Богословские труды



  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

В храме Христа Спасителя пройдет выставка ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... духовную семинарию, священником не стал, учился в Военно – медицинской академии и служил военным медиком. П. А. Флоренский, напротив, в юности стремился к занятиям наукой и поступил на физико – математический факультет Московского университета, однако в поиске опоры в жизни, он в 1904 г., поступил в Московскую Духовную академию и с тех пор его жизнь навсегда оказалась связанной с Троице – Сергиевой Лаврой. В 1911 г. он стал священником, а в 1915 г., во время первой мировой войны, исполнял пастырские обязанности в санитарном поезде. Был редактором журнала «Богословский вестник». Его богословские труды прокладывали дорогу интеллигенции к православному священству. Сегодня священник Павел Флоренский известен как выдающийся православный мыслитель начала ХХ в., богослов, историк философии, филолог, искусствовед, организатор музейного дела в Троице-Сергиевой Лавре, математик, физик, электротехник, автор многочисленных изобретений в различных областях науки и техники, намного опередивший своё время. В 1918 – 1933 г. он подвергался систематическим преследованиям и аресту по ложному обвинению, а в 1937 г. был расстрелян. Второй раздел выставки посвящен роду Амфитеатровых, ... далее ...
Преподобный Иоанн Дамаскин / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... продолжить службу дальше. Но Иоанн Дамаскин понял, насколько хрупким является земное золото и мирская слава и, отказался от всего этого. Раздав все свое имущество бедным, Иоанн вместе со своим сводным братом Космой отправляются в обитель преподобного Саввы Освященного, расположенную вблизи Иерусалима. Иерусалимский Патриарх Иоанн, в чьем ведении находился этот монастырь, в Иерусалиме посвящает Иоанна Дамаскина в пресвитеры и оставляет его проводником при храме Воскресения Христова. Но после того, как патриарх покидает это мир, Иоанн возвращается в обитель, где продолжает свои богословские труды в защиту и прославление Православия. Иоанн Дамаскин дожил до глубокой старости и скончался около 780 г. Святой Иоанн Дамаскин является первым систематиком среди отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и рьяным защитником основ Православия. Из систематических трудов Иоанна Дамаскина главнейшими являются: «Диалектика» (содержит в себе переосмысленное изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и др.) ; «Книга об ересях» (в частности, сюда включено изложение и критика учения Магомета) ; «Точное изложение Православной веры». ... далее ...
Еще раз о возможной автокефалии Украинской ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... одном из сайтов УПЦ МП о том, каким образом должна быть получена автокефалия, – все это вызывает у верующих тревогу и опасения, что грядущий Церковный Собор готовится с целью объявления автокефалии. Некоторое недоумение у верующих вызвал и факт встречи предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана) с представителями «Украинской православной церкви Киевского патриархата» – ректором духовной академии «УПЦ КП» «архиепископом» Димитрием (Рудюком) и пресс-секретарем «Киевской патриархии» «архимандритом» Евстратием (Зорей) . Во время встречи в дар митрополиту Владимиру были переданы богословские труды на украинском языке, а также официальное обращение «Священного Синода и епископата УПЦ КП к архиереям, духовенству и всем верным УПЦ (в составе Московского патриархата) ». В нем, в частности, говорится о том, что УПЦ МП и «УПЦ КП» разделяет не раскол, а « юрисдикционное разделение », и что « обе стороны принадлежат к одной Церкви », что основным противником Украинской Церкви является Российское государство и что у независимого украинского государства должна быть своя автокефальная Церковь. То, что эта встреча состоялась, что дары были приняты, а обращение раскольников ... далее ...
Диакон Андрей Кураев назван «Человеком года» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... " . Утверждает: " Я невысокого мнения о своем публицистическом таланте, а тем более богословском. Пишу на какую-либо тему только тогда, когда вижу: никто больше этого не делает... " В 1994 г. в Институте философии РАН Андрей Кураев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской Духовной академии. В 1996 г. Патриархом Алексием по представлению ученого совета РПУ присвоено ученое звание профессора богословия. Решением Синода от 12 марта 2002 года включен в состав редколлегии сборника " Богословские труды " . Решением Синода от 24 декабря 2004 года включен в состав Синодальной Богословской комиссии. 15 февраля 2003 года Патриархом Алексием награжден орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени. " Главным успехом 2005 года я считаю то, что, кажется, удалось одному юноше объяснить, что проблемы, гнетущие его, скорее психиатрического характера, нежели духовного, а потому подозревать присутствие беса в себе и бежать на сеанс экзорцизма пока не стоит " , – говорит отец Андрей. Диакон Андрей Кураев – член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при ... далее ...
О священномученике Иларионе (Троицком) / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... силы ада. Есть силы ада, и есть воинство Христово. И та, и другая из враждующих сторон имеет своих воинов, вооруженных разными доспехами, в том числе и наукой. Сама по себе наука вовсе еще не определяет, на какую сторону должен человек стать; это определяет вера, а уж за верой следует и наука. Верует человек во Христа – наука для него и в его руках также служит Христу. Верует человек в антихриста – антихристово ярмо надевает он и на науку» («О церковности духовной школы и богословской науки») . Очень важные и актуальные для нашего времени слова. Не имея времени подробно рассматривать богословские труды архимандрита Илариона [1], выделим основные направления его богословского творчества. Об экзегетическом направлении уже было упомянуто, следует указать также и на сотериологическое направление. В своей известной лекции «Богословие и свобода Церкви» ученый монах поставил вопрос о смысле и значении православного учения о спасении. В то время велись споры между сторонниками «юридической теории» спасения и ее резкими противниками. Священномученик Иларион критиковал «юридическую теорию», он писал: «В схоластическом учении о спасении, прежде всего, должны быть снесены до ... далее ...
Святая Олимпиада, диакониса Константинопольская / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... раз средств, они сменили прежнюю лицемерную лесть на злословие и хулу на святую Олимпиаду. К тому времени относится устройство Олимпиадой женской обители в южной части своих земель. В этом небольшом монастыре собралось примерно 50 девиц, а позже их стало 250. В их числе были и некоторые родственницы Олимпиады: Елисандия, Мартирия и Палладия, позже посвященные в диаконисы Иоанном Златоустом. Трудно описать всю деятельность Иоанна Златоуста: он строил больницы и странноприимницы, помогал гонимым и нуждающимся, защищал обижаемых вдов, подчас вступая в конфликт даже с императрицей, его богословские труды стали кладезем Церкви, а за свои проповеди он был прозван Златоустом еще в Антиохии. Живые слова святителя всегда были направлены на обличение пороков общества. Он чутко ощущал болезни своей паствы. Целью святителя было желание направить людей на путь духовного совершенства и спасения, на путь истинного служения Богу, на ограждение паствы от влияния нераскаявшихся грешников. Но сложившаяся столичная оппозиция, во главе которой стояла не блиставшая добродетелями императрица Евдоксия, властолюбивая, сластолюбивая, корыстолюбивая, не собиралась изменять свой образ жизни. ... далее ...
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: Искушение ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... журнал не показывать и обязательно возвращать: «Мы даем подписку о нераспространении». Я запомнил его слова, и мне всегда хотелось узнать, действительно ли такая «подписка» существовала или батюшка просто пытался меня припугнуть? Безусловно, современное состояние книгоиздательства фантастическим образом отличается от той ситуации, которая была в советские годы. Я думаю, что за последние двадцать лет духовной литературы было издано если не больше, чем в царской России, то вполне сопоставимо с теми масштабами. Сегодня мы имеем возможность знакомиться со святоотеческим наследием, читать богословские труды самых разных авторов. Выходит много новых книг, которые написаны уже нашими современниками, издается множество газет, журналов. Конечно же, все это имеет большое влияние на наше общество. И самое главное — благодаря этой деятельности у нас есть тот православный народ, который сегодня наполняет наши храмы. Многие и многие люди пришли в Церковь после того, как с помощью книг познакомились с христианским вероучением. В 90-е годы у нас не было необходимого количества духовенства. Его и сейчас еще нет. И книги выполняют совершенно неоценимую роль, фактически заменяют живых людей ... далее ...
О нимбах / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Церковь Санта Мария дельКармине, Флоренция; Мантенья: 1 (“Св. Себастьян”. Художественно-исторический музей, Вена; 2) “Св. Эуфимия”. Музей и национальная галерея Каподимонте, Неаполь. Кстати, такой же “диск” вместо нимба появляется и в русских иконах XVII века (“Илья Пророк с житием”. Втор. пол. XVII в. Из ярославской церкви Ильи Пророка) . Объективности ради, скажем, что “диск” присутствует, кажется, и в мозаике из церкви Санта Мария Маджоре ( 432-440 гг. Рим ) . Но этот пример свидетельствует лишь о поисках языка церковного искусства, а не о его норме. [15] См. : Порденоне “Св. Себастьян, св. Рох и св. Екатерина”. Церковь Сан Джовани Элемозинарио, Венеция. Роберти “Мадонна с младенцем и со святыми”. 1481 г. Галерея Брера, Милан. [16] Лосев А. Ф.. Художественные каноны как проблема стиля Вопросы эстетики. Выпуск 6, 1964. С. 364. [17] См. : Ковалева. В. М. Живопись Церкви Федора Стратилата в Новгороде. По материалам новых открытий 1974-1976 гг. Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI- XVII веков. М., 1980. С. 166. [18] Флоренский Павел, свящ. Культ, религия и культура. Богословские труды. Сб 17-й. С. 113. [19] Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995. С. ... далее ...
Жизненный путь митрополита Питирима: факты и даты ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Доната (Щеголева) . С возведением в сан епископа владыка Питирим был назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата. Он возглавлял его с 1963 по 1994 год, с сохранением обязанностей профессора Московских духовных школ, оставаясь также главным редактором «Журнала Московской Патриархии». С 23 октября 1964 года по 5 февраля 1965 года епископ Питирим временно управлял Смоленской епархией. В 1967 году епископ Питирим с делегацией паломников РПЦ впервые осуществил паломничество на Святую Землю. 7 октября 1967 года он был назначен членом редакционной коллегии журнала «Богословские труды». 24 июня 1968 года назначен членом делегации РПЦ на IV Ассамблею Всемирного Совета Церквей, которая состоялась в г. Найроби (Кения) . 20 марта 1969 года включен в состав Комиссии Синода по вопросам христианского единства и назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную богословскую комиссию по диалогу с Дохалкидонскими Церквами. 17 апреля 1970 года преставился ко Господу Святейший Патриарх Алексий I. В июне епископ Питирим был включен в состав комиссии Синода для подготовки Поместного Собора РПЦ. Летом 1971 года епископ Питирим принял участие в ... далее ...
Издатель Божией милостью / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... богослужебных книг. Несмотря на строгий, можно сказать, жесткий надзор со стороны государственных органов, митрополит Питирим постепенно, шаг за шагом, используя все свое дипломатическое искусство и человеческое обаяние, сумел обойти многие ограничения. Ему удалось преодолеть различные барьеры, добившись не только расширения реестра церковных изданий, но и увеличения их тиражей. Были значительно расширены рамки существовавших тогда возможностей, определяемых политической конъюнктурой. Стала издаваться духовно-просветительская и богословская литература, прежде всего, ежегодный альманах «Богословские труды». В этом альманахе публиковались выдающиеся работы православных богословов. Так, например, была издана немалая часть рукописного наследия священника Павла Флоренского, прежде всего его «Иконостас» и «Философия культа». Большой резонанс вызвала публикация «Исповеди» блаженного Августина, с превосходным комментарием, а также переводы с французского сочинений философа и богослова Владимира Николаевича Лосского («Мистическое богословие» и «Догматическое богословие») . В ноябре 1971 года владыка Питирим создал английскую редакцию «Журнала Московской Патриархии», ... далее ...

  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Постоянная ссылка на эту страницу: Богословские труды
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"