Скачать epub pdf Выпуск 3 Давид (Кораблев)., архим., наместник Богородице-Сергиевой пустыни. Из истории культурных взаимосвязей Сербии и России [IX–XIX вв.]//Богословский вестник 1999 (2000). [Т. 2.] Вып. 3. С. 3–17 —3— Славянские просветители святые Кирилл и Мефодий внесли огромный вклад в становление культуры древней Руси и других славянских народов. И сегодня, когда мы становимся свидетелями трагических событий на Балканах, уместно вспомнить о народе сербском, также, как и Русь получившем от святых братьев Кирилла и Мефодия письменность и начала христианской культуры. Много испытаний на своём историческом пути пришлось перенести сербскому народу, но от этого связь Сербии с Россией не ослабевала, а наоборот, ещё более крепла. Чтобы понять причины таких устойчивых взаимосвязей наших народов, надо внимательнее вглядеться в нашу историю. И тогда станет ясно, что невозможно полно рассказать о Сербии, не упомянув о России. И наоборот, русская история многими нитями связана с историей Сербии. Истоки русско-сербских взаимоотношений восходят к тому времени, когда у славян не сложились ещё самостоятельные государства. Как предполагают историки, прародина сербов находилась на нынешней территории Украины, в районе рек Днестра и Прута или за Днепром. В конце пятого века предки сербов продвигаются на Балканы и поселяются между хорватами и болгарами. Но связь с восточными славянами не прерывается, не забывается общность происхождения, этническое, кровное родство. К четвёртому веку по всем Балканам распространилось христианство , и сербы не могли оказаться вне его —4— влияния. Кроткий и миролюбивый характер народа способствовал успеху миссионерской проповеди в их среде. Историк Попов так описывает их быт и нравы: «Сербы знали музыку, поля их и тогда, и в настоящее время оглашались звуками разных песен; гостеприимство было развито у них в высшей степени; они крепко держались своих обычаев, высоко ценили родной язык и свою национальность» 1 . Около 640 года по предложению византийского императора Ираклия сербы согласились принять крещение, которое было совершено римскими священниками, так как земля, на которой проживали сербы, находилась в юрисдикции Римского Патриархата. Но народной религией христианство сразу стать не смогло. Одной из причин был язык миссионеров, как греческих, так и римских, непонятный основной массе народа. Богослужебные и вероучительные книги оказались вследствие этого недоступны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сортировать по Исключить новости Постные рецепты к Новому году. И рождественский гусь Нетипичные салаты, утонченная солянка и оригинальное горячее: вкусный стол – это миссионерство 27 декабря, 2019 Нетипичные салаты, утонченная солянка и оригинальное горячее: вкусный стол – это миссионерство Новогодний стол для постящейся компании – это сплошная головная боль. Как накормить всех постно, сытно, да еще и празднично? Рассказывают знатоки – инокиня Евгения (Сеньчукова), иеромонах Феодорит (Сеньчуков) и монах Диодор (Ларионов), повар Богородице-Сергиевой пустыни.     Что ж, сейчас мы попробуем доказать, что это еще проще, чем приготовить стол скоромный. 1. Оливье и «шуба» Не будем утомлять читателя рецептом банального оливье – понятно, что надо просто исключить яйца, заменить мясо рыбой горячего копчения и, по желанию, креветками или раковыми шейками (в рассоле они стоят недорого), а майонез – на постный. Можно взять вареных или жареных (только подсушите на бумажном полотенце) грибов. Поделимся небольшим секретом: в постный оливье огурцы лучше добавлять не свежие и не маринованные, а малосольные. Самый простой рецепт малосольных огурцов: положите некрупных огурчиков в пакет, смешайте соль, сахар, тоненько нарезанный чеснок и мелко порезанный укроп, засыпьте в тот же пакет, встряхните и положите в холодильник часов на шесть. Вуаля – перед вами идеальные малосольные огурцы. Не будем также описывать процесс приготовления обязательной для новогоднего стола селедки под шубой – уберите из нее яйца, вот и весь секрет. 2. Не очень типичные салатики Мой фаворит – креветки с ананасами. Коктейльные креветки смешиваются с (неожиданность какая) маленькими кусочками ананаса. В идеале – настоящего, живого ананаса, но пойдет и консервированный. Обязательный ингредиент – орешки кешью. Заправка – майонез с раздавленным чесноком и небольшим количеством карри. Посыпать зеленью. Если вы все-таки решились тратить настоящий ананас на салат или использовали его мякоть на что-нибудь другое – выложите салат в его половинки. Это стильно.

http://pravmir.ru/postnyie-retseptyi-k-n...

В 25-й день Преподобнаго отца нашего Сергия, игумена Радонежскаго и всея России чудотворца На малей вечерни На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 5. Подобен: Преподобне отче: Преподобне отче,/душу твою с телом очистив,/Святаго Духа прекрасная обитель явился еси./Иже славна тя концем, преблаженне Сергие, содея,/в чудесех же великаго светильника,/просветившаго во мраце сущия,/и наставника монахов,/сошедшеся, велемудренно ублажаем. Явился еси, богоблаженне,/мудрая пленица,/связуя многая врагов ополчения;/темже и венцем увязлся еси от Бога неувядающим,/и веселие, и радость,/ и славу вечную восприял еси, премудро Сергие./Того моли, Тому помолися, преподобне,/даровати мир миру/и душам нашим велию милость. Преподобне отче,/телесныя страсти зельным воздержанием/и чистыми молитвами,/потом же воздержания угасил еси углие страстей;/того ради чудесы славна тя/Российским странам, славне Сергие, показа,/украсив Небесными дарми, Христос./Того моли, Тому помолися, преподобне,/даровати мир миру/и душам нашим велию милость. Слава, глас 6: Приидите, монашествующих множество, днесь,/Сергия, благочестия подражателя,/песньми и пеньми восхвалим/и честную его и многоцелебную раку, обстояще,/любезно облобызаем, глаголюще:/радуйся, преславне Сергие,/Отечеству твоему пресветлый светильниче;/радуйся, яко чисте чистейшему Свету совокупився;/радуйся, яко Троице предстоиши со Ангелы,/юже непрестанно моли//даровати душам нашим велию милость. И ныне, Богородичен, глас тойже: Богородице, Ты еси лоза: На стиховне стихиры, глас 6. Подобен: Ангельския: От матерних пелен, мудре,/Богу возложен, Сергие преподобне,/и пустыню яко град соделав,/в ней множества монахов собрал еси/славити многопетую Троицу,/Юже моли спастися душам нашим. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Богомудре Сергие,/аще бо и послежди леты тя новопросвещенная Российская страна возрасти,/но древних чести сподобился еси,/и дарования чудес достойно прием;/монахов множество песнословят/и правоверною верою Христа хвалят,/твоими покаряющеся ученьми,/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Агро-Пустынь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сергиевская церковь Карта и ближайшие объекты Аграфенина Пустынь (искажённое: Агро-Пустынь), село Рязанского р-на, центр сельского округа с населением 1997 год 604 чел. Расположено у озера Студёное и на левом берегу Оки у озера Куцкого. Аграфенина Пустынь название получила по женской Аграфениной Покровской монастырской обители - пустыни, основанной великой княжной Аграфеной (Агриппиной, около 1521 г.) Васильевной (урожденной княжной Бабичевой-Друцкой, дочери князя Василия). Она была женой вел. кн. Ивана Васильевича Рязанского (1483-1500 гг.). Пустынь впервые упоминается в отводной грамоте от 01.12.1506, данной игуменье монастыря Аграфене (в миру - Глебовой) на владение с. Белыничи - Татариновым с землями по р. Осетру близ Зарайска. В 1761 году была построена первая Сергиевская церковь. В 1839 году она была возобновлена и распространена. «Рязанские епархиальные ведомости» от 1 февраля 1892 года дали заметку «Слово по освящении новосозданного храма», в подстрочнике которой было сказано, что Слово «произнесено по освящении новопостроенного в с. Аграфениной Пустыни каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 30 сентября 1891 года. Этот храм построен на доброхотные пожертвования попечениями местного священника о. Афанасия Арбекова. Освящение совершал, по благословению высокопреосвященнейшаго Феоктиста, местный благочинный о. Николай Добромыслов, в сослужении 8 других священников при многочисленном стечении народа». В клировых ведомостях на 1915 год о храме сказано: «церковь построена в 1891 году тщанием прихожан и доброхотных жертвователей, зданием каменная, колокольня строится с 1903 года, престолов в ней 3: в настоящей во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в трапезной два: во имя преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца». Храмовые праздники были 10 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы и 5 июля – в день Преподобного Сергия Радонежского. Крестные ходы совершались в 10 пятницу по Пасхе.

http://sobory.ru/article/?object=17544

«Ничего не бойся, здесь всё до тебя заложено» Два юбилея Воскресенской Новодевичьей обители Санкт-Петербурга Ольга Орлова В ноябре этого года Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга празднует 25-летие своего возрождения, а сегодня, 18 ноября, отмечает свой 50-летний юбилей и настоятельница монастыря – игумения София (Силина). Воскресенский Новодевичий женский монастырь Тот мир не безучастен к нам Лет 30 назад тогда еще Юлия Силина уже определилась с выбором монашеского пути. А вот постригу предшествовало следующее событие. Тогда, в начале 90-х прошлого века, когда многое в стране разваливалось, а Церковь возрождалась, отцы Троице-Сергиевой лавры стали хлопотать о возвращении лаврского Петербургского подворья. Студентку юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Юлию и попросили помочь. Будучи в Москве, они с мамой поехали в лавру уточнить подробности, а поскольку прибыли поздно вечером, увидели, что Троицкий собор уже закрыт… К раке не приложиться. Хотя вскоре и последовало утешение – будто наяву, настолько сон был явственен, увидела раку преподобного Сергия и его самого, стоящего рядом… Преподобный отчетливо произнес: «Жди». Она увидела преподобного Сергия, который отчетливо произнес: «Жди». Именно в день его памяти 4 года спустя будущая игумения была пострижена в мантию Удивительно, но именно на память преподобного Сергия через четыре года в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, что под Питером на берегу Финского залива, будущая игумения была пострижена в мантию. Там же постригали и некоторых других из первых сестер обители, тогда еще прихожанок Сергиевой пустыни. Так что в Воскресенском Новодевичьем монастыре преподобного авву Сергия особо чтят – всюду в храмах, в трапезной его иконы. В 2014 году в монастыре освятили домовый храм Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Матушке Софии неоднократно потом еще снились знаменательные сны, которые затем находили подтверждение в действительности. Например, перед постригом, когда зачастую мир восстает на подвижника всеми своими соблазнами, будущей игумении приснился старец, которого она видела впервые.

http://pravoslavie.ru/149510.html

Библиография Авель, иеромонах. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853; 4-е изд. 1884. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Собрание писем к монашествующим. Сергиев Посад, 1908–1909. 2 т.; также см. «Душеполезное чтение» 1892–1893. (Есть также современные репринтные издания.) Антоний (Путилов), игумен. Письма к разным лицам. М., 1869. Арсений (Жадановский) , епископ. Воспоминания. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1995. Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов). Сост. священник Сергий Клюйко. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Сост. иеродиакон Софроний (Макрицкий). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. Большаков С. Н. На высотах духа. М.: 1993. Боровскова-Майкова. Нил Сорский и Паисий Величковский . Сборник в честь С. Ф. Платонова. СПб., 1911. Буланов И. Старец Гефсиманского скита иеросхимонах отец Варнава. Строитель Выкшинского Иверского женского монастыря. СПб., 1906. Валаамский монастырь и его подвижники. 3-е изд. СПб., 1903. Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовное наследие. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1998. Герасим (Добросердов) , архимандрит. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни, о. архимандрита Моисея . СПб., 1865. Григорий, архимандрит. Первоначальник и основатель Белобережской пустыни схимонах Симон/«Душеполезное чтение». 1896. 6. Григорий (Борисоглебский) , архимандрит. Сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1893. Добронравов В. Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни. Владимир, 1908. Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб., 1856. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. Жизнеописание настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря, игумена Антония. М., 1870. Жизнеописание старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. Житие старца Серафима Саровской обители, иеромонаха, пустынножителя и затворника. 2-е изд. СПб., 1863, 1884; 4-е изд. Муром, 1893. (Есть также современные репринтные издания.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Богородице-Казанская церковь, Свято-Казанский храм Карта и ближайшие объекты На месте деревни Пустынь, находящейся в 4 верстах от д.Шоды на берегу реки Андобы(Андомы),в прошлом существовал небольшой мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, прекративший своё существование, по-видимому, в конце 16 века. В начале 17 века на месте монастыря уже находился погост. В 1629-1630 гг. погост был " пуст " ,в нём значилось " место церковное Успения Пречистой Богородицы " .Позднее на месте монастыря возникла деревня, в названии которой сохранилась память о бывшей здесь обители ( " пустынь " -это небольшой монастырь). На месте прежнего монастырского храма в 18-19 веках стояла уже деревянная часовня. Отец Иаков Нифонтов писал: " Деревни Пустыня и Колгора принадлежали прежде (до секуляризационной реформы 1764 г.) Троице-Сергиевой Лавре. В Пустыни хранится предание, что здесь был Успенский монастырь, на месте которого находится теперь часовня; от времени монастыря уцелело несколько икон и кадило. Кругом часовни заметны могилы, теперь большей частью запаханные, охотники ищут в них клады, но напрасно. Есть такое предание, что Успенскую церковь разорили недобрые люди " ... Большинство жителей Пустыни издавна были старообрядцами. В начале 20 века, после легализации старообрядчества, стоящую здесь часовню перестроили в одноглавую старообрядческую церковь, освящённую в 1908 году в честь Казанской иконы Божией Матери. В конце 20-х годов 20 века Пустынь посетил некрасовед А.В.Попов, который позднее писал: " Около Шоды, деревни полностью старообрядческой, километрах в 3-4 была также старообрядческая деревня с характерным названием " Пустынь " . В 1927 и 1928 годах я видел здесь ранним утром, как по унылому звону маленькой церкви или часовни из всех дворов направлялись к ней женщины, " обряженные " в чёрное, точно живая картина в стиле Нестерова или Васнецова " . В нач.70-х годов 19 века в Пустыни было 19 дворов, в которых проживало 130 человек. В нач. 20 века в Мисковской волости неуклонно расширялась сеть земских школ. Вслед за старейшим училищем в Мискове, открытом ещё в 1850 году, новые школы появились: в Вёжах (1868 г.), в Жарках (1876 г.), в Куникове (1879 г.), в Буграх (1905 г.), в Пустыни (1910 г.). В конце первого десятилетия 20 века действовавшее при Костромской епархии Феодоровско-Сергиевское православное братство решило построить в издавна населённой старообрядцами Пустыни деревянную единоверческую церковь. Старый иконостас, киоты и часть образов для неё пожертвовал причт церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Костроме. Храм в Пустыни во имя прп. Сергия Радонежского был освящён в 1911 г. В 1935 г. церковь эта была закрыта и там открылся клуб.

http://sobory.ru/article/?object=23807

Использованные источники Письма в Боге почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни иноком Петром Григоровым. Издание второе, умноженное. В трех частях. Часть I. Москва. В Университетской типографии. 1844 г. – 448 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 360 с. То же. Часть III. M., 1845 г. – IV + 648 с. Письма в Бозе почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоревым. Издание шестое. В трех частях. Часть I. СПб., Типография Глазунова, 1894 г. – 218 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 246 с. То же. Часть III. Цит. изд. – 232 с. + II с. Поселянин Е. Русские подвижники девятнадцатого века. Издание третье. СПб., 1910. – 568 с. + II с. Труды заслуженного профессора Константина Ефимовича Скурата за годы 1955–2010 Стипендиатский отчет и диссертации Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Курсовое сочинение (кандидатская диссертация). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1955. 146 с. Машинопись. Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Отчет профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви. Москов- ская Духовная Академия, 1955–56 гг. 123 с. Машинопись. СотериологиясвятогоАфанасия Великого. Магистерскаядиссертация в четырех томах. Московская Духовная Академия, 1970. [Всего 748 с.] Поместные Православные Церкви (Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая и Православная Церковь в Америке). Докгорская диссертация в восьми томах. Московская Духовная Академия, 1977. [Всего 1662 с.] Опубликованные книги и статьи А. Книги 1. Патрология Святые отцы и церковные писатели доникейского периода/I – III вв./Учебное пособие по Патрологии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2005. – 256 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  От издателей Патериками называются сборники жизнеописаний и изречений святых подвижников. Эти книги передают духовный опыт угодников Божиих и представляют собой то духовное наследие, которое мы должны благоговейно изучать и бережно хранить. Благодаря молитвам и трудам великого Глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) русская агиографическая литература обогатилась сборником жизнеописаний подвижников Глинской пустыни – Глинским Патериком. Глинская обитель в течение столетий была для наших соотечественников олицетворением высшего христианского подвижничества и нравственного мужества. Наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами Глинская пустынь служила всенародному духовнопросветительному делу и была своеобразным университетом старческого окормления на Руси. В 1961 г. обитель была закрыта. Вновь она открылась лишь в 1994 г. И интерес к этому очагу духовного совершенствования постоянно возрастает как в нашей стране, так и за рубежом. Впервые всестороннее исследование истории обители, ее духовно-просветительной деятельности за весь период существования монастыря было проведено великим светильником веры и благочестия конца XX века магистром богословия схиархимандритом Иоанном (Масловым) . Среди его работ о Глинской пустыни выделяются следующие: Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. (Приложение: «Архив Глинской пустыни»). Без приложения издана в Москве в 1994 г. Глинский Патерик. Загорск (Ныне Сергиев Посад. – Примеч. изд.) (Машинописный текст находится в библиотеке Московской Духовной Академии). Глинская пустынь. Издана в Москве в 1992 г. Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы//Журнал Московской Патриархии. 1992. 6. Глинская пустынь//Мегаполис-Континент. 1992. 30. Благотворительная деятельность Глинской пустыни//Мегаполис-Континент. 1993. 30. Глинская пустынь. Ее история и благодатные исцеления от иконы Рождества Пресвятой Богородицы//Схиархимандрит Иоанн (Маслов) . Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М., 1993. С. 499–507.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Скачать epub pdf Содержание Земной ангел и небесный человек (предисловие) Часть первая (1861–1913) Часть вторая (1914–1934) I. Из поучений митрополита Трифона Слово в тюремном Сергиево-Посадском храме в день престольного праздника во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца Слово на день сошествия Святого Духа на Апостолов Слова на день обретения мощей преподобного Серафима, саровского чудотворца Слово на день великомученика и целителя Пантелеймона Слово на день явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани Слово в день предпразднства Происхождения Древ Животворящего Креста Господня Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по случаю 200-летия военного госпиталя Слово в день попразднства Рождества Христова Слово в день памяти святителя Митрофания, епископа Воронежского Слова в день праздника Рождества Христова Слово на новый, 1909 год Слово в праздник Богоявления Господня Слово в день памяти Святого благоверного князя Даниила московского Слово о благоразумном разбойнике Слово после молебна в день памяти святителя Иоасафа Слово на день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца Слово в честь дня перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа Слово на отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Слова, произнесённые за богослужениями Страстной и Светлой седмиц (1918 год) Великопостные проповеди и поучения Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Девы Марии Слово на день празднования Казанской иконы Божией Матери Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в субботу перед Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня Слово в день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского Слово на погребении старца о. Амвросия Настоятель Оптиной пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий Памяти иеромонаха о. Варнавы Слово в день памяти иеросхимонаха Амвросия Оптинского Слово на девятый день по преставлении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010