Санаксырь. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1659. Ссылки:     Адрес: Россия, Республика Мордовия, Темниковский район, село Санаксырь, Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Координаты: 54.652239, 43.16719 Проезд: Добраться до монастыря можно на поезде (до станции Зубова Поляна или Потьма), далее — автобусом до города Темникова, далее — автобусом «Темников — Старый Город» до деревни Алексеевки, далее — пешком 2 км. Из Москвы или Саранска, кроме того, ходят прямые автобусы на Темников. Автомобилистам нужна тр ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добраться до монастыря можно на поезде (до станции Зубова Поляна или Потьма), далее — автобусом до города Темникова, далее — автобусом «Темников — Старый Город» до деревни Алексеевки, далее — пешком 2 км. Из Москвы или Саранска, кроме того, ходят прямые автобусы на Темников. Автомобилистам нужна трасса М-5 («Урал»). Примерно через 20 км после Зубовой Поляны (это уже Мордовия) вам следует повернуть налево на Краснослободск (дорога Р-180). Не доезжая Краснослободска, снова налево — на Темников. В сам Темников вам не нужно — он остается справа, и чуть дальше вы увидите указатель на Санаксар. Уточнение для тех, кто будет ехать из Дивеева (а таких много), — напрямую через Саров (Российский федеральный ядерный центр) вы не проедете, этот город является закрытым. Доехав до Сарова, придется делать большой «крюк» — через Вознесенское и Теньгушево. Шоссе, впрочем, в обоих вариантах вполне пристойно. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Санакасарский Богородицкий монастырь, общежительный, близ города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Название получил от небольшого озера «Санаксар», находящегося под стенами монастыря. Основан в 1659 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Темниковский Санаксарский Рождество-Богородичный мужской общежительный монастырь основан в 1659 г. в царствование Государя Царя Алексея Михайловича, а утвержден благословенною грамотою Святейшего Патриарха Иосифа II 30 октября 1669 года, при основателе монастыря игумене Феодосии, а по оскуднении монастырских средств и от того запустении монастыря, восстановлен он в 1764 г. первоначальником иеромонахом Феодором.

http://sobory.ru/article/?object=04080

А.Л. Дворкин Раздел шестой. Секты отечественного происхождения (постсоветская эклектика) Глава 17. «Богородичный центр» – «Православная Церковь Божией Матери Державная» Мы – православные! И никто никогда ни под угрозой никакого насилия, ни расплаты, ни смерти, ни мучения меня – я вам Духом говорю! – не заставит отречься от Православия – так, как я его понимаю. Иоанн Береславский 997 1. Первый вопрос, который обычно задают непредвзятые читатели произведений Береславского: сумасшедший ли автор или он просто симулирует? Эта секта действует или действовала под названиями «Фонд новой святой Руси», « Церковь Непорочной Девы», «Церковь Божией Матери», «Фонд «Мария XXI в " »., «Российская вселенская Марианская церковь », «Церковь Божией Матери Преображающейся», «Вселенская Параклитская Богородичная Церковь», «Церковь третьего Завета» , а ее нынешнее официальное самоназвание – «Православная церковь Божией Матери Державная» . Названия меняются постоянно, и уследить за их переменами довольно сложно. Поэтому мы будем называть эту секту по ее первому самоназванию «Богородичный центр» (БЦ) . Ее можно охарактеризовать как апокалиптическую милленаристскую (хилиастическую) псевдохристианскую (марианскую) секту профетическо-монтанистского типа. О начале деятельности секты можно только строить различные предположения; скорее всего, она начала действовать около 1988 года, по крайней мере, с этого времени она стала делаться заметной. История этой секты, как и других тоталитарных сект, тесно связана с биографией ее основателя – «епископа», «архиепископа», впоследствии «патриарха» (а еще он называл себя красивым, но загадочным словом «магриарх», потом оно превратилось в «матриарх») Иоанна Береславского . Настоящее имя его – Вениамин Яковлевич Янкельман 998 (Береславский – это фамилия по жене), а литературный псевдоним – Вениамин Яковлев. Родился он в 1946 г. Биография его известна в основном по его собственным писаниям – в приукрашенном «романизированном» виде. Зачастую он сообщал о себе совершенно разные, противоречивые сведения. В брошюре «Исповедь поколения» 999 Береславский рассказывает, что родился в Чите, в семье полковника, военного атташе (?). Через пять лет отца перевели в Серпухов, затем – в Москву. С детства отношения Вениамина с матерью были весьма болезненными (см. ниже). Характерен преувеличенно страшный рассказ о глубине собственного падения (чтобы по контрасту была виднее нынешняя «святость»):

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОРОДИЧНЫЙ ЦЕНТР деструктивная псевдохрист. секта (др. название «Церковь Божией Матери преображающейся», в наст. время «Православная церковь Божией Матери Державная»). Основателем является Иоанн Береславский (В. Я. Янкельман род. в 1946; в 1971-1990 наблюдался в психоневрологическом диспансере, дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г. Москвы). В сер. 70-х гг. XX в. Береславский крестился в правосл. церкви, но увлечения оккультизмом не оставил; затем вошел в число почитателей «почаевской старицы Евфросиньюшки», к-рая в конце жизни объявила себя «четвертой ипостасью Троицы». В 1984 г., в Смоленске, перед иконой Одигитрии Береславскому было видение, к-рое он истолковал как явление Божией Матери, после чего объявил себя пророком, собрал группу единомышленников и вместе с ними разработал учение о третьем, «Богородичном завете», к-рый отменяет все предыдущие и является новой эпохой в истории человечества. Береславский утверждает, что ему почти ежедневно является Богородица и диктует откровения, к кон. 2002 г. их набралось более 40 томов. По его словам, в 1985 г. он был пострижен в монашество с именем Иоанн и рукоположен во иерея в катакомбном мон-ре архиереями Синода катакомбной Церкви «схимитрополитами Геннадием (Секачом), Феодосием (Гуменниковым) и схимитрополитом Григорием». Однако, согласно «Окружному посланию иерархии Тихоновской катакомбной Истинной православной Церкви» от 21 мая/3 июня 1992 г., подписанному «схимитрополитом Феодосием» и «митрополитом Епифанием», и справке «Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви - Московского епархиального управления» от 13.02.93, выданной за подписью «епископа Никона (Ламекина)», Береславский и его ближайший сподвижник «Петр» Большаков были «рукоположены» только в 1988 г. «митрополитом Феодосием», к-рый в 1992 г. вместе с «митрополитом Епифанием» запретил их в служении, а потом изверг из сана и отлучил от своей церкви за «параклитскую ересь третьего завета».

http://pravenc.ru/text/149549.html

В.М. Чернышев Богородичный центр В начале XX века появилось учение о новой грядущей Вселенской Церкви, Церкви т.н. Третьего Завета и приближающейся эры Святого Духа. Это учение охватило в последней трети XX века ряд сектантских группировок. Даже некоторые из тех, кто официально называл себя «православными», стали заявлять о приближении «новой Пятидесятницы». Именно тогда ими было заявлено, что Церковь , основанная Христом, уже потеряла свое спасительное значение, а т.н. «Новая Церковь » – Богородичная – приняла преемство от «ветхой» для спасения своих чад. Распространителем этого лжеучения явилась образованная в 1986 г. общественная организация, именующая себя «Богородичным Центром». Несмотря на прямое свидетельство Священного Писания, что главой Церкви является Христос, богородичники, тем не менее, утверждают, что это не так, приписывая свои измышления Божией Матери, якобы вещавшей через их пророков, что глава Церкви – Она. Откуда же у этой «Церкви» берется иерархия? Все до банальности просто: «Рукоположены в Церкви те, на ком пребыла Десница, поставляющая печати». Напрашивается вопрос: как определить, на ком Десница пребыла? Отвечают так: по харизматическому дару Духа. Здесь мы видим типичный случай самосвятства с последующим манипулированием их доверчивыми прихожанами. Основателем этой секты был «архиепископ» Иоанн Береславский, который в свое время окончил Московский институт иностранных языков, занимался философией, социологией. Позже, как он признается в своих статьях, погрузился в эзотерику, даже специально ездил в каббалическую школу для своего посвящения, изучал древнееврейский язык. Метания в поисках истины продолжались годы и годы. Безусловно, эти поиски были искренними, но это его не оправдывает, ибо, окончательно заблудившись, Береславский увел за собой и массу людей. Отправной точкой к созданию «Центра» стал 1984 г., когда в Смоленске, как он утверждает, у иконы «Одигитрия» его охватил необычайный страх, потому что «казалось, огненная молния тотчас испепелит грешника перед ликом Пречистой...».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В.Ю. Питанов Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти Скачать epub pdf Понятие «традиция» 1 в сознании большинства людей ассоциируется с надежностью, с тем, чему можно доверять. Утверждение о традиционности того или иного религиозного направления является в глазах общества подтверждением его легитимности. Благодаря традиции, «в значительной степени… существуют нравы и этические установления» 2 . Отсутствие традиции, особенно в религиозной сфере, часто воспринимается как один из признаков сектантства. Неслучайно большинство сект так или иначе пытаются выдать себя или за традиционное христианство , или за ответвление другой традиционной религии. Например, активно выдают себя за православных христиан представители секты Иоанна Береславского (Янкельмана), эта секта имеет множество названий среди них: «Богородичный Центр», «Православная церковь Божьей Матери Державная». Не отстают от «Богородичного Центра» и «Свидетели Иеговы», которые называют себя христианами, но при этом извращают все христианское вероучение. Стараются прикрыться христианством и муниты, и мормоны, и многие другие организации. Секта, которой посвящена данная статья, также прилагает немало усилий, чтобы произвести впечатление традиционного религиозного направления. Организация под названием Международное Общество Сознания Кришны (далее по тексту – МОСК) с самого начала своего появления претендовала на принадлежность к традиционному индуизму: «…истинным отцом этого движения (МОСК. – В.П.) является Сам Господь Кришна, поскольку оно было начато очень и очень давно, и передается людям по цепи ученической преемственности» 3 . Традиционный кришнаизм 4 является направлением в вишнуизме 5 , в основе кришнаизма лежит почитание одной из аватар 6 Вишну 7 – Кришны. Кришнаизм достаточно распространен в Индии. Неудивительно, что на его почве стали возникать различные неортодоксальные течения, которые и привели к появлению МОСК. Часто кришнаиты заявляют о совместимости своего учения с учением Христианской Церкви и спекулируют на этом заявлении. Поэтому мы постараемся разобраться, во-первых, в вопросе: насколько обоснованы претензии МОСК на принадлежность к традиционному индуизму, во-вторых, может ли христианин почитать Кришну, не предав при этом Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krishnai...

М.Б. Данилушкин Глава 18. Русская Катакомбная Церковь Несмотря на обилие публикаций по истории Русской Православной Церкви XX столетия, как научно-исследовательского, так и популярного характера, появлявшихся в последние годы в различных изданиях, история Катакомбной Церкви остаётся самой загадочной и малоисследованной страницей этого периода. Причина кроется не только в недостаточном количестве и малодоступности источников (многие документы хранятся в закрытых архивных фондах, возможность доступа к которым мы получили совсем недавно), но также и в малом сроке, недостаточном для появления серьёзных объективных работ. Проблему усугубляет и настороженное отношение самих «катакомбников», которые очень неохотно делятся сведениями о себе с «сергианами» (как называют они служителей и паству Московской Патриархии), не говоря уже о светских историках. По этим причинам публикации о Катакомбной Церкви нередко расплывчаты, противоречивы и имеют тенденциозный характер. Почти полное отсутствие доступных источников крайне затруднило возможность для нас проверить утверждения авторов публикаций. У Церкви, окутанной загадками, появляются преемники – подчас откровенно сектантского толка, чуждого Православию, как, например, « Церковь Пресвятой Богородицы» (или «Богородичный Центр»), позднее получившая название « Церковь Божьей Матери Преображающейся», объявившая себя духовной преемницей Катакомбной Церкви. Современный канадский исследователь проф. Д.В. Поспеловский, автор ряда работ по истории РПЦ, написанных, правда, с экуменических и обновленческих позиций, предпринимает попытку уточнить различия между течениями «катакомбников»: «В советской атеистической литературе так и не был решён вопрос, являются ли «Истинно православная Церковь» и «Истинно православные христиане» двумя течениями или одним (к рассмотрению этого вопроса мы вернёмся позднее – авт.). Наиболее убедительно мнение, что это одно движение, но наименование «Истинно православные христиане» употребляется по отношению к тем общинам, которые не имеют священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины : здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др. В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих , отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь , (РНБ. Сол. 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей ; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос , распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» ( Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).

http://pravenc.ru/text/64482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Иркутской и Ангарской епархии), находится в г. Иркутске. Основан по грамоте, данной в 1689 г. митр. Сибирским и Тобольским Павлом ( 1692). Располагался в версте от Иркутского острога, на правом берегу р. Ангары, в устье р. Иды (Ушаковки). Главным строителем, т. е. организатором и распорядителем всех строительных работ, был иркутский житель Влас Сидоров. К 1693 г. была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Грамотой митр. Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинского) от 25 сент. 1703 г. Влас Сидоров был утвержден в должности церковного старосты Знаменского храма, а 1-й настоятельницей обители поставлена мон. Акилина (впосл. игумения; 24 февр. 1744) (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 10). По ее челобитной в 1709 г. монастырю были отписаны вотчинные земли по рекам Китою и Ангаре, удобные для хлебопашества, огородничества, скотоводства и рыбной ловли. На них были устроены мельницы и кожевенные заводы. В 1728 г. мон-рю принадлежали 33 дес. пахотной земли, 75 лошадей, 90 голов крупного рогатого скота и 35 овец. К 1730 г. в обители проживали 12 сестер. Приписных крестьян муж. пола (с детьми) насчитывалось 120 чел., кроме них было записано 75 вкладчиков, находившихся под юридической защитой монастырской общины. В нач. 60-х гг. XVIII в. к И. м. была причислена Китойская вотчина со всеми угодьями, отданы сенные покосы по рекам Ушаковке и Ангаре и рыболовные места в верховьях p. Ангары. В 1764 г. И. м. получил статус третьеклассного. В 1768 г. здесь жили 3 насельницы, но обитель не закрылась благодаря энергичной деятельности Иркутского свт. Софрония (Кристалевского) , к-рый добился, чтобы из Центр. России в Иркутск прислали монахинь. К кон. XVIII в. И. м. владел 355 крестьянами. При игум. Акилине И. м. получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие большого формата (М., 1698). Начиная со 2-го листа Евангелия от Матфея (19-й лист от начала) и на последующих страницах имеется надпись: «Книга, глаголемая Евангелие, от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятыя Богородицы, Иркутский, года 1708. Подписана иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковый во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 г. иркутскими серебряниками. Оклад был конфискован большевиками в 1922 г., но Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.

http://pravenc.ru/text/674063.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, учреждена 5 янв. 2013 г. Епархия охватывает территорию Крыжопольского, Могилёв-Подольского, Мурованокуриловецкого, Песчанского, Томашпольского, Черневецкого, Шаргородского и Ямпольского районов Винницкой обл. (Украина). В границах каждого района существует одноименный благочиннический округ. Кафедральный город - Могилёв-Подольский. Правящий архиерей - митр. Агапит (Бевцик ; на кафедре с 5 янв. 2013 в сане архиепископа, с 17 авг. 2015 в сане митрополита). Кафедральные соборы - во имя вмч. Георгия Победоносца (Могилёв-Подольский), Иоанно-Предтеченский (Шаргород). В епархии насчитывается 198 приходов и 3 муж. мон-ря. При ЕУ существуют отделы: информационный, по делам молодежи, по связям с общественностью и представителями власти, по делам семьи, по взаимодействию с Вооруженными силами и др. военными формированиями Украины, по благотворительности и социальному служению, по религ. образованию, исторический. История Старыми церковными центрами на территории епархии являются Могилёв-Подольский и Шаргород. В Могилёве-Подольском с 1762 г. действовал греч. храм во имя вмч. Георгия, настоятелями которого были монахи, приезжавшие с Афона . В окрестностях Могилёва-Подольского с сер. XVII в. известен скальный пещерный Лядовский монастырь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В апр. 1649 г. границу России пересекли послы Б. М. Хмельницкого , отправленные к царю,- «из-под Могилева города Лядовского монастыря святаго пророка Ивана Предтечи игум. Павел, да с ним чорной поп Микифор, да служки монастырские два». Шаргород с 1616 г. известен как центр правосл. протопопии, насчитывавшей 5 церквей (Михаило-Архангельская, св. Иоанна Предтечи, Рождество-Богородичная, Троицкая, Георгиевская на Гибаловке). В 1618 г. протопоп Матвей перешел в унию, за что в авг. 1621 г. был убит местными казаками. После этого польск. власти осуществили репрессивные меры, вслед. которых почти все правосл. приходы были переведены в унию, и в 1626 г. образовано крупнейшее в Подолье Шаргородско-Краснянское униат. наместничество.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

Скачать epub pdf Руководство Основатель и духовный лидер – Береславский (Янкельман) Вениамин Яковлевич. Административный руководитель – отец Петр (Большаков Сергей Юрьевич, бывший программист и польский католик). Были посвящены в сан Тихоновской катакомбной Истинной Православной Церковью (ИПЦ), не признанной РПЦ. В своем Окружном послании от 21.5.1992 г. по старому стилю (3 июня по новому) глава Тихоновской ИПЦ схимитрополит Феодосий и митрополит Епифаний осудили учение БЦ и отлучили «от Святой Православной Церкви иеромонахов Иоанна Береславского, Петра Большакова и Серафима, ранее запрещенных в служении за отход от своих епископов в самочинное сборище, не подчиненное иерархии Тихоновской ИПЦ и распространение лжеучения о «Третьем Завете» 1015 . Духовный лидер «Богородичного Центра» Береславский В.Я., успевший издать более 20 книг об «откровениях», полученных им от иконы Богоматери «Одигитрия», с 3.02.1971 наблюдался в психоневрологическом диспансере по поводу хронического душевного заболевания в форме параноидной шизофрении, несколько лет являлся инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г.Москвы, с 1990 г. психоневрологический диспансер посещать прекратил. Другие руководители – отец Серафим, Александр Долаберидзе. Месторасположение центров По утверждению руководства «Богородичного Центра», его поддерживают более 700 общин в России и СНГ, однако официальную регистрацию в России имеют только 4 общины. В Церкви Пресвятой Богородицы Преображающейся 7 епископов, около 100 священников, до 10 тысяч прихожан. В Чеховском районе Московской области приобретен обширный земельный участок, где будет располагаться монастырский комплекс и сельскохозяйственная ферма 1016 . Центры и общины богородичников расположены в следующих городах России: Воронеж, Иркутск, Краснодар, Москва и Московская область (Серпухов, Чехов, Люберцы и др.), Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Свердловская область (Каменск-Уральский), Улан-Удэ, Южно-Сахалинск и др. Численность адептов

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010