Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси Вообще снам не нужно верить. И святые отцы говорят даже об особой «добродетели неверования снам» (Блаж. Диадорх, в «Добротолюбии»). Но иногда они бывают очевидно правильными. Очень кратко расскажу про видение мною патриарха Тихона. Это было в год раздора митрополита Антония и митро­полита Евлогия. Я уехал из Парижа в Канны; там служил ежедневно. И однажды вижу сон. Будто я в каком-то огромном городе. Кажется, в Моск­ве… Но на самой окраине. Уже нет улиц, а просто разбро­санные кое-где домики… Место неровное… Глиняные ямы. А далее бурьян и бесконечное поле. Я оказываюсь в одном таком домике, скорее, в крестьянской избе. Одет в рясу, без панагии архиерейской, хотя и знают, что я — архиерей. В избе человек 10—15. Все исключительно из простонародья. Ни богатых, ни знатных, ни ученых. Молчат. Двигаются ле­ниво, точно осенние мухи на окне, перед замерзанием на зиму… Я не говорю — и не могу говорить: им не под силу слушать ни обличения, ни назидания, ни вообще ничего бо­жественного. Душа их так изранена — и грехами, и бедстви­ями, и неспособностью подняться из падения, — что они точ­но люди с обожженной кожей, к которой нельзя прикос­нуться даже и слегка… И я, чувствуя это, молчу… Довольно того, что я среди них, что они не только меня «переносят», но даже «запросто» чувствуют себя со мною (однако не фа­мильярно, ничего вольного), не стесняются, «своим» считают. «Только ты молчи, — безмолвно говорят мне их сердца, — довольно, что мы вместе… Не трогай нас: сил нет». Мне и грустно за себя, что ничего не могу сделать, а еще больше их жалко: несчастные они. Вдруг кто-то говорит: — Патриарх идет. А точно они и ранее ждали его. Мы все выходим наружу. Я среди группы. Глядим — почти над землей двигается Святейший Тихон. В мантии архиерейской, в черном монашеском клобуке (не в белом патриаршем куколе). Сзади него в стихаре послуш­ник поддерживает конец мантии. Больше никакой свиты… И не нужно: души больные, пышность излишняя неперено­сима им.

http://pravoslavie.ru/37817.html

Сон о патриархе Вообще снам не нужно верить. Но иногда они бывают очевидно правильными. Очень кратко расскажу про видение мною патриарха Тихона. 22 февраля, 2012 Вообще снам не нужно верить. Но иногда они бывают очевидно правильными. Очень кратко расскажу про видение мною патриарха Тихона. 22 февраля 1992 года произошло обретение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России . С 1927 года считалось, что тела Патриарха нет в его могиле в Донском монастыре: либо оно сожжено чекистами в крематории, либо тайно захоронено где-то монахами. Но, пролежав в сыром склепе 67 лет, мощи были обнаружены почти полностью сохраненными. И путь служения Патриарха Тихона, и явление его мощей пришлись на времена смут. Встреча, которую описал митрополит Вениамин (Федченков) , пришлась также и на время его внутренней душевной смуты. Архиеп. Вениамин (Федченков). Фото 1934 г. Сон: про видение мною патриарха Тихона Вообще снам не нужно верить. И святые отцы говорят даже об особой «добродетели неверования снам» (Блаж. Диадорх, в «Добротолюбии»). Но иногда они бывают очевидно правильными. Очень кратко расскажу про видение мною патриарха Тихона. Это было в год раздора митрополита Антония и митрополита Евлогия. Я уехал из Парижа в Канны; там служил ежедневно. И однажды вижу сон. Будто я в каком-то огромном городе. Кажется, в Москве… Но на самой окраине. Уже нет улиц, а просто разбросанные кое-где домики… Место неровное… Глиняные ямы. А далее бурьян и бесконечное поле. Я оказываюсь в одном таком домике, скорее, в крестьянской избе. Одет в рясу, без панагии архиерейской, хотя и знают, что я — архиерей. В избе человек 10—15. Все исключительно из простонародья. Ни богатых, ни знатных, ни ученых. Молчат. Двигаются лениво, точно осенние мухи на окне, перед замерзанием на зиму… Я не говорю — и не могу говорить: им не под силу слушать ни обличения, ни назидания, ни вообще ничего божественного. Душа их так изранена — и грехами, и бедствиями, и неспособностью подняться из падения, — что они точно люди с обожженной кожей, к которой нельзя прикоснуться даже и слегка… И я, чувствуя это, молчу… Довольно того, что я среди них, что они не только меня «переносят», но даже «запросто» чувствуют себя со мною (однако не фамильярно, ничего вольного), не стесняются, «своим» считают.

http://pravmir.ru/son-o-patriarxe/

Cud. adv. Palam. Petr. Arcud. Opuscul. aur. Theolog. ed. Rom. 1670 pag. 417. 5). «Тем, которые утверждают, что Божественное действие, хотя точно происходит из Божеств, существа, но происходит не отдельно, и словом «происходит» выражают неизреченное различие (δικρισιν), а словом «неотдельно» (δι το διαιτως ) чудное единство (νωσιν), – вечная память. (Demetr. Cydon. adv. Palam. Petr. Arcud. Opuscul· aur. Theolog. pag. 415–417). 116 Так напр. Господь сказал Моисею: не возможеши видети Лица Моего; небо узрит человек Лице Мое и жив будет ( Исх.33:13, 18, 20, 23 ). А Патриарх Иаков говорит как бы противное: видех Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя ( Быт.32:30 ). «И так неужели два бога, говорит на это св. Палама, один, имеющий лицо, доступное для зрения святых, а другой, имеющий лицо, не доступное никакому зрению? прочь безбожие! Но видимое Лицо Божие, являемое достойным есть сила и благодать Бога, а Его Лицо, никогда невидимое, превосходящее всякое явление и зрение, есть то, что называется природой Божией. Ибо, по Писанию, никто не участвовал в естестве и существе Господа и не видел, и не изъяснил природы Божией» ( Ин.1:18 – слово св. Паламы о Кресте: X oration. Mosq. 1776, pag. 30, 31). Подобны сему и следующие места св. Писания: Ин.6:46 , 1Тим.1:17; 6:16 . Мф.18:10 . Ис. гл. 6. Блаженный Феодорит говорит, что невозможно не только людям, но и Ангелам созерцать Божеств, естество. Все Пророки и Ангелы видели и видят не существо Божие, не описанное, не постижимое, но некоторый отблеск и славу оного, соразмерно естеству их» (Христ. чт. 1846 года 7. 1. Генв. стр. 39–41, 44). И Серафимы, которых видел Прор. Исаия пред престолом Божиим, по изъяснению св. отцов, закрывали лица свои, потому что не выносили блистания славы Божией, и не вмещали в своем уме ведения существа Божия (Твор. св. Отц. год. 3. Вас. Вел. на 6. гл. Исаии стр. 255. Христ. чт, 1845, Июнь, стр. З52. Добротолюб. ч. 2. стр. 80, гл. 67. Смотр. Прав. Догм. Богослов, Арх. Мак. Том. I, 1849, стр. 81–87. Примеч. 151, 155, 157, 158, 159, 160, 165, 166, 167; Сравн. Догмат. Богослов. Архим. Антон, изд. Киев, 1848, стр. 72. § 11, стр. 79–81, § 19, 20). 119 Hist. Gregor. Vol. II, pag. 670. Догм. Богосл. Арх. Мака Том. I СПБ. 1849. стр. 183–191, § 22. 121 Manuel. Calecae de Substanl. ct operat. Dei. Biblioth. Veter. Patr. Lugd. Tom. XXVII, pag. 329. στο. Μελετ. τομ. 3, S. 210–214. Histor. Canlacuz. Vol. 3, pag. 25, 181. Читать далее Источник: Святый Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и о действиях божиих/Соч. ректора Киево-Подол. духов.-уезд. уч-ща, магистра игумена Модеста. - Киев : тип. А. Гаммершмида, 1860. - 131 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

И мы, чрез посредство Его, познали глаголы жизни Божей; видели снисшедшее к нам Слово воплощенное; творим знамения и чудеса и возвещаем всему миру, яко посла Бог Сына Своего, да спасет Собою мир, и веруем, яко несть инаго имене под небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися нам ( Деян.4:12 ). 1Ин.4:17 . О сем совершается любы с нами, да дepзhobehie имамы в день судный, зане, якоже он есть, и мы есмы в мíр сем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. Познавший Бога и любящий может восходить на ту высокую степень совершенства в любви, от которой навсегда устранен ненавистник человечества и враг святыни. Эта степень совершенной любви есть дерзновение к Богу, как во время молитвы, так и в день суда. Оно есть такой дар многоценный и столь вожделенный, что Пророк Давид, испрашивая милости у Господа – жить всегда в доме Божем и зрить красоту Господню, не останавливался на сем благе, а устремлялся выше – искал самаго лица Господня, чтоб пред Ним вблизи открывать желания своего сердца ( Пс.26:4, 8 ). О сей высоте любви премудрый Соломон так сказал: «я, по естественному требованию, сплю, но сердце мое, по высочайшей моей к Богу любви, бдит» ( Песн.5:2 ). Посему очень справедливо один писатель церковный это состояние любви называет огненным источииком, который чем более в сердце человеческое входит, тем большую производит в нем жажду, и его воспламеняет (Добротолюб. 36 степ.). 1Ин.4:18 . Страха нсть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать: бояйся же не совершися в любви. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Когда душа восходит на степень дерзновения, то она стоит уже в Христовой свободе. Эта свобода раждает в сердце святое безстрашие. Потому и говорит Иоанн, что страха несть в любви, но совершенная любовь изгоняет страх. Любящее сердце не боится никаких бедствий настоящих; не боится и будущих на суде истязаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

417 Собран. писем, вып. стр. 206–208; ср. Невидимая брань, стр. 154. Бегай всегда чрезмерного, читаем мы в Сборнике аскетических писаний еп. Феофана, а ищи притрудно средины... Одна только чрезмерность благословенна Богом, это – любить врагов, быть в мире с ненавидящими, благотворить злотворящим, благословлять клянущих и злословящих, любить всякого человека, как себя или даже более себя, как и Христос возлюбил нас (стр. 100, 101, §14; стр.122, §16). 418 Собран. писем вып. III, стр. 175; ср. вып. стр.48; вып. стр. 96–97; 108, 105, 106; ср. Невидимая брань, стр. 74; ср. Святоотеч. наставл. о молитв. и трезвен. (Наставл. Василия Велик) стр. 27, §36. 437 Ср. Иоанн. Лествичн. сл. 4, п. 5; Добротолюб. т. V, стр. 343–344; Сборн. аскетич. писаний, стр. 35 и 103, §20. 439 Там же, стр. 293. Подробно о руководителе излагается преосвящ. Феофаном в брошюре «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения», стр. 3–81. 443 Что есть духовная жизнь, стр. 185–186; ср. Невидимая брань, стр. 92–94; Путь ко спасению, стр. 254–255. В брошюре «Востани спяй» преосвящ. Феофаном собраны из творений св. Тихона многочисленные случаи, которые дают повод к духовному рассуждению каждому христианину – см. стр. 52–100. 444 Там же, стр. 116. В «Письмах к разным лицам о разных предметах веры и жизни» преосвящ. Феофан дает образец записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы, – числом 162 (См. стр. 197–432). 455 Мысли на каждый день года, стр. 364–365; ср. Востани спяй, стр. 108–109; ср. Начертание христианск. нравоучения, стр. 77. 492 Путь ко спасению, стр. 305–306; ср. Начертание христ. нравоуч. стр. 35, ср. Письма о духовной жизни, стр. 45. Что касается выражения преосвящ. Феофана в его «Начертании христианского нравоучения» на стр. 381 и др., где он стояние человека на высшей ступени совершенства называет «исчезновением в Боге», то в этом пункте сказалось влияние на мировоззрение преосвященного творений, известных под именем Дионисия, на которого он и сам ссылается в этой же книге (стр.372). А творения Дионисия, как известно, в значительной степени отразили на себе влияние философии неоплатонизма (Зарин. Аскетизм по христианско-православному учению, т. стр. 439).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Пишешь, что здоровье твое значительно ослабело и ослабевает так что матушка игуменья отправляет тебя к доктору посоветоваться о своем нездоровье. Не противься ей в этом; можешь попробовать и полечиться, если будет помогать леченье; только своей главной мысли держись, — предаваться в волю Божию и молить милосердаго Господа, да устроит о тебе полезное, имиже весть судьбами, и как будет угодно благости Его. Также пишешь, что ты теперь, как от болезненнаго состояния, так и от настроения душевнаго, часто плачешь и более всего молишь Бога о том, чтобы в будущей жизни не лишиться тебе лицезрения Христова; и спрашиваешь, не гордая ли это мысль? Нет. Только ты не так понимаешь эту мысль, потому что все, помилованныя от Господа, будут сподоблены лицезрения Христова; и Царствие Небесное не что иное есть, как радость о Христе Спасителе, от лицезрения Его. Так и напротив, отлученные от Христа будут лишены и Царствия Небеснаго и отосланы в муку. А св. Златоуст говорит, что быть отлученным от Христа страшнее геенны и мучительнее всякой муки. Пр. Феогност в последней главе говорит: если кто не надеется быть там, где Св. Троица, тот да постарается не лишиться лицезрения воплотившагося Христа. А св. Лествичник в 29-й степени, в 14-й главе пишет, что достигшия безстрастия будут там, где Троица. В средней мере находящиеся будут иметь различныя обители. А получившие прощение грехов сподобятся быть внутри райской ограды; и последния не должны лишиться лицезрения Христова. Но тебя смутило слово пр.Симеона Новаго Богослова, который говорит: «кто в здешней жизни не узрит Христа в своем сердце, тот не узрит Его и в будущей жизни». Пишешь, что для тебя это изречение ужасающее. Успокойся и не безпокойся много. Если бы не были прибавлены слова, — в своем сердце, тогда действительно было бы это изречение ужасающее. А зреть Христа в сердце своем, — смиренный Никита Стифат объясняет так: «егда кто горячесть души своей в залогственной вере зрит расширяему, и Божию любовь: тогда Христа носити да весть в себе, еже от земли и видимых действующи возвышение души его, и на небесех жилище уготовляюща ей». И прочее. (Добротолюб., часть 4-я, сотница третья, глава 23-я.) И апостол Павел пишет: себе искушайте, аще есте в вере. Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте (2 Кор., гл. 13, ст. 5). И паки: вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3, 17). И паки: верою ходим, а не видением (2 Кор. 5, 7). Значит, вся сила в вере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Св. Григорий Палама, митр. Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и действиях Божиих Источник Аз предъиду пред Тобою славою Моею. Невозможеши видети лица моего; не бо узрит человек лице мое и жив будет. ( Исх.33:13–23 ) «Аще очистиши прилежанием жития сотворшуюся на сердце твоем скверну, паки возсияет ти Боговидная доброта». (св. Григорий Нисский . Добротолюб. ч. 2 стр. 87.) «Возсияй ми Богоначалие Трисолнечное сиянми Твоих Богодетельных озарений, еже паче ума Богоначальная твоея светлости». (Октоих Троичн. Канон, гл. 1, песн. 4, троп 1.) «Палама доказывал свое мнение не умозаключениями и геометрическими выводами (ибо он и не мог того, что выше нас, доказывать тем, что у нас), но мнениями св. мужей и ученнейших богословов. Он пространно говорил, что свет, воссиявший на Фаворе ученикам, есть слава Божия, и величие, и свет Божества, и Божество, и природный и вечный свет Божий». Иоанн Кантакузен. Canmacuz. Vol. 1, pag. 552. Святой Григорий Палама, митрополит Солунский Святой Григорий Палама есть один из великих подвижников благочестия Христианского, учителей и ревностных защитников Греческой церкви в борьбе ее с папизмом за православие и свою самостоятельность. Но его высокие подвиги монашеские, его непоколебимая ревность по православию против Западной церкви, не уступающая ревности Фотия и Михаила Келуллария, многочисленные, во многих отношениях полезные для богослова творения этого отца Церкви доселе, к сожалению, не пользуются полной известностью и у просвещенных сынов православной Церкви. Ни один, можно сказать, поборник Веры и благочестия православной Греческой церкви вообще не испытал столько клевет и не справедливых обвинений в отступлении от православия и правил подвижничества, как святой Григорий Палама . Не только современные ему западные, но и восточные историки и богословы старались затмить высоту подвигов этого святого мужа, находить в его творениях много ересей, как следствие отделения Восточной Церкви от единства с Западной 1 . И в новейшее время, даже в некоторых общеупотребительных сочинениях нашего отечества, св. Григорий Палама и его сообщники называются сектой, под именем Паламитов и Исихастов, получившей начало свое будто еще в XI-м веке 2 . Само собой разумеется, что такие взгляды историков и богословов, особенно западных, на деяния и учение св. Паламы не только касаются его одного, но в его лице оскорбляют православие всей Восточной Церкви (14-го века), которого он был тогда главным защитником.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

10 Niciph. Gregor. Hist. Bysant. Vol. II, pag. 919. Добротолюб. часть II, стр, 33. Claud. Fleur, hist. Eccl. Тот XXIII, ed. 1767, pag. 534. 11 Vid. Bibl. Graec. Fabric. Vol. XI, Hamburg 1722, png. 655. Патриарх Фплофей, жизнеописатель св. Паламы, в песнях в честь его говорит: «общего тя учителя познавает земля и море, столп священный Православия, премудрого Богослова священного», Кан. 2-й втор. нед. вел. поста, песнь 5, троп. 3-й. 12 «От младенчества возжелал еси лучши житие», воспевает Патриарх Филофей. 2-й кан., 2-й нед. велик, поста. 13 Синакс. 2-й нед. велик, поста. – Почему Палама избрал именно Афон для своих подвигов? а) Потому что он желал высших иноческих подвигов, и одна Афонская гора, которая и в 14-м веке преимущественно пред прочими Греческими монастырями славилась строгостью и святостью жизни своих иноков, могла вполне удовлетворить его святому желанию vid. Hist. Bysant. Cantacuz. vol. I, pag. 545; vol. Ill, lib. IV; pag. 176. Boivin, annotate. ad hist. Gregor, vol. hist. II, pag. 1274, in pag. 714. – б). Потому что Григорий, будучи еще в мире, отчасти жил по правилам Афонских обителей. 16 Hist. Cantacuz. vol. I, pag. 546. Синакс. 2-й нед. вел. поста hist. Gregor. Vol II, pag. 919. Claud. Fleur, hist. Eccl. Тот. XXIII, pag. 546. 17 Синакс. 2-й нед. вел. пост. Эти места означены на картинах Есфигменова Монастыря, привезенных в Россию Настоятелем его, Архимандритом Агафангелом. 20 Hist. Cantacuz. Vol. I, pag, 546. Kirchengesch. Schrück., Th. XXIV Leipz, 1802. S. 435. Синакс. 2-й нед. вел. поста. 23 Catalog. Codic. Manuscript. Biblioth. Reg. Tom. II, edit 1740, Paris, pag. 266. Cod. 1278, 3. 6. Petri Lambec. Commentar libr. II, ed. Vindob.1672, pag. 380, D. 25 Hist. Cantacuz. vol. I, psg. 543. Hist. Nic. Greg. Vol. II, pag. 555, 922, 923. Claudii Fleuri hist. Eccl. Tom. XXIII, ed. 1767, pag. 505. Словарь Истор. Жит. И деян. Часть 3, Москв. 1790, стр. 102, под словом: «Варлаам». 26 Hist. Gregor. Vol. II, pag. 556 ορ. κκλ. Μελτ. Μητροπ. ϑν. κδ. ν Βιεν. 1784, τομ. 3. S. 208. Annotat. Graetser. Ad hist. Cantacuz. Vol. hist. III, pag. 455.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

356 Путь ко спасению, стр. 269; ср. о Покаянии стр. 154–157; Сборник аскетических писаний, стр. 89, § 47. 358 Путь ко спасению, стр. 270; ср. Внутренняя жизнь, стр. 20; Письма к разным лицам, стр. 262–263. 365 Начертание христианск. нравоучения, стр. 152–156; ср. Письма о христианск. жизни, стр. 62–63; Мысли на каждый день года, стр. 192–193. Преосвящ. Феофан при разъяснении аскетических терминов основывался главным образом на творении препод. Филофея Синайского (Добротолюб.) т. III, 459–460, см. Начертан. 152. 370 И в своей обширной переписке он редко дает обстоятельные ответы о средствах и способах борьбы с какой-либо страстью, а ограничивается большей частью краткими советами, или же отсылает ко 2-му тому Добротолюбия /См. напр. письмо собран. писем, вып. IV, стр. 104. 373 Там же, стр. 276. О внешней жизни по духу жизни новой нами будет сказано ниже – в особом отделе. 378 В духовной жизни, по словам преосвящ. Феофана, на основании слова Божия и писаний отеческих, можно различать три возраста с некоторыми характеристическими особенностями в каждом: младенческий, юношеский и мужской. Младенческий возраст от начала жизни христианской до образования, с свойственной ему вообще нетвердостью, незрелостью и послаблением в побуждениях ( 1Кор.3:1 ). С установлением форм жизни в детском возрасте, начинается систематический, неопустительный сравнительно с детством труд над образованием себя, искоренением страстей и насаждением добродетелей – отличительная черта юношеского возраста. Наконец, после борьбы и подвигов юношеского возраста начинается вкушение покоя и сладости духовных благ в мужеском возрасте; характеристическая особенность его – твердость, опытность, познание тайн ( Сир.4:13 ). См. Начертание христ. нравоучения, стр. 132–136; ср. о Покаянии, стр. 153. 384 Добротолюбие, т. II, стр. 89, §137 (Св. Иоанна Кассиана – о борьбе с духом гордости); ср. Сборник аскетических писаний (Душеспасительные главы Леонтия иерея – «Ягода, падшая на землю, скоро загнивает, и добродетель гибнет, если бывает с тщеславием. Как дым от навоза никто не считает курением фимиама, так не приемлется Богом добродетель тщеславная»), стр. 142, §§ 95, 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

«Не все имена Божии имеют между собой одно и тоже значение, говорит св. Василий Великий ; ибо иное значение света, иное – виноградной лозы, иное – пути, иное – пастыря. И нет ни одного имени, которое бы, обняв все естество Божие, достаточно было вполне его выразить, а многие и различные имена, каждое с особенным значением, дают нам понятие, конечно темное и весьма скудное в сравнении с целым, но для нас достаточное. 120 " Итак, в заключение всего нашего сочинения повторим достопамятные слова, сказанные о св. Паламе отцами Константинопольского собора (14 века): «святейшего Фессалоникийского Митрополита, о котором мы слишком часто говорили, который ни пишет, ни думает ничего, несогласного с Божественными наречениями, который даже за общее наше благочестие и предание подвизался, сколько того требовало чувство чести и правды, признаем и называем не только во всех отношениях высшим нелепых обвинений, неправильно взнесенных на него, или лучше на Церковь , но и вернейшим защитником и помощником и поборником (благочестия и предания)… » «Святейший Митрополит Фессалоникийской Церкви во всем согласен с св. Богословами, а его обвинители виновны во многих и великих ересях и решительно противоречат изречениям Богословов 121 ». 1 Boivin, in annotat, ad hist. Cantacuz. vid. Histor. Bysant. Cantacuz. ed. 1831–1832. Bonnae Vol. III, pag. 500. Dion. Petav. opus de Theolog. dogm. ed. Venet. Тот. I, cap. Xll, pag. 95. 2 Gasz. die Mystik des Nik. Kabasilas. Greifsw. 1849, S. 1–25. Handbuch. Kirchengesch. Heinr. Kurz. Mitau. 1854, Band III, S. 98–102. Историч. Словарь Москв. 1791 под слов. Палама· Справочн. Энцпклопед. Словарь изд. Крайн, Том. 5, 1849, СПБ. стран. 179–180 под слов. Исихасты. 3 Так: а) Филофей, Константинон. Патриарх, написал 12-ть Защитительных речей против Григораса и жизнь св. Григория Паламы (vid. Biblioth. Coislinian. Moutfaucon. Paris 1715, pag. 156, cod. XCVIII et pag. 174–176. cod. CI.); службу св. Григорию Паламе и много слов, в похвалу св. Григория. (Vid. P. Lambecii Commentar, de Biblioth. Caesarea Vindobon, lib. V. Vindob. 1778, pag. 407–411, 426. – Catal. Codie. manuscript. Bibl. Begiae, ed. Paris 1740: Тот II, pag. 58, cod. CDXXI, 2, 3, 4, 5, pag. 263, cod. MCCXLIV, 1, 2; pag. 305, cod. MCCCLXI, II.) б) Марк монах написал три книги против противника Паламы Варлаама. (Vid. Biblioth. Coislin. pag. 404–406.) в) Николай Кавасила , Архиепископ Солунский в защиту св. Паламы написал пять книг о жизни во Христе. (Vid. Lambec. Comment, de Biblioth. Caesar. Vindob. T. V, pag. 414, cod. CCLXVI.) г) В защиту св. Паламы и его учения также писали: Афанасий Парийский, Патриархи Нил Констант, н Досифей Иерусалимский (Смотр, предисл, к сочин, св. Паламы: Δεκλογος κδ. ϑν. 1851 ετ.), св. Григорий Синаит (Добротолюб. изд. 1822, часть I, стр. 65–98), Каллист и Игнатий Ксанфопулы (там же, частъ II, стран. 40–100) и Каллист Катафагиот (там же, часть IV, стран. 83–118).

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

  001     002    003