ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви преподобных Афанасия Высоцкого, Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. СПРАВКА: Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховский чудотворец (+ 1395, память 12/25 сентября), издревле почитался, как местночтимый святой Московской епархии. Преподобный Василиск Сибирский (+ 1824, память 29 декабря/11 января) прославлен в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии в январе 2004 года, а преподобный Зосима (Верховский; 1768 - 1833, память 24 октября/6 ноября) в лике местночтимых святых Московской епархии в 2000 году. Христа ради юродивый блаженный Андрей (Огородников; + 1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря) прославлен в лике местночтимых святых Симбирской епархии в 1998 году. Преподобные жены Дивеевские схимонахиня Александра (Мельгунова; +1789; память 13/26 июня), а также схимонахиня Марфа (Милюкова; 1810 — 1829; память 21 августа/3 сентября) и монахиня Елена (Мантурова; 1805 — 1832; память 28 мая/10 июня) прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии в декабре 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобных Афанасия Высоцкого, Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. ЖУРНАЛ 65 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429541/

В греческом варианте жития святого Андрея говорится о том, что родом он был скиф, но известно, что «скифами» византийцы называли самые разные народности, проживающие севернее рубежей империи. Поэтому и в славянском переводе жития, и в народном сознании закрепилась мысль о славянском происхождении святого. В юности он попал в рабство к одному вельможе в Константинополь; подавал большие надежды, выделяясь внешним благообразием, умом, расторопностью в поручениях и, главное, благочестием. Он не только принял веру своих хозяев и новых соотечественников, но и не побоялся со временем взять на себя один из тяжелейших и высочайших подвигов - юродство Христа ради. В добровольную жертву святой Андрей принес не только свой земной разум, но и свою красоту, и перспективы прекрасной карьеры, которая у него, несомненно, сложилась бы благодаря незаурядным способностям и благоволению со стороны высокопоставленного хозяина. А в награду от своего нового и единственного Владыки, Которому он всецело вверил жизнь, блаженный получил разум духовный, пророческий дар и сподобился многих чудесных видений. Во время одного из таких видений святой Андрей был восхищен в Небесные обители, где лицезрел Самого Господа нашего Иисуса Христа. Он не мог даже отчасти передать словами то чувство трепета, благоговения и неизъяснимой радости, которое испытал от встречи с Создателем еще во время земной жизни. Но когда святой Андрей возвращался из Небесного Царствия в нашу земную реальность, ко всем этим чувствам и переживаниям добавилась еще одна мысль - о том, что он не увидел там Пречистой Девы. Сопровождавший его Ангел ответил на этот помысл, что блаженный не мог встретить Владычицы Богородицы в Царстве Небесном, поскольку Она непрестанно находится на земле, утешая всех скорбящих и помогая призывающим Ее имя. Впоследствии же, как мы уже знаем, юродивый Андрей за свою святую жизнь и ежедневное терпение скорбей и поношений был удостоен чудесного видения Пресвятой Богородицы во Влахернском храме. Русь под Покровом Царицы Небесной

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Выше мы отметили, что расцвет юродства на Руси относится ко временам Ивана Грозного. Англичанин Флетчер, посетивший Москву в конце XVI века так описывает юродивых: " Кроме [монахов] у них есть особенные отшельники (Eremites), которых они называют святыми людьми (holy men), очень похожие на гимнософистов и по своей жизни, и по поступкам, хотя не имеют ничего общего с ними в том, что касается познаний и образования. Они ходят совсем нагие, за исключением лоскута вокруг чресел, с длинными свисающими волосами, широко разметанными по плечам, и многие с железным ошейником или цепью вокруг шеи либо вокруг тела, даже зимою в самые сильные морозы. Их считают пророками и весьма святыми мужами (prophets and men of great holines), дозволяя им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге (of the very highest himselfe). Если такой человек открыто упрекает кого-нибудь в чем бы то ни было, то ему ничего не возражают, а только говорят " Po graecum " , что означает " по грехам " . Если же кто из них, проходя мимо лавки, возьмет что-нибудь из товаров, где бы он ни захотел, то [купец] почтет себя весьма любимым Богом и дорогим для святого, за то что тот взял это таким манером. Но подобного рода людей немного, потому что ходить голым в России, особенно зимою, очень нелегко и весьма холодно " . Рассказ Флетчера доносит до нас формы поведения людей, выдававших себя за блаженных и бывших ими. Эти формы были характерны для юродивых во все времена. В Эдесе добропорядочных граждан за тысячу лет до описания Флетчера смущал блаженный Симеон, разгуливавший голый по улицам и поедавший мясо в Великий Четверг, в Константинополе " блажил " святой Андрей, а в Новгороде Никола Кочанов. Каждый из этих святых невольно порождал толпу подражателей, желавших жить за счет подаяния от доверчивых христиан или просто сумасшедших. Ситуация осложнялась еще и тем, что реальных сведений о жизни большинства блаженных было известно очень мало, а потому из одного агиографического сочинения в другой могли переходить рассказы о том, как люди издевались над праведниками и получали за это заслуженное наказание. Из жития Николая Кочанова можно узнать, как некий вельможа пригласил его к себе на пир, но слуги с насмешками прогнали святого. Тогда на пиру во всех сосудах пропало вино, и появилась вновь после того, как блаженного разыскали и с извинениями посадили на почетное место за столом.

http://religare.ru/2_96226.html

Во Влахернской церкви сохранилась память о сем дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь почему-то не отмечает этого праздника. В русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. св. князем Андреем Боголюбским. Повелением этого святого князя и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери, поскольку именно в этот день князь покорил волжскую Булгарию (1164 г.), причем своим небесным покровителем святой князь Андрей Боголюбский считал именно св. Андрея, Христа ради юродивого. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве Царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=819

Как определить, что это была не прелесть, не обман? Как узнать, что не обманом было то, что увидел блаженный Андрей, Христа ради юродивый? Церковь призывает нас к внимательной осторожности по отношению к небесным знакам. Особенно в наше время, когда столько ложной духовности, и столько претензий на всякие откровения. Знак подлинности, непрелестности всегда один и тот же — Крест Христов и причастность Кресту Христову — страдание. Нельзя увидеть Бога, не умерев, говорят нам святые отцы. Речь идет о смерти для своей самости, для греха, и о смерти в самом прямом смысле этого слова ? когда человек должен умереть. Не случайно икона Покрова часто изображается над панихидными столиками — там, где открывается невидимый мир, и вера становится знанием, видением того, к чему стремится душа. Нельзя увидеть Бога, не умерев. Это значит, что к Нему можно придти только через скорби и страдания. Такие, какие были у блаженного Андрея, Христа ради юродивого, когда он отвергся всякой чести, всего, чего ищет род человеческий ? в том числе и своего ума. Стал безумным Христа ради, с тем чтобы в этом стоянии перед безумием мира, кичащегося пустотою и слепого, обрести подлинное видение вещей. В последние времена единственным знаком подлинности всякой духовности, подлинности Церкви и ее свидетельства миру, говорят святые отцы, будут страдания. Мы призываемся быть такою Церковью. И Господь не оставляет нас Своей милостью — многими скорбями. Русская Церковь всегда находилась под особым Покровом Божией Матери. В честь Покрова Пресвятой Богородицы было построено множество храмов. В Москве есть Покровский монастырь, всем известен храм Покрова-на-рву на Красной площади, чаще называемый «храм Василия блаженного». В Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке есть Покровский храм, наконец-то восстановленный. Все эти храмы связаны со святыми, которые явили подвиг непостижимого смирения, прошли через скорби, непереносимые обычными человеческими силами. В Покровском монастыре находятся мощи святой праведной Матроны. Слепорожденная, она всю жизнь была во тьме, и, проходя через эту тьму, смиряясь предельным образом, узнавала свет Христов. Ей открылся этот свет, и в нем — жизнь других людей, любовь и сострадание Христовы к ним. Почему многие так почитают Матронушку? Не потому ли, что Божия Матерь ? Та, Которая больше всех узнала, что такое скорбь и что такое смирение у Креста Своего Божественного Сына, ? призрела на ее скорбь и на ее смирение? Точно так же, как, может быть, разбойник благоразумный увидел рядом с собой Спасителя, благодаря молитве за него Божией Матери.

http://moral.ru/pokrov/

Праздник Покрова Божией Матери Русская Православная Церковь совершает в день земного поражения наших предков. Это самое удивительное, самое прекрасное, что в нем есть. Много чудес совершается в Церкви, много знамений всегда было от Божией Матери. И этот праздник не остался в памяти других православных Церквей, в том числе и Византийской. А русский народ, приняв крещение, уверовав в Господа, полюбив Божию Матерь, узнав главную тайну нашего спасения Крестом Христовым и Ее заступничеством, избрал этот праздник в ряду самых главных своих торжеств. Для нас здесь большое утешение, потому что, если есть такое сознание хотя бы в части нашего народа, значит ничего не потеряно и незачем унывать. Любое поражение, когда за ним открывается истинная жизнь, благодать Божия, — самая великая победа. Весь путь Русской Православной Церкви — крестный, скорбный — пророчески предопределяется этим событием. Сегодня мы не можем не вспомнить, что чудо Покрова Пресвятой Богородицы было явлено блаженному Андрею, Христа ради юродивому, — тоже скифу, нашему предку, близкому по крови человеку. Когда-то попав в плен, он воспитывался в одной семье, и с детства проявил необыкновенные дарования, способность к разным наукам. Прекрасно усвоив всякую премудрость, он вдруг все оставляет, когда открывается ему благодать Божия, свет истинной жизни, и избирает подвиг юродства. Предпочитает стать глупым, ничего не понимающим, ничего не различающим в этом мире, ищущем мудрости и хвалящемся ею больше всего. Каждый человек больше всего гордится своим умом, и обиднее всего для любого человека услышать, что он глупый. А блаженный Андрей совлекается самого высшего дара — драгоценного дара, данного человеку Богом для того, чтобы можно было все земное постигать, но не ограничиваться этим знанием, а устремляться к высшему. Но для этого каждый человек рано или поздно, каждый в своей мере и степени, должен приобщиться подвигу, который совершил святой Андрей, Христа ради юродивый. Совлечься своего ума, своего разумения, стать никем и ничем, потому что перед тем, что открывает Господь, это действительно так. И за это смирение получить от Господа высший дар разумения Христова.

http://moral.ru/покров-божией-матери-2/

Как определить, что это была не прелесть, не обман? Как узнать, что не обманом было то, что увидел блаженный Андрей, Христа ради юродивый? Церковь призывает нас к внимательной осторожности по отношению к небесным знакам. Особенно в наше время, когда столько ложной духовности и столько претензий на всякие откровения. Знак подлинности, непрелестности всегда один и тот же — Крест Христов, и причастность Кресту Христову — страдание. Нельзя увидеть Бога, не умерев, говорят нам святые отцы. Речь идет о смерти для своей самости, для греха, и о смерти в самом прямом смысле этого слова — когда человек должен умереть. Неслучайно икона Покрова часто изображается над панихидными столиками — там, где открывается невидимый мир, и вера становится знанием, видением того, к чему стремится душа. Нельзя увидеть Бога, не умерев. Это значит, что к Нему можно придти только через скорби и страдания. Такие, какие были у блаженного Андрея, Христа ради юродивого, когда он отвергся всякой чести, всего, чего ищет род человеческий — в том числе и своего ума. Стал безумным Христа ради, чтобы в этом стоянии перед безумием мира, кичащегося пустотою и слепотою, обрести подлинное видение вещей. В последние времена единственным знаком подлинности всякой духовности, подлинности Церкви и ее свидетельства миру, говорят святые отцы, будут страдания. Мы призываемся быть такою Церковью. И Господь не оставляет нас Своей милостью — многими скорбями. Почему история Церкви в Апокалипсисе начинается с гонений на Церковь и кончается ими? Сколько морей крови пролилось, и неужели еще предстоят гонения? Столкновение между миром и Христом — сущность всего, что совершается в мире, и рано или поздно оно достигает своего предела. Всегда в мире, лежащем во зле, и особенно во времена беззакония, подлинные христиане — совесть, которая не дает жить спокойно и которую надо заглушить, как угодно. А декоративное христианство мир будет всячески превозносить. Во времена антихриста гонения могут стать последним знаком истинности христианства. Мир со своей стороны постарается сделать все, чтобы опорочить в глазах всех подлинную веру христианскую. Может наступить эпоха, уже наступила, когда мы увидим Церковь, в которой явлена красота и величие всех времен и народов, не имеющею «ни вида, ни доброты», — все яркое и зрелищное перейдет в лагерь зверя. И от мучеников потребуется, как сказал один епископ-исповедник, прежде чем телесно умереть за Христа, отказаться, к радости властей предержащих, исповедать перед лицом мира своего Спасителя, чтобы не предавать Его Святейшее Имя бесчестию и поруганию. Не таким ли было молчание Самого Христа перед судом Пилата? «Ты безумствуешь, — скажет христианину окружающий его мир, — потому что не хочешь принимать участие в общем безумии, но мы заставим тебя быть, как все».

http://moral.ru/omophor/

Как определить, что это была не прелесть, не обман? Как узнать, что не обманом было то, что увидел блаженный Андрей, Христа ради юродивый? Церковь призывает нас к внимательной осторожности по отношению к небесным знакам. Особенно в наше время, когда столько ложной духовности, и столько претензий на всякие откровения. Знак подлинности, необманности, непрелестности всегда один и тот же — Крест Христов и причастность Кресту Христову — страдание. Нельзя увидеть Бога, не умерев, говорят нам святые отцы. Речь идет о смерти для самости своей, для греха, и о смерти в самом прямом смысле этого слова — когда человек должен умереть. Не случайно икона Покрова часто изображается над панихидными столиками, там, где открывается этот невидимый мир, и вера становится знанием, видением того, к чему стремилась душа. Нельзя увидеть Бога, не умерев. Это значит, что к Нему можно придти только через скорби и страдания. Такие, какие были у блаженного Андрея, Христа ради юродивого, когда он отвергся всякой чести, всего, чего ищет род человеческий — в том числе и мудрости, и своего ума. Стал безумным Христа ради, с тем, чтобы в этом стоянии перед безумием мира, кичащегося пустотою и слепотствующего, обрести подлинное видение вещей. Святая Церковь предупреждает нас, что, в конце концов, единственным знаком подлинности всякой духовности, подлинности Церкви и ее свидетельства миру будут ее страдания. Мы призываемся быть такою Церковью. И Господь не оставляет нас Своей милостью — скорбями и страданиями. Событие, празднуемое сегодня нами, произошло в начале Х века, когда не было еще Церкви Христовой в русской земле. И оно связано с той опасностью, которая угрожала столице Византии в лице наших предков — воинов-скифов, славян. Неминуема была гибель византийской столицы, если бы Божия Матерь Своим покровом не заступилась за этих людей, молящихся Ей. Наши соотечественники потерпели поражение. И вот дивное дело! Это событие осталось малозамеченным, по крайней мере, оно не выделилось в отдельный праздник в византийской Церкви, а в памяти русского народа это крепко осталось и стало одним из самых дорогих воспоминаний, которое благоговейно хранит наш православный народ.

http://moral.ru/покров-божией-матери/

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

Мы настраивались на два-три года борьбы. Однако всё разрешилось намного раньше. Под «железным» и убедительным натиском адвокатов и при мощной поддержке верующих города вдруг, внезапно для всех нас, правоохранители сочли за благо для самих себя поставить на моём «деле» жирную точку. Как они написали в Постановлении – «по отсутствию состава преступления». Кто не в курсе – для судейской Системы завершить рассмотрение «дела» оправдательным приговором, это не шутка. Принудить её к этому!.. В общем, судья скороговоркой зачитала итоговый документ и пулей выскочила из зала – лишь её чёрная мантия прощально и жалобно взметнулась в дверях. Судьёй она с того дня уже больше не работала. Расстался со своим местом и следователь прокуратуры. Ожидаемый протест Ленинской районной прокуратуры областной суд также ожидаемо решительно «отфутболил». Поистине, это был наш общий триумф! Мы ликовали – Господь принял наши общие молитвы и даровал победу! Андрей блаженный Симбирский День обретения мощей святого Андрея. 1998 г. Когда же я очнулся от горячки борьбы и взглянул на церковный календарь, то многое стало понятным – ведь это было 3 июня, день пятой годовщины прославления и обретения в Ульяновске святых мощей блаженного Андрея (Огородникова), Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца, небесного покровителя нашего града! К тому же, так совпало, что это был и день памяти Царицы Елены – святой моей жены. Как стойко и мужественно держалась она весь тот год, знаю лишь я один. Отмечался 3 июня и праздник Владимирской иконы Божией Матери. Так случилось, что за несколько лет до этого кто-то из прихожан принёс в Неопалимовскую церковь нашего города старинный храмовый образ Владимирской Богородицы. Все богоборческие годы его спасали в этой семье от поругания. Однако от времени его фона совершенно почернели и прекрасные эмалевые узоры едва просматривались. Поэтому священники поставили икону не в храмовом зале, а у себя в алтаре. Но примерно за полгода до завершения суда надо мной образ стал обновляться – словно по мановению чьей-то руки чернота на фоновой эмали стала постепенно исчезать и перед удивлёнными священниками икона всё более и более представала в своём ярком первозданном виде.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/11/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010