Глава V Отношение Тимофея к старым женщинам и мужчинам (1–2). Отношение к вдовам (3–16). Тимофей и пресвитеры (17–20). Заключение пастырских наставлений (21–25). 1Тим.5:1 .  Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 1Тим.5:2 .  стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. С каждой группой и состоянием верующих нужно действовать по-разному. Старого человека не нужно укорять, т. е. выговаривать ему слишком резко. Что здесь разумеется действительно старый возраст человека, а не положение человека как пресвитера (по-греч. здесь поставлено слово πρεσβτεροι), это видно из того, что этому определению далее противополагаются термины, означающие именно возрасты ( старицы, молодые). Тимофей был молод, поэтому ему не трудно было говорить со старцем как с отцом своим. « Со всякою чистотою». В отношении к молодым женщинам Тимофей должен быть свободен от всяких пожеланий. 1Тим.5:3 .  Вдовиц почитай, истинных вдовиц. 1Тим.5:4 .  Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. 1Тим.5:5 .  Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 1Тим.5:6 .  а сластолюбивая заживо умерла. 1Тим.5:7 .  И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Немало забот доставляли апостольской церкви вдовы, которых в те опасные для христианства времена было довольно большое число. Тимофей должен их почитать, т. е. с уважением относиться к ним и помогать им из церковных средств. Но только это должны быть « истинные вдовицы», т. е. женщины, оставшиеся по смерти мужей совершенно одинокими. Есть вдовы другого рода – имеющие детей или внучат: те, конечно, должны получать пособие от этих последних и не обременять собою церковной кассы. « Они прежде пусть учатся»… Апостол говорит не о детях и внуках, а о самих вдовах ( Иоанн Златоуст , Феодорит и др.) и вместо «пусть учатся» лучше читать: «пусть учится» ( μανθαντω). « Почитать свою семью» – точнее: заботиться, чтобы дети или внуки приобретали благочестивые навыки ( εσεβεν) и возрастали в почтении к предкам ( τ. προγνοις – по-русски неточно: « родителям».)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

28 ОКТЯБРЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия I-ro, патриарха Константинопольского 290 Это пресветлое светило вселенной и истинный раб Владыки Христа был родом из Адрианополя. Отец его именовался Георгием, а мать – Ефросинией; оба они были люди благочестивые, благородные и добродетельные. Афанасий во святом крещении был назван Алексием. Родившись от благочестивых родителей, он с юного возраста показывал, что из него будет после. Он не предавался играм, по обыкновению детскому, и не желал вещей суетных, но все его тщание было – о церковной службе и об изучении грамоты. Во избежание растления благих обычаев беседами злыми он не имел знакомства с безчинными юношами: напротив, замечая благоговейных и добродетельных, дорожил их знакомством, для получения себе душевной пользы, и входил с ними в беседы. По кончине отца своего оставшись сиротою, он преуспевал более и более в добродетели, так что при постоянном упражнении в Божественном Писании в короткое время достиг такой силы разума и ведения, что все удивлялись ему, как превосходившему в благоразумии самих старцев. Такая жизнь сама собою предрасполагала юного Алексия к безмолвию и уединению, а потому он и положил в уме своем – отречься от мира и суеты его и достигать вышней мудрости и небесного блаженства. Сильным к этому побуждением было для него слово Господа: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф. 10, 37 ). Кроме того, читая чудную жизнь дивного Алипия Столпника 291 и видя, что он, ради Бога, оставил не только мир, но и мать свою, которая была также вдовица и видела в нем единственное утешение, Алексий решился подражать ему – уйти из дому, из отечества, от друзей и сродников и от самой матери. Не объявляя об этом никому, он удалился в Фессалоники, в пределах которых находился дядя его, инок в одном богатом монастыре. Придя туда, принял он пострижение под именем Акакия, но здесь оставался недолго: видя, что братия не исполняют в точности обязанностей своего звания и увлекаются суетой, он удалился оттуда на святую Гору Афонскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9. Добрые пастыри Христовой церкви (Примеры) I. Святой Павлин, епископ Ноланский. Этот святитель отличался великим христианским милосердием. Раздав все свое имение бедным, он, наконец, упросил одну вдову, которая желала получить от него денежную помощь для выкупа из плена единственного сына ее, отдать его, епископа Павлина, в выкуп за сына. Вдовица никак не соглашалась на такое неожиданное и необычайное предложение, но святитель Павлин убедил ее, наконец, отдать его вандалам в выкуп за сына. Сострадательный старец, исполнявший должность садовника у вандальского князя, скоро приобрел у него расположение к себе и по устроению Промысла Божия, спустя несколько времени, был отпущен на свободу со множеством пленных христиан. Ученик св. Павлина, еписк. Ноланского, Ураний так описывает пастырскую жизнь его: «Св. Павлин старался быть более предметом любви, чем страха; гнев не возмущал покоя души его; если надобно было показать строгость, он растворял ее кротостью. Бедный не отходил от него без того, чтобы не быть выслушанным; для всех у него готов был отеческий совет, для всех нуждающихся готова помощь; щедрость его к бедным доводила его самого до бедности. Перед смертию, когда он уже приобщился Св. Таин, ему сказали, что за платье для бедных требуют 40 сребреников, он отвечал с улыбкою: будет заплачено, и через несколько часов присылают ему из другого места 50 сребреников. Павлин возблагодарил Бога, расплатился и мирно скончался в 431-м году» (Из кн: «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского , январь 23 день, стр. 228 – 9). II. Св. Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, прозванный церковью Великим за свои заслуги, родился в 329 году по Р. X. от благочестивых и знатных христианских родителей. Первые годы своего детства он провел в доме своей благочестивой бабки Макрины, которая посеяла в его душу первые семена христианской веры и благочестия. Когда св. Василию минуло семь лет, родители взяли его к себе в дом для дальнейшего развития ума и сердца. Укрепив в душе его истинную веру, развив в его сердце пламенную любовь к Богу и ближним, благочестивые родители св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

иером. Иоасаф (Спасский) Местные предания о Троице-Реконском подвижнике-схимонахе о. Амфилохие и некоторые другие достопримечательности той обители Источник Иноческий труд иеромонаха Иоасафа, бывшего Н. И. С-ского, составителя изданного в 1870 и 1872 годах, описания пустыни с несколькими биографическими сведениями об о. Амфолохие Местные предзнаменования до открытия Реконской пустыни Когда о. Амфилохий ходатайствовал о восстановлении пустыни, везде в судах встречал препятствия и многие считали труды его об этом напрасными, то, как к утешению его самого, так и к уверению других, что хлопоты старца окончатся успешно, замечались иногда на месте необыкновенные случаи, именно: 1) В один год, в день Богоявления Господня, по освящении воды, в речке Реконе появилось бесчисленное множество черненьких насекомых, в роде головастиков. Это необыкновенное явление старец понял и другим объяснил в таком смысле, что сплою Животворящего Креста Христова, скоро, скоро из всей Реконской местности изгонит вся нечистая вражия сила. По отношению к Троицкой обители нужно здесь обратить внимание преимущественно на то еще, что праздник Богоявления может быть назван днем св. Троицы, так как, при крещении Спасителя в Иордане, было самое ясное свидетельство Троичного поклонения Божеству. 2) В таком же таинственном Троичном значении, за год до учреждения монастыря на Реконе, две Св. иконы Господа Саваофа с Духом Святым и Иверской Божией Матери с Предвечным Младенцем, по особому устроению Божию, были принесены из Иверского монастыря в Троицкую церковь одною благородною девицею Мариею Ксенофонтовной с необыкновенно торжественными встречами и проводами по пути народом во всех селениях и Священниками с Св. иконами из сельских церквей до самой Рекони. В этом девице той никто не осмелился тогда и воспрепятствовать. 3) Внутри старинного Троицкого деревянного храма, на полу в щелях, в одно время оказалась сама собою зелень с цветами. 4) Одна благочестивая, престарелая вдовица деревни Горок Гликерия Афанасьева видела во сне, что будто бы о. Амфилохий показал ей близ алтаря старинной Троицкой церкви, в открытом в землю отверстии, великолепный освещенный храм с золотыми колоннами, наполненный множеством иноков. После этого, как встретилась она с старцем наяву и в простоте сердца объявила ему свое сновидение, то он с восторгом сказал ей: «будь уверена, что сон этот от Бога, что монастырь на Реконе непременно будет, – и новый хороший храм устроится».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мученики Рассказы о мучениках за Христа 1 . Трехлетний мученик. Св. Кирик, хотя был всего трех лет, однако вполне может быть назван христианским мучеником. Он рвался с рук мучителя к матери своей (Иулите), которую били жилами, даже проговорил при этом: «Я христианин». Тогда жестокий мучитель (Дометиан), любовавшийся его особенною младенческою красотою, бросил его с колен своих на пол, пнул ногою, чтоб отбросить его от своего судейского возвышения, и он, постепенно падая с каменной лестницы, обагрил все это место невинною кровью и умер еще прежде своей матери-мученицы («Четьи-Минеи», под 15 июля). 2 . Свв. Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Св. София была вдовица, родом из Рима; дочери ее были малолетки: Вера – 12 лет, Надежда – 10, а Любовь – 9 лет. Они пострадали в гонение нечестивого царя Адриана. Читая страдания этих св. мучениц, мы невольно приходим в изумление, как эти столь юные отроковицы могли столь мужественно устоять в исповедании веры Христовой пред лицом страшных мучений и смерти? Напрасно жестокий мучитель истощал все зверские средства, чтобы заставить изменить Иисусу Христу верных Ему исповедниц: они одна за другою с радостью приняли смерть. Ждала себе мученической смерти и мать их, св. София, но мучитель оставил ее в живых, полагая, что лишение дочерей будет для нее мучением, а, между тем, св. София радовалась, что ее дети удостоились венца мученического и соединились со Христом, своим небесным Женихом. 3 . Что же одушевляло это святое семейство в подвиге мученичества? Не удивительно, если сама св. София, как уже пожилая, могла быть тверда в решимости пострадать. Но откуда ее дети, эти юные создания почерпнули такую необходимую силу, чтобы отречься от благ мира и от самой жизни, презреть страх мучений и радостно встретить смерть? Очевидно, в тех святых чувствах, какие с детства внедрены были в их умах и сердцах благочестивою их матерью, св. Софиею. 4 . Св. Лаврентий. В 257-м году по P. X. воздвигнуто было жестокое гонение на христиан императором Валерианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Обет есть добровольное обещание Богу какого-либо приношения или действия, в виде необходимой обязанности не заповеданного, но духу Господних заповедей не противного. Обетные действия не редко можно примечать в жизни христиан, в простоте сердца верующих и верою живущих. Всегда памятуя свою зависимость от Бога и свое не достоинство пред Ним, они легко приходят к мысли, обещанием чистых даров и приношений или себя приготовить к умилостивлению Его, или по мере сил своих возблагодарить за получаемые от Него дары Его благости. Не оскудевает Церковь Христова и такими чадами своими, которые, горя духом в трудах ради Бога и своего спасения, налагают на себя по обету особенные подвиги, ни от кого не требуемые, а для многих неудобоносимые. Таким образом, служение Богу посредством добровольных обетов может выражаться и в самых высоких подвигах духовных, и в самых обыкновенных действиях христианского благочестия. Отказывается человек от мира и благ его, от супружества и утешений жизни семейной, от общества и всех в нем развлечений, изнуряет плоть свою мощением, подвергает свою душу страхованиям пустыни, порабощает свободную волю свою требованиям духовного наставника и им преподанного правила, и, окрылясь бдением и молитвою, вспомоществуемый благодатью, является во плоти ангелом. Такой подвиг и такое особенное устроение жизни суть плод обета, а не заповеди, сила которой простиралась бы на всех. С другой стороны, кому не случалось или в храме видеть, как иная вдовица приносит туда последние лепты и в чувстве благоговейного усердия, пред иконою возжигает свечу; или на пути встречать одинокого странника, из далеких пределов, без средств пропитания, только по вере в имя Христово, стремящегося к святому месту, чтобы там пролить молитвенные слезы? И сии благочестивые действия законом не предписаны, но Богу приносятся, как жертвы чистые, и часто обетные. Сомнительным однако же для иных представляется существование обетов в жизни христианской. Обет есть действие произвольное; в нем предпринимает человек то, к чему никем не обязан. Но говорят: христианин ко всему доброму законом Божиим обязан. В обете предназначается или приносится какой-нибудь дар Богу. Но что человек имеет, чего бы не приял от Бога ( 1Кор. 4:7 .)? И что он может обещать Богу, как свое? Много таких обетов, в которых обещаются приношения Богу под условием получения каких-либо благ или избавления от бедствий. Но человек имеет ли право предлагать условия Богу, тварь – Творцу? Не произойдет ли и здесь нечто подобное тому, как если бы стало предлагать условия брение скудельнику и здание создавшему ( Рим.9:20–21 .)? Наконец, данный обет нужно исполнить; это есть дело необходимости. Но может ли человек поручиться за себя, что он пребудет верен в исполнении обещанного? И согласно ли с духом христианской свободы подчинять себя такой необходимости?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Первый день. Поучение 1-е. Св. чудотворцы и бессребренники Косма и Дамиан. (О недовольстве своим состоянием). I. Свв. Косма и Дамиан, память коих совершается ныне, были родные братья; отец их, грек, был язычник; а мать, Феодотия, исповедывала веру христианскую. Она овдовела в молодости и вела жизнь благочестивую, по словам апостола Павла: «истинная вдовица», говорит он, «надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь». Феодотия приучила к богоугодной жизни и детей своих, строго наблюдала за ними, наставляла их в добродетели, и поучала божественным писаниям. Косма и Дамиан с младенчества старались исполнять закон Божий, и, пришедши в возраст, как два светильника, просияли добрыми делами. Чтобы более приносить пользы ближним, они занялись врачебною наукою, узнавали целебные свойства трав и растений, и сделались искусными врачами. Господь благословил добрых врачей и даровал им целебную чудотворную силу. Братья не искали ни славы земной, ни богатства, никогда не брали от больных денег, или даров, строго следуя словам Спасителя, Который сказал апостолам: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, даром получили, даром и давайте» ( Матф. 10, 8 ). За такое безкорыстие Церковь назвала их «бессребренниками». Пожив мирно и трудолюбиво, они спокойно отошли ко Господу, и по смерти были прославлены чудесами. Церковь чтит их память, как добрых врачей душевных и телесных болезней, теплых заступников наших пред Господом Богом. II. В наш век расчета и корысти пример св. бессребренников Космы и Дамиана, ныне празднуемых, особенно знаменателен. Вот люди, не только не полагавшие каких-либо корыстных целей для своей деятельности, но старавшиеся искоренить в себе и мысль о какой-либо даже вполне законной награде за труды свои. «Все для Бога и ближняго, ничего для себя» – вот правило их жизни. Это великие подвижники добра. Это избранники Божии, стремившиеся к высшему совершенству, по указанию Господа. ( Матф. 19, 21 ), и достигшие его. О, хотя бы нам исполнить несравненно меньшее требование апостола: довольствоваться той наградой, какую Господь подаст нам за наш труд, той долей, которую мы от Него имеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» О брачном состоянии ставленников в клир. Наш благочестивый и христолюбивый император призвал этот святой Вселенский собор сделать тех, кто числится в клире и преподает другим божественное, чистыми и непорочными служителями, достойными мысленной жертвы великого Бога, Который есть и Жертва, и Архиерей, и очистить их от скверны, приставшей к ним из-за беззаконных браков. На это принадлежащие к святейшей Римской Церкви предлагали соблюдать правило акривии, а подвластные престолу этого богохранимого и царствующего града – правило человеколюбия и сострадания. Потому мы, отечески и вместе боголюбиво соединив воедино то и другое, чтобы не допустить ни расслабленной кротости, ни жестокой строгости, и особенно приняв во внимание то, что падение, произошедшее по неведению, простирается на немалое число мужей, определяем подвергать каноническому извержению тех, которые связались вторым браком и до 15-го дня прошлого января месяца минувшего 4го индикта 6199 г. остались в порабощении греху, не пожелав образумиться. Что же касается тех пресвитеров или диаконов, которые хотя пали в такую страсть второбрачия, однако прежде, чем мы узнали об этом, познали полезное и отсекли от себя зло, далеко отбросив эту чуждую и незаконную связь, а также тех, у которых жены второго брака уже умерли, а сами они обратились, обучившись целомудрию и скоро забыв свои прежние беззакония, – о таких решено, чтобы они прекратили какое бы то ни было священное служение или действие, пребывая с этих пор определенное время под епитимией. Честью же седалища и занимаемого ими положения пусть пользуются, довольствуясь почетным местом и плача пред Господом, чтобы Он простил им беззаконный их поступок, совершенный по неведению. Несообразно благословлять другого тому, кто должен заботиться о собственных ранах. А те, которые хотя сочетались с одной женой, но взятая ими была вдовица, равно как и те, которые после рукоположения вступили в противозаконный брак, т. е. пресвитеры, диаконы и иподиаконы, после отстранения от священнослужения на некое краткое время и пребывания под епитимией могут быть опять возвращены на свои степени, при условии если они никогда не продвинутся на другую, высшую, степень и, конечно, если они уже расторгли беззаконное сожительство.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

святитель Амфилохий, епископ Иконийский А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 22-24). По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария, — не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые — агнца, а бедные — двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (см.: Исх. 13). Дабы исполнить закон и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... И кто Его встречает? Один только благочестивый старец Симеон и восьдесятичетырехлетняя вдовица Анна, в посте и молитве безотлучно пребывавшая при церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/42/h...

Глава 5 1Тим.5:1 .  Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев. 1Тим.5:2 .  Стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. «Старца не укоряй, но умоляй якоже отца». Апостол разумеет здесь не иерея, но преклонного летами. Это дают видеть и последующие слова. «Юношы, якоже братию: старицы, якоже матери: юныя, якоже сестры, со всякою чистотою». Поскольку, кому вверены души, тому необходимо беседовать и с юными женами, то Апостол не без нужды присовокупил: «со всякою чистотою», чтобы при телесном целомудрии сохранять и душевное и не допускать в себя никакого вреда посредством или зрения, или слуха. Потом снова обращается к учению о церковных чинах. 1Тим.5:3 .  Вдовиц почитай, истинных вдовиц. 1Тим.5:4 .  Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. 1Тим.5:5 .  Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь. «Вдовицы чти сущыя истинныя вдовицы. Аще ли кая вдовица чада или внучата имать, да учится прежде свой дом благочестиво устроити и взаем воздаяти родителем: сие бо есть благоугодно пред Богом. А сущая истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь». Вдовам, не имеющим никакого ниоткуда источника к удовлетворению своих нужд, надлежит пользоваться, говорит Апостол, церковным вспоможением. Они же, как освобожденные от забот, имеют у себя одно дело – пребывать всегда в божественных молитвах. А имеющим у себя чад или внуков надлежит иметь попечение о них и воздавать им тою же попечительностию, какою сами пользовались от отцов, чтобы вознаграждение, следовавшее родителям, передать детям и от них восприять за то их услугами. 1Тим.5:6 .  А сластолюбивая заживо умерла. «Питающаяся же пространно, жива умерла». Неумеренностию в пище подавляет она в себе разумную силу и делает, что сила сия в теле ее, как в гробе каком, остается неподвижною. 1Тим.5:7 .  И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010