Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1903 и 1905 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Василия Великого и Успения Пресвятой Богородицы при подворье Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря (утрачена) Санкт-Петербург, Красногвардейский район Архитектор: В.И. Баранкеев, Н.Н. Никонов, Н.Н. Никонов мл. Год постройки: Между 1902 и 1908 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Моисея Новгородского при подворье Сковородского Михайловского мужского монастыря Новгородской епархии (утрачена) Санкт-Петербург, Красногвардейский район Архитектор: Н.Н. Никонов, И.Н. Иорс Год постройки: 1897 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Василия Парийского при благотворительных заведениях Мещанского общества (утрачена) Санкт-Петербург, Московский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1888 и 1891 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербург, Невский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1897 и 1903 Архитектурный стиль: Эклектика Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: не ранее 1900 Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Собор Двенадцати апостолов Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1900 и 1902 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Иоанновский женский ставропигиальный монастырь. Часовня Серафима Саровского (утраченная) (утрачена) Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1911 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Домовая церковь-усыпальница Иоанна Кронштадтского Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: между приблизительно 1908 и 1909 Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Домовая церковь Иоанна Рыльского Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1900 и 1901 Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище

http://sobory.ru/architect/nnnikonov

ПЛОЩАНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, пуст. муж. в Севском уезде, на берегу озера Площанского. Основана в XVI веке старцем Прокопием. В ней четыре церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, с двумя приделами: Николая Чудотворца и Мальтинской Божией Матери; в этом храме погребены: строитель Иоасаф, ученик основателя Прокопия, и строитель же Иоиль, ученик Иоасафов, коих память за благочестивую жизнь уважается и доныне. 2) Теплая, Сошествия Св. Духа, с приделами: Феодоровской Божией Матери и Иоанна Крестителя, построенная г.г. Веревкиными в конце XVIII века. 3) Покрова Богородицы. 4) Всех Святых, над вратами. ВВЕДЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Орле, на левом берегу реки Орлика; основан в 1616 или 1617 г., после опустошений и разорений, причиненных городу Орлу литовцами и крымскими татарами. Здесь соборная церковь Введения Божией Матери, с. двумя приделами – Афанасия и Кирилла, и Мирона Чудотворца. – В 1843 году, мая 31, монастырь этот сгорел в случившийся в Орле пожар: две церкви, колокольня и все кельи сделались жертвою пламени. ТРОИЦКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Севске; основан в 1684 году. В нем каменная Соб. церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделом Благовещения Богородицы. ЗНАМЕНСКИЙ, женский, заштатный, в уездном городи Ельце; существует с древних лет и в 1764 году был упразднен; но в 1822 году, по указу императора Александра I, восстановлен с тем, чтобы пользоваться ему содержащем из процентов на сумму, внесенную в Сохранную Казну купцом Шапошниковым. – Здесь церковь Знамения Пресвятой Богородицы. РОЖДЕСТВЕНСКИХ, женский, заштатный, в уездном городе Болхове; основан в XVI веке и, после разорения в 1613 г. от поляков, возобновлен царем Михаилом Феодоровичем. Здесь две каменные церкви, из коих соборная во имя Рождества Богородицы. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: УСПЕНСКИЙ, муж. бывший в 3 классе, близ губернского города Орла, с соб. церковью Успения Богородицы. О времени основания и уничтожения его неизвестно. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. бывший в 3 классе, в уездном городе Брянске. Начало основания этой обители относится к отдаленной древности: ибо известно, что в XIII веке она уже существовала. При царе Михаиле Феодоровиче монастырь этот был приведен в цветущее положение; а патриархом Никоном возведен на степень Ставропигиального. Когда упразднена эта древняя обитель, сведений нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

16 февраля в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с премьер-министром Греции Георгиосом Папандреу. В ходе встречи обсуждалось расширение сотрудничества между православными странами, а также вопросы, касающиеся жизни русскоязычных в Греции.   18 февраля в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Президентом Республики Абхазии С.В. Багапшем и его супругой М.Г. Багапш. 15 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы. Патриарх Кирилл также посетил сестринский храм Успения Божией Матери, расположенный в нижней части собора Сошествия Святого Духа и побывал в богадельне Зачатьевского монастыря, где побеседовал с престарелыми монахинями и мирянками, преподав им Первосвятительское благословение. 16 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре. Утром 17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными. Затем Пердстоятель Церкви совершил вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. 18 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со спортсменами параолимпийской сборной России, отправляющимися на X Параолимпийские зимние игры в Ванкувере. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о здравии спортсменов и благополучном исходе соревнований, а затем обратился к членам паралимпийской сборной со словами напутствия. «Одним фактом своего участия в спортивных состязаниях вы свидетельствуете всему миру о победе человека над самим собой, — сказал Святейший Патриарх. — Люди, которые побеждают скорбь и страдание, являются ярким и сильным примером для всего общества».

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Существует 2 версии первоначального местонахождения обители. По одной из них, мон-рь «Рождества Богородицы на Рву» находился в Московском Кремле ( Кучкин В. А. Рец. на кн.: Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1994//ВИ. 1996. 2. С. 163; История Москвы. М., 1997. Т. 1. С. 70; Мазуров. 2006. С. 15; Панова. 2013. С. 184-185). По др. версии, М. Р. м. был основан на том месте, к-рое занимает ныне ( Лекомцев. 1999. С. 25-31). О возможности переноса М. Р. м. на современное место пишет Л. А. Беляев, проанализировавший сведения источников и мнения исследователей по этому вопросу, однако воздержавшийся от категорического вывода ( Беляев. 2003. С. 456-467). Большинство исследователей XX-XXI вв. считают, что в названии монастыря в Троицкой и в более поздних Воскресенской и Никоновской летописях упоминаемый «ров» - это крутой берег р. Неглинной, а «Труба» - пролом в стене Белого города, через к-рый и была проложена труба. И мон-рь изначально располагался на берегу Неглинной во владениях кнг. Марии и ее сына кн. Владимира Андреевича. Считается, что М. Р. м. создан в память о победе на Куликовом поле ( Мазуров, Никандров. 2008. С. 206) по благословению прп. Сергия Радонежского, который, видимо, был духовником кнг. Марии и кн. Владимира, крестил его детей (ПСРЛ. Т. 15. Л. 335. Стб. 142). Возможно, прп. Сергий был духовником сестер М. Р. м. и ввел в обители общежительный устав. По преданию, в монастырской «новой церкви каменной в Рождестве Богородицы» была похоронена дочь вел. кн. Димитрия Донского Мария Димитриевна († 15 мая 1399), жена мстиславского кн. Лугвеня (Семена) Ольгердовича. Однако не исключено, что Мария была похоронена не в монастырской Богородице-Рождественской церкви, а в одноименном каменном храме, выстроенном ее матерью вел. кнг. Евдокией Димитриевной в 1393-1394 гг. в Московском Кремле ( Мазуров, Никандров. 2008. С. 206). Ок. 1433 г. в монастыре приняла монашеский постриг с именем Евпраксия кнг. Елена Ольгердовна († 15 авг. 1437), супруга кн. Владимира Андреевича. Она была погребена в обители. 29 нояб. 1525 г. в М. Р. м. была пострижена с именем София 1-я супруга вел. кн. Владимирского, Московского и всея Руси Василия III Иоанновича Соломония Юрьевна Сабурова (ПСРЛ. Т. 24. С. 222-223).

http://pravenc.ru/text/2564212.html

Архимандрит Мелхиседек обратил внимание участников совещания, что интернет-страницы  ставропигиальных монастырей успешно развиваются, многие из них имеют уникальный контент, на сайтах создаются новые интересные рубрики. Пресс-секретарь Отдела поблагодарил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь за создание  научного сайта «Монашество в истории» ; Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь за создание на сайте обители  рубрик «Беседы матушки» и «Монашеская жизнь» ; Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь за  раздел «Жития преподобных жен» ; Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь за разработку  мобильного приложения толкований Священного Писания для iOS ; Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь за  рубрику «Соловецкие сказы» ; посвященную автобиографическим рассказам людей о Соловках, Андреевский ставропигиальный мужской монастырь за  рубрику «Новомученики » о служивших в Андреевском монастыре и храмах Юго-Западного викариатства новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Главный редактор журнала «Монастырский вестник», настоятель Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) подвел итоги работы редакционной коллегии журнала за 2016 год. Игумен Петр сообщил, что в настоящее время 107 монастырей оформили подписку на официальный печатный орган Синодального отдела по монастырям и монашеству. Главный редактор также поделился планами работы на следующий год, особо отметив тот факт, что читатели журнала теперь могут присылать свои вопросы специалистам в рубрики, посвященные юридическому консультированию и консультированию по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия. В следующей части своего выступления, посвященной образованию монашествующих, игумен Петр осветил наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией образовательного процесса в монастырях. Главный редактор официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству Екатерина Орлова сообщила игуменам и игумениям ставропигиальных монастырей, что специалистами информационной службы СОММ на сайте Отдела создана база монастырей Русской Православной Церкви, в наполнении которой монастыри могут принять деятельное участие.

http://patriarchia.ru/db/text/4696104.ht...

Пресс-секретарь Отдела поблагодарил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь за создание  научного сайта «Монашество в истории» ; Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь за создание на сайте обители  рубрик «Беседы матушки» и «Монашеская жизнь» ; Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь за  раздел «Жития преподобных жен» ; Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь за разработку  мобильного приложения толкований Священного Писания для iOS ; Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь за  рубрику «Соловецкие сказы» ; посвященную автобиографическим рассказам людей о Соловках, Андреевский ставропигиальный мужской монастырь за  рубрику «Новомученики » о служивших в Андреевском монастыре и храмах Юго-Западного викариатства новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Главный редактор журнала «Монастырский вестник», настоятель Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) подвел итоги работы редакционной коллегии журнала за 2016 год. Игумен Петр сообщил, что в настоящее время 107 монастырей оформили подписку на официальный печатный орган Синодального отдела по монастырям и монашеству. Главный редактор также поделился планами работы на следующий год, особо отметив тот факт, что читатели журнала теперь могут присылать свои вопросы специалистам в рубрики, посвященные юридическому консультированию и консультированию по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия. В следующей части своего выступления, посвященной образованию монашествующих, игумен Петр осветил наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией образовательного процесса в монастырях. Главный редактор официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству Екатерина Орлова сообщила игуменам и игумениям ставропигиальных монастырей, что специалистами информационной службы СОММ на сайте Отдела создана база монастырей Русской Православной Церкви, в наполнении которой монастыри могут принять деятельное участие. Главный редактор поблагодарила игуменов и игумений за активное сотрудничество с редакцией сайта и предложила в будущем году уделить внимание созданию страниц ставропигиальных монастырей в социальных сетях. Е. Орлова также привела примеры наиболее посещаемых страниц ставропигиальных монастырей. Помощник председателя Отдела по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия С.А. Анохина рассказала о назревшей необходимости совершенствования системы финансирования реставрационных работ в монастырях. По словам докладчицы, выделенные из бюджетных средств деньги часто не доходят до пользователя. Комментируя выступление С.А. Анохиной, епископ Дмитровский Феофилакт высказал предложение включать на паритетных началах представителей Церкви в профильные комитеты Министерства культуры и государственных органов охраны памятников.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4696930...

Следующая проверка — в апреле 2019 года — нарушений не выявила.  Какой ущерб нанесен обители Это еще предстоит оценить. Но, по данным источника “Интерфакса”, загоревшееся административное здание не является объектом культурного наследия.  История монастыря Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь основала в 1386 году княгиня Марией Ивановна, супруга князя Андрея Серпуховского, в память о победе на Куликовом поле. Строительство поддерживал Дмитрий Донской, духовником обители стал преподобный Сергий Радонежский, по данным сайта монастыря. “Это один из самых знаменитых монастырей в Москве, поскольку он прикрывал подъем Рождественского холма над долиной реки Неглинной. Монастырь сохранил потрясающий по архитектуре собор XVI века”, — рассказал “Звезде” историк архитектуры Алексей Клименко. Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы возвели в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. Он пережил два московских пожара — 1500 и 1547 годов. В восточной части фундамента сохранились остатки более древней белокаменной кладки. В 1812 году монастырь оккупировали войска армии Наполеона. Когда они отступали из Москвы, они пытались сжечь обитель. Но солома оказалась отсыревшей, и свечи догорели, не причинив монастырю вреда, гласит предание. После революции монастырь был закрыт. Серебряные ризы с икон сняли, часть их переместили в церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Многие сестры монастыря подверглись тюремному и лагерному заключению, ссылкам. Монастырское кладбище было уничтожено. Комплекс монастыря был отдан под жилье, склады, административные учреждения. Богослужения возобновились в 1992 году. Через год священный Синод решил возобновить монашескую жизнь в обители, и сюда прибыли первые насельницы. Монастырь был возрожден 16 июля 1993 года. Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости , Максим Стулов/«Ведомости» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/nikto-ne-postradal-no-...

Первоначальный проект Казанского храма был предложен Ф.О. Шехтелем, но был сочтен слишком дорогостоящим. Настоятельница обители игумения Ювеналия (Ловенецкая) остановила свой выбор на проекте архитектора П.А. Виноградова. 6 июля 1904 года священномученик Владимир (Богоявленский), в то время митрополит Московский, совершил освящение закладного камня трапезного храма. Строительство велось на средства М.В. Лапшиной. Благотворительница приняла монашеский постриг с именем Серафимы, о чем гласит надпись в храме, на северной стене у клироса. 8 сентября 1905 года митрополит Владимир освятил кресты на куполах Казанского храма и малым чином — сам храм, в котором в этот день престольного праздника была совершена первая Божественная литургия. Через год, 30 августа 1906 года, священномученик Владимир совершил великое освящение храма. В 1922 году Богородице-Рождественский монастырь был закрыт и разграблен. Окончательная ликвидация монастыря последовала в 1923 году: по сообщению газеты «Известия» от 16 мая 1923 года, с территории обители было выселено 788 монахинь, многие из них были арестованы. Игумения Ювеналия и несколько сестер были сосланы на Соловки, в лагерь особого назначения. Настоятельский и сестринские корпуса разоренной обители были отданы под коммунальные квартиры. Некоторым сестрам позволили остаться в своих келлиях на правах жильцов или поселиться где-либо на территории монастыря. Большинство рождественских инокинь претерпели гонения за веру, были замучены и убиты. В 1923 году собор Рождества Пресвятой Богородицы был отдан Моссоветом под клуб милиции. Спустя некоторое время на территории обители разместили исправительный трудовой дом. В 30-е годы было почти полностью уничтожено древнее монастырское кладбище, на котором были погребены основательница обители кн. Мария (в схиме Марфа, †1389 г.), супруга Владимира Андреевича Храброго кн. Елена (†1452 г.), представители рода Лобановых-Ростовских. На месте кладбища и монастырского сада насыпали холм, так что основания храмов и колокольни оказались погребенными под несколькими слоями грунта и песка. На этой насыпи было поставлено здание школы.

http://patriarchia.ru/db/text/1313758.ht...

При строительстве и проведении других работ на территории монастыря была нарушена древняя система «глиняных замков», предохранявших здания от воздействия подземных вод. В результате нарушения этой системы в зданиях установилась повышенная влажность, стены покрылись грибком. Под влиянием общественного мнения в 60-х годах решением Мосгорисполкома были выделены средства на частичную реставрацию собора и приведение в относительный порядок монастырских зданий. После реставрации в соборе вместо жилых квартир разместили архив одного из научно-исследовательских институтов. В семидесятых годах прошлого века большая часть построек была передана в аренду Московскому архитектурному институту. В остальных домах на монастырской территории размещались жилые квартиры и государственные учреждения. В конце 80-х — начале 90-х годов некоторые помещения заняли различные фирмы и арендаторы. В 1989 году древний храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, Священный Синод принял постановление о возрождении монашеской жизни в древней московской обители. Первыми насельницами стали сестры Пюхтицкого монастыря . По материалам сайта Богородице-Рождественского монастыря Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/1313758.ht...

Адрес: Россия, город Москва, Андреевская набережная, дом 2. Подробнее... Богородице-Рождественский женский монастырь (Москва) [ править править код ] Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Серпуховской (в схиме-Марфой), стал духовным памятником победы русских людей, обителью, где воплотился в жизнь девиз преподобного Сергия – «Любовью и единением спасаемся». Первые сестры монастыря - вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов, принесли в его священные стены любовь к почившим близким, своему народу и Отечеству, глубокую веру в Бога и вечную, не имеющую конца жизнь. Любовь и вера затеплили в обители неугасимую лампаду, осветившую путь к Богу многим поколениям людей. После десятилетий гонений и запустения XX века в стремлении к тем же светлым идеалам началось возрождение обители. Адрес: 107031, Россия, город Москва, улица Рождественка, дом 20. Телефон: 8 (495) 621–39–86. Подробнее... Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь [ править править код ] Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь — православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества. Действующий монастырь находится в совместном ведении Русской православной церкви и Государственного исторического музея. С 2010 года здесь действует церковный музей Московской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010