Богословские труды



  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Очерки по истории миссионерства Русской ...Искать в Источникеazbyka.ru
... их в знании русского языка, для ознакомления их с лучшими методами и приемами преподавания, для взаимного обмена мыслей по учебной практике, для усовершенствования их в церковном пении и для проверки вновь сделанных на инородческие языки переводов» [8. С. 182]. Так в Казанском крае на рубеже XIX и XX вв. малые народы получили от миссионеров письменность, храмы, первые национальные монастыри, народные школы, образованное духовенство и учителей из природных кряшен, черемисов, чувашей, началось формирование народной интеллигенции. Миссионерская деятельность в Казани на рубеже XIX-XX вв. Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. – Белгород, 1999. – С. 80–82. 2. Знаменский П. В. Отец Василий Тимофеевич Тимофеев: Некролог. – Казань, 1896. Просветитель татар-кряшен о. Василий Тимофеев (1836–1895) Православный собеседник. – 2003. – № 2 (5) . – С. 31–44. Один из питомцев Казанской Духовной Академии Н. И. Ильминский Он же. Казанский сборник статей. – Казань, 1909. Николай Иванович Ильминский и его основные педагогические взгляды Смоленские епархиальные ведомости. – 1897. – № 2. Некоторые аспекты миссионерской деятельности «Братства святителя Гурия» ... текст полностью ...
Святитель Григорий Палама как святогорец, Глава ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Богу посредством чувств. Путь к боговидению лежит только через ум. Поэтому Божия Матерь, отвергнув чувства, мышление, суждение и воображение, собрала ум к сосредоточенности в самом себе и таким образом обрела желаемое: Она видит (????) Бога и посвящается в Божественную благодать. В настоящей книге мы рассматривали и другие формы подвижничества, которые помогают человеку исцелять страстную часть души и соблюдать божественные заповеди, и все они могут применяться христианами, живущими в миру. Человек исцеляется таинствами и подвижнической жизнью. Творения святого Григория Паламы – богословские труды и проповеди – говорят об исцелении человека. Православное богословие или является плодом исцеления, или ведет к исцелению человека. Православный богослов это врач, который лечит своих духовных чад, и поэтому богословие тесно связано с духовничеством 733. Толкование Священного Писания Когда святой Григорий обрел опыт богообщения, он стал носителем Предания и поэтому смог постичь учение древних святых. Понять учение святых отцов могут только люди, духовно близкие им. Мудрецы мира сего, не имеющие такого опыта, не могут толковать слова святых. Слова святых подобны ... текст полностью ...
Святоотеческое наследие и церковные древности. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... T. I Sources chretiennes. № 286. Paris, 1981. P. 86–88. 128 Вероятно, следует предполагать здесь прямое влияние Оригена на св. Мефодия, который был суровым критиком «оригенизма» в ряде других сущностных моментах понимания христианского вероучения. См. суждение: «Нравственное учение и экклезиология Оригена... оказали большое влияние на этические установки и на учение о Церкви автора “Пира десяти дев”. Наконец, Мефодиева мистика, лежащая в основе его аскетических воззрений, во многих своих деталях напоминает мистику Оригена» (Михаил) Чуб (, архиеп. Предание Церкви в богословии св. Мефодия Богословские труды. Сб. 14. М., 1975. С. 131) . 129 Это заставляет с большой осторожностью относиться к таким общим, но весьма далеким от корректности суждениям типа: «... задачею литературной деятельности Оригена было примирение христианства и платонизма, и не только иногда, но часто насильственное доведение христианских истин до соответствия с платоническими» (Лебедев Н.) Сочинение Оригена против Цельса. Опыт исследования по истории литературной борьбы христианства с язычеством. М., 1878. С. 60 (. Как это верно отмечает А. Лебедев, «по мнению Оригена, философия и различные светские знания ... текст полностью ...
Сердце и его значение в духовной жизни человека ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Юркевичем как крайности, недопустимые при подлинном философствовании. С. 94. Nemo credit, nisi volens – никто не верит, кроме того, кто хочет (лат.) – мысль, проходящая через все соч. бл. Августина. С. 97. ... что законы справедливости... имеют значение условное или договорное... – Юркевич особо подчеркивал конвенциональный характер человеческих законов с тем, чтобы ниже противопоставить им законы божественного установления. С. 98. Юркевич имел в виду этические воззрения русских революционных демократов ( Чернышевского, Антоновича и др. ) . С. 103. «Возьми и читай... » – Юркевич цитирует «Исповедь» Августина (VIII, 12) , ключевой эпизод знаменитой сцены в саду, где происходит обращение к вере, главный поворотный пункт жизни, победа добра в результате потрясающего драматизмом конфликта воли. См. : Августин. Исповедь. Богословские труды. М., 1978. С. 147 (пер. М. Е. Сергеенко) . Источник: Текст приводится по изданию (с переводом библейских цитат на современную орфографию) : Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия Его же. Философские произведения. М. : Правда, 1990, с. 69-103 (переизд. : Труды Киевской духовной академии. 1860, № 1) ... текст полностью ...
Православное учение о благодати - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... другие же были ученые, но гордые и холодные. Архиепископ Серафим представлял собой образец редкого и счастливого сочетания учености и смирения, простоты и глубоких богословских знаний. Его простота и любовь ко всем были самыми характерными для него чертами. У него не было никакого показного высокомерия, потому что он был глубоко верующим и всегда находился в непрерывном молитвенном общении с Богом. А человек, который постоянно мысленно предстоит перед страшным престолом Божиим, может ли быть тщеславным и гордым? Архиепископ Серафим имел одно из самых высоких научных отличий. За его богословские труды ему было присуждено звание магистра богословия. А эту научную степень нельзя получить легко и без заслуг. Заслужить ее можно только глубокой богословской ученостью. Владыка Серафим обладал ею: он отлично знал догматику и, в особенности, творения св. отцов. Внешнего образа такой учености формально возможно достичь многим. И все же, мне кажется, что не многие ученые могли бы сравниться с нашим дорогим Владыкой в области богословия. Его отличительной особенностью было его благодатное внутреннее познание божественной истины, его духовное ведение. А ведения этого он достиг ... текст полностью ...
Всероссийский митрополит Афанасий - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... В. П. Картотека Н. К. Никольского. – «Вопросы языкознания», 1961, № 1, с. 121–125. 57 П. Васенко: 1 («Книга Степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904, ч. 1, с. 243; 2) Кто был автором «Книги Степенной царского родословия»? – «ЖМНП», 1902, декабрь, с. 36. Описание содержания данного памятника см. : П. Васенко. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3. М., 1979, с. 280. Об агиографическом характере Степенной книги см. также: П. Васенко. «Книга Степенная... », с. 227–232. 59 Мансуров С., свящ. Очерки из истории Церкви. – «Богословские труды», сб. 6. ̄ 1971, с. 92–100. 60 С. Смирнов. Житие святого Никиты Переяславского. – «ЖМНП», СПб., 1902, V, с. 1–2. Священник Александр Свирелин считает, что автором Жития преподобного Никиты является митрополит Афанасий Житие святого Никиты столпника Переяславского. Чудо 19-е и 20-е. СПб., 1902, с. 4. 63 П. Васенко. «Книга Степенная... », с. 113. Почти современна Степенной книге роспись кремлевского Архангельского собора, которая, по мнению Е. Сизова, является иллюстрацией к ней. Он говорит: «Итак, включенная в роспись Архангельского собора галерея условных портретов ... текст полностью ...
Феофилакт Охридский - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... о том, что введением Filioque в Символ Веры латиняне не произвели никаких изменений, а лишь внесли в него ясность. Грекам нет никакой необходимости, говорил он, вводить Filioque в Символ Веры, но им не следует подвергать осуждению латинян за то, что они это сделали. И греческие епископы из Италии и Сицилии согласились с ним. Итак, около 1100 года архиепископы Охридский и Кентерберийский, никогда друг друга не видевшие, думали, что, несмотря на тягостные события 1054 года, христианский мир по-прежнему оставался единым, и этот факт для историка Церкви явно небезынтересен. Риторические и богословские труды Феофилакта могут поведать нам кое-что об их авторе, и, вероятно, не столь уж фантастична попытка проследить по ним проявления двух черт, ему присущих, что явствует и из сочинений Феофилакта, и из его жизненного пути. Во-первых, это органичный, естественный консерватизм мировоззрения, подкрепленный, несомненно, его положением восходящего светила при дворе и патриархии, и, во-вторых, способность к доброжелательному пониманию взглядов и общественных установлений, ему чуждых. Консерватизм его отчетливо виден в обоих Logos basilicoi, обращенных к Константину Дуке и Алексею ... текст полностью ...
Последние годы архиерейства святителя Макария в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... века. Очерки и исследования. М., 1969. С. 467. ? 3ПСРЛ (список сокращений см. в конце статьи) . Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 577. © Архимандрит Макарий (Веретенников) , 2000? 4Текст Жития см. : Повести о Житии Михаила Клопского Подготовка текстов и статья Л. А. Дмитриева. М. –Л., 1958. С. 141–167; Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХVI века. М., 1986. С. 522–529. ? 5Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (По современным Минеям) . Париж, 1951. С. 197–200. ? 6Макарий, игумен. Великие Макарьевские Четьи Минеи – сокровище духовной письменности Древней Руси Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 106–126. ? 7Абрамович Д. И. Софийская библиотека. Вып. 2: Четьи Минеи. Прологи. Патерики. СПб., 1907. С. 154. О записях писцов в рукописях, правда, более раннего времени см. Столярова Л. В. Древнерусские надписи XI–XIV веков на пергаменных кодексах. М., 1998. ? В третьей Новгородской летописи под 1542 годом читаем: “Того же лета заложиша церковь каменну в Великом Новограде, на Городище, Архангела Михаила, повелением Великаго князя Иоанна Васильевича всея России, и Митрополита Макария всея России, и архиепископа Феодосия Великого Новаграда и ... текст полностью ...
Заметки по русской агиологии - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... за многовековое противостояние исламу подобных имен Богу известно больше. Но и названные примеры достаточно показывают твердость в Православии наших соотечественников. Их чтут и призывают в своих молитвах в других православных Церквах; чтут наших соотечественников и там, куда они принесли свет Православия, насаждая его своими миссионерскими усилиями. Об их трудах можно сказать словами пророка Исаии: “…и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова” ( Ис 14: 1 ) . Усилиями русских миссионеров Православие перешагнуло из Сибири на Аляску и в Японию. Список сокращений БТ – Богословские труды, ЖМП – Журнал Московской Патриархии, РНБ – Российская национальная библиотека, ПСРЛ – Полное собрание русских летописей, ЧОИДР – Чтения в Обществе истории и древностей Российских. Попутно следует указать еще один малоизвестный факт. Внучка князя Ярослава Мудрого, дочь французской королевы Анны Ярославны, блаженная Эдигна (†1109) подвизалась под Мюнхеном (Тысячелетие почитания Пресвятой Богородицы на Руси и в Германии. Изд. отд. Московской Патриархии. Ин-т Вост. Церквей в Регенсбурге, ФРГ.) 1В данном случае мы не касаемся вопроса о святых Предстоятелях Русской Церкви ... текст полностью ...
Христианская традиция: История развития ...Искать в Источникеazbyka.ru
... именем Боэция, показывает, что «Утешение» и по меньшей мере четыре богословских трактата принадлежат одному автору. Это заставляет предположить, что в «Утешении» Боэций приближает разум к самым границам веры и что именно эта апологетическая цель «объясняет, почему во всей работе нет ни следа чего-либо специфически христианского или библейского». Но это не объясняет, почему хотя бы и только один православный богослов в момент крайней нужды больше утешения находил в философском умозрении, опирающемся на естественный разум, нежели в христианском откровении, на которое указывали его богословские труды. Во многом «Утешение философией» – это произведение, где в обостренной форме проявляется более общая проблема. Победа ортодоксального христианского учения над классической мыслью была до известной степени пирровой, ибо то богословие, которое восторжествовало над греческой философией, с тех самых пор продолжало формироваться под влиянием языка и мысли классической метафизики. Например, IV Латеранский собор 1215 года постановил: «В таинстве алтаря… хлеб пресуществляется в тело [Христово], а вино – в [Его] кровь», а Тридентский собор объявил в 1551 году, что ... текст полностью ...

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Постоянная ссылка на эту страницу: Богословские труды
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"