Павла, хотя нельзя исключать, что это качество цвета связано с сохранностью верхних красочных слоев. Обилие складок гиматия, охватывающих фигуру, и жест поднятой правой руки, передающий молитвенное обращение к Спасителю, выделяют изображение ап. Петра среди др. фигур. По краям В. ч. находились иконы святителей, облаченных в белые ризы (раскрыты иконы Иоанна Златоуста и Григория Богослова), замыкали его иконы мучеников. В Деисусе наряду с Богоматерью, Иоанном Предтечей, архангелами, 4 апостолами, 4 вселенскими святителями описи собора упоминают иконы рус. святителей, связанных с владимирской и ростовской кафедрой: епископов Леонтия и Иакова, митрополитов Петра и Алексия. присутствие иконы св. Иакова Ростовского (канонизирован в 1549) следует объяснять либо изменением надписи, поскольку в описи Успенского собора 1708 г. его изображение не упоминается, либо заменой иконы в момент составления описи. появление образа святого до общерус. канонизации в кафедральном соборе было возможно, это подтверждают др. древние памятники. Ап. Петр. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Ап. Петр. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Состав праздничного ряда В. ч. предположительно восстанавливается также по описи Успенского собора 1708 г. Его отличительной чертой было наличие развитого страстного цикла, что находит аналогии в др. иконостасах раннего XV в.- праздничном ряду Благовещенского собора Московского Кремля (нач. XV в.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425). Прориси композиций в 3 комплексах имеют сходство, хотя и не копируют друг друга. В иконостасе Троицкого собора представлен и близкий тип изображения пророков - полуфигуры со свитками в руках. Ап. Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Ап. Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Летописное сообщение 1408 г. о работе мастеров преподобных Андрея Рублёва и Даниила Чёрного над росписью Успенского собора позволило исследователям, прежде всего Грабарю, предположить, что «подписание» храма включало в себя также исполнение иконостаса.

http://pravenc.ru/text/149831.html

Говоря о развитии государственно-конфессионального диалога в Татарстане, Рустам Минниханов отметил, что с конца 1980-х верующим переданы около 300 религиозных объектов. «При этом в те годы действовали всего 38 религиозных организаций. Сегодня их количество превышает две тысячи. Преимущественно это мусульманские и православные организации», — сообщил президент РТ. Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери, освящение которого совершил Святейший Патриарх Кирилл, Рустам Минниханов назвал знаковым событием для республики. Президент РТ также указал на важное значение проекта по возрождению объектов мусульманского и православного мира «Болгар-Свияжск». «Важным результатом этой работы стало включение в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО Казанского кремля, древнего города Болгар, Успенского собора и монастыря острова-града Свияжск. Безусловно, проводимая нами работа способствует сохранению этнической и религиозной идентичности представителей различных народов, формированию восприятия Татарстана как нашего общего дома», — подытожил Рустам Минниханов. Государственный советник РТ, первый президент РТ Минтимер Шаймиев также отметил значение воссоздания Казанского собора на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы и восстановления Благовещенского собора Казанского кремля. Он указал, что одновременное восстановление православных и мусульманских святынь есть свидетельство мира и согласия в регионе. Приветствие участникам заседания Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» направил Президент Российской Федерации Владимир Путин. Его огласил председатель российского оргкомитета Группы, заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. Участникам мероприятия был продемонстрирован фильм о выездном заседании Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» в Королевстве Саудовская Аравия (г. Джидда) 23-25 ноября 2021 года. По приглашению Рустама Минниханова в этом заседании принимал участие и глава Татарстанской митрополии. В этот же день на берегу реки Казанки состоялась установка памятного камня в ознаменование начала строительства комплекса Соборной мечети. В мероприятии приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, президент Татарстана Рустам Минниханов, Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, полномочный представитель Президента России в ПФО Игорь Комаров, главы ряда регионов России, а также многочисленные гости. Церемонию установки памятного камня посетили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/5927439.ht...

Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами. Читайте также — Псково-Печерский монастырь: открытая крепость Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине. Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора. Некрополь

http://pravmir.ru/donskoj-monastyr-svyat...

Др. иконографический извод представляет А. изображенным фронтально, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Примером могут служить шитые образы А. на пеленах «Избранные святые и праздники», 1499 г. (вклад вел. кнг. Софии Палеолог, СПГИАХМЗ); «Богоматерь Смоленская», 60-е гг. XV в. (ГММК); «Избранные святые», 1-я пол. XVI в. (ГИМ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому, праздники и святые», 1525 г. (СПГИАХМЗ); покров «Святитель Алексий, митрополит Московский», кон. XVII в., происходящий из Чудова мон-ря (ГММК),- на каймах вышит тропарь А. «Светоносная возсия днесь память твоя». Данной иконографической традиции следовал и мстерский иконописец О. С. Чириков, написавший в 1890 г. образ Московских святителей Петра, А., Ионы, Филиппа и вел. кн. Владимира (ГИМ), поднесенный кн. В. А. Долгорукову Обществом хоругвеносцев Кремлевских соборов. Существует неск. вариантов данного извода: в росписи Успенского собора Свияжского мон-ря 60-х гг. XVI в.; на покрове 1581 г., вложенном в Чудов мон-рь тверским вел. кн. Симеоном Бекбулатовичем, А. правой рукой придерживает Евангелие, стоящее на левой руке (ГММК); на фреске Дионисия в ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом Белозерском мон-ре , 1502 г., левой рукой А. поддерживает Евангелие, правой, отведенной в сторону, благословляет. Аналогичный жест воспроизведен на иконе 1606 г. из Благовещенского собора Сольвычегодска (ГТГ), созданной в строгановской мастерской. Одно из ранних изображений А. с отведенными в стороны руками (правой он благословляет, в левой - Евангелие на убрусе) - в среднике житийной иконы А., созданной Дионисием, кон. XV в. (ГТГ). Тот же иконографический вариант встречается в дьяконнике ц. Рождества Богородицы на Возмище под Волоколамском, сер. XVI в., на фреске 1547-1551 гг. на юж. стене алтаря Благовещенского собора Московского Кремля, на иконе А. 1577 г. мастера Давида Сираха (РязХМ), на иконе нач. XVIII в. с Нерукотворным Образом Спасителя на верхнем поле (ГМЗРК). Первым известным произведением житийной иконографии А.

http://sedmitza.ru/text/708040.html

Первое подробное сообщение в летописи связано с росписью собора Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 г. Возможно, это связано с популярностью Феофана Грека, за деятельностью которого современники внимательно следили. Но при этом, если о росписи церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора сообщают почти все своды, то упоминания о работе в Благовещенском соборе редки Наиболее подробная запись о ней сохранилась в Троицкой летописи: «Тое же весны начата подписывати церковь каменуа Святое Благовещенье, не ту иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гръчин, да Прохор старец с Городка, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю» Письмо современника Феофана Грека Епифания Премудрого донесло до нас драгоценные сведения о фресках, созданных Феофаном и поразивших современников своей новизной и необычностью. «В церкви святого Михаила (Архангельском соборе. — И.К.) он изобразил на стене город, подробно вырисовав его красками, у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене самую Москву, терем у великого князя расписан [им] невиданной раньше и необычной росписью, а в каменной церкви святого Благовещенья [он] написал «Корень Иессеев» и «Апокалипсис» «Древо Иессеево» было широко распространено в монументальной живописи с XII в. В XIII—XIV вв. «Древо Иессеево» прочно вошло в программы росписи храмов Сербии, Македонии, Малой Азии, Греции, Болгарии, Грузии и других стран православного мира Как правило, оно помещалось в западной части храмов или в притворах. Характерно сочетание «Древа» с изображениями царей, епископов, ктиторов — заказчиков. Это подчеркивало божественное происхождение царской власти. Можно предположить, что в Благовещенском соборе сцена помещалась на западной стене и сочеталась с изображениями ктиторов. Ведь и в существующей живописи собора, сохранившей основные темы росписи 1405 г., галерея московских князей завершается изображениями Дмитрия Донского, вероятного ктитора первого каменного здания, и Василия Дмитриевича — заказчика росписи Феофана Грека.

http://sedmitza.ru/text/404859.html

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют). Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и. С. П. Заиграйкина Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и. «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Другой иконографический извод Лиддской иконы - Богоматерь " Одигитрия " , без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX веков: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца " Богоматерь с Младенцем на престоле " из ярославской церкви свт. Иоанна Златоуста в Коровниках  (1680-е годы, ЯХМ), где изображение Лиддской иконы помещено в двух клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Лиддской иконе ; на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина " Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери " (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе " Успение и свод чудотворных икон Богоматери " (XIX в., ГТГ). На трех последних изображение иконы сопровождается наименованием " Римская " . В сборнике " Солнце Пресветлое " , принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (1710-20-е годы  ), на л. 76 помещены изображение и краткая история Лиддской иконы (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу " Спасительница Римского народа " с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: " Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове " . В сб. " Солнце Пресветлое " , переписанном в 1730 году Федором Мурыгиным , история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением двух икон " Богоматери Римской " (празднование в феврале и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют). Исключением в настоящее время представляется изображение Лиддской иконы в иконографическом варианте " Умиление " в семи клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (последняя четверть XVI века, ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Лиддской иконе.

http://drevo-info.ru/articles/8113.html

Н.И.Державин: — Сейчас самое время объявить вопрос викторины. Но вы услышите его не от меня, а от нашей постоянной зрительницы – Елены Михайловны Темновой. Не удивляйтесь, теперь свой вопрос может задать любой зритель. И если он будет интересным и прозвучит в эфире, в награду вы получите том «Православной энциклопедии». И вопросы, и ответы мы принимаем на эфирный пейджер. Вопрос викторины Е.М.Темнова: — Мало кто знает, что Александр Сергеевич Пушкин любил читать жития святых. В бумагах поэта сохранился выполненный им перевод одного жития с церковно-славянского языка на русский. А знаете ли вы, житие какого святого перевел Пушкин? Н.И.Державин: — Автор вопроса Темнова Елена Михайловна – преподаватель филологического факультета МГУ, исследователь творчества Пушкина, поэтому и вопрос ее не простой. Но у вас есть время подумать и прислать ответ на пейджер. А сейчас – новости. 4 сентября в Кремле открывается выставка «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле». Я очень советую вам побывать на этой выставке, там вы увидите уникальное собрание памятников из Благовещенского собора Московского Кремля – домового храма русских великих князей и царей. 25 августа состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Министра культуры России Михаила Швыдкого. По словам Министра, сегодня не хватает не только веры, но и знаний о том, что происходило в русской истории, в истории Русской Православной Церкви, и телевидение своими средствами пытается восполнить этот пробел. Сейчас к выходу на экран готовятся три новых кинопроекта: десятисерийный фильм «История Русской Православной Церкви», пять фильмов о Русских Патриархах, и многосерийная кинолента «Паломничество в Вечный город», посвященная общехристианским святыням Рима. Над фильмами работают студии «Остров» и «Бакалавр» в сотрудничестве с Церковно-научным центром «Православная энциклопедия». А сейчас – новости из Великого Новгорода. Видеосюжет «Храм Успения Богоматери на Волотовом поле» Нынешний праздник Успения Пресвятой Богородицы останется в истории России как день, когда буквально из пепла, был восстановлен уникальный храм XIV века Успения Богоматери на Волотовом поле.

http://sedmitza.ru/text/397587.html

(ПСРЛ. Т. 3. С. 93, 334), позднее (по крайней мере с рубежа XIV и XV вв.) она фигурирует как каменный придел ц. Успения на Торгу (ПСРЛ. Т. 11. С. 172). Приделы во имя Е. известны в Новгороде также при храмах Космы и Дамиана на Козмодемьянской и Холопьей улицах (Роспись новгородских церквей 1615 г.//Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 2. С. 284. (Памятники отеч. истории; Вып. 3)). В псковском монастыре Пятницы в Бродах в 1534 г. была освящена каменная ц. прп. Параскевы с приделом во имя Е. (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 106). В Москве ц. Е. на Всполье (Б. Ордынка) упоминается в «Новом летописце» в связи с освобождением Москвы Вторым ополчением от поляков в окт. 1612 г. (ПСРЛ. Т. 14. С. 125). Придел во имя Е. существовал в кремлевской ц. Рождества Богородицы на Сенях (упом. с 1613 - Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг//Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 154). Е. была посвящена также походная церковь, сопровождавшая русское войско во время победоносного похода на Казань в 1552 г. (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 205; Ч. 2. С. 500). В Твери ц. во имя Е. (каменная с 1781) находилась в Затверецком посаде ( Комаров Б. Чертеж города Твери до перепланировки XVIII в.//Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 153, 155). Частицы мощей Е. содержались в 2 реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля - наперсном кресте-мощевике (ГММК, инв. МР-3671) 70-х гг. XV в. (?) (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 266-268; кат. 94) и в резной иконе-складне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте (ГОП. Инв. 236БЛ) 3-й четв. (?) XV в. ( Николаева Т. В . Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - 1-й четв. XVI в. М., 1971. С. 58-59, 40). Появление частиц мощей и распространение почитания Е. в Москве в это время исследователи связывают с приездом на Русь Софии Палеолог. Е. упоминает патриарх Александрийский Иоаким I в послании к царю Иоанну Грозному по случаю похода рус. войск на Казань (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 669). А. А. Турилов Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/881026.html

Западные стандарты прав человека очень часто противоречат нравственным основам – эта мысль стала лейтмотивом выступления митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. К примеру, Церковь не признает в качестве нормы глумление над святынями, аборты, гомосексуализм, азартные игры и эвтаназию, в то время как все это активно пропагандируется именно с позиции прав человека. Писатель Игорь Смолькин Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский: – За правами человека стоит принудительная сила государства, которое может заставлять человека совершать грех, содействовать или попустительствовать греху. Евгений Никифоров, генеральный директор радио «Радонеж»: – «Декларация о правах и достоинстве человека» – этот документ, который станет основанием нашего противодействия силам, стремящимся уничтожить правду и Христианство в России, стереть Христианство с лица земли в Европейской цивилизации. Митрополит Кирилл напомнил о случае, когда в Европе пастора Лютеранской церкви заключили в тюремную камеру только за то, что в своей проповеди он назвал гомосексуализм грехом. Видимо под воздействием доклада митрополита Кирилла заместитель председателя Государственной Думы России Любовь Слиска предложила «отказаться от идеи непогрешимости Европы». Участникам собора эта идея понравилась. По итогам Собора планируется создать православный правовой центр. Он будет заниматься защитой прав человека,обращать внимание людей на такие, ставшие непривычными для правозащитников ценности, как материнство и детство, национальная культура и чистая жизнь. Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Сюжет: Благовещение 7 апреля Русская Православная Церковь отметила праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В Благовещенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию. Святейший Патриарх Алексий: – Среди поста Благовещение – радостный и светлый луч. В праздник Благовещения на Соборной площади Московского Кремля Предстоятель Русской Церкви выпускает из клеток птиц. Эта традиция была продолжена и сейчас, несмотря на первый московский весенний дождь.

http://sedmitza.ru/text/405240.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010