Сегодня взошло Солнце правды – и скрыло раньше восходившее; я освобожден от тьмы, – и не пользуюсь лучами; для меня опять родился свет – и омрачаюсь страхом; радуюсь рождению – и смущаюсь его образом; вижу, что проистекает новый источник – и убегает от древнего нечестия; вижу, что рождается младенец, – и небо склоняется для поклонения Ему; матерь рождает – и утроба не отверзается; дитя запечатывает собственное зачатие; родитель не муж, и сын без отца; Спаситель рождается, и создает Себе звезду; пеленается младенец, и держит землю; ясли изображают престол небесный, и скот – херувимское предстояние; светоч является, и объявляется чудо; ангелы предвозвещают, и пастыри пророчествуют; волхвы богословствуют, и иереи богоборствуют; Ирод падает, и смерть оплакивается; Адам освобождается, Ева радуется, и змий скорбит; пленные отпускаются, и насильники наказываются; младенец питается молоком, и питает питающую; носится на руках, и носит носящую; тварь узнает, и природа устрашается. Отсюда и я изумляюсь чуду, трепещу от таинства. Смело доверюсь Гавриилу, и изгоню свой страх. Слова к Марии объясняют чудо. Какие? И говорит (Гавриил): «Радуйся, Благодатная» ( Лк. 1:28 ), неизмеримая пашня небесного колоса; радуйся, Благодатная, неложно девственная матерь истинной виноградной лозы; радуйся, благодатная, непоколебимая сеть неизмеримого божества; радуйся, Благодатная, обширное место необъятной природы; радуйся, Благодатная, невеста вдовствующего мира, непорочное рождение; радуйся, Благодатная, соткавшая для создания венец нерукотворный; радуйся, Благодатная, святая обитель огня; радуйся, Благодатная, возвращение бегствующей вселенной; радуйся, Благодатная, неиссякаемая житница голодающей твари; радуйся, Благодатная, нескончаемая благодать святой Девы; радуйся, Благодатная, носитель светильника, украшенный многими добродетелями, (носитель) света негасимого и светлейшего, (чем) солнце; радуйся, Благодатная, приманка духовной удочки; радуйся, Благодатная, духовный кивот славы; радуйся, Благодатная, златая стамна с небесной манной; радуйся, Благодатная, напоившая жаждущих сладким питьем вечного источника; радуйся, Благодатная, духовное море с небесной жемчужиной, Христом; радуйся, Благодатная, блестящее небо, имеющее в себе в небесах невместимого Бога, необъятного и пространного; радуйся, Благодатная, столповидное облако, имеющее Бога, путеводившего Израиля в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

211. О слезах спасительных и опасных Мой добрый читатель пишет мне: “Вы говорите: Не должно гоняться за умилительными слезами при молитве». Да ведь когда раскрываешь свою грешную душу на молитве пред Вседержителем, слеза умиления невольно изойдет. В чем же тут опасность для человека? Зачем же думать, что если я прослезился при молитве, то молитва стала не угодна Богу? Нужно сознавать свою духовную немощь: это-то и может вызвать у сокрушенного сердца покаянную слезу и сознание своей греховности. Какая же будет молитва , когда я, не настроя себя молитвенно, не смогу вообразить, что я стою пред Господом, Которого только по греховности моей не могу видеть, но Он видит меня и душу мою». Не знаю, что смущает писавшего сии строки. Ведь большая разница сказать “гоняться за умилительными слезами», то есть искусственно как бы выжимать их из своих очей, и сказать: “Слеза умиления невольно изойдет». В последнем случае, конечно, нет опасности, если при такой слезе человек скажет себе: “Вот как непостоянно мое молитвенное настроение: сейчас будто слезинка капнула из грешных очей, а час назад полонили и через час потом опять заполонят грешные мысли мою душу. Минутное, только минутное движение сердечного чувства – как же я духовно немощен, грешен, непостоянен!». Да, при таком настроении сокрушенного сердца – пусть льются эти сладкие “невольные» слезы! Блаженны такие плачущие! Хорошо и то, если грешник притом “стоит пред Господом», – стоит, но не воображает, не рисует себе в фантазии Его лик, Его образ. Вот этого воображения, как я писал в предыдущем дневнике моем, надо остерегаться. И смущаться тем, что говорят святые отцы, а согласно с их благодатным словом и мы, грешные пастыри Церкви, никому не подобает. Если не все понятно – надо смиряться, а не смущаться, ибо смущение святые отцы называют “вражескою колесницей». Оно свидетельствует о недостатке смирения в душе смущающегося: смиренный, говорят святые отцы, не смутится, если и небо упадет на землю. Теперь о слезах. Всякие бывают слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

     Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой. Поскольку часто — желая вам помочь — я рассказывал вам о Рае, об Ангелах и о святых, то сейчас — снова желая вам помочь — расскажу вам немного об адской муке и о бесах, для того чтобы вы знали, с кем мы ведем брань. Однажды ко мне в каливу пришел один юноша — колдун с Тибета. Он рассказал мне многое из своей жизни. Трехлетним младенцем — будучи только отнятым от груди матери — он был отдан своим отцом группе тибетских колдунов из тридцати человек, для того чтобы они посвятили его в тайны своего колдовского искусства. Этот юноша дошел до одиннадцатой степени колдовства — высшая степень двенадцатая. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он уехал с Тибета и поехал в Швецию, для того чтобы увидеть своего отца. В Швеции он случайно познакомился с православным священником и захотел побеседовать с ним. Юный колдун совсем не знал, что такое православный священник. В зале, где они беседовали, юноша, желая явить свою силу, начал показывать различные колдовские фокусы. Он вызвал одного из старших бесов по имени Мина и сказал ему: «Я хочу воды». После того как он произнес эти слова, один из стаканов сам собой поднялся в воздух, подлетел под кран, вода открылась, стакан наполнился и затем сквозь закрытую стеклянную дверь влетел в зал, где они сидели. Юноша взял этот стакан и выпил воду. Затем, не выходя из зала, он показывал сидящему перед ним священнику всю Вселенную, небо, звезды. Он использовал колдовство четвертой степени и хотел дойти до одиннадцатой. Потом он спросил священника, как тот оценивает все, что видит. «Если бы он похулил сатану, — говорил мне молодой колдун, — то я мог бы его убить». Однако священник ничего не ответил. Тогда юноша спросил: «А почему и ты не покажешь мне какое-нибудь знамение?» — «Мой Бог — Бог смиренный», — ответил священник. Потом достал крестик, дал его в руки юному колдуну и сказал ему: «Сотвори еще какое-нибудь знамение». Юноша позвал Мину — старшего беса, но Мина, трепеща, как осиновый лист, не мог решиться к нему приблизиться. Тогда юноша вызвал самого сатану, но тот, видя в его руках крест, вел себя так же — боялся к нему подойти. Сатана велел ему только одно: побыстрей уехать из Швеции и снова вернуться на Тибет. Тогда юноша начал ругать сатану: «Теперь я понял, что твоя великая сила на самом деле — великое бессилие». Потом юноша был научен тем добрым священником истинам веры. Священник рассказал ему о Святой Земле, о Святой Афонской Горе и других святых местах. Уехав из Швеции, юноша совершил паломничество в Иерусалим, где видел Благодатный Огонь. Из Иерусалима он поехал в Америку, для того чтобы дать хорошую взбучку своим знакомым сатанистам и вправить им мозги. Бог сделал этого юношу самым лучшим проповедником! Из Америки он приехал на Святую Афонскую Гору.

http://pravoslavie.ru/96973.html

Вот тут-то и бывает опасность для юных молитвенников: никем не руководимые, не проверяющие своих внутренних переживаний так называемым «откровением помыслов» старцу, испытав первый вид теплоты телесной, простой, бывающей вследствие соединения ума с сердцем, теплоты естественной, они принимают ее за теплоту благодатную, а враг всевает в них мысль, что они уже удостоились Божией благодати, и подстрекает их всячески усиливать эту теплоту. Бывает, по свидетельству опытных в духовной жизни старцев, что враг незаметно подменивает эту, так сказать, безгрешную саму в себе теплоту, теплоту естественную, уже – прямо – грешною, похотною, что так часто наблюдается в хлыстовщине и лжемистических сектах искаженного монашества. Но если и не бывает такой подмены, то увлечение «духовным сластолюбием» ведет к прелести: человек начинает воображать, будто он уже угодил Богу, сподобился Его благодати, – в нем растет, совершенно для него незаметно, внутренний фарисей; он усиленно ищет мнимо-духовных наслаждений, а последствием сего бывает то, что сии наслаждения сменяются страшным духовным угнетением, невыносимою тоскою, унынием. Надо сказать еще, что в исканиях сладости прельщенный дает волю своему воображению: рисует себе отверстое небо, представляет образ Господа, сидящего на престоле, окруженного тьмами Ангелов и святых. Если наступает период уныния, то при таких мечтаниях ему чудится, что он уже осужден судом Божиим, недостоин и жизни на земле, что он должен себя казнить... И вот – почва для самоубийства уже готова! Враг перепутывает все его понятия, влечет, насилует душу несчастного отчаянием, которое представляется ему как бы исполнением суда Божия над ним. А благодать Божия удаляется от такого человека за его самомнение, за его вторжение в тот «чертог брачный», в который не входят неимущие одеяния брачного, то есть чистоты сердечной, по крайней мере, очищения души от страстей, на нее особенно воюющих. Он сам не допускает к себе своею гордостью, грехом иудина самоосуждения или отчаяния, сей спасительной благодати. Если он падает в какой-либо грех , то не кается так, как каются смиренные грешники, а начинает окаевать себя, как мирской «честный» человек: «Да как это я мог позволить себе? Как я смел это сделать?». Как будто бы он в другое-то время и непричастен к греху!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Всё, не могу больше!» — и опускаются руки, и покидают силы, и не видишь смысла... Такое состояние известно каждому, кто однажды сердцем услышал слова «вера без дел мертва» и кто хоть сколько-нибудь последовательно старается помогать другим людям. Опустошение, бессилие, кризис... Оказывается, именно в такие моменты начинается самое интересное! Неоднократно замечала, что Господь помогает нам в добрых делах. Помощь эта и незримая — лёгкость, радость на душе, — и очевидная, житейская — всё получается, события складываются наилучшим образом. Что бы ты ни задумал — молитву, поездку, участие в решении чьей-то проблемы — тебе вначале, скорее всего, будет легко. От первого успеха появляются силы двигаться дальше. Тем большая помощь приходит в делах ради веры, когда ты готов помочь кому-то просто во имя Господа. Эти маленькие или большие личные подвиги приносят радость — ну наконец-то не просто небо копчу, а что-то делаю хорошее «не для себя» — такое животворное для души чувство... Вполне возможно, что польза от этих первых добрых дел не так уж велика, но благодатное ощущение радости даётся тебе поначалу сполна, как бы авансом, и, конечно, оно побуждает сделать что-то «не для себя» ещё и ещё. Но неизбежно наступает момент, когда этот свет постепенно тускнеет и уходит. Те поступки, которые ещё недавно казались источником радости для всех, уже этой радости не дают. Личные наблюдения приводят меня к мысли о том, что настоящую пользу наши дела начинают приносить именно тогда, когда они перестают приносить радость. Когда твой личный маленький подвиг уже давно стал повседневной обязанностью, привычкой и ты обнаружил, что жертва твоя была либо неполной, либо её вообще не было. Трезвому взгляду становится очевидно, что ты не совершаешь подвигов, а выполняешь банальные житейские дела — да просто живёшь нормальной человеческой жизнью. Теперь, когда первые разочарования и трудности позади, я точно знаю: для меня они были отличной возможностью поработать над собой и открыть новые горизонты. И эти возможности будут даны каждому, кто не остановится в самом начале пути.

http://pravoslavie.ru/52165.html

«Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор. 8, 9 ) Некогда Иаков, в пути из дома отеческого в Харран, успокоившись ночью, «увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней». ( Быт. 28, 12–13 ) Ныне, христиане, не в видении, но в действительном событии, мы видим нечто более чудное. Уже не Ангелы, «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1, 14 ), восходят и нисходят над главою праведника, но Сам Господь, доселе пребывавший вверху лестницы, соединяющей небо с землей, благоволил и нисходит к грешному роду человеческому. И лестница сия утверждена не на земле, но глубже, в самом «сердце земли» ( Мф.12:40 ). Вездесущий нисходит, когда в образе, гласе, знамении являет близость своего грозного, или благодатного присутствия к людям, внизу стоящим. – Ныне приближается Он к людям несравненно более. Не глас, а само Слово Отчее облекается плотью, – приемлет на себя не образ только человека, но самое существо его, и соединяет со Своим. И это соединение человечества с Божеством не на краткое время, но на всю вечность, есть постоянное вечно продолжающееся чудо, превышающее всякий ум сотворенный. Видите, слушатели, как глубоко нисходит ныне Господь. Но это еще начало Его глубочайшего нисхождения даже до врат адовых. Это-то уничижение Господа, ныне открывшееся в Его воплощении, разумеет апостол, и изъясняет цель его, когда говорит: «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Вникнем в слова эти! «Он, будучи богат, обнищал». – Сколько неисследимо для нас богатство существа Божественного, столько непостижимо Его нисхождение. Погружались ли мы когда-нибудь умом в созерцание неисчислимых и неизмеримых Божественных совершенств? Возгоралось ли в нас когда-либо среди молитвы или благоговейного размышления притрепетное желание, какого исполнен был некогда Боговидец Моисей: Господи, «покажи мне славу Твою» ( Исх. 33, 18 )? И не исчезала ли мысль наша пред необъятною полнотой и непостижимым величием высочайших совершенств? Весь Он – любовь, весь – мудрость, весь – правда, весь – сила, весь – жизнь, весь – всюду и всегда. – Эту-то полноту Божественных совершенств сокрыл ныне Сын Божий, став сыном человеческим. Тайна Божества прикрыта плотью, вечность рождением, всемогущество бессилием младенчества, всеведение и святость всесовершенная – премудростью и благодатью, возрастающею с летами ( Лк. 2, 52 ). Так, «Он, будучи образом Божиим – уничижил Себя Самого, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил. 2, 6–7 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Глава V. О ЛЮБВИ Любовь... всему верит. Апостол Павел ( 1Кор. 13:4, 7 ) Весь смысл нашей жизни в том, чтобы теплом своего дыхания бороться с холодом мира. Потому-то так и страшно подходить к концу своей жизни: дело не только в том, что все меньше близких, которые это дыхание имели, – и небо без них все стуже, и осень холодней, – но и в том, что те, кто остались, ждут от тебя такой же любви, и чувствуешь на себе их глаза, в которых – ожидание и укор. «Печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания... Мучимые в геенне поражаются бичем любви» (преп. Исаак Сирин . ЖМП, 1956, Ведь на Суде Божием с нас не спросят – постились ли мы, молились ли мы, но только: любили ли мы? Так как этот вопрос все спрашивает, и это будет Страшный Суд любви, «егда поставятся престолы и отверзутся книги и Бог на суде сядет». Любовь к людям для нас труднее всего. В молитве или посте – если искусственно изолировать их от любви – человеку весьма легко удастся слукавить и вложить ложку дегтя в их мед: что-то о себе, их совершающих возомнить и замкнуться в добродетельном футляре. Любовь же к людям в том и есть, чтобы в забвении о себе и в просторе от себя искать в людях Бога и в Боге спасаемых Им людей. Тут надо идти на жертвенный путь креста. Вот почему Отцы так настойчиво говорят именно о триедином образе совершенства: любовь к людям доказывает любовь к Богу, а потому только присутствие ее в этом триединстве (воздержание, любовь и молитва) является духовной гарантией того, что это триединство есть действительно путь к Богу. Именно она делает этот сплав драгоценным. В Патерике есть такой рассказ: «Спросил некто старца – почему имеющиеся ныне между монахами подвижники не получают благодатных даров подобно древним? Старец отвечал: потому что тогда была любовь и каждый подымал ближнего своего вверх; ныне любовь охладела и каждый влечет ближнего своего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодати» (От. 496). «Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешения против ближнего не прощает, если (человек) с ним не умиротворится» (преп. Амвросий Оптинский , АМ, 119).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Духовность и духовничество 29 Тема моего доклада – духовность и духовничество или, если предпочитаете, духовное окормление или душепопечение. Я хотел бы сначала определить слово “духовность”, потому что обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных выражениях нашей духовной жизни, таких как молитва , как подвижничество; и это ясно из таких книг, как, например, книги Феофана Затворника . Мне кажется, однако, надо помнить, что духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа, и духовность не есть то, что мы ею обозначаем обычно, а эти проявления таинственного действия Духа Святого. И это сразу нас ставит по отношению к духовничеству в очень четкое положение, потому что тогда речь не о том, чтобы человека воспитывать по каким-то принципам и научить его развиваться в молитве или аскетически по каким-то трафаретам. Духовничество тогда будет состоять в том, чтобы духовник, на какой бы степени духовности он сам ни находился, зорко следил за тем, что над человеком и в человеке совершает Святой Дух, возгревал бы Его действие, защищал против соблазнов или падений, против колебаний неверия; и в результате духовническая деятельность может представиться, с одной стороны, гораздо менее активной, а с другой стороны – гораздо более значительной, чем мы часто думаем. Раньше чем пойти дальше, я хочу сказать два слова о том, что духовничество – не однозначное понятие. Есть, как мне кажется, три типа духовников. На самом основном уровне это священник, которому дана благодать священства, который в себе носит не только право, но и благодатную силу совершать таинства – таинство Евхаристии, таинство Крещения, таинство Миропомазания, но также и таинство Исповеди, то есть примирения человека с Богом. Большая опасность, которой подвергается молодой неопытный священник, полный энтузиазма и надежды, состоит в том, что подчас молодые люди, выходящие из богословских школ, воображают, будто рукоположение наделило их и умом, и опытностью, и “различением духов”, и делаются тем, что в аскетической литературе называли “младостарцами”; то есть, не обладая еще духовной зрелостью, не обладая еще даже тем знанием, которое дает просто личный опыт, они думают, что их научили всему, что может им помочь взять кающегося грешника за руку и повести от земли на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Естественно нам выражать благодарные чувствования пред лицом Благодетеля, избавившего нас от несчастья. Естественно и свято настоящее собрание наше в сей храм Божий для принесения благодарственного моления Господу Богу, Который явил нам великое благодеяние, прекратив в граде нашем губительные действия смертоносной язвы. Непостижимый в судьбах Своих Бог простер на отечество наше и на другие царства карающую десницу Свою; не осталось града, не осталось, кажется, веси, куда-бы не проник секущий меч правосудия Божия. Что же означает такое общее наказание, посылаемое раздраженными небесами на целые царства и народы? Не дерзая открывать завесу тайных судеб Божьих, мы не погрешим, если скажем, что причиной таких наказаний не грехи того или другого грешника, но общие беззакония целого народа, которые начинают превозмогать само долготерпение Божие. Какие же общие сии беззакония столь тяжко оскорбляющие и раздражающие Всевышнего? Ответ на вопрос сей пусть скажет каждому собственное его сердце, пусть каждый внимательно вникнет в совесть свою и испытает свои дела, мысли и чувствования по началам Христианской веры, при свете заповедей Господних, по примеру человека Иисуса Христа, нам для подражания оставленному; тогда верно найдет каждый многое в жизни своей, что послужило во вред общенародной нравственности, что присоединилось к бездне общего нечестия, из которого, как-бы из нечистых испарений, образовалась мрачная грозная туча, разразившаяся стрелами праведного гнева Божия; тогда каждый добросовестный признается, что он достоин наказания по делам своим и скажет в сердце своем с Пророком: Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица ( Дан.9:7 ). Во дни скорби и смертоносной болезни, постигшей град наш в нынешнее лето, вы, возлюбленные о Господе, не ожесточили сердец ваших гордой о себе мыслью, но смиренно признали правду Божию праведно нас наказующую, признали свои неправды пред Богом и смирились под крепкую руку Божию ( 1Пет.5:6 ). Чувствуя при угрожающем бедствии виновность вашу пред Отцем небесным, вы из глубины души воззвали к Нему: Отче, согрешихом на небо и пред Тобой ( Лк.15:18 ) и старались преклонить гнев Его на милость то крестными хождениями со всей святыней града нашего, то молебными пениями в храмах Божиих и домах ваших пред чудотворными иконами Богоматери и других угодников Божиих, то покаянием, постом и коленнопреклонными молитвами; оставили обычные ваши забавы и увеселения Церковью осуждаемые, притекали в храмы Божии не только в воскресные и праздничные, но и в обыкновенные дни работные; служители алтаря изнемогали в трудах своих, исполняя требования прихожан своих, искавших освящения благодатного и утешений веры; страх смерти возбуждал к жизни духовной, кажется и тех, которые прежде казались мертвыми для дел благочестия; дни скорби и болезни сделались временем благоприятным для спасения и здравия душевного.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Gorodk...

Л.А. Ильюнина Если старец благословит, то и Бог благословит Игорь Изборцев. секретарь Псковского отделения Союза писателей России В начале лета 1993 года в моей жизни наметились важные перемены: мне предложили должность ответственного редактора псковского епархиального вестника «Благодатные лучи». Опыта работы на ниве духовного просвещения у меня не было, поэтому я, хотя и всем сердцем желал участвовать в этом душеполезном деле, испытывал некоторую нерешительность. И тогда мой духовник, рассудив, что без старческого благословения тут никак не обойтись, порекомендовал мне поехать на о. Залита. «Если старец благословит, то и Бог благословит», – сказал, осеняя крестом на дорогу. Рано утром следующего дня я уже садился на быстроходное речное судно, название которого странным образом соответствовало времени посадки – «Заря». Хотя рождающиеся от названия судна ассоциации этим не исчерпывались. Заря, восход солнца, восток... – с этими понятиями у нас, православных, связаны многие упования и надежды. Итак – с верой и надеждой в путь на Талабские острова! День, как помнится, был будний и пассажиров в салоне «Зари» сидело немного. Были среди них и паломники, явно тоже направляющиеся к о. Николаю – человек пять-шесть. Четверых я запомнил хорошо: женщину средних лет с юношей, по-видимому, сыном, и мужчину с окладистой бородой, стянутыми в хвост на затылке волосами, и оттого похожего внешним обликом на батюшку, со спутницей, быть может, матушкой. Православных паломников вообще несложно отличить от прочего люда. И главное тут не внешнее, свойственное облику воцерковленного православного христианина; нет, главное – внутреннее, то состояние духа, в котором пребывает в такие моменты верующий человек. Он горит, светится ожиданием встречи, волнуется, но и радуется; он словно видит пред собой прикрытое пока окошко в мир горний и доселе недоступный; предчувствует, что вот-вот окошко распахнется и небеса преклонятся долу, чтобы коснуться души и сердца. А вдруг там не чисто и не прибрано? Вдруг там холодная пустота? Оттого и трепет, волнение в груди; но и молитва оттого льется легче и искреннее: «Господи, помилуй... Господи, благослови...» Глаза паломника в такой момент смотрят внутрь самого себя, вовне мысль не находит уже ничего важного; и даже небо не привлекает взор. Сейчас путь к небу пролегает через душу и сердце – там место встречи; встречи, для которой проделан дальний путь...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010