О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Содержание Предисловие Археографическое предисловие Раздел 1. Документы церкви 1. Обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 2. Обращение церковной общины Князь-Владимирского собора в Ленинградский Совет депутатов трудящихся (Ленсовет) о желании открыть на средства общины лазарет для раненых и больных воинов 3. Список священнослужителей и действующих храмов Русской Православной Церкви в г. Ленинграде, I составленный митрополитом Алексием (Симанским) 4. Объявление Епархиального управления о проведении богослужения в церквях г. Могилева 5. Послание Патриаршего местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского к верующим г. Москвы 6. Телеграмма митрополита Ленинградского Алексия И. В. Сталину о внесении Ленинградской епархией 500 000 руб. на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского 7. Обращение Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия к верующим в связи с поддержкой фашистов православными епископами Прибалтики 8. Определение Патриаршего местоблюстителя, главы Православной Церкви в СССР Сергия митрополита Московского и Коломенского «По делу митрополита Сергия Воскресенского с другими» 9. Рапорт священника Димитриевской церкви Г. Бенигсена начальнику Псковской Православной миссии освобожденных областей России протоиерею Кириллу Зайцу об открытии приюта для сирот, детского сада, церковной школы и ведении им радиопередач на религиозные темы и обращение протоиерея Кирилла Зайца к экзарху Сергию (Воскресенскому) с просьбой передать благословление прихожанам и священнику Димитриевского прихода за их начинания 10. Письмо митрополита Ленинградского и Псковского Алексия председателю исполкома Ленсовета П. С. Попкову с просьбой разрешить издание документального сборника по истории Ленинградской епархии в годы войны 11. Письмо председателя церковного совета Хомутовской церкви Щелковского района Московской области А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статистика Антоний (Смирницкий), архиеп. родился 29 октября 1773 года в селе Повстино Пирятинского уезда Полтавской губернии в день преподобного Авраамия Ростовского (в крещении получил его святое имя) и был старшим сыном в многодетной семье протоиерея. Его отец по окончании Киевской духовной академии вначале учительствовал на дому, а по принятии сана пятьдесят лет верой и правдой служил Церкви, став примером для своего старшего сына. В детстве Авраамий учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик, тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды чудом Господь сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище, где за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, поэтому после окончания училища поступил в Киевскую духовную академию. По окончании с отличием, одним из лучших студентов богословского курса академии, в августе 1796 года Авраамий поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, “желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах”. Авраамий ежедневно молился за ранней литургией в Лавре, избегал студенческих увеселений. Предполагающийся брак Авраамия не был благословлен митрополитом Киевским и Галицким Самуилом (Миславским; † 1796): «Смирницкому другие пути назначены». 21 февраля 1797 года митрополитом Киевским и Галицким Иерофеем (Малицким; † 1799) он был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского, 12 апреля 1797 года тем же Преосвященным рукоположен в сан иеродиакона. Заведовал библиотекой, в качестве послушания читал собственные проповеди, впоследствии был известен как блестящий проповедник. 20 ноября 1799 года митрополитом Киевским и Галицким Гавриилом (Бодони-Банулеско; † 1821) рукоположен в сан иеромонаха. 25 января 1808 года митрополитом Киевским и Галицким Серапионом (Александровским; † 1824) назначен заведующим лаврской типографией.

http://lib.cerkov.ru/authors/358

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Фото священника Игоря Палкина ЖМП 3 март 2021 /  2 апреля 2021 г. 19:30 Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «Каждому пастырю нужно готовить себя к жертвенному и самоотверженному служению Церкви и людям» Отметивший 85-летний юбилей патриарший наместник Московской епархии рассказывает «Журналу Московской Патриархии» о своей деятельности на поприще внешних церковных связей, о подготовке канонизации новомучеников в 1990 годы и о развитии православного образования в Подмосковье.  PDF-bepcuя. — Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о вашей деятельности в сфере внешних церковных связей: о трудах в Русской Духовной миссии в Иерусалиме , о вкладе в возрождение монашеской жизни в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, об управлении Патриаршими приходами в США, о руководстве ОВЦС. — Мое участие во внешних связях нашей Церкви имеет довольно продолжительную историю. В 1960 году я был рукоположен во пресвитера и летом того же года уже отправился в Швейцарию, где был наблюдателем на Экуменической ассамблее христианской молодежи в Лозанне, а потом — слушателем курсов в Экуменическом институте в Боссэ. Далее события развивались, как говорят, лавинообразно. По возвращении я был назначен референтом Отдела внешних церковных сношений, где мне предстояло на разных должностях работать много лет. Хроника поездок, разного рода мероприятий, а также встреч с оставившими след в истории выдающимися религиозными деятелями может составить целый том. Надо сказать, вопросы церковной дипломатии были и предметом моих научных изысканий. За работу «Внешние отношения Русской Православной Церкви в период с 1917 г. по 1944 г.» мне в 1961 году в Московской духовной академии была присуждена степень кандидата богословия. Если вернуться к последовательности событий, то в 1962 году меня назначили настоятелем храма равноапп. Константина и Елены в Западном Берлине и редактором журнала «Голос Православия», издававшегося на немецком языке нашим Среднеевропейским экзархатом. А через год мне было благословлено быть начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Митрополит Серафим (Чичагов) и его “Музыкальный дневник” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой расстрелян митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Это была уникальная личность не только среди новомучеников и исповедников Российских, но, думается, и среди архиереев Русской Церкви вообще. Необыкновенно одарённый от Бога человек; как поётся в тропаре в честь священномученика Серафима, “данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси”. Прежде всего священномученик Серафим — архиерей Русской Православной Церкви, человек святой жизни, принявший священный сан по благословлению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Примечательно, что владыку Серафима арестовали, когда ему было восемьдесят четыре года; к тому времени он был совершенно больным человеком и никакого “вреда” советской власти причинить не мог. Но ещё до принятия сана у владыки Серафима была богатейшая событиями и деяниями жизнь. Он принимал участие в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., был военачальником, офицером-артиллеристом, Георгиевским кавалером; проявил немалый литературный дар, написал о войне воспоминания “Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году”. Священномученик Серафим создал фундаментальный труд по медицине и разработал оригинальную методику лечения ряда заболеваний. Владыка Серафим раскрылся как художник-иконописец, прославивший в красках Христа Спасителя и преподобного Серафима Саровского, и как историк Русской Церкви, написавший “Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря”, — труд, который послужил к прославлению старца Серафима. Вся эта многообразная деятельность, столь разная по своим направлениям, соединённая в одной личности, не может не удивлять. Но был у Владыки ещё один талант, на котором хотелось бы остановиться более подробно — это дар композиторский, музыкальный. Им написаны пьесы для фортепиано или фисгармонии: это “Листки из музыкального дневника” и “Музыкальный дневник” (всего 38 пьес); литургическая музыка и различные вокальные сочинения.

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексий, митрополит Ленинградский. «Церковь зовет к защите Родины». 26 июля 1941 года Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. Церковь зовет к защите Родины (обращение к верующим) Послание Митрополита Сергия к пастырям и пасомым Русской Церкви призвало всех верующих в грозный час опасности, нависшей над нашим отечеством, к единодушной защите — каждого в полную меру сил — великой нашей родины. От лица Церкви сказано в этом послании, что она, Святая Церковь, «благословляет небесным благословением всенародный подвиг». И этот голос первого архипастыря Русской Церкви не оказался «гласом вопиющего в пустыне». Все верующие отозвались на этот призыв. Все в минуту общей опасности объединились без различия положения, как граждане единого великого Союза, в одном стремлении — чем бы то ни было помочь участвовать в общей работе по защите отечества. Как на подвиг, благословленный Церковию, не только юноши, еще не призванные на военную службу, но и пожилые, и старики пошли добровольцами на фронт, с полной готовностью и жизнь свою положить за целость, за честь, за счастье любимой родины. Молебны в храмах и прошения о даровании победы русскому воинству находят живой отклик в сердце каждого молящегося, у которых есть теперь одна дума, одна молитва — дал бы Бог победить коварного и злобного врага, сокрушить фашизм, несущий горе и разорение всему человечеству, вернуть всех нас к светлой жизни, к радостному творческому труду. Среди верующих разных храмов выражены пожелания, чтобы имеющиеся в храмах запасные суммы — в некоторых весьма крупные, в несколько сот тысяч рублей — были отданы государству в фонд обороны, на нужды войны. На эти же нужды поступают и отдельные лепты, пожертвования от верующих. Недавно в одном храме Ленинграда был такой случай. Какие-то неведомые богомольцы принесли и сложили у иконы святого Николая, пакет в укромном месте, в пакете оказалось около 150 золотых десятирублевых монет дореволюционной чеканки. Они немедленно были снесены в банк, на нужды обороны.

http://sedmitza.ru/lib/text/439946/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Досточтимые архипастыри – члены Юбилейного Архиерейского Собора! Согласно Определению Архиерейского Собора 1994 г. “О православной миссии в современном мире” в феврале 1995 г. была образована Рабочая группа по планированию возрождения православной миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории. После выработки концепции и принятия ее Священным Синодом в декабре 1995 г. Указом Его Святейшества и Определением Священного Синода был образован Миссионерский отдел, задачи которого были определены основными положениями “Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви”. В соответствии с благословленными Святейшим Патриархом и Священным Синодом направлениями деятельности Отдела были созданы секторы: информационно-аналитический; методологический; реабилитационный; апологетический; издательский. Деятельность каждого направления определяется годовым планом, который утверждается Священным Синодом, а также исходит из рекомендаций и задач, благословленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЙ II. В настоящее время отдел имеет 11 сотрудников, которые осуществляют свою деятельность в главном офисе в Москве, а также в Белгороде, где расположены издательский и методологический секторы. Со времени прошедшего в 1997г. Архиерейского собора Миссионерский Отдел действовал в следующих направлениях: 1. Возрождение миссионерского делания. 1.1. 1997 г. был объявлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси годом Святителя Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского. Этим были определены задачи Отдела и направленность всех его действий. Созданная Юбилейная комиссия под председательством Высокопреосвященного ЮВЕНАЛИЯ, Митрополита Крутицкого и Коломенского, определила основные задачи в подготовке и проведении этих торжеств. По масштабам празднования 200-летний юбилей Святителя Иннокентия (Вениаминова) явился развитием того мощного миссионерского импульса, который был дан всей Русской Православной Церкви подготовкой и проведением торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/429433/

Закрыть itemscope itemtype="" > Кесарю кесарево — ответ Дорофею Дбару 07.10.2020 815 Время на чтение 20 минут Источник: Материк Что Вы скажете, если вор или рейдер, продолжающий пользоваться украденным, начнет с пафосом учить морали? Будет наводить тень на плетень, манипулируя фактами и фейками, чтобы уйти от главного – оценки собственных поступков и ущерба, который он ими наносит своей, по его словам, «горячо любимой Родине»? Вот вопросы, которые с неизбежностью возникают у меня после просмотра пространного выступления в интернете на прошлой неделе раскольника Дорофея Дбара, называющего себя «архимандритом и главой Абхазской митрополии». Что стало поводом для господина Дбара учить меня уму – разуму? Моё августовское интервью телевидению Карачаево-Черкессии , а точнее всего несколько слов, сказанных в нём о проблемах Абхазии. После многих лет борьбы за независимость и признание Республики Абхазия, я, видите ли, смею иметь о проблемах Абхазии своё суждение. Дорофею Дбару не нравится, что я называю вещи своими именами, когда говорю, что раскольники захватили построенный и отреставрированный на русские деньги Ново-Афонский монастырь и, — добавлю сейчас, — злоупотребляя доверием людей, чинят оттуда вред и Православию в Абхазии и её отношениям с Россией. В самом деле. Крещёный всеми уважаемым протоиереем Виссарионом Аплиаа, — настоящим православным первосвященником Абхазии, — обученный и рукоположенный Русской Православной Церковью, Дорофей Дбар в дальнейшем предал своих учителей, прилюдно порвал указ Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о запрете священослужения и переметнулся под Константинопольского Варфоломея. Но из возрожденного и переданного вновь канонической Православной Церкви монастыря не ушёл, предпочитая именовать себя «Председателем Совета Священной Митрополии Абхазии» и вводить своими причастиями и отпущениями в грех сотни паломников из Абхазии и России, даже не подозревающими у кого они ищут благословления под сводами расписанного на рубеже прошлых веков учениками Васнецова Ново-Афонского монастыря.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/07/kesary...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Продолжается сбор материалов для прославления А.В. Суворова в лике святых» Резолюция участников третьей всероссийской конференции «Военный опыт и миссионерская деятельность А.В. Суворова» 04.06.2023 646 Время на чтение 12 минут 31 мая 2023 г., по благословлению Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и Правоохранительными Органами, Русской Православной Церкви, митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, состоялась Третья Всероссийская конференция с международным участием: «Военный опыт и миссионерская деятельность А.В. Суворова», посвященная обсуждению военного опыта А.В. Суворова и материалам касающимся его чудесной помощи людям, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах, в том числе на войне, посредством молитвенного обращения к нему. В конференции приняли участие: член Государственной Думы Российской Федерации, два архиерея Русской Православной Церкви, священнослужители, экс бургомистр г. Андерматт (Швейцария), представители МО, ветераны ВС РФ, члены Всемирного Русского Народного Собора, представители Общероссийского Общества «Царьград», участники Всероссийского Суворовского Движения (ВРСД), представители общественных организаций, православные миряне из разных городов России, представители из республик Казахстан и Кыргызстан - всего более 60 человек. Перед началом конференции отслужен молебен на начало благого дела. Участники конференции почтили память погибших воинов минутой молчания. В рамках заявленной темы прозвучало 3 приветственных обращения и 18 докладов: 1. Вступительное слово председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и Правоохранительными Органами Русской Православной Церкви митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. 2. Слово от первого заместителя председателя Синодального отдела протоиерея Константина (Татаринцева) 3. Приветственное обращение депутата Государственной Думы VIII созыва Михаила Сергеевича Шеремета. Доклады: 1. Баранов Валерий Петрович, Председатель Всероссийского Суворовского Движения (ВРСД), генерал-полковник, генеральный инспектор МО РФ, вице-президент Академии военных наук, дважды командовавший объединённой группировкой войск на Северном Кавказе; Заслуженный деятель науки России, доктор исторических наук, профессор.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/04/...

Черновцы. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Построен по заказу Православного религиозного фонда Буковины. Расположение собора было запланировано еще при подготовке перспективного плана развития Черновцов (1831 г.). Первый камень в фундамент собора заложен 3 (15) июля 1844 года. Автор проекта – венский архитектор Фердинанд Ролль. Строительство велось с перерывами до 1864 года. Внутренние отделочные работы продолжались до конца XIX века. Настенные росписи осуществила группа художников из Вены под руководством Карла Йобста. В 1869 году по проекту Йозефа Главки проведена реконструкция фасада. Активное участие в организации строительства и обустройстве храма принимал первый Митрополит Буковинский и Далмацкий Евгений (Гакман). Он освятил закладку первого камня в фундамент собора и 4 (16) июля 1864 года он же торжественно освятил вновь выстроенный храм. Митрополит Евгений умер 12 марта 1873 года и был похоронен в гробнице цокольного помещения кафедрального собора. Пожалуй, никто из буковинских владык не сделал так много, как он, для распространения и укрепления православия в этих краях. Статус кафедрального собора храм сохранял с момента постройки до 1960 года, когда во время очередной компании по борьбе с религией он был закрыт (на период с 1960 по 1989 гг. Архиерейская кафедра была перенесена с собор Святого Николая). Многие годы здание пустовало, а в 1976 году начались работы по переоборудованию помещения собора под выставку товаров народного потребления и художественной картинной галереи. Строители натолкнулись на гроб митрополита, и по указанию тогдашнего руководства его останки тайно были вывезены в неизвестном направлении. Место перезахоронения до сих пор не найдено. В 1989 году здание собора было возвращено православной церкви. 12 марта 2006 года, в годовщину смерти митрополита Евгения на территории собора ему был открыт памятник. Авторы: скульптор Николай Мирошниченко и архитектор Виктор Кильчицкий. Инициатором сооружения памятника (с благословления митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия) стала областная организация Партии регионов Украины.

http://sobory.ru/article/?object=09961

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Крестный ход казаков Мещерского войска К 800-летию со Дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского Олег Романов   11:22 06.08.2021 1447 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлены автором 2 августа в г. Касимове (древний Городец), где ушёл из жизни и принял схиму в Богоявленском монастыре святой Александр Невский, в честь которого здесь недавно установлен бюст, с которым касимовцы с удовольствием уже делают селфи и выставляют в соцсетях, а художники рисуют маслом картины с этого события, состоялся старт крестного хода казаков Мещерского войска. Во главе с инициатором возведения бюста и хода председателем Совета атаманов России Валерием Васильевичем Камшиловым. Крестный ход был приурочен к прибытию частицы мощей святого Александра Невского в г. Рязань 3-5 августа по благословлению митрополита Марка. В крестном ходе также участвовали заместитель атамана Мещерского войска Вячеслав Николаевич Пронюшкин, атаман г. Касимова и Касимовского района Сергей Анатольевич Марков, есаул Александр Иванович Пилюгин, казаки и жители г. Касимова. Мещерские казаки участвовали в богослужениях в Успенском соборе Рязанского кремля с 3 по 5 августа. Службу возглавили митрополит Марк, епископ Василий, епископ Скопинский и Шацкий Питирим, управляющий Скопинской епархией c 25 августа 2020 года.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/06/kr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010