Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901, г. Тирасполь - 4.11.1937, Сиблаг, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из семьи священника-миссионера. В нач. 20-х гг. служил в Красной Армии. Был увлечен идеями обновленца В. Д. Красницкого . В 1924 г. сблизился с еп. (впосл. архиепископом) Сергиевским Варфоломеем (Ремовым) и отошел от обновленчества. Стал прихожанином Высокопетровского московского муж. мон-ря , где учился в нелегальном духовном учебном заведении, продолжавшем традиции МДА. 17 марта 1926 г. пострижен в мантию, 17 апр. рукоположен во иерея. В постриге получил имя Герман в память схиигум. Смоленской Зосимовой пуст. Германа (Гомзина) , к-рый был духовным наставником Варфоломея (Ремова). В мон-ре нес послушание по организации учебного процесса в тайной «академии». Вскоре Г. стал одним из известных в Москве духовников. Был духовно близок общинам храмов свт. Николая у Соломенной Сторожки и свт. Митрофания Воронежского в Петровском парке, где неоднократно служил. После арестов в 1929 г. священников этих храмов священномучеников Владимира Амбарцумова и Владимира Медведюка часть прихожан перешла под окормление Г. в Высокопетровский мон-рь. Г. последовательно и без колебаний пребывал под омофором Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . После закрытия в 1929 г. последнего из действовавших монастырских храмов - собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери - высокопетровский клир перешел в храм прп. Сергия Радонежского на Б. Дмитровке. Здесь духовническая деятельность Г. достигла расцвета. В 1932 г. он был возведен в сан архимандрита. 28 янв. 1933 г. Г. был арестован вместе с др. молодыми пострижениками Высокопетровского мон-ря и как участник «контрреволюционной организации христианской молодежи» приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Сиблаге, близ г. Мариинска, в Западно-Сибирском крае, продолжал в заключении духовно окормлять верующих. Из-за жесткого ограничения числа отправляемых из лагеря писем Г. в одном послании обращался сразу ко мн. духовным чадам, письма разрезали на фрагменты, к-рые раздавали адресатам. В лагере Г. посетила одна из его духовных дочерей - З. С. Черкова, сумевшая передать ему Св. Дары. В заключении Г. узнал о казни архиеп. Варфоломея (Ремова) и написал 2 заупокойных канона, посвященные его памяти.

http://pravenc.ru/text/164729.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (после 1239 - после 1252, Владимир), блгв. кнж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), дочь владимирского кн. св. Александра Ярославича Невского и его 1-й супруги кнг. Александры Брячиславовны (прямые указания на то, что Е. А. была дочерью Александра Невского, появляются в кон. XVII в., с этого времени она неизменно титулуется княжной). Сохранилось общее погребение Е. А. и ее матери во владимирском Княгинином в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре ; Е. А. могла быть погребена там после 1252 г., когда св. Александр Невский стал вел. князем Владимирским (указание на год рождения Е. А. обусловлено тем, что в 1239 кн. Александр женился). Сведений о Е. А. в источниках XIII в. нет, наиболее ранние известия относятся к XVI в.- времени возобновления Княгинина мон-ря. В «Книге степенной царского родословия» при описании погребений в Успенском соборе Княгинина мон-ря сообщается: «В приделе Христова Рожества, от юга на правой стране, положени быша великия княгини Александра да великая княжьна Евдокия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 228). До постройки придела (сооружен, вероятно, во 2-й пол. XVI- 1-й пол. XVII в.) мощи Е. А., по-видимому, находились в вост. части галереи, окружавшей Успенский собор (в 1202, в 40-50-х гг. XVI в. на месте разрушенного древнего здания было воздвигнуто новое). По сохранившейся в позднем списке грамоте царя Иоанна IV Васильевича , определявшей порядок поминания его предков, погребенных во Владимире, архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , протопопу владимирского Успенского собора и всему собору владимирского духовенства «по великой княжне Евдокее девице петь в год одна понихида - марта в 1 день» ( Шилов. 1910. С. 66). В том же сборнике-конволюте XVII-XVIII вв. имеется описание гробниц, в к-ром, в частности, говорится: «Во владимирском Успенском монастыре, в пределе Рожества Христова, на правой стране вделан гроб в стене каменой, а в нем лежит великая княжна Еудокия во плоти. А у котором гробе княжна лежала прежде сего, и тот гроб разсыпался, и подняли ея четыре старицыи и положили в новой гроб древяной, во всем целу. А покров на ней во гробу - камка желтая, а кружево на ней шито золотом, а ожерелие у нее пристежное и з камением, жемчюжное да з дробцами, а дробцыи сребреные позолоченныи» (Там же. С. 63-64). Т. о., в XVII в. мощи святой открывались и были обнаружены нетленными, что, очевидно, послужило причиной начала ее почитания. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. в разделе, посвященном святым, к-рые «почитаеми от человек», но дни памяти к-рых неизвестны, на полях имеется указание на мощи св. князей - детей св. Андрея Юрьевича Боголюбского во Владимире, с добавлением: «Великая княгиня Евдокея тамо ж, во плоти и видима» (РГБ ОР. Ф. 173. МДА. Оп. 1. 201. Л. 333).

http://pravenc.ru/text/187093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Евгений (Мерцалов), еп. Юрьевский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Мерцалов Евгений Александрович; 6.03.1857, Тульская губ.- 7.05.1920, Петрозаводск), еп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель. Из семьи диакона. По окончании Тульской ДС определен 30 окт. 1878 г. надзирателем Ефремовского ДУ, с 5 сент. 1880 г. учитель чистописания. 1 окт. 1883 г. рукоположен во иерея к Введенской ц. с. Берёзовец Новосильского у. Тульской губ. 17 дек. 1883 г. утвержден законоучителем местной сельской школы. Овдовев, в 1889 г. поступил в МДА. В 1892-1894 гг. по болезни находился вне академии. В 1895 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. Указом от 22 янв.- 3 февр. 1896 г. определен в Олонецкую ДС преподавателем основного, догматического и нравственного богословия; с 1 марта 1897 г. одновременно преподавал евр. язык. Летом 1899 г. совершил паломничество в Св. землю, под впечатлением которого впосл. написал ряд очерков. 19 сент. 1901 г. определен инспектором семинарии. 22 дек. того же года пострижен в монашество. 20-21 февр. 1902 г. определен ректором Олонецкой ДС. 3 марта возведен Олонецким и Петрозаводским еп. Анастасием (Опоцким) в сан архимандрита. Председатель Олонецкого епархиального училищного совета; редактор «Олонецких ЕВ». 8 янв. 1903 г. назначен ректором Тверской ДС. Цензор «Тверских ЕВ» (с февр. 1903), член Совета Тверского епархиального историко-археологического комитета, член епархиальной Комиссии по составлению и изданию историко-статистического описания Тверской епархии (с дек. 1906). 16 дек. 1907 г. хиротонисан во епископа Муромского, стал 2-м викарием Владимирской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) . Е. пребывал в муромском Спасском мон-ре, управляя им на правах настоятеля. С 14 июня 1912 г. епископ Юрьевский, 1-й викарий той же епархии, настоятель Боголюбского в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастыря .

http://pravenc.ru/text/186985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН II митр. Киевский и всея Руси (1166/67-1169/70). Поставлен К-польским патриархом Лукой Хрисовергом после кончины в 1166 г. Киевского митр. Иоанна IV . По-видимому, К. прибыл в Киев после 19 мая 1167 г., когда Киевским князем стал Мстислав Изяславич: летописи не упоминают об участии К. 21 марта 1167 г. в погребении Киевского вел. кн. Ростислава Мстиславича († 14 марта 1167) в киевском мон-ре св. Феодора. (Прямое указание в Московском своде 1479 г. на приезд К. в Киев в начале княжения Мстислава представляет собой, вероятно, результат реконструкции событий позднейшим летописцем: ПСРЛ. Т. 25. С. 77; см. также: НПЛ. С. 32, 219.) К. атрибутируется одна из печатей рус. митрополитов с именем Константин. На одной ее стороне имеется изображение образа Пресв. Богородицы «Знамение», на другой - греч. надпись: «Константин, Божией милостью митрополит всея Руси» ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 49, 175, 253). К., судя по имеющимся данным, был вторым после Иоанна IV митрополитом, у кого в титуле были слова «всея Руси». Вероятно, это обусловлено как преодолением церковно-политического разделения 1147-1159 гг., связанного с поставлением на митрополию Климента Смолятича без санкции К-поля, так и выдвинутой не позднее нач. 60-х гг. XII в. претензией св. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского на учреждение неподвластной Киеву и подчиненной К-полю Владимирской митрополии. При К. продолжился начавшийся на рубеже 50-х и 60-х гг. XII в. спор о посте в среду и пятницу в тех случаях, если на эти дни приходятся Господские праздники. Ок. 1167-1169 гг. при дворе К. находился Ростовский еп. Леонтий II (в летописях - Леон, Леонт), видимо грек; он был изгнан с кафедры кн. Андреем Боголюбским и оправдан в К-поле патриаршим судом от обвинений, выдвинутых против него в нач. 60-х гг. XII в. владимиро-суздальским князем и нареченным Владимирским еп. Феодором (Феодорцем) , кандидатом кн.

http://pravenc.ru/text/2057014.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир (Алявдин), еп. Тобольский. Портрет. 40-е гг. XIX в. (РГИА) (Алявдин Василий Федорович; 28.07.1791, Владимир - 20.05.1845, Тобольск), еп. Тобольский и Сибирский. Сын священника, служившего во владимирском Княгинином жен. мон-ре . С мая 1799 г. учился во Владимирской ДС, с марта 1812 г. преподавал в семинарии франц. язык. 11 марта 1812 г. подал прошение Владимирскому и Суздальскому еп. Ксенофонту (Троепольскому) о пострижении в монашество, однако вскоре обратился с просьбой не совершать пострига ранее, нежели он достигнет 30 лет. В 1814 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1818 г. со степенью магистра и получил назначение в Пензенскую ДС профессором философии, древнеевр. языка и инспектором. Затем исполнял должность ректора Пензенского ДУ, в кон. 1820 г. переведен инспектором, профессором философии и франц. языка во Владимирскую ДС. 7 янв. 1827 г. пострижен в монашество архим. Никодимом в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери мон-ре , 20 янв. Владимирский еп. Парфений (Чертков) рукоположил В. во иеромонаха и определил строителем Сольбинской во имя свт. Николая Чудотворца пуст. 15 окт. того же года В. был переведен в С.-Петербург инспектором ДС и профессором философии и толкования Свящ. Писания, исполнял также должность ректора Александро-Невского ДУ. 29 янв. 1828 г. возведен в сан архимандрита и назначен действительным членом конференции СПбДА. 25 сент. 1829 г. назначен ректором и профессором богословия в Калужскую ДС и настоятелем Доброго мон-ря близ Лихвина. 5 дек. 1834 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. 20 янв. 1835 г. в Свято-Духовской ц. Александро-Невской лавры состоялась хиротония В. во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, к-рую возглавил С.-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) . 26 сент. 1836 г. В. был перемещен на Костромскую кафедру. Вел борьбу со старообрядчеством, восстановил Ипатиевский во имя Св. Троицы мон-рь , создал причетнические школы. В 1838 г. награжден орденом св. Анны 1-й степени.

http://pravenc.ru/text/159040.html

Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери (празд. 18 июня), чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери, по преданию стоявший над воротами г. Пронска. Во время разорения города татарами икона была расколота на 2 половины и брошена в кусты, однако чудесным образом срослась (одна половина оказалась немного выше др.) и была явлена в день Благовещения Пресв. Богородицы. В память об этом чуде на месте явления иконы был возведен Благовещенский храм. Далее сведения об иконе не встречаются вплоть до 1771 г., когда в Центр. России разразилась эпидемия моровой язвы. Одному из заболевших москвичей в тонком сне было указано обрести икону в доме помещика В. А. Лопухина на Пречистенской ул. Икону нашли на чердаке, и после отслуженного молебна больной получил исцеление. Весть о чуде привела в дом помещика огромное число паломников, и икона была передана в храм, где служил духовный отец Лопухина. Ок. 1780 г. икону перевезли в родовое имение Лопухиных - с. Зимарово Раненбургского у. Рязанской губ., где с нею совершались крестные ходы по всей губернии. Особыми чудотворениями Б. З. и. прославилась в 1831, 1848, 1855, 1860, 1871 и 1892 гг., когда в Рязанской губ. свирепствовали эпидемии холеры. Так, напр., известен случай исцеления в 1860 г. насельницы Казанского Явленского девичьего мон-ря в Рязани, о чем свидетельствует надпись, вышитая золотом на ризе списка с чудотворной иконы, выполненного в благодарность за исцеление (РИАМЗ). В 1849 г. икона избежала гибели в пожаре, будучи вывезена накануне в Скопинский у.; деревянный храм, в к-ром она пребывала, полностью сгорел. С 1889 г. чудотворную икону ежегодно привозили в губ. центр на 1-1,5 летних месяца, где она поочередно пребывала в каждом мон-ре и храме, а также в домах горожан. Эта традиция сохранялась и после Октябрьской революции: в дневнике рязанского свящ. И. И. Проходцова имеется запись за 1919 г.: «...19 июля привезли неожиданно Боголюбскую икону в город на лошадях». В 1925 г. прошение о пребывании иконы в Рязани было отклонено управлением милиции (ГАРО. Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 204. Л. 15). В наст. время местонахождение иконы неизвестно.

http://sedmitza.ru/text/722581.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Максим († после 1716), иконописец Оружейной палаты Московского Кремля посл. четв. XVII - нач. XVIII в. Очевидно, сын жалованного иконописца Максимова Ивана и брат Максимова Василия (см. ст. Максимовы ). Проживал в Москве, в приходе ц. вмч. Никиты на Швивой горке в Семёновской слободе. Первые сведения о его деятельности в Оружейной палате относятся к 1677-1678 гг., когда в составе большой группы иконописцев он работал над миниатюрами к напрестольному Евангелию для дворцовой ц. Воскресения словущего в Московском Кремле. В 1679 г. в группе мастеров принимал участие в написании 14 икон праотеческого ряда иконостаса Покровского собора в Измайлове (частично сохр., находятся в Покровском соборе). В 1689-1694 гг. совместно с Петром Федоровым Билиндиным , Николаем Соломоновым Вургаровым и Петром Семеновым Коробовым писал иконы для иконостаса ц. Воскресения Христова в Кадашах. Среди сохранившихся икон комплекса автограф мастера имеется на двери в жертвенник с изображением арх. Михаила (1694, Музей-усадьба «Останкино»). Имя И. упомянуто среди др. художников и на происходящей из того же храма иконе «Богоматерь Боголюбская, с припадающими преподобными Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и Иоанном Дамаскином» (1689, ГТГ). В надписи указано, что И. вместе с Петром Коробовым выполнил на ней изображение преподобных. Образ был написан за 5 дней. В 1702 г., к Пасхе, писал за 60 р. иконостас для новопостроенной ц. Воскресения Христова в Андреевском мон-ре в Пленницах по заказу игум. Феофана и братии (не сохр.). Поручителем при заключении договора был иконописец Билиндин, с которым И. совместно работал. В 1703 г. И. выступил поручителем Билиндина и В. Максимова при заключении ими договора на написание иконостаса в вотчине боярина Т. Н. Стрешнева с. Рождествене (Шарапове) Московского у. Наиболее позднее известное произведение И.- икона «Ап. Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе», написанная в 1706 г. для московской ц. свт. Власия Севастийского в Староконюшенном пер. В 1716 г. его имя еще упомянуто в переписных книгах Москвы.

http://pravenc.ru/text/200483.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИРСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ (НОВОАЛЕКСИЕВСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВЛАДИМИРСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ (НОВОАЛЕКСИЕВСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Алексиевский мон-рь. Фотография. 2004 г. Алексиевский мон-рь. Фотография. 2004 г. (Владимирской и Суздальской епархии), основан решением Свящ. Синода РПЦ 7 мая 2003 г. при храме во имя равноапостольных Константина и Елены во Владимире (до 1994 ц. во имя свт. Николая Чудотворца). На месте В. А. м. в XIII-XVIII вв. существовал муж. мон-рь во имя равноапостольных Константина и Елены, а также находившийся во владении обители приходский храм во имя свт. Николая Чудотворца в с. Добром. Возможно, Константино-Еленинский мон-рь был основан при блгв. кн. Андрее Юрьевиче Боголюбском, об этом косвенно свидетельствует топографическое положение обители - у дороги из Владимира в Боголюбово, в плотно заселенной местности, археологические находки на к-рой датируются XI-XIII вв. Близ обители, на противоположной стороне дороги, в Яриловой долине, находился мон-рь во имя вмч. Феодора Стратилата, основанный не позднее XII в. В 1276 г. игум. Константино-Еленинского мон-ря св. Феодор был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Церковь во имя равноапостольных Константина и Елены (бывш. Никольская). Кон. XVIII — нач. XIX в. Фотография. 2004 г. Церковь во имя равноапостольных Константина и Елены (бывш. Никольская). Кон. XVIII — нач. XIX в. Фотография. 2004 г. Запустевший в XIV в. Константино-Еленинский мон-рь ок. 1370 г. был возобновлен свт. Алексием , митр. Киевским и всея Руси. Возможно, тогда мон-рь стал домовым митрополичьим (позднее Патриарший, с 1753 синодальный). Во 2-й четв. XV в. в мон-ре была учреждена архимандрития, до 90-х гг. XV в. его настоятели были одновременно архимандритами митрополичьего нижегородского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . На короткое время после пожара в 1725 г. обитель была приписана к боголюбскому в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рю . В 1764 г., уже самостоятельный, Константино-Еленинский мон-рь был причислен к второклассным обителям. 11 апр. 1775 г. указ Синода предписывал упразднить обитель из-за ветхости единственного каменного храма и др. строений, настоятеля с братией перевести в Волосов во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Все монастырское имущество было передано в Никольскую ц. в с. Добром. Оставшийся без надзора Константино-Еленинский храм с приделами в честь Благовещения Пресв. Богородицы и свт. Алексия Московского, по-видимому, вскоре разрушился или был разобран.

http://pravenc.ru/text/154977.html

Св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский Статья из т. 2 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г. Андрей Юрьевич Боголюбский (между 1120 и 1125 - 29 или 30.06.1174, Боголюбово под Владимиром-на-Клязьме), св. блгв. (пам. 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых), кн. владимиро-суздальский (1157-1174), 2-й или 3-й сын ростово-суздальского кн. Юрия Владимировича Долгорукого от 1-го брака с дочерью половецкого хана Аепы Осеневича. А. Ю. Б. был одной из ключевых политических фигур на Руси в 60-70-х гг. XII в., сыграв решающую роль не только в образовании на северо-востоке Руси могучего Владимиро-Суздальского княжества (на месте периферийной Ростовской отчины своего прадеда Всеволода Ярославича и деда Владимира Всеволодовича Мономаха ), но и в оформлении и деятельном осуществлении принципиально новой политики, направленной на превращение Владимира-на-Клязьме в главный политический центр Руси, призванный заменить в этой роли древний Киев. Эта позиция А. Ю. Б. отчетливо проявилась уже во время вооруженной борьбы его отца за киевский стол против своего племянника волынского кн. Изяслава Мстиславича в 1149-1154 гг., в к-рой А. Ю. Б. выказал не только исключительную личную храбрость (в сражении под Луцком в 1149), но и миролюбие, пытаясь примирить Юрия с Изяславом. Свидетельством существовавших уже тогда далеко идущих замыслов А. Ю. Б. служит то, что он дважды, в 1151 и 1155 гг., предпочел свой Владимирский удел выделенным ему отцом владениям на юге Руси (в частности, Вышгороду), причем в 1155 г. его отъезд из Вышгорода «без отне воле» сопровождался рядом весьма значимых действий: он увез во Владимир помимо вышгородского клира также меч св. Бориса (см. Борис и Глеб ) и хранившийся в Вышгородском жен. мон-ре Богородичный образ, к-рый под именем Владимирской иконы Божией Матери стал одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и всего Российского гос-ва. Видимо, это снискало А. Ю. Б. популярность среди ростово-суздальского боярства, позволившую ему в 1157 г., после смерти отца, вопреки завещанию последнего в пользу младших сыновей от второго брака Михалка и Всеволода (см. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо ) занять ростово-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и резиденции Юрия Долгорукого Суздаля переместился во Владимир.

http://sedmitza.ru/text/888192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 17.10.1708, г. Нежин - 16.09.1771, Москва), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель, переводчик Свящ. Писания, творений отцов Церкви. Род. в семье молдав. дворянина С. К. Зертиса, Амвросий (Зертис-Каменский), архиеп. Московский. Гравюра. А. Осипов. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Амвросий (Зертис-Каменский), архиеп. Московский. Гравюра. А. Осипов. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) служившего при гетмане Украины И. С. Мазепе переводчиком с румын., греч. и тур. языков. За противодействие Мазепе, стремившемуся отделить Украину от России, Петр I наградил Зертиса поместьем в Нежинском полку. После смерти отца в 1722 г. А. жил на попечении дяди - соборного старца Киево-Печерской лавры Владимира (Каменского), фамилию к-рого присоединил к своей при поступлении в КДА. Окончив ее, А. в 1728-1733 гг. учился в иезуитской Львовской академии, затем - в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1734 г. поступил в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге, где в 1738 г. принял постриг, в марте 1740 г. был рукоположен во иеромонаха. Назначен преподавателем, в 1742 г.- префектом Александро-Невской ДС, много сделал для ее устроения. С 5 апр. 1748 г. архимандрит Новоиерусалимского мон-ря , член Святейшего Синода; будучи знатоком церковной архитектуры, восстановил запущенные строения обители. В 1753 г. А. был хиротонисан во епископа Переславль-Залесского и Дмитровского с оставлением в должности архимандрита Новоиерусалимского мон-ря до окончательного восстановления обители. 7 марта 1761 г. переведен на Сарскую и Подонскую кафедру (с 1764 Крутицкая и Можайская), 7 окт. 1764 г. возведен в сан архиепископа. С 18 янв. 1768 г. архиепископ Московский и Калужский. Отличаясь незаурядными адм. и хозяйственными способностями, начал обновление соборов Кремля, запретил нанимать т. н. крестцовых попов, был опекуном московского Воспитательного дома, на содержание к-рого тратил личные и епархиальные средства. С духовенством обходился жестко, поэтому имел много недоброжелателей. А. переписывался со свт. Арсением (Мацеевичем) по вопросу о церковных имениях; по преданию, митр. Арсений предсказал А. мученическую кончину, сказав: «Ядый хлеб со мною, ты возвеличил на меня запинание и как вол ножом заклан будешь». 16 сент. 1771 г. А. был убит в Донской иконы Божией Матери мон-ре в Москве во время чумного бунта, по одной из версий, за то, что распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, а возмущенная толпа обвинила его в намерении ограбить казну Богородицы; по др.- за то, что ввиду эпидемии намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Определением Святейшего Синода от 28 сент. 1771 г. убийцы А. были преданы анафеме и повешены. Погребен 4 окт. 1771 г. в Донском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/114378.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010