См. Паисеин Галицкий. Прибавление из VI тома Галицкий Скитский монастырь Мужской. Находился в Малороссийском городе Галиче. Гамалеевский Пустыно-Харлампиевский монастырь См. в дополнение ч. VI, стр. 599, под статьёй Харлампиевский. 81 Гамалеевский Пустыно-Харлампиевский монастырь Р ождества Богородицы , бывший в Киевской, а ныне Черниговской Епархии, 3 класса мужской. Находится близ местечка Воронежа в лесу подле села Гамалеевска, от которого и название своё получил. Строения в нём примечательнейшие следующие каменные: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Рождества Божьей Матери с четырьмя приделами: а) св. мученицы Варвары; б) Собора 12 Апостолов; в) св. Иакова Исповедника; г) св. Николая Чудотворца; 2) ЦЕРКОВЬ во имя священномученика Харлампия тёплая с трапезой; 3) ЦЕРКОВЬ во имя Вознесения Господня в колокольне. Настоятельство этой обители издавна Архимандричье. Священнослужение же Настоятели отправляют по подобию Киево-Николаевского монастыря. См. Историю Российской Иерархии, часть I, стр. 391–393. 82 . До 1786 года этот монастырь был заштатным, а в сем 1786 году, Апреля 10, положен во второй класс. Гдицкий монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии и уезда в Водской пятине на речке Ловане от Новгорода к северу 52 версты. В описи 1628 года о нём упоминается так: «во Гдицком погосте монастырь; а в нём храм деревянный во имя великомученицы Христовой Пятницы, а попа и причётников у того храма нет, пахотной земли на 30 четвертей, сенокоса на 20 копен». Ныне одно только селение на сем месте находится, под именем Гдинцово. Гдовский Николаевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в городе Гдове, принадлежащем к Санкт-Петербургской Епархии, до Штатов в 1764 году состоявшихся, при бытности города Гдова в Псковской Епархии приписан был этот монастырь к Псковскому Архиерейскому дому, а потом упразднён и обращён в приходскую церковь . Гелатмский Или Елатмский Рождественский монастырь Мужской, упразднённый. Находился близ города Мурома в Рязанской Епархии при посаде Гелатме или Елатме. Геннадиева Преображенская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Жуковой пустыни мужской упразднённый, находился в Костромской Епархии при реке Салде. До Штатов 1764 года было за ним крестьян только 6 душ; по Штатам же обращён в приходскую церковь . Салолчевская или Солелейская Успенская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, находится в Пензенской Епархии за Нижним Ломовым на реке Мокше. Самарский Новомосковский монастырь Екатериноославской Епархии. Самарский Пустынно-Николаевский монастырь Екатериноославской Епархии. Самарский Сергиевский монастырь См. Сергиев Самарский. Самарский Николаевский монастырь Мужской, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Самарский Спасо-Преображенский монастырь Мужской, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Самарский Спасский монастырь Девичий, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Санаксарский Богородицкий монастырь Мужской общежительный заштатный или Сеноксарская пустынь, находится в Тамбовской Губернии и Епархии, в Темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трёх вёрстах, по дороге, пролегающей из оного города через Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нём строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному виду строений своих и прекрасному местоположению. Сеноксарским назван от окружающих монастырь сенокосов, Санаксарским же зовётся по просторечию. Основан этот монастырь в 7167 (1659) году, по усердию жителя города Темникова, писца Луки Евсюкова, который, желая устроить монастырь в окрестностях города, убедил из одной обители (а которой именно, неизвестно) прийти Игумена Феодосия для основания и учреждения обители. Феодосий по приглашению его пришёл на это место и, пленившись красотой оного, решился остаться тут навсегда, и пособием приобщившейся к нему ещё братии и помянутого Евсюкова, сперва построил часовню, потом начал расчищать лес и устраивать место, приличное к монастырскому пребыванию. Жители города Темникова и окрестные обыватели, видя добродетельное их житие и умножение братии, в 7177 (1669) году обще с ними просили Святейшего Патриарха Иоасафа всероссийского в дозволении построить на том месте церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, и быть тут для монашествующих пустынному монастырю; по сему прошению их того же года, Октября 30 дана от Святейшего Патриарха благословенная грамота, и вскоре по оной храм сооружён, а в 7184 (1676) по прошению оного Игумена Феодосия с братией, по грамоте же Святейшего Патриарха Иоакима освящён, и тогда же к этой пустыни даны земля и лесные угодья, которые в 7193 (1685) году писцом Дмитрием Полочениновым и отмежёван.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Упразднённая в 1764 году. Находилась в прежней Устюжской, а нынешней Вологодской Епархии в Тотемском уезде, от Тотьмы к юго-востоку в 85 вёрстах при озере, именуемом Бабье, почему и прозвана Бабозерской. До Штатов настоятельство в ней было Строительское, и церковь одна, которая после приписана была к Маркушевскому монастырю, в 60 вёрстах к югу от неё находившемуся, а с состояния Духовных Штатов обращена была в приходскую Бабозерского погоста, но в 1806 году сгорела. По переписным книгам 7186/1678 года дворов крестьянских за этой пустынью было девять, а по генеральному свидетельству 1722 года, всех крестьян и вкладчиков мужского пола – 153 душ, земли 80 четвертей, сена на 555 пудов. Прибавление из VI тома Багатев или Богаев Николаевский монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Костромской Губернии. Вероятно, он то же, что и Бабаевский. Балаклаевский Георгиевский монастырь Екатеринославской Епархии 3 класса мужской находится в безуездном городе Балакаеве, по которому и название своё имеет Балаклаевский, а Георгиевский – по главной церкви. В 1806 году при учреждении оному монастырю штата, положено быть в нём Настоятелю, но не сказано именно – Игумену ли или Архимандриту. Ныне находится Архимандрит, которому 1806 года Января 3 по Именному Высочайшему Указу, последовавшему на докладе св. Синода, повелено производить жалованье Игуменское по 200 рублей в год. Балахонский Покровский монастырь Мужской, упразднённый. Находится в Нижегородской Епархии в городе Балахне, почему и называется Балахонским. В нём две ЦЕРКВИ каменные: 1) во имя Покрова Пресвятой Богородицы, по которой монастырь именуется ещё и Покровским, с приделом во имя преп. Сергия Радонежского; 2) во имя св. Николая Чудотворца. До учреждения Духовных Штатов было за монастырём сим 97 душ крестьян, а с того времени, будучи оставлен на своём содержании, вскоре упразднён. Балахонский Рождественский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Нижегородской Епархии в городе Балахне. В нём были две ЦЕРКВИ каменные:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него. Основан этот монастырь в 1524 году, в княжение Великого Князя Василия Ивановича, по случаю явления Божией Матери, одному из жителей Сямской волости, страдавшему тяжким недугом и после этого явления внезапно исцелившемуся. Предание говорит, что явившись этому больному Царица Небесная, повелела объявить ея волю жителям прихода Покровско-Сямской церкви, чтобы близь нея был устроен монастырь и храм в честь Рождества Богоматери. Это и было устроено в том же 1524 году. До 1760 г. строение в монастыре было деревянное. В 1544 г. монастырь посетил Иоанн Грозный. В 1613 г. монастырь разорен поляками. В 1642 г. пожар уничтожил весь монастырь за исключением одной чудотворной иконы. Вторичный пожар 1690 г. опять уничтожил монастырь. Монастырь имеет правильную четыреугольную форму, обнесен оградой, въ 5 арш. вышины и с двумя вратами и тремя башнями. В самой средине ограды возвышается двух-этажная каменная церковь Успения, имеющая большое сходство с Киево-Печерским храмом Успения Пр. Богородицы. Церковь построена между 1764-1777 г. В верхнем этаже престол во имя Рождества Пр. Богородицы. Здесь главная храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. В теплом нижнем этаже два престола Благовещения Богоматери и Рождества Предтечи. В одной связи с церковью колокольня. Здесь же имеется библиотека и ризница достаточная различной утварью. Кроме храма имеется внутри ограды несколько корпусов. Вне монастыря много различных построек хозяйственных и других. Здесь же имеются помещения для богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Трагедия XX века. В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК. С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ. 23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского горисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен " План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира, " по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу. В 1953 году на фасаде бывшей Христорождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского. В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ. В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Христорождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков. Возрождение. 21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест. В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_женс...

1) холодный - въ честь Рождества Пресвятой Богородицы, съ двумя приделами: во имя св. Тихона Задонскаго и во имя Всехъ Святыхъ (построенъ въ 1790 и возобновленъ въ 1830 г.); 2) въ честь Феодоровской иконы Б. M., съ двумя приделами: въ честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преп. Давида Солунскаго (построенъ въ 1861 г. на средства возобновителя монастыря пот. поч. гр. Давида Ивановича Хлудова). Въ монастыре находится местночтимая Феодоровская икона Б. M. Монастырь владеетъ 425 дес. земли. Игуменъ, 5, 3, послушниковъ рясофорныхъ 4, указныхъ 9 и живущихъ на 16. Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, стр. 482-483 Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь основан в XIV веке по благословению преподобного Сергия Радонежского на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Димитрия Донского— Димитрия Михайловича Боброка Волынца. В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года, святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы). В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему заложен был мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобреневым» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители. В то время обитель являлась «сторожем» на подступах к Коломне и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке. Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 г. сообщают о начатом ещё в 1757 г. строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь— Входоиерусалимская сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение— святые ворота, всё остальное было деревянное. В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма, воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезою вверху— церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а внизу— во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, которой в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

http://sobory.ru/article/?object=01130

Из книги Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии (X-XX вв.). - Владимир: 2004. С. 21-22 С Константино-Еленинской обителью связано и другое имя - св. Пахомия Нерехтского (в миру Иакова), родившегося в семье священника в начале XIV в. во Владимире. После смерти отца в возрасте 12 лет он был отдан послушником в Богородице-Рождественский монастырь, где позднее был пострижен в монашество и получил сан иеродиакона. Митрополитом Алексием назначен игуменом вновь открытого Константино-Еленинского монастыря близ Владимира, но вскоре удалился в костромские земли, где основал Троицкий монастырь в с. Сыпаново, в котором почил с миром 23/03/1384 и там же был похоронен. По материалам " Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь " . - Владимир, 2002. Еще в IX – начале Х вв. на этих землях жили угрофинские племена – язычники, которые поклонялись своим богам и приносили им жертвы на капищах. Здесь возникает первое поселение монахов-славян, пришедших с юга, и на месте бывших капищ строятся деревянные срубы храмов, православные церкви. Монастырь выполнял функцию форпоста на левом берегу Клязьмы на подступах к Владимиру. В 1238 г. монастырь был сожжен татаро-монголами. Некоторые летописцы относят возникновение монастыря к кон. XII - нач. XIII вв., основываясь на том, что один из игуменов монастыря, Феодор, был посвящён в 1276 г. в сан Владимирского епископа. Монастырь вновь был открыт в 1362 г. другом и соратником Сергия Радонежского Алексием, который был настоятелем этого монастыря, а в последствии митрополитом Киевским и всея Руси. Первоначально при монастыре была построена в 1362 г. соборная Царе-Константиновская церковь, которая в указе Синода 1752 г. уже числилась как соборная церковь во имя святых благоверных царей Константина и Елены. В нач. XVII в. Константино-Еленинский монастырь не избег Литовского разорения, подобно Боголюбову монастырю. В 1721 г. по ветхости зданий и скудности средств содержания Константино-Еленинский монастырь был упразднён и приписан к Боголюбову монастырю, но в 1727 г. по просьбе братии опять восстановлен и оставлен на прежнем основании под управлением игуменов. По штатам 1764 г. он сделан второклассным с настоятелем архимандритом. Архимандритом Константино-Еленинского монастыря Авраамием было начато возведение пятиглавой каменной Константино-Еленинской церкви. В 1775 г., согласно указу Святейшего Синода, за ветхостью зданий Константино-Еленинский монастырь был окончательно упразднён и братия его переведена в Николо-Волосовский монастырь, с настоятелем, братиями и церковной утварью, отчего тот иногда именовался Цареконстантиновским Николаевским монастырем. Обитель была закрыта, храм передан общине села Доброе.

http://sobory.ru/article/?object=05408

Однако, как в этом „описании синодика“, так и в произведениях выше поименованных авторов излагаются сведения или необстоятельные, или неточные или ошибочные, а главное – очень неполные. Так, – опускаются все надписи на предметах церковной утвари, на церковно-богослужебных книгах, на намогильных камнях и многое прочее, что имеет значительный научный интерес и в нескольких отношениях. Все это пополняется в предложенном здесь историко-археологическом. очерке. I. Местность От города Одоева, точнее – от Одоевского городища, внутри которого находится Соборный Воскресенский храм, в расстоянии около двух верст, на правом берегу р. Упы, находится село Анастасово. Это – прежде бывший мужской Богородице-Рождественский монастырь, построенный в первой половине XVI столетия удельным киязем Иваном Михайловичем Воротынским и названный Аиастасовым по имени первого настоятеля его, игумена Анастасия. Монастырь был упразднен во второй половине XVIII-ro столетия. От монастыря остался храм, теперь приходская церковь : и в храме и вне его доселе еще сохранилось не мало памятников, в историко-археологическом отношении весьма примечательных. II. Основатель монастыря По точному свидетельству так-называемой „Вкладной Книги“, приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь „ставили, и строили его всяким. строеньем, и земли к тому монастырю подавали“ князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился в их вотчине, в Одоеве. (См. далее Вкл. Кн.). Князья Воротынские, это – древний княжеский и боярский род, происшедший οт св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского († 1246 г.), жившие в своем удельном городе Воротинске и от него получившие свое прозвание. 2 От кн. Михаила Всеволодовича, по прямой линии, произошли: Симеон Михаилович (третий его сын). Роман, Симеонович, князь Новосильский. Теснимый татарами, он из Новосили перешел в г. Одоев, – в 1374-м году, и был первым князем Одоевским. Его сын Юрий Романович, а его сын Феодор Юрьевич. Он женился на внучке Литовского князя Ольгерда, около половины XV-ro века, и получил в удел г. Воротынск, куда и перешел в 1492-м году на княжение. Этот князь Федор первый стал называться Воротынским. Но князь Федор Воротынский, „вместе“ с прочими удельными кпязьями Черниговскими, находился в подданстве Литвы. Его старший сын Михаил Федорович.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

— Кто из ваших предшественников на Тобольской кафедре вам ближе всего по духу? Почему? — Одна из наиболее значимых фигур в истории Тобольской митрополии — архиепископ Киприан (Старорусенников), первый тобольский архиерей. Помимо трудов по организации церковной жизни в епархии он немало сил отдал делу просвещения, положил начало сибирскому летописанию. Другие тобольские архиереи также внесли важный вклад в развитие образования и богословия. Это митрополит Филофей (Лещинский), архиепископы Антоний (Нарожницкий), Варлаам (Пет­ров) и многие другие. Все святители на Тобольской кафедре были подвижниками веры и благочестия. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский, являет собой пример архипастырской мудрости, молитвенности и благочестия. Совершавший вместе с ним служение святитель Филофей открыл первую школу на Сибирской земле, построил множество храмов, отдал немало сил для развития миссионерского служения и проповеди для народов Сибири. — Ведется ли в епархии работа по популяризации этих святителей? — Конечно! Преподаватели и учащиеся Тобольской духовной семинарии ведут серьезную работу по изучению деятельности архипастырей: посвящают им доклады, семестровые сочинения, курсовые работы, бакалаврские и магистерские диссертации, вместе со светскими историками и писателями издают отдельные статьи и книги. Большую работу проводит миссионерский отдел. В Тюмени установлен бронзовый памятник святителю Филофею с предстоящими представителями коренных народов Севера. Кстати, место, где установлен монумент, названо в его честь — сквер Святителя Филофея. Будущее Абалакского монастыря — социальное служение — Сколько в епархии сегодня действует монастырей? — Два мужских и два женских. В Тюмени действует Троицкий мужской монастырь. При нем, кстати, открыты Тюменская православная гимназия и Тюменское духовное училище. Другой монастырь в Тюмени — Богородице-Рождественская женская обитель — знаменит тем, что это место, куда на поезде прибыла семья Николая II в 1917 году, после того как Временное правительство сослало их в Тобольск. Вблизи Тобольска действует Абалакский мужской монастырь и Иоанно-Введенский женский монастырь, при котором есть приют для девочек.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5742084...

По свидетельству «переписной окладной книги новгородской Вотской пятины 1500 года», 96 в Ладоге в XV веке существовали «церкви: Спасская, Воскресенская, Христо-Рождественская, Богородицкая, Петра святого, Семена святого, Климента святого. 97 Некоторые из сих церквей, вероятно древнейшие, имели свои земли в Ладоге и дали свои названия концам Ладожского посада: «Спасскому», «Богородицкому», «Семеновскому», «Климентскому». Другие церкви: «Христорождественская», «Семеновская» и «Климентовская», имели свои земли в разных погостах, не вдалеке от Ладоги. В той же оброчной книге Вотской пятины упоминается: «Никольский монастырь из Ладоги», «Пречистый монастырь из Ладоги», «Егорьевский монастырь из Ладоги из-за «Ивановской» или «Ивана святого монастырь из Ладоги», «Рождества-Христова из Ладоги» и «Семиона святого из Ладоги». Последние два монастыря – Христорождественский и Семеоновский, очевидно тожественные с Рождественской и Семеновской церквами, упоминаемыми в той же оброчной книге, существовали, по-видимому, недолго, и, вероятно, как образовались из приходских церквей, так скоро и опять обратились в приходские церкви. Но монастыри: Ивановский (Иоанно-Предтеченский) и Егорьевский из-за стены (Георгиевский), существовали несколько столетий и оставили памятниками своего существования, первый – Иоанно-Предтеченскую церковь , приписаннуй к Николаевскому монастырю, а второй – весьма древнюю и весьма замечательную по своим древним фрескам Георгиевскую церковь , что в Олеговой крепости. К нашему времени остались из древних ладожских монастырей 98 только два монастыря: 1) Заштатный Староладожский Николаевский мужской монастырь: это так называемый в древности «Никольский монастырь из Ладоги» и 2) Третьеклассный Староладожский Успенский монастырь: это так называемый в древности «Пречистый монастырь из Ладоги». Название Николаевского монастыря Староладожский Николаевский монастырь называется Николаевским потому, что он посвящен имени Св. Николая Чудотворца, Архиепископа Мирликийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010