Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Охотин Николай Васильевич; 26.10.1828, с. Урусово Алатырского у. Симбирской губ.- 1.03.1912, Новгород), архиеп. Новгородский и Старорусский. Род. в семье псаломщика. Окончил Алатырское ДУ, Симбирскую ДС, в 1853 г. СПбДА, получил степень канд. богословия за соч. «История Церкви Александрийской до времени Афанасия Великого». С 31 окт. 1853 г. преподаватель истории в Нижегородской ДС. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра богословия. 11 окт. того же года переведен преподавателем словесности в Симбирскую ДС, 10 окт. 1856 г. назначен ее инспектором с преподаванием психологии, логики и патристики, 26 марта 1874 г. утвержден ректором. 17 апр. 1874 г. рукоположен во иерея (целибат) Симбирским архиеп. Евгением (Сахаровым-Платоновым) , 21 апр. того же года возведен в сан протоиерея. Под рук. Охотина Симбирская ДС значительно выросла в научном отношении, в ней поддерживалась строгая дисциплина. Среди выпускников этого времени были буд. ученые Е. А. Малов и Ф. В. Благовидов , М. С. Флоренсов (впосл. еп. Вологодский Антоний ) и др. Сам ректор преподавал Свящ. Писание и философию. Состоял председателем совета братства Трех святителей, учрежденного в 1879 г. при семинарской церкви и в нояб. 1884 г. преобразованного в Симбирское духовно-просветительное братство (в совет братства вошли директор народных уч-щ Симбирской губ. И. Н. Ульянов как товарищ председателя и директор Симбирской классической гимназии Ф. М. Керенский). 15 янв. 1886 г. совершил литию при гробе И. Н. Ульянова в присутствии В. И. Ульянова (см. Ленин ) и участвовал в отпевании. В 1884 г. назначен председателем епархиального училищного совета, возглавив организацию сети церковноприходских школ в епархии. 13 янв. 1885 г. вместе со свящ. Флоренсовым открыл религиозно-нравственные чтения в семинарской церкви. 2 дек. 1889 г. пострижен в монашество Симбирским еп. Варсонофием (Охотиным) , 3 дек. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/168380.html

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. В храме Преображения Господня на Преображенской площади 5 престолов: главный придел - Преображения Господня; северный придел - святого благоверного великого князя Александра Невского; южный придел - святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Нижние приделы: Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца; святого апостола Андрея Первозванного (крестильный храм). http://www.hram-preobrajeniya.ru/ Комментарии и обсуждение Никогда " после революции " храм на Преображенской площади не бывал " кафедрой митрополитов Московских " , да и само существование " митрополитов Московских " после восстановления на Москве патриаршества в конце 1917 г. явилось нонсенсом. (Церковный историк свящ. А. Мазырин называет принятие заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) титула митрополита Московского и Коломенского в 1934 г. " попранием основ патриаршего строя " ). В конце 1930-х гг. храм на Преображенской площади стал кафедральным храмом архиепископа Дмитровского Сергия (Воскресенского) - единственного из оставшихся в живых викариев Московской епархии. В феврале архиепископ Сергий получил назначение митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии. Преображенский храм, почетным настоятелем он остался, взял на себя все его содержание в качестве экзарха с секретарем и с расходами по разъездам в помянутых областях и нес эти издержки до конца июня 1941 г. Митрополит-экзарх Сергий оказался в оккупации и с III-ro квартала 1941 начал восстанавливать церковную жизнь в занятых немцами районах Ленинградской области (в состав которой тогда входил и Псков, и Новород). Его имя продолжало возноситься в Преображенском храме до 22 сентября 1942 г., пока Московская патриархия не предписала это возношение " немедленно прекратить вслед до новых распоряжений " . Вскоре после усвоения митрополиту Сергию (Страгородскому) титула патриарха Московского и всея Руси в сентябре 1943 г., Преображенский храм стал кафедральным храмом митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) и оставался им более 16 лет. В сентябре 1960 г., когда митрополит находился в отпуске, его уволили на покой. По возвращению в Москву митрополиту Николаю не позволили совершить прощальную службу в своем кафедральном соборе, а для его преемника по Крутицкой кафедре подобрали другой кафедральный храм. Власти явно запланировали снести храм на Преображенской площади, связанный с памятью митрополитов Сергия (Воскресенского) и Николая (Ярушевича), еще в 1961 г. и лишь поджидали, когда откроется благовидный предлог. Строительство станции метро " Преображенская площадь " развязало им руки.

http://sobory.ru/article/?object=23532

Прекрасно говорит о воспитательном влияний житий святых один глубокий знаток духовной литературы – профессор Амфитеатров. «В сих книгах церковь ежедневно указует нам, говорит он, на высокие образцы духовного совершенства, стараясь пробудить в нас дух святого подражания святым людям; изображает деяния древних христиан, дабы смирить гордый дух века и нашей природы; выводит пред очи наши примеры строжайшего покаяния и самоотвержения, дабы с одной стороны предохранить нас от ежедневных грехопадений с другой – опытно вразумить, как восставать нам от грехопадений, с глубоким сокрушением сердечным, но без отчаяния. Ее священные сказания по местам обширны, дабы насыщать душу, в которой раскрылся ненасытимый вкус к духовному; по местам кратки, дабы не обременить души ленивой; по местам оразноображены краткими словами нравоучительными, дабы деяние находило свою основу в отвлеченном правиле и истине, а истина отвлеченная тотчас же подтверждалась деянием и примером: они почти всегда просты, потому что истинны, и люди, собиравшие сии сказания, обыкновенно поставляли себе правилом изречение: не будими мати на святыя; в некоторых местах удивительно как простодушны, потому что люди, в них изображенные, были дети не света, а царствия Божия, упростившие природу свою до невинной природы младенческой, по слову Спасителя: аще не обратитеся, и не будете яко дети, не внидете в царствие Божие; повсюду назидательны и для благочестивого человека приятны, не смотря на простоту формы, на язык безыскусственный, заботящийся не о том, как он рассказывает, а о том, что повествует. Светский вкус, конечно, не найдет в них того огня, той живости и занимательности, какие любит находить в повествованиях мирских; но за то они не учат тому тонкому нечестию и благовидному разврату, которыми часто дышит плотская и страстная повесть света». („Чтения о церковной словесности или гомилетике“ ордин. професс. киев. дух. акад. Я. Амфитеатрова, ч. 1, стр. 263; сн. «Об издании народных книг религиозно-нравственного содержания». Свящ. Г. Дьяченко . Харьков, 1885 г., стр. 33–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Проводил он жизнь постную; к службам ходил неупустительно; вставал до утрени за час и вычитывал в келии правило; сложения был атлетического, росту малого. Сообразно собственному направлению он руководил и других: как новоезерское братство, так и горицкие чужды духовного делания; все их внимание устремлено на благовидность наружного поведения и на телесный подвиг» ( Игнатий (Брянчанинов). 2007. Т. 7. С. 171). В 50-х гг. XVI в. в К. Н. м. подвизались Феодосий Косой , Игнатий и Вассиан, ученики старца мон. Артемия († ок. 1575), сторонника нестяжателей. В 1556/57 г. «Ортемьевы ученики» чернец Иона и свящ. Аникей Киянский стали фигурантами соборного дела (Описи царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г. М., 1960. С. 37). В сер. XVIII в. в К. Н. м. находился в ссылке церковный писатель иеродиак. Кириак Ястребенский ( Лифшиц Л. А. Кириак Ястребенский - неизвестный книжник 2-й четв. XVIII в.//Хризограф. М., 2005. Сб. 2. С. 271-278). В февр. 1830 г. в К. Н. м. прибыл на послушание свт. Игнатий (Брянчанинов), но местный климат оказался для него неблагоприятным, и он заболел, в связи с чем в июне того же года оставил обитель. В 1832-1833 гг. в мон-ре проходил послушание прп. Пимен (Мясников; впосл. игумен, архимандрит Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , с 1869 благочинный общежительных мон-рей Московской епархии). В монастырской традиции существовала легенда о посещении К. Н. м. вел. кн. Иоанном IV Васильевичем (ИРИ. Ч. 4. С. 515) и боярином Б. И. Морозовым, однако подтверждения этим фактам в источниках не найдено. В 1-й пол. XVII в. в мон-ре неоднократно бывали представители старинных родов Годуновых (стольник А. Н. Годунов и его мать А. И. Годунова) и Плещеевых (стольники Л. А., И. Л. и М. Л. Плещеевы) ( Сазонова. 2011. С. 220, 372, 394). В 1722 г. в монастыре побывал имп. Петр I Алексеевич. В 1791 г. К. Н. м. посетил путешественник П. И. Челищев, в 1847 г.- Шевырёв; они включили рассказ об обители в путевые заметки. Возможно, последними паломниками в мон-ре перед его закрытием были представители княжеского рода - С.

http://pravenc.ru/text/1840461.html

В чем же выражалось общение первенствующих христиан? – Тогда любовь не умосозерцала, но действовала: „Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого“. Так поступали все: апостолы, пророки, учители, чудотворцы, врачи, благотворители, администраторы, глоссолалы и истолкователи их, люди особых благодатных дарований и идиоты в лучшем смысле этого слова: простецы, простолюдины, свободные от порыва особого вдохновения, и при этом в объёме понятия „все“ логикою любви включены: Иудеи и Эллины, рабы и свободные – обезразличены национальности, сглажены различия политического неравенства (cp. I Kop. 12:28,13,10). В аналоге тела христианская любовь усмотрела план своего домостроительства и тяготела к его реализации „все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом“ ( 1Кор. 12:13 )... Дух Божий некогда носился над хаосом. И вот – благоустройство вселенной. Носится Дух Божий и над хаосом человеческих противоречий и настроений, созидая Церковь спасаемых, организуя в ней единое тело единого человечества. И кто почувствовал себя под животворным дыханием этой организации, тот в объятиях Бога любви, прилагается к Церкви и не может не любить, не может не быть в действенном общении со всеми: „Дабы не было разделения в теле , а все члены одинаково заботились друг о друге» ( 1Кор. 12:25 ), „Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение“ ( 1Кор. 12:24 ), и потому „члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более благовидно покрываются“ ( 1Кор. 12:22–24 ). Есть гении и таланты и просто рядовые мыслители. И в их рядах многообразие оттенков. Это в области ума. Тоже и в области морали и практической деятельности: есть менее совершенные и более совершенные. И все это в состоянии случайного колебания: „если хочешь быть совершенным, пойди, продай: имение твое и раздай нищим“, услышал богатый юноша о совершенстве и не мог вместить его: „отошел с печалью, потому что у него было большое имение“ ( Мф. 19:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Затем в «Нового Времени» от 20-го мая 1914 г. письмом в редакцию отозвался и И.В.Годнев, заявив, что встревожившее А.А. Папкова место о мирянах ему давно было известно, и он ссылался на него уже 29-го октября 1913г. 2 , а затем процитировал полностью в заседании государственной думы 28-го апреля 1914 г. 3 . Со своей стороны мы можем прибавить, что это место цитируется уже Ф.В.Благовидовым в его книге «Обер-Прокуроры Св.Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия» , Казань, 1900 г., 2-е издание, на странице 14–15, а также в книг С.Г. Рункевича, Учреждение и первоначальное устройство Св.Синода, С.-Пб., 1900, стр. 164; в отзывах на эту книгу архиепископа Сергия Финляндского и А.В.Карташова, помещенных в «Журналах Совета Петербургской Духовной Академии” за 1901–1902 гг., стр.218 и 258 (см. Христианское Чтение за 1902г., вып. 7–10); в статье свящ. К.Ф.Стефановича, Феофан Прокопович , как канонист, «Вера и Церковь » за 1906 г., кн. 9, стр. 440, и в статье М.Лебедева, К вопросу об отношении Церкви к Государству, Прав. Собес., декабрь 1906 г., стр. 728, прим, 2. Таким образом, «открытие”, о котором сообщал А.А.Папков не было ужо таким новым. Были высказаны также возражения и по другим положениям статей А.А.Папкова , часть которых попала и в его брошюру под заглавием «Правда о церковном преобразовании Петра Великого. С.-Пб. 1914» Однако, вся эта полемика казалась недостаточно основательной в виду отсутствия в печати того источника, из которого А.А.Папков черпал свои сведения и выводы. Тем не менее вопрос, задетый статьями А.А.Папкова , представлялся столь важным, что интерес к нему в обществе не ослабевал, несмотря на заслонившие, казалось бы, все события военного времени. Занимаясь уже довольно продолжительное время изучением Духовного Регламента и истории учреждения Духовной Коллегии и мы, со своей стороны, естественно были также очень заинтересованы этими статьями А.А.Папкова и с нетерпением ожидали обещанного им «Сборника памятников по истории церковного права» профессора В.Н.Бенешевича .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Селим подверг их пыткам, стараясь выведать, с какой целью И. собирал вокруг себя множество христиан. Когда султан переехал в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция), туда перевезли и И. с учениками. Султан передал их 2 пашам для дальнейшего расследования. Те сообщили султану, что не смогли найти подтверждение обвинению, но узнали, что И. обладает даром предвидения. Селим призвал к себе И. и спросил, сколько лет ему предстоит править. Когда И. ответил, что тому осталось жить 9 месяцев, султан пришел в ярость и предал святых жесточайшим мучениям. Желая найти благовидный предлог для их казни, Селим послал к И. одного пашу, чтобы узнать его мнение об исламе. И. обличил мусульман, говоря, что никто из людей так не прогневал Бога, как Мухаммад. После этого султан приказал янычарам сделать все, чтобы заставить святых отречься от Христа. Янычары мучили их в течение 17 дней: бичевали, посыпая раны солью и растирая грубыми полотнами, вырезали из кожи ремни, терзали ноги железными крюками, а бока опаляли огнем. Видя непреклонность святых, Селим приговорил их к повешению. На место казни И. пришел сам, хотя от пыток на ногах обнажились кости, а его учеников принесли совершенно изнемогших. И. воздал хвалу Господу и мирно почил прежде, чем палачи приступили к казни. Турки повесили его учеников и мертвое тело И. Мон. Герасим (Микраяннанит) и И. М. Перандонис относят казнь преподобномучеников к 1519, а не к 1520 г. Христиане выкупили тела святых и унесли их в сел. Арванитохорион (по др. источникам, Алвани, или Алванитохорион) близ Адрианополя и погребли их в 3 отдельных гробницах. Каждое воскресенье и по праздникам от гробов преподобномучеников исходил свет. Вскоре после мученической кончины святых свящ. Николай из Арты отправился навестить брата, жившего на Дунае. По пути, в Адрианополе, заболел конь священника. Свящ. Николай, слышавший о мученическом подвиге И., обратился к нему с молитвой, и конь исцелился. Священник отправился к месту захоронения И. и рассказал жителям Арванитохориона о происшедшем.

http://pravenc.ru/text/200221.html

Обращаясь к вам, возлюбленные о Господе питомцы, я не буду указывать ни на ваши во многих отношениях блестящие успехи, ни на вашу любовь к занятиям. Этого и весьма естественно было ожидать от вас, как избранных между избранными. Но не могу не остановиться благодарною мыслью на тех задатках преданности делу св. веры и Церкви, которые в последнее время ободряли, утешали и радовали меня. В наше, скудное духом веры и благочестия, время отрадно встретить среди юных питомцев и слабые начатки духа веры и благочестия, как залог будущего благосостояния Церкви. Господь не благословил мне видеть полное развитие этих начатков. О, если бы хотя слухом услышать, что сей приют духовного просвещения возращает ревностных и самоотверженных служителей веры и Церкви, не только не увлекающихся всяким ветром учения, но и сильных разоблачать всякое коварство льщения, не смотря на благовидную наружность, в которое облекается мудрование человеческое, не покоряющееся Закону Божию и считающее буйством Крест Христов! Тогда и находясь вдали от вас, сердце мое возрадовалось бы радостью неизглаголанною. А если бы судьбы Божии кого-либо из таковых поставили в ближайшее отношение ко мне, такой не тесно вместился бы в сердце моем, – я принял бы его яко возлюбленное о Господе чадо. Последнее слово мое ко всем вам, братие: если оскорбил кого чем, или преогорчил по долгу ли службы или по естественной немощи человеческой, или не сделал для кого того добра, какое мог и должен был сделать, – прошу и молю именем Господа нашего Иисуса Христа, покройте благоснисходительною любовью и отпустите меня с миром, памятуя слова Писания, яко много согрешаем вси. 2 февр. 1864 г. II. Речь, сказанная Епископом Саратовским в 1866 году по поводу Высочайшей милости – отпуска 1½ миллиона на духовно-учебные заведения, после молебствия, совершенного 22 апреля в Троицкой церкви, в зале семинарии наставникам и ученикам Ныне радость и торжество у вас. Сочувствую вашему торжеству, сорадуюсь вашей радости. Не судил мне Господь быть участником и свидетелем такого торжества, когда я сам принадлежал к корпорации, подобной вашей, но тем выше радость моя в настоящее время, чем она бескорыстнее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1840 г. была образована Камчатская, Курильская и Алеутских о-вов епархия . Ее первым епископом стал прот. Иоанн Попов-Вениаминов, принявший постриг с именем Иннокентий и возведенный в сан архимандрита. 30 янв. 1841 г. свт. Иннокентий посетил Троице-Сергиеву лавру и МДА, где уговорил нек-рых студентов вместе с ним отправиться на Камчатку. Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский. Литография. 1868 г. (РГБ) Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский. Литография. 1868 г. (РГБ) Свт. Иннокентий учил юных миссионеров тому, что не только молитва, исполнение треб и проповедь Слова Божия могут привлечь в Православие коряков и чукчей, долго сопротивлявшихся продвижению веры в приполярные районы. Большое значение имеют благочестивая жизнь священника, его нелицемерное служение людям и Богу, трудолюбие, нравственные устои и любовь к пастве. Примером стало служение свящ. Стефана Попова-Вениаминова, родного брата свт. Иннокентия, к-рый прибыл на Камчатку с малолетним сыном в сент. 1834 г. и вскоре был назначен настоятелем в строившуюся Николаевскую ц. в с. Лесная. Отец Стефан обучил коряков разведению домашнего скота, строительству домов, объяснил устройство печей. При помощи учеников, прихожан-коряков, он основал поселок и «благовидную церковь» по русскому образцу ( Барсуков. 1997. С. 165-166). В 1843 г. по благословению еп. Иннокентия эта церковь была перенесена на р. Палану и стала называться лесновско-паланской Николаевской. В том же году он отправил на 3 года в Анадырь свящ. Романа Верещагина. В 1844-1849 гг. о. Роман с пономарем И. Трифоновым крестил ок. 225 чукчей. В 1844 г. на базе гижигинской Спасской ц. была создана Анадырская миссия. Необходимость личного участия в делах миссий и приходов побуждала свт. Иннокентия совершать далекие рискованные путешествия по Камчатскому краю и Вост. Сибири. В 1842-1843 гг. он объехал всю епархию: 8 мая 1842 г. он выехал из Новоархангельска (ныне Ситка, шт. Аляска, США), посетил острова Уналашка, Еловый (ныне Спрус), Атка, Унга, Прибылова и Беринга; 19 авг.

http://pravenc.ru/text/1470157.html

Н. Голицыну. СПб., 1859; Пыпин А. Н. Рус. Библ. Об-во: 1812-1826//ВЕ. 1868. 8. С. 639-712; 9. С. 231-297; 11. С. 222-285; 12. С. 708-768; он же. Религ. движения при Александре I. Пг., 1916; Gotze P. O. Fürst Alexandre Nicolaejwitcz Galitzin und seine Zeit. Lpz., 1882 (рус. пер.: Гёце П. П. , фон. Из записок: [Кн. Голицын и его время]//РА. 1902. Кн. 3. Вып. 9. С. 66-107; Вып. 11. С. 321-329; Знаменский П. А. Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования имп. Александра I. Каз., 1885; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й пол. текущего ст. СПб., 1894; Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст. Каз., 1899; Стеллецкий Н. , свящ. Кн. А. Н. Голицын и его церк.-гос. деятельность//ТКДА. 1899. 10. С. 193-211; 1900. 3. С. 488-532; 7. С. 353-414; 10. С. 250-305; 1901. 4. С. 571-609; 6. С. 179-210; 8. С. 425-462; 9. С. 3-36 (отд. изд.: К., 1901); Вишленкова Е. А. Религ. политика: Офиц. курс и «общее мнение» России Александровской эпохи. Каз., 1997; она же. Заботясь о душах подданных: Религ. политика в России 1-й четв. XIX в. Саратов, 2002; Кондаков Ю. Е. Личность и гос. деятельность кн. А. Н. Голицына//Личность и власть в истории России XIX-XX вв.: Мат-лы науч. конф. СПб., 1997; он же. Духовно-религ. политика Александра I и рус. правосл. оппозиция (1801-1825). СПб., 1998; Шилов Д. Н. Гос. деятели Рос. Империи: Биобиблиогр. справ. СПб., 2002. С. 185-187. В. А. Фёдоров Рубрики: Ключевые слова: ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович (1855 - 1935), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества

http://pravenc.ru/text/165261.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010