Житие Григора Нарекаци О жизни гениального армянского поэта X века Григора Нарекаци, произведения которого вот уже более десяти веков волнуют читателя, сохранилось, очень мало сведений. Не в лучшем положении находились по сравнению с нами, его близкие потомки. Возможно, причину скудости сведений о Григоре Нарекаци следует искать в его отшельнической жизни. Не исключено также, что она обусловлена отношением к поэту современной ему официальной церкви, подозревавшей Нарекаци в симпатиях к тондракийцам 241 . Как бы то ни было, ныне мы располагаем лишь маленьким житием Григора Нарекаци, сохранившимся в двух редакциях, которые отличаются друг от друга лишь тем, что одна (первоначальная) носит характер конкретного, вторая – более риторического повествования 242 . Содержащиеся в них исторические сведения одинаковы, исключением являются добавленные во второй редакции имена Григора Нарекаци, Хосрова Андзеваци. Имеются также редакции армянских прологов – Григора Анаварзеци 243 и Григора Хлатеци 244 . В настоящем сборнике представлены первоначальный текст и проложная редакция Григора Хлатеци. Житие Григора Нарекаци – это памятная запись к «Книге скорбных песнопений». Древнейший его список относится к 1173 г. В этот год писец и художник Григор Скевраци, или Мличеци, по заказу Нерсеса Ламбронаци скопировал «Книгу...». Памятная запись к ней написана рукой Нерсеса Ламбронаци, который и является автором «Жития блаженного мужа Божьего Григора Нарекаци» 245 . О принадлежности жития перу Ламбронаци свидетельствуют последующие писцы, добавившие к заглавию его имя: «Житие блаженного святого мужа Божьего Григора Нарекаци, написанное святым архиепископом владыкой Нерсесом, настоятелем святой Скеврской обители» 246 . Подобное заглавие сохранилось и в ряде других рукописей. Сведения Нерсеса Ламбронаци почерпнуты из литературных источников, в частности из памятной записи Григора Нарекаци к «Истории Апаранского креста» 247 . В житии приводится довольно полный перечень сочинений Григора Нарекаци.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Д.С. Бирюков Никифор Григора Никифор Григора (р. 1290/91 или 1293/94, ум. 1338/1361) – известный византийский философ, богослов, агиограф, литератор, ритор, астроном, историк. Родился в Ираклии Понтийской, получил первоначальное образование у своего дяди Иоанна еп. Ираклийского; в юности переехал в Константинополь, где изучал логику и риторику у будущего патриарха Иоанна Глики, а философию и астрономию у Феодора Метохита. Григора был известным в Константинополе преподавателем; когда же в 1328 г. Константинополь был захвачен Андроником III и были разграблены дом и библиотека Метохита, Григора стал вести уединенную жизнь. После диспута с Варлаамом Калабрийским в 1331/32 г. , описанного в диалоге «Флорентий» (диспут посвящен риторике, астрономии, грамматике и аристотелевским силлогизмам), Григора, победив Варлаама, возвращается к активной жизни. В 1334/33 г. Никифор Григора выступил в качестве советника Синода по вопросу возобновления переговоров с латинянами; считая, что в отношении триадологии невозможны необходимо значимые высказывания, он убедил епископов не вступать в прения с католиками. В паламитских спорах Григора начал участвовать с конца 1346 г., когда по просьбе императрицы Анны он стал писать против Паламы, с которым до того был в дружеских отношениях. В 1348 г. Григора публично полемизирует со свт. Григорием Паламой в присутствии императора; в 1350 г. Григора публикует свой «Первый антирритик», направленный против свт. Григория. В свою очередь, после диспутов с Григорой свт. Григорий издает трактат «Сто пятьдесят глав». В 1351 г. Григора становится монахом. В том же году под председательством императора Иоанна VI Кантакузина состоялись соборы во Влахернском дворце в Константинополе, где в ходе напряженных дебатов были подписаны шесть догматических формулировок паламит-ского содержания и антипаламиты были окончательно осуждены. Анафематизм, касающийся Григоры, был вызван оскорблениями последнего в адрес Паламы; он появился в синодике г. Фессалоники, при деятельном участии св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Дошедшая до нас редакция жития Григора Татеваци относится к более позднему времени. Об этом имеются прямые свидетельства в самом тексте: «Он написал также множество других сочинений, о которых мы здесь не упомянули, но по которым учатся по сей день и проповедуют по ним вардапеты церкви». Надо полагать, что автора проложной редакции отделял от Григора Татеваци довольно солидный отрезок времени, так как для него критерием полезности и ценности сочинений Татеваци является их проверка временем. Видимо, должно было пройти не менее пятидесяти лет, чтобы можно было так говорить. Настоящая редакция жития Григора Татеваци составлена на основе сведений из «Истории» Товмы Мецопеци. С другой стороны, как видно из самого текста, источником служило также пространное жизнеописание Григора Татеваци. В данном случае мы можем говорить лишь о взаимосвязи жития и «Истории» Товмы Мецопеци, поскольку не располагаем упоминаемым в Прологе пространным житием Григора Татеваци. Общность же с Товмой Мецопеци очень большая. Даже в одном и том же порядке и в том же количестве перечислены имена учеников Григора Татеваци в Татевском университете. Между житием и «Историей» Мецопеци можно заметить лишь незначительные расхождения. Там, где Товма называет область, уроженцем которой является тот или иной ученик, составитель жития называет монастырь этой области. Совпадают порядок перечисления и количество учеников, сверстников Товмы, которые после смерти вардапета Саргиса отправились учиться к Григору Татеваци. Имеется еще одно доказательство того, что источником для жития служила «История» Товмы Мецопеци. В маленьком «Житии Григора Татеваци», написанном Маттеосом Джугаеци, совершенно точно указан день смерти Григора Татеваци – 27-е декабря 599 . В Прологе 600 и у Мецопеци 601 сказано, что Татеваци умер в день празднования памяти первомученика Степаноса, т. е. 25 декабря. Однако в Прологе день поминовения Григора Татеваци отмечается 27-ым апреля. М. Орманян, пытаясь распутать этот клубок, предположил, что день смерти Григора Татеваци, возможно, спутан с днем смерти Ованеса Арчишеци 602 . Это предположение очень близко к истине и служит еще одним доказательством использования составителем проложного жития Григора Татеваци «Истории» Товмы Мецопеци в качестве источника. Тем более что в характеристиках, даваемых Товмой Ованесу Арчишеци и составителем жития – Григору Татеваци, есть также много общего. Характеристика Ованеса Арчишеци исторически больше соответствует Григору Татеваци.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

590 Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Книга 1, гл. 10. С. 29–31. 594 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 8. С. 207, 208, 215, 227. 596 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 11, глава 11. С. 389, 390. 599 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 9, глава 8. С. 304, 305. 601 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 9, глава 9. С. 306, 307. 603 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 9, глава 9. С. 309. 606 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 11, глава 3. С. 375. 609 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 9, глава 12. С. 320, 321. 612 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 10, глава 4. С. 339, 340. 615 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 10, глава 7. С. 347, 348. 618 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 11, глава 2. С. 370–373. 623 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 11, глава 4. С. 376, 377. 626 Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2008. С. 742. 632 Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности//Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История Крестовых походов. М., 2001. С. 223. 643 Историческое сказание инока Комнина и инока Прокла о разных деспотах Эпирских и о тиране Фоме Прелумбове Комнине, деспоте. СПб., 1858. С. 2. 652 Кантакузен Иоанн. История. Книга 3, глава 28//Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951. С. 275.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

537 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 8, глава 1. С. 207–209. 539 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 8, глава 3. С. 215, 216. 544 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 8, глава 6. С. 232. 548 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 9, глава 1. С. 277, 281. 553 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 9, глава 6. С. 296. 557 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 10, глава 2. С. 328–332. 563 Плач о Константинополе//Византийские историки о падении Константинополя в 1453 г. СПб., 2006. С. 158. 564 Акрополит Георгий. Эпитафия прославленному императору Иоанну Дуке//Акрополит Георгий. История. СПб., 2005. С. 142. 566 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Рязань, 2004. Книга 10, глава 1. С. 327, 328. 571 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 10, глава 8. С. 357, 358. 574 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 8. 576 Ломизе Е.М. Константинопольская патриархия и церковная политика императоров с конца XIV в. до Ферраро-Флорентийского собора (1438–1439). 577 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 8, глава 13. С. 267. 579 Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов//Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Акрополит Георгий. Летопись великого логофета Георгия Акрополита. Рязань, 2003. С. 29. 580 Дагрон Жильбер. Император и священник. Этюд о византийском «цезаропапизме». СПб., 2010. С. 35, 38. 586 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. С. 87, 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время мы располагаем следующими источниками биографического характера: прежде всего маленьким житием Григора Татеваци, написанным его учеником Маттеосом Джугаеци 594 ; рассказом Товмы Мецопеци о Григоре Татеваци, содержащимся в его «Истории Тамерлана» 595 ; и наконец, проложным житием Григора Татеваци 596 . Определенный интерес для изучения биографии Григора Татеваци представляет панегирик, написанный его племянником, крупным армянским поэтом и литературным деятелем Аракелом Сюнеци 597 . Маленькое сочинение Маттеоса Джугаеци заслуживает внимания как исторически достоверный первоисточник и представляет интерес для изучения отдельных этапов жизни Григора Татеваци. Достойно внимания сообщение Маттеоса Джугаеци о крепости Тмок (Тмбкаберд) в Грузии, где, согласно ему, родился Григор Татеваци. Эти сведения отличаются от данных других источников, где местом рождения Григора Татеваци указывается Вайоц-дзор (Ехегнадзорский район). Житие уточняет дату смерти Григора Татеваци (27 декабря 1409 г.) 598 . Другой его ученик – Товма Мецопеци – повествует о тех годах жизни Григора Татеваци, когда он сам непосредственно общался с ним, то есть о годах учебы, а также о годичном пребывании Татеваци вместе с учениками и вардапетами в Мецопском монастыре, о возвращении в Сюник и его смерти. По сей день вне поля зрения исследователей оставалось проложное житие Григора Татеваци. Отдельные арменоведы в связи с уточнением биографии Татеваци обращались к этому тексту, как, например, М. Орманян, однако само житие специально ими не рассматривалось. Заметим, что проложное повествование имеет много общего с рассказом Товмы Мецопеци. Неизвестно, когда армянская церковь установила празднование памяти Григора Татеваци. Но содержащиеся в житии сведения позволяют судить об источниках и приблизительном времени его создания. Прежде всего в нем имеется сведение о существовании пространной истории Татеваци. Автор проложного жития пишет: «Он совершил множество чудес в детстве, о чем написано в его полной истории». Могло ли быть это повествованием Товмы Мецопеци? Думаем, что нет. Уже только потому, что у Товмы Мецопеци ничего нет относительно чудотворений Григора Татеваци. Возможно, что автором пространного жития Григора Татеваци был его племянник Аракел Сюнеци. Как утверждает Г. Тер-Мкртчян, автором мученичества или жития и похвалы обыкновенно бывал один и тот же человек. (См.: «Арарат», 1896, декабрь, с. 590).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Никифор Григора Том II Том III (1204–1341) Содержание Никифор Григора и его Римская история Содержание первого тома Книга 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11     Никифор Григора и его Римская история Никифор Григора 1 родился около 1295 г. в Азии в царствование Андроника старшего. Патриарх Филофей представляет его пафлагонцем 2 , а сам он 3 называет себя в своем разговоре «О Мудрости» ираклийцем. В самом деле, у него был дядя Иоанн, митрополит Ираклии, т. е. той, которая называется еще понтийскою и находится в пределах Пафлагонии. Под руководством этого-то родственника Григора получил свое первоначальное образование. Он глубоко уважал и любил этого достойнейшего архипастыря и составил его жизнеописание 4 . О родителях же Григоры ничего неизвестно. Из Ираклии перебравшись в Византию 5 , Григора поступил под руководство патриарха Иоанна Гликиса, ученейшего и красноречивейшего человека своего времени. Он так дорожил наставлениями и беседою патриарха, что и днем и ночью старался пользоваться ими 6 , а патриарх настолько был доволен слогом своего слушателя, что, изнуренный болезнью, поручил Григоре изложить свою последнюю волю 7 . Впрочем, изложение Григоры не таково, чтобы им можно было всякому довольствоваться и чтобы трудно было в нем заметить значительные недостатки. Оно слишком изысканно, отличается напыщенностью и преувеличениями, частым повторением не только слов, но и мыслей, неупотребительными оборотами, солецизмами. Как в красноречии Григора имел наставником Иоанна Гликиса, так в астрономии великого логофета Федора Метохита 8 . И этот наставник Григоры был очень доволен своим слушателем, потому что не раз называл его наследником своей учености 9 , что выразил с особенною силою и в стихах, написанных Григоре из ссылки. Мало того. Метохит любил его, как родного сына. Возобновив с большими издержками монастырь Хоры, Метохит поместил здесь Григору в особом доме 10 , предоставил ему надзор за тамошними, особенно дорогими вещами и, умирая, поручил обитель его попечению 11 . В свою очередь Григора учил детей Метохита, именно – сына и дочь, и объяснял им сочинения древних писателей, превращая, по его выражению, ночь трудных мест в день 12 . Как видно, его уроки не пропали даром. В речи, которую однажды говорила дочь Метохита своему отцу, слишком заметно влияние Григоры, – подражание его речи со всеми ее достоинствами и недостатками 13 . К самому Метохиту он относился с глубоким уважением и имел на него влияние: однажды, когда Метохит глубоко был поражен предвестиями для себя тяжкого бедствия, Григора его утешил и успокоил своею речью 14 . По смерти Метохита он сказал надгробное слово, в котором сквозь высокопарные и напыщенные фразы проглядывает неподдельное чувство 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1334/1335 г. Григора выступил в качестве советника Синода по вопросу возобновления переговоров с латинянами; Григора, считавший, что в отношении триадологии невозможны необходимо значимые высказывания, убедил епископов не вступать в прения с католиками. В паламитских спорах Григора начал участвовать с конца 1346 г., когда по просьбе имп. Анны он стал писать против Паламы, с которым до того был в дружеских отношениях. В 1348 г. Григора публично полемизирует со свт. Григорием Паламой в присутствии императора; в 1350 г. Григора публикует свой Первый антирритик (изд.: Nikephoros Gregoras 1976 ), направленный против свт. Григория. В свою очередь, после диспутов с Григорой свт. Григорий издает трактат Сто пятьдесят глав . В 1351 г. Григора становится монахом. В том же году под председательством имп. Иоанна VI Кантакузина состоялись соборы во Влахернском дворце в Константинополе, где в ходе напряженных дебатов были подписаны шесть догматических формулировок паламитского содержания, и антипаламиты были окончательно осуждены. Анафематизм, касающийся Григоры, был вызван оскорблениями последнего в адрес Паламы; он появился в синодике Фессалоники (см.: Gouillard 1967 , p. 248). Григора активно критиковал паламитов и императора (особенно в своих письмах), за что его заключили под домашний арест в монастыре Хора, где он жил. Когда в 1354 г. Константинополь захватил Иоанн V Палеолог, заточение Григоры закончилось. В 1355 г. имп. Иоанн Палеолог устроил публичную дискуссию между Григорой и свт. Григорием Паламой в присутствии папского легата Павла еп. Смирнского. Григора дал собственное изложение этого диспута в 30-й и 31-й книге своей Ромейской истории ; на это изложение свт. Григорий написал два опровержения, и еще одно опровержение написал св. Николай Кавасила. В 1355/1356 г. Григора опубликовал Второй антирритик против Паламы (изд. в неопубл. дис.: Paparozzi 1970-1971 ), на который свт. Григорий написал два опровержения. Когда Григора умер, то, если можно верить его почитателю Иоанну Кипариссиоту (PG 152, 733C-736A), враги Григоры влачили его тело по улицам Константинополя.

http://bogoslov.ru/article/487738

Новости Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) [греч] – богослов, разносторонний ученый, историк. Первоначальное образование Никифор Григора получил под руководством своего дяди, Гераклейского митрополита Иоанна, затем учился у Иоанна Глики и Феодора Метохита.   Многие десятилетия Никифор Григора был в центре богословских споров своего времени. Он был оппонентом Варлаама Калабрийского в открытом споре, организованном в Константинополе, но одновременно не принимал и исихазм. После признанания ортодоксальности позиции Григория Паламы на церковном соборе Никифор Григора подвергся опале и был заточен на несколько  лет в монастырь.   До конца жизни Никифор Григора не прекращал борьбы с паламитами. Универсализм его знаний  выразился в многообразии его сочинений. Он – автор речей и проповедей, житийных произведений. Он написал полемическое, построенное в форме диалога,  сочинение " Флорентиец " , в котором под вымышленными именами представил себя и Варлаама Калабрийского. Ему принадлежат труды по математике, музыке и астрономии; в этих последних он предлагал реформу календаря. Самый известный труд Никифор Григора – историческое сочинение " Ромейская история " , в последней части носящий характер мемуаров. Труд, который мы публикуем, называется " Антиретики " , это более поэтическое, чем научное описание Афона , прекрасные образец византийской риторики.   Перевод наш - портала Горы Афон. Мы постарались перевести это " чудо риторики " с древнегреческого на удобо-понятный язык так, чтобы вы и поняли мысль - и почувствовали и колорит слова автора. - Святая Гора Афон Гора Афон   достойна удивления и в том, что воздух здесь действительно обладает весьма великолепным естественным растворением, и что Гора украшается некой многочисленной и разнообразной зеленью, и, чтобы сказать во всей красе слова, она привлекает чувство паломников, сообщая им невероятную легкость, и кроме этого передает душе радость наслаждения этой красотой; ведь радость здесь отовсюду течет, как из сокровищниц, и включает в себя радующий дыхание восторг благоухания и восхищающий глаз цвет цветов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1624

Это сходство ввело в заблуждение составителя поздней редакции жития Григора, использовавшего, помимо его пространного жития, «Историю» Товмы и механически приурочившего день смерти Григора Татеваци ко дню смерти Ованеса. И второе: Товма Мецопеци имел под рукой какое-то произведение о Татеваци и его готовую характеристику использовал для Ованеса Арчишеци. Дошедшая до нас проложная редакция жития Григора Татеваци, будучи во многом схожей с повествованием Товмы Мецопеци, содержит более подробные сведения о жизни и деятельности Григора Татеваци. В житии дается полный перечень всех его сочинений и толкований, в то время как Товма останавливается лишь на четырнадцати посланиях апостола Павла, сочинении Григория Богослова «К тем», а также толкованиях, написанных им в Мецопском монастыре – Евангелия от Иоанна и Книги об искусстве письма. Наличие в житии подробного списка произведений и толкований Григора Татеваци может сыграть определенную роль для разрешения спора в научном мире относительно принадлежности тех или иных сочинений Григору Татеваци или Ованесу Воротнеци. В житии более подробно освещается вопрос о снятии анафемы с Ахтамарского престола. Товма Мецопеци ничего не пишет о письме Григора Татеваци католикосу Акопу и полностью приписывает ему заслугу снятия проклятия с Ахматарского престола и присоединения его к всеармянской церкви. Таким образом, проложное житие Григора Татеваци дополняет другие биографические сочинения о нем и является важным историческим источником как для освещения его жизни и деятельности, так и для изучения истории армянской культуры XIV-XV вв. и борьбы с католической экспансией. По своей форме произведение является стереотипным житием. Повествование о Григоре Татеваци начинается традиционным рассказом о том, что он был вымоленным у Бога ребенком. Немалое место в житии занимают видения, описание необычайной чудотворной силы Григора Татеваци, строгого аскетизма в быту и прочих христианских его добродетелей. В видении агиограф обосновывает необходимость снятия проклятия с Ахтамарской церкви и роль в этом Григора Татеваци, сознававшего значение единства армянской церкви в условиях иноземного гнета и потери государственности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010