ЖМП 9 сентябрь 2019 /  20 сентября 2019 г. 09:59 Райский сад на земле ПРИНЦИПЫ ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СПОСОБЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ПРИХРАМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ Прихрамовая территория — словно церковная сень, которая приглашает молящихся в храм и помогает им на пороге храма оставить повседневную житейскую суету. Талантливая организация прилегающего к храму зеленого участка зачастую не только настраивает на молитву, но и способствует первому общению со священнослужителем — ведь желание просто погулять, отдохнуть в монастырском или приходском саду со временем может перерасти в стремление к воцерковлению. Тем не менее единых подходов к ландшафтному озеленению в Церкви, как ни странно, до сих пор нет, и это направление продолжает оставаться полем для экспериментов архитекторов и садовников. «Журнал Московской Патриархии» представляет несколько удачных проектных и уже реализованных на практике решений, которые можно рассматривать в качестве ориентиров при благоустройстве прихрамовых земельных участков.  PDF-bepcuя, часть 2 (окончание) . Как утверждают историки архитектуры, ландшафтный дизайн появился в России именно в монастырях 1 . Увы, эта первая страница отечественного системного подхода к озеленению со временем оказалась основательно забыта. С формированием научного подхода в архитектуре ландшафта основное внимание в изучении русского садово-паркового искусства уделяется прежде всего светско-гражданским комплексам: царским садам, великолепным ансамблям Пет­ровского времени и блистательным приусадебным паркам расцвета Российской империи. Так, даже в обширных работах церковного историка позапрошлого столетия Ивана Забелина, уделявшего большое внимание храмовому зодчеству и его эволюции, о монастырских садах не удается найти ни строчки 2 . Как правило, в ориентированной на паломников литературе того времени можно встретить лишь указания на существование сада, цветника, рощи. Редкие исключения доносят до нас рассказы о преобразовании территорий Валаамского и Соловецкого Спасо-Преображенских, Кирилло-Белозерского, Коневского Богородице-Рождественского монастырей, а также Толгской и Николо-Угрешской обителей и Нило-Столобенской пустыни.

http://e-vestnik.ru/church/landshaftnyy_...

Сяма. Сямский Богородице-Рождественский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В Вологодской губернии в начале XVI века, при великом князе Василии III, был основан Сямский монастырь . Предание говорит, что одному из жителей явилась во время тяжкой болезни в видении Сама Пречистая Дева и повелела устроить на указанном Ею месте обитель в честь Ее Рождества. Больной нашел в себе силы объявить прихожанам своего храма волю Царицы Небесной, и Ею явлено было первое чудо: парализованный выздоровел. Усердием жителей обитель была устроена, и хотя неоднократно подвергалась бедствиям и пожарам, Сямская икона Рождества Богородицы всякий раз чудесным образом была сохранена. С сайта: Сямский Богородице-Рождественский монастырь Извлечено из описания 1880 г. Вологодские епархиальные ведомости: Сямский Богородице-Рождественский, заштатный, общежительный, мужской монастырь находится в Вологодском уезде Вологодской епархии, в 66 верстах от города Вологды к северо-западу, на юго-западном берегу Кубенского озера, в двух верстах от него, при большой Белозерской или старой Петербургской дороге, в Сямской волости, от которой получил и название, близ Покровской Сямской церкви, находящейся на реке Крутце, впадающей в Кубенское озеро. Основан этот монастырь в 1524 году. Строение в монастыре до 1760-х годов все было деревянное. Пространство земли, занимаемой в настоящее время монастырем, представляет почти правильный четвероугольник в 1247 квадратных сажень, обнесенный со всех четырех сторон каменной оградой. Ограда построена в 1839 году. В самой середине монастырской ограды возвышается двухэтажная, каменнная, пятикупольная церковь, имеющая по наружному виду и орнаментам большое сходство с знаменитым киевопечерским храмом Успения Пресвятой Богородицы в уменьшенном размере. Церковь эта построена между 1764 и 1777 годами. В верхнем, холодном этаже церкви престол один – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Предалтарный иконостас возобновлен в 1863 году. В первом ярусе иконостаса местных икон четыре, - на правой стороне царских врат: 1) икона Вседержителя, 2) за южной дверью икона Владимирской Божией Матери, вставленная в середину большой иконы, на которой вверху написан образ Сретения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Главная Новости Проповедь Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента после совершения Чина освящения нового дома в Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в с. Барятино 14.11.2011 Проповедь Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента после совершения Чина освящения нового дома в Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в с. Барятино Православие – это великое наследие, которое мы имеем. Оно было принесено на нашу землю более тысячи лет назад и дало нашему народу жизнь. Более тысячи лет Россия существует благодаря Православию, благодаря тому, что наши предки хранили эту Веру, жили по этой Вере и передавали эту Веру детям. Очень важно, чтобы ребенок привыкал брать книгу в юном возрасте, читать ее и приобщаться Премудрости Божией. 12 ноября 2011 года митрополит Калужский и Боровский Климент совершил Божественную литургию в Свято-Рождественской девичьей пустыни в селе Барятино. За богослужением владыке сослужили архимандрит Гавриил (Москаленко), архимандрит Никита (Ананьев), игумен Мефодий (Пронькин), иерей Алексей Пелевин. После совершения Божественной литургии духовенство во главе с митрополитом крестным ходом проследовало в новый сестринский корпус, где было совершено торжественное его освящение. Сердечно поздравляю всех вас с событием освящения нового монастырского корпуса, который был построен при поддержке губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова, усердием и попечением благодетелей данной обители, при постоянных молитвах матушки игумении и сестер монастыря. Я прошу присутствующего здесь заместителя губернатора Руслана Владимировича передать Анатолию Дмитриевичу сердечную благодарность за внимание к этой тихой обители и заверение, что здесь постоянно будут возноситься молитвы за него и всех, кто принял участие в строительстве: о благотворителях, попечителях, жертвователях и строителях. Сооружение этого корпуса имеет важное значение для монастыря. Не только новые кельи здесь имеются, но и домовый храм для монашеской уединенной молитвы, помещение для библиотеки, место для духовных бесед как сестер, так и паломников, которые сюда приезжают.

http://new.izdatsovet.ru/news/propoved-p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИЕВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ЦЕРКОВЩИНЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище " Церковщина " . Никольский храм История Житие прп. Феодосия Печерского повествует, что Великим постом он уединялся в лаврских пещерах, из которых иногда тайно уходил в загородную пещеру: ...отхождаху во едино монастырское село, и тамо в пещере, яже бе в сокровеннемъ месте, Богу единому ведуще, пребываше единъ. По преданию, эта пещера находилась в урочище Церковщина, в 12 км. южнее Лавры . Впоследствии здесь образовалась небольшая пещерная обитель – Пречистенский Гнилецкий монастырь. Разорения Киева в XIII – XV вв. стали причиной угасания обители, к XVI в. пришедшей в запустение. В топонимике сохранились названия: урочище Церковщина и село Ходосовка – искаженное Феодосиевка. Сведения о существовании в этой местности монастыря были утрачены. Весной 1832 г. пещеры вновь открыл архим. Иннокентий (Борисов) , настоятель Киево-Братской обители. Гуляя по окрестностям монастырской дачи у села Пирогова (в 14 км к югу от центра Киева), он обнаружил в урочище «Гадючий лог» заброшенные подземелья. Они напоминали собой пещеры Киево-Печерской Лавры . Однако, в отличие от лаврских пещер, укрепленных и украшенных в XVII – начале XX вв. в связи с причислением погребенных в них подвижников к лику святых, подземелья Гадючьего лога сохранили изначальный аскетический вид. В этом отношении пещеры под Пироговом являлись весьма назидательным памятником церковной истории. Желая положить конец запустению святыни и сделать ее доступной для обозрения, св. Иннокентий начал ходатайствовать о передаче Гадючьего лога из казенного ведомства в ведение Братского монастыря, каковая и состоялась в 1833 г. После этого в урочище был устроен хутор Братской обители, а в 1835 г. открылись для посещения пещеры. Паломники могли увидеть в них подземную церковь с уникальным грунтовым четырехколонным навесом-киворием над престолом, монашеские кельи с лежанками и вырезанными на стенах крестами.

http://drevo-info.ru/articles/11095.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЮЖНО-УССУРИЙСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Южно-Уссурийский Богородице-Рождественский монастырь. Келейный корпус с домовым храмом. Фото кон. 1990-х-нач. 2000-х Южно-Уссурийский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы близ села Линевичи ( Владивостокская епархия ). Адрес: 692508 Россия , Приморский край, Уссурийский район, с. Линевичи , ул. Монастырская, 7 Тел.: (42343) 9-14-23 Проезд: до г. Уссурийска , далее от автовокзала автобусом до с. Линевичи Расписание Богослужений: Ежедневно - полушочница, часть монашеского правила, утреня с 4:00; Божественная Литургия с 7:00 (кроме ночных служб по Уставу); повечерие с канонами и вечерние молитвы с 20:00 (служба со священником бывает не менее трех раз в неделю) Пятница - параклисис с акафистом у чтимой иконы Пресвятой Богородицы с 16:30 Суббота - панихида утром Воскресенье и двунадесятые праздники - Божественная Литургия с 8:30, чин Панагии Воскресенье - молебен и лития по окончании Литургии Становление обители Первой игуменией и устроительницей Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря была монахиня Павла (Трегубова) . После 30-летней жизни в монастыре, она одной из первых русских монахинь дошла до Сибири за сбором пожертвований. С 1880 года она занималась устройством монастыря в Чите , а 23 июня 1899 года покинула Читу для создания женской обители на Дальнем Востоке. Кроме верной ее сподвижницы монахини Марии, матушку сопровождали 15 сестер-послушниц. По благословлению епископа Владивостокского Евсевия она сама выбрала место для будущей обители - в 11 верстах от города Никольска-Уссурийского , с северной стороны от реки Суйфун. 16 февраля 1900 году на этом месте был отслужен молебен и водружен крест. К весне выстроили барак из теса, где и разместились сестры. 20 мая 1900 года была совершена закладка деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиереем П. Мичуриным и началась постройка на пожертвованные средства двух домов: жилого дома для сестер, которые вскоре пришли сюда из Никольска на постоянное жительство, и кухни с трапезной. В начале 1901 года храм Рождества Пресвятой Богородицы был вчерне выстроен и 16 января этого года владыка Евсевий торжественно освятил новый храм. Так появилась первая женская православная обитель на Дальнем Востоке.

http://drevo-info.ru/articles/11923.html

Сортировать по Исключить новости Семь закатов в Барятино, или Зачем мирянину ехать в монастырь Ушедшие из мира — монахи — оставляют двери своих обителей открытыми для мирян, для того, чтобы нам было куда податься в поисках душевного умиротворения. В одну из таких открытых дверей — Богородице-Рождественскую девичью пустынь в селе Барятино Калужской области — я и постучалась с просьбой принять меня на неделю. 5 октября, 2009 Ушедшие из мира — монахи — оставляют двери своих обителей открытыми для мирян, для того, чтобы нам было куда податься в поисках душевного умиротворения. В одну из таких открытых дверей — Богородице-Рождественскую девичью пустынь в селе Барятино Калужской области — я и постучалась с просьбой принять меня на неделю. Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию материал из октябрьского номера журнала «Нескучный сад». Иногда бывает необходимо оторваться от мирской суеты. Но как же непросто это сделать! Есть, правда, один способ. Ушедшие из мира — монахи — чаще всего оставляют двери своих обителей открытыми для мирян, вероятно, как раз для того, чтобы нам было куда податься в поисках душевного умиротворения. В одну из таких открытых дверей — Богородице-Рождественскую девичью пустынь в селе Барятино Калужской области — я и постучалась с просьбой принять меня на неделю. Богословие с аграрным уклоном Если на пороге вашего дома появится незнакомый человек и скажет, что он у вас будет жить, например, неделю, при этом будет помогать вам по хозяйству и молиться с вами, вы его примете за сумасшедшего и, если он добром не уйдет, вызовете неотложку. Если паломник появляется на пороге монастыря и заявляет то же самое, его с радостью принимают, первым делом кормят, оставляют ночевать… Право же, не от мира сего эти монахи. Хотя все же лучше предупредить о своем приезде по телефону. У монастыря сейчас по человеческим меркам должен быть переходный возраст: обители четырнадцать лет. В 1993 году в село Барятино прибыли пять сестер Малоярославецкого женского монастыря — планировался скит с сельскохозяйственным направлением. Однако в 1995 году здесь был учрежден самостоятельный женский монастырь, монахиня Феофила (Лепешинская) стала настоятельницей, а потом и игуменьей.

http://pravmir.ru/sem-zakatov-v-baryatin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАДОНСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Задонский монастырь (панорама с юга) Задонский Богородице-Рождественский мужской монастырь Липецкой епархии Адрес: Россия , 399200, Липецкая область, г. Задонск , ул. Коммуны, д. 14 Тел.: 7 (47471) 2-10-54 Официальный сайт: http://www.zadonsk-monastyr.ru/ Проезд: Общественным транспортом: на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва — Воронеж» — он имеет остановку в Задонске. В самом городе заблудиться трудно — он небольшой, и кресты Задонского монастыря видны со всех его точек. На автомобиле: нужно выезжать из Москвы по федеральной дороге М-4 «Дон» (расстояние около 400 километров). Задонск хорошо виден слева от трассы — на него следует уходить по указателю. По мосту через Дон дорога выводит прямо к Задонской обители. Если вы хотите посетить святые источники, то, не доезжая до монастыря, на перекрестке нужно свернуть налево. Сразу за городом будет Тюнинский Богородице-Тихоновский монастырь с источником; если ехать по этой дороге далее, то указатель (налево) укажет вам путь к источнику близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря. На карте: Яндекс.Карта , Google-kapma Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в 1610 году. Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый деревянный храм, построенный ими в 1630 году, был посвящен Пресвятой Богородице. В середине XVII века монастырь являлся уже вполне сформировавшейся обителью, за ним были закреплены земельные владения размером около гектара и крестьянская слобода Тешевка, переименованная в 1779 году в город Задонск .

http://drevo-info.ru/articles/13677886.h...

(† 7.02.1238, Владимир-на-Клязьме), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238). Основные биографические сведения о нем сохранились в т. н. лаврентьевско-троицкой группе летописей, а также в агиографическом цикле, посвященном Владимирскому блгв. вел. кн. Георгию (Юрию) Всеволодовичу . Возможно, М. был пострижеником владимирского Рождественского монастыря, ктиторами которого были члены великокняжеской семьи Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и его жены св. блгв. кнг. Марии Шварновны . 22 авг. 1191 г. во Владимире-на-Клязьме по их приказу и по благословению Ростовского еп. Иоанна была заложена каменная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 409). По-видимому, к этому времени М. уже стал иноком владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Осенью 1196 г. он мог присутствовать на торжественном освящении Рождественского собора обители (Там же. Стб. 413), 13 апр. 1212 г.- на похоронах вел. кн. Всеволода Большое Гнездо (Там же. Стб. 437), а 2 февр. 1218 г.- на похоронах Владимирского вел. кн. Константина Всеволодовича (Там же. Стб. 443). В 1214/15 г., после того как игумен обители Симон стал епископом Владимирским и Суздальским, М. был назначен настоятелем владимирского Рождественского мон-ря. 7 сент. 1219 г. участвовал в торжественном освящении («великым священьем») ц. Рождества Пресв. Богородицы, на к-ром присутствовали Владимирский блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович, его брат переяславский кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович и сын кн. мч. Всеволод (Димитрий) Георгиевич («игуменьство держащю Митрофану» - Там же. Стб. 444). 22 мая 1226 г. М. мог присутствовать при отпевании и погребении еп. Симона во владимирском Успенском соборе (Там же. Стб. 448). 14 марта 1227 г. здесь же М. был возведен во епископы «Суждалю и Володимерю, Переяславлю» Киевским митр. Кириллом I (II) и 4 епископами в присутствии всех членов великокняжеской семьи - кн. Георгия Всеволодовича и его братьев.

http://pravenc.ru/text/2563408.html

Санкт-Петербург. Церковь Василия Великого и Успения Пресвятой Богородицы при подворье Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря. Карта и ближайшие объекты Церкви свт. Василия Великого, Успения Пресвятой Богородицы и часовня Божией Матери Коневской Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря Финляндской епархии. Монастырь основал в конце XIV века прп. Арсений на небольшом острове Коневце, в 35 верстах от Кексгольма (ныне Приозерск), в северо-западной части Ладожского озера. Он был возобновлен в 1719 г. после освобождения края от шведов. Главными святынями в обители были: чудотворная икона Коневской Божией Матери „Акафистная“ (или „Голубица“), привезенная прп. Арсением с Афона, и его мощи в серебряной раке. В 1811 г. начались попытки выстроить в столице на Сенной или Знаменской площади часовню с кельями, чтобы перенести в нее чудотворную икону Коневской Божией Матери. Игумен монастыря согласился, однако, передать лишь список этой иконы. В 1817 г. Л. Руска составил проект постройки часовни на Зимней конной площади, а В.П. Стасов в 1819 г. – в Каретной части, на Невском, „между лавками“. Эти проекты остались на бумаге. Наконец, после того как купец Николай Козулин подарил монастырю место на Загородном проспекте, 8 сентября 1821 г., в престольный праздник обители, архимандрит Товия, наместник Александро-Невской лавры, заложил там небольшую ампирную часовню с плоским куполом. Ее освящение последовало летом следующего года. Иноки поселились в прилегающем деревянном флигеле. В 1849 г. архимандрит Игнатий (Брянчанинов) освятил в часовне небольшой придел во имя прп. Арсения. Во время страшного пожара 28 мая 1862 г., который истребил Апраксин, Щукин дворы и толкучий рынок, огонь перекинулся через Фонтанку и, достигнув деревянных келий, внезапно остановился. Иконы и утварь из часовни успели вынести на паперть Владимирской церкви. По просьбе купцов иноки с пением обнесли список Коневской Божией Матери и икону прп. Арсения вокруг Гостиного двора, который после этого чудом уцелел от огня. Благодарные купцы и окрестные жители пожертвовали значительные средства на постройку по проекту И.Б. Слупского новой двухэтажной шатровой часовни с дворовым флигелем для келий. Она была начата весной 1864 г., 15 декабря 1866 г. ее освятил игумен монастыря Израиль.

http://sobory.ru/article/?object=36056

Схимонахиня Марфа — основательница Богородице-Рождественского женского монастыря 15 декабря 2014 г. 15:19 15 декабря 2014 года исполняется 625 лет со дня блаженной кончины основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря города Москвы схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской, 1330-1389). Жизни и трудам подвижницы посвящена статья нынешней настоятельницы обители игумении Викторины (Перминовой). Писать о человеке, молитвами которого существует наша обитель, одновременно и легко, и трудно. Легко потому, что он близок своими молитвами и помощью. Трудно, поскольку жизнь человека Божия высока и непостижима. Жизнь схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской) мало описана в исторических источниках. Как все праведники, она избегала славы. Мы знаем о ней из сообщений о ее знаменитом сыне — герое Куликова поля князе Владимире Андреевиче Храбром. Влиятельная княгиня, она была смиренной послушницей преподобного Сергия, породившего ее духовно. Став вдовой в 23 года, она не вступила во второй брак, но посвятила себя молитве и воспитанию сына. Ее жизненный подвиг имеет много общих черт с подвигом матери святителя Иоанна Златоуста Анфусы, но превосходит его в том, что вдова Анфуса не отпускала сына в монастырь, прося остаться с ней до ее смерти и не повергать вторично в скорбь. Княгиня же Мария, напротив, жертвовала единственным сыном для блага Отечества, отпуская его во все военные походы и кровопролитные сражения, откуда он мог не вернуться живым. Большую часть собственных средств Мария Серпуховская вкладывала в государственные начинания, созидание храмов и обителей, помощь ближним. Венцом жизни княгини Марии было создание монастыря, в котором она постриглась в великую схиму и блаженно почила. Жизнь княгини Марии от рождения до вдовства (1330-1353) Княгиня Мария родилась около 1330 года. Из «Рогожского летописца» (ПСРЛ, Т. XV) мы узнаем, что ее отцом был Галицко-Дмитровский князь Иван Федорович Летописец повествует, что в 6853 году от сотворения мира, то есть в 1345 году, сын великого князя Иоанна Калиты Андрей взял в жены дочь Ивана Федоровича Марию

http://patriarchia.ru/db/text/3878465.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010