Среди необыкновенно красивых, радостных по колориту мозаиках монастыря Хора (1314 год, турецкое название — Кахрие-Джами) — «Благовещение», где Богородица показывается не с рукоделием, а у колодца (эта сцена имеет в своей основе апокрифические предания). В иконе «Благовещение» (оборотная сторона иконы «Богоматерь Психострия (Душеспасительница), первая четверть XIV века, галерея икон, Охрид) мы видим Богородицу, восседающую в глубине изобразительного пространства. Архангел движется к Ней чуть по диагонали — как бы вглубь. То есть мы наблюдаем в иконе появление элементов земного пространства, она становится ближе к нашему «здесь». Ведь Бог сошел, снизошел к этому нашему человеческому людскому «здесь». На Руси Охридской иконе близка по иконографии и икона «Благовещение» из Благовещенского собора Московского Кремля, которую приписывают Андрею Рублеву и его окружению, написанная примерно в этот же период. Здесь мы тоже видим многоплановое композиционное построение, предполагающее, условно говоря, пространственную трактовку изображений. Как и в предыдущих иконах, в иконе «Благовещение» второй четверти XIV века из ГМИИ им. А.С. Пушкина присутствуют элементы архитектуры. На заднем плане угадывается архитектура Иерусалимского храма. То есть Ветхий Завет и Новый завет — связываются, объединяются… В «Благовещении» из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря города Ярославля (первая половина XVI века. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) служанка сидит у ног Девы Марии. В отличие, скажем, от иконы из музея в Охриде, Богородица не отпрянула в испуге, а покорно склонила голову, полностью покоряясь воле Божией. Центральную композицию на ярославской иконе окружают 24 клейма, иллюстрирующие Акафист Богоматери. Две фигуры, Богородицы и Архангела Гавриила, мы видим и в мозаике «Благовещение» на столбах предалтарной арки Софии Киевской (XI век). В иконе «Устюжское Благовещение» (начало XII века) наглядно представлена идея Воплощения Христа. Икона, которая происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря, сейчас находится в Третьяковской галерее. Архангел Гавриил протягивает руку к Богородице в благословляющем жесте. На груди Богоматери изображен воплотившийся Христос. Вверху, в облаках — восседающий на престоле Ветхий Днями (Дан. 7:9, Откр. 1:14) в окружении небесных сил.

http://foma.ru/blagoveshhenie-ikonyi-i-k...

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля Чтобы уяснить литургическое значение и смысл иконостаса, необходимо кратко остановиться на значении символики самого храма, переданной свв. отцами и являющейся руководящим началом как в постройке православных храмов, так и в распределении их росписи. Символика эта, выражавшая- в первые века лишь в общем представлении о храме как о месте, освященном присутствием Божиим, наполняющемся во время богослужения ангелами и вмещающем людей, оправданных и освященных (притом представлении более переживаемом, нежели выражаемом), с IV в. начинает получать все более подробное раскрытие. Главным образом в это время стало слагаться в определенный вид христианское богослужение, и вместе с этим под влиянием потребностей культа стал вырабатываться определенный план и определенное расположение и украшение частей храма 133 . На этой символике довольно подробно останавливается уже Евсевий в похвальном слове епископу Павлину по случаю постройки храма в Тире 134 . В основе символики храма лежит учение Церкви об искупительной жертве Христовой и конечной ее цели, составляющей самую сущность христианства, – грядущем преображении человека, а через него и всего мира. Храм в его целом есть образ будущего обновленного мира, где Бог исполняет всяческая во всех ( Еф.1:23 ). Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «И закон, и все, сообразное с законом, было некоторым оттенением будущего образа, т. е. имеющего у нас место служения; а имеющее у нас место служение – образ будущих благ; самые же вещи ( Евр.10:1 ) (т. е. сама реальность.–Л. У.) – вышний Иерусалим, нематериальный и нерукотворенный, подобно тому, как говорит тот же божественный апостол: ...не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем ( Евр.13:14 ), каковой есть вышний Иерусалим, ему же художник и содетель Бог ( Евр.11:10 ). Ибо все, как сообразное с законом, так и сообразное с нашим служением, произошло ради того [т. е. вышняго Иерусалима] " 135 . Исходя из такого толкования каждая часть новозаветного храма получает свое значение сообразно с общим положением и назначением ее в ходе богослужения. По толкованию прп. Максима Исповедника и свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, храм есть образ мысленного и чувственного мира – человека духовного и телесного. Алтарь есть символ первого, средняя часть – символ второго. В то же время обе эти части составляют нераздельное единство, причем первая просвещает и питает вторую, и последняя, таким образом, становится чувственным выражением первой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Лев (символ евангелиста Марка). Миниатюра из Евангелия Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657. Л. 80 об.) Перечисленные Евангелия вышли из московского скриптория при митрополичьей кафедре, возглавляемого в кон. XIV - нач. XV в. протодиак. Спиридоном (Спиридонием), к-рого Н. Б. Тихомиров и Г. И. Вздорнов ( Вздорнов. 1978. С. 24-26) ошибочно считали одним из писцов Е. Х. Источником ошибки Тихомирова было размещение А. Н. Свириным снимка из Евангелия Успенского собора Московского Кремля в качестве репродукции Е. Х. ( Свирин. 1964. С. 215). Тихомиров справедливо атрибутировал почерк Спиридону, но не проверил наблюдение по рукописи. Позднейшие исследования доказали, что текст Е. Х. (кроме правки и надписей на миниатюрах) выполнен одним почерком (СКСРК, XIV в. 186. С. 326), к-рый, по мнению А. А. Турилова, можно отождествить с основным, «старшим» почерком Климентьевского Евангелия ( Турилов. 2002. С. 38. Примеч. 6; Попов. 2002. С. 17). Принадлежность Е. Х. в XVII в. царской фамилии позволяет считать, что оно было создано для великокняжеского двора, возможно для одного из кремлевских соборов. Гипотеза Г. В. Попова, что Е. Х. было написано в 1399/1400 (6908) г. для кремлевского Архангельского собора, основывается на предположении об «испорченности» первоначальной даты (6908), размещавшейся на утраченных листах древней вкладной рукописи, к-рая в результате ошибок переписчиков посл. четв. XVII в., заменивших буквы «цы» и «иже» на «пси» и «мыслите», стала читаться как «6740». Однако более вероятна замена буквы буквой   а не наоборот. Мифологический характер даты «6740» подтверждается отсутствием в рукописи как следов «неоднократной переписки», так и др. сведений в существующей вкладной записи, к-рые бесспорно содержались в древней вкладной Е. Х. Некоторые основания для датировки и решения вопроса о его происхождении дает гипотеза Попова об одновременности, «параллельности» создания ок. 1400 г. в одной мастерской Е. Х. и Евангелия Успенского собора Московского Кремля, работа над к-рым не была завершена при митр. Киприане и была продолжена уже при митр. Фотии ( Попов. 2002. С. 16-23). Если создание Евангелия Успенского собора было приостановлено в связи со смертью митр. Киприана (16 сент. 1406), то 1-й этап работы над рукописью может приходиться на 1405-1406 гг. ( Дудочкин. 2000. С. 60), т. о., можно датировать Е. Х. ок. 1405 г. Это позволяет предположить, что оно предназначалось как напрестольное для великокняжеского Благовещенского собора, расписанного Феофаном Греком, Прохором из Городца и Андреем Рублёвым в 1405 г. Данная гипотеза согласуется со сложной историей строительства Благовещенского собора в XV в. (предполагаемое Поповым «изъятие» рукописи из Архангельского собора не находит убедительных подтверждений).

http://pravenc.ru/text/180927.html

В позднем средневековье и особенно в Новое время Д. под влиянием западноевроп. образцов становятся шедеврами ювелирного искусства: конструкция усложняется (растет в высоту), стенки украшаются круглой скульптурой и орнаментами, выполненными в технике ажурной ковки, филиграни, просечной чеканки. Напр., Д. из Архангельского собора Московского Кремля (27,5×27,8×14 см; 1702. ГММК; см.: Мартынова М. В. Худож. металл в интерьере Архангельского собора//Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002. С. 399-430. Ил. 14; Костина. Кат. 71. С. 101) представляет собой пример скромного декора: гладкий прямоугольный ковчег на ножках-шариках, крышка которого увенчана 3 главками, а стенки украшены гравированными изображениями «Тайная вечеря» и «Моление о чаше» (в надписи на крышке названа «ковчег», «святая скиния»). Золотая Д. из Благовещенского собора Московского Кремля (36×14 см; 1-я четв. XVIII в. ГММК - см.: Царский храм. С. 219-223. Кат. 72) украшена живописными эмалями (Страстной цикл), фигурами в технике эмали по рельефу (Распятие с предстоящими), драгоценными камнями, черневыми изображениями т. н. Троицы новозаветной, архангелов, апостолов, отцов Церкви; ковчег с 5 маленькими главками на крышке был в верхней части украшен 4 золотыми крылами с изображениями 8 архангелов в технике черни; стилистические особенности черневых и эмалевых образов свидетельствуют о влиянии зап. барочных образцов. Ковчег Д. мог быть увенчан литым изображением Распятия, помещенным под сень, украшенную главкой,- такова, напр., Д. из кремлевской церкви Двенадцати апостолов (1728. ГММК; см.: Костина. С. 67-68. Кат. 45). Дарохранительница. 1833 г. (НИМ (С)) Дарохранительница. 1833 г. (НИМ (С)) Созданная в Болгарии для мон-ря Вознесения Христова в Дечанах серебряная позолоченная Д. (1626 г. НИМ(С)), в надписи названная «святый кивот», имеет вид храма с изящными главками и ажурными пластинами по бокам со множеством изображений, в т. ч. персонажей античной мифологии (в основании центральной главки - нимфа и летящие сирены).

http://pravenc.ru/text/дарохранительницы...

Вергилий. Роспись зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. Вергилий. Роспись зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. В 37 г. по просьбе Мецената В. взялся за новую поэму, к-рая была издана в 29 г. и названа «Георгики» (от греч. τ γεωργικ - земледелие, сельское хозяйство). Поэма написана в подражание Гесиоду в распространенном в то время жанре дидактических пособий. Это сочинение разделено на 4 кн., каждая освещает определенную сторону жизни земледельца. Так, 1-я кн. сообщает о земледелии, 2-я - о разведении садов и виноградников; 3-я - о животноводстве, 4-я - о пчеловодстве. Среди источников, к-рые В. использовал при написании поэмы, кроме «Трудов и дней» Гесиода называют также трактат Марка Теренция Варрона «О сельском хозяйстве», одноименное сочинение Катона Старшего и нек-рые др. Однако, создавая «Георгики», В. не ставил перед собой задачу написать учебник агрономии. Используя популярную форму изложения, автор передает свои представления о мире и месте человека в нем. В исследовательской лит-ре, посвященной В., нет единого мнения о характере философских взглядов, отраженных в поэме. Часто замечают связь «Георгик» с эпосом Лукреция «О природе вещей», однако вопрос о том, следует В. эпикурейцу или полемизирует с ним, остается открытым ( Дилите. С. 296-297). К написанию героического эпоса «Энеида» (Aeneis), самого большого своего произведения, В. приступил сразу после издания «Георгик». Герой эпопеи - Эней, из разоренной Трои прибывший в Лаций, где он основал Рим (новую Трою, или Илион), и ставший родоначальником рода Юлиев, из к-рого произошел Август Октавиан. Работая над поэмой, В. написал сначала все повествование прозой, а затем изложил этот текст гекзаметром. Сюжетно «Энеида» представляется продолжением «Илиады»: в поэме Гомера Эней является героем будущего ( Homer. Il. XX 302-303, 307-308). Проработав над сочинением ок. 10 лет в Италии, В. отправился в Грецию и Азию, чтобы завершить свою поэму, увидев своими глазами место ее действия. Но во время путешествия В. заболел и умер. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Однако по настоянию имп. Октавиана Августа друзья В. Луций Варий Руф и Марк Плотий Тукка нарушили завещание поэта и издали «Энеиду», внеся в нее самые незначительные поправки.

http://pravenc.ru/text/150393.html

231 л. Пергамен; чернила, киноварь; переплет – дерево, бархат, серебро; гравировка, литье 33,2 х 28 х 8,8 Поступило в 1920 году в составе Синодальной патриаршей библиотеки На л. 231 об. запись писца: Аз грешьныи Феодор напсах евангелие се рукою грешною святому мученику Георгиеви в манастырь Новугороду при Курияце игумене и Савве икономе. Угриньцъ псаль Происходит из Юрьева монастыря в Великом Новгороде Реставрировано в 1997 году в ГИМ Т.А. Забелиной и Т.А. Авдусиной ГИМ инв. 80370, ОР Син. 1003 Остромирово Евангелие 1056-1057 годы. Один из писцов – диакон Григорий. Киев или Новгород. 294 л. Пергамен; чернила, киноварь, краски, темпера, золото. Происходит из Софийского собора в Великом Новгороде. Российская национальная библиотека, инв. F.n.I.5 Крест воздвизальный Деревянная основа – XII век, оклад и живопись – XIV век Новгород Дерево, серебро, золото, горный хрусталь, драгоценные камни, бумага; темпера, басма, эмаль, резьба, золочение 59,5 х 21,7 х 3,5 Поступил в 1926 году Происходит из Софийского собора в Великом Новгороде Реставрирован в 1978–1980 годах в ГосНИИР НГОМЗ инв. КП 1623, ДРМ 394 Сильвестровский сборник   Сильвестровский сборник Вторая половина XIV века Новгород или Новгородские земли 216 л. Пергамен; чернила, киноварь, темпера; переплет XVI века – доски, кожа; тиснение 30 х 22,5 Поступил в 1934 году из собрания московской Синодальной типографии Принадлежал священнику Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестру и был увезен им в Кирилло-Белозерский монастырь Реставрирован в 1992–1993 годах в ГосНИИР Г.З. Быковой, Н.Л. Петровой, М.А. Волчковой, Ю.П. Морозовой, В.С. Петецкой, Т.Б. Рогозиной, О.О. Долгановой и К. Соловьевой РГАДА инв. ф. 381 Пантелеймоново Евангелие   Пантелеймоново Евангелие Писец Максим Тошинич Конец XII – начало XIII века Новгород или Новгородские земли Пергамен; чернила, киноварь, краски 224 л. 36 х 27,8 х 12,3 Поступило в 1919 году Хранилась в библиотеке Софийского собора Великого Новгорода, в составе которой в 1859 была передана в СПбДА

http://pravmir.ru/svyataya-rus-pamyatnik...

Спас в силах. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Спас в силах. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Наряду с иконами из Дмитрова, а также с 2 происходящими из разных ансамблей рядами иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля (деисусным 80-90-х гг. XIV в. и праздничным, вероятно 20-х гг. XV в.) и с 3-ярусным иконостасом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры работы преподобных Даниила и Андрея Рублёва и мастеров их круга (ок. 1425), К. ч. по структуре относится к наиболее развитым. В ряду сохранившихся комплексов он следует за иконостасом Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Опись Твери 1626 г. называет число деисусных образов, равное сохранившимся,- 11. Но оно не было изначальным, поскольку упоминаемые в той же описи 14 икон праздников не соответствуют по ширине указанному числу икон деисусного ряда. Совпадение размеров достигается при 15 деисусных и 18 праздничных иконах (ок. 14,8 м, что позволяет определить размеры храма, для к-рого создавался К. ч.). Такое количество близко числу икон в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где размещается 15 деисусных и 19 праздничных образов. В пророческом ярусе троицкого иконостаса - 13 полуфигур (по 2 на каждой доске и 1, Богородичная, в центре). Возможно, в К. ч. их было столько же, с соответствующим числу полуфигур количеством икон; в отличие от Троицкого иконостаса или иконостаса из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497) каждая фигура из числа пророков К. ч. размещена на отдельной доске. Этот ряд, находясь в свое время под сводами относительно небольшого (но превышающего размеры кафедрального Спасо-Преображенского собора Твери) храма, был меньше остальных. Очевидно, что к 1626 г. К. ч. имел значительные утраты, а до наст. времени дошла половина перечисленных в описи праздников. Архангел Михаил. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Архангел Михаил. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Иконография центральной иконы пророческого ряда Божией Матери с Предвечным Младенцем на лоне в окружении 2 огненных серафимов традиционна, основана на видениях и изречениях пророков, включенных в состав ВЗ. От XV в. известны пророческие ряды, где центральное место занимает икона с образом одного царя Давида или в паре с царем Соломоном. Поясные изображения в пророческих рядах преобладают с сер. XVI в. Иконография и состав деисусного ряда К. ч. также традиционны для своего времени.

http://pravenc.ru/text/1683971.html

Церковь в честь Успения Богородицы Джорданвиллского мон-ря. Фотография. 1996 г. 14 нояб. 1948 г. архиеп. Виталием (Максименко) на нижнем этаже собора был освящен храм во имя прп. Иова Почаевского. 26 нояб. 1950 г. состоялось освящение всего Троицкого собора, к-рое возглавил Первоиерарх РПЦЗ митр. Анастасий (Грибановский) . На следующий день начался единственный в истории РПЦЗ чин мироварения . К осени 1960 г. к вост. части собора были пристроены притвор, увенчанный куполом, и величественный вход с большой двойной папертью. Над дверями написан образ Божией Матери «Знамение», на фронтоне, венчающем вход в храм, над крытой папертью - образ Св. Троицы. Пристройка и храм расписаны в одном стиле. В 1962 г. была закончена роспись притвора. С зап. стороны, слева от паперти, сооружена часовня прп. Серафима Саровского. В 1961 г. к алтарной части были пристроены понамарка и ризница, расширенные в 2001 г. Часовня во имя прп. Иоанна Рильского и св. прав. Иоанна Кронштадтского Джорданвиллского мон-ря. Фотография. 1996 г. Часовня во имя прп. Иоанна Рильского и св. прав. Иоанна Кронштадтского Джорданвиллского мон-ря. Фотография. 1996 г. В 1968 г. на монастырском кладбище была заложена, а 26 сент. 1977 г. освящена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (является также храмом-памятником во имя св. Царственных страстотерпцев и иже с ними убиенных, а также «всех в борьбе с безбожным коммунизмом за Россию живот свой положивших, в смуте умученных и убиенных»). Выполнена по проекту архит. В. Глинина в псковско-новгородском стиле. В архитектурном решении церкви автор удачно использовал древние архитектурные формы северорус. зодчества и нек-рые элементы поздней московской архитектуры. Церковь выложена из белого кирпича. Стены украшены крестиками из выдвинутых на полвершка тех же кирпичей; по углам - не очень подчеркнутые контрфорсы; окна по-старинному узкие, обрамленные наличниками и выдающимися отлогими подоконниками. Слева от входа колокольня-звонница в псковском стиле. Главка выложена чешуйками из нержавеющей стали. Крест - фигурный, наподобие крестов Благовещенского собора Московского Кремля, с полумесяцем в подножии. Центральная главка, так же как и главки над входом и колокольней, сделаны самим архитектором. Все основные работы по возведению стен, балок и сводов кровли производил инженер И. Г. Гришин и его помощник свящ. Георгий Шереметев. Роспись церкви была начата иером. Алипием (Гамановичем) и закончена архим. Киприаном (Пыжовым).

http://pravenc.ru/text/171857.html

Еще один вариант иконографии представлен на иконе «Св. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина»» (XIII в.; см. фотографию из архива К. Вайцмана: vrc.princeton.edu/sinai/items/show) - изображение Богоматери буквально оплетено ветвями горящего куста с мелкими зелеными листочками, у Ее ног, в меньшем масштабе,- снимающий сандалию прор. Моисей. Этот же мотив присутствует и в росписи алтаря придела Иакова, брата Господня (XV в.), в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. В палеологовскую эпоху ветхозаветные прообразы Пресв. Богородицы получают широкое распространение. Изображение «Н. К.» входит в состав ветхозаветных циклов в монументальной живописи: образ Богоматери с Младенцем помещался на фоне горящего куста, иногда добавлялось изображение ангела, обращающегося из огня к прор. Моисею. Подобные сюжеты представлены: в нартексе ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); парекклисионе церкви к-польского монастыря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321); в юж. галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (после 1315 или 1328-1341?); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в парекклисионе и экзонартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); в притворе ц. арх. Михаила в Леснове (1349); в арке вимы ц. Богородицы мон-ря Зарзма в Грузии (2-я четв.- сер. XIV в.) и др. В рус. памятниках изображение «Н. К.», близкое к палеологовской традиции, включено в росписи храмов Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря (1313), Успения Пресв. Богородицы в дер. Мелётово Псковской обл. (1465), Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.) и св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (1585); шитый образ имеется на большом саккосе митр. Фотия (нач. XV в., ГММК), на пелене «Неопалимая Купина, с избранными святыми» (кон. XV-XVI в., ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Беноццо Гоццоли показывает праздничные одежды волхвов, их сосредоточенный вид. Волхвов, или как их еще называли, магов, царей, традиционно изображали людьми разного возраста — юношей, зрелым мужем и стариком. А иногда даже как представителей разных рас — европейцем, азиатом, эфиопом. Это подчеркивало единство человеческого мира в радости о Христе. Капеллу семейства Медичи во Флоренции так и будут называть — капелла волхвов. Рождество в иконах и картинах: Икона. VII — IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай Византийская миниатюра. XI в. Афон, Греция Мозаика церкви Марторана в Палермо. 1146–1151 г. Италия Икона. 3-я четверть XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля 1405г. Икона из Луковецкой церкви Череповецкого р-на Вологодской обл. Кон. XVIII в. Череповецкое музейное объединение Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Радость и ожидание — главные настроения праздника Рождества, а потом события будто ускоряют свой ход. И вот уже волхвы, встретившиеся с младенцем Христом и отдавшие дары, во сне слышат призыв ангела не возвращаться в Иерусалим, уходить из Вифлеема другой дорогой. И как изображено на еще одной средневековой миниатюре, пробудившись, волхвы садятся на корабль и отправляются в дальний путь, все еще озаряемые Вифлеемской звездой. Она теперь не погаснет никогда, направляя всех по пути спасения. Миниатюра «Сон и возвращение волхвов». Евангелие из Шпайерского собора. 1197 год. Карлсруэ, Германия Сретение Спустя 40 дней после Рождества, как и полагалось по древнему закону, дева Мария и Иосиф приносят младенца Христа в храм. Эта великая сцена встречи старца Симеона и младенца Христа изображалась разными художниками. Эмаль. Конец XII-haчaлo XIII в. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010