания — острая полемика вокруг восстановления Патриаршества в Российской Церкви и роль профессора и инспектора МДА сщмч. Илариона, аргументы которого в пользу Патриаршего управления актуальны и сегодня. Статья Свт. Иларион (Троицкий) принадлежал к богословскому направлению, у истоков которого стоял епископ Таврический Михаил (Грибановский), который провозгласил принцип возвращения к святоотеческому наследию и первоисточникам, возрождение канонической нормы, в том числе применительно к форме управления Церковью. Поступив в 1906 г. в МДА молодой Владимир Троицкий проникается благотворным влиянием ученого монашества, которое насадил в Академии в бытность ее ректором ученик и последователь владыки Михаила, епископ Антоний (Храповицкий), верный завету своего учителя бороться за восстановление Патриаршества в России. Скупой на похвалы, владыка Антоний высоко ценил труды архиеп. Илариона, а после его смерти назвал его гениальным . Путешествуя по православному Востоку вместе с группой профессоров и студентов МДА в 1908 г., он все более проникается осознанием византийской нормы и той роли, которая в ней отводится Патриаршему служению. Он понимает, что согласно византийской норме, в условиях отсутствия царя именно Патриарх исполняет роль этнарха – главы народа. Видя почет и уважение греческого народа к Патриарху, он писал о том, что «русскому человеку приходится лишь завидовать» . Отмечает для себя будущий святитель и вывод историков о том, что Патриарх стал «в некотором роде преемником византийских императоров» . Ведь согласно византийской норме Патриарх был «духовным помощником», экзархом или викарием православного императора .

http://bogoslov.ru/article/368994

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Фотий, Патриарх Константинопольский Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Фотий, Патриарх Константинопольский   (ок. 820 – ок. 897) [греч] – святой, память 6 февраля. Богослов, проповедник, ученый и политик, константинопольский патриарх с 857 по 867 и с 878 по 886 гг. Блестяще образованный, глубоко постигший как богословскую, так и классическую литературу, Ф. был учителем многих своих младших современников, в частности, у него обучались наукам наследник престола Михаил,  известный богослов и писатель Арефа Кесарийский и будущий просветитель славян Константин–Кирилл. Одновременно Ф. занимал важные светские должности при императорском дворе, участвовал в посольстве к арабскому халифу. В 858 году фактический правитель государства кесарь Варда отстранил патриарха Игнатия, обвинив его в государственной измене, а на патриарший престол из мирян пригласил Ф.  Это привело к длительной борьбе  с Фотием сторонников Игнатия, которые получили поддержку папы Николая I. Последовали взаимные осуждения и отлучения  патриарха и папы на соответствующих соборах в Риме и в Константинополе. После гибели кесаря Варды воцарился новый император Василий I, возвративший Игнатия на патриарший престол. Однако через некоторое время Ф. вновь стал патриархом, уже после смерти Игнатия. Умер Фотий в ссылке, вынужденный отречься от престола после смерти Василия I. В истории Православной церкви Ф. почитается как защитник Православного Востока от папских притязаний, как замечательный богослов, оставившей многочисленные и разнообразные труды догматического и экзегетического характера. Ф. писал также полемические сочинения, посвященные раскрытию латинских заблуждений, опровержению различных ересей, в том числе манихейской. Ф. был очень начитан в классической эллинской литературе, о чем свидетельствует составленная им так называемая  " Библиотека " (“Мириобиблион " ), в которую вошли конспекты 280 произведений античных авторов.

http://bogoslov.ru/person/3177038

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Симеон Новый Богослов (949–1022) [греч] – преподобный, память 12 марта. Ученик Симеона Благоговейного, которого чтил всю свою  жизнь. Великий мистик христианского Востока, автор “Деятельных и богословских глав”, поэт. С.Н.Б. рожден в богатой и знатной семье. После окончания учебы в Константинополе, юноша был лично представлен императору и вошел в число царедворцев. Но С.Н.Б. привлекала иная карьера. Под влиянием духовных книг и бесед с престарелым монахом Студийского монастыря Симеона Благоговейного. С.Н.Б. вступил  на путь суровой аскезы, оставаясь в миру. Впоследствии С.Н.Б. рассказывал о том, какие искушения одолевали его, и как его аскеза прерывалась раскованным поведением тогда, когда Симеона Благоговейного не было рядом.  " Но любовь и вера ко святому старцу, – писал позднее С.Н.Б., –  осталась в моем несчастном сердце. И из–за нее, я думаю, Человеколюбивый Бог после прошествия стольких лет помиловал меня по его молитвам " . С благословения старца Симеона Благоговейного С.Н.Б. стал послушником Студийского монастыря, а затем принял монашество. В 980 году С.Н.Б. был избран игуменом обители святого Маманта. Однако не все обитатели монастыря приняли аскетические нововведения С.Н.Б., в частности, празднование памяти Симеона Благоговейного. В конфликт настоятеля и монахов вмешались церковные власти, ради сохранения мира С.Н.Б. был удален из Константинополя в один из небольших храмов в пустынной местности, где позже возникла новая обитель. С.Н.Б. получил возможность много писать, здесь были созданы труды, известные как " Слова преподобного Симеона, Нового Богослова " , гимны. Основная мысль богословского учения С.Н.Б. сводится к утверждению возможности ощутить и воспринять Бога еще в этой жизни — обожения, достигаемого посредством покаяния и причащения Телу и Крови Христовой. Учение С.Н.Б. об Евхаристии (см. работы Илариона Алфеева и Василия Кривошеина) из того, что если за совершением таинства не следует явление Св. Духа, то вода при этом остается водой, а хлеб – хлебом; речь идет о состоянии человека, участвующего в таинстве. С.Н.Б. большое значение придавал слезам человека, как внешнему выражению внутреннего мистического опыта, и считал это выражение совершенно необходимым во время причастия. Это учение С.Н.Б. вызывало недоумение у некоторых из его современников. 

http://bogoslov.ru/person/3089571

Сочинение прп. Никодима Святогорца, жанр которого не так легко определить. Во-первых, конечно, как явствует из названия, это некий комментарий на поэтическое творение Космы Маюмского. Так как толкуемый текст — литургический, «Толкование» попадает в рубрику литургического богословия. «Канон» переполнен библейскими аллюзиями, Никодиму тем самым приходится толковать Библию — так «Толкования» — пример святоотеческой экзегезы (экзегезы как аллегорической и типологической, так и чисто троплогической, направленной на изменение жизни христианина). Крест — центральный момент всего богословия, тем самым Никодим пишет богословский труд. Наконец, как увидит читатель, Никодим большую часть своего текста тратит на наставления в морали, аскетике и духовной жизни. Добавим, что преподобный почти во всем опирается на труды Святых Отцов. Приведем пример никодимовского толкования: «Четвертая песнь есть произведение пророка Аввакума, находящаяся в 3-й главе его пророчества […] Простираясь к воплощенному Сыну Божию, пророк говорит: “Господи: услышал я тайну домостроительства Твоего воплощения” […] Уразумев же глубоко, говорит, страшные дела и ужасные чудеса, которыми Ты, воплощенное Слово, соделаешь спасение человеков, и особенно крест и смерть Твою, размыслив, говорю, о сем, я не мог иного ничего сделать, как прославить Твое Божество; потому что ему одному свойственно творить такие дивные чудеса, то есть уничижением на кресте победить надменного дьявола; страстью доставить бесстрастие и смертью даровать жизнь всем людям. […] Сей ирмос приложим и к тебе, возлюбленный. Ибо если ты, подобно Аввакуму, станешь на стражу твою и ступишь на камень, как он говорит: на стражи моей стану, и взыду на камень (Ав., 2, 1), то и ты удостоишься благодати пророка Аввакума. Что же обозначает стража эта и что — камень? Послушай! Стража есть внимательность и охранение разума от всякого богохульного, постыдного и лукавого помышления, а камень есть сердце, или лучше, камень есть сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, служащее предметом занятия сердца. Сам Иисус Христос есть тот твердый камень, о котором сказал великий Павел: камень же бе Христос (1 Кор., 10, 4)».

http://predanie.ru/book/108441-tolkovani...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010