В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её продолжалось десять лет (1825-1835 гг). В начале XX века на колокольне Христо-Рождественского собора насчитывалось восемь колоколов, крупнейший из которых имел массу более полутысячи пудов. Работы по строительству возобновилось через пять лет, в 1840 году, когда началась пристройка каменной трапезной. Руководили работами протоиерей Андрей Иванович Калугин и церковный староста Стефан Ларин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма города Липецка. К 1848 году в приходе Христо-Рождественского собора насчитывалось 344 двора, в которых проживало 1 556 душ мужского и 1 563 женского пола, в том числе 13 дворов дворян с 24 мужчинами и 30 женщинами. В смутные времена лихолетья, после революции 1917 года, Христо-Рождественский собор также пострадал от рук безбожной власти, как и многие храмы того времени. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности. А в 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое состояние. И, в один из дней, встал вопрос о его сносе. Однако, по воле Божией, нашлись защитники храма. Активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков. Чтобы не потерять памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей. В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцовом часовом заводе. Однако, время шло вперед. Как известно, времена меняются. Господь Бог услышал молитвы верующих и в 1991 году безбожная власть пала. В тот же год Христо-Рождественский собор вернули верующим города Липецка. Тогда же он стал кафедральным. 2 ноября 1991 года состоялось освящение Христо-Рождественского собора, и в нём возобновилась служба. Молебен по случаю открытия собора совершил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий в сослужении наместника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрита Никона (Васина) и липецкого духовенства.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/08/...

Трагедия XX века. В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК. С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ. 23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского горисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен " План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира, " по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу. В 1953 году на фасаде бывшей Христорождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского. В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ. В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Христорождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков. Возрождение. 21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест. В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_женс...

1869 г., 22 июля. Архиепископом Антонием совершено освящение храма. Храм небольшой. Его длина 9 сажен, а ширина — 6,5 сажен. Верх украшен медною главою, которую венчает четырехконечный крест над луною. Глава и крест вызолочены. 1744 г. - с учреждением Владимирской епархии монастырь обращен в архиерейский дом. 1918 г. - архиерей и монахи выселены из монастыря, в котором разместилась ВЧК. Служба в соборе прекратилась. Из письма начальника ВГО ОПТУ т. Музыканта: «... музейной ценности церковь не представляет. Между тем своим расположением в центре двора... весьма мешает и тем, что заслоняет свет и солнце в квартиры сотрудников, и тем, что загромождает спортивную площадку...» 1930 г. - собор снесли. 1991 г., 21 сентября. На месте разрушенного храма установлен деревянный памятный крест. Особенности строительства храма-памятника на месте Рождественского собора (XII в.) в г. Владимире Вначале, начиная с 1997 года, на месте строительства проводились археологические раскопки. Богородице-Рождественский собор Владимирского Кремля, впоследствии составивший архитектурный комплекс Рождественского монастыря города, был возведен по велению князя Всеволода Большое Гнездо в период с 1191 по 1196 гг. В начале XIII века в связи с проведением ремонтных работ собор освящался заново. В XV, XVI веках и несколько раз на протяжении XVII и начала XVIII столетий проводились неоднократные ремонты храма. Храм был не только архитектурным памятником русского зодчества XII века, но и историческим зданием, так как в 1263 году в соборе был погребен Великий князь Александр Невский. Собор был усыпальницей для многих подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России. Проводимые ремонты собора историки связывали с имевшими место пожарами. Однако пожары были не единственной причиной необходимости укрепления конструкций храма. В 1858 году строительная комиссия отмечала исключительно ветхое состояние собора, «своды которого зияли расселинами» по 30...40 см, а опорные столбы имели трещины весьма солидного размера. По велению Императора Александра II собор был разобран. На его месте в 1869 году по проекту епархиального архитектора Н.А. Артлебена было построено новое здание, представляющее точную копию разобранного, но без окружающих его галерей. В 30-х годах двадцатого века этот собор был снесен.

http://sobory.ru/article/?object=02747

На богослужении присутствовали, губернатор Калужской области А.Д. Артамонов; председатель Законодательного собрания Калужской области Н.В. Любимов, глава администрации муниципального района «Козельский район» Е.В. Слабова. За богослужением молились: архимандрит Венедикт (Пеньков), наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь; игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы; игумения Сергия (Щербакова), настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино; игумения Ангелина (Нестерова), настоятельница Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря Вяземской епархии ; игумения Фаина (Кулешова), настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь; игумения Серафима (Старых), настоятельница Свято-Благовещенского женского монастыря г. Вязники Владимирской области; насельницы Казанской Амвросиевской обители, благотворители, многочисленные паломники. Богослужебные песнопения исполняли хор сестер Казанской Амвросиевской пустыни, регент монахиня Магдалина (Родина), и хор Сретенской духовной семинарии, регент А.В. Амерханов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил во иеромонаха иеродиакона Илию (Руднева), насельника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря . Проповедь перед причастием произнес иеромонах Назарий (Рыпин), насельник Оптиной пустыни. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к епископу Егорьевскому Тихону со словом напутствия и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница Казанской пустыни в Шамордино игумения Сергия (Щербакова), которая преподнесла Его Святейшеству икону Божией Матери «Утоли моя печали», написанную сестрами обители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4254298...

После перерыва начала работу секция «Взаимоотношения насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов». Ведущий — митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. В президиуме находились: игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь СОММ, настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь ; архимандрит Феофилакт (Безукладников) , настоятель Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; игумен Варлаам (Дульский), руководитель отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии ; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря г. Москвы Марфо-Мариинская обитель милосердия ; игумения Алексия (Петрова), настоятельница серпуховского Введенского Владычнего женского монастыря. Открывая работу секции, митрополит Георгий пояснил, что предложенные для рассмотрения на секции вопросы войдут в документ профильной комиссии Межсоборного присутствия, регулирующий отношения монастырей с миром. Во вступительном слове владыка также заострил внимание участников конференции на том, что, осознавая необходимость служения монастырей миру, их руководителям важно не допустить, чтобы мир пришел со своими законами и порядками в монастырскую жизнь и жизнь церковную. В первом разделе секции «Любовь к Богу и любовь к ближнему как Евангельская заповедь и ее воплощение в социальном служении монастырей» перед аудиторией выступили архимандрит Феофилакт (Безукладников) и игумения Алексия (Петрова). Архимандрит Феофилакт в докладе «Святоотеческое учение об отречении от мира. Исторический аспект» напомнил, что древние иноческие правила указывают на необратимый характер отречения монаха от мира, и восточная традиция характеризуется при этом большей канонической строгостью.

http://patriarchia.ru/db/text/5504236.ht...

За богослужением молились: архимандрит Венедикт (Пеньков), наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь;  игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумения Викторина (Перминова), настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря  г. Москвы; игумения Сергия (Щербакова), настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино; игумения Ангелина (Нестерова), настоятельница Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря  Вяземской епархии ; игумения Фаина (Кулешова), настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь; игумения Серафима (Старых), настоятельница Благовещенского женского монастыря г. Вязники Владимирской области; насельницы Казанской Амвросиевской обители, благотворители, многочисленные паломники. Богослужебные песнопения исполняли хор сестер Казанской Амвросиевской пустыни, регент — монахиня Магдалина (Родина), и хор Сретенской духовной семинарии, регент — А.В. Амерханов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил во иеромонаха иеродиакона Илию (Руднева), насельника  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря . Проповедь перед причастием произнес иеромонах Назарий (Рыпин), насельник Оптиной пустыни. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к епископу Егорьевскому Тихону со  словом напутствия  и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница Казанской пустыни в Шамордино игумения Сергия (Щербакова), которая преподнесла Его Святейшеству икону Божией Матери «Утоли моя печали», написанную сестрами обители. Затем Святейший Владыка обратился к верующим с  Первосвятительским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/4254724.ht...

Игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы, в докладе «Возрождение и хранение традиций как необходимый аспект просветительской деятельности монастырей» обосновал необходимость возрождения такой важной монашеской традиции как занятия богословием. Докладчик предложил участникам форума поразмышлять над следующими вопросами: какова роль богословия в монастырях, исчерпывается ли она пределами формального духовного образования и рядом внешних компетенций монашествующих, остается ли среди других монастырских послушаний место и пространство для богословия и богословствования. Опираясь на утверждение о том, что главной духовной задачей монашествующих является стремление к обожению, которое невозможно без занятий богословием (в докладе были рассмотрены несколько значений термина «богословие»), игумен Дионисий напомнил, что идти самим к святости и приводить к ней окружающих путем духовного просвещения — это обязанность и призвание иноков. Монахов называют «равноангельными», а ангелы, согласно учению святителя Григория Богослова, вторые светы при Первом Свете Самом Боге. Это означает, что и монахи могут иметь в себе свет, в том числе вероучения, который они смогли бы передать окружающим. Наместник Андреевского монастыря выразил уверенность в том, что в обителях необходимо возрождать занятия богословием, которые полезны как для духовного просвещения насельников, так и для просветительской деятельности наших монастырей среди православных и шире — в разных аудиториях, которыми столь богата современность. После перерыва состоялся круглый стол на тему «Что означает " жизнь во Христе " для современных монашествующих? (из практического опыта игуменов и игумений)», председательствовал на котором епископ Солнечногорский Алексий, викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы. Куратором выступила игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. В президиуме присутствовали игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, и настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова).

http://patriarchia.ru/db/text/5930048.ht...

Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1903 и 1905 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Василия Великого и Успения Пресвятой Богородицы при подворье Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря (утрачена) Санкт-Петербург, Красногвардейский район Архитектор: В.И. Баранкеев, Н.Н. Никонов, Н.Н. Никонов мл. Год постройки: Между 1902 и 1908 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Моисея Новгородского при подворье Сковородского Михайловского мужского монастыря Новгородской епархии (утрачена) Санкт-Петербург, Красногвардейский район Архитектор: Н.Н. Никонов, И.Н. Иорс Год постройки: 1897 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Василия Парийского при благотворительных заведениях Мещанского общества (утрачена) Санкт-Петербург, Московский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1888 и 1891 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербург, Невский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1897 и 1903 Архитектурный стиль: Эклектика Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: не ранее 1900 Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Собор Двенадцати апостолов Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1900 и 1902 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Иоанновский женский ставропигиальный монастырь. Часовня Серафима Саровского (утраченная) (утрачена) Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1911 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Домовая церковь-усыпальница Иоанна Кронштадтского Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: между приблизительно 1908 и 1909 Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Домовая церковь Иоанна Рыльского Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1900 и 1901 Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище

http://sobory.ru/architect/nnnikonov

Владыка Евфимий провел для гостей из Египта экскурсию по территории монастыря и показал его достопримечательности. Представители Коптской Церкви поклонились главным святыням обители — кресту с частицей Животворящего Креста Господня, Влахернской иконе Божией Матери, мощевикам с частицами честных останков первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Петра, митрополита Московского, преподобного Сергия Радонежского и сонма святых Успенской Киево-Печерской лавры. В Сергиевском храме паломники присутствовали на молебне с акафистом Толгской иконе Божией Матери и приложились к чтимому Высоко-Петровскому списку этого Богородичного образа, который по сложившемуся обычаю в этот день был доставлен в обитель из Государственного исторического музея. В тот же день коптская делегация посетила Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Наместник обители игумен Иоанн (Лудищев) показал паломникам из Египта монастырские храмы — собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и собор Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской, где почивают мощи небесного покровителя обители священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Благочинный Сретенской обители иеромонах Афанасий (Дерюгин) рассказал об истории и современной жизни монастыря и ответил на ряд вопросов гостей, интересовавшихся различными аспектами организации общежительной жизни в русских монастырях. Братское общение продолжилось за совместной трапезой. В честь прибытия высоких представителей Коптской Церкви был дан концерт с участием хоров учащихся Сретенской духовной академии и воспитанников воскресной школы монастыря. В Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре делегацию тепло встретили сестры во главе с настоятельницей игуменией Викториной (Перминовой). Коптские монашествующие поклонились пребывающим в обители святыням, среди которых — иконы с частицами мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Киприана и мученицы Иустины. В трапезном храме обители состоялось продолжительное общение. В праздничном приеме приняли участие заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница ставропигиального женского монастыря — Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельник Сретенского монастыря иеромонах Агафангел (Давлатов) и сотрудник ОВЦС С.Г. Алферов.

http://radonezh.ru/2023/08/23/delegaciya...

На богослужении присутствовали: уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецова; заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; глава г. Енисейска Красноярского края В.В. Никольский; глава управы Донского района ЮАО г. Москвы Д.Н. Соколов; генеральный директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова; народный артист России Н.П. Бурляев.  В храме молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова); настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге игумения Людмила (Волошина).  Среди молившихся за богослужением были воины Семеновского полка, представители казачества города Москвы и Московской области, студенты Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).  Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря (регент — П.В. Мунтян). Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз» . Для удобства верующих на площади монастыря были установлены экраны, на которых шла трансляция из Большого собора Донской обители. На малом входе Святейший Патриарх Кирилл на основании определения Священного Синода от 30 августа 2019 года ( журнал 99 ) возвел епископа Архангельского и Холмогорского Корнилия в сан митрополита — в связи с назначением правящим архиереем Архангельский епархии  и главой  Архангельской митрополии . Указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода от 30 августа 2019 года ( журнал 105 ) архимандрит Павел (Кривоногов) в связи с назначением на должность наместника Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря был поставлен игуменом означенной обители, с вручением игуменского посоха.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5493932...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010