На ли–берте лежали по отношению к патрону некоторые нравственные и юридические обязанности. В случае недолжного поведения со стороны libertus " a к своему патрону последний мог удалить его из Рима за сотый камень — стоило только сказать об этом префекту. Все подобные мероприятия с успехом применяли потому, что власть находилась в руках префекта.  Таким образом, в римском управлении было оригинальное понятие о «сотом камне». Фигура сотого камня не может быть начерчена в виде правильной геометрической фигуры: нельзя, например, отмерить этот сотый камень, установив ножку циркуля в Риме, а другой очертив круг, радиус которого равнялся бы ста камням. На самом деле сотый камень считался только по дорогам, которые вели в Рим или шли из Рима. Это была весьма условная фигура. Только в настоящее время с достаточной математической и географической точностью выяснено (Pertsch), где на различных дорогах лежал этот сотый камень. Римская миля равняется нашим 693 саженям. Ultra centesimum lapidem лежали, например, Perusia (ныне Perugia — город, архиепископскую кафедру которого занимал Лев XIII до избрания в папы), Capua — метрополия Кампании. Площадь intra centesimum lapidem равна всего 27800 кв. километрам.  Спрашивается, ecclesiae suburbicariae лежали ли в 10 provin–ciae suburbicariae, или же в regiones suburbicariae intra centesimum lapidem? В пользу второй альтернативы говорит уже то, что римский епископ здесь ставится в аналогию с высшим гражданским сановником (vir illustris praefectus praetorio Romae), а не со средним (как vicarius). Затем, слишком мало вероятности в том, чтобы в Сицилии и южной Италии не привилось митрополи–танское устройство. Ведь оно являлось выражением епископского самоуправления и, например, в близкой к Риму Африке получило в известном виде широкое применение. Таким образом, естественно предположить, что особые отношения римского епископа к «церквам подгородным» практиковалось intra centesimum lapidem, а не в 10 provinciae suburbicariae.  Римский иерарх был епископом для города Рима, митрополитом по отношению к ecclesiae suburbicariae. В этих границах его юрисдикция была вне всякого спора. В настоящий период папы стремятся подчинить ей всю западную церковь, т. е. развить ее в той территории, границами которой на севере были еписко–пии германские, на юге — церкви Африки, на западе — Галлия и Испания, и на востоке — границы префектуры иллирийской. Таким образом, западная церковь настоящего периода начиналась весьма недалеко от Константинополя: нынешние города Никополь и Филиппополь принадлежали востоку, но Сердика (ок. нынешней Софии), Фессалоника, в каких–нибудь 400 верстах от стен Константинополя, со всей Грецией, причислены были уже к западу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

— Два с половиной года вы занимали кафедру еще в одной из дальневосточных епархий — Хабаровской . Владивостокская от нее чем-то принципиально отличается? — Когда я прибыл в Хабаровск, трудами моих предшественников уже было сделано немало: возведены новый кафедральный собор, современное здание духовной семинарии, целый ряд необходимых городу храмов. Одна из важнейших задач, стоящих перед хабаровскими архиереями, — окормление духовной семинарии, которая готовит священнослужителей для всего Дальнего Востока. Необходимо позаботиться, чтобы обучение проходило на высоком уровне, найти квалифицированных и опытных преподавателей и профессоров, создать условия для продуктивной образовательной и научной деятельности. Прямая обязанность любого ­архипастыря — ­делать все возможное для полноценного развития приходской жизни в регионе. Именно с целью более эффективного управления ради пользы церковной как раз в те годы из Хабаровской епархии была ­выделена новая — ­ Ванинская , которая также входит в   Приамурскую митрополи ю наряду с Амурской епархией и Николаевским викариатством . В  Приморской митрополии тоже три епархии, но центральная — Владивостокская — осталась самой обширной, ее территория простирается от Якутского моря до границы Хабаровского края. Несмотря на наличие федеральной автотрассы и железной дороги, даже в пределах епархии из отдаленных церковных округов священникам бывает проблематично добираться во Владивосток — например, на расширенные заседания епархиального совета. Затяжные ливни, ледяные дожди, ураганы и иные природные катаклизмы в Приморье не редкость. В таких случаях взаимодействовать помогает опыт организации дистанционных совещаний и онлайн-конференций, полученный во время пандемии. В Приморской митрополии между епархиями сложилось доброе соработничество. У нас с Преосвященными владыками Гурием и Николаем хороший контакт. Регулярно общаемся на заседаниях архиерейского совета, в организации которых помогает викарий Владивостокской епархии епископ Уссурийский Иннокентий . Ежегодно совершая визиты в епархии и митрополии, общаюсь со служащими там клириками, стараюсь быть в курсе всего, что происходит в Арсеньевской и Находкинской епархиях .

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Как выяснилось, родом он с острова Крит, ему 18 лет, и он посвятил се-бя уже служению Господу. В храме семинарии, очень запоминающиеся ико-ны. Приложились к чудотворной иконе Успения Божией Матери. На ней были видны небольшие вмятинки - как нам сказали, это следы от пуль, которы-ми стрелял однажды злоумышленник, и пули обратились против него,рико-шетом отразились от иконы и насмерть поразили стрелявшего. Такова была кара Божия за кощунство. Приложились к мощам игумена Филумена - они слева от иконн Успения. Он жил на колодце Иакова и был зарублен топо-ром. Когда нашли его тело, разрубы оказались сросшимися. 8 июня. День 7й. Святая земля издавна почиталась паломниками. В 6-ом веке ее посетил Давид Гареджийский, впоследствии основавший грузинский монастырь. В 11-ом в. Святую землю посетила Ефросинья Полоцкая и игумен. Данниил. В 1811г. Синод утвердил Русскую миссию в Святой земле. Первым начальни-ком Русской Миссии был о. Порфирий Успенский. Наибольшего развития Миссия достигла при архимандрите Антонине Капустине, начальнике с 1865г. При нем было приобретено 72 тыс. кв. м площадей Святой земли. К сожалению, при советской власти часть земель утрачена. Остались во владении монастырь в Яффе, участок в Хайфе, мужской монастырь в Кедро-не, участок в Кане Галилейской, в Иерихоне. В 1864г. освящен собор ца-рицы Мученицы Александры. В 1997г. отмечалось 150-летие Русский Пра-вославной Миссии. Святую землю посетил Святейший Патриарх Алексий. Во время его визита в Горнем монастыре был отслужен молебен я и принято решение достроить большой собор Всех Святых строительство которого бы-ло отложено из-за первой мировой войны, а затем революции. 8 июня мы посетили Свято-Троицкий собор - храм Русской Православной Миссии где удостоились принять Святое Причастие. Служба совершалась с Митрополи-том Иерусалимским Василием, первым заместителем Св. Блаженного Патри-арха Диодора. Таким событием в наших душах был отмечен Духов День. Ве-чером были на приеме в Русской Православной Миссии, устроенном в честь праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Митрополи Дионисий Тырновский, направленный в Россию для передачи решений Константинопольского Собора 1590 г., заявил в Москве Иову: «А вам бы и вперед о всяких духовных делех советовати, обсылаясь с святейшим патриархом Иеремеем… так же как и прочие патриархи… А для ради дальнего пути избрати б тебе, святейшему патриарху, в свое место из греческих митрополитов и архиепископов, которой к тому годен, и приказати ему быти у вселенского патриарха для ради соборов и духовных дел вместо вашего святительства… как и от прочих патриарх… в Царегороде у патриарха приятели (т.е. представители-апокрисиарии восточных патриархов. — А. Б.) живут» (Посольская книга по связям России с Грецией/Изд. подгот. М. П. Лукичев, Н. М. Рогожин. 1588–1594 гг. М., 1988. С. 97). В ответ Патриарх Иов сказал, что обсудит данный вопрос с царем и Собором (видимо, никакого решения на этот счет в Москве так и не приняли). В течение XVII–XIX вв. состоялось несколько Соборов с участием всех или нескольких восточных патриархов, где не присутствовали представители Российской Церкви. Решения этих Соборов имели в основном богословское содержание. На них не рассматривались вопросы административного или судебного характера (по крайней мере такие, которые выходили бы за рамки соответствующих патриархатов). Поэтому отсутствие на этих Соборах представителей Московского Патриарха (а позднее — Святейшего Синода) не может рассматриваться как фактическое исключение предстоятеля Российской Церкви из пентархии, если понимать ее в качестве органа церковного управления. В 1666–1667 гг. Александрийский и Антиохийский Патриархи приняли участие в Московском Соборе, который рассматривал «дело патриарха Никона». Для правильного понимания их роли в работе Собора следует иметь в виду, что восточные патриархи были приглашены на Собор в декабре 1662 г. царем Алексеем Михайловичем, а не прибыли в Москву по собственной инициативе. Собор состоял в основном из епископов Российской Церкви и проходил под сильным влиянием царя. Когда же в феврале 1667 г.

http://bogoslov.ru/article/1881917

Б5 Апостол, рукоп. Москов. Синод. библ. 47–14, пис. на бумаге, в лист, на 206 л. в два ряда, полууставом, переходящим в скоропись, XVI в. Правописание русско-болгарское. И после пятидесятницы чтения апостольские следуют на все дни недели. В месяцеслове славянские названия месяцев и много памятей русских. См. Гор. и Невостр. I, 298–314; в моей книге об Апостоле (М. 1879) стр. 179. Б6 Апостол толковый, по дневным чтениям, рукоп. библ. Московской духовной академии (фундам.) 17, пис. на бумаге, в лист, на 559 л. полууставом, переходящим в скоропись, в 1501 г., как видно из послесловия: В л. з. ф. (7009–1501) при самодрц все рскы при блговрномъ и хртолюбив и бго избранно кнзъ иван васиеви и при его внц велико кнз дмитреи иванови въ г е лто цртва е. да симо митрополи. аплъ толковон. в до сты и живонаалны трц игмен       с мца феврал. въ. къ. е лъто игменства его великы обители монастыр. Правописание русское, позднее. Чтения и после пятидесятницы следуют на все дни недели. Месяцеслов краткий; памятей русских святых нет. Представляя в общем апостольский текст второй редакции, эта рукопись нередко приближается к спискам первой редакции. – Леонид, архим. Сведения о слав. рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троицк. Серг. Лавры в библ. Троицк. дух. сем. В 1747 г. (ныне наход. в библ. моск. дух. акад.). Вып. 2, М. 1887, стр. 26–27. Б7 Апостол, рукоп. библ. Троице-Сергиевой Лавры, 82–92, пис. на бумаге, в 4-ку, на 294 л. небрежным полууставом, переходящим в скоропись, конца XVI в. Правописание русское, позднейшее. Чтения апостольские и после пятидесятницы пишутся на все дни недели. Рукопись эта не полная; начинается с окончания чтения в суб. 1 нед. по пятидесятнице и прерывается на месяцеслове за август; есть и в середине пропуски, напр. после л. 67. Из первых пяти посланий ап. Павла в этой рукописи не достает: . . 2Кор. 7, 14–18, 5–21 . При переплете листы весьма перепутаны. Что бы могло получиться надлежащее расположение листов в этой рукописи, они должны следовать в таком порядке: 1–2, 11–18, 3–10, 19–26, 105–112, 35–104, 27–34, 113–294. В месяцеслове славянские названия месяцев и очень много памятей русских святых. Опис. рукоп. Лавр. библ. стр. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Далее, в некоторых позднейших списках жития встречаем черты, обязанные своим происхождением местности, из которой вышла редакция или ее список; некоторые списки 3-й редакции в известии о первых епископах, пришедших в Киев с Леонтием-митр. и разосланных им по городам, прибавляют; «И нарече архиеписконью Ростов»; напротив, список новгородской Софийской библиотеки усвояет название архиепископии своему Новгороду 19 . Присутствие этого местного взгляда еще сильнее чувствуется в сказании жития о прибытии на Русь Леонтия. Ростов просвещается христианством непосредственно из Царьграда; оттуда приходят и туда возвращаются первые просветители его; сам патриарх «многу печаль имеет» об упрямом далеком Ростове и долго ищет для него «твердого пастуха»; отыскавшийся пастух Леонтий с целой миссией едет из Царьграда прямо в Ростов, не имея никаких сношений с Киевом и русским митрополи-том, о которых в рассказе о Леонтие по всем редакциям жития нет и помину. Это еще понятно относительно первых двух епископов, прибывших в Ростов в первые годы после крещения Владимира, но подозрительно в третьем, действовавшем во второй половине XI века; особенно если раньше этого встречаются известия о поставлении епископов киевским митрополитом и о распространении христианства под его руководством Непосредственные сношения Ростова с Константинополем- черта, заметная и в другом ростовском сказании, отличающемся столь же сильной легендарностью, в житии преп. Авраамия. При мутности источников, из которых черпали оба жития, здесь, без сомнения, имела свою долю влияния память о первых двух епископах Ростова, прибывших из Царьграда и посвященных патриархом Но объяснению этой черты в житии Леонтия, кажется, может помочь еще одно обстоятельство, обыкновенно забываемое при этом Возобновление памяти о Леонтие в Ростове, вызванное обретением его мощей, совпало по времени с одним движением в ростовской епархии, начатым Андреем Боголюбским с помощью Феодора, впоследствии ростовского епископа оба они хлопотали отделить ростовскую кафедру от киевской митрополии и, переместив ее во Владимир, сделать из нее вторую митрополию в России. Сам Феодор принял епископский сан прямо от патриарха в Константинополе, на пути в Ростов не заехал в Киев к митрополиту за благословением и, заняв кафедру, придавал особенное значение своей непосредственной зависимости от патриарха «Не митрополит мя поставил, – говорил он, – но патриарх во Цареграде; да убо от кого ми другого поставлениа и благословенна искати?» 20 Он пользовался большим влиянием в своей епархии, имел «мудрование кознено, и вси его бояхуся и трепетаху», замечает летопись. В его именно епископство отстроен был каменный Ростовский собор и совершено первое перенесение мощей св. Леонтия (1170), после чего вскоре составлено было и первое сказание о нем; под влиянием феодоровских взглядов могла составиться или развиться основа предания о ростовском просветителе, с большей или меньшей полнотой входившего во все редакции жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Вопрос о том русском попе Леонтии, который три раза ходил в Иерусалим и мощи которого показывали нашему паломнику на уболе св. Георгия, – недавно был затронут Хр. М. Лопаревым, видевшим в словах «поп русин» описку переписчика вместо «поп Прусин» и в паломнике Леонтии – греческого Леонтия, в мире Петра, из Бруссы или Пруссы в русской передаче Прусина. Но такая форма этого слова невозможна сама по себе 56 , во-вторых, ни в одной рукописи такой формы не находим, а в нашем списке, списке вообще исправном и близком к первоначальной редакции, – чтение обычное: «а оттоле на уболе святого Георгия святы Леонтий поп русин лежит в теле, велик человек; тои бо Леонтий 3 жь во Ерусалим пешь ходил» 57 . Здесь кстати привести одну позднюю и мало достоверную догадку относительно личности попа Леонтия, но интересную только, как единственное показание, при отсутствии прямых более подробных свидетельств. А именно, в начале нашей рукописи, содержащей Хождение архиепископа Антония в Царьград, на внутренней стороне переплета скорописью начала XVIII века писана небольшая запись на румынском языке: доамне маре мила та съ къ ши еу смериту архиепкп тръ а сърта ла ръдъци сфнтле моаште а маре сфнтл лентие (sic) каре г орь а фо ла сфт мормжнт ши мл ань ла цригра бисерика маре. ши пе каре а ръскмнърат сфънт ши kkioc митрополи киевл де ла мпъ ра трчек. епископъ (греко-румынской скорописью), т. е. «О, Боже, да будет велика милость Твоя, что я смиренный архиепископ от г. Романа Пахомий целовал в Радауцах святые мощи великого святителя Леонтие, который три раза был у Святого Гроба и много лет в Царьграде, и которого выкупил святой и преподобный Антоний митрополит киевский от турецкого императора». В этой записи прежде всего бросается в глаза целый ряд ошибок и смешений лиц, но для всех можно найти причины. Архиепископ Пахомий романский, т. е. северной Молдавии был значительно просвещенный и весьма любознательный человек 58 . На многих рукописях славянских, иногда весьма старых, архиепископ Пахомий делал надписи на румынском языке, большей частью относящиеся к тем произведениям, которые в рукописях он читал, иногда замечая о том, что ему особенно понравилось, о количестве чудес и мудрых изречений в книге, о трудности понимания старых рукописей и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

А после этого, пожалуй, мне уже трудно рассказывать о событиях, потому что внешних событий–то на самом деле не было. Глеб продолжал трудиться, Николай — «выпал», а я перешел в Новую Деревню . Как я уже говорил, в Тарасовке на меня был написан большой донос, но Патриарх Пимен — тогда он еще был только нашим митрополи–том  — согласился меня перевести. Я написал, что донос этот — клевета чистой воды, и попросил меня оттуда перевести «ввиду сложившихся небратских отношений с настоятелем» . А в объяснительной записке я написал, что никогда ничего не делал дурного настоятелю и не знаю, что его побудило это написать. Он же в своем доносе писал, что ко мне никаких претензий по службе не имеет и что все очень хорошо — только бы я не делал других вещей: ни с кем бы не разговаривал и так далее — не читал бы книг, не давал бы книг. Кстати сказать, с этим настоятелем была очень интересная история — это было просто замечательно. Его дети совершенно отошли от Церкви, от веры (взрослые были ребята) — и вот однажды Великим постом он уговорил их все–таки прийти поисповедоваться. Ну, я взял ребят, а потом и племянника, стал их понемножку «обрабатывать». Они начали ходить в церковь, относиться с уважением к профессии отца — у них произошла некоторая короткая перемена. Естественно, давал им книжки… Так отец так испугался, что запретил им общаться со мной и все вернул на свои оси. Когда в церкви узнали, что я перехожу, народ написал петицию Пимену, что они этого не хотят, так что ему пришлось прислать телеграмму на приход, что он меня не переводит. Все успокоились. Я был в очень тяжелом состоянии, потому что мне было очень трудно служить с настоятелем за одним престолом, мы с ним даже не разговаривали одно время — так до Прощеного воскресенья тянули. В общем, неприятно это было. Почти целый год мне пришлось с ним служить после этой истории. А потом отец Григорий захотел меня сюда, в Новую Деревню. Он специально приехал в Семхоз, «выудил» меня. Я–то на самом деле мечтал перейти сюда. Дело в том, что он периодически болел, и меня из Тарасовки, по соседству, приглашали сюда служить, так что я вместо него служил неоднократно. Познакомился–то я с ним еще раньше, когда мы с ним служили у владыки Киприана  — на его именины всегда приезжали архимандрит Ювеналий , отец Сергий Хохлов, отец Григорий и аз, недостойный. Теперь Ювеналий — митрополит Крутицкий, отец Григорий умер, а Киприан и ныне там. И отец Григорий захотел, чтобы я к нему перешел — потому что его священник страдал «некоторой слабостью», и у нас просто состоялся обмен. Причем я никому не сказал, сделал это тайно, и мой настоятель страшно расстроился: он не хотел, чтобы я уходил, и был недоволен этим. Он просто хотел пресечь все мои недозволенные действия, а в остальном я его устраивал на сто процентов. Но его вызвали в епархиальное управление, мы там встретились, и я сказал ему: «До свиданья». — «Как, что?!» — «Все, уже указ есть».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Видимо, автокефальность их была фиктивная. Одно лицо в церкви не может быть «самоглавным». За смертью архиепископа кто–либо должен был поставить ему преемника. И, вероятно, ставил их архиепископ константинопольский (хотя в XI в. митрополиты энергично отстаивали свои права) и «автокефальный» при богослужении «возносил имя» только патриарха константинопольского, а не своего епархиального митрополита. Зависимость их от митрополита была номинальна, или просто нулевая. Обязаны ли они были принимать участие на митрополичьих (местных) соборах — это еще вопрос. Они являлись только членами синода в Константинополе. Любопытно процентное отношение этих архиепископий: сравнительно более всего их появилось вблизи Константинополя. Оказывается, например, что в Европе фракийской, т. е. той епархии, где лежит Ираклия и Константинополь, было 5 автокефальных (архиепископов) и еще только 5 простых епископов, подведомственных митрополиту. Но были и отдаленные автокефальные церкви. Всякая кафедра, имевшая когда–либо святого епископа или мученические мощи, стремилась к автокефально–сти. Таким образом, образование автокефальных церквей составило целый ряд пятен, прорывавших плотную сеть митрополи–танской системы.  Но автокефальное архиепископство представляло только начало движения в епископских санах. Сравнив подлежащие списки в их хронологической последовательности, можно заметить, как епископы сначала делаются архиепископами, а потом митрополитами. Так, например, было со смирнским епископом. Сперва епископ, επαρχιτης асийский (подведомый митрополиту ефесскому), в IX в. уже αυτοκφαλος (αρχιεπσκοπος), наконец, μητροπολτης. Та же самая история с Κοτυειον της Φρυγας Σαλουταρας, с Μιτυλνη των Νσων. Все эти превращения совершались на первых порах очень логично. Последовательность выражалась в том, что у митрополитов (в отличие от архиепископов) был какой–нибудь θρνος υποκεμενος (подведомственная епархия), и в случае, если архиепископ становился митрополитом, то, чтобы была у него своя подчиненная как бы епархия, выделяли из той же епархии несколько епископий (у митрополита котиаийского было только 3 θρνοι υποκεμενοι).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

301 По переводному житию, Николай, окончив свое образование, становится пресвитером и служит в монастыре Сионе, построенном его дядей, откуда потом собор местных епископов возводит его на мирликийскнй архиерейский престол; по русской редакции, Николай в 14-летнем возрасте покидает отечество и много лет странствует по разным землям, приходит наконец, в Миры и здесь патриарх иерусалимский Макарий поставляет его «епископом во всей Ликии». 302 Сборники Унд XV века, N° 560, л. 222 и N° 567. л 55. Сб. Царского 1514 года. N° 381, л 120. Нач.: «Благословен еси. Господи Иисусе Христе Боже наш, иже дивнаа и неисследованная дела творя, иже в род и род взвеличил еси светлое и всепралньствеипое св. Николы себрание. Людие, племена, языци и все достоинство и многосебрапный и любопразньственный съборе мирликийскыя митрополи и весь род человечьскый светлую и всепразньственную намять св. Николы днесь празднуим». 305 Архиеп. Вассиан в житии Пафнутия: «Безмерия во всем убегая, егда время бе, глаголаше потребная, и егда подобно, молчанию прилежаше, все в время творя». 306 П. С. Р. Лет. VI, 301. В другом месте тот же летописец (стр. 286) замечает о деятельности Макария в Новгороде: «Пресвящ. архиепископ, по своему благоутробию, болши хотя украсити В. Новград при своем честнем святительстве, преже бо начен еже о церквах Божиих тщание и великое прилежание и о обителех великое устроение, даже и до самых вещей». 307 А. А. Эксл. I, 213. Почти половина списка 12-ти состоит из имен святых новгородской епархии. Тем же можно объяснить занесение в список имен Пафнутия Боровского, Александра Невского и митрополита Ионы; личное усердие Макария к двоим последним святым выразилось в его заботах о написании новых житий или похвальных слов им. 309 Рассказ и перечень см. в приложениях. Отсюда видно, что в 1549 году канонизованы: новгородские архиепископы Евений и Иона, Стефан Пермский, Иаков Ростовский, князья Всеволод Псковской и Михаил Тверской, Савва Сторожевский, Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вишерский, Евфросин Псковской. Ефрем Перекомский, Григорий Пелшемский и Максим, юродивый Московский; кроме того-двое сербских и трое литовских святых. Перечень не полон, может быть по вине писца: из списка 1517 года пропущены имена Михаила Клопского, Дионисия Глушицкого и Павла Обнорского; в список 1549 года есть основание занести еще имена архиепископа новгородского Нифонта, царевича Ордынского Петра, Феропонта и Мартиниана Белозерских. О последних см. примечания 43 и 44 на стр. 559 и на стр. 170–171. Об установлении празднования Нифонту Макарием см. в конце жития в Пам. стар, русск. лит. IV, 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

  001     002    003    004    005