Г. Э. Щеглов Содержание К читателю Список сокращений Глава 1. Формирование мировоззрения и начало научной деятельности (1867–1899) 1.1. Детство и годы учебы 1.2. Санкт-Петербургская духовная академия и первые научные труды 1.3. Определение на службу и расширение церковно-общественной деятельности 1.4. Магистерская диссертация 1.5. Последние труды по истории православия на Беларуси 1.6. «Народная Академия» Глава 2. На вершине творчества (1900–1907) 2.1. Большие замыслы и новые горизонты 2.2. Доктор церковной истории 2.3. Архив Александро-Невской Лавры. Религиозно-философские собрания. Взгляд на церковную жизнь Петровской эпохи 2.4. Предсоборное Присутствие Глава 3. Служба (1908–1914) 3.1. Особые поручения 3.2. В Учебном комитете 3.3. К вопросу о кодификации церковных законов 3.4. В духовных семинариях 3.5. Юбилеи. Летописец Александро-Невской Лавры Глава 4. Великий перелом (1914–1924) 4.1. Война. Утраты 4.2. Подготовка к Всероссийскому Поместному Собору 4.3. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов 4.4. Делегация Высшего церковного управления 4.5. Архивы Высшего церковного управления Послесловие Библиография. Источники 1. Опубликованные 1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича Издания под редакцией С.Г. Рункевича Готовились к печати (в 1914 г.) Статьи С.Г. Рункевича в «Православной богословской Энциклопедии» 1.2. Отзывы на труды С.Г. Рункевича 1.3. Делопроизводственная документация 2. Архивные материалы 3. Фотоматериалы Литература Приложение Труды С.Г. Рункевича, вышедшие отдельными изданиями Под редакцией С.Г. Рункевича     Монография посвящена жизни и трудам крупнейшего церковного деятеля и ученого Степана Григорьевича Рункевича (1867–1924). Это глубокая и сложная фигура, ознакомление с которой дает возможность проследить не только судьбу отдельного человека, формирование его мировоззрения, становления С.Г. Рункевича как ученого, но и позволяет через него проследить судьбу Русской Православной Церкви в ее наиболее сложный период – конец XIX–haчaлo XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на Церковь . Книга написана главным образом на основе многочисленных архивных и опубликованных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жизнь и труды Иоанна Златоуста «Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского» — труд Александра Лопухина, вдохновителя Толковой Библии (больше известной как «Лопухинская»), Богословской энциклопедии и других православно-просветительских проектов начала XX века. «Жизнь и труды Иоанна Златоуста» Лопухина вряд ли можно назвать патрологическим исследованием. «Жизнь и труды Иоанна Златоуста» скорее житие, биография великого праведника и учителя Церкви. Ценность лопухинской «Жизни и трудов Иоанна Златоуста» в краткости, доступности изложения. Без сухости и академичности Лопухин рассказывает об одном из величайших святых Православия. Лопухин построил свою «Жизнь и труды Иоанна Златоуста» хронологически: юность Иоанна Златоуста, служение в Антиохии, служение на константинопольской кафедре, последние годы Златоуста в изгнании. Лопухин во введении к «Жизни и трудам Иоанна Златоуста» пишет: «[среди великих Отцов IV века]особенно дивен был по богатству и разнообразию своих духовных дарований святый Иоанн, учение котораго просвещало вселенную, вдохновенное слово жгло сердца людей, а жизнь, исполненная трудов и испытаний, сделалась неистощимым источником назидания и укрепления для всех воинов Христовых, подвизающихся на поле духовной брани против мрачных сил злобы, тьмы и заблуждения.» Введение   Святой Иоанн, получивший за свое духовное красноречие имя Златоустаго, принадлежит к сонму тех великих церковных светил, которыя украшали собою духовное небо святой вселенской Церкви в четвертом веке по Рождестве Христовом. Это был век замечательный во всех отношениях. Св. Церковь, пережив страшныя времена гонений, когда все силы зла вооружались против нея, чтобы сокрушить ее и стереть с лица земли, наконец восторжествовала над ними, и на престоле римских императоров возсели ея сыны, которые воздали должную дань чести своей св. матери. Но с достижением внешняго господства в мире еще не закончилась внутренняя борьба с отживавшими силами язычества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Текстология и библейская история в трудах православных библеистов в СССР (период с 1953 по 1964 гг.) Источник Содержание Введение Русская православная текстология с 1953 по 1964 гг Статьи по библейской истории с 1953 по 1964 гг Заключение Источники и литература     Статья продолжает цикл публикаций, посвященных православной библеистике в СССР, основанных на изучении работ, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» и сборнике «Богословские труды» с 1953 по 1964 гг. В связи с весьма значительным количеством публикаций, большая часть которых впервые вводится в научный оборот, в настоящей статье рассматривается лишь часть материалов, причем они объединяются в подразделы: текстология и события библейской истории. На примерах конкретных статей показано, что в рассматриваемый период внимание отечественных исследователей было привлечено к вопросам новых переводов Священного Писания на русский язык и к изданию критического текста Нового Завета, вызвавших острую научную полемику с западными библеистами. Отмечается, что значительное количество статей посвящено юбилейным (Остромирово Евангелие, первый печатный «Апостол») и памятным датам. Делается вывод, что, хотя в указанный период преобладают статьи не строго научного характера, а скорее научно–популярные, это не умаляет их важности и значимости для тех лет. Ключевые слова: библеистика, СССР, Ленинградская Духовная Академия, «Журнал Московской Патриархии», «Богословские труды», переводы, текстология, события библейской истории, апостолы, Остромирово Евангелие, первый печатный «Апостол», протоиерей Александр Мень, протоиерей Иоанн Белёвцев, протоиерей Иосиф Дынько–Никольский, А. А. Осипов , А. И. Иванов . Введение Статья продолжает цикл публикаций, посвященных православной библеистике в СССР. 1 В связи с большим количеством рассматриваемых статей они объединены по темам исследования и по хронологии. В целом стоит отметить, что православная библеистика советского периода сравнительно мало изучена. Если имена и труды дореволюционных библеистов достаточно известны, то об ученых недавнего прошлого информации немного. Конечно, о русских православных богословах ХХ в. есть публикации, однако их библейские труды упоминаются лишь вскользь. Поэтому работы библеистов советского периода отечественной истории нуждаются как во введении в научный оборот, так и в подробном изучении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

«Труды Киевской духовной академии» – российский православный ежемесячный научный журнал Киевской духовной академии, выходивший в 1860–1917 годах. В журнале публиковались научно-богословские и историко-литературные сочинения, много внимания в журнале уделялось истории Церкви, религиозным течениям и богословской мысли на территорий Украины. Авторами выступали известные ученые. В настоящее время периодическое издание под тем же названием издается Киевской духовной академией и семинарией УПЦ МП, а также, относящейся к неканонической УПЦ КП, Киевской православной богословской академией с периодичностью раз в год. См. также: «Труды Киевской Духовной Академии» – православный богословский журнал (1860 1917 гг.): историко-типологический анализ В.Н. Мандзюк-Ильницкий   Труды КДА за 1880–1917гг. и 1997–2011гг. (по годам, архивы zip): Журналы за 1880 г. Содержание Том 1 Январь 1. Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга первая (1–60) 2. Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [начало] (3–22) 3. Порфирий Успенский , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря (23–33) 4 . Ястребов М. От Византии до Москвы (56–99) 5 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 7–9] (100–137) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (138–144). Февраль 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии (1–88) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [начало] (143–196) 3 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря [продолжение] (197–223) 4 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 10–11] (226–252) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (253–262) 6 . Петров Н. Отчет церковно-археологического Общества при Киевской духовной Академии за 1879 г. (263–292)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Часть 4 Прп. Нил Синайский. Фрагмент иконы сиайских отцов XIII в. Письма преп. Нила наиболее полно представлены в издании Leo Allamius’a , которое вошло в издание Миня ; они подразделяются на 4 книги. Всего имеется 1061 письмо. Значимость этого богатого наследия преп. Нила никто не может поставить под вопрос, ибо, как утверждает автор статьи о преп. Ниле в «A Dictionary of Christian Biography», «нет более богатого источника для иллюстрации жизни того времени, т. е. конца IV века, нежели эта переписка, которую преп. Нил вел со всеми слоями общества, начиная от императора и кончая простыми и неизвестными монахами» . С другой стороны, письма преп. Нила свидетельствуют и об огромном авторитете, которым он пользовался в широких кругах современного ему общества. Поэтому на VII Вселенском Соборе при решении вопроса о почитании икон обе спорящие стороны в своих диспутах искали поддержку в трудах преп. Нила, которого все ценили. Два его письма – епарху Олимпиадору и силенциарию Илиодору – были прочитаны на четвертом заседании этого Собора (1 октября 787 года) . Но, тем не менее, следует признать, что некоторые письма в той сокращенной форме, в которой они дошли до нас, не могли выйти из-под пера преп. Нила. Некоторые из этих писем состоят лишь из одного предложения с именем прилагательным (или с причастным оборотом) или же являются краткими сентенциями (нравоучениями) или извлечениями из других его писем и сочинений. Другие письма преп. Нила, вследствие своего сходства с трудами некоторых отцов Церкви, а особенно с трудами святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Назианзина, дали повод к сомнениям в их аутентичности. Однако параллельные места, встречающиеся как в письмах преп. Нила, так и в трудах других авторов, еще не дают нам права считать сами письма недостоверными. Ведь преп. Нил, когда дело касалось догматических и экзегетических вопросов, в подтверждение своего мнения имел обыкновение приводить места из сочинений святых отцов. Эта его особенность четко прослеживается в письмах диакону Ксенодору и пресвитеру Иерию , где преп. Нил, отвечая на вопросы Ксенодора и Иерия, опирается на епископа Цареградского свт. Иоанна Златоуста и приводит его мнение. Эти письма свидетельствуют о том, что преп. Нил стремился к тому, чтобы его наставления основывались на учении Церкви и святых отцов. Посему нередко берет он во внимание труды последних как самый надежный источник церковного учения . Таким образом, параллельные места, цитаты и заимствования из трудов других святых отцов, с которыми мы встречаемся в письмах, не могут служить твердой основой для отвержения их аутентичности.

http://pravoslavie.ru/3224.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского Нил Синайский (ум. ок. 450 г.) — ученик Златоуста, выходец из знатной и богатой фамилии, дослужился до префекта столицы, но имея жену и двоих детей, решил уйти в монахи (вместе со всей семьёй): подвизался на Синае вместе с сыном. Нил Синайский обличал императора в гонении на Златоуста. Вёл обширную переписку на аскетические и нравственные темы. «Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского» Викентия Фрадински — чуть ли не единственная монография о Ниле Синайском. Фрадински, представитель дореволюционной русской церковной историографии написал её в 30-е гг., будучи профессором Белградского Университета. Предисловие Жизнь и труды преп. Нила, аскета Синайского, относятся ко второй половине IV и началу V века, то есть той эпохе христианства, которая по числу и славе учителей Церкви справедливо называется " золотым веком христианского просвещения " . Изучая эту эпоху, ученые, что весьма естественно, обращались прежде всего к величайшим святителям того времени: Василию Великому, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Иоанну Златоусту, Иерониму Стридонскому, Амвросию Медиоланскому (Миланскому) и Августину Иппонскому. Рядом с этими великими светочами христианского просвещения преп. Нил, на первый взгляд, занимает скромное место. Заслоненная тенью знаменитых современников, его личность остается немного в стороне, и потому ученые богословы уделили ему гораздо меньше внимания. До 1915 года не было ни одной монографии, посвященной жизни и учению этого великого учителя Церкви, особенно прославившегося в качестве духовного руководителя монахов. И лишь в новейшее время появились две работы на немецком языке: 1) католическое сочинение д-ра Фр. Дегенхарта (Degenhart) " Der hl. Nilus Sinaita. Sein Leben und seine Lehre vom Moenchtum " . (Beitraege zur Geschichte des alten Moenchtum und des Benediktinerordens. 6. Heft), Muenster in Westf., 1915; 2) протестантское сочинение К. Хойсси (K. Heussi) " Untersuchungen zu Nilus dem Asketen " . (Texte und Untersuchungen. 42. Band. Heft 2), Leipzig, 1917.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

С.В. Нестеров Богословское и литературно-переводческое наследие преподобного Макария Дондеже время имамы, да делаим благое. Гал.6:10 Неустанные практические миссионерско-просветительские труды преподобного Макария органично продолжала и дополняла его обширная и разносторонняя богословско-переводческая и литературная деятельность. Его переводческие труды, как и оригинальные литературные произведения, имели одну цель – просветить русский народ светом Боговедения и Богопочитания, а через него дать возможность познать истинную веру и христианскую жизнь и живущим в России иноверным народам. Время милостиво отнеслось к богословско-переводческому наследию прп. Макария: оно не кануло в неизвестность и почти все важнейшие работы дошли до современного читателя. Однако, к сожалению, сохранилась лишь малая часть подлинных рукописей Преподобного. Судьба его архива вкратце такова. Значительную часть бумаг прп. Макария (в том числе всю переписку) увез в Москву священник Николай Лавров, который приехал в Болхов незадолго до его кончины. Эти документы он впоследствии передал начальнику Алтайской миссии архимандриту (впоследствии епископу) Владимиру (Петрову) для составления жизнеописания просветителя Алтая. Уезжая из Сибири, преосвященный Владимир забрал с собой оригиналы писем преподобного Макария; после его смерти они поступили в библиотеку Казанской духовной семинарии. Дальнейшая их судьба неизвестна – скорее всего, они не сохранились. Все документы, находившиеся в миссии, были уничтожены при поджоге архиерейского дома в Бийске в 1886 г 96 . Сохранилась лишь часть бумаг, остававшихся в Болхове, и то небольшая – они находились вначале в доме А. П. и А. А. Елагиных, а затем вместе с их архивом попали в библиотеку Московской духовной академии. После закрытия академии «Елагинская библиотека» вместе с другими ее фондами была передана в Российскую государственную библиотеку, где она и находится в настоящее время. В результате большая часть подлинников рукописей преподобного Макария погибла. Были утрачены важнейшие автографы: его миссионерский дневник, почти вся переписка (рапорты руководству, деловая и личная переписка и др.), оригиналы рукописей важнейших произведений – «Мыслей...», «Лепты» – и другие документы. При этом некоторые материалы оказались утраченными безвозвратно: такая участь постигла полный текст «Миссионерских записок»; большую часть писем архимандрита Макария к митрополиту Московскому Филарету; всю переписку с почти полусотней корреспондентов (в том числе со старцем Ливерием, архиепископом Иовом, глинским старцем Филаретом, архиепископом Орловским Смарагдом...); пропали «Начальное учение человекам», сборники святоотеческих и нравственно-назидательных бесед, а также некоторые другие документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Периодических изданий, сопоставимых по уровню со светскими можно перечесть на пальцах одной руки. Это историко-богословские журналы «Альфа и Омега», «Церковь и время», «Богословские труды», журнал «Фома», «Нескучный сад», посвященный церковной социальной работе. Выходящие с первой половины 90-х гг. газеты «Православная Москва», «Радонеж», а даже заметно улучшенный в последние годы «Церковный вестник» – это скорее «листки», которые залеживаются в церковных лавках. В других сетях распространения их нет, да и вряд ли они раскупались бы. Сегодня второй день работы фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Собрались епархиальные издатели, региональные телевизионщики, делающие фильмы и сюжеты на православные темы, приехали делегации из Украины, Беларуси, Польши. Патроны фестиваля – Управляющий делами МП архиепископ Климент, министр культуры Александр Соколов. Фестиваль удался – на открытии присутствовало около 800 человек, делегации из Сербии, Греции, Польши, Украины, Белоруссии. Непосредственно фестиваль организовывал Сергей Чапнин, которого я знаю много лет – с 1988 года. Шестнадцать лет назад он был студентом фотоотделения факультета журналистики МГУ, потом обратился, восстанавливал храм святителя Тихона в Клину в начале 90-х, затем занялся книгоизданием. Выпустил справочник по храмам Москвы – это справочник выдержал уже четыре издания. С 1995 года Чапнин занялся информационной журналистикой. Он был главным действующим лицом агентства «Метафразис», затем участвовал в первом крупном православном интернет-проекте «Православие в России», который делала бригада в составе А. Пентковского, Д. Шушарина, С. Чапнина и А. Морозова. Позже он открыл интернет-журнал «Соборность», пользовавшийся большой популярностью в России и за рубежом. И, наконец, в 2001 году его пригласили в Издательский Совет МП возглавить газету «Московский церковный вестник» (теперь переименована в «Церковный вестник»). Несмотря на то, что православие в России, несомненно, продолжает переживать подъем, государство благоволит Церкви, а средств от спонсоров поступает достаточно для того, чтобы строить колоссальные кафедральные соборы в Воронеже и Калининграде, не говоря уже о нефтеносных епархиях, – православная пресса остается довольно странным и в целом архаичным явлением. Периодических изданий, сопоставимых по уровню со светскими можно перечесть на пальцах одной руки. Это историко-богословские журналы «Альфа и Омега», «Церковь и время», «Богословские труды», журнал «Фома», «Нескучный сад», посвященный церковной социальной работе. Выходящие с первой половины 90-х гг. газеты «Православная Москва», «Радонеж», а даже заметно улучшенный в последние годы «Церковный вестник» – это скорее «листки», которые залеживаются в церковных лавках. В других сетях распространения их нет, да и вряд ли они раскупались бы.

http://pravmir.ru/cerkovnye-smi-vse-eshh...

Димитракопулос Софоклис Писательские труды Первый биограф Нектария Пентапольского монах Авимелех рассказывает, как тот в детстве, читая наизусть 50-й псалом «Помилуй мя, Боже», останавливался на стихе Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся и многократно повторял ero. В предисловии к своей книге «Сокровищница духовных и любомудрых речений» (1895) сам святой отмечает, что имел «пламенное желание сообщать полезные знания». А вот фрагменты его писем отцам Ватопедского монастыря: «Движимые духовной ревностью, согревающей наше сердце, мы, дабы принести пользу, как и подобает, христоименной полноте Церкви... издаем все, что способно, по нашему разумению, содействовать утверждению верующих в их убеждениях и преуспеянию в добродетели... О необходимости этого свидетельствует едва ли не повсеместная шаткость религиозных понятий в тех, кто увлечен всеобщей ложью, отрицает бессмертие, а также само существование души и небрежет о ней. Весьма печалясь о таковых, мы возжелали сим делом укрепить поколебленные убеждения верующих... Величайшая для меня награда и радость – трудиться на пользу братий моих и для славы Божией... Не смутимся и не отступим, но, исполненные упования на Бога, потрудимся ради Церкви и полноты ее». К осуществлению этого замысла святой приступил, как мы помним, еще юношей в Константинополе, когда записывал на рассылаемых повсюду табачных обертках тексты Священного Писания и изречения древних философов, чтобы доставить пользу получателям, пусть немногим. Настоящие же духовно-писательские труды его начались с 1885 года в Афинах. Еще иеродиаконом и выпускником богословского факультета университета он в феврале-марте этого года 292 выпустил книгу «Десять проповедей на Великую Четыредесятницу». Затем, уже по переезде в Египет, последовали новые проповеди и богословские сочинения, опубликованные в Каире и Александрии: «Слово на первое воскресенье Великой Четыредесятницы, произнесенное в храме Святого Николая, что в Каире» (Александрия, 1886), «Две проповеди. На Неделю Православия, или О вере. Об Откровении Божием в мире, или О чудесах» (Каир, 1887), «Слово об исповеди» (Каир, 1887), «О священных Соборах и в особенности о важнейших первых двух Соборах Вселенских» (Александрия, 1888), «О наших обязанностях пред святым алтарем» (Каир, 1888), «Об Откровении Божием в мире, или О чудесах» (Каир, 1889; отдельное издание), «Слово на праздник Трех Святителей, произнесенное в женской гимназии Ахиллопулоса» (Александрия, 1889) и «Слово о приступании к святому алтарю» (Александрия, 1889). В 1890 году по инициативе владыки Нектария и под его редакцией издается труд архиепископа Евгения Вулгариса «Начертание о веротерпимости». Тогда же возник замысел, а возможно, и текст сочинения, которое, по преданию, было завершено на Эгине, а много позже напечатано в Афинах под названием «Божественная литургия святого славного апостола и евангелиста Марка» (1955) 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

иером. Дамаскин (Христенсен) Неопубликованные книги о.Серафима (Роуза) Церковные праздники и чудотворные иконы. Статьи о. Серафима о плачущих иконах Божией Матери. Царство человеческое и Царство Божие: Ранние работы о. Серафима (Роуза) . Включает главу о нигилизме, эссе «Философия абсурда», эссе о Великом инквизиторе, философский дневник (1960–1962), письмо Томасу Мертону и отдельные заметки из незаконченной работы «Царство человеческое и Царство Божие». Вкус Православия (можно перевести «Соль Православия»): лекции о. Серафима (Роуза) : «Возвысь ум и воспламенись сердцем»; «Божие откровение человеческому сердцу»; «В поисках Православия»; «Православие в США»; «Православное мировоззрение»; «Вслед за святым Патриком и Григорием Турским » (см. точное название в списке литературы на русском языке); «Будущее России и конец света»; «Православное возрождение Руси»; «Признаки конца света в наше время»; «Православные христиане на пороге восьмидесятых годов»; «Китай: особенности мышления»; «Знамения времен»; «Апокалипсис: книга тайн»; «Богословские труды архиепископа Иоанна и вопрос о “западном влиянии” в православном богословии». Живые звенья святоотечества нашего времени. Статьи об архиепископе Аверкии Джорданвилльском, архиепископе Андрее (о.Адриане) Ново-Дивеевском, архимандрите Константине (Зайцеве), протопресвитере Михаиле Помазанском , отце Николае Депутатове и профессоре И.М.Андрееве. Курс выживания для православных христиан. Об отступлении западной цивилизации от древнехристианского мировоззрения. О.Серафим читал его в монастыре Прп.Германа в 1975г. Устав православных богослужений. Серия статей, написанных отцом Серафимом, чтобы вдохновить православных христиан совершать ежедневный круг богослужений. Включает практическое руководство и ноты. Переводческие труды и книги, подготовленные к изданию о.Серафимом (Роузом) (на английском языке) Andrew of New Diveyevo, Archbishop. The Restoration of the Orthodox Way of Life (Возвращение к православному образу жизни)./Предисл. иеромонаха Серафима (Роуза) об архиепископе Андрее и православной общинной жизни. Platina, 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010